С 1665 г. В. м. открыл подворье в Москве, в приходе ц. во имя святых Космы и Дамиана, на ул. Покровке (30 изб), к-рое впосл. сдавалось внаем. Во время крестного хода из Троицкого собора в В. м. в 1679 г. архим. Питирим изъял «для подлинного ведения» у протопопа неверно написанную и подписанную икону «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский» (см. Аркадий Вяземский ). В 1722 г. в В. м. принял постриг дворцовый дьяк, служивший «при комнатах» царя Иоанна V Алексеевича , С. А. Кривский. Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Настоятельство архим. Ионы в 1-й пол. XVIII в. сопровождалось рядом конфликтов. В 1722 и 1724 гг. в Синоде рассматривались дела по обвинению «монашествующими архим. Ионы в удержании из жалования». В 1727 г. иером. Иоиль, иеродиак. Иоасаф и мон. Савва жаловались в Синод «в непристойных словах» на настоятеля. В результате расследования указом Синода 3 июля 1727 г. иером. Иоиль был переведен в Герасимов Болдинский мон-рь , иеродиак. Иоасаф - в Лютиков мон-рь, мон. Савва - в Нилову Столобенскую пуст. При архим. Макарии в В. м. размещались Крутицкая ДС (10 мая 1739 - 21 июня 1744), затем Вяземское ДУ (в 1744), выпускником к-рого был прп. Макарий (Глухарёв) . В 1700 г. В. м. владел 116 крестьянскими дворами, в 30-х гг. XVIII в. к мон-рю были приписаны Подмонастырская слобода, села Фёдоровское, Воскресенское, Зилово и Андреевское в Вяземском у., с. Болдино в Звенигородском у., где проживало 2405 чел.; обители принадлежали 4 мельницы на реках Вязьма и Днепр. На средства мон-ря в 1735 г. в с. Фёдоровском был построен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата. По ревизии 1744 г., В. м. владел 2398 крестьянами. В 1752 г. в мон-ре жили: архимандрит, 8 иеромонахов, 3 иеродиакона и 11 монахов, в 1758 г.- архимандрит, 14 иеромонахов, 4 иеродиакона и 6 монахов. В 1764 г. В. м. был отнесен к Смоленской епархии, причислен ко 2-му классу с определенным жалованьем.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

Местное почитание В. Х. отмечается уже в XIII в. (по-видимому, тогда была создана 1-я редакция жития), в нач. XV в. возникла 2-я редакция, дополненная рассказом о чудесах, совершавшихся при гробнице святого. В 1410 г. по молитвам к В. Х. исцелился кн. Константин Дмитриевич, младший брат вел. кн. Василия I . В 1-м десятилетии XV в. на печати игумена Хутынского монастыря появилось поясное изображение В. Х. В 1410 г. в расположенном поблизости от Хутынской обители Лисицком во имя Рождества Богородицы муж. мон-ре была построена надвратная ц. во имя В. Х., в 1445 г. каменный храм с таким же посвящением появился в Хутынском мон-ре. В 1440 г. при Новгородском архиеп. св. Евфимии II были освидетельствованы мощи В. Х., оставленные под спудом. По инициативе свт. Евфимия Пахомий Логофет (Серб) составил новую переработку жития В. Х., дополнил его лит. вступлением и рассказом о 4 чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам к святому. Пахомий написал также Похвальное слово и канон В. Х. Пахомиевская редакция жития вместе с 1-й (Проложной) редакцией вошла в состав Великих Миней-Четий митр. св. Макария . В Четьях-Минеях митр. св. Димитрия (Туптало) использована Проложная редакция, дополненная описанием чудес из текста Пахомия. После того как в 1460 г. у гроба В.Х. был воскрешен из мертвых постельничий вел. кн. Василия II Васильевича - Григорий Тумгень, почитание В. Х. вышло за пределы Новгорода, о чем свидетельствует устройство в 1461 г. в московской ц. Иоанна Предтечи престола во имя преподобного. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород и побывал в Хутынском монастыре. Согласно Распространенной редакции жития В. Х. (1526), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася» и князь выбежал из собора, бросив свой посох (в XIX в. его показывали в мон-ре). Благоговейным почитателем памяти В. Х. был вел. кн. Василий III Иоаннович , принявший перед смертью схиму с именем Варлаам. По повелению вел. князя в 1515 г. на месте разобранного Спасо-Преображенского храма (XII в.) в Хутынском мон-ре был построен новый собор. Летописи сообщают о чуде, совершившемся в правление Василия III по молитвам В. Х. и прп. Сергия Радонежского. Во время нападения в 1521 г. крымского хана Магмет-Гирея на Москву инокине кремлевского Вознесенского мон-ря было видение: Московские святители хотели изнести из Кремля Владимирскую икону Богоматери , но были умолены преподобными Сергием Радонежским и В. Х., и святыня была возвращена, Москва избавилась от разорения (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 600-602). Житие В. Х. рассказывает о его явлении Василию III, святой попросил вел. князя прислать в неск. новгородских мон-рей достойных настоятелей, что и было исполнено. В 1533 г. перед ракой преподобного сама собой зажглась свеча, воск от нее был послан вел. князю.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Успения пресв. Богородицы мон-ря Вэратек. 1808-1812 гг. Вэрáтек [румын. Vratec], жен. мон-рь с главным храмом в честь Успения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви. Расположен в холмистой местности вблизи с. Пояна-Вэратек, в 12 км к юго-западу от г. Тыргу-Нямц (жудец Нямц). Основан в кон. XVIII в. мон. Олимпиадой (мирское имя Бэлаша), дочерью приходского священника ц. свт. Николая в г. Яссы. Наставником Олимпиады, до принятия монашеской схимы подвизавшейся в скиту Тополица, был прп. Паисий (Величковский) . Румын. историк Н. Йорга называет прп. Паисия ктитором мон-ря. Строительство деревянной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы началось в июне 1785 г. Через 2 года В. объединили со скитом Тополица, в нач. XIX в. в него перешли монахини из скита Дурэу. По указу митр. Вениамина (Костаки) от 10 июля 1803 г., подписанному боярами господарского совета, В. объединили с мон-рем мон-рем Агапия , открыли общеобразовательные школы и мастерские по пошиву церковных облачений. В 1811 г. там было 273 монахини. Каменная ц. Успения Богородицы, к-рую построили и освятили в 1812 г. при настоятельнице Назарии, двуглавая, с вытянутыми цилиндрическими барабанами куполов, прямоугольная в плане, с полукруглой апсидой; строгие, лишенные декора стены поддерживают 4 небольших контрфорса. Церковь расписали к 1841 г., вторично в 1882 г. В 1-й пол. XIX в. вокруг монастырских строений возвели мощные стены, над въездными вратами - двухъярусную башню-колокольню с часовней свт. Николая Чудотворца, построили трапезную и кельи, в 1817 г. на монастырском кладбище поставили деревянную ц. св. Иоанна Предтечи (с 1877 каменная). В 1839 г. В. стал самостоятельным мон-рем, отделившись от Агапии. В 1845-1847 гг. на территории мон-ря возвели Преображенскую ц. Для музея церковного искусства, расположенного в мон-ре, в 60-х гг. XX в. построили отдельные помещения. Его собрание составляют коллекции икон XVI-XVII вв., монастырского шитья, богослужебных книг, крестов. В 1962-1971 гг. в В. были проведены капитальные реставрационные работы. В 2002 г. в мон-ре проживали 504 насельницы. Лит.: Chiper-Dinograncea Gh. Mnstirea Vratec//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1958. 7/8; Monumente istorice bisericeti din Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1974; Ioanichie (B lan), ierom. Vetre de sihstrie româneasc. Bucureti, 1982. Свящ. Ион Викован Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Антонов что на Дымех], с 1997 г. скит Тихвинского Большого муж. мон-ря С.-Петербургской епархии, в Тихвинском р-не Ленинградской обл. Источником сведений об основании А. Д. м. является житие прп. Антония Дымского , дошедшее в 2 редакциях: ранней, составленной в кон. XVII в., вероятно, в А. Д. м. с использованием местных преданий (БАН. Мордв. 11) и поздней, созданной в А. Д. м. в кон. XVIII - нач. XIX в., к-рая, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго». Антониев Дымский мон-рь. Литография. 1851 г. Антониев Дымский мон-рь. Литография. 1851 г. Согласно обеим редакциям, А. Д. м. основан ок. 1243 г., когда прп. Антоний, поселившись в уединенном месте на берегу Дымского оз., ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого (согласно ранней редакции, верхняя ц. была освящена в честь свт. Николая Чудотворца, согласно поздней - в честь Покрова Божией Матери). Вскоре «во общее же упокоение братии» был построен др. храм, «теплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. поздняя редакция сообщает, что грамота на создание мон-ря была пожалована св. блгв. кн. Александром Ярославичем Невским . По свидетельству поздней редакции жития, в 1409 г. А. Д. м. был разорен и сожжен татарами. Мощи прп. Антония, обретенные нетленными в 1370 г., перед разорением мон-ря братия вновь предала земле, «да не поругаеми будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни иноки опустили на дно Дымского оз. Поздняя редакция также сообщает, что в 1611 г. мон-рь был разорен шведами, но благодаря пожертвованиям царя Михаила Феодоровича в 1626 г. возобновлен, в него переселили насельников Валаамского мон-ря , также сильно пострадавшего от шведов. В ранней редакции жития нашествия татар и шведов не упоминаются, сказано, что древние сведения о мон-ре не сохранились «от велия забвения и нерадения... и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» ( Белоброва. С. 289). И. П. Мордвинов считал известия о нашествиях и разорении мон-ря, содержащиеся в поздней редакции, легендарными, поскольку «нет никаких указаний ни в летописях, ни в иных сказаниях... никаких преданий в Тихвине»; если А. Д. м. «после нашествия шведов был вполне пригоден для жительства монахов», переселенных из Валаамского мон-ря, значит, он «не подвергался разорению». В 1687 г. А. Д. м. сгорел, затем был отстроен заново.

http://pravenc.ru/text/115846.html

Прп. Иоанн Рильский. Икона. XVIII в. (Музей Рильского мон-ря) Прп. Иоанн Рильский. Икона. XVIII в. (Музей Рильского мон-ря) Посвящения И. Р. храмов в России относятся ко 2-й пол. XIX - нач. XXI в. и отражают русско-болг. связи Нового и Новейшего времени, наиболее ранние - придел храма во имя Рождества Иоанна Предтечи в Малоярославце Калужской губ. (XVIII в.). Развитию почитания И. Р. в России в кон. XIX в. способствовала деятельность св. прав. Иоанна Кронштадтского , крещенного в честь болг. святого. По его инициативе во имя И. Р. был освящен престол в соборе жен. мон-ря в С.-Петебурге (см. Санкт-Петербургский во имя прп. Иоанна Рильского жен. мон-рь на Карповке). Также во имя И. Р. были освящены престолы в архимандричьих палатах Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня мон-ря , в храме во имя И. Р. и Льва Катанского в Иоанна Предтечи скиту Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни , в надвратной церкви (1892) в Никифоровом Важеозерском в честь Преображения Господня мон-ре , в приделе Успенского храма (XIX в.) Муромского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , в приделах Благовещенского собора (XIX в.) Бежецкого в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря , Андрониковского собора (нач. ХХ в.) Вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря , Введенского собора (XIX в.) Паданского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Олонецкой губ. Также во имя святого были освящены храмы: при Городской клинической психиатрической больнице 1 им. Н. А. Алексеева в Москве, в Архангельске (XIX в., разрушен в 30-х гг. ХХ в.), на архиерейском подворье в с. Леснолесье (Симферопольский р-н, Крым), Домовая церковь в Минске (XXI в.); приделы в Никольском «Морском» соборе в Кронштадте (нач. XX в.), в Знаменском храме с. Броды Старицкого р-на Тверской обл. (1905), в Успенском храме с. Белый Берег Сафоновского р-на Смоленской обл. (1885); в часовнях (кон. XIX в.) при Александро-Невском храме в г. Троицке Оренбургской обл., в храме Рыльского во имя свт. Николая Чудотворца (XIX в.).

http://pravenc.ru/text/471475.html

Прп. Арсений Комельский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Арсений Комельский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) В 1543 г. мон-рь получил новую грамоту, значительно расширившую его льготы. Незадолго до кончины А. К. благословил постройку трапезной ц. во имя прп. Сергия Радонежского и передал управление обителью иноку Герасиму. В «Сказании» приведена предсмертная молитва А. К., к-рая, по мнению О. Ю. Лагутенковой, является подлинной. Монахи похоронили основателя обители близ алтаря на правой стороне храма Ризоположения. 1 июля 1654 г. при игум. Иоасафе была освящена новопостроенная каменная Ризоположенская ц. с 2 приделами: сев.- во имя прп. Сергия Радонежского и юж.- во имя А. К. Мощи святого находились в посвященном ему приделе под спудом. В XIX в. над мощами святого была устроена медная чеканная рака. При ней хранилось Евангелие, написанное А. К. в 1506 г. (ныне Вологодский областной краеведческий музей), деревянный восьмиконечный крест, обложенный по лицевой стороне чеканным серебром, и складень с изображением иконы Пресв. Богородицы, принесенный преподобным из Троице-Сергиева мон-ря. «Сказание» сообщает о 17 чудесах, совершенных по молитвам к А. К. (список 1-й пол. XIX в. БАН. Арх. 238 - о 18 чудесах, последнее под 1798), в основном об исцелениях от различных болезней у раки преподобного. 24 июня 1602 г. в мон-рь был приведен бесноватый крестьянин Комельской вол. Трофим Васильев по прозванию Зуб. Он тяжело заболел, после того как в ночь под праздник Рождества Иоанна Предтечи совершал в лесу некие «бесовские волхования». У раки А. К. был отслужен молебен, и родственники оставили больного в мон-ре. Придя в обитель на престольный праздник Положения честной ризы Пресв. Богородицы во Влахерне, они приложили Трофима к раке преподобного, и крестьянин выздоровел. 2 чуда совершились по молитвам к святому в разное время с представителями семьи Скорпиевых. Боярский сын В. М. Скорпиев, имевший поместья на р. Комеле неподалеку от Арсениева мон-ря, попал в плен и был уведен в Литву. Он много молился А. К. и обещал принять постриг в его мон-ре, если будет избавлен от плена. Однажды ночью ему явился А. К. и сказал: «Востани, Василие, и иди в путь свой радуяся» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 45об.). Святой указал пленнику направление бегства через болото. Чудесным образом беглец остался незамеченным и, хотя был тяжело болен, благополучно достиг вологодских пределов. Придя в Арсениев Комельский мон-рь, Скорпиев рассказал братии о своем чудесном спасении. Через неск. лет заболел его сын Порфирий, полтора месяца он не мог ничего делать правой рукой, даже перекреститься. «Порфирий хождаше ко врачом, врачи же ничтоже можаху уврачевати» (Там же. Л. 52). Тогда он вспомнил о великом милосердии, оказанном А. К. его отцу, и пришел в Арсениев мон-рь. Здесь Порфирий отслужил молебен у раки А. К. и был избавлен от болезни.

http://pravenc.ru/text/76294.html

Каждый ктитор, построивший М., старался дать ему свой устав. Св. Христодул, напр., наделил собственным уставом мон-рь Пресвятой Богородицы на о-ве Кос, а мон. Исаия - монастырь Киккской иконы Божией Матери на Кипре, св. Дорофей ввел в своем мон-ре Св. Троицы устав прп. Арсения, заимствовав его из соседнего мон-ря Золотая Скала. В мон-ре св. Иоанна Предтечи в Стравиле употреблялся устав, написанный сестрой его ктитора Константина Кавалура. Однако в основе всех уставов лежали 3: Иерусалимский св. Саввы Освященного, к-польский св. Феодора Студита и афонский св. Афанасия (Там же. С. 320). Стремление монахов к просвещению, любовь к книгам проявились в собирании б-к для себя и М., в переписке книг. Монастырские б-ки находились в ведении грамматика или книжного хранителя (βιβλιοφλαξ). На Руси Первые М. появились тогда, когда монашество прошло уже длительный исторический путь, от егип. пустынь до Палестины, К-поля и Св. Горы Афон, разработало различные уставы подвижнического жития, создало великую аскетическую лит-ру, испытало различные формы устроения монашеской жизни. Основателями первого большого мон-ря в Др. Руси, Киево-Печерского, были прп. Антоний и прп. Феодосий Печерские. Патерик Печерского мон-ря - главный источник, знакомящий с деятельностью прп. Феодосия, с его влиянием на учеников. Патерик помогает составить целостное представление о древнерус. монашестве XI-XII вв., и в особенности о внутренней жизни М. в то время. Печерский патерик - это агиографическое описание Печерской обители и подвигов ее насельников от возникновения М. до кон. XII или нач. XIII в. Еще важнее Житие св. Феодосия. Его составителем был черноризец Печерского мон-ря Нестор; он написал Житие в кон. 80-х гг. XI в., когда настоятелем М. был Великий Никон,- примерно через 15 лет после кончины прп. Феодосия, так что еще были живы многие из братии, знавшие его при жизни ( Смолич. 1997. С. 29). Прп. Антоний подвизался в К-поле, затем принял постриг на Св. Горе. Вернувшись на Русь, он поселился в пещере в лесу. Вскоре в пещеру стали приходить все, кто хотели последовать его примеру,- так возник небольшой подземный М. с 12 иноками, постриженными прп. Антонием. Однако сам Антоний ушел в др. место и поселился в отдельной пещере, из к-рой не выходил до конца жизни. «Его роль скорее ктиторская - создателя обители, перенесшего на нее традицию и благословение Святой горы» ( Щапов. 2002. С. 13). Число братии быстро росло, и Антоний обратился к киевскому кн. Изяславу с просьбой пожаловать обители землю над пещерами для строительства церкви. Выстроенная церковь и кельи были обнесены забором, окончание этого наземного строительства М. относится к 1062 г. ( Смолич. 1997. С. 27).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Колокольня Корецкого мон-ря. 1905 г. Фотография. Нач. XXI в. Колокольня Корецкого мон-ря. 1905 г. Фотография. Нач. XXI в. В 1884 г. в Троицком монастыре была заложена, 4 нояб. 1890 г. еп. Волынским и Житомирским Модестом (Стрельбицким) освящена теплая ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Храм возводился на средства А. А. Андро де Ланжерон (урожд. Олениной), знакомой А. С. Пушкина. После кончины она была похоронена близ алтаря. В 1902-1905 гг. в К. м. по чертежу А. Б. Поплавского была возведена колокольня. В 1893 г. инокини приняли участие в восстановлении монашеской жизни в древнем Святогорском Зимненском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , первой игуменией к-рого стала корецкая насельница Агния (Хоменко). С началом первой мировой войны К. м. оказался в прифронтовой зоне. 28 авг. 1915 г. началась эвакуация ценностей, из мон-ря было вывезено движимое имущество (включая колокола). В авг.-нояб. 1915 г. сестры находились в Козельщинском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре Полтавской губ. После возвращения в К. м. игум. Феофания была переведена за штат. В 1916-1931 гг. К. м. возглавляла бывш. насельница Красностокского мон-ря Гродненской епархии мон. Михаила (Мелетьева), при которой началась реформа устава обители, напр., заменили кукольную форму головных уборов клобучной, для богослужений ввели валаамский распев . С 29 окт. 1916 г. в К. м. была открыта амбулатория, где монастырские сестры, имевшие звание сестер милосердия, принимали больных. За год было принято 1750 чел. К 1917 г. в К. м. проживали штатная игумения, 2 игумении заштатные, 26 монахинь, 53 рясофорные послушницы и 64 послушницы. Причт состоял из 2 священников и диакона на должности псаломщика. В 1917 г. в 2-классной монастырской школе с общежитием было 84 ученицы, из них 45 приходящих, 39 проживавших в общежитии, 4 малолетние. Школа и общежитие содержались на средства мон-ря. Заведующей была игум. Михаила, законоучителем работал прот. Михаил Прокопович, окончивший Волынскую ДС, старшей учительницей - С. Л. Хрыпина, окончившая Курскую прогимназию, и младшей - Н. Д. Брынных, выпускница Кременецкого ДУ. Согласно «Клировой ведомости» 1917 г., «здания старого (Воскресенского) монастыря, остававшиеся много лет без ремонта, пришли в запустение, а после 1915, 1916 гг., когда эти здания были взяты под помещение для военнопленных и караула, они оказались совершенно негодными для житья, так как по кельям оказались уничтожены полы, рамы, двери и произведены многие другие разрушения и беспорядки» (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 48. Д. 3. Л. 245).

http://pravenc.ru/text/2057268.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нмч. Онуфрий Габровский. Роспись в Рильском мон-ре. 1845 г. [Болг. Онуфрий Габровски] (в миру Матей; ок. 1786, с. Габрово - 4.01. 1818, о-в Хиос), болг. нмч. (пам. 4 янв.). Род. в богатой семье Делчо (впосл. принял монашество на Афоне в мон-ре Хиландар с именем Даниил) и Анны и получил строгое воспитание. В возрасте 8-9 лет в обиде на родителей за наказание после проступка он публично заявил, что примет ислам. С большим трудом родители спасли ребенка от обрезания, к-рое совершалось в подобных случаях. Мальчика направили в Троянский монастырь , откуда, достигнув совершеннолетия, он ушел на Афон в мон-рь Хиландар. Там принял монашество с именем Манассия и был рукоположен во диакона. Затем он перешел в скит св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря на Афоне и стал учеником старца Никифора, к-рый ранее подготовил к мученичеству монахов Евфимия Нового из Димицаны и Игнатия († 1814), а также Акакия Нового († 1816). Подобно этим и др. новомученикам , мон. Манассия пожелал претерпеть мученичество и очистить свой юношеский грех отречения от Христа. После 4 месяцев аскетической жизни, когда готовность претерпеть мучения окрепла, он принял великую схиму с именем Онуфрий. Старец Никифор решил направить О. Г. на о-в Хиос вместе с опытным мон. Григорием, ранее сопровождавшим Евфимия, Игнатия и Акакия на их мучение в Стамбул. В болг. версии Жития нмч. Онуфрия уточняется, что святой хотел пострадать в г. Тырново, где в детстве отрекся от Христа, но по благословению К-польского патриарха сщмч. Григория V , в то время находившегося в заточении в Иверском мон-ре на Афоне, местом мученичества был выбран Хиос. На этом острове ранее уже прославились новомученики Марк († 1801) и Ангелис († 1813). О. Г. и мон. Григорий прибыли на Хиос 29 дек. и провели 7 дней в молчании, молитве и посте, ожидая пятницы, когда мученик планировал пойти в тур. суд и открыто исповедать веру во Христа «в суде нечестивцев». Григорий остриг ему бороду и волосы и крестообразно помазал маслом из церковной лампады. О. Г. поклонился мощам мн. святых, в т. ч. новомучеников, и причастился на литургии Преждеосвященных Даров. В суд он пришел в зеленой чалме и красной обуви. Открыто исповедав Христа, О. Г. осудил ислам, а затем бросил чалму на пол. О. Г. схватили, заковали в вериги и бросили в темницу. Ему предложили признать Коран священной книгой, чтобы избежать наказания. После отказа О. Г. отрубили голову. Казнь состоялась на берегу моря, на месте мучения нмч. Марка. О. Г. было 32 года. Чтобы воспрепятствовать почитанию останков О. Г. как мощей, их вместе с одеждой бросили в море. Обстоятельства обретения его мощей неизвестны, ныне их частица хранится в ц. Успения Пресв. Богородицы в Габрове (Болгария).

http://pravenc.ru/text/2581423.html

городах. В 1987 г. нидерланд. мон. Мария (Хусклер), постриженная в гаагском мон-ре в 1965 г. и проживавшая с 1973 по 1986 г. в мон-рях Югославии и Греции, вернулась в Н. и после 3 лет пребывания в скиту прор. Илии в 1989 г. основала мон-рь Рождества Пресв. Богородицы в Астене. В монастыре на основании греческих подлинников редактировались богослужебные переводы, сделанные в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Гааге. В 2013 г. мон-рь Рождества Пресв. Богородицы участвовал в разработке нового совместного перевода литургии на нидерланд. язык, получившего благословение в К-польском Патриархате, Московском Патриархате и Западноевропейском Экзархате рус. приходов К-польского Патриархата. В 1988 г. духовный сын архим. Софрония (Сахарова), прот. Силуан Оссейл, создал в г. Эйндховене приход свт. Нектария Эгинского. С 2014 г. действует приход К-польского Патриархата в Тилбурге, с 2016 г.- в Зандаме и Венло, с 2017 г.- в Гааге. В настоящее время также действуют приходы в Горинхеме и Неймегене (годы основания неизв.). В 1972 г. прот. Иоанн Хавеман, бывш. настоятель ц. в честь Преображения Господня в Гронингене, основал общину святых Иоанна Златоуста и Серватия в Маастрихте. В 1974 г. она перешла из юрисдикции Московского Патриархата в Западноевропейский Экзархат русских приходов К-польского Патриархата (далее - Экзархат). В 1972 г. Пахом ван Неервен, бывш. католик, перешедший в Православие и проведший неск. лет в гаагском мон-ре св. Иоанна Крестителя, приобрел небольшой сельский дом в Синт-Хюберте (пров. Сев. Брабант). Он поселился в доме и обустроил в нем церковь, основав по благословению еп. Роттердамского Дионисия (Лукина) скит в честь св. прор. Илии. В том же году в обустроенной им церкви 1-ю службу провел прот. Иоанн Хавеман. В 1974 г. Пахом был пострижен в монахи и рукоположен во иерея архиеп. Георгием (Тарасовым) в соборе св. Александра Невского в Париже; т. о. скит св. прор. Илии перешел в юрисдикцию Экзархата. Благодаря проповедническому таланту иером. Пахома вокруг скита возник небольшой приход, официально признанный архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010