15/28 Преподобных Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V). Преподобного Варлаама Керетского (XVI). Тропарь преподобным Павлу и Иоанну, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не остави милость Твою от нас,/но молитвами их/в мире управи живот наш. Кондак преподобному Павлу Фивейскому, глас 3 Яко светило незаходящее мысленнаго Солнца,/сошедшеся днесь, восхвалим в песнех,/возсиял бо еси сущим во тьме неразумия,/вся возводя к Божественней высоте,/Фивеев украшение, Павле преподобне , отцев и постников твердое основание. Кондак преподобному Иоанну Кущнику, глас 2 Возлюбив, премудре, нищету неокрадому,/родителей твоих богатство возненавидел еси/и, Евангелие в руках твоих держа,/последовал еси Христу Богу, Иоанне,/моляся непрестанно о всех нас. Ин кондак, глас тойже Вышних улучити, премудре, желая,/долу красных, мудре, преобидел еси/и, Христу обнищавшему сообнищав,/радуяся, последовал еси, Иоанне./К Немуже прилежно не престай моляся о всех нас. Ин кондак, глас 3 Уклонился еси житейскаго треволнения,/и к пристанищу Божественному управил еси, блаженне, шествия своя,/и источил еси исцеления, яко струи,/верою и любовию, Иоанне, к тебе притекающим и вопиющим:/предстани в День Суда восхваляющим светоносную память твою, отче,/и страстей и мук избави. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Павле и Иоанне,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь преподобному Варлааму Керетскому, глас 1 Божественною свыше просветився благодатию, преподобне ,/мир оставил еси,/житейскую печаль и всяк мятеж мира сего/любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси,/евангельски Христу последовал еси,/и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси,/и весь разум и сердце к Нему неуклонно возложил еси,/Христа ради тело свое изнуряя постом и бдением, в молитвах своих не усыпая,/Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/и сего ради от Бога восприем власть и силу на сопротивнаго врага,/не убояся воздушныя и морския тяготы и студени, ниже уклонися,/и морского пучиною в мале ладиице по водам шествие творя,/против обуревания плаваше,/промышлением Божественнаго Разума направляем,/и около Святаго Носа непроходимый путь морский/от ядовитаго червия/благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими,/и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси,/и, равноангельное житие пожив,/темже и по преставлении источаеши чудес благодать,/иже верою приходящим к тебе, Варлааме, преблаженне отче наш,/вопием ти: моли Христа Бога,/да спасет души наша. Кондак, глас 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

34 в 4°, на 183 листах, переписанный Епифанием (л. 1–2, 5–7 об., 69 об. – 157, 183) с двумя учениками. Сборник содержит жития четырех святых: Евфимия Великого, Епифания Кипрского , Иоанна Кущника и Марии Египетской. Датируется сборник началом XV века. Почерк Епифания полууставной, сближается с почерком приписок на рукописях Троиц. 22 и Троиц. 33. Один ученик переписал текст на л. 2 об. – 4 об., 8–69 (но ошибки исправлены рукой Епифания), другой – на л. 157–183 (и здесь ошибки исправлены Епифанием). Центральную часть сборника составляет житие Епифания Кипрского (л. 69 об. – 144 об.) – святого патрона нашего Епифания. Как и в Стихираре, поля рукописи пестрят греческими пометами: «Кирие евлогисон патеръ» (л. 145), на л. 156 об., после окончания текста жития Иоанна Кущника – «Докса си о феос, списа жизнь Коущ…» ; на л. 183 об. сначала написано по-гречески, а ниже переведено: «Господи Исусе Христе, сыне Божий, помилоуй мя». Есть приписка летописного характера на л. 153, которая, к сожалению, прочитывается лишь частично: «… 4 час нощи погремел…». Но самая замечательная приписка читается на л. 157: «Кирье воифи тон (Господи, помоги) Епифан… ющюуму» (возможны варианты: «Епифаниющю уму» или «Епифану спиеающюуму»). Итак, писец снова назвал свое имя – Епифаний. Следует учесть, что приписка помещена на полях против начальных десяти строк жития Марии Египетской, переписанных рукой Епифания (далее текст списывал ученик). Вот эта-то приписка и позволяет перекинуть мостик к известному сочинению Епифания Премудрого – Похвальному слову Сергию Радонежскому. Дело в том, что указанными словами из жития Марии Египетской открывается Похвальное слово Сергию. Сравним тексты: Житие Марии Египетской Похвальное слово Сергию Тайну цареву добро есть хранити, а дкла Божия проповкдатипреславьно есть…; еже не хранити царевы тайны, пагубноесть и блазньно, а еже молчати д " кла Божья преславная,бкду души наносить. Ткм же и аз боюся молчати дклаБожия, воспоминая муку раба оного, приимшаго Господеньталант, и в земли скрывшаго, а прикупа имь не створивша(РГБ, Троиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь Всех святых. 1696 г. Фотография. 2008 г. Церковь Всех святых. 1696 г. Фотография. 2008 г. Онуфриевская башня-церковь представляет собой одноглавое бесстолпное сооружение без проезда. Фасады здания на уровне 1-го яруса решены как оборонное сооружение - башня с глухими, лишенными декора стенами. Здесь, вероятно, находился арсенал, а на 2-м этаже, фасады к-рого имеют богатый архитектурный декор,- церковь. Объемно-пространственное решение постройки также восходит к традиц. крестообразным в плане укр. храмам этого периода. Первоначально башня-церковь, как и ц. Всех святых, имела завершение в виде барочного купола на световом барабане с главкой, увенчанной крестом (представлена на изображениях 2-й пол. XVIII в.). Ее 4 граненых объема завершаются фронтонами. Расположение башни-церкви обусловило ее ведущую градостроительную роль в окружающей застройке. Возведенная в 1696 г. башня с ц. во имя прп. Иоанна Кущника имеет в плане неправильный восьмиугольник, удлиненный по оси «восток-запад». В стенах 1-го яруса были устроены бойницы для артиллерийских орудий, 2-го - для ружей; на 3-м ярусе размещалась церковь. Объем сооружения почти полностью выступает за пределы оборонной стены, что обеспечивало господствующее положение при защите подступов с севера, юга и запада. Еще одна башня-церковь, построенная на изломе юж. участка монастырской стены, представляла собой восьмигранное в плане 2-ярусное сооружение, увенчанное главой с декоративным фонариком. На гранях башни во 2-м ярусе были прорезаны узкие окна-бойницы. По своим архитектурным формам сооружение напоминало башню-церковь прп. Иоанна Кущника. Башня в сев.-вост. углу монастырской стены построена в 1698-1701 гг., в XIX в. ее разобрали. По-видимому, первоначально она была перекрыта куполом и имела фонарь и главку. В ее стенах были сделаны бойницы: в нижнем ярусе - амбразуры для пушечного фланкирующего огня, во 2-м - для стрельбы из пищалей. На Верхней территории была устроена разветвленная система подземных ходов, а также сооружены подземные погреба для хранения пороха и боеприпасов. Один из таких ходов располагался под надвратной Троицкой ц. Он представляет собой сводчатую галерею с ответвлениями, выложенную из кирпича. Основная галерея (высота ок. 2 м, ширина 1 м) начинается под церковью, проходит под монастырской стеной в западном направлении. В ней устроены 2 колодца и 9 ниш разного размера и конфигурации, расположенных по обе стороны галереи в шахматном порядке.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Христа, 9 века». Мнение проф. Петрова, угадывающего в изображении Константина сына Ираклия, имеет много вероятия за себя и подтверждается оригинальным убором пурпуровой кесарской хламиды (как царского сына) святого, отороченной каймою и тавлием с драгоценными камнями. Святой представлен, наконец, юношею с длинными светлыми вьющимися волосами, падающими на плеча, а потому весьма возможно, что, на иконе изображен грузинский царевич. Однако, настоящая икона вряд ли есть произведение грузинского мастерства, слишком известного нам даже в лучшие свои времена необычайной грубостью и уродливостью своих изображений, и по всей вероятности, вышла из константинопольской мастерской, снабженная только надписями, сделанными грузином. Наша икона отличается прекрасным, художественным исполнением и принадлежит к византийской школе 12–13 ст. 5 Ее письмо отличается, правда, большими белильными оживками и красноватой моделировкой, напоминающей несколько миниатюрную живопись 14 века, по господство замечательных полутонов в цветах одежд, легкие оливковые тени тела, красноватый оттенок каштановых волос и сильный реализм типов, относятся к самой лучшей византийской иконописи 12 века. В данном случае нельзя особенно не пожалеть, что к настоящему фрагменту не было применено фοтο-механическое исполнение снимка: настолько характерны лица Алексия, Иоанна Кущника 6 (замечательно индивидуальный византийский тип) и царевича, в лице которого литографический снимок ввел совершенно неверную черту угрюмости. На сколько важны портретные или, по крайней мере, типические черты в иконописи, о том может свидетельствовать простое сравнение переданного здесь изображения Иоанна Кущника с типом того-же святого, изображённого среди других отшельников на стенах трапезы афонской лавры св. Афанасия. 7 Афонская фреска дает нам тип, очевидно, условного шаблона, напоминающего образ Андрея Первозванного, но только с продолговатых лицом и без бороды: очевидно, в афонских подлинниках передавался до самого новейшего времени безбородый тип святого, а известно, что он, скончался очень молодым в годы от 22–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Забыв клятву, мать сняла с него ветхое рубище и одела его в драгоценные, золототканые одежды; но неожиданно тотчас же впала в расслабление и опасно занемогла. Евтропий же, отец Иоанна, сказал: – Мы должны исполнить волю своего сына, так как он не хочет, чтобы его хоронили в таких дорогих одеждах. С тела преподобного сняли мирские одежды, вновь одели в нищенские лохмотья, и Феодора, мать Иоанна, тотчас же исцелела и стала по-прежнему здоровой. Честные и святые мощи преподобного Иоанна родители его похоронили в той же палатке, в которой он жил. Над гробом его они выстроили потом церковь и большой странноприимный дом, все же свое имущество пожертвовали на содержание странников и пропитание нищих. Вскоре после того они и сами мирно скончались и были погребены в той же церкви, которую устроили над гробом своего сына. Такова жизнь святого и преподобного Иоанна Кущника, таковы подвиги и труды, которые он претерпел ради Христа, такова его борьба с дьяволом, победив которого, он увенчан теперь небесным венцом в Церкви торжествующих, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки, аминь. 602 Кущником преподобный Иоанн назван потому, что конец своей подвижнической жизни он жил в «куще», т. е. палатке, в крайнем убожестве и нищете, около дома своих богатых и знатных родителей, не узнанный ими, – и в этой же палатке был похоронен, причем родители его на месте «кущи» создали впоследствии храм во имя его. 604 Монастырь «неусыпающих», о котором здесь говорится, находился в Вифинии (северо-западная область Малой Азии) и был устроен по образцу существовавшего в Константинополе такого же монастыря, перенесенного туда из Месопотамии и основанного преп. Александром в конце IV века. Чиноположения и иноческое житие насельников этого монастыря отличались особою строгостью. Свое наименование монастырь получил оттого, что братия его, разделяясь на 24 чреды по числу 24 часов дня и ночи, непрерывно на два лика славословили Господа, воспевая протяжно псалмы Давидовы, так что богослужение в этом монастыре совершалось непрерывно и никогда не прекращалось. Такой же монастырь был основан и в Вифинии, близ города Сосфениула, учениками преп. Александра, Иоанном и Маркеллом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие преподобного Иоанна Кущника 602 Память 15 января В Царьграде, в царствование Льва Великого 603 , жил один богатый и именитый военный сановник, по имени Евтропий, с женою Феодорою. У него было три сына, из которых двое были отданы на царскую службу и уже достигли на ней значительных чинов, третьего же младшего, по имени Иоанна, он отдал на обучение разного рода наукам. Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, Иоанн весьма заметно выделялся из среды своих сверстников, так что даже сами учителя удивлялись его способностям и выдающемуся для юного возраста развитию. Но он преуспевал не только в мирском, но и в духовном любомудрии. Под благодатным действием на него Святого Духа, он рос кротким, незлобивым и скромным мальчиком и, по окончании уроков, проводил время не в играх, свойственных детскому возрасту, но в чтении святых боговдохновенных книг и в усердном посещении церковных богослужений. Его сердце было согрето любовью к Богу, и в его душе сильным пламенем начал разгораться огонь этой любви. В то время как Иоанн столь преуспевал в благочестии, случилось однажды одному иноку войти в дом, в котором учился блаженный. Увидев его, отрок спросил: – Откуда ты, отче, и куда идешь? – Я из обители «неусыпающих» 604 , – отвечал инок, – и иду в Иерусалим поклониться святым местам. С разгоравшимся сердцем Иоанн начал спрашивать его об иноческой жизни, о молитве и посте, о неумолкаемом пении и о других подвигах и трудах иноков. Инок, видя благочестие и рассудительность мальчика, подробно рассказал ему о всех обычаях и уставах своего монастыря. Иоанн, выслушав внимательно, что говорил инок, сказал ему: – Возвратишься ли ты, отче, снова в свой монастырь, или останешься в Иерусалиме? – Я имею, – отвечал инок, – приказание от своего игумена возвратиться и, поклонившись, если будет угодно Богу, святым местам, немедленно приду назад. Тогда Иоанн, взяв инока за правую руку, сказал: – У меня есть к тебе, отче, тайное слово. Затем отвел его в сторону и стал говорить: – Послушай меня, отец мой, – прошу тебя, – и окажи мне милость. У меня есть сильное желание оставить суетный мир и служить Христу. Но родители думают обо мне совсем иное. Любя меня больше старших братьев, они хотят доставить мне какую-либо высокую должность и женить меня. Я же, часто слушая в святой церкви слово Божье и сам читая святые книги, понял, что все мирское – суетно, и что полезно только одно – отрекшись от мира, служить Христу в вашем иноческом образе. Заклинаю тебя Богом, Который хочет нашего спасения, чтобы ты взял меня при возвращении в свой монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Причт: священник и псаломщик. Содержание от прихожан 700 р. и 120 д. земли. Священник помещается в церковном доме, а псаломщик – в собственном. Приход – одно селение. Прихожане – малороссы, бывшие крестьяне генерал-майора П. Попова. Их 958+952=1910. Дух. 7+6. Кроме того, в приходе католиков 3+7 и лютеран 4+2. Занимаются хлебопашеством и рыболовством. Обработка земли неудовлетворительна: стараются в наикратчайшее время распахать как можно больше земли плужницами и не дают земле ни отдыха, ни удобрения. Сеют рожь, ячмень, просо, лен в малом количестве и пр. Собирают хлеб косами, молотят каменными катками, но рожь – цепями, чтоб сохранить солому для крыш. Ловят рыбу волокушами, бреденями и вентарями. Иные ломают камень. – Бедных много. 56. Благовещенское или Благовещенка, в 5 верстах от села Ивановки, прежде называлось Ивановкой, потому что селом владел помещик Иваненко, который поселил здесь своих крестьян-малороссов екатеринославской и черниговской губерний, а потом стало называться Благовещенским по храмовому празднику. Церковь , деревянная, построена в 1804 г. помещиком Иваненко и освящена в честь Благовещения Божией Матери с приделом святых и праведных Захарии и Елисаветы. В 1867 г. она была обновлена его наследником Моисеем Иваненко с пособием прихожан, но в 1874 г. до того обветшала, что в ней прекращено было богослужение, но вскоре исправлена. Первый же деревянный молитвенный дом здесь построен был в 1795 г. – Метрические книги хранятся с 1805 г., а исповедные – с 1808 г. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 132 р. 30 к. и от прихожан 500 р. и 46 д. земли. Священник помещается в церковном доме, а псаломщик – в общественном. Приход – одно селение. Прихожан 987+904=1891. Дух. 6+3. 57. Ивановка – на ровной и гладкой степи, изредка пересекаемой неглубокими балками, при р. Умалке. Местность эту купил в 1787 г. генерал Иван Синельников и переселил сюда своих крестьян из екатеринославской губернии. Церковь , каменная, из сырцового кирпича, построена управляющим г. Синельниковой и освящена 3 января 1880 г. во имя преподобного Иоанна Кущника. Первый же молитвенный дом был построен здесь еще в 1795 г. женою помещика Синельникова: он был плетневый, в виде избы, обмазанный глиною и освящен во имя преп. Иоанна Кущника. Но сын ее Василий Иванович Синельников, построил новый деревянный храм, освященный в 1835 г. Храм этот сгорел 2 марта 1879 г. В июле 1883 г. заложен новый каменный храм. Метрические книги хранятся с 1795 г., а исповедные – с 1796 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Подробное описание библиотеки Пантократорской обители оставил Василий Григорович-Барский, посетивший этот монастырь в первой половине XVIII века. Из всех сделанных им записей, посвященных афонским книгохранилищам, эта – самая пространная, и она представляет большой интерес, как свидетельство паломника, бесхитростными словами выразившего свои впечатления от увиденных им книжных сокровищ. Среди рукописей, хранившихся в Пантократорском монастыре, В. Г.-Барский особо выделил так называемое «Евангелие святого Иоанна Кущника», описанию которого он и посвятил большую часть своих заметок о Пантократорском книгохранилище 331 . Эта рукопись сохранялась в Пантократорском монастыре и далее, и здесь, спустя сто лет, ее видел В. И. Григорович, посетивший эту обитель в 1844 году. «Книга в серебряном, грубой отделки, окладе, с иконами, внизу которых славянские надписи, – писал В. И. Григорович. – На нижней надписи оклада заметно имя Радула, кажется, воеводы волошского. Письмо так мелко, что невооруженными глазами нельзя читать. Юридическая часть рукописи исследована бывшими здесь учеными. Предание, приписывающее ее святому Иоанну Кущнику, не имеет основания, так как Иоанн Кущник жил в V столетии» 332 . Рукописи, хранящиеся в афонских монастырях, постоянно подвергаются опасности пожаров, нередко возникающих в древних обителях. Этой напасти не избежал и Панто-краторский монастырь, в истории которого было два больших пожара: один в 1773 г., а другой – совсем недавно, в 1948 г. Но, к счастью, библиотека монастыря при этом не пострадала; в настоящее время она занимает первый этаж в недавно выстроенном восточном крыле. Здесь содержится 350 манускриптов, как греческих, так и славянских, из которых 68 написаны на пергаменте, и 2 литургических свитка. Две рукописи иллюстрированы: Псалтирь 61) и сборник, известный как Евангелие «Каливиту» (Кущника). В библиотеке имеется также более 3,5 тысячи печатных изданий 333 . Таковы краткие сведения о книгохранилище монастыря Пантократор, в ведении которого находится также скит пророка Илии, где началась литературная и переводческая деятельность известного всему православному миру старца Паисия Величков-ского, к жизнеописанию которого теперь и следует перейти.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Второй собор русского святогорского монастыря — Покрова Пресвятыя Богородицы . Святыни этого храма: несколько частиц Животворящего Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея; св. Анны — матери Пресвятыя Богородицы; св. равноапостольныя Марии Магдалины; св. Архидиакона первомученика Стефана; св. Архидиакона Лаврентия; св. праведного Иосифа Обручника; св. Дионисия Ареопагита ; св. равноапост. царей Константина и Елены; святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого , Афанасия Александрицского, Григория Нисского , Кирилла Иерусалимского , Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы архиепископа Солунского, Феоны митрополита Солунского, Григория епископа великия Армении, Григория Акрагантийского, Мефодия Патарского; патриархов Константинопольских: Тарасия, Мефодия, Павла и Нифонта; Модеста Иерусалимского; Амфилохия; Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанских; св. священномучеников: Пантелеимона, Георгия, Димитрия, Феодора Тирона, Иакова Персянина, Никиты, Артемия, Прокопия; св. мучеников: Гордия, Каллиника, Келсия, Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия, Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Андриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; Десяти мучеников Критских, Сорока мучеников Севастийских; Литовских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия; св. преподобномучеников: Анастасия Перского, Никона, Стефана нового; св. великомучениц: Екатерины, Варвары, Анастасии Узорешительницы, Евфимии Всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мученицы: Фотинии Самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татьяны, Василиссы; св. новомучеников: Димитрия, Марка Хиосского, Полидора, Константия, Иоакова Афонского, Пахомия афонского, Нектария Афонского, три главы св.преподобномучеников Афонских:Евфимия, Игнатия и Акакия; св. безсребренников: Космы, Дамиана, Кира и Иоанна; преподобных: Феодосия великого, Хатитона исповедника, иоанн кущника, Георгия Хозевита, Исаакия Далматского, Дионисия Олимпийского, Феодора Студита, Парфения Лампсайского; Симеона столпника, Феоктиста, Андрея Критского, Сампсона странноприимца, Пафнутия,Иакова, Василия нового, Петра Афонского, Агафангела, Акааия Кавсокаливского, Евдокима Ватопедского, Михаила Синадского, Германа Валаамского, Александра Свирского , Давида Гареджийского, Нила Афонского, макария нового, Герасима нового, Павла Латрского, Гедеона Афонского; Матроны Солунския, Макрины, Пелагии, Феоктисты, Мелании и Иоанна нового (русского).

http://azbyka.ru/palomnik/Пантелеимонов_...

2) Писанный 1594 года на бумаге, в лист, уставом Псалтырь, с изображением на полях содержания псалмов в миниатюрах, писанных соковыми красками. Первые листы рукописи внизу скреплены собственною рукою вкладчика, Конюшего Боярина Димитрия Годунова. 3) Евангелие, писанное уставом в лист, на Александрийской бумаге; Евангелисты, заставицы и наличные прописные слова изображены золотом и твореным серебром. Верхняя дска переплета, а на исподней средина и наугольники обложены золотом с золотыми черневыми накладками по трубам. Из напрестольных крестов и сосудов замечательны: 1) Серебряный, чеканный крест, с литым распятием, образами Богоматери, Иоанна Богослова, и прочих Святых; длиною 2 четверти 1/4 вершка; по местам украшен жемчугом и драгоценными камнями. В подножии надпись след: «В лето 7068 (1560) Апреля в 21 день, по велением Благовернаго Царя Ивана Васильевича всея Русии, зделан сий крест в 27 лето государства его в преименитый храм в собор Архистратига Божия Михаила, в Богоспасаемом граде Москве». Назади подпись в пяти местах, как сказано в старинной описи, «большими Фряжскими буквами» 471 , какими начертаны имена св. мощей Иоанна Златоуста , Иоанна Милостивого, Иоанна Кущника и пр., заключающихся в сем кресте. Фряжскою подпись сия названа потому, что изображена вязью, которая, вероятно, тогда называлась Фряжскою; в старинных рукописях встречается такая же Азбука. Оклад Евангелие XII Из рукописного псалтыря Царя Бориса Федоровича Годунова Крест Царя Феодора Алексеевича Кадило Царя Феодора Алексеевича На жертвеннике стоит на серебряном поддоне деревянный крест, вершка в два, в серебряной оправе с финифтью, украшенный изумрудами и винисами. На нем изображены искусною резьбою Господские праздники; на рукоятии его след. надпись: «лета 7177 (1669), милостиею Божиею смиренный Иоаким Диакович, Серблем Епископ. Славуние». 2) Золотой крест с мощами, данный в Архангельский собор Царем Феодором Алексеевичем 1677 г. В вечное поминовение по отце его Царе Алексее Михайловиче. Он украшен драгоценными камнями и крупным жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010