Получило развитие высшее православное образование для мирян. Уже прошли первые выпуски в ведущих православных высших учебных заведениях таких, как Российский Православный университет во имя св. ап. Иоанна Богослова и Свято-Тихоновский богословский институт. Дипломы их признаны государством, теперь они имеют государственную лицензию на образование, что немаловажно. В Российском Православном университете св. ап. Иоанна Богослова с факультетами: философско-богословским, библейско-патрологическим, историческим, филологическим, экономическим, юридическим, экологическим, церковной журналистики особое внимание уделяется древним языкам. Немаловажно, что в создании нашего университета и обеспечении высокого уровня преподавания в нем, оказало значительную помощь старейшее государственное образовательное учреждение - Московский государственный университет, профессора и преподаватели которого преподают и у нас. Выпускники Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова получают прекрасную подготовку не только в различных областях науки, но и овладевают основами богословских знаний. Их задача способствовать воцерковлению науки и культуры, и людей причастных им. Православные люди не должны пребывать только за церковной оградой, они призваны воцерковить науку, отделить в ней научные факты от ложных идеологических штампов и доктрин, стремиться построить подлинное научное знание на фундаменте Богопознания. Православные ученые в перспективе должны быть в состоянии вести полноценный диалог со специалистами разных сфер науки, имея перед ними немалое преимущество - благодатное споспешествование помощи Божией в деле жизнеустроения и преображения жизни общества во всем ее многообразии. Специалисты широкого профиля, подготовленные нашим университетом, смогут с успехом применить свои знания в научно-исследовательской, преподавательской, издательской, просветительской деятельности, требующей фундаментальной подготовки. В университете обучается более 500 студентов. Преподавательскую работу в университете ведут крупные ученые, известные во всем во всем мире. Университет имеет свои печатные органы: журнал " Ученые записки Российского православного университета " и газету " Университетский вестник " . В 1999 году православный университет получил государственную аккредитацию.

http://sedmitza.ru/lib/text/429430/

В настоящее время в ряде епархий развивается также такая форма религиозного образования, как православные классы в государственных школах. Думается, что эта разновидность работы одна из достаточно перспективных. Но здесь многое зависит от директоров школ и от местных органов управления образованием. Тем епархиям, где пока еще не готовы педагогические кадры для преподавания основ православной культуры, можно воспользоваться дистанционным обучением, которое предлагает для педагогов Московская Духовная Академия. Большое внимание уделяет Отдел развитию системы высшего образования для православных специалистов-мирян. При Отделе существует Российский Православный университет св. Иоанна Богослова, получивший государственную аккредитацию в ноябре 1999 года. Уровень подготовки студентов РПУ по всем общеобразовательным и специальным дисциплинам соответствует государственному стандарту для высших учебных заведений. Он готовит специалистов широкого – в первую очередь гуманитарного – профиля, способных работать, как в светских научно-исследовательских и научно-образовательных структурах, так и в структурах Русской Православной Церкви. Для преподавания привлекаются лучшие профессора и ученые. На сентябрь 2004 года общее количество преподавателей составляет 180 человек, из них 49 кандидатов наук, 25 – докторов наук. Студенты получают фундаментальную подготовку не только по своей специальности, но и глубокие богословские знания по предметам, которые входят в церковную традицию. К общегуманитарным и профессиональным дисциплинам на всех факультетах добавляются богословские предметы, такие как патрология, история Древней и Русской Церкви, Ветхий и Новый Завет, догматическое и нравственное богословие и др. Студенты философско-богословского, исторического, филологического, юридического, экономического и экологического факультетов РПУ получают дипломы государственного образца (выпускники университета получили в 2004 году 110 государственных дипломов, из них 7 с отличием). 13 выпускников продолжили обучение, поступив в аспирантуры по специальности. 5 лучших выпускников прежних лет снова пришли в РПУ, но уже в качестве преподавателей. Количество студентов РПУ составляет на сентябрь 2004 года свыше семисот человек. В вузе обучается 6 студентов из других стран (Украина, Казахстан, Молдова). В университете 10 факультетов и регентско-певческое отделение.

http://sedmitza.ru/lib/text/429571/

Заместителю председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священнику Георгию Рябых поручить руководство данным направлением работы Отдела. 9. Удовлетворить прошение Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента об отставке с поста управляющего делами Московской Патриархии, выразив ему благодарность за понесенные труды. Назначить Преосвященного митрополита Климента председателем Издательского совета Московского Патриархата. Протоиерею Владимиру Силовьеву сохранить за собой руководство Издательством Московской Патриархии. Исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии быть Преосвященному Варсонофию, архиепископу Саранскому и Мордовскому. 10. Возродить деятельность Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Председателем Финансово-хозяйственного управления назначить архимандрита Тихона (Зайцева), освободив его от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 11. Удовлетворить прошение архимандрита Иоанна (Экономцева) об освобождении его с поста председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, выразив ему благодарность за понесенные труды и оставив его на посту ректора Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова. Председателем Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации назначить Преосвященного Меркурия, епископа Зарайского, освободив его от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США. Временное управление Патриаршими приходами в США поручить Преосвященному Иову, епископу Каширскому, управляющему Патриаршими приходами в Канаде. 12. Принимая во внимание необходимость дальнейшего развития информационной деятельности Московского Патриархата, образовать Синодальный информационный отдел. Председателем данного Отдела назначить В.Р.Легойду, главного редактора журнала «Фома».   Журнал 19 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об исполнении решений Поместного Собора Русской Православной Церкви, касающихся общецерковного обсуждения поставленных на заседаниях Собора вопросов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить деятельность Синодальной Богослужебной комиссии по подготовке служб, чинопоследований и других богослужебных текстов для употребления за богослужением Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад епископа Орехово-Зуевского Алексия, Председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о подготовленных Комиссией Акафисте святой праведной Матроне Московской, тропаре и кондаке святителю Афанасию (Сахарову, 1887-1962), епископу Ковровскому, исповеднику. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить представленные богослужебные тексты. 2. Акафист местночтимой в пределах города Москвы и Московской епархии святой праведной Матроне рекомендовать к богослужебному употреблению и направить Главному редактору Издательства Московской Патриархии архиепископу Бронницкому Тихону для издания. 3. Тропарь и кондак святителю Афанасию, епископу Ковровскому, исповеднику, рекомендовать к богослужебному употреблению после его прославления для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века. СЛУШАЛИ: Отчет епископа Красногорского Саввы, Председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, о деятельности Отдела в 1999 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Отчет принять к сведению. 2. Одобрить проделанную пастырскую работу Председателя и сотрудников Отдела в армии и на флоте, а также в исправительных учреждениях. 3. Выразить благодарность епископу Красногорскому Савве, Председателю Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, и всем сотрудникам Отдела за понесенные труды. СЛУШАЛИ: Отчет игумена Иоанна (Экономцева), Председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, о деятельности Отдела за 1999 год. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Отметить работу Православного Богословского университета святого Апостола Иоанна Богослова. 3. Одобрить работу Отдела за отчетный период. 4. Выразить благодарность игумену Иоанну (Экономцеву), Председателю Отдела по религиозному образованию и катехизации, и всем труженикам Отдела за понесенные труды.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

С любовью о Господе и верой, что благодать Христова все может уврачевать любовью... Вероотступничество как частное дело христианина Появление Валентина Никитина в " Журнале Московской Патриархии " и в " Богословских трудах " было подлинной радостью и самым неожиданным и приятным событием в русской церковной журналистике 80-х годов. Человек, дотоле работавший в официозном издательстве " Молодая гвардия " , вдруг бросил перчатку советской идеологии и открыто перешел работать в гонимую Церковь. Как говорили, владыке Питириму стоило немалых трудов и неприятностей, чтобы отстоять право своего нового сотрудника на работу в Церкви. Литературный дар Валентина Никитина был очевиден, его статьи стали украшением церковной периодики. Богословский дар заметен не был. Но тогда ведь любое доброе слово, сказанное о Церкви светским человеком, было неожиданно и отрадно. И значит, уже в третий раз я вынужден полемизировать с человеком, который старше меня, раньше меня пришел в Церковь, занимает более высокий пост, чем я, и к которому в пору своей церковной юности я привык относиться с безусловным уважением. Сначала мне пришлось оспорить некоторые действия игумена Иоанна (Экономцева), затем - обращение в " Радонеж " В. Шленова, помощника отца Иоанна, а теперь - вступить в спор с главным " золотым пером " Отдела религиозного образования и катехизации - с Валентином Никитиным. Суть дела в том, что Валентин Никитин отредактировал книгу Томаса Шипфлингера " София-Мария. Целостный образ творения " , а Отдел религиозного образования и катехизации в своем здании ее продавал. И в своем ответе на мою недоуменную реплику Валентин Никитин ни слова не говорит по сути. Как это делают все сектанты при дискуссиях со мной, - он призывает меня быть более " терпимым " , отказаться от претензий на то, что мне известно Евангелие, снять с себя " тогу инквизитора " и вообще " голосовать сердцем " . Вместо содержательной дискуссии мне Преподается очередной урок экуменически-благовоспитанного поведения. А по сути подлежат обсуждению три вопроса.

http://predanie.ru/book/71840-okkultizm-...

Так в самом деле - не пора ли аббревиатуру ОРОК расшифровывать как " ОРден ОКкультистов " ? Кстати, особенно горько было видеть по соседству со стеллажом, где была выставлена неоязыческая книга, указатель с адресом приемной комиссии Российского православного университета святого Иоанна Богослова. Учредителем его является ОРОК, ректором - председатель ОРОК игумен Иоанн (Экономцев). Беда в том, что кто-то может подумать, что это действительно православный университет. А окажется в заведении, чьи студенты способны на полном серьезе (и отнюдь не на первом курсе) спрашивать: " А что, разве христианство отвергает переселение душ? " Напомню, раз уж все время появляются новые и новые поводы возвращаться к этой печальной теме, что именно по рекомендации председателя ОРОК игумена Иоанна церковный орден святого благоверного князя Даниила был вручен члену правления Международного центра Рерихов А. Яншину. Человеку, который цель своей жизни формулирует так: " Нам нужно на основе " Живой Этики " и других близких концепций выработать в нашей стране поколение граждан, для которых духовная жизнь будет главной ценностью существования " . На общении с какими именно духами будет строится " духовная жизнь нового поколения граждан России, если их будут воспитывать рекомендуемые ОРОК г-да Яншин и Шипфлингер, мы уже видели. Как меня критикуют - 2 Как и в первом случае, Отдел религиозного образования встал на путь оправдания своих странных действий. На этот раз мне было отправлено открытое письмо Валентина Никитина, члена-корреспондента Российской академии естественных наук и главного редактора журнала " Путь Православия " . Письмо (от 8 августа 1997 года) было опубликовано в " Радонеже " (М., 1997, 14); приводится ниже (с сокращениями). Вынужден откликнуться на обличительную статью (увы, Вашу), которую прочел вчера в последнем номере газеты " Радонеж " (М., 1997, июль). Само название этой статьи - " Отдел религиозного образования и катехизации предлагает заняться магией " - заставило меня содрогнуться. В начале ее и далее, причем неоднократно это акцентируя, Вы возмущаетесь тем, что книга католического священника Томаса Шипфлингера " София-Мария. Целостный образ творения " (М., изд. " Гнозис Пресс - Скарабей " , 1997) продается в качестве новинки в книжном магазине Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

http://predanie.ru/book/71840-okkultizm-...

Что касается обвинения в симпатиях к антропософии. Разными путями люди идут к христианству. И антропософия, как Вы понимаете, может быть одним из таких путей, если приводит к Святому Крещению и исповеданию Христа Воплощенным Логосом - Богочеловеком. Сказано же святым апостолом Иоанном: " Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога " (1 Ин. 4, 2). И еще позвольте напомнить Вам слова Самого Спасителя: " Кто будет веровать и креститься, спасен будет " (Мк. 16, 16). Мою цитату " Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою " (Апок. 2, 4) Вы истолковали неверно, пусть и непреднамеренно. Вспомните, что сказано в Откровении строкой выше: " Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал " (Апок. 2, 3). Разумеется, Господь не может осуждать отказа человека от оккультизма, это предположение абсурдно. Конечно же, на Страшном Суде Вам не вменится в вину то, что Вы оставили кафедру атеизма (представьте себе, я и не думал, что атеизм был вашей первой любовью!). Я подразумевал совсем другое (хотя и не собирался запугивать Вас Страшным Судом), а именно, что Вы, оставив Отдел катехизации, ополчились на его председателя. Но ведь именно по рекомендации игумена Иоанна (Экономцева) вы стали патриаршим референтом; по его представлению были возведены в сан диакона; именно отец Иоанн как ректор Православного университета оказал Вам честь, назначив деканом богословского факультета. Он ходатайствовал о возведении Вашего Боголюбия в сан иерея. Поверьте, не мне одному стыдно читать Ваши повторяющиеся обвинения в адрес игумена Иоанна, что он вручил церковный орден академику А. Л. Яншину. И в Вашей последней статье - в который раз! - возникает этот нездоровый, назойливый упрек. Поймите же, наконец, что академик Яншин, выдающийся ученый, был награжден за свои бесспорные заслуги в деле охраны и спасения окружающей среды; его огромная заслуга пред Россией в остановке проекта поворота северных рек. Неужели вы этого не знаете?! Неужели на том основании, что Моцарт и Пушкин когда-то имели отношение к масонству, Вы будете уничижать их гениальное искусство?

http://predanie.ru/book/71840-okkultizm-...

12. О возведении архим. Виктора (Пьянкова), клирика Таллиннской епархии, в сан епископа с титулом “Тапаский, викарий Таллиннской епархии”. 13. О возведении архим. Филарета (Карагодина), наместника Свято – Успенского монастыря в г. Одессе, в сан епископа с титулом “Астраханский и Енотаевский”. 14. Об участии иером. Иоанна (Экономцева) и В. Чувалова во встрече Совместной Координационной комиссии по развитию сотрудничества между Церковью Англии и РПЦ. 15. О Первой встрече Координационных комитетов Церквей Советского Союза и НСЦХ в США. 16. О заседании Координационного комитета Совместной международной комиссии по богословскому диалогу между РКЦ и Православной Церковью. 17. О составе делегации РПЦ для участия в Международном научном симпозиуме, посвященном 1000– летию Крещения Руси. 18. Об избрании четырех проектов для участия во втором туре конкурса на эскизный проект храма-памятника, посвященного 1000– летию Крещения Руси. 19. О восстановлении храма Христа Спасителя. – 1990, 5, 13–17. 1254. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 20 марта 1990 года: 1. О постановлениях Синода Украинского Экзархата от 19 марта 1990 года ( Журналы 2, 3). 2. Освободить архиеп. Ивано – Франковского Макария от управления епархией. 3. Назначить архиеп. Хмельницкого Феодосия на Ивано – Франковскую кафедру. 4. О возведении архим. Нифонта (Солодуха), клирика Волынской епархии, в сан епископа с титулом “Хмельницкий и Каменец – Подольский”. 5. О заседании Синода Белорусского Экзархата от3 марта 1990 года (Журнал 6. О положении дел в Виленско – Литовской и в Кишиневско – Молдавской епархиях. 7. О выдвижении кандидатуры архиеп. Тернопольского Лазаря в депутаты Верховного Совета УССР. 8. О результатах работы Комиссии по канонизации святых . 9. О VIII собеседовании между представителями РПЦ и “ПАКС” на тему “Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволения( Лк.2:14 ).К мирному будущему человечества.Вклад Церквей в гуманизацию мира”. 10. О работе Смешанной четырехсторонней Комиссии по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда в Западной Украине. – 1990, 6, 5–6.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1357. ЧЕСТВОВАНИЕ Алексея Сергеевича Буевского. – 1990, 12, 25. 1358. ЦЕРКОВНО–ОБЩЕСТВЕННАЯ деятельность А.С. Буевского. 1990, 12, 26. 1359. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30, и 31 января 1991 года: Освободить от должности зам. председателя ОВЦС игум Иоанна (Экономцева). – 1991, 5, 10. 1360. ВРУЧЕНИЕ А.С. Буевскому ордена Дружбы народов. – 1991, 7, 5. 1361. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 мая 1991 года: Назначить зам. председателя ОВЦС прот. В.Петлюченко. – 1991, 8, 16. 1362. ВИЗИТ заместителя министра внутренних дел ФРГ. (Хроника). – 1991, 10, 63. 1363. ПОСЕЩЕНИЕ Святейшим Патриархом Алексием II Отдела внешних церковных сношений. – 1991, 11, 13. 1364. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 июля 1995 года: Назначить еп. Хабаровского Иннокентия епископом Дмитровским, зам. председателя ОВЦС. – 1995, 6–8, 15. 1365. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 октября 1995 года: В связи с назначением на должность зам. председателя Отдела еп. Дмитровского Иннокентия, освободить от этой должности проф. протопресвитера В. Борового и назначить его консультантом отдела. – 1995, 9–10, 4. 1366. Е.П. Празднование 50 – летия ОВЦС. – 1996, 8, 26. 1367. ПРЕБЫВАНИЕ делегации Московского Патриархата в штаб-квартире ЕС. – 1999, 3, 36. 1368. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1 апреля 1999 года: Освободить прот. В.Петлюченко от должности зам. председателя ОВЦС, выразив ему благодарность и направить в распоряжение митр. Одесского Агафангела. – 1999, 5, 14. 1369. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1999 года: 1. Освободить архим. Феофана (Ашуркова) от должности зам. председателя ОВЦС в связи с назначением на должность представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. 2. Назначить игум. Марка (Головкова), члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, на эту должность. –2000, 2, 12. 1. Отдел по религиозному образованию и катихизации 1370.ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года 1. Об образовании Отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Группы подготовки взрослых ко крещению. 4. Православные детские сады. 5. Православные группы в государственных детских садах. 6. Православные гимназии, школы и лицеи. 7. Православные факультативы в частных и государственных школах. 8. Систематические беседы по определенным программам в храмах. 9. Публичные лекции в клубах. 10. Лекции по отдельным предметам, темам и проблемам в вузах. 11. Православные курсы катехизаторов. 12. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 13. Православный университет Иоанна Богослова и другие подобные ему высшие учебные учреждения, рассчитанные на светскую верующую молодежь (типа Религиозно-философского института в Санкт-Петербурге, теологического факультета в Минском гуманитарном университете и других). 14. Организованные паломничества. 15. Православные детские, юношеские и семенные лагеря. По всем этим направлениям имеются интересные методические находки, накапливается индивидуальный и соборный опыт. Общее руководство народным (непрофессиональным) религиозным образованием, миссионерством и катехизацией Священноначалия Русской Православной Церкви возложено на Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата (Решение Синода Русской Православной Церкви от 29. 01.1991 г.). Председателем Отдела утвержден игумен Иоанн (Экономцев). В одной статье невозможно осветить, хотя бы кратко, состояние всех указанных направлений. Поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации населения. О них уже много говорилось и писалось, в том числе и на страницах нашего журнала . Они имеются практически во всех епархиях, но пока в большинстве из них в явно недостаточных количествах. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия состоялся общецерковный семинар по воскресным школам и другим формам православной катехизации. В Московской городской епархии было четыре семинара, посвященных воскресным школам. Подобные семинары состоялись и в некоторых других епархиях, в частности в Смоленской, информация о семинаре опубликована митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом . Очень живо под руководством Ярославского и Ростовского епископа Михея прошел в 1994 году семинар в Ярославле. После него в епархии неделю продолжались различные частные мероприятия, связанные с тематикой семинара: выезды в благочиния, лекции в разных организациях, беседы с духовенством. Обычно воскресные школы организуются при храмах, приходах и православных братствах, курируются настоятелями приходов, епархиальным священноначалием и соответствующим отделом Патриархии хотя бы номинально.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2300...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010