Приблизившись, девочка произносит: евлогите, патир (“благословите, отче”) и протягивает руки для благословения. Отец Глеб снимает шляпу и медленно, широким крестом крестит девочку: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” и, нагнувшись, целует ее в голову, а та очень почтительно прикладывается к его руке. Затем девочка разворачивается и бежит к своему велосипеду. “Какие хорошие тут дети”, — улыбается отец Глеб.      Впервые я увидел отца Глеба вскоре после своего возвращения в Россию. Знакомая пригласила меня на концерт церковного пения. В фойе была выставка православной иконописи. Тогда (начало 91-го года) это было еще достаточно в новинку. Снимали телекамеры, корреспонденты брали интервью у невысокого седобородого священника в скуфейке. “Это отец Глеб, — сказала мне знакомая, — профессор геологии. Раньше он был тайным священником и только недавно начал открытое служение”.      Вскоре после этого я получил благословение своего духовного отца — протопресвитера Иоанна Мейендорфа — подать прошение о приеме на работу в новосозданный Отдел катехизации и религиозного образования. Я принес рекомендательное письмо председателю Отдела игумену Иоанну (Экономцеву). Прочтя его, он попросил позвать отца Глеба. Вошел уже знакомый мне седобородый священник: “Вот, отец Глеб, — сказал отец Иоанн — поговорите с А. Л. Его рекомендует отец Иоанн Мейендорф. Посмотрите, можете ли вы использовать его в своем секторе”.      Отец Глеб был без скуфейки и казался намного старше, чем когда я видел его в первый раз. Отсутствие волос старило его, но и подчеркивало идеальную форму его головы — головы ученого и мыслителя. Взгляд его из-под густых бровей казался несколько суровым и жестковатым, зато улыбка полностью преображала его лицо, которое буквально начинало излучать добро и радость. Они были настолько реальны, что хотелось дотронуться до него, ощутить их физически.      Отец Глеб умел расспрашивать: через несколько минут он, с одной стороны, уже знал все основные факты моей биографии, а с другой — глубоко почувствовал мою сущность. Он сказал, что будет рекомендовать меня к приему на работу в его сектор и хотел бы, чтобы я занялся изучением различных новоявленных сект. Я воспринял это его предложение без энтузиазма: я хотел бы заниматься тем, что я знаю и умею, — преподавать историю Церкви, а не заниматься разбором каких-то безумных фантазий и бредовых идей мегаломаниакальных проходимцев.

http://pravmir.ru/ob-otce-glebe-kalede/

Слава Богу, многие люди за последние 10-15 лет осознали, что жить без Бога нельзя. Но надо не только по имени быть православными христианами, необходимо, чтобы вся наша жизнь отвечала этому высокому званию. Я желаю благословенных успехов архипастырям и пастырям, монашествующим и всем труженикам на поле просвещения духовного. Желаю, чтобы, обсудив совместно достигнутое и обменявшись мнениями, вы наметили новые вехи в деле духовного просвещения, нашли новые способы и методы, которые будут наиболее действенны и эффективны, чтобы слово священника, педагога, духовного наставника было бы доходчиво, сумело тронуть сердца человеческие. Пусть Господь дарует вам Свою благодатную помощь и силы совершать служение во славу Божию и на благо нашего Отечества. И для земного Отечества нашего нужны не только грамотные профессионалы, но и духовно здоровые люди. Наш долг – воспитать молодое поколение патриотов, которое будет руководствоваться в жизни не духом наживы и стяжательства, а Евангельскими нравственными основами, будет честно и добросовестно относиться к своим обязанностям. В то же время мы должны воспитать поколение, которое будет способно служить ближним, проявляя христианскую любовь милосердие и сострадание. Еще раз поздравляю всех вас с воскресным днем и желаю благословенных успехов всем, кто будет сегодня и в грядущие дни работать в рамках открывающихся Рождественских чтений. С праздником всех вас!» 23 января в Государственном Кремлевском дворце Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил церемонию открытия XIII Международных Рождественских образовательных чтений и обратился к участникам форума с Первосвятительским Словом. Приветствия в адрес Рождественских чтений направили руководитель Администрации Президента РФ Д.А.Медведев, Председатель Совета Федерации ФС РФ С.М.Миронов, Председатель Государственной Думы ФС РФ Б.В.Грызлов, мэр Москвы Ю.М.Лужков. Фото: Седмица.Ru В церемонии открытия форума приняли участие Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, Волгоградский и Камышинский Герман, архиепископ Пражский Христофор (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), епископ Нижнего Дуная Кассиан (Румынская Православная Церковь), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова архимандрит Иоанн (Экономцев).

http://pravoslavie.ru/12441.html

“Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” [ Мф.12:36–37 ]. Примечание: Г.И. Успенский. Полн. собр. соч. в 14 томах — М., 1949. — Т. 8. — С. 385, 388 (“Волей-неволей”). II. игумен Иоанн (Экономцев)  игумен Иоанн (Экономцев) , председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата, ректор Российского Православного Университета св. ап. Иоанна Богослова Взаимоотношения культуры (и в широком, и в узком — понимаемом лишь как художественное творчество — смысле) и религии, в частности, христианства, всегда были сложными и противоречивыми. Если говорить о культуре в целом (включающей в себя и производство, и производственные отношения, и экономику, и политику, и религию, и религиозные воззрения), то она склонна относиться к религии несколько свысока — как к своей части. Но религия — как источник творческой силы, как духовно-нравственный фактор — это то, что питает культуру, и без этого источника культура существовать не может. Вот тут противоречие и возникает, и оно постоянно существовало. В своей работе председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата и ректора Православного Университета я главной своей задачей как раз и считаю нахождение взаимопонимания между Церковью и культурой, в частности и культурой художественной (далее буду говорить лишь о ней). К сожалению, достижение полного взаимопонимания здесь принципиально невозможно. Существует определенная антиномия между религией и культурой — они лежат в разных мирах. Мир культуры — суть мир этот, а религия имеет источник, исходящий из мира иного. Безусловно, культуру тоже питает источник из мира иного — но в том-то и корень антиномии. Аналогию можно увидеть в Божественном Воплощении на Земле. Всемогущий Бог, создавший весь наш необъятный мир, вдруг воплощается в беззащитного младенца. С другой стороны, и дух наш стремится к воплощению. Вот этот воплощающийся в материальном мире дух и создает культуру. Сказанное можно проиллюстрировать на таком примере. В советский период многие деятели нашей культуры тянулись к Церкви, видя в ней спасение от идеологического гнета со стороны власти, источник духовности и нравственности. Сейчас, к сожалению, немалое число этих же самых людей стало критически относиться к Церкви. Тут уже выступает другая их сторона, другая сторона культуры — та, что идет от мира сего. Это и рождает у сегодняшних деятелей культуры (конечно, не у всех) оппозиционность по отношению к Церкви.

http://azbyka.ru/xristianstvo-i-kultura

Два часа просидел над дневником, но обычного успокоения не наступило. Чувствую — что-то нисходит на меня. Возбуждение нарастает с каждой минутой. Пульс лихорадочный. Боже, что со мной?! Свет! Море Света! Как легко в нем! Во мне просыпаются неисчерпаемые силы! Вижу! Так ясно и отчетливо! Преображение… Председателю Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумену Иоанну Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Иоанн! Недавно, разбирая архиерейскую библиотеку, я обнаружил в ней любопытный документ Дневник иеромонаха Иоанна Горского. Вы хорошо знали отца Иоанна, и думаю, что его записи Вас заинтересуют. Как Вам известно, он погиб весной 1986 года при загадочных обстоятельствах. По этому поводу ходили самые невероятные слухи, но достоверно никто ничего не знал. Следствие, как и положено в таких случаях, зашло в тупик. И вот обнаружен дневник, который на многое проливает свет. Внимательно ознакомившись с ним, я начал собственное расследование. Что же мне удалось установить? 1 мая 1986 года в Сарском Преображенском соборе было совершено двойное убийство. Были убиты настоятель храма отец Иоанн и церковный сторож Василий. Трупы обнаружил регент хора Георгий Петрович Денисов, который тут же вызвал милицию. Неизвестно, дал ли он какие-либо показания, поскольку его в тот же день поразил инсульт, от которого единственный свидетель, видевший в храме тела убитых, вскоре скончался. В городе говорили, что отец Иоанн якобы был распят на стоявшем в соборе большом Голгофском кресте. Во всяком случае, когда в храм вошли священнослужители (Петр и Андрей), Голгофского креста там не оказалось. Не удивительно ли? Преступники не тронули ни церковной утвари, ни икон, а огромный голгофский крест исчез! Нужно полагать, его увезла милиция вместе с убитыми. В келье отца Иоанна все было перевернуто вверх дном. Преступники что-то искали. Если не материальные ценности, то что? Дневник дает на это ответ — письмо Алеши Уварова. Может быть, отца Иоанна даже пытали. Письмо оказалось заложенным между страницами дневника, а тот находился под престолом, куда Господь не попустил преступникам заглянуть. Дневник был обнаружен отцом Петром. Он, не читая, передал его бывшему правящему архиерею. Многоопытный архиепископ предпочел не передавать дневник органам правосудия — на это у него были основания, — а надежно упрятал его в своей библиотеке. Тот факт, что ни преступники, ни власти не обнаружили письмо, вызвал и у тех, и у других замешательство. Атмосфера в городе накалилась. Нужно было заметать следы. Святодуховцы исчезли. Как в воду канул и Валентин Кузьмич.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Отца Иоанна и Василия отпевал сам архиепископ. По его распоряжению лицо о.Иоанна было закрыто, как закрывают лица умерших архиереев. Руки также были закрыты. Похоронили его рядом со старцем Варнавой. В это же время в Сарске произошел еще один трагический случай. На следующий день после смерти отца Иоанна покончил с собой чиновник местного отдела по охране памятников Юрий Петрович Лужин. Дневник проливает какой-то свет и на это самоубийство. Сверхсекретные замки, которые он принес в храм, преступникам взламывать не пришлось. Был ли он двойником, или Валентин Кузьмич использовал его втемную, сейчас уже не определить. Но чувство вины делало для него жизнь невыносимой. Я пытался разыскать Наташу — уж очень хотелось посмотреть на ее мальчика. Но она и Вадим куда-то уехали из города. Сарский Преображенский собор ныне в прекрасном состоянии. Раскрыты древние фрески. Реставратор Анатолий Захарович, переселившийся в Сарск и ставший прихожанином собора, пишет о них монографию. Теперь он самая знаменитая личность в городе. При соборе открыта иконописная школа, где преподают Анатолий Захарович и Арсений Елагин. Коля уехал в один из северных монастырей, говорят, к отцу Зинону. И еще одна деталь. В тот момент, когда преступники вошли в собор, отец Иоанн работал над иконой Преображения. Все-таки он успел ее завершить! Я видел эту икону. Такое можно написать, только увидев своими глазами нетварный Фаворский свет. В городе почитают ее как чудотворную. В ночь, когда было совершено преступление, алтарника Григория не оказалось в храме. Накануне отец Иоанн направил его за свечами на склад епархиального управления, откуда он не успел вернуться. Это спасло ему жизнь. Григорий продолжает трудиться алтарником. Каждый день его можно видеть на кладбище у могилы отца Иоанна. Прошу Ваших молитв. Священник Григорий Троицкий 9 марта 1991 на полях рукой автора: «И это говорилось 16 января 1904 года — за 10 дней до начала войны с Японией!» Рекомендуем 19 комментариев Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Еще одним учебным заведением подобного типа стал Российский православный университет имени апостола Иоанна Богослова (ныне Московский православный институт святого Иоанна Богослова), основанный в 1992 г. игуменом Иоанном (Экономцевым). В октябре 1993 г. в Волгограде был открыт Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского (ныне духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной работы). В 1995 г. стал действовать Православный богословский институт в Новосибирске. В 2003 г. институт был утвержден учебным комитетом в числе духовных учебных заведений Русской Церкви, в 2004 г. институту было присвоено имя святителя Макария (Невского) . В 1999 г. был открыт Черновицкий православный богословский институт. Имели место и неудачные проекты. Например, Ужгородская украинская богословская академия, начавшая свою деятельность в 2002 г., в 2014 г. была ликвидирована по причине несоответствия учебных программ требованиям Концепции высшего духовного образования Украинской Церкви и за нарушение устава УПЦ. В 2008 г. помимо высших учебных заведений в Русской Церкви было 38 семинарий и 39 духовных училищ. § 2. Духовное просвещение и богословие в эмиграции Преемство от дореволюционной церковной научной школы в годы гонений сохранялось во многом благодаря русской эмиграции. Получить духовное образование русский беженец мог на богословских факультетах европейских университетов. Помимо местных научных кадров здесь трудились историки и богословы, покинувшие отечество или изгнанные из него. Символом изгнания русской богословской науки стал так называемый «философский пароход». На самом деле кораблей было два «Oberbürgermeister Haken» и «Preussen». В сентябре и ноябре 1922 г. из Петрограда в Европу на них было отправлено более 160 русских философов и богословов. Людей выгоняли из страны почти без багажа и ценностей. В те годы из страны были высланы И.А.Ильин , Л.П.Карсавин, М.А.Осоргин, С.Л.Франк , Н.А.Бердяев , Б.П.Вышеславцев , П.А.Сорокин, А.А.Кизеветтер, Н.О.Лосский, С. Е.Трубецкой и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А воскресная школа это всегда немалые дополнительные заботы, нужно и где-то разместить учащихся, найти достойных преподавателей или самому взять на себя это совсем непростое бремя. Но несмотря на все трудности, сопутствующие организации воскресных школ, значительная часть духовенства сознает важность и необходимость обучения детей на приходе. Наличие воскресной школы, ее благополучие, один из самых точных и достоверных показателей нормального развития приходской жизни, гарантия ее будущего. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый приход, в особенности там, где есть дети, постепенно становился настоящим духовно-просветительским центром. Таких приходов становится все больше. При крепких приходах развиваются различные формы образовательной деятельности, например, курсы катехизации крещаемых, библиотеки, сестричества, ведется миссионерская деятельность, посещаются воинские части, заключенные в тюрьмах. При дальнейшем развитии работы с детьми естественно возникают летние лагеря, паломнические поездки, фестивали детского творчества, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Интересен опыт работы с воскресными школами и налаживание межприходского общения в Андреевском округе г. Москвы (благочинный – протоиерей Анатолий Кожа), где стали регулярными фестивали и выставки детского творчества. Заслуживает особого внимания детский православный дом творчества, созданный на базе воскресной школы храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. В настоящее время в значительном числе епархий создана целая сеть воскресных церковно-приходских школ, курсы для подготовки и повышения квалификации преподавателей воскресных школ. Прекрасно поставлена работа по созданию воскресных школ в Кемеровской, Московской, Воронежской, Екатеринбургской, Ставропольской, Саранской, Якутской и ряде других епархий. На основании анализа имеющихся в Отделе отчетов общее количество воскресных школ по данным на конец 2003-го года превысило 3500 из общего числа 16350 приходов (по сравнению с 2000-м годом возросло на 30%), в них обучается свыше 100 тысяч детей.

http://sedmitza.ru/lib/text/429571/

В дек. 2000 г. согласно решению Архиерейского Юбилейного Собора РПЦ был образован Отдел по делам молодёжи Московского Патриархата, к-рый возглавил архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Он рассказал А. С. о деятельности отдела в межсоборный период. По благословению и при активной поддержке патр. Алексия в большинстве епархий РПЦ были созданы Епархиальные отделы по делам молодёжи; начался обмен опытом молодёжной работы. В числе успешно реализованных мероприятий и продолжающихся проектов архиеп. Александр назвал съезды и конференции православной молодёжи, православные детские и подростковые организации и лагеря, участие в фестивалях, паломничествах и праздниках совместно с зарубежными молодёжными объединениями, выпуск периодических изданий и методических пособий. Во время дискуссии по итогам доклада архипастыри говорили о проблемах, с к-рыми им приходится сталкиваться в практической деятельности в епархиях. Участники рабочей группы высказали единодушное мнение о необходимости оперативного обмена информацией о деятельности как Синодального, так и Епархиальных отделов по делам молодёжи. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации архим. Иоанн (Экономцев), кратко охарактеризовав деятельность отдела за десять лет его существования (с 1994), подробно ознакомил А. С. с успехами и проблемами, относящимися к межсоборному периоду. К 2004 г. состоялось двенадцать Международных Рождественских чтений, интерес к к-рым светских педагогов, учёных и деятелей культуры растёт с каждым годом. Большое внимание в докладе архим. Иоанна было уделено воскресным и православным общеобразовательным школам, детским садам: динамике их численности, распространённости по епархиям, специфике образовательных программ, подготовке педагогических кадров. В целях стандартизации учебного процесса архим. Иоанн предложил Свящ. Синоду принять ряд типовых положений, посвящённых статусу и работе православных образовательных учреждений для мирян. На рассмотрение А. С. докладчик представил проект поправки в Устав РПЦ, определяющей понятие православных учебных заведений для мирян и организацию их деятельности.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

- Вы являетесь сторонником преподавания психологии в духовных учебных заведениях? - Дело нужное, но сегодня не хватает специалистов, нет и пока не может быть специальных учебников, ведь учебник - результат исследований. На мой взгляд, пока нет учебников, пусть преподают светские специалисты, даже неверующие. Священнику надо знать историю психологии, иметь представление о фрейдизме, гештальт-психологии и других направлениях. Не для того, чтобы стать психоаналитиком или гештальтистом, а для того, чтобы понять психологию современного человека. Отрадно, что в Российском православном университете по благословению отца Иоанна (Экономцева) планируется открытие психологического факультета. Его деканом скорее всего будет выпускник психфака МГУ отец Андрей Лоргус. Я хорошо знаю отца Андрея и думаю, что это правильный выбор. - Приближается Великий Пост. Многие нецерковные или малоцерковные люди представляют это время унылым и мрачным, а ведь на самом деле пост - это радость. - Христианство принесло в мир гармонию, которой не было в дионисийстве. Вспомните " Пир во время чумы " . В городе чума, надо плакать, ухаживать за больными, хоронить умерших, а народ говорит: нет, мы не хотим видеть реальности, страдания, печали, мы хотим веселиться несмотря на то, что происходит. В этом глубочайшее противоречие дионисийства. С одной стороны, это первый опыт пира, радости, всенародного веселья, а с другой стороны - пир во время чумы, кровь, противоестественная радость, нечувствие к чужому горю, вольница вне сдерживающего начала, вне закона. У поздних греков была задача соединить Аполлона и Диониса, но только Христос снял проблему Закона и Благодати. Пост - не время для веселья и праздников. Тем не менее, я согласен, что это радостный период. Ведь это время покаяния, а в покаянии мы обретаем радость. Кроме того, есть ряд богослужений, совершаемых только Великим Постом: Пассии, Великий покаянный канон, Литургия Преждеосвященных Даров. А Страстная неделя! Без Великой Пятницы нет Пасхи. К сожалению, нашим певчим редко удается участвовать в Литургии Преждеосвященных Даров, но в каноне св. Андрея Критского, в Пассиях, в богослужениях Великой Пятницы они участвуют всегда. Без этого невозможно почувствовать и пережить Пасху.

http://pravoslavie.ru/guest/nichiporov.h...

Для воскресной школы важнейшим приоритетом является церковность учеников. Ученики должны стать полноценными прихожанами и полюбить храм Божий, православное богослужение, крепко усвоить начала родной православной веры, христианского благочестия, благоговеть перед Священным Писанием, высоко чтить Священное Предание, научиться молиться Богу, приобрести навыки добродетельной жизни. Учение веры должно быть поставлено в теснейшую связь со всей жизнью учащихся, их интересами и жизнью прихода. Вместе с детьми следует отмечать церковные праздники, совершать паломничества к святыням. Они должны помогать благоукрашать территорию храма, а возможно и его окрестности. Детям обязательно нужно привить небезразличие к тому, что происходит вокруг них. Они должны остро чувствовать, что загрязнение и захламление окружающего нарушают дивный порядок Божьего мира и по-возможности проявить здесь инициативу. Именно дети могут побудить и своих родителей и даже соседей навести порядок не только в храме, но и в подъезде и в окрестности дома, где они живут. Благотворное влияние воскресной школы и Церкви должно способствовать постепенному повышению общей культуры нашего народа. Детей нужно сызмала приучать к делам милосердия. А где все это делать сподручнее, как не в той же воскресной школе или на приходе? Дети должны готовить посильные подарки больным и старикам, навещать их. Воскресная школа - уникальное средство сплочения прихода, она должна быть воистину школой любви. " Если мы любим наших учеников, наших пасомых, - часто повторял великий русский педагог и возродитель церковно-приходской школы Сергей Александрович Рачинский, - то не будем иметь покоя, пока не возбудим в них деятельное добро, не подвигнем их к доброй деятельности: это - лучшая и единственная ограда от зла и порока... Упражняйте волю не только в воздержании от зла, но и в добром делании. Это придает духу бодрости и вместе с тем научает смирению - ибо делать добро труднее, чем избегать зла " . А как может оживить жизнь храма, пробудить внимание к его истории, к тем людям, которые жили здесь и молились до нас, трудами которых он созидался? Хорошо бы при каждой воскресной школе создать хотя бы совсем маленький, но свой Церковный музей. Внимание к истории Церкви своего края, к его святыням, местно чтимым святым, просто благочестивым людям удивительно облагораживает душу ребенка и соединяет его неразрывными связями с родной землей и ее духовными традициями.

http://sedmitza.ru/lib/text/429430/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010