Крестный ход с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, возвращенной из США, прошел 4 ноября в Высоко-Петровском монастыре Москвы . Как рассказали на подворье обители, " образ был написан в XVIII веке и принадлежал монастырю до его закрытия в 1928 году " . В 1980-х годах икона находилась в России, в частном собрании, но затем нелегально была вывезена за рубеж и оказалась в США. " После того, как она была найдена за океаном, ее выкупил и передал в дар обители Клуб меценатов и благотворителей России, который занимается возвращением в Россию православных святынь " , – сообщили на подворье. По решению настоятеля Высоко-Петровского монастыря архимандрита Иоанна Экономцева, чудотворная икона будет постоянно находиться в монастырском храме Сергия Радонежского. До революции здесь хранились многие святыни, которые почитались всей православной Россией, но в годы разграбления церквей были утрачены. Богослужения с проповедью о единении народов проходят сегодня во всех православных храмах Курской области . Главное архиерейское богослужение проводит архиепископ Курский и Рыльский Герман в Сергиево-Казанском соборе Курска, которое завершится крестным ходом. Как сказала председатель управления по культуре областного центра Любовь Харина, " только в Курске запланировано более 30 мероприятий, посвященных этому празднику " . По ее словам, на мемориале павших в годы Великой Отечественной войны, где похоронено более трех тысяч советских солдат и офицеров, организована почетная вахта памяти на 1 у Вечного огня. В центрах досуга города прошел благотворительный показ фильмов историко-патриотического содержания для ветеранов войны и труда, пенсионеров и детей-сирот. Демонстрировались картины " Александр Невский " , " Юность Петра " , " Царь Иван Грозный " , " Ярославна, королева Франции " . В госпиталь для ветеранов войны с благотворительным концертом приехали творческие коллективы клуба " Монолит " . А в муниципальном учреждении " Городская молодежная биржа труда " состоялся семинар для актива молодежных клубов города на тему: " Проблемы формирования активной гражданской позиции в молодежной среде " . Большой спортивный праздник для военнослужащих местного гарнизона и учащихся профучилищ организован в Центральном округе.

http://pravoslavie.ru/15044.html

ПОСТАНОВИЛИ: Направить для участия в Юбилейной международной межконфессиональной конференции делегацию Русской Православной Церкви в составе: 1. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, — глава делегации. 2. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, Председатель миссионерского отдела при Священном Синоде. 3. Епископ Верейский Евгений, викарий Московской епархии, Председатель Учебного комитета, ректор Московских Духовных академии и семинарии. 4. Епископ Тихвинский Константин, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии. 5. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского Православного Богословского института. 6. Игумен Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации, ректор Православного университета Иоанна Богослова. 7. Протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. 8. Иеромонах Иларион (Алфеев), секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межхристианским связям. 9. В.В.  Шмалий , сотрудник секретариата Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межхристианским связям. 10.  Е.С.  Сперанская, сотрудник секретариата Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межхристианским связям. 11.  В.Н.  Малухин, сотрудник секретариата Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о его поездке с 19 по 22 сентября 1999 года в Вену (Австрия) для участия в праздновании 100-летия Свято-Николаевского собора в Вене. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за милости, явленные Свято-Николаевскому приходу в Вене за сто лет православного свидетельства на Австрийской земле. СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая об увольнении его на покой, согласно Уставу об управлении Русской Православной Церкви, в связи с исполнением ему 4 октября сего года 75 лет.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4951222...

Председатель Учебного комитета при Свящ. Синоде архиеп. Верейский Евгений (Решетников) в докладе А. С. привёл статистические данные о духовных учебных заведения РПЦ: в 2004 г. в ведении Учебного комитета находились 5 ДА, 3 богословских института, 31 ДС, 39 ДУ, 1 пастырские курсы. Архиеп. Евгений сообщил, что весной 2004 г. Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т получил аккредитационный статус ун-та и стал назваться Православным Свято-Тихоновским гуманитарным ун-том (ПСТГУ). В межсоборный период в Новосибирске открылся Православный богословский ин-т, МДА на базе Новоспасского мон-ря организовала богословские курсы для мирян, имеющих высшее образование и желающих получить основы богословского образования; ряд ДУ был преобразован в ДС, а некоторые пастырские курсы – в ДУ. Особое внимание в своём докладе архиеп. Евгений уделил проблеме определения места религиозного образования в российской образовательной системе. Основным направлением в развитии информационной деятельности Учебного комитета архиеп. Евгений назвал развитие образовательного интернет-портала «Богослов.ру», открытие которого состоялось 9 окт. 2002 г. Издательская деятельность Учебного комитета была отмечена не только выпуском пособий по ряду богословских дисциплин, но и переизданием трудов выдающихся представителей русской дореволюционной церковной науки. С небольшим докладом о выпуске Православной энциклопедии выступил руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец. Он рассказал об успехах и трудностях уникального церковно-научного труда, объединившего богословов, историков, ученых-краеведов, филологов разных стран. Поднятые в докладах вопросы живо заинтересовали участников рабочей группы. Некоторые из них — повышение уровня богословского образования, проблема ИНН, нравственное состояние общества, выработка концепции духовного образования и другие — вызвали дискуссию среди участников. На заседании рабочей группы «Религиозное образование и работа с молодежью» были представлены доклады архиеп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) и архим. Иоанна (Экономцева) .

http://pravenc.ru/text/1189668.html

" Учить Закону Божию значит учить живой вере, - говорил Константин Победоносцев. - Мало учить только, как жил и учил и умер и воскрес Господь наш Иисус Христос: надо детям ощутить, что нельзя им жить без Господа, что слова Его и речи должны перейти в их жизнь и в их природу; чтобы они поняли и ощутили, что значит носить имя Христово, быть христианином, что значит ходить перед Богом, хранить правду в душе и страх Божий, хранить чистоту свою перед Богом. И тот, кто учит их, должен помнить, что дети смотрят в глаза ему, и не только слушают речи его и уроки, но ищут в нем видеть христианина, хранящего и творящего правду... " Культу богатства, благополучия, откровенного самовозвеличивания может противостоять только жертвенная любовь Христова и этому мы прежде всего должны учить наших детей. Только добродетели, развивавшиеся на протяжении двух тысячелетий христианской истории - целомудрие, послушание, смирение, доброта и милосердие, отзывчивость к каждой человеческой беде, способны пробудить от летаргического сна омертвевшую душу плененного и измученнного современным миром человека. За это отдал свои жизни сонм новомучеников и исповедников Российских во главе со Святейшим патриархом Тихоном, говорившим: " Центр тяжести всякого нравственного влияния и воспитания заключается в силе любви " . К настоящему времени общее количество воскресных школ в России превысило 2600, в них обучается более 80 тысяч детей и около 30 тысяч взрослых. Больше всего воскресных школ в Московской епархии - 258 с числом учащихся около 10400 человек. Это немало, но детей у нас гораздо больше. Современному священнику нелегко приходится на приходе. А воскресная школа это всегда немалые дополнительные заботы, нужно и где-то разместить учащихся, найти достойных преподавателей или самому взять на себя это совсем непростое бремя. Но несмотря на все трудности, сопутствующие организации воскресных школ, значительная часть духовенства уже сознает необходимость организации обучения детей на приходе. Год от года число воскресных школ неуклонно возрастает. Благодаря самому своему статусу, они теснейшим образом связаны с приходом. Наличие воскресной школы, ее благополучие, один из самых точных и достоверных показателей нормального развития приходской жизни, гарантия ее будущего. Где вокруг священника слагается приходская среда, там не может не быть детей, а с ними и забот, связанных с их воспитанием и воцерковлением, и не обойтись без воскресной школы. Для возрождения Церкви жизненно важно, чтобы воскресная школа была при каждом храме, и духовенству нужно изыскивать все возможности для создания и укрепления таких школ.

http://sedmitza.ru/lib/text/429430/

В светских вузах введен с 2000 года государственный образовательный стандарт по направлению " Теология " , примерные учебные планы которого разработаны православными богословами. В ряде высших учебных заведений: в Курском и Рязанском государственных педагогических университетах, Алтайском, Красноярском, Орловском и Тверском государственных университетах, в Новокузнецком институте повышения квалификации учителей созданы кафедры и лаборатории православной педагогики, теологии. Налаживается плодотворное сотрудничество Церкви и государственных вузов. Возрождение Российской государственности невозможно без решения задачи духовно-нравственного воспитания детей. Даже государственным чиновникам становится ясно, что это немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образования. Это осознано и руководством Министерства образования Российской Федерации. Подготовлен и заключен договор о сотрудничестве Министерства образования и Русской Православной Церкви. В нем признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также высказываются намерения по осуществлению сотрудничества в воспитании детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, заявляется о содействии реализации программ, направленных на развитие духовности и образования России, подтверждается готовность к противодействию деятельности тоталитарных и деструктивных сект, осуществляемой в образовательных учреждениях. Министерство образования обязалось содействовать организации преподавания предмета " Основы православной культуры " в рамках учебной программы. В целях осуществления сотрудничества создан постоянно действующий Координационный Совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Русской Православной Церкви для согласования совместных действий Министерства образования и Русской Православной Церкви. Появилась реальная возможность вести духовно-просветительскую работу в стенах школ. Практическая образовательная деятельность, ведущаяся Церковью, наиболее широко представлена в деятельности приходов по устроению воскресных школ. Воскресные церковно-приходские школы занимают важнейшее место во всей системе православного образования для мирян. Они дают возможность детям и взрослым глубже вникнуть в смысл православного богослужения, полюбить его незамутненную красоту, стать не номинальным, а истинным членом Церкви Христовой. В воскресных школах проходит обучение немалая часть детей и подростков. Они знакомятся с основами Православия, Священным Писанием, Церковной Историей, Православным богослужением. Дети и взрослые учатся пению и ремеслам, могущим быть полезными не только для их дальнейшей жизни, но и для церковного прихода. Основная задача воскресных школ - воспитание в учащихся веры и чувства благоговения. Вера в отличии от знания не рассказывается, а показывается. Поэтому личность преподавателя играет здесь первостепенное значение.

http://sedmitza.ru/lib/text/429430/

Размах Рождественских чтений возрастает год от года. Всего в Чтениях 2004 года приняло участие около 12 тысяч человек. Отрадно отметить, что постепенно меняется качественный состав участников Чтений. По сравнению с Чтениями, проводившимися в 2000-м году число участников выросло более, чем в два раза. Усилился интерес к ним у светских педагогов и особенно у руководителей образованием всех уровней, в том числе всероссийского, регионального и муниципального. Из общего числа участников их было около 23 процентов (в прошлом году всего 11 процентов). Педагогов в Чтениях участвовало 29 процентов, 12 процентов священно- и церковнослужителей, свыше 25 процентов представителей науки, культуры и искусства. И значительная часть этого прироста произошла за счет притока новых людей, представляющих светскую систему образования, науку, культуру. Чтения привлекают к себе все новые и новые круги творческой и научной, вузовской интеллигенции, светских педагогов, стремящихся овладеть православным мировоззрением во всей его полноте. Продолжает расти количество участников, представляющих самые отдаленные регионы России, страны ближнего зарубежья. На Чтениях присутствовали представители большинства епархий Русской Православной Церкви, Беларуси, Украины, стран Балтии, Средней Азии. Присутствовали гости из 15 стран дальнего зарубежья. В рамках Чтений прошло 80 секций, конференций и круглых столов, учителями московских и подмосковных школ было проведено 20 открытых уроков. Всего было заслушано более 70 пленарных докладов и свыше 800 секционных. В рамках Чтений была организована выставка, посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских. Участники Чтений приняли также итоговый документ, касающийся изучения православной культуры в светской школе. В нем отмечается, что «в курсах гуманитарных дисциплин история, традиции и культура Православия представлены неадекватно их действительному значению в прошлом и в современной жизни российского общества... Необходимо пересмотреть и доработать содержание государственных образовательных стандартов, программ дошкольного, общего и профессионального образования с целью включения в них знаний о ценностях и традициях отечественной культуры...

http://sedmitza.ru/lib/text/429571/

К сер. XX в. большинство зданий В. м. находились в аварийном состоянии. В 1959 г. решением Моссовета все учреждения и жильцы были выселены с территории мон-ря, комплекс построек передан Мин-ву культуры, разместившему там танцевальный ансамбль «Березка», филиал ГЛМ и Росизопропаганду. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Указом Президиума Московского городского Совета от 3 июля 1992 г. и распоряжением Президента РФ от 14 дек. 1994 г. комплекс В. м. передавался РПЦ (к 2005 часть помещений мон-ря занимают светские учреждения). В 1991 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации, с 1994 г. в кельях находился Российский Православный ин-т ап. Иоанна Богослова, ректор к-рого архим. Иоанн (Экономцев) одновременно является настоятелем В. м. и председателем отдела. В 1993 г. мон-рю был присвоен статус Патриаршего подворья. С 7 окт. 1992 г. в восстановленном Сергиевском храме В. м. совершаются регулярные богослужения. Первым ключарем и одним из клириков храма в 1992-1994 гг. был прот. Глеб Каледа . 14 окт. 1996 г. был освящен Покровский храм (все убранство выполнил из керамики худож. Г. В. Куприянов), 10 окт. 1999 г.- Толгский храм, в к-ром располагается баптистерий, 6 сент. 2003 г.- собор свт. Петра. В 2001 г. в св. воротах была устроена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Среди святынь В. м.- ковчежцы с частицами мощей прп. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Архитектурный комплекс В. м. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. (1514-1517, зодчий Алевиз Новый), построенный на месте деревянного храма и монастырского некрополя XV в.,- первый образец нового для рус. зодчества столпообразного храма, центрическая композиция к-рого развивалась в московской архитектуре кон. XVII - нач. XVIII в., определив характерные черты мн. памятников нарышкинского барокко. 8-лепестковый нижний ярус увенчан световым восьмериком с граненым шлемовидным куполом, плановые «лепестки» перекрыты конхами; с сев., юж. и зап. сторон размещены входы в собор. Восьмерик декорирован пилястрами и аркатурным пояском под карнизом. В XVI в. с 3 сторон собора располагались невысокие открытые крыльца; в посл. трети XVII в. к зап. порталу взамен прежнего было пристроено крыльцо со сводом на 4 столпах. В процессе ремонта 90-х гг. XVII в. вокруг храма была сооружена открытая галерея, узкие окна заменены широкими прямоугольными (в наст. время собору возвращен первоначальный вид).

http://pravenc.ru/text/161083.html

Во всех епархиях Русской Православной Церкви ведется значительная духовно-просветительская работа. Созданы городские центры православного просвещения, православные гимназии и лицеи, все больше детей и взрослых занимаются в воскресных школах при храмах и монастырях. Значительное число светских школ вводят в программу обучения предмет " Основы православной культуры " . Получили государственную лицензию на образование ведущие православные учебные заведения для мирян, такие как Российский Православный университет во имя св. ап. Иоанна Богослова и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Продолжает расширяться выпуск православной литературы, в большинстве епархий выходят православные газеты и журналы, или приложения к местным светским изданиям. Православные пастыри ведут передачи на радио и телевидении. Духовно-просветительская работа проводится в тюрьмах, в больницах, в домах ребенка, в приютах, в армии и на флоте. Почти все епархии проводят конференции, чтения, посвященные проблемам православного образования. В них принимают участие наряду с православными священниками, учителями, деятелями культуры и светские педагоги, ученые, все люди, живо заинтересованные в духовно-нравственном возрождении нашего общества. Вместе с тем, следует учитывать, что первоначальные успехи в создании православной системы образования в значительной степени были основаны на усилиях энтузиастов, православных людей, самоотверженно и бескорыстно посвятивших свою жизнь святому делу приобщения детей и взрослых к Слову Божию. Однако на одном энтузиазме система образования существовать не может. Если мы хотим, чтобы она выстояла и укрепилась, необходимы целенаправленные усилия по ее поддержке. К сожалению, немалая часть священников, озабоченных восстановлением храмов, преодолением материальных трудностей, налаживанием жизни прихода, и до сих пор не уделяют должного внимания созданию и развитию православных школ. Состоявшийся в августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял ряд документов, в которых уделено большое внимание религиозному образованию.

http://sedmitza.ru/lib/text/429571/

[Ihmepb " ю] Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата газете " Washington Post " («Вашингтон пост», 25 апреля 2007 года). 14 березня 2007 р. 13:15 Воцерковление и катехизация в наше время. Интервью с архимандритом Иоанном (Экономцевым) [Ihmepb " ю] На вопросы сотрудника Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи отвечает архимандрит Иоанн (Экономцев) — председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви, ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова. 9 лютого 2007 р. 20:05 Прот. Дмитрий Смирнов: «В частях, которые курирует батюшка, нет ни дедовщины, ни побегов, ни суицидов» [Ihmepb " ю] О том, кто такой военный священник и почему его присутствие необходимо для Российской армии, читателям «Московских новостей» рассказал председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов. 24 листопада 2006 р. 18:54 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Церковь по природе своей не может быть ни в оппозиции, ни во власти» [Ihmepb " ю] Отношения Церкви и государства, диалог с Константинопольским Патриархатом и Католической Церковью, возможность встречи Святейшего Патриарха Алексия с Папой Римским, воссоединение с РПЦЗ и перспективы преодоления старообрядческого раскола, межнациональные конфликты и церковная ситуация в Абхазии — обо всем этом шла речь в интервью, которое накануне своего юбилея дал газете «Московские новости» митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 9 листопада 2006 р. 15:58 Епископ Марк: «Мы надеемся на то, что церковное единство в скором времени будет явлено в совместном совершении нашими иерархами и священнослужителями Божественной Литургии» [Ihmepb " ю] Москва, 9 ноября. Заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк прокомментировал опубликованный недавно Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью и РПЦЗ.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Церкви, – «Учительное значение подвига новомучеников и исповедников Российских». Затем Патриарх Алексий ответил на вопросы православных педагогов. Первое пленарное заседание завершил концерт, открывший программу Международного фестиваля христианского искусства, проходящего в рамках чтений. 26-27 января Чтения продолжатся в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. 28-30 января будут работать секции по шести основным направлениям: 1) Православное воспитание и образование; 2) История и пути Промысла Божия; 3) Церковь и общество; 4) Слово как основа жизни; 5) Церковь и культура; 6) Христианство и наука. Работа секций включает семинары и круглые столы по темам: «Православная культура в современной школе», «Возрождение классического образования», «Личность учителя», «Воспитание подростков с девиантным поведением», «Святые новомученики и исповедники Российские XX столетия», «Православие и краеведение», «Царьградские и греческие святыни в Москве», «Православное осмысление современного глобализма», «Церковь и государство в России и мире», «Молодежное служение», «Церковное искусство», «Православная журналистика», «Интернет и мультимедийные технологии», «Научные и богословские аспекты описания чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви», «Долг служения Отечеству» и др. 31 января участники чтений посетят Троице-Сергиеву Лавру, где совершат молебен у раки преподобного Сергия Радонежского и встретятся с преподавателями Московских Духовных академии и семинарии. По традиции в рамках чтений проходит Международный фестиваль христианского искусства. Концерты и спектакли фестиваля пройдут с 25 по 31 января в Государственном Кремлевском дворце, Большом и Малом театрах Москвы, театрах «Новая опера», «Юного актера», «Глас», Московском Дворце молодежи, Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. В культурной программе фестиваля участвуют также Исторический музей, Государственная Третьяковская галерея и Художественная галерея Шилова. В частности, 26 января в Московском Дворце Молодежи состоится Большое музыкальное вече «Свет Рождества», в театре «Школа драматического искусства» выступит монашеский хор из Венгрии, состоятся концерты русских и армянских духовных песнопений и музыки Й.Гайдна, вечер православного кино и литературно-музыкальная композиция «Когда взойдет вечерняя звезда».

http://pravoslavie.ru/8757.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010