Аннотация Вниманию читателя предлагается впервые переведенное полностью на русский язык сочинение блж. Августина «Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам», более известное как Первое Соборное Послание св. апостола Иоанна Богослова. Датировку составления данного толкования относят приблизительно к 407–415 гг. Блж. Августин толкует все пять глав этого Послания (до 1Ин.5:3 ), оставляя комментарий к большей части 5-й главы незаконченным. Лейтмотивом в этом произведении является любовь, приобретающая у Августина смысловые преломления в темах, связанных со Святым Духом, Искуплением, христианской Церквью и нравственной жизнью христианина. Блаженный Августин Гиппонский как богослов и экзегет в «Рассуждениях на Послание Иоанна к Парфянам» Вниманию читателя предлагается впервые переведенное полностью на русский язык незаконченное сочинение блж. Августина «Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам» (S. Aurelii Augustinis Hipponensis episcopi in Epistulam Ioannis ad Parthos tractatus decem), более известное как Первое Соборное Послание св. апостола Иоанна Богослова. Перевод выполнен В. М. Тюленевым с издания: Saint Augustin. Commentaire de la Première Épître de S. Jean/Texte latine, introduction, traduction et notes par P. Agaesse (SC; vol. 75. Paris, 1961). Данное сочинение частично публиковалось в переводе на русский А. Р. Степанцова в журнале «Альфа и Омега» в 2002–2003 годах. Были изданы 1-е, 2-е, 5-е и 7-е Рассуждения. Для журнала «Диакрисис» проф. В. М. Тюленев выполнил полный перевод всех десяти Рассуждений, и они будут опубликованы в ближайших номерах нашего журнала. Если обратиться к самому сочинению Августина и его названию, то издатель данного сочинения в серии «Христианские источники» П. Агёссе объясняет возможные причины необычного названия данного Послания – «к Парфянам», поскольку в самом тексте Послания нет указания на парфян или на персов. Кассиодор и Беда Достопочтенный указывают на такое упоминание у некоторых древнецерковных авторов, например у свт. Афанасия Великого , хотя у самого свт. Афанасия такого упоминания не сохранилось 1 . Некоторые же предполагают, что греческое наименование «Πρς Πρθους» («К Парфянам») было ошибочно произведено от названия «Πρς παρθνους» («К девам») 2 . Сам Августин не упоминает о парфянах в своем сочинении, хотя все рукописи с этим произведением надписаны «к Парфянам» 3 . Еще один вариант – «Adumbrationes” Климента Александрийского , упоминающего данное Послание как «Первое Послание Иоанна, девственника» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Из числа пяти Кремлевских церквей, бывшая монастырская св. Иоанна Богослова – самая замечательная по красоте архитектуры и по своему видному положению; она находится рядом с западными воротами Кремля. Монастырь св. Иоанна Богослова, что в Кремле, основанный при самом начале Ростовского княжества, упоминается в XII веке. В церкви этого монастыря до 1231 года находились, во время перестройки Успенского собора, мощи св. Леонтия. Настоящий Богословский храм возобновлен в 1683 г. митрополитом Ионой Сысоевичем. В нем вместо иконостаса находится каменная стена, расписанная альфресковой живописью, прекрасно сохранившейся; замечательны также резные клиросы и голосники, находящиеся в стенах; икон всего три, из которых старинная храмовая икона св. Иоанна Богослова, во время запустения этого храма (1786–1861), была взята в Успенский собор, где находится и по сие время у гробницы св. Феодора. После почти векового запустения, храм Иоанна Богослова был возобновлен покойным ростовским гражданином И. И. Храниловым в 1862 г. Возобновление было сделано не фундаментально и провалившиеся своды паперти были покрыты обыкновенным накатом, а трещины на стенах лишь кое-где заделаны и поправлены; альфресковая же живопись, бывшая на паперти храма, забелена известью и только ныне, на средства почетного гражданина А. М. Попова, открыта, представляя собой замечательный памятник стенной живописи XVIII века. В настоящее время один благотворитель, ревнитель уцелевших памятников родной седой старины, изъявил желание восстановить этот храм в прежнем виде и исправить паперть с возведением на ней сводов по прежним образцам. Жертва эта особенно дорога тем, что храм св. Иоанна Богослова, в настоящем ветхом виде, более других нуждается в капитальных исправлениях, без которых он едва ли мог бы быть украшением Ростовского Кремля, составляющего в настоящее время почти единственный памятник славного прошлого древнего города. Вопрос о поддержке этой церкви возбуждался уже более чем за полвека до нашего времени. В архиве Ростовской Городской Думы, между прочим, есть целый наряд (1824 г., 19) «о починке на счет городских доходов, состоящей в Кремле города Ростова, церкви Иоанна Богослова». По документам этого наряда можно последовательно проследить весь ход этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Наименование книги и писатель Ряд новозаветных и вообще Богодухновенных книг заключается пророческою книгою Апокалипсисом, что с греческого языка означает Откровение. Это название находится в самой книге и даёт мысль об откровении чего-то тайного. Апостол Павел этим именем означает откровения, получаемые от Бога пророками ( 1Кор 14:26 ). Книга Иоанна Богослова и начинается именно так: откровение Иисуса Христа, егоже даде Ему Бог показании рабом Своим, им же подобает быти вскоре ( Откр. 1:1 ). Таким образом и это начало и само название книги указывают в ней книгу пророческую. В кодексах священных книг Апокалипсис носит имя святого Иоанна Богослова: надпись – позднейшая, но составленная на основании самой книги и принятая древнею Церковью . Под этим именем известен Апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, за высоту учения своего о Боге Слове получивший отличительное прозвание Богослова. Этому Иоанну и приписывается Апокалипсис. Действительно, писатель Апокалипсиса называет себя Иоанном, сосланным на остров Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово ( Откр.1:1 ; Откр.1:9 ; Откр.22:8 ), самовидцем Иисуса Христа ( Откр.1:2 ); и во всём Откровении, особенно же в Посланиях к семи Малоазийским Церквам, пишет со властью Апостола – таким образом обнаруживает в себе Апостола Иоанна, который в Евангелии и в Посланиях говорит, что он пишет только то, что видел и слышал сам, а не от других ( Ин 1:14 ; Ин 19:35 ; 1Ин 1:1 ). О нём одном из Апостолов известно, что он, по преданию, был сослан на остров Патмос за слово Божие, а до заточения и по возвращении из ссылки был предстоятелем Малоазийских Церквей и жил собственно в Ефесе, главном городе Малой Азии. Поэтому совершенно несостоятельным оказывается то мнение, что Апокалипсис написан каким-то пресвитером Иоанном, которого Палий называет учеником Господа, жившим в Ефесе, и которого могилу показывали блаженному Иерониму недалеко от могилы Апостол Иоанна. Как сама личность этого пресвитера очень загадочна, так и могила его, по замечанию того же Иеронима (De viris ill. с. IX), могла быть только другою могилою Апостола Иоанна. Евсевий (Н. Ecci. 3:38), который приводит свидетельство Папия о существовании Иоанна пресвитера (а не о написании им Апокалипсиса), и Иероним, видевший его могилу, признают Апокалипсис произведением Апостола Иоанна (Euseb. Chron. ann. 14; Domet. Иероним, in Ezech. 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Некоторые тенденции современного воспитания в свете бесед Иоанна Златоуста Святитель Иоанн Златоуст 23 ноября 2007 года в Сочи прошла образовательная конференция «Наследие святителя Иоанна Златоуста», посвященная 1600-летию со дня его блаженной кончины в Каманах (Абхазия). Организовал и вел эту конференцию протоиерей Димитрий Поваляев, настоятель сочинского храма святителя Иоанна Златоуста. На конференции присутствовали и выступали священнослужители, представители городской власти, деятели культуры, педагоги, уроженец Сочи, известный православный публицист и кинематографист из С.-Петербурга Александр Богатырев. Участники форума поддержали предложение о ежегодном проведении в Сочи Иоанно-Златоустовских чтений. В заключение певчие храма Иоанна Златоуста спели собственного сочинения гимн, посвященный святителю. Вечером того же дня у нас с Александром Богатыревым была встреча с православной общественностью г. Сочи, во второй части которой были продемонстрированы лучшие фильмы только что прошедшего в Ярославле фестиваля «Радонеж». 25 ноября аналогичная встреча состоялась в кафедральном соборе г. Адлера. 26 ноября при большом стечении православного народа в храме святителя Иоанна Златоуста епископом Ейским Тихоном, викарием Екатеринодарской епархии, была отслужена праздничная литургия. «Нечаянной радостью» для собравшихся в церкви было чудное пение: специально для участия в празднике прибыл прославленный хор Троице-Сергиевой лавры. Большой и очень красивый (хотя еще не совсем достроенный) византийского стиля храм буквально утопал в цветах. И вправду, «на земле было, как на небе». Единственное, что не состоялось из праздничных мероприятий, хотя и было задумано, так это поездка в Каманы, где на месте блаженной кончины Иоанна Златоуста построен храм, в котором находится великая святыня – гробница, в которую 1600 лет назад положили тело почившего святителя (через 30 лет его нетленные мощи торжественно перенесли в Константинополь). Около четырех лет назад мост через горную реку был сорван ураганным ветром, а так как вода поднялась, не было возможности переправиться в Каманы ни на машинах, ни на автобусе.

http://pravoslavie.ru/1084.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонская келья свят. Иоанна Златоуста, Хиландар Афонская келья, свят. Иоанна Златоуст слева внизу     Келья свят. Иоанна Златоуста, Хиландар На уединённом холме близ дороги, ведущей из Руссика в Карею и Ватопед, расположена келья святителя Иоанна Златоуста. Как и многие другие афонские кельи, она была основана в глубокой древности, предположительно, при св. Савве Сербском, то есть в 12 веке. В древности эта келья была одним из 150 маленьких монастырей, наполнявших Сад Богородицы. С начала 18 века эта келья навсегда стала общежительной, так что обвинения о. Кирилла в нововведениях безосновательны. При разборке старой церкви была найдена мраморная плита, на которой был указан год построения церкви — 1702. Известны имена русских старцев, населявших в 18 веке эту келью: иеромонахи Матфей, Нектарий и Анфим, монахи Никифор и Рафаил. В келье спасались русские иноки вместе с сербами и болгарами. Когда в 1883 году келью заняло русское братство во главе с иеросхимонахом Кириллом, то пришедшая в запустение обитель могла вместить только 25 человек, и помещения скоро оказались слишком малы для умножающегося русского братства.   В начале двадцатого века в келье было два чтимых образа: Божией Матери Испанской и святителя Иоанна Златоуста. При о. Кирилле прославился своими чудесами образ «Утоли моя печали». До переселения в обитель иеросхимонаха Кирилла в ней никого не было в течение 18 лет. О Кириллу удалось устроить в этом глухом месте обитель с 90 насельниками. В обители было 9 иеромонахов и 6 иеродиаконов. Был странноприимный дом для паломников на 150 мест. С разрешения Хиландарской лавры о. Кирилл выстроил великолепный двухэтажный храм во имя свят. Иоанна Златоуста с приделами Александра Невского и Марии Магдалины, в память чудесного спасения Царской семьи в Борках. Надо отметить, что этот храм, построенный всего за три года по проекту самого настоятеля, стал украшением Святой Горы. Освящён храм был 13 января 1894 г. архиепископом Елиферопольским Агафангелом, а лично знавший о.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1895

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 08.03.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечиобретени Этот праздник — напоминание о том, как мы должны хранить наши святыни. Через мощи святых действует сила Христа распятого и воскресшего. В них — связь с тайной Первого и Второго Пришествия Господня, Страшного Суда и всеобщего воскресения. Первое обретение — строительство храма Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. После пира Ирода, орошенного кровью величайшего из пророков и Предтечи Христова, ученики Иоанна погребли его тело (Мф. 14, 11). А Иродиада, захватив окровавленную главу, которую ей принесли на блюде, закопала ее в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской в одном из поместий Ирода. Через много лет это поместье перешло во владение некоего знатного вельможи Иннокентия. Он начал строить там церковь, и когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о святыне по откровению и бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы. Так были обретены мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского в 1422 году при строительстве каменного храма на месте сожженного ханом Едигеем деревянного. Таким было второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году в Петербургском Казанском соборе незадолго до его нового открытия. Так обретаются и возвращаются нам сегодня мощи многих святых при восстановлении и строительстве новых монастырей и храмов. Подобает дому Божию быть украшену особым присутствием в нем святых. Второе обретение — как хранить обретенные святыни, чтобы вновь не утратить их Промысл Божий связывает судьбу наших святынь с судьбами Церкви. Когда наступила полоса гонений, возникла угроза осквернения святынь.

http://moral.ru/findings_of_john_the_bap...

священник Афанасий Гумеров Житие священномученика Иоанна Восторгова (1867–1918) Выдающийся организатор миссионерского дела и яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 30 января 1867 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн, был сыном профессора Владимирской духовной семинарии, магистра богословия Александра Восторгова. Мать протоиерея Иоанна – Татьяна Ксенофонтовна. Крещен он был в честь святителя Иоанна Златоуста . День тезоименитства совпадал с днем рождения – 30 января. К своему небесному покровителю отец Иоанн всегда относился с сыновней любовью: «Его жизнь навеки полна поучений, как пример твердой веры, бестрепетного служения долгу, невзирая ни на какие препятствия, беспредельной преданности Святой Церкви и Сопряженной с великими трудами и подвигами любви к своим ближним», – говорил отец Иоанн о великом святителе в день 1500-летия его кончины. Самого священномученика Иоанна Восторгова сближала с великим архиереем беспредельная преданность Церкви, жертвенное исполнение долга и дар проповедника. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл его Златоустом 14 . В марте 1868 года семья переехала в станицу Ново-Александровскую (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Здесь прошли детство и отрочество Иоанна. «...смиряюсь пред Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, царю и родному народу... слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества... Не стыжусь признать и благодарно исповедать, что среди простого верующего народа... заложены были мне в душу первые, и самые сильные, чувства преданности Богу, царю и нашему русскому царству, те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика; не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели» 15 . Иоанн Восторгов по окончании в 1887 году Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента) был назначен 15 августа того же года надзирателем за учениками Ставропольского Духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Скачать epub pdf 5. Евангелие от Иоанна Евангелие от Иоанна существенно отличается от трех синоптических. Подробные сведения о причинах написания четвертого Евангелия и о его отличиях от трех других приводит Евсевий Кесарийский : Уже и Марк, и Лука дали людям свои Евангелия, а Иоанн, говорят, все время проповедовал устно и только под конец взялся за писание вот по какой причине. Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершённых в самом начале Его проповеди. И это верно. Трое евангелистов знали, по-видимому, только то, что совершил Спаситель в течение года после заключения Иоанна Крестителя в темницу. Об этом они написали и с этого начали свое повествование... Иоанна, говорят, стали поэтому упрашивать поведать в своем Евангелии о том времени, о котором молчат первые евангелисты, и о делах, совершённых Спасителем тогда, а именно – до заключения Крестителя... Вот почему человеку, который это учтет, не придет в голову, что они разногласят между собой; Евангелие от Иоанна охватывает первоначальную деятельность Христа, остальные дают историю последних Его лет; Иоанн, видимо, умолчал о родословной по плоти Спасителя нашего потому, что Матфей и Лука ее уже изложили, и начал с учения о Его Божественности, которое для него, как более достойного, словно оберегал Дух Божий. Как писал Климент Александрийский , Евангелие от Иоанна дополняет другие Евангелия, которые отразили человеческую сторону служения Иисуса – Его чудеса и речения, но не раскрыли с достаточной полнотой сторону Божественную. Клименту вторит блаженный Августин : ...Три вышеназванных евангелиста останавливались преимущественно на тех деяниях, которые Христос совершал в человеческой плоти, Иоанн же сосредоточил свое внимание на Божественности Господа, по которой Он равен Отцу, и стремился тщательно изобразить именно это. Таким образом, он устремился гораздо выше первых трех, так что когда видишь тех вращающимися как бы на земле с Христом как человеком, этот, превзойдя пределы туманов, плотно облегающих землю, вознесся к чистому небу, откуда с проницательной и крепкой остротой ума созерцал в начале Слово, Бога у Бога, Которым создано было все, и возвестил, что Оно стало плотью, чтобы обитать среди нас ( Ин. 1:13–14 ); что Оно приняло плоть, но не изменилось во плоти... И если мы знаем еще что-либо подобное, столь достоверно указывающее нам на Божество Христа, по которому Он равен Отцу, то и это сообщил в своем Евангелии Иоанн; ведь не случайно же именно он возлежал у груди Иисуса во время вечери Его ( Ин. 13:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ Общение с Богом и Христом Христос – умилостивление за грехи мира Познание Господа невозможно без соблюдения заповедей Его Кто ненавидит ближнего – тот еще во тьме Антихрист и антихристы Сыны Божии и дети диавола Дух Божий и духи обольстители Введение 1. Подлинность послания Писатель первого послания, известного под именем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в самом послании не называет себя по имени, как делают прочие апостолы в своих посланиях (единственный подобный пример в послании святого апостола Павла к Евреям); только в начале послания писатель косвенно лишь говорит о себе как об очевидце и самовидце событий земной жизни Господа Иисуса Христа ( 1Ин.1:1–4 ). Несмотря, однако же, на это, не может быть никакого сомнения, что послание это написано святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. 1) Вся христианская древность единодушно признавала это послание писанием Иоанна Богослова. Уже Поликарп Смирнский , ученик апостола Иоанна, приводит одно место из этого послания. Папий Иерапольский пользовался этим посланием, по свидетельству Евсевия. У Иринея Лионского находятся свидетельства о происхождении этого послания от апостола Иоанна в цитатах, взятых из этого послания в сочинении против ересей. Эти три свидетеля особенно важны: Ириней был ученик Поликарпа, а Поликарп и Папий были непосредственными учениками апостола Иоанна. Неужели можно допустить, чтобы они могли пользоваться посланием какого-нибудь неизвестного лица, считая его подлинным посланием апостола и евангелиста, их общего учителя? – Невероятно. Они не могли допустить в этом ошибку. Таковые же свидетельства о подлинности сего послания находятся у Климента Александрийского , Тертуллиана , в древнем так называемом Мураториевом каталоге, в сирском переводе новозаветных священных книг, так называемом Пешито, у Оригена , Дионисия Александрийского и у других. Наконец Евсевий причисляет это послание к несомненно каноническим писаниям, и никаких сомнений в подлинности его в древней Церкви не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

протоиерей Александр Сорокин IX. Евангелие от Иоанна и Соборные послания св. Иоанна § 45. Евангелие от Иоанна Евангелие от Иоанна – одна из самых удивительных и таинственных книг в Новом Завете. Слова, которыми оно написано, очень просты – в нем нет ни одного «сложного» термина, который бы относился только к специфическому богословскому или философскому лексикону. Эти слова мы употребляем чуть ли не каждый день. И однако в Ин. сразу же, с первого же слова чувствуется какая-то таинственная бездонная глубина – предмет недоумения для неподготовленного читателя, бескрайнее поле исследования для ученых, солидная база для краеугольных догматических вероопределений Церкви и, наконец, источник вдохновения для мистиков, да и для многих уверовавших. Богословская глубина Ин. стала главной причиной того, почему св. апостол Иоанн стяжал прозвище «Богослов», прочно закрепившееся в церковном Предании. По той же причине Евангелие от Иоанна называют духовным (pneumatiko/n) Евангелием 798 . Такой характер Ин. особенно заметен при сравнении с Синоптическими Евангелиями. Как и первые три, четвертое Евангелие повествует о жизни Иисуса, но при этом не только другими словами, но и явно под другим углом зрения. Местоположение Ин. как четвертого, последнего из Евангелий в каноне Нового Завета далеко не случайно и весьма оправданно. Можно даже говорить об «опасности» начинать чтение Нового Завета с Евангелия от Иоанна. Это опасность в лучшем случае ничего не понять, а в худшем – понять неправильно, неадекватно. Фундамент же адекватного понимания закладывается при чтении Синоптических Евангелий и, шире, при постепенном воцерковлении, т.е. приобщении к таинственному опыту, которым живет Церковь и исходя из которого написано и только и может быть понято Ин. Вот почему в последовательном процессе катехизации новообращенных членов Церкви Ин. предлагается уже на завершающих этапах, после Крещения (или воцерковления) во время т.н. таинствоводства (мистагогии). Яркое и однозначное тому подтверждение мы вновь находим в православном богослужении, до наших дней сохранившем сложную, но изумительно продуманную логику и последовательность оглашения как постепенного педагогического процесса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010