Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2023 27 мин., 04.10.2023 Обложка : На солнечном оранжевом фоне маленький мальчик, стоящий на большой, поднявшей его вверх руке, возвращает в гнездо выпавшего из него птенца. Сбоку надпись белыми буквами: В ТВОИХ РУКАХ». При этом пунктиром обозначена возможность другого прочтения: В ТВОИХ РУКАХ». Рисунок Руслана Трофименко. Пролог : Сергей Белозёров . «Это утро возносило...». Стихотворение. Фото Adam Jankowski/Unsplash//Фома. - – сентябрь 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: сентябрь //Фома. - – сентябрь 2023. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 сентября. Церковное новолетие. [Новолетие — это празднование церковного нового года. Традиция отмечать его в сентябре пришла в Русскую Церковь из Византии. В этот день в тропаре — кратком молитвенном песнопении, раскрывающем суть праздника, — христиане поют: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы, и спаси ны». На современном русском это означает: «Всего творения Создатель, времена и годы Своей властью определивший, благослови начинающийся год благости Твоей, Господи, сохраняя в мире людей Твоих и место их жительства молитвами Богородицы, и спаси нас»]. Ил.: Сотворение мира. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. - С.4; 12 сентября. День памяти святого Александра Невского. [Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются правители, которые сумели в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу, руководствовались в жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью]. Ил.: Великий князь Александр Невский. Филипп Москвитин. 2020. - С.4;     11 сентября. Усекновение главы Иоанна Крестителя. [Иоанн Креститель жил так, что никто не мог упрекнуть его хотя бы в малейшем грехе. И при этом обладал мужеством говорить царю правду о том, что тот незаконно сожительствует с женой своего брата — Иродиадой. Оскорбленная его словами, Иродиада жаждала убить Иоанна. Об Ироде же Библия говорит, что, даже посадив Иоанна в темницу по настоянию своей сожительницы, Ирод … берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк 6:20). На праздновании дня рождения Ирода дочь Иродиады, Саломея, своим танцем привела в восторг царя и его гостей. Ирод поклялся дать ей все, что она пожелает. Саломея, наученная матерью, заявила Ироду: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, потому что не хотел убивать Иоанна. Но испугался, что гости перестанут его уважать, если он не сдержит слово. И велел отрубить голову Иоанну Крестителю]. Ил.: Глава Иоанна Предтечи. Икона. XIX в. - С.4-5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-245-...

Москва. Церковь Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделами святых первопрестольных апостолов Петра и Павла ( правый придел) и святого благоверного князя Александра Невского была построена в 1703 году имеретинским царем Арчилом Вахтанговичем Багратиони по обещанию сына его царевича Александра и освящена в 1710 году. Правый придел был построен и освящен в 1786 году, а левый - в 1795 году. Оба придела были построены князем Александром Петровичем Дадиани. Колоколов было шесть: в первом весу было 103 пуда 29 фунтов - 1661 кг, во втором - 29 пудов 37 фунтов - 481 кг, в третьем - 7 пудов 14 фунтов - 107 кг, на остальных вес не был обозначен. Пол в центральном приделе и трапезной был железный, а в боковых приделах - каменный. Из древних икон в храме находился образ апостола Иоанна Богослова, по преданию привезенный из Греции храмосоздателем царем Арчилом. Расположен в селе Красном на высоком берегу речки Страданки в пяти километрах от г. Троицка. Московской области Подольского благочиния была построена в 1703 году имеретинским царем Арчилом Вахтанговичем Багратиони по обещанию сына его царевича Александра и освящена в 1710 году. Церковь имеет два придела: святых первоверховных апостолов Петра и Павла – правый придел, построен и освящен в 1786 году и святого благоверного князя Александра Невского – левый придел, построен и освящен в 1795 году; оба придела построены князем Александром Петровичем Дадиани. Первоначально придел святого благоверного князя Александра Невского был освящен во имя преподобного Александра Свирского. После 1831 года этот придел уже везде упоминается как придел Александра Невского. Архитектура храма является обычной для того времени: сама церковь представляла восьмерик на четверике, с востока к ней примыкала алтарная апсида, с запада – трапезная, к западной стороне трапезной была пристроена колокольня, с севера от колокольни была небольшая пристройка. Храм имел наличники на окнах и ширинки на восьмерике из тесаного кирпича, кирпичные стены были обмазаны раствором и побелены. Над приделами были устроены башни, причем на одной башне устроили колокольню, а на другой установили часы. Колоколов было шесть: вес самого большого составлял 103 пуда 29 фунтов (1661 кг).

http://sobory.ru/article/?object=06087

В.В. Новиков Сотериологические аспекты христологии святителя Кирилла Александрийского в Толкованиях на Евангелие от Иоанна Скачать epub pdf 1. Введение. Цель работы: Проанализировав тексты Толкований на Евангелие от Иоанна святителя Кирилла Александрийского , привлекая работы отечественных и зарубежных богословов, проследить и выявить сотериологические аспекты его учения о Боговоплощении. Что хотим доказать: Проследив сотериологические аспекты учения святителя Кирилла о Воплощении в объемном труде, написанном в основном еще до несторианской полемики, можно сделать вывод о том, что святитель Кирилл внес огромный вклад в развитие Христологии. Толкования на Евангелия от Иоанна позволяют понять даже некоторые двусмысленные формулировки. Таким образом, святитель Кирилл выступает не оппонентом, а предшественником Халкидонского Собора и христологического учения Церкви VI века. Как никакая другая догматическая система Православной Церкви, христология имеет самое ярко выраженное применение к реальной духовной жизни христианина. Быть христианином означает не просто соблюдать заповеди, это означает верить во Христа и исповедовать тайну спасения, явленную на Кресте. Именно в вопросе о «двух и одном» во Христе Церковь раскрывает вопросы о Боге в Его отношении к миру и человеку и о спасении человека как основные вопросы христианской догматики. Создание человека по образу и подобию Божьему означает, что существует принципиальная возможность приобщения к божественной благодати через Христа, участвуя в Таинствах Церкви, основанной самим Христом. Такой процесс богоуподобления получил в Православии название обожения. Можно сказать, что предвечный замысел Творца о твари и означает, что мы призваны к обожению. Но обожение стало возможно исключительно потому, что Бог Сам стал человеком для того, что бы соединить разделенное и явить основания, через которые могло быть осуществлено единение Творца и твари. Божественный Логос воспринял полноту человеческой природы из-за нас и ради нас, будучи подобным нам во всем, кроме греха. Воплощение уже само по себе отчасти оживило человека и воскресило его природу. Благодать не просто излилась на человека в Воплощении, но природа человеческая была воспринята в единение «по ипостаси» с Самим Богом. Отцы ранней Церкви единодушно видели в подобном достижении человеком причастия Божественной Жизни всю суть спасения. Спасено, то что соединено с Богом, а то, что не соединено, вовсе не может спастись. Именно эта мысль была основным мотивом всего богословия первых веков: у св. Иринея Лионского , св. Афанасия Великого , Каппадокийцев (наиболее четко эту мысль сформулировал свт. Григорий Богослов в полемике с Аполлинарием), св. Кирилла Александрийского , и позже преп. Максима Исповедника и преп. Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Митрополит Астанайский Александр возглавил торжества по случаю десятилетия храма Рождества Иоанна Предтечи в селе Родина Акмолинской области 7 июля 2022 г. 12:22 7 июля 2022 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи в селе Родина Целиноградского района Акмолинской области Казахстана. В этот день отмечалось десятилетие Иоанно-Предтеченского храма. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов столицы Казахстана архимандрит Сергий (Карамышев), ключарь собора равноапостольных Константина и Елены протоиерей Сергий Калиев, протоиерей Владимир Дрямов, клирик собора равноапостольных Константина и Елены иерей Максим Маджитов, иерей Сергий Дианов, иерей Виктор Дрожников; диакон Илия Давыдов, диакон Илия Саляхов. Специально к престольному празднику в Иоанно-Предтеченский храм был доставлен ковчег с частицей десницы Крестителя и Предтечи Иоанна, хранящийся в домовой Иверско-Серафимовской церкви митрополичьей резиденции в Алма-Ате. Великая святыня была передана в дар главе Казахстанского митрополичьего округа приснопамятным митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием, хранителем десницы Предтечи Господня, пребывающей ныне в Богородицком монастыре города Цетинье в Черногории. Песнопения Литургии исполнил хор Успенского кафедрального собора под управлением О. Варенцовой. В храме присасывал руководитель агропромышленного комплекса «Родина», герой труда Казахстана И.А. Сауэр. За богослужением молились жители села Родина и окрестных населенных пунктов, паломники из столицы Казахстана и Павлодара. Иерарх вознес молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Проповедь перед причастием произнес иерей Максим Маджитов. Праздничная Литургия завершилась крестным ходом и славлением небесному покровителю храма. Митрополит Александр поздравил духовенство и мирян с праздником и произнес проповедь.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Введение «Толкование на Евангелие от Иоанна» (CPG 5208), самое масштабное творение свт. Кирилла Александрийского и один из самых объёмных патристических комментариев на четвёртое Евангелие, не избежало участи многих письменных памятников христианской древности. Из 12-ти книг этого трактата целиком сохранились книги 1–6 и 9–12, но книги 7–8, охватывавшие толкование на Ин.10:18–12, 48 , утрачены, и лишь отчасти восстанавливаются по вторичным источникам, прежде всего – по экзегетическим катенам. Ж. Обер в 4-м томе своего собрания творений святителя (1638 г.) издал фрагменты этих книг 1 по рукописи парижского собрания (Paris. Suppl. gr. 159, 14 в.) 2 . Они были воспроизведены в «Греческой патрологии» Ж.-П. Миня (1864 г.) 3 с дополнениями из 3-го тома «Новой библиотеки» А. Маи (1844 г.), где были представлены ещё несколько схолий по рукописям Ватиканской библиотеки 4 . Ф. Пьюзи, автор единственного в настоящее время полного критического издания «Толкования на Евангелие от Иоанна» (1872 г.) 5 , для 7–8 книг использовал доступные ему греческие катены рукописных собраний Парижа, Москвы, Афона и Оксфорда 6 , добавив к ним несколько сирийских фрагментов 7 . Он также устранил ряд схолий, заимствованных в катены из других творений святителя, прежде всего из «Сокровища» 8 . Издание Ф. Пьюзи было дополнено несколькими позднейшими публикациями. По наблюдениям Й. Ройса, авторитетнейшего исследователя греческих катен, Ф. Пьюзи воспользовался катенами на Евангелие от Иоанна только четырёх выделенных им типов (A, B, E, F2), оставив неучтёнными ещё три (C, D, G) 9 . Изучение рукописной традиции позволило немецкому учёному открыть 21 новый фрагмент «Толкования». Три фрагмента были им изданы по рукописи Athon. Laur. B 113 (11 в.) в журнальной публикации 1944 г. 10 , а в 1966 г. в собрании катенарных фрагментов на Евангелие от Иоанна кроме них были воспроизведены ещё 18 по рукописи Vallic. gr. E 40 (10–11 в.) 11 . Издатель высказал убеждение, что все эти дотоле неизвестные тексты, за исключением 21-го фрагмента, текст которого в нескольких рукописях приписывается Аполлинарию Лаодикийскому, принадлежат свт. Кириллу Александрийскому , притом с большой вероятностью составителями катен они были взяты именно из «Толкования на Евангелие от Иоанна», а не из других его творений 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Глава 11. Отец Иоанн о Божией Матери и мире сотворенном 1 Рассмотренные здесь свидетельства отца Иоанна Кронштадтского о его религиозной жизни, думается, в достаточной степени показывают, в какой мере его духовный опыт, питавший его богословие, связан с опытом Церкви. Из изложенного видно, что душа отца Иоанна, как всякого истинного христианина, не замкнута в себе, а открыта для постоянного общения в любви с Богом и Его Церковью. Поэтому, свидетельствуя о своей жизни во Христе, он свидетельствует не только о себе, а о целом, особом, светлом мире, в центре которого Бог – Духовное Солнце, а вокруг множество других светлых духов, отражающих Божественный свет. Этими излучениями постоянно озаряется его душа. Как сказано выше, в задачу настоящего труда не входит вовсе передача всего содержания трудов кронштадтского пастыря. Его цель преимущественно лишь в привлечении внимания к ним. Полный обзор их содержания привел бы к изложению целой системы догматического и нравственного богословия по творениям отца Иоанна Кронштадтского , который любовно откликнулся почти на все, что запечатлено в нашем Символе веры . В особенности привлекали его духовное внимание искупительный подвиг Господа Иисуса Христа и освящающее действие Святого Духа. При ограниченности места и поставленной задачи всего этого не изложить, но все же, говоря о свидетельствах отца Иоанна о том светлом мире, в котором он жил и за который боролся, нельзя не коснуться еще двух тем. Темы эти – свидетельства отца Иоанна о Божией Матери и его отношение ко всему сотворенному миру – космосу. Последнюю тему можно определить, как его миропонимание или миросозерцание. 2 «Любовь к Богу тогда начинает в нас проявляться и действовать, когда мы начинаем любить ближнего, как себя, и не щадить ни себя и ничего своего для него, как образа Божия… Не любяй брата своего, егоже виде, егоже не виде како может любити Бога?( 1Ин. 4:20 )». 61 Вот еще одно из слов отца Иоанна Кронштадтского о неразделимости любви к Богу и к ближнему. Основание этой неразделимости – образ Божий в человеке, неотъемлемый и от грешника, которого также надо любить: «Люби всякого человека, – пишет отец Иоанн, – несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна – образ Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Глава 19. Путешествия отца Иоанна 1 Ниже будет подробнее рассказано о целительной силе молитвы отца Иоанна Кронштадтского и о том, какой смысл надо искать в чудесных явлениях христианской жизни согласно учению Церкви и его собственным писаниям. В настоящей же главе будет идти речь о многочисленных совершенных отцом Иоанном путешествиях, многие из которых были предприняты вследствие все более и более возраставшей его известности не только как пастыря и прозорливца, но и целителя. Полная картина странствий отца Иоанна потребовала бы отдельного самостоятельного исследования, здесь же будут указаны только наиболее известные из них и описан общий их характер. Некоторые из них были повторяемы периодически, как, например, совершаемые им в последние годы жизни почти ежемесячные поездки в Москву и ежегодные (начиная с 1888 года) на его родину – в село Суру. К отдельным поездкам относятся, например, путешествия в Воронеж, Харьков, Киев, Курск, Одессу, Варшаву, Берлин, по-видимому, неоднократные плавания по Волге и особое путешествие в Крым, вызванное смертельной болезнью императора Александра Очень подробные рассказы сохранились о состоявшейся в 1890 году поездке отца Иоанна в Харьков. Она может служить прототипом многих других. Во время ее выявилась уже полностью его всероссийская известность и вся тяжесть ее для него. Начиная с этого путешествия, по-видимому, и начали говорить об отце Иоанне как о «всероссийском пастыре». 2 Уже когда поезд, в котором ехал отец Иоанн, приближался к цели, по станциям скапливались большие толпы народа, а в самом Харькове оказалась такая толпа, что пришлось вагон его перевести на запасный путь. Прежде чем посетить город, отец Иоанн отправился в одно близлежащее имение помещика Рыжова. Это не уберегло его от толпы. Через три дня она наводнила уже все имение. Все клумбы в усадьбе были перетоптаны. За все время в Рыжове (так называлось поместье) перебывало до 100 тысяч человек, иногда 7–8 тысяч в день. Вокруг образовалось подобие лагеря. К поездам прицеплялось по 10–12 добавочных вагонов. Командировали усиленный наряд полиции. Среди толпы были неумолкающие рассказы и свидетельства о силе молитвы отца Иоанна. «Он спас мою жену, доктора признали безнадежной, послали телеграмму; он помолился, и она выздоровела». «Он спас моего отца», – рассказывает другой. «Сына», – повествует третий и, казалось, не будет конца подобным свидетельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Глава 1 1–18. Пролог к Евангелию. – 19–28. Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе перед иудеями. – 29–36. Свидетельство Иоанна Крестителя перед своими учениками. – 37–51. Первые последователи Христа. Евангелие Иоанна начинается величественным вступлением, или прологом, в котором говорится о том, как Единородный Сын Божий открылся в мире. Вступление это удобно делится на три строфы, содержание которых таково. Строфа первая (стихи 1–5): Слово, Которое было в начале у Бога и Само было Бог и через Которое был сотворен мир, было жизнью и светом для людей, и тьма не могла погасить этот свет. Строфа вторая (стихи 6–13): Иоанн был послан от Бога, чтобы свидетельствовать о Слове как об истинном свете, но когда Слово явилось к своим, свои Его не приняли. Нашлось, впрочем, немного таковых, которые приняли Слово, и вот этим людям была дана Словом власть стать чадами Божиими. Строфа третья (стихи 14–18): Слово стало плотью в Иисусе Христе и обитало с людьми, которые видели Его величие как Единородного от Отца, полного благодати и истины, так что верующие в Него получили от Него в изобилии благодать. Через Него, Который выше Иоанна Крестителя и законодателя Моисея, возвещена благодать и истина невидимого Бога. Основная мысль пролога высказана в 14-м стихе: «И Слово стало плотию, и обитало с нами». Все предшествующее и последующее служит характеристике Божественного Лица, Которое в Иисусе Христе стало человеком и открыло людям благодать и истину невидимого Бога. Из пролога мы сначала узнаем, что Слово существовало у Бога еще до сотворения мира и что сам мир Ему обязан своим происхождением. Узнаем также, что, в частности, для человечества Слово было светом и жизнью еще до Своего воплощения. Затем евангелист, чтобы подготовить внимание своих читателей к следующему далее краткому известию о воплощении Слова, упоминает о послании Богом Иоанна Крестителя как свидетеля о пришествии Слова к Своему народу и об отношении иудейского народа к явившемуся Слову. Таким образом, евангелист вполне логично подходит далее к изображению самого воплощения Слова и величия принесенных Им с Собою благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 22. Сила молитвы отца Иоанна 1 Необыкновенная занятость и смирение позволили отцу Иоанну запечатлеть только самое малое число совершившихся по его молитвам исцелений. Поэтому как бы ни были значительны его личные свидетельства, необходимо обратиться и к показаниям других лиц. Но значение их не только в количестве, но и в том, что они раскрывают молитвенное дерзновение и напряжение отца Иоанна, а также присущий ему дар прозорливости. Обо всем этом отец Иоанн в своих собственных записях, разумеется, не говорил. Прежде чем перейти к этим сообщениям, нельзя еще раз не сказать, пользуясь словами одного доклада, что «разновидные чудеса, совершенные отцом Иоанном, столь многочисленны, что в каждой третьей-четвертой русской верующей православной семье может быть рассказан какой-нибудь случай о его чудесной помощи или прозорливости» 86 .В примерной истинности приведенных слов автор настоящей книги мог убедиться во время работы над ней. Как только тема книги становилась известной, к автору поступали устные, а иногда и письменные сообщения о чудесных последствиях молитв отца Иоанна. Срочность работы позволила автору зарегистрировать только очень немногие сообщения. По существу, они только умножают число общеизвестных фактов, достоверность которых, ввиду их однородности, можно считать одинаковой, каков бы ни был даже их источник. 2 Выше уже был приведен рассказ отца Иоанна о том, что молиться об исцелении больных подвигла его одна благочестивая старушка. Это была не какая-либо обыкновенная почитательница отца Иоанна, а старица Параскева Ковригина, с ранних лет посвятившая себя Богу и позже известная многим различными духовными дарованиями, в частности, и своею прозорливостью. Один из учеников преподобного Серафима Саровского , иеромонах Иларион направил ее в Кронштадт послужить отцу Иоанну, провидя в нем светильника Церкви. С первой же встречи с ним в Кронштадте, несмотря на то, что тогда отец Иоанн был мало кому известен, она духовно оценила его и своими рассказами о нем много помогла его известности. Ее любовное служение людям было разносторонним. При отпевании ее сам отец Иоанн сказал: «Ты своим словом и примером многих привела к Святой Церкви и благочестивому житию, многих научила чаще исповедоваться и приобщаться Святых Таин».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Глава 4. Отец Иоанн как педагог 1 Отец Иоанн Кронштадтский в течение 32-х лет своей жизни занимался педагогической деятельностью. С 1857 года он преподавал в Кронштадтском уездном училище, а с 1862 по 1889 год – в Кронштадтской гимназии. К большому сожалению, ни собственные произведения отца Иоанна, ни воспоминания о нем не дают достаточно точных представлений о том, каковы были его уроки и конкретные методы преподавания. В воспоминаниях его учеников более всего можно найти лишь общие места и похвальные слова, а в написанном или сказанном им самим – лишь очень немногие педагогические указания в тесном смысле этого понятия. Тем не менее, имеющихся сведений достаточно, чтобы представить себе в общих чертах отца Иоанна как педагога, понять идейную и духовную основу его педагогической деятельности и угадать даже некоторые ее частные, конкретные принципы. Наличные данные позволяют прежде всего заключить, что педагогическая работа отца Иоанна не была отдельной, побочной его деятельностью, но нераздельной частью его пастырского служения, в свою очередь совершенно неотделимого от него самого. Отец Иоанн не мог не быть педагогом, как не мог не быть пастырем. Педагогической работе он отдавался так же всецело, как всему тому, что делал, в чем и была одна из причин успеха стольких его начинаний. Но такая всецелая самоотдача своему делу соответствовала вполне и основным началам миросозерцания отца Иоанна Кронштадтского , в особенности учению об образе Божием в человеке. Ниже об этом учении будет сказано подробнее. Здесь же достаточно пояснить, что, постоянно уча о простоте Бога, отец Иоанн учил одновременно, что и человек, сотворенные по образу Божию, должен быть целостным и простым. По словам отца Иоанна, «Бог, как простое Существо, не состоит из ряда…мыслей, или из множества слов… но Он весь в одной … мысли… весь в каждом слове, как Святой Огонь, проникает в каждое слово».И «душа человеческая по природе проста», – говорил отец Иоанн, – все хитросплетенное отталкивает от себя». Отсюда вытекают существенные принципы, лежавшие в основании педагогической деятельности отца Иоанна Кронштадтского : во-первых, тот, что и преподавание должно быть простым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010