Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ЗНАМЕНИЕ» иконография Богородичных икон, в к-рой Богомладенец изображен прямолично на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс (вариант «Великой Панагии»). В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя («...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14)); наименование связано с чудотворной иконой Божией Матери (см. разд. ««Знамение» Новгородская икона Божией Матери»), через к-рую в 1169/70 г. Вел. Новгороду было явлено заступничество Пресв. Богородицы (Минея праздничная - РНБ. Соф. 369). С кон. XV в. название «Знамение Пречистыя» встречается в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям, т. е. становится наименованием иконографического типа, др. название которого - «Богоматерь Воплощение». Богоматерь «Знамение». Рельеф из ц. Санта-Мария Мастер Домини, Венеция. XII в. Богоматерь «Знамение». Рельеф из ц. Санта-Мария Мастер Домини, Венеция. XII в. Изображение Богородицы с Христом Еммануилом в медальоне впервые появилось на печатях имп. Маврикия (582-602). Такое же изображение Божией Матери в рост есть на фреске из мон-ря Бауит (часовня преподобных (XXVIII), VI-VII вв., Коптский музей, Каир), в мон-ре св. Иеремии в Саккаре (VI в.), в сир. рукописи (Paris. syr. 341. Fol. 118), на фреске в люнете крипты Острианских катакомб близ усыпальницы св. Агнии в Риме (кон. IV-V в.). В послеиконоборческий период образы молящейся с воздетыми руками Богоматери в рост или по пояс иногда сопровождались надписью: «Влахернитисса». Так же названы иконы др. иконографических типов, происхождение которых связывается с храмом во Влахернах , построенным в К-поле в V в. имп. Пульхерией (напр., образ Богоматери с Младенцем типа «Умиление», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Имп. Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях византийского двора» (X в.) упомянул о том, что во Влахернах было неск. чудотворных икон Божией Матери, с к-рыми связаны различные чудеса и обычаи. С VIII в. там происходили еженедельные ночные службы в честь иконы Божией Матери, на к-рых в ночь с пятницы на субботу было чудо с завесой. В описании этого чуда говорится, что «Мария несет Младенца обеими молитвенными руками». Описывается и находившееся возле имп. купальни мраморное рельефное изображение Божией Матери с воздетыми руками, из к-рых истекает св. вода ( Const. Porphyr. De cerem. 2. 12). Сохранились многочисленные повторы рельефной иконы с отверстиями в ладонях XI-XIII вв. Изображения Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью встречаются на печатях императоров Иоанна Цимисхия (969-976), Михаила VII Дуки (1071-1078), Алексея I Комнина (1081-1118) и позднее - во времена Комнинов, на серебряной монете Константина IX Мономаха (1042-1055) с легендой Η ΒΛΑΚΕΡΝΙΤΙΣΑ.

http://pravenc.ru/text/199925.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУТЛУМУШ [греч. Ιερ Μον Κουτλουμουσου], монастырь, занимающий 6-е место в иерархии афонских обителей. Расположен в центре п-ова Айон-Орос, рядом с Кареей . Монастырский собор (кафоликон) освящен в честь Преображения Господня. История монастыря Мон-рь Кутлумуш Мон-рь Кутлумуш Ранее считалось, что К. возник в Х или XI в., но эти сведения оказались недостоверными: подпись кутлумушского игум. Гавриила на акте Зографского монастыря 980 г. была сделана позднее для подтверждения его подлинности, а хрисовул визант. имп. Алексея I Комнина 1082 г. об основании им К. исследователи признали поддельным. Видимо, К. был построен не ранее XII в.: впервые он упоминается в акте прота Иоанна 1169 г. (Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. P., 1982. Vol. 1. N 8. (ArAth; 12)). Затем об этом мон-ре сведения отсутствуют до 1257 г., когда акт прота Феодора подписал представитель К. (Actes de Kutlumus. 1988. N 2). Название мон-ря тюрк. происхождения и вызывало дискуссии. Наиболее вероятно, что К. был основан принявшим христианство потомком сельджукского правителя Кутлумуша († 1063) или уроженцем земель, находившихся под его правлением. Келлия Кутлумуша, к-рого акты XIV в. называют преподобным, по преданию, находилась на 4-м этаже башни мон-ря (Ibid. N 15). В 1263 и 1267 гг. прот Косма передал мон-рю обители прор. Илии и Скамандрину, а прот Иоанн в 1287 г.- запустевший мон-рь Ставроникита (Ibid. N 3; Actes de Kastamonitou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1978. N 2. (ArAth; 9)). В 1275 г. К. пострадал от сторонников Лионской унии (1274), в нач. XIV в.- от каталанских наемников. До XIV в. источники представляют К. как небольшой и бедный мон-рь (в акте 1316 г. подпись кутлумушского игумена стоит на 20-м месте - Actes de Vatopédi/Éd. J. Bompaire, J. Lefort, V. Kravari, Ch. Giros. P., 2001. Vol. 1. N 46. (ArAth; 21)). Но на протяжении этого столетия количество его насельников и владения постепенно увеличивались.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ VIII ПАЛЕОЛОГ Имп. Михаил VIII Палеолог. Миниатюра из Исторических записок Георгия Пахимера. XIV в. (Monac. gr. 442. Fol. 174r) Имп. Михаил VIII Палеолог. Миниатюра из Исторических записок Георгия Пахимера. XIV в. (Monac. gr. 442. Fol. 174r) [Греч. Μιχαλ Παλαιολγος] (1224 или 1225 - 11.12.1282, близ дер. Пахомий, Фракия), никейский имп. (с 1 янв. 1259), визант. имп. (после 15 авг. 1261). Основатель династии визант. императоров Палеологов (1261-1453). Род. в знатной семье, состоявшей в родстве с 3 имп. фамилиями (Дуки, Ангелы, Комнины). М. П. был старшим сыном вел. доместика Андроника Палеолога († 1247) и его жены Феодоры. Его дед по материнской линии Алексей Палеолог, вступив в брак со старшей дочерью имп. Алексея III Ангела Комнина (1195-1203) Ириной Комниной, получил титул деспота и вел. дуки. М. П., отличавшийся красотой, веселым нравом и щедростью, пользовался известностью и всеобщим уважением ( Niceph. Greg. Hist. 3. 4). Свою карьеру он успешно начал на военном поприще. Уже в 1247 г. был назначен правителем македонских городов Меленик и Серры. Знатное происхождение, рано проявившиеся незаурядные способности политика и воина, равно как и слухи о пророчествах, предсказывавших ему обладание престолом (Ibidem), делали М. П. опасной фигурой в глазах императоров Никейской империи . Честолюбивый М. П. не раз попадал под подозрение св. Иоанна III Дуки Ватаца (1221-1254) и Феодора II Дуки Ласкаря (1254-1258). Впервые в лояльности М. П. усомнился Иоанн III Дука Ватац, к-рый в 1253/54 г. заставил его принести клятву верности императору в присутствии патриарха К-польского Мануила II Палеолога (1244-1255). После этого М. П. продолжал пользоваться милостями императора, хотя подозрительное отношение к нему сохранилось. М. П. получил должность вел. коноставла (командующего корпусом лат. наемников, находившихся на службе Никейской империи). Примерно в то же время он женился на Феодоре, племяннице императора, от брака с которой родилось 7 детей, в т. ч. буд. имп. Андроник II Палеолог . Кроме того, М. П. имел 2 незаконнорожденных дочерей.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III ВЕЛИКИЙ КОМНИН [греч. Ιωννης Μγας Κομνηνς] (ок. 1322-1362), трапезундский имп. (4 сент. 1342 - 3 мая 1344). Племянник имп. Алексея II Великого Комнина , внук имп. Иоанна II Великого Комнина . Отец И. В. К. Михаил Великий Комнин в 1341 г. пытался захватить престол в Трапезунде и был взят под стражу в Лимнии. Перед воцарением И. В. К. жил в изгнании в К-поле; на трапезундском престоле утвердился в результате восстания в Трапезунде и династического переворота, организованного динатской группировкой Схолариев при поддержке визант. имп. Анны Савойской и с помощью 3 наемных генуэзских судов. Свергнутая имп. Анна Анахутлу, двоюродная сестра И. В. К., и нек-рые ее сторонники были казнены, другие изгнаны. И. В. К. был коронован в ц. Пресв. Богородицы Златоглавой (Хрисокефальской). Во внешней политике И. В. К. оказывал предпочтение Генуе в противовес Венеции. В июне 1343 г. отразил нападение тюрк. кочевников на Трапезунд. И. В. К. вел развратный образ жизни, пользуясь поддержкой великого дуки евнуха Иоанна, к-рый охранял заточенного отца И. В. К. Михаила. Схоларии убили евнуха, отстранили от власти И. В. К. и возвели на престол Михаила (правил с 1344 по 1349), с к-рым заключили тайное соглашение: в обмен на имп. титул и свободу им была передана реальная власть. И. В. К. был заточен в пещерном мон-ре прп. Саввы, а в нояб. 1345 г. был отправлен под стражей в К-поль. В марте 1362 г., в правление Алексея III Великого Комнина , И. В. К. вновь попытался овладеть троном (в 1355 такую же попытку предпринимал его отец). Не получив помощи от Византии, но заручившись поддержкой генуэзцев, И. В. К. бежал из Адрианополя в Синоп, чтобы затем высадиться в Трапезунде. Скончался, по всей видимости, от чумы. Ист.: Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 679-682; Μιχαλ το Παναρτου Περ τν Μεγλων Κομνηνν/Εκδ. Ο. Λαμψδης. Αθναι, 1958. Σ. 66-67. Лит.: Карпов С. П. История Трапезундской империи. СПб., 2007. С. 175-176, 179, 198, 200, 287. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК КОМНИН [греч. Ισακιος Κομνηνς] (1050 - ок. 1103), севастократор, старший брат имп. Алексея I Комнина , визант. писатель. Основным источником сведений о жизни И. К. является «Алексиада» Анны Комнины . И. К. был близок со своим братом имп. Алексеем I, принимал активное участие в военных, политических и церковных событиях той эпохи. Имп. Алексей удостоил И. К. специально созданного титула «севастократор». И. К. был женат на Ирине, кузине Марии Аланской, дочери груз. царя Баграта IV. Она была одной из ключевых фигур политической жизни К-поля, способствовавшей приходу к власти династии Комнинов. В браке с Ириной у И. К. родилось много детей. В кон. 1081 г. И. К. собрал синод, на к-ром получил право конфисковать церковное имущество для нужд военной кампании имп. Алексея I. И. К. отличался хорошим образованием, в т. ч. глубокими богословскими познаниями. В 1082 г. он участвовал в процессе против Иоанна Итала и, по свидетельству Анны Комнины, подверг последнего допросу. По итогам допроса Итал был признан еретиком и заточен в тюрьму патриархом Евстратием Гаридой (1081-1084). Вместе со своим братом по непонятной причине низложил патриарха Евстратия Гариду и поставил на престол Николая III Грамматика . И. К. принадлежит 3 богословско-философских сочинения: «О 10 апориях касательно провидения» (Περ τν δκα πρς τν πρνοιαν πορημτων) (изд.: Isaak Sebastokrator. Zehn Aporien über die Vorsehung/Ed. J. Dornseiff. Meisenheim am Glan, 1966. (Beitr. z. klassischen Philologie; 19)); «Об ипостасях зла» (изд.: Isaak Sebastokrator " s «Περ τς τν κακν ποστσεως» (De malorum subsistentia)/Ed. J. J. Rizzo. Meisenheim am Glan, 1971. (Ibid.; 42)) (рус. пер.: Исаак Себастократор. Об ипостасях зла/Пер. c греч., предисл.: И. А. Гончаров; предисл.: Р. В. Светлов. СПб., 2002); «О провидении и судьбе» (изд.: Über Vorsehung und Schicksal/Ed. M. Erler. Meisenheim am Glan, 1979. (Ibid.; 111)). Рубрики: Ключевые слова: АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.)

http://pravenc.ru/text/674151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ МАКРЕМВОЛИТ [греч. Αλξιος Μακρεμβολτης] († между 1349 и 1353), визант. писатель. Род. в К-поле, преподавал, входил в один из кружков визант. интеллектуалов, был близок к Патрикиоту, советнику по финансам имп. Иоанна VI Кантакузина . Его сочинения посвящены Генуэзской войне 1348-1349 гг., антииудейской и антиисламской полемике. Самое известное произведение «Диалог между богатым и бедным» (1343). Корыстолюбие и жестокосердие богатых губит их души, богатство не приносит счастья и уверенности в будущем, оно призрачно и ненадежно из-за превратностей судьбы, гнева правителей и зависти окружающих - этот традиц. мотив приобретает в произведениях А. М. особую окраску из-за бедственного положения Византийской империи его времени. Возможно, под образом «богатого» скрывается намек на кого-то из представителей круга Алексея Апокавка, фаворита императрицы Анны Савойской , на нек-рое время сосредоточившего в своих руках практически всю полноту власти при малолетнем имп. Иоанне V (1341-1391). В «Плаче по поводу разрушения купола Св. Софии» эсхатологические ожидания А. М., связанные с осознанием неизбежного падения империи, соседствуют с уверенностью в возможности скорого Второго пришествия Христа. В комментариях на повесть Лукиана Самосатского (II в.) «Лукий, или Осел» А. М. аллегорически интерпретирует историю превращения человека в осла и его мучительное возвращение к прежнему облику. Повесть Лукиана, к-рая во многом была лишь пародией на известный сюжет поздней античности, нашедший отражение в «Метаморфозах» Апулея, получила у А. М. серьезное богословское истолкование: вертеп разбойников, куда попадает Лукий-осел,- это демонические силы, пленившие человека; отец девушки, освободивший главного героя,- Бог, к-рый спасает «заблудшую овцу» и т. д. Изд: Пападопуло-Керамевс А. Алексей Макремволит//ЖМНП. 1899. Ч. 321. Янв. Отд. V. С. 19-23; Š ev enko I. Alexios Makrembolites and his «Dialogue between Rich and Poor»//ЗРВИ. 1960. 6. С. 187-228 (рус. пер.: Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных// Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов. СПб., 1998. С. 248-269). Лит.: Κουροσης Σ. Ι. Α ντιλψεις περ τν σχατν το κσμου κα κατ τ τος 1346 πτσις το τρολλου τς γας Σοφας//ΕΕΒΣ. 1969/1970. Τ. 37. Σ. 223-240; Maltese E. V. Una fonte bizantina per la storia dei rapporti tra Costantinopoli e Genova alla metà del XIV sec.: il «Logos Historikos» di Alessio Macrembolite//Atti e Memorie della Società Savonese di storia patria. 1980. T. 14. P. 55-72; «Богаташи» Aлekcuja Макремволита//ЗРВИ. 1980. 20. С. 108-111; Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов. СПб., 1998. С. 209-243. А. В. Занемонец Рубрики: Ключевые слова: АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.)

http://pravenc.ru/text/64542.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АНАГНОСТ [греч. Ιωννης Αναγνστης], визант. писатель сер. XV в., автор «Повествования об окончательном взятии Фессалоники» турками-османами 29 марта 1430 г. И. А. был клириком (сан неизв.); между 1429 и 1433 гг. жил в Фессалонике, был очевидцем описанных им событий. Из 22 глав «Повествования...» И. А. принадлежат только первые 12 глав, в к-рых рассказано о походе тур. армии во главе с султаном Мурадом II на Фессалонику, об оборонительных мероприятиях венецианцев, с 1423 г. владевших Фессалоникой по договору с визант. императорами Мануилом II и Иоанном VIII Палеологами, о настроениях горожан. Описаны 4-дневная осада и взятие города. Главы 13-22 написаны др. автором значительно позднее (после падения Византии в 1453); в них подробно изложены последствия завоевания города по рассказам очевидцев. Видимо, и заглавие сочинения дано 2-м автором. Свидетельства И. А. являются важнейшим историческим источником о завоевании Фессалоники. В тексте «Повествования...» есть нек-рые совпадения с рассказом Иоанна Каминиаты (Х в.) о взятии Фессалоники арабами в 904 г. Вероятно, И. А. был знаком с произведением его предшественника и попытался сопоставить исторические события, происшедшие в Фессалонике в разные эпохи. Под именем И. А. сохранилась краткая монодия на взятие Фессалоники, хотя скорее всего она также принадлежит анонимному автору 2-й части «Повествования...». Соч.: PG. 156. Col. 583-632; Ιωννης Αναγνστης. Διγησις περ της τελευταας Αλσεως της Θεσσαλονκης. Μονωδα επ τη αλσει της Θεσσαλονκης/Εκδ. Ι. Τσρας. Θεσσαλονκη, 1985. Лит.: Dennis G. The Second Turkish Capture of Thessalonica: 1391, 1394 or 1430?//BZ. 1964. Bd. 57. S. 53-61; Vacalopoulos A. E. History of Macedonia: 1354-1833. Thessal., 1973. P. 90-98; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 484-485; Kazhdan A. P. Some Questions Addressed to the Scholars who Believe in the Authenticity of Kaminiates " «Capture of Thessalonica»//BZ. 1978. Bd. 71. S. 301-314; Vryonis Sp. The Ottoman Conquest of Thessalonica in 1430//Continuity and Change in Late Byzantine and Early Ottoman Society: Symp. at Dumbarton Oaks in May 1982/Ed. A. Bryer, H. Loury. Birmingham; Wash., 1986. P. 282-321; Τσρας Ι. Οι δο μμετρες Μονωδες για την τελευταα λωση της Θεσσαλονκης//Μακεδονα. 1969. Τ. 9. Σ. 64-100; idem. Ο τταρτος καθολικς νας της Θεσσαλονκης στο χρονικ του Ιωννου Αναγνστη//Byzantina. 1973. Τ. 5. Σ. 165-185; PLP, N 839; ODB. Vol. 2. P. 1056. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.)

http://pravenc.ru/text/469798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ СТИПП [Греч. Λων Στυππς; Стиппиот], свт. (пам. греч. 12 нояб.), патриарх К-польский (май 1134 - янв. 1143). До восшествия на Патриарший престол был священником и икономом в составе клира собора Св. Софии в К-поле. Сведений о Л. С. немного. Он был избран патриархом по смерти Иоанна IX Агапита . В период Патриаршества Л. С. было нек-рое затишье в богословских спорах в К-польской Церкви, принимались последние решения в отношении еретиков и раскольников, выявленных во время бурных споров эпохи имп. Алексея I Комнина (1081-1118). В мае 1140 г. Л. С. председательствовал на К-польском Соборе, который рассмотрел и осудил труды богослова Константина Хрисомала как сторонника ереси «энтузиастов», мессалианства (см. Мессалиане ) и богомильства . Большая часть сочинений Константина была сожжена (RegPatr, N 1007; Guillard. 1978). При Л. С. также было принято постановление, запрещавшее проведение магических сеансов и гаданий, распространенных среди светских людей. Поводом для этой меры стали некие обряды, совершавшиеся придворными у постели смертельно больной Зои, жены Алексея Комнина, сына севастократора Исаака (RegPatr, N 1010). В визант. рукописной традиции Л. С. было недостоверно приписано пророческое сочинение - один из вариантов апокрифических апокалипсисов Псевдо-Даниила (см. ст. Апокалиптика ) (L " Apocalisse apocrifa di Leone di Costantinopoli/Ed. R. Maisano. Napoli, 1975). Ист.: Rhalles, Potles. Syntagma. Τ. 4. Σ. 251-252; Τ. 5. Σ. 76-82, 133, 136; PG. 136. Col. 801-806. Лит.: RegPatr, N 1007-1010; Guillard J. Quatre procès de mystiques à Byzance (vers 960-1143)//REB. 1978. T. 36. P. 5-81; Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos. L., 1993. P. 276, 407; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. Camb., 1995. P. 76-77, 282; Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-вост. Церкви в IX, X и XI вв. СПб., 1998п. С. 185. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) ДИОНИСИЙ I (до 1410 - 1492), свт. (пам. греч. 23 нояб.), патриарх К-польский (1467 - 1471 или 1472, 1488 - 1490) ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.)

http://pravenc.ru/text/2463301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ПОСТНИК [греч. Ιωννης Νηστευτς] († кон. XI - нач. XII в.), прп. (дня пам. нет). Жил в правление визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) и К-польского патриарха Николая III Грамматика (1084-1111), сведения о нем содержатся в Энкомии К-польского патриарха Каллиста I (1350-1353; 1355-1363), восхваляющем монашеские добродетели этого подвижника и лишь кратко освещающем его биографию. И. П. происходил из Каппадокии из знатного рода синклитиков Иоалитов ( Ιοαλτης), с молодости находился в числе придворных и затем занял пост протосинкрита ( Gelzer. 1886. S. 81, 83). Родители хотели женить И. П., но тот, желая целомудренной жизни, молил Бога избавить его от брака. По божественному промыслу его постигла болезнь и врачам пришлось удалить его детородные органы (Ibid. S. 68). Сначала И. П. удалился на о-в Проконнес (ныне Мармара) в Мраморном м. (в Энкомии το Μαρμαρο νσου), где подвизался в пустынном месте (Ibid. S. 71) и вел особо строгую аскетическую жизнь, подражая своему небесному покровителю Иоанну Предтече. Постепенно к И. П., обладавшему даром красноречия, стали собираться ученики. Впосл. И. П. переселился в расположенный в квартале Петра (в сев.-зап. части К-поля) мон-рь св. Иоанна Предтечи, основанный в кон. V в. егип. подвижником Варом. Иоанн Мавропод был монахом этой обители, до того как стал митрополитом Евхаитским (ок. 1050-1075 или 1081). И. П. передал все имущество мон-рю св. Иоанна Предтечи и стал его игуменом. Он построил великолепный храм, кельи, трапезную, поварню, пекарню, богадельню и ограду, за что его стали именовать 2-м ктитором этого мон-ря (Ibid. S. 84-85). И. П. составил монастырский устав (Ambros. gr. 270, нач. XIV в.), к-рый до сих пор остается неопубликованным. Из этого документа следует, что мон-рь св. Иоанна Предтечи в Петре находился под покровительством Анны Далассины, матери имп. Алексея I. О мощах И. П. сохранились сведения в сочинениях рус. паломников. Стефан Новгородец (1348-1349) сообщает о хранящейся в монастыре Петра окованной золотом и украшенной драгоценными камнями руке Иоанна Ктитора, построившего соборную церковь этого мон-ря ( Majesca G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45). Об этой реликвии упоминают также Игнатий Смолянин (1396-1402) и дьяк Александр (1394-1395) (Ibid. P. 95, 163). Ист.: BHG, N 892; Gelzer H. Kallistos " Enkomion auf Johannes Nesteutes//ZWTh. 1886. Bd. 29. S. 64-89. Лит.: Janin. Églises et monastères. P. 421-429; T[albot] A. M. Petra Monastery//ODB. Vol. 3. P. 1643. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/471443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД I ВЕЛИКИЙ КОМНИН [греч. αυδ, αβδ Μϒας Κομνηνς] (1407/09-1463, К-поль), последний имп. Трапезундской империи (1460-1461). Сын имп. Алексея IV Великого Комнина и младший брат имп. Иоанна IV , к-рому Д. В. К. наследовал, устранив от престола малолетнего сына Иоанна IV. В 1431-1460 гг. был соправителем брата и носил титул деспота. В 20-30-х гг. вступил в брак с Марией, дочерью Алексея, правителя княжества Феодоро (Юго-Зап. Крым). Командовал отрядами войск и флота. В 1446 г. с эскадрой из 13 галер в союзе с Феодоро произвел военную демонстрацию у стен генуэзской Кафы (совр. Феодосия). В 1458 г. возглавил трапезундское посольство к тур. султану Мехмеду II , признав вассальную зависимость Трапезундской империи от султана. Вел дипломатические переговоры с эмиром Ак-Коюнлу Узун-Хасаном, завершившиеся браком его сестры Феодоры с Хасаном и установлением союза Трапезундской империи и Ак-Коюнлу (1459). Стремясь отвратить османскую угрозу, пытался создать коалицию с западноевроп. гос-вами, Грузией, эмирами Синопа, Ак-Коюнлу. В авг. 1461 г. Трапезунд был осажден османами с суши и с моря и Д. В. К. сдал город без боя. Д. В. К. с семьей, митрополитом и придворными был отправлен в К-поль. Город избежал грабежа и разорения. По условиям капитуляции Д. В. К. получил в удел область на Балканах в долине реки Стримон недалеко от Серр (совр. Серес, Греция). В 1463 г. был обвинен Мехмедом II в измене (в переговорах с сестрой и врагом султана Узун-Хасаном) и казнен в К-поле вместе с 3 сыновьями и племянником. Дочь Д. В. К. Анна была выдана замуж за бывш. везира султана Заганоса-пашу. Ист.: Laonici Chalcocondylae Historiarum demonstrationes/Ed. E. Darkó. T. 2. Bdpst, 1922. P. 218, 223, 243, 246-249, 296; Ducas. Hist. P. 431; Georgios Sprantzes. Chronicon maius: Memorii, 1401-1477/Ed. V. Grecu. Bucur., 1966. P. 128. Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L. etc., 1926. Amst., 19682. P. 96-109; Laurent V. David Comnèn//DHGE. T. 14. P. 117-119; PLP, N 12097; Kuršanskis M. La descendance Alexis I, empereur de Trébizonde//REB. 1979. Vol. 37. P. 239-247; Barzos K. Η μορα των τελευταων Μεϒλων Κομνηνν της Τραπεζοντος//Byzantina. 1983. T. 12. P. 273-276, 279-286; Talbot A. -M. David I Komnenos//ODB. T. 1. P. 589; Карпов С. П. История Трапезундской империи. СПб., 2006 (в печати) (подробную библиогр. см. там же). С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168526.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010