Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЫБОР» литературно-философский христ. журнал. Издавался в 1987-1992 гг. в Москве и в Париже (до 1991 в самиздате), вышло 9 номеров. Инициаторами создания журнала были В. В. Аксючиц (издатель-учредитель) и Г. А. Анищенко (главный редактор). На страницах «В.» публиковались работы мн. правосл. писателей и общественных деятелей, а также католич. и протестант. авторов. В разд. «Благая весть в современном мире» печатались проповеди Сурожского митр. Антония (Блума) , архим. Иоанна (Крестьянкина) , свящ. Димитрия Дудко и др. Заметной публикацией стали главы из книги правосл. франц. богослова О. Клемана «Беседы с Патриархом Афинагором», переведенные на рус. язык автором журнала В. К. Зелинским (1987. 1-2; 1988. 4). В разд. «Второе тысячелетие» печатались статьи по проблемам совр. церковной жизни протопр. Иоанна Мейендорфа (Об изменяемости и неизменности правосл. богослужения//1988. 4; Святейший Патриарх Тихон, служитель единства Церкви//1992. 9), прот. Александра Меня , диак. Олега Стеняева и др. Ряд публикаций в 3 за 1988 г. был посвящен 1000-летию Крещения Руси (материалы Поместного юбилейного Собора 1988 г. , интервью с Патриархом Московским и всея Руси Пименом ). В богословско-философском разд. печатались творения св. отцов Церкви, а также работы совр. авторов. Рус. подвижникам XIX-XX вв. была посвящена рубрика «Жизнь во Христе». В разд. «Россия и время» публиковались работы на исторические, историософские и политические темы ( Иоанн (Экономцев), иером. Национально-религ. идеал и идея империи в Петровскую эпоху//1992. 9; Назаров М. В. Задача для сталкера: «Перестройка»//1989. 8; и др.). Художественная лит-ра и лит. критика были представлены именами Л. И. Бородина, А. И. Зорина, З. А. Крахмальниковой , В. Б. Кривулина, Ю. М. Кублановского, В. А. Никитина, О. А. Седаковой и др. В журнале были опубликованы стихотворения В. Ф. Ходасевича (1988. 3), А. Белого и С. М. Соловьёва (1992. 9), статьи И. А. Ильина «О чувстве ответственности» (1988. 5), «О возрождении России» (1988. 6). Особое внимание редакция уделила 70-летию А. И. Солженицына в 1988 г. «В.» участвовал в издании его книги «Архипелаг ГУЛАГ» (М., 1990). При участии «В.» в 1988 г. была открыта ц. во имя арх. Михаила в Тропарёве, созданы Независимый фонд возрождения церковного искусства, Московское об-во христ. культуры, правосл. б-ки, театр-студия. Объединившаяся вокруг издания общественность способствовала формированию Российского христианского демократического движения . Г. А. Анищенко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161051.html

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Описание: Современное положение В 1950-х гг. в монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. В 1990-х г. обитель вновь была открыта, монастырь получил статус Патриаршего подворья и в его стенах начал свою деятельность Российский православный институт св. ап. Иоанна Богослова. Первым настоятелем храмов б. Высоко-Петровского монастыря обители стал архимандрит Иоанн (Экономцев) . В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. ( журнал 101 ) в обители была возобновлена монашеская жизнь. Наместником монастыря был назначен епископ Зарайский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации. С 26 июля 2012 г. по 12 марта 2013 г. наместником обители был игумен Исидор (Тупикин) , с 12 марта 2013 г. по 29 декабря 2021 г. —  игумен Петр (Еремеев) . 6 сентября 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители. Решением Священного Синода от 29 декабря 2021 г. ( журнал 101 ) наместником обители назначен игумен Евфимий (Моисеев) . Историческая справка Храмы Святыни Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская. Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми. В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 127051, г. Москва, ул. Петровка, д. 28/2 Телефон: +7 (495) 623-75-80 (храм прп. Сергия Радонежского), 624-34-81 (церковная лавка) Web-caйm: http://vpmon.ru E-mail: mail@vpmon.ru Наместник: Евфимий, епископ Луховицкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев Дмитрий Александрович) Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2837130.ht...

5. Секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерея Николая Балашова назначить заместителем председателя ОВЦС МП. 6. Исполняющего обязанности секретаря Отдела внешних церковных связей по взаимоотношениям Церкви и общества священника Георгия Рябых назначить заместителем председателя ОВЦС. 7. Ввиду образования Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ликвидировать одноименный секретариат Отдела внешних церковных связей. 8. Учитывая важность развития диалога Церкви с государственными учреждениями, институтами гражданского общества в странах дальнего зарубежья, а также правительственными и неправительственными международными организациями, включая организации соотечественников, образовать в составе ОВЦС специальный секретариат. Заместителю председателя ОВЦС священнику Георгию Рябых поручить руководство данным направлением работы отдела. 9. Удовлетворить прошение Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента об отставке с поста управляющего делами Московской Патриархии, выразив ему благодарность за понесенные труды. Назначить Преосвященного митрополита Климента председателем Издательского совета Московского Патриархата. Протоиерею Владимиру Силовьеву сохранить за собой руководство Издательством Московской Патриархии. Исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии быть Преосвященному Варсонофию, архиепископу Саранскому и Мордовскому. 10. Возродить деятельность Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Председателем Финансово-хозяйственного управления назначить архимандрита Тихона (Зайцева), освободив его от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. 11. Удовлетворить прошение архимандрита Иоанна (Экономцева) об освобождении его с поста председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, выразив ему благодарность за понесенные труды и оставив его на посту ректора Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова.

http://e-vestnik.ru/church/sinod_70409/

Изучение русско-византийских культурных связей неотделимо от исследований исихазма. К настоящему времени этот вопрос весьма обширно разработан в литературе. В России появился целый ряд исследований по исихазму. Это работы епископа Алексия (Дородницына) 1 , игумена Петра (Пиголя) , П. А. Сырку, Л. А. Успенского . В начале XX века вышли работы П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева 2 . Русское зарубежье представлено прежде всего именами Г. А. Острогорского, архиепископа Василия (Кривошеина) , архимандрита Киприана (Керна) , протоиерея Иоанна (Мейендорфа), И. М. Концевича 3 . Были тщательно изучены религиозно-философский, антропологический и культурно-исторический аспекты этого учения. Большое значение в развитии концепции Православного Возрождения сыграл труд одного из самых известных западных славистов профессора Рикардо Пиккио «История древнерусской литературы» (2002) 4 . Первое издание было опубликовано в 1959 г., второе – в 1968 г. Этот перевод сделан со второго итальянского издания. Во второй главе, которую ученый назвал «Славянское Православное Возрождение», рассматриваются культурные связи Руси в свете второго южнославянского влияния. В современной России исихазму посвящены работы Г. М. Прохорова, игумена Иоанна (Экономцева), игумена Петра (Пиголя) , О. Г. Ульянова. Большое внимание исихазму уделяет в своих многочисленных трудах по эстетике В. В. Бычков. С. С. Хоружему принадлежат многие философские и культурологические исследования по исихазму: на основе традиции исихазма в последние десятилетия им разрабатываются синергийная философия и антропология, а также методология гуманитарных наук 5 . В монографию проф. Г. М. Прохорова «Древняя Русь как историко-культурный феномен» включена большая глава «Православное Возрождение Великой Руси». Ученый видит в основе исихастских споров конфликт двух индивидуалистических направлений в духовной и культурной жизни: гуманизма и церковно-персоналистического исихазма. Если византийские гуманисты, констатирует он, стимулировали итальянское Возрождение, то византийские исихасты, оставившие по себе «яркие следы в теоретической мысли, в литературе, в искусстве, в дипломатии», «обратившись к Северо-Востоку, стимулировали Возрождение русское» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С образом Наташи (в пьесе она выступала под именем Ариадна) также происходили чудесные превращения. Вадим попытался представить ее как наивную Офелию, невинную Гретхен. Но отдельные реальные эпизоды и фразы все-таки прорывались сквозь сито, через которое автор процеживал прошлое, и вступали в противоречие с этим идеальным образом, что сразу же почувствовала его исполнительница — Надежда Павловна. Усмирить ее было еще труднее, чем Виктора. Таким образом, у Вадима было достаточно оснований выражать неудовольствие игрой актеров. Пьеса трещала по швам. А ведь, казалось бы, все было скрупулезно продумано и разложено по полочкам, все объяснено, оправдано то, что нужно было оправдать, и осуждено то, что требовало осуждения. И вдруг никудышные провинциальные актеришки, не считаясь с замыслом автора, все переделывают и перекраивают по-своему, внося дисгармонию и хаос туда, где были идеальный порядок и абсолютная ясность. Значительную часть первого акта, вяло текущего и практически лишенного действия, занимали философические диалоги Вадима со мной. Но то, что в наших беседах десять лет назад Вадим выражал поэтическими образами и неясными намеками, теперь в пьесе приняло форму завершенной неоязыческой, пантеистической концепции. Земля-Гея с мыслящим ядром, живой и разумный Космос, вселенская симпатия, мировой Нус-Разум, растворенный в природе… Вадим, рисуясь, проводил параллель между собой и Джордано Бруно. Место инквизиции, естественно, занимала преподавательская корпорация Духовной академии. Весьма сомнительная роль при этом отводилась мне. Второй акт был посвящен нашей с Вадимом поездке на остров Ариерон, который в пьесе превращается в Валаам. О поруганных святынях острова упоминается как бы мимоходом, вскользь. Получалось, что монастырь и скиты вроде бы и были там и в то же время их словно никогда и не было. Молитвенный восторг у автора вызывали не эти святыни, а красоты суровой природы Ладоги. И вот тут-то, собственно говоря, и начинается действие, сразу же достигающее своей кульминации. Праздношатающиеся семинаристы знакомятся с двумя девицами. На них они обратили внимание уже давно, но никак не могли найти подходящего повода для знакомства. Помогла Ладога. Флотилия лодок отправилась от пристани Голубого Скита к острову Иоанна Предтечи. При возвращении Ладога неожиданно взбурлилась. Поднялись волны, настоящие морские волны, которые разметали флотилию. Случайно, а может быть не совсем случайно, семинаристы оказались недалеко от лодки, где сидели те самые девицы, с которыми им так хотелось познакомиться. Девицы выбились из сил и были в отчаянии. Автору пьесы непременно нужно было поставить их в ситуацию смертельной опасности, чтобы главный герой, то бишь сам Вадим, мог, рискуя жизнью, спасти свою Офелию. Он перепрыгивает к ней в лодку, садится за весла и благополучно приводит судно в бухту острова Иоанна Предтечи — до Валаама путь был бы более долгим и опасным. Что касается его друга, то он, оставшись в своей лодке, следует за главным героем.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

3. Епископ Верейский Евгений, викарий Московской епархии, Председатель Учебного комитета, ректор Московских Духовных академии и семинарии. 4. Епископ Тихвинский Константин, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии. 5. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского Православного Богословского института. 6. Игумен Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации, ректор Православного университета Иоанна Богослова. 7. Протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. 8. Иеромонах Иларион (Алфеев), секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межхристианским связям. 9. Шмалий В. В., сотрудник секретариата Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межхристианским связям. 10. Сперанская Е. С., сотрудник секретариата Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межхристианским связям. 11. Малухин В. Н., сотрудник секретариата Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Слушали: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о его поездке с 19 по 22 сентября 1999 года в Вену (Австрия) для участия в праздновании 100-летия Свято-Николаевского собора в Вене. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за милости, явленные Свято-Николаевскому приходу в Вене за сто лет православного свидетельства на Австрийской земле. Слушали: Прошение митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая об увольнении его на покой, согласно Уставу об управлении Русской Православной Церкви, в связи с исполнением ему 4 октября сего года 75 лет. Постановили: Просить митрополита Николая продолжить архипастырское служение в Нижегородской епархии. Слушали: Рапорт архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения о преобразовании Духовно-пастырских курсов при Тамбовском Епархиальном управлении в Духовное училище.

http://mospat.ru/archive/86368-opredelen...

• святителя Алексия Московского трех степеней; • преподобного Серафима Саровского трех степеней; • орден Славы и Чести; • медаль преподобного Серафима Саровского первой и второй степени, одобрив представленные образцы. 4. Одобрить образец памятной юбилейной настольной медали. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря игумении Марии (Барановой) об освобождении ее от должности в связи с тяжелым заболеванием. ПОСТАНОВИЛИ: Игумению Марию (Баранову) освободить от должности настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Архиепископа Верейского Евгения, о деятельности Учебного Комитета за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить деятельность Учебного Комитета. СЛУШАЛИ: Отчет архимандрита Иоанна (Экономцева), Председателя отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, о деятельности Отдела за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, протоиерея Владимира Силовьева, по итогам работы Синодального отдела за 2003 год. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить работу Издательского Совета Русской Православной Церкви за 2003 год. СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о проходившем с 20 по 25 января 2004 года визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII. СПРАВКА: Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII сопровождали митрополит Пилусийский Ириней, митрополит Карфагенский Хризостом, епископ Вавилонский Феофилакт, епископ Нилупольский Георгий, архимандрит Каллистрат (Иконному), диакон Нектарий Кондогеоргу. В Москве делегацию Александрийского Патриархата сопровождали епископ Егорьевский Марк, заместитель Председателя ОВЦС, и епископ Киринский Афанасий, Представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси.

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

Было указано, что крайне важно создание при каждом монастыре и приходе различных образовательных структур, прежде всего воскресных школ. Собор одобрил и введение преподавания богословских дисциплин в светских высших учебных заведениях, там, где предоставляется такая возможность. Архиерейский Собор отметил, что следует выработать целесообразные подходы к преподаванию религиозных знаний как в церковно-приходских воскресных школах, так и в школах светских. Православные гимназии должны поддерживать высокий общеобразовательный стандарт, при этом не забывая о воспитании подлинной церковности, укорененной в литургической жизни. Особенно важно, как гласит Определение Собора, является утверждение права верующих детей и их родителей на получение общедоступного религиозного образования, а также на то, чтобы содержание обучения в светских школах не противоречило воспитанию, получаемому в православной семье. В принятых на Соборе Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, подчеркнуто, что Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей, а также в высших учебных заведениях. В этих целях Церковь также создает православные общеобразовательные учебные заведения. Действенным средством оживления работы на местах и распространения новых, более совершенных форм духовно-просветительской работы в епархиях Русской Православной Церкви стали ежегодные Рождественские образовательные чтения, проводившиеся при участии не только церковных, но и светских образовательных структур, таких как Министерство образования РФ, Российская академия образования. Благодаря Рождественским чтениям удалось заинтересовать православным просвещением значительное число работников управления образованием, педагогов, деятелей культуры. Конечно, не все они сразу войдут в Церковь, услышат зов призвания Божия, но интерес к родной православной традиции и понимание важности ее для жизни у них уже появился. C 24 по 31 января 2004 года в Москве прошли Двенадцатые Международные Рождественские чтения, посвященные уяснению важности подвига новомучеников и исповедников Российских для восстановления духовных традиций русской жизни, культуры, образования, а также воспитания подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству.

http://sedmitza.ru/lib/text/429571/

— Возможно, так и есть, отец Иоанн, — вступила в разговор Надежда Павловна, — возможно, генетически в нас заложено свойство или склонность к перевоплощению. Но не нравится мне это слово. Не означает ли оно, по крайней мере этимологически, переселение в другую плоть, не преображение самого себя ( я хорошо запомнила вашу проповедь в праздник Преображения), а вхождение в чужую плоть? В этом есть что-то мерзкое и бесовское. Вы говорили о тоске по идеалу и утерянному образу Божию. Но ведь на сцене нам нередко приходится играть преступников и мерзавцев. И мы, пожалуй, с большим удовольствием перевоплощаемся в них. Не пытаемся ли мы таким образом удовлетворить свои постыдные инстинкты в чужом обличье, не травмируя своего сознания чувством вины? — Что с тобой сегодня, Надежда?! — с изумлением воскликнул Юрий Николаевич. — Идя сюда, я с содроганием ждал отповеди от отца Иоанна, но не от тебя! Изволь, однако, я отвечу. Да, на сцене порой совершаются преступления, но мнимые, и соучастием в них мы освобождаемся все — и актеры, и зрители — от преступления реального. — Освобождаемся ли? Или только травим душу, разжигаем инстинкты и побуждаем к преступным деяниям? Не знаю, Юрий Николаевич. Но я твердо знаю одно: происходящее на сцене — не реальная жизнь и мы с вами живем не реальной жизнью, поскольку по-настоящему живем только на сцене. А ведь это противно природе, это извращение. Реальная жизнь — здесь. Правильно сказал отец Иоанн: наша земная жизнь вторична, она — отражение божественной драмы, театр же — отражение отражения. Это в лучшем случае. Но чаще всего мы плодим фантомы. И самое страшное, что эти фантомы начинают жить независимо от нас, вводя людей в соблазн. Та пьеса, которую мы сейчас репетируем, — один из таких фантомов. Я чувствую ее фальшь. Я не могу играть в ней. — Не горячись, Надежда. Отец Иоанн, я решил поставить эту пьесу, потому что в ней что-то есть. Это не плоская атеистическая поделка. Автор сам учился в семинарии, он знает ее жизнь изнутри. Я никогда не был в лавре, но думаю, что там, как и везде, свои проблемы. Насколько автору удалось раскрыть их — другой вопрос. Поэтому мне очень важно узнать ваше мнение, и я очень просил бы вас посетить одну из репетиций.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Дорога в храм и обратно не заняла много времени. Квартира Наташи находилась недалеко от Соборной площади. Когда я вернулся, Сережа сидел на кровати и как ни в чем не бывало разговаривал с мамой. — Видите, какие мы! — с сияющими от радости глазами воскликнула Наташа. — А я этого дядю где-то уже видел, — сказал Сережа и улыбнулся. Во время крещения он был удивительно серьезен. И, глядя на него, в который раз я убеждался в том, что религиозное чувство является прирожденным, что детям оно особенно свойственно и лишь наши грехи притупляют и убивают в нас этот великий дар Божий. — Я очень прошу, — обратилась ко мне Наташа, — наречь моего сына Иоанном. — Да будет так, — сказал я. После завершения таинства Сережу-Иоанна уложили в постель, а мы с Наташей вышли на балкон. Была безлунная звездная ночь. Город спал, погруженный в темноту. Лишь кое-где мерцали редкие фонари, и трудно было понять: фонари ли это или опустившиеся на землю звезды. Так же как и десять лет назад, я стоял рядом с Наташей и глядел в ночное небо. И, приветствуя нас, опять запульсировали загадочные, бесконечно далекие и все же досягаемые небесные светила. И вдруг разом показались четыре блуждающие звезды. Они летели рядом в одном направлении, с востока на запад. На какой-то миг они замерли над нами, а затем устремились в разные стороны, вычерчивая в небе гигантский крест. — Вот он, Голгофский Крест! — с ужасом прошептала Наташа. — Ты помнишь, что говорила Лада? Он предвещает крестные муки. — Ныне Страстная неделя. — Нет, нет, я боюсь другого. Ты можешь сегодня заночевать здесь? — Я должен вернуться в храм. Мне нужно подготовиться к службе. — Господи, почему все так получилось? Почему я, любившая в жизни тебя одного, должна жить с нелюбимым человеком, жить отражением единственного мгновения, связавшего мою судьбу с твоею? — Неужели это не ясно, Наташа? Есть мера человеческих желаний, а у Господа свои планы. И разве была бы ты счастлива со мною здесь, на земле? — Так в чем же тогда смысл нашей первой встречи и встречи нынешней?

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010