Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ [греч. Ιωλ] (1-я пол. XIII в.), византийский хронист. Автор «Краткой хроники» («Χρονογραφα ν συνψει»), охватывающей события мировой истории от Адама до взятия К-поля крестоносцами в 1204 г. «Хроника» представляет собой в основном перечень правителей (последовательно иудейских, персидских, римских и византийских), содержащий сведения о продолжительности их царствования, прозвищах, семьях, обстоятельствах восхождения на престол и кончины. События кон. XI (начиная с имп. Алексея I Комнина ) - нач. XIII в. И. излагает еще более скупо. Посвященный этому периоду раздел содержит только список императоров с указанием продолжительности их правления. Завершает произведение горестное размышление о судьбе К-поля, попавшего за бесчисленные злодеяния людей в руки латинян. Точной датировки создания «Хроники» не существует, предположительно она была составлена вскоре после 1204 г. «Хроника» обладает незначительной ценностью, поскольку по большей части она является компиляцией более ранних источников (прежде всего хроник Георгия Амартола и Иоанна Скилицы ). Впервые «Хроника» И. была издана в Париже в 1651 г. Львом Алляцием в одном томе с сочинениями Георгия Акрополита и Иоанна Канана (2-е изд.- Венеция, 1729). В рукописи Vindob. Theol. gr. 304 (ок. 1300) за «Хроникой» (f. 229-257) следует анонимный гекзаметрический плач в 10 стихах, озаглавленный «На взятие Константинополя» ( Hunger H. e a. Katalog der griechischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. Tl. 3/3: Codices theologici 201-337. W., 1992. S. 361-366). Возможно, он также принадлежит И. и служит поэтическим эпилогом к «Хронике»; впрочем, произведение встречается в рукописях, где сама «Хроника» отсутствует. Соч.: Ioelis Chronographia compendiaria/Rec. I. Bekker. Bonn, 1836. (CSHB; 26. 2); PG. 139. Col. 223-288; Gioele. Cronografia compendiaria/Introd., testo crit., trad., not. e lessico a cura di Fr. Iadevaia. Messina, 1979. Лит.: Hirsch F. Byzantinische Studien. Lpz., 1876. S. 109-115; Krumbacher. Geschichte. S. 385-386; Mazal O. Zur Überlieferung der Chronik des Joel//JÖBG. 1967. Bd. 16. S. 127-131; Τσολκης Ε. Η χειργραφη παρδοση το χρονογραφικο ργου το Ιωλ//Βυζαντιν. 1976. Τ. 8. Σ. 449-461; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 476; Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. Leiden, 1983 3. Bd. 1. S. 348-349; Macrides R. J. Joel//ODB. Vol. 2. P. 1042. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Ирина. Фрагмент мозаики Св. Софии в К-поле. 1118 г. (ок. 1089-1134), св. имп. (пам. греч. 13 авг.), дочь венг. кор. св. Владислава I и Адельгейды Рейнфельдской. В 1095 г. была обручена и ок. 1105 г. (1104/05) вступила в брак с сыном визант. имп. Алексея I Комнина Иоанном (имп. Иоанн II Комнин в 1118-1143), сменив венг. имя Пирошка (Пиришка) на имя Ирина. Родила 4 сыновей (в т. ч. будущего имп. Мануила I ) и 4 дочерей. По словам хрониста Иоанна Киннама, И. превосходила всех женщин благоразумием и добродетелями; получаемые от императора и из казны средства она не тратила ни на украшения, ни на наслаждения, но раздавала обездоленным ( Cinnam. Hist. Р. 9-10). Житие И. включено в одну из редакций греческих стишных Синаксарей. Автор восхваляет ее добродетели, глубокое, искреннее благочестие, смирение, воздержание в пище, благотворительность и безграничное милосердие. По инициативе И. был основан монастырь Пантократора в К-поле со странноприимным домом и с богадельней, достроенный после смерти императрицы ее мужем. Незадолго до кончины И. приняла монашество с именем Ксения. Похоронена в ц. арх. Михаила в монастыре Пантократора. Эпитафии в честь И. сложили поэт Феодор Продром (PG. 133. Col. 1396) и придворный врач и физик Николай Калликл. В юж. галерее собора Св. Софии в К-поле сохранился мозаичный портрет И., на к-ром она вместе с мужем и сыном Алексеем предстоит Пресв. Богородице с Младенцем (1118 г.). Ист.: BHG, N 2206; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 662, 679-681; SynCP. Col. 887-890; Moravscik G. Szent Lászlo leánya és a bizánci Pantokrator-monastor=[Die Tochter Ladislaus des Heiligen und das Pantokrator-Kloster in Konstantinopel]. Bdpst, 1923; Halkin F. Distiques et notices propres au synaxaire de Chifflet//AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 29-30; idem. «Épitaphe» de l " impératrice St. Irène//AnBoll. 1975. Vol. 93. P. 126; ivojinovi M. Le Prologue slave de la Vie de l " impératrice Irène//Mélanges G. Ostrogorsky II. Beograd, 1964. Р. 478-491. (ЗРВИ; 8/2); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 205-209. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 245; Janin R. Irene d " Ungheria//BiblSS. T. 7. Col. 890-891; Βαρζς Κ. Η γενεαλογα τν Κομνηνν. Θεσσαλονκη, 1984. Τ. 1. Σ. 204-205, 219-221, 227-228; Aubert R. Irène de Hongrie (7)//DHGE. T. 25. Col. 1466; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 125; BMFD. P. 701, 718, 725, 742, 755-756, 759, 775. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673925.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКА [Греч. Λουκς], патриарх Антиохийский (1137/38 - не позднее 1156). Его имя упоминается в конце Типикона греч. мон-ря св. Николая в Казоле (Апулия; сост. в 1173), в списке усопших, за к-рых монахам надлежало молиться, после перечня лат. князей и перед именем основателя обители, что свидетельствует об особой связи Л. с этим мон-рем, учрежденным при 1-м князе Антиохии Боэмунде Тарентском . Ш. М. Диль , впервые обративший внимание на данное упоминание, отнес время правления Л. к периоду между 1099 и 1131 гг. В. Грюмель опроверг эту датировку и предположил, что Л. был избран на Патриаршество после договора 1137 г., по к-рому Антиохийский кн. Раймунд из Пуатье признал себя вассалом визант. имп. Иоанна II Комнина . По мнению исследователей, в избрании Л. сыграло роль то, что он происходил из южноитал. владений норманнов и в то же время придерживался греч. обряда, что делало его кандидатуру подходящей как для визант. императора, так и для правителей Антиохийского княжества . Действительно, имп. Иоанн II имел намерение восстановить греч. Патриарший престол в Антиохии, но не смог его осуществить ( Рансимен С. Восточная схизма: Визант. теократия. М., 1998. С. 73-74), поэтому Л., как и др. патриархи этого периода, очевидно, провел все время своего Патриаршества в К-поле. Оно закончилось не позднее 1156 г., когда титулярным патриархом Антиохийским уже был Сотирих Пантевген . Хотя достоверность упоминания Л. в Типиконе ставилась под сомнение ввиду проблем, связанных с передачей текста в рукописной традиции, историчность этого патриарха подтверждается наличием его имени в Кипрском Синодике (ок. 1170; Cappuyns. 1935. P. 492) и в Фессалоникийском Синодике (1439; Gouillard. Synodikon. P. 106-107). Ист.: Cappuyns N. Le Synodicon de Chypre au XIIe siècle//Byz. 1935. T. 10. P. 489-504; Apostolidis A. Il Typicon di S. Nicola di Casole secondo il codice Taur. gr. C III 17: Tesi di dottorato. [R., 1984]. P. 293. Лит.: Diehl Ch. Le monastère de S. Nicolas di Casole près d " Otrante, d " après un manuscrit inédit//MArHist. 1886. T. 6. P. 173-188; Grumel V. Notes pour l " «Oriens Christianus»//EO. 1934. T. 33. N 173. P. 53-58; Todt K.-P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204): Diss. Wiesbaden, 1998. Tl. 2. S. 726-727. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110806.html

В историографии XIX века фигурируют сведения о рисунках, выполненных чудовским иеродиаконом Дамаскином, неоднократно посещавшим Афон в конце XVII века. Являлись ли упомянутые рисунки зарисовками к собственным путевым заметкам или это были какие-то другие иллюстрации, например, к изданию «Проскинитария  Святой Горы Афон» Иоанна Комнина Моливда, точно не известно. Мы можем только предположить, что пути константинопольского вельможи и московского иеродиакона пересеклись где-то в Валахии, и рисунки Дамаскина украсили печатное издание «Проскинитария» (Бухарест (Снагов), 1701)   Нам известен редкий экземпляр книги, который принадлежал библиотеке архиепископа  Ярославского и Ростовского Арсения (Верещагина) а ныне хранится в собрании старопечатных книг ЯИХМЗ. Осенью 2016 года нам посчастливилось обнаружить оригинал этого замечательного произведения в автографе Иоанна Комнина Моливда, хранящемся в Центральной университетской библиотеке им. Михая Эминеску в Яссах (Румыния) под шифром Ms-1-13 12. Рукопись небольшого формата в 8-ю долю листа в сафьяновом темно-вишневом переплете с красивым золотым тиснением и золотым обрезом. Изящное оформление книги свидетельствует о ее предназначении. По всей видимости, перед нами подносной экземпляр руки Иоанна Комнина Моливда валашскому господарю Константину Брынковяну. Рукопись датирована 1698 годом. «Проскинитарий Святой Афонской Горы » греческого вельможи Иоанна Комнина Моливда «Проскинитарий» Иоанна Комнина – один из редких текстов, бытование которого актуально как для Афона, так и для истории России. Текст интересен как для истории Греции, так и для современной Румынии, а также для Молдавии и Грузии. Произведение в своем окончательном  виде (издание: Снагов, 1701) соединяет в себе душевные устремления нескольких величественных фигур, стоявших у истоков его появления – Феодосия, «митрополита святейшия митрополии Уггровалахийския и экзарха плагинов», которому посвящено сочинение; валашского господаря Константина Брынковяну (о нем Иоанн Комнин говорит: «пресветлость его явися в настоящая времена велий предстатель и помощник тоя же горы, яко же и иных премногих церквей и монастырей» (л.67 об.) а также выдающегося книжника – типографа Антима Иверяну, издателя типографии в Снагове, чудовского иеромонаха Дамаскина и самого автора – греческого вельможу, доктора Иоанна Комнина Моливда, будущего митрополита Дристрского.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Осенью 2016 года нам посчастливилось обнаружить оригинал этого замечательного произведения в автографе Иоанна Комнина Моливда, хранящемся в Центральной университетской библиотеке им. Михая Эминеску в Яссах (Румыния) под шифром Ms-1-13 12. Рукопись небольшого формата в 8-ю долю листа в сафьяновом темно-вишневом переплете с красивым золотым тиснением и золотым обрезом. Изящное оформление книги свидетельствует о ее предназначении. По всей видимости, перед нами подносной экземпляр руки Иоанна Комнина Моливда валашскому господарю Константину Брынковяну. Рукопись датирована 1698 годом. «ПРОСКИНИТАРИЙ СВЯТОЙ АФОНСКОЙ ГОРЫ » ГРЕЧЕСКОГО ВЕЛЬМОЖИ ИОАННА КОМНИНА МОЛИВДА «Проскинитарий» Иоанна Комнина - один из редких текстов, бытование которого актуально как для Афона, так и для истории России. Текст интересен как для истории Греции, так и для современной Румынии, а также для Молдавии и Грузии. Произведение в своем окончательном виде (издание: Снагов, 1701) соединяет в себе душевные устремления нескольких величественных фигур, стоявших у истоков его появления - Феодосия, «митрополита святейшия митрополии Уггровалахийския и экзарха плагинов», которому посвящено сочинение; валашского господаря Константина Брынковяну (о нем Иоанн Комнин говорит: «пресветлость его явися в настоящая времена велий предстатель и помощник тоя же горы, яко же и иных премногих церквей и монастырей» (л.67 об.) а также выдающегося книжника - типографа Антима Иверяну, издателя типографии в Снагове, чудовского иеромонаха Дамаскина и самого автора - греческого вельможу, доктора Иоанна Комнина Моливда, будущего митрополита Дристрского. Из письма, которое Иоанн Комнин отправил из Бухареста в мае 1701 года к митрополиту Феодосию, известно, что ранее он жил на Святой Горе и вполне был способен оценить эти места. Во вступлении к своему «Проскинитарию» Иоанн Комнин пишет о причинах, которые подвигли его взяться за написание этого сочинения; что, откликаясь на просьбы друзей, «он создал свой труд с надеждой на то, что князь Константин Брынковяну примет решение посетить Святую Гору, несмотря на трудности и опасности, которые обычно причиняют подобные путешествия»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Тогда он приводит императрицу Марию – жену своего предшественника, отнюдь не меньше прегрешая, как если бы привел и Евдокию: ибо это было дерзким, бесстыдным прелюбодеянием, посему и совершивший благословение брака – этим самым уже сделался чужд священства». В толковании к 3-му прав. IV Всел. собора Зонара говорит: «и доныне это зло (устроение духовными лицами мирских дел) бывает и никто оного не пресекает: ни царь, ни патриарх, ни епископ. В пренебрежении оставляется толикое количество правил, и с лицами, подлежащими в силу этих правил извержению, вместе служат и имеют общение патриархи и епископы. В хронике Зонары мы находим следующая места, вполне оправдывающие это негодование Зонары на свое время: 1) «Сей император (Н. Вотаниат) – говорит Зонара – отчасти по преклонности лет, отчасти от природной тупости почти вовсе не касался дел управления, но призвал митрополита Сидского и ему поручил попечение об общественных делах» 5 . 2) „Император (Михаил Дука 1071) неспособный к управлению государством приставил к делам митрополита Сидского Иоанна – скопца, человека весьма деятельного». В толковании к 28 правилу IV Всел. собора Зонара говорит: выражете – «иметь равный преимущества» употреблено ради царской власти и синклита, хотя ныне первая перешла в тиранимо, а последний стеснен и потерял всякое значение». Если принять во внимание описание Зонары вступления на престол императора Алексея Комнина 1-го и первых шагов его деятельности, за тем краткую характеристику этого императора, которою оканчивается хроника Зонары: то, кажется, и сомнения не может возникнуть, что вышеозначенное νυν относится ко временам Алексия Комнина, и что, следов., комментарий Зонары к 28 прав. IV Всел. собора написан был в царствование императора Алекшя Комнина 1-го (т. о. до 1118 г.). Вступление на престол императора Алекия Комнина Зонара описывает так: „Овладев Константинополем дозволили своим полчищам обходиться с мирными гражданами так, как свойственно врагам отечества. Зло простерлось до кровопролития; девы, Богу посвященные, подверглись безвестно, замужние женщины – осквернению; украшения храмов божиих подверглись расхищению; непощажены были даже священные сосуды: не обузданно дерзновонные люди расхищали и их, и священные фиалы, наполненные бескровной жертвой, проливая святое на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Возник очевидный конфликт интересов, усугубляющийся тем, что оба семейства входили в элиту византийского общества и были способны реально повлиять на внутреннюю политику государства. Поэтому женитьба Алексея на Ирине Дуке позволяла устранить все противоречия и укрепить его права на императорство. Но сердцу не прикажешь – и, вынужденно венчавшись браком с юной Ириной, Алексей вовсе не оставил свою возлюбленную, в отношении которой у него возникли некоторые планы. Конечно, эта связь не осталась тайной для придворных, и вскоре Дуки откровенно заподозрили Алексея Комнина в том, что тот может забыть о былых договоренностях 187 . Подозрения Дуков переросли в уверенность, когда они узнали, что Мария Аланская до сих пор еще не выселена из царского дворца. Стало ясно, что в душе Алексея Комнина любовь борется с чувством долга, требуя отказаться от Ирины и привести под венец единственно желанную женщину. Да что там Алексей – его мать, мудрая и прагматичная Анна Далассина, не знала, как поступить. Глубоко ненавидя семейство Дуков, она втайне желала видеть невесткой Марию Аланскую. Но разум подсказывал ей, что в их еще столь неустойчивом положении война с Дуками может привести к тяжелым последствиям. Анна попыталась на всякий случай надавить на патриарха, предлагая тому или покинуть кафедру, или венчать Алексея одного, но архиерей категорично заявил, что не уйдет с патриаршества, пока не водрузит императорскую диадему на голову Ирины. И на 7-й день после венчания василевса патриарх Косьма I торжественно короновал Ирину Римской царицей 188 . После этого, поощряя верность, Алексей I раздал награды всем своим вольным и невольным союзникам. Как он и обещал своей возлюбленной, ее сын Константин Порфирородный надел красные сапоги и стал подписывать после императора все государственные документы. Никифор Мелиссин получил титул кесаря, такой же титул был восстановлен и для Иоанна Дуки, совсем уже старого человека. Но одновременно с этим василевс пожаловал своему брату Исааку новый титул «севастократор», почти приравненный к императорскому сану, своего рода «второй царь», и приказал величать того в документах ранее кесарей Иоанна и Никифора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но если это так, то представляется весьма маловероятным дальнейшее заверение книги г. Красножена (аргумент 3-й): „Зонара несомненно жил и писал даже при Мануиле Коданине (1143–1180), так как в толкованиях на Синтагму церковных правил и в других сочинениях его встречаются указания на такие обстоятельства, который могут быть отнесены к определенным годам правления этого императора» 3 . Если Зонара и в начале царствования Иоанна Комнина высматривал опытным старцем-монахом (в своей хронике), то заверение, что он жил и писал даже при Мануиле Комнине делает необходимым приписать ему весьма исключительное долголетие. Нам же думается, что в самих комментариях Зонары есть места, свидетельствующие, что он писал их не после хроники, а одновременно с нею, или даже ранее ее. С точки зрения Зонары правила церковные суть такое же откровение божественной мысли, как и священное писание, посему естественно предположить, что сделавшись монахом, Зонара на первых порах охотнее отдался изучению правил и составлению толкований к ним, чем составлению своей хроники 4. В своих комментариях Зонара довольно не редко указывает на разные явления церковной жизни своего времени: эти явления при помощи хроники его – можно удобно относить к царствованию Алексея Комнина и предшествовавших императоров. Например, в комментарии к 98-му правилу Трулльского собора Зонара говорить: «ныне обручение равносильно браку по силе новеллы императора, господина Алексея Комнина». Упоминаемая здесь новелла издана в 1 июля 1084 года. В толковании к 7-му правилу Неокесар. собора Зонара говорит: «видали мы и патриарха, и разных митрополитов, принимавших участие в брачном пире второбрачная императора». – О царствовании императора Никифора Вотаниата (1078) в хронике Зонары читаем следующее: «Когда у сего императора умерла супруга, многие девицы искали возможности выйти за него замуж и более всех – Зоя, дочь императора Дуки. Но он хотел жениться на бывшей императрицей Евдокии, или же на Марии, жене своего предшественника. Итак, он посылает к Евдокии, которая, говорят, не отказывалась от предложения, но против этого брака, как противозаконного, восстали некоторые монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Студийскому монастырю из века в век императорская семья поручала воспитание своих детей мужского пола. Так, сыновья императора Мануила I Комнина (1143–1180) Исаакий и Иоанн были отданы в Студийскую обитель на воспитание, «чтобы поучались добродетели подражанием жизни отличных мужей» 20 . В домонгольскую эпоху русские паломники часто посещали Константинополь на пути в Святую Землю. Этому способствовало и укрепление русско-византийских государственных отношений, в частности, брак наследника византийского престола Алексея Комнина с дочерью киевского князя Мстислава (1125–1132); по сообщению Воскресенской летописи, «дщи Мстиславля ведена бысть во грекы за царевича» 21 . «Хождения» в Святую Землю после принятия христианства на Руси были основной формой путешествий русских на Восток. Рассказы паломников о Константинополе, Византии и Палестине начиная с XII века включались в русские летописи. Уже в XI–XII вв. в Константинополе существовал особый русский квартал («обол»), в котором жили купцы, приезжавшие с Руси. Русские паломники издавна считали Студийский монастырь одной из самых больших святынь Царьграда: в нём хранились мощи святого Иоанна Крестителя, там находилась гробница преподобного Феодора Студита , который являлся для русских иноков идеалом исповедника веры, хранителя канонов и устроителя монашеского общежития. Поэтому в своих записях о «хождениях» русские паломники уделяли большое внимание и Студийскому монастырю. В 1200 году один из русских паломников, архиепископ Новгородский Антоний, поклонялся в Студийском монастыре мощам святого Иоанна Крестителя и был у гробницы преподобного Феодора Студита . Записки Антония Новгородца о Студийском монастыре представляют большой интерес, поскольку уже в 1204 году Константинополь был разрушен крестоносцами. Русский паломник перечисляет святыни, увиденные им в Студийской обители: «Верх святаго Иоанна Крестителя главы его и перси и перст его и зуб лежат в Студийском монастыри у святаго Феодора; ту же лежат святый Феодор и брат его Иосиф, Селунский епископ, в монастыри Студиском во едином гробе ту же и глава Захарии пророка и святаго Вавилы и иных святых мощи и лице святаго Иоанна Крестителя» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Внутренняя стабилизация Руси при В. В. сопровождалась обострением внешнеполитических противоречий. Еще в 1112 г. вел. князь выдал свою дочь Евфимию за кор. Кальмана, но вскоре брак был расторгнут венг. стороной. Борьба с Ярославом Святополчичем вылилась в конфликт с Венгрией и Польшей, правители к-рых Иштван (Стефан) II и Болеслав III Кривоустый поддержали бывш. волынского князя. Конфликт завершился гибелью Ярослава под стенами Владимира-Волынского в 1123 г. Сложнее обнаружить конкретные причины войны с Византией, вспыхнувшей в 1116 г. Вероятно, Киев стремился к контролю за Н. Подунавьем - районом, традиционно важным для Руси (и соседней с ней Византии) как в торговом, так и военно-стратегическом отношениях, особенно после того как в кон. XI в. Русь потеряла Тмутараканское княжество. Визант. самозванца Льва Псевдо-Диогена, выдававшего себя за сына бывш. имп. Романа IV Диогена , В. В. женил на своей дочери (или сестре?) Марице (возможно, еще ок. 1095), поддержал его выступление против имп. Алексея I Комнина . После скорой гибели Льва рус. гарнизоны заняли ряд нижнедунайских городов, ранее предавшихся Льву. Однако главную визант. крепость в этом районе - Доростол (совр. Силистра, Болгария) взять не удалось. Мир, условия к-рого неизвестны, был заключен не позднее 1121-1122 гг., когда в Византию «за ц(еса)рь» (предположительно за Алексея, старшего сына и соправителя Иоанна II Комнина , а не за Андроника, как часто считается в историографии) была выдана замуж дочь Мстислава Владимировича, а В. В. заложил в Киеве ц. во имя Иоанна Предтечи, в к-рой, по всей вероятности, была положена доставленная из К-поля реликвия - перст святого. Это событие отразилось в древнерус. проложном сказании о «пренесении честнаго прьста Иоанна Крестителя, десныя его руки, в Русь от Царьграда… при князи Володимере Мономасе» ( Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 56-57); церковь находилась на Сетомли «у Купшина монастыря», по др. источникам неизвестного.

http://pravenc.ru/text/159100.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010