В этих словах инок почувствовал, что отрока призывает к Себе Сам Бог. Он клятвенно обещался взять его с собою при возвращении назад, и таким образом расстались. По отбытии инока в Иерусалим, блаженный Иоанн, желая жить по Евангелию, стал просить своих родителей приобрести для него Евангелие, чтобы, учась в нем словам Христовым, научиться совершать и дела, угодные Христу. Родители весьма порадовались при виде такого усердия сына к Божественному Писанию. Они тотчас наняли искусного писца, чтобы тот изготовил красивый список Евангелия; потом они обложили его золотом и украсили драгоценными камнями, чтобы сына их привлекали к усердному чтению книги не только сладость написанных внутри ее слов Христа, но и внешняя красота книги. Изготовив такое Евангелие, они подарили его сыну. С радостью приняв святую книгу, Иоанн стал усердно читать ее; сердце его услаждалось словами Христовыми, и он, возгораясь со дня на день все большею любовью к Богу, с нетерпением ждал возвращения из Иерусалима инока, которому открыл тайну своего сердца. По прошествии долгого времени, инок тот возвратился и был встречен Иоанном с великой радостью. – Вот, сын мой, я возвратился, как обещал, – сказал инок, – и если хочешь, возьму тебя с собою в монастырь. Блаженный Иоанн отвечал: – Благодарю Бога, возвратившего тебя в добром здоровье, удостоившего меня вновь увидеть тебя. Я готов в путь. Но что нам делать, если родители не захотят отпустить меня? Мать моя очень чувствительна сердцем, и когда она узнает, что я хочу оставить их, то будет обливать землю слезами и удержит меня, воспрепятствовав, таким образом, моему желанию. Умоляю тебя, отец мой, уйдем отсюда тайно, чтобы никто из моих родных и знакомых не знал ни о моем отбытии, ни о дороге, какой я ушел. – Сделаем, сын мой, так, как ты хочешь, – сказал инок, – и пусть Бог исполнит желание сердца твоего. Так они пришли на берег моря к пристани корабельной и, найдя корабль, стали просить владельца его, чтобы он отвез их в обитель неусыпающих. Но тот потребовал с них в уплату за провоз много золота, ибо говорил, что ожидает для корабля большого груза, равно как и для найма его для обратного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Давши понятие о житиях святых, как особом виде художественных произведений словесности, изложивши историю их происхождения и цель их составления, Владиславлев для примера прочел воспитанницам житие преподобного Иоанна Кущника, память которого совершается 15 января. И нужно было видеть, с каким интересом, с каким вниманием и с каким благоговением слушали воспитанницы это житие, чтобы понять, насколько им поправилось самое чтение его и какое оно произвело на них впечатление. Были среди этого чтения такие моменты, которые ясно свидетельствовали о необыкновенном впечатлении, производимом на них этим чтением. Вот у одной воспитанницы вдруг вырвался глубокий сердечный вздох и навернулись на глазах слезы, за нею у другой, третьей и т. д. Еще минута – и слезы градом покатились из глаз у всех воспитанниц. Инспектор был вне себя от такого явления в классе и готов был сейчас же приказать Владиславлеву прекратить чтение, но не решился этого сделать в присутствии самой великой княгини. – Видите, – ваше в – ство, что здесь творится? – сказал он великой княгине. – Не прав ли я? Если ему дозволить продолжать подобного рода чтения, он всех наших воспитанниц изуродует, сделает нервными, раздражительными, больными... – Погодите, – ответила ему великая княгиня: дослушаем до конца... чтение это и меня очень заинтересовало... Притом же я не нахожу благоразумным со стороны преподавателя оставить воспитанниц без знакомства с целым родом словесных произведений... Их нужно познакомить с житиями святых... это его обязанность... – Я не против этого, ваше в-ство!.. Но выбор... выбор образца – вот что здесь важно!.. Можно было выбрать что-либо иное, совсем в ином духе... Владиславлев продолжал чтение, и все воспитанницы с напряженным вниманием слушали его, а под конец снова все заплакали. – Дети! – сказал Владиславлев, окончивши чтение: – вы плачете все, от первой и до последней... Это хорошо. Я радуюсь этому, потому что это ясно свидетельствует о нежности, впечатлительности и доброте вашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Получив большое богатство, удалился в Лесновскую гору и создал храм св. архистратига Михаила, поставил игумена, собрал много иноков и оставил тут всё своё имущество, а сам отошёл в гору и пребывал день и ночь в молитве, бдении и молчании. Так провёл он 30 лет, перенесши много томления от нечистых духов, и придя в монастырь, тут преставился. Тело его пробыло в земле 30 лет; потом объявилось одному русскому гор. Средца. Тот, придя на место, устроил ковчег и в нём положил мощи. При них совершалось много чудес: – слепые прозревали, хромые выздоравливали, беснующиеся исцелялись прикосновением к св. мощам. Спустя долгое время мощи святого перенесены были в гор. Тернов Болгарский и положены были в трапезе св. Апостолов 187 . В житии преп. Иоакима Осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещённые отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, Богоизбранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие на возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духовного, чтобы принести сторичный плод... Преп. отец наш Иоанн по Давиду витал по горам, как птица и изволил взойти на гору высокую, называемую Книшеву, и там водворившись, прилеплялся одному Владыке Богу... Святой преп. отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя, Господи, на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу, веселящему юность мою. Идёт в путь и поёт иные псалмы. По смотрению Божию преподобный пришёл в пустыню Брянскую на р. Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельское житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженного св. мощи его совершают дивные чудеса» 188 . Так как по этому известию, Иоанн, Прохор и Гавриил поставляются близкими между собой по времени, а Иоанн, выставляемый здесь, как образец жизни для преп. Прохора, есть ни кто другой, как преп. Иоанн Рыльский, почивший в 946 г., то земные подвиги преп. Прохора надобно отнести к концу X века, а подвиги преп. Гавриила к началу XI века. По Сербской летописи, благочестивый король Милютин (1276–1320) построил прекрасный храм в честь преп. Прохора Пшинского 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пр. Мартиниан († 1483 г.) в последнее время своей жизни не мог сам ходит в церковь , однако не хотел оставлять богослужения и потому просил братию носить его туда. 13.       М. Ермила, Стратоника и Петра; п. Иакова, еп. нисивийск., п. Иринарха ростовск., Елеазара (1656 г.). В житии пр. Иринарха († 1016 г.) в статье «О видении Московского царства и о разорении его» сказано: «прекрести святый лице свое крестом двема перстома с молитвою Исусовою». Эти слова приведены в «Поморских Ответах» в доказательство преимущественной древности и всеобщности двуперстия; но в действительности они показывают только то, что в первой четверти XVII ст., когда писано «Житие», были у нас на Руси лица, крестившиеся двуперстно, были ревнители и проповедники двуперстия, к числу которых принадлежал и писатель Жития, почему он и сказал, что Иринарх перекрестился двумя перстами. Если бы же обычай креститься двумя перстами был всеобщий, то достаточно было бы сказать, что перекрестился, и всем ясно было бы, что он перекрестился обычно, т. о. двуперстно. 14.       Преп. отец, в Синае и Раифе избиенных (373 г. и V в.): Исаии, Саввы, Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Макария, Илии и др.; п. Феодула, Стефана, Иосифа; равноап. Нины просветительницы Грузии (335 и). (Отдание праздн. Богоявления). Относительно пр. Иосифа († IV в.), раскольники говорят, что он никогда не причащался, но это – неправда (см. Прол. подл. 14 Января). 15.       Преп. Павла фивейского (341), Иоанна кущника, м. Пансофия п. Прохора и Гавриила. 16. Поклонение веригам ап. Петра; м.: Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, Неона, Туреона, Данакта чтеца, мц.: Леониллы, Иовиллы, блаж. Максима. Вериги ап. Петра – это железные цепи, которыми был связан св. ап. Петр, заключенный в темницу за проповедывание Христа. Ночью накануне того дня, в который назначено было судить апостола перед народом, ангел Божий чудесно снял с него оковы и вывел из темницы ( Деян. 12, 1–11 ). Некоторые из верующих, услышав о чуде, взяли вериги и хранили их, как драгоценность. Одержимые разными болезнями прибегали к ним с верою и получали исцеление. Поэтому и св. Церковь приглашает своих чад облобызать «верою», «честныя вериги» ап. Петра, которые он предложил верующим «недугов во врачевание», «скорбящим во утешение, в пристанище обуреваемых». Праздник поклонения веригам должен вразумлять тех суемудрствующих, которые не почитают священных предметов, через которые Господь являет Свою чудотворящую силу, каковы, напр., св. иконы, крест и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Восстановлен Густынский монастырь и вновь получил самостоятельность в сороковых годах XIX столетия, благодаря заботам и хлопотам о том преосвященного Гедеона, архиепископа Полтавского, который обратился ко всей своей пастве с архипастырским воззванием о посильном для нее пожертвовании на благоустроение Густынской обители. Полтавцы на воззвание своего архипастыря откликнулись жертвами, дошедшими в 1843 году до суммы в 6 686 рублей. Сам же преосвященный Гедеон, присутствовавший в то время в Святейшем Синоде, ходатайствовал перед Святейшим Синодом о восстановлении Густынского монастыря. Вследствие этого ходатайства преосвященнейшего Гедеона, указом Святейшего Синода от 16 декабря 1843 года, с высочайшего утверждения определено восстановить и снова открыть Густынский монастырь, с присвоением ему степени 3 класса и с назначением ему настоятелей в сане архимандритов. Открытие Густынского монастыря последовало 15 мая 1844 года и совершено было торжественно в самый храмовый праздник, в день Святой Троицы. С того дня в монастыре началось и отправлялось ежедневно, по Уставу церкви богослужение. Во время возрождения монастыря состояние его построек было следующее. 1. Главная или соборная церковь имела 2 придела: Святой Троицы и с правой стороны – в честь преп. Иоанна Кущника. Церковь каменная, пятиглавая, крестообразная, коринфского ордера. С наружной стороны украшена пилястрами и иконами в лепных крашеных рамах. Внутри церковь вся расписана по стенам священно-историческими изображениями в ликах притчей Господа. Имеет двухэтажные хоры. Иконостас четырехэтажный, древний, столярной работы, покрыт густою резьбою и весь позолочен. При входе в церковь изображены друг против друга князь Вишневецкий и гетман Самойлович как благотворители монастыря. На хорах находится портрет одного из Горленков. Под церковью склеп, в котором погребены тела фамилий Горленковых и Марковичей. С левой стороны иконостаса местная икона Богоматери с Предвечным Младенцем на руках, именуемая Густынскою. В левой ручке Младенца находится закрытая книга Евангелия как источник духовного света и вечного спасения для человечества. Эта икона называется также Ярмарковою. Это наименование она получила от ярмарки, которая ежегодно бывает на монастырской площади 28 августа (по новому стилю). В это время икона выносится на ярмарку, обносится вокруг площади и оставляется в особой часовне. Здесь она пребывает во все продолжение ярмарки. Икона издревле признается чудотворною и пользуется особым почитанием приходящих в обитель богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=06326

Послание митрополита Даниила в Волоколамский монастырь о безусловной иноческой нестяжательности вызвало против себя ответное послание иноков Волоколамского монастыря 1436 . Этот интересный для специалиста документ проливает свет на внутренний быт волоколамских монахов при игуменстве в монастыре Даниила. Из послания Даниила было видно, что некоторые из подчиненных ему монахов, живя в монастыре на всем готовом монастырском содержании, любили прибрать к рукам копейку, выпадавшую им в вознаграждение за те или другие предметы их рукоделия. Между тем по уставу монастыря все это должно было быть обращаемо в общее достояние монастыря. На основании ответа иноков Даниилу можно заключать, что последний не ограничивался одними словами, и духовно-нравственными наставлениями, а употреблял более действительные административные меры против сребролюбивых иноков. В своем ответном послании Даниилу, адресованном ими на имя некоего старца Ионы 1437 , волоколамские иноки убедительно просят «смиловаться Бога ради над ними» и «печаловаться» за них, игумену Даниилу и братии (разумеется старшей), чтобы им позволено было в качестве личной собственности иметь святые иконы и книги. «Мы, господине, старец Иона, так мотивируют свою просьбу иноки, ходим во всяких службах черных и на клиросех стоим, помяни, господине, кокова беда приходит человеком не имущем божественнаго писания». Монахи на наложенное на них Даниилом запрещение отвечали и защищались: «мы ниже злато собираем, но книги притяжаваем себе духовныя…, которыя... многу подавают имущим их пользу». Далее представляются исторические примеры, подтверждающие право монахов иметь собственность в виде книг и икон. Таковы изречения и примеры из жизни св. Петра Дамаскина , Илариона Великого, Епифания Кипрского , Афанасия Великого, Василия Великого , Иоанна Кущника, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого . Общая мысль всех этих ссылок и примеров склоняется к тому, что подвижники и иноки всех времен, даже современниики нестяжатели, и те не только не лишались права, а напротив приобретали книги и иконы «сребром и златом и бисером усаженныя». Последние выражения отчасти выдают истинные побуждения, которые руководили составителями послания. Отстаивая пред игуменом право иметь отдельную собственность, по-видимому, с исключительным условием обращать ее на приобретение книг и икон, иноки рассчитывали под видом его получить легкую и в некотором смысле юридическую возможность иметь при себе отдельную собственность в неопределенных размерах. Для того, чтобы придать еще более благовидности своей просьбе, иноки заявляют, что они, приобретая на свои личные средства книги и иконы, пользуются последними только временно, считая их тем не менее вообще «за монастырские».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

ангела святой великий ангельский образ, еже есть скима. Ibid 498, 501–4. 551. Св. Пахомие всегда осужаше еретики, глаголаше, яко приобщайся еретиков и прочитая писания Оригенова и Мелетиева и Ариева во дно адово сходит. 426 Просв. 495. – Домострой гл. 24. Блаженная Феодора александрийская не от жены ли прельщеива, ложе мужа своего не сохрани? Но едва покаянием и терпением многим умоли всемилостивого Бога. 427 Просв. 552. Даниил столпник не могий ходити на ногу своею многия ради немощи, и повеле народом повести себя на собор св. отец еретики проклинати и осуждати. 428 Просв. 552. Великий Феодосий, всегда виде Севирову ересь множащуся во вселенней, тогда оставляет монастырь и исходит из пустыня и обходит вся грады, яко да верныя утвердить, и еретики осудит и посрамит. Потом же собра все иноки и приходит в Иерусалим с Савою священным и входят в церковь , имуще последствующая себе ученики своя иноческое множество, яко до десяти тысяч. Великий убо Феодосие и священный Савва восходят на амвоны и осужают и проклинают Севира и все еретики. 430 Просв. 557. Великий Евфимие, аше и сам не бысть на третьем соборе, но ученики своя посылаше на собор и повелеваше еретики осужати и проклинати. 431 Просв. 552. Св. Авксентие, многия ради старости и великих трудов не могли идти на собор св. отец, егда собрашася на несториеву ересь, повел супруг волов привести и себе повезти на собор еретики осужати и проклинати. 432 Житие Алексея человека Божия сделалось предметом русской устной поэзии и было воспеваемо в духовных стихах. Этого не удостоилось житие Иоанна кущника, хотя, в сущности, в нем проводятся те же черты. 433 Как образец полного отречения от мира Елезвой приводится в послании Ив. Грозного к инокам Кирил, мон. Ист. хр. Буслаева 298. В ответной грамоте четырех моск. бояр Сигизмунду Августу есть также упоминание о Елезвое, Эфиопском царе, како подвижеся на Дунаса жидовина к Миритскому граду. Новикова вивлиоф. XV, 64. 434 Просв. 552. Савва освященный, яко виде ересь Севирову множащуся, от Иерусалима в Константин град отходит к царю Анастасию и сего молит, еже еретики осудити и проклинати.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

I, гл. «На новообретенный потребник, глаголемый Иоанна Кущника, обличение»). 231 Церковная власть, кажется, и сама сознавала непрактичность своего распоряжения о венчании раскольников под непременным условием обращения их к церкви, когда, еще до официального отменения этого постановления, признавала раскольнические браки, венчанные вопреки указу 1722 г., нерасторжимыми, а священников, венчавших подобные браки, свободными от суда. Собрание постановл. по части раск. 1860 г. кн. II, стр. 103–104. 239 Опис. докум. и дел св. Синод. стр. 210 и 260; снес. Собр. пост. по части раск. 1860 г. кн. I, стр. 69 и 143–144. 254 Полн. собр. зак. 3784; Собр. пост. по части раск. I860 г. кн. I, стр. 54–5, 114–115, 196 и др. 258 «О тайне брака» гл.: «Разглагольствие краткое к вопрошающим о разньствии суда в приятии нововенчавшихся брачно». 259 У Иоаннова стр. 153 показан 1751 г., но, по другим известиям, сборище федосеевцев происходило «осьмыя тысящи двести шестдесятого года», т. е. в 1752 г. (Сборн. для истор. старообр. Попова, т. I, стр. 11; Сборн. битлиот. м. Григория 154, л. 140–147). На этот же год ука¬зывает и 35-е правило этого сборища (Полн. истор. извест. стр. 169). Полн. истор. извест. о раск. Иоаннова ч. II, стр. 156–175, правил. 14, 24, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 42 и 46. Слич. сборн. для истор. старообр. Попова т. I, стр. 11–20. Нужно, впрочем, заметить, что многие из указанных нами правил, определявших отношения безбрачных федосеевцев к новоженам, были только повторением того, что уже существовало в беспоповщине прежде федосеевского сборища 1752 года. Так, еще на соборе новгородских беспоповцев 1694 года было положено: «новожен молодых и старых с общего братского приговора законополагаем отнюдь без распусту, сиречь без разводу, на покаяние отцем духовным не принимать, доколе клятвою обещаются, не совокуплятися с женами. Аще ли и старых кто приимет на покаяние ко обращению в нашу христианскую веру, и такового отца духовного подобает отлучить, яко нарушителя предания нашего, от чинодействия и сообщения христианского; равно и новожена оного изврещи повелеваем, аще не со-гласится с женою разлучитися».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Активно застраивалось и Печерское местечко. На средства гетмана был возведен каменный Никольский собор и храмы Вознесения Господня и Покрова Богородицы в Вознесенском жен. мон-ре. На средства казацкой старшины вместо деревянных были построены каменные приходские храмы прп. Феодосия Печерского и Воскресения Христова. В это время окончательно сформировался уникальный архитектурный ансамбль Печерского монастыря и Печерского местечка, которому присущи композиционная завершенность и гармоническая связь с природным окружением. В 1718 г. в К. П. л. произошел пожар, от которого пострадали мн. постройки. Учитывая военное время, в первую очередь отремонтировали башни-церкви на монастырской стене: Онуфриевскую и прп. Иоанна Кущника, а также надвратную Всехсвятскую ц., к ее вост. фасаду пристроили ризницу. Для руководства восстановлением Успенского собора в Киев в 1720 г. по указу имп. Петра I прибыл архит. Ф. Васильев (кроме того, он разработал чертеж и составил смету на строительство новой каменной колокольни). В ходе ремонта за счет дополнительных пристроек у юж. и сев. фасадов, в состав к-рых вошли более ранние приделы, была расширена площадь собора, надстроена паперть перед зап. фасадом. Т. о., было достигнуто единство объема, стилистически связанный декор фасадов скрыл разновременные пристройки, а развитый разделительный карниз подчеркнул ярко выраженную ярусность. Существенные изменения вносились и в ансамбль завершений собора: его увенчали 7 глав на световых барабанах. Главы были выполнены из металлоконструкций, покрыты медью и позолочены. На фасадах появились высокие барочные фронтоны, которые украсили пышной лепниной, выполненной мастером И. Белинским, монументальная живопись и позолота. На зап. фасаде был сделан резной белокаменный портал. Во время ремонта уничтожили участки древнерусского шиферного пола, в 1727 г. положили чугунные плиты, изготовленные на заводе А. Н. Демидова. Все двери на фасадах были заменены новыми, привезенными из Тулы. Двери на зап. фасаде были обиты золоченой медью «и украшены разными резными цветами».

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Этого не мы добиваемся, а нам дается. Можно по-разному ко всему подходить и нам, так же, как по-разному подходили к Спасителю окружавшие Его люди. Ведь апостолы тоже не все понимали из того, что говорил их Учитель, но любовь к Нему и детское доверие говорили их сердцу: «Он не может сказать ничего плохого, а если мы не понимаем, то потому, что мы малы, грубы». Так и ребенок, любящий свою мать, считает, если что мама сказала, то значит все... она не скажет плохого. Были другие, которые разумом все старались постичь и понять в такой личности, как Христос, и споткнулись о несообразности и непонятности, начали критиковать, придираться и тд. и отпали от Него. Много можно еще всего сказать, но на словах всего нет возможности написать. Мне думается, ты попадаешь в этом своем усилии все понять в молитвах на неверный путь. Разве ты забыла, кто написал это все, какие люди; лучше счесть себя за маленькую и еще ничего не понимающую и обойти такие набегающие на душу вопросы молчанием, чем всего пытливо доискиваться. Этого хочет разум, а не сердце. Потом ты так переживаешь «лицемерие» в отношении к людям, которые тебе не нравятся, и пр. Меня учили: «нужно ко всем относиться как должно», что бы у тебя на душе ни было. А в том, что нет истинной любви, каяться и смиряться. Любви надо искать, но придет она только от прикосновения к нашему злому сердцу всех любящего Духа Святого. Его пришествие надо заслужить, для этого нам дана вся жизнь. И удивляться тому, что у нас нет любви, нельзя, потому что мы злые‚ но надо все делать напротив. Вот тебе мое глупое писание 16 . «В Маросейской общине были группы, в которых под ее (Марии Николаевны) руководством изучали Библию . Это был очень интересно. Писали доклады на прочитанное. Проработать успели небольшую часть, но она осталась на всю жизнь живой. Ежедневно после богослужения бывало скромное угощение, вовремя которого Мария Николаевна читала что-нибудь ценное, интересное. Летом 1932 года она писала Житие Иоанна Кущника 17 . Зайдешь – она прочтет написанную новую часть работы. Это можно назвать свободным пересказом, но это было глубокое духовное сочинение. Поразительно было, как она так глубоко могла понимать переживания святого. глубоко понимая ценность великопостного богослужения и желая сделать его доступным для людей, не имеющих времени и возможности каждый день быть на богослужении,   Мария Николаевна составила Триодь Постную 18 . Сохранив структур богослужения неизменной, она выбрала из стихир и трипеснцев на каждый день наиболее покаянные. Паремии, недоступные для понимания, дала еще и в переводе на русский язык и, кроме этого, туг же включила святоотеческое толкование их. После окончания службы на каждый день она добавила выписки из святых отцов, подходящие к этому дню. Кроме этого, она объяснила, чему посвящена каждая Неделя, и сделала это подробно и очень глубоко» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010