1 Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь ( Мф.22:37-38 ). 2 Вторая же подобна еи: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф.22:39-40 ). 3 Заповедь новую даю вам да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе ( Ин.13:34 ). 4 Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин.14:15 ). 5 Аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки ( Ин.8:51 ). 6 Покаитеся, приближибося Царствие Небесное ( Мф.3:2 ). 7 Уготоваите путь Господень, правы творите стези Его ( Мф.3:3 ). 8 Сотворите убо плод достоин покаяния ( Мф.3:8 ). 9 Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изоуст Божиих ( Мф.4:4 ). 10 Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесныи совершен есть ( Мф.5:48 ). 11 Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). 12 Не всяк глаголяи Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяи волю Отца Моего, Иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). 13 Всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком ( Мф.12:31 ). 14 Всяк сад, егоже не насади Отец Мои Небесныи, искоренится ( Мф.15:13 ). 15 Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свои, и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). 16 Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою? ( Мф.16:26 ). 17 Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Мф.18:20 ). 18 Горе же человеку тому, имже Сын Человеческии предастся ( Мф.26:24 ). 19 Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всеи твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:15-16 ). 20 Блажени слышащии слово Божие, и хранящии е ( Лк.11:28 ). 21 Не боися, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство ( Лк.12:32 ). 22 Иже не носит креста своего, и вслед Мене грядет не может Мои быти ученик ( Лк.14:27 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Видишь ли, как ясно и открыто говорится, что от Отца исходит не рождением, но исхождением, единосущный Отцу и Сыну и всегда сущий Дух Божий, — правый, обладающей, источник жизни и святыни, признаваемый вместе с Отцем и Сыном истинным Богом? Но ты опять гово­ришь, что ясно открыто о Святом Духе Сыном, что Он от Него исходит, в словах: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его» (Ин.7:37—39). Вникни в то, что я тебе скажу: стоял Иисус Христос и Бог наш и воззвал, говоря: «аще кто жа­ждет, да приидет ко Мне и пиет» . Это доказывает то, что Христос никого не принуждает и насильно не влечет к Себе, но призывает только тех, которые имеют большое и теплое усердие; только таких Он призывает и их хочет напаять, ибо кто пьет эту воду, тот «не вжаждется во веки» (Ин.4:14). Все жаждущие приходите к этой воде, и напейтесь, и приимите жизнь. Ибо жаж­дущие, когда возьмут в руки чашу наполненную до верха, то с большим усердием и усилием удерживают ее, пока выпьют и прохладятся. Так и слушающие учение Спасителя нашего Бога, если приемлют оное с жаждою, то не перестают пить, пока не напьются И «блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся» (Мф.5:6). Пойми, что я говорю. «Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:38). Многие думали о себе, что они веруют, но они веровали не «якоже рече писание» , а последовали собственному своему изволению, и потому они-еретики. Реки же воды живы истекут от чрева того, кто верует так, «якоже рече писание» . Чревом здесь называется сердце, то есть разумная и словесная часть души, как и в другом месте гово­рится: «и закон Твой посреде чрева моего» (Пс.39:9). Бла­годать Святого Духа, когда вселится в чистое сердце, и найдет в нем себе место, то истекает обильнее всякого источника, никогда не перестает течь, не исто­щается и никогда не останавливается. Это хорошо я знаю из примера самих апостолов: они без боязни учили и благовествовали слово Божие и ни во что вменяли и сопротивление мучителей, и наветы, какие устраивали им во многих городах, и ярость свирепых народов, но источили реки живой воды своего учения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3615...

—24— тварной Природе, превосходящей все созданное? Итак, если бы Он был иносущен, то не был бы Словом Истинным, а так как Он единосущен, то есть Истинное Слово. X. 37–38. Аще не творю дела Отца Моего, не веруйте 2 Ми, аще же 3 творю, и аще 4 и Мне не веруете, делом Моим веруйте, да познаете 5 и веруете, яко во Мне Отец и Аз в Нем 6 . Говорят вот что. Так как легко кому-либо называть Бога Отцом, но доказать это посредством дел трудно и даже невозможно для твари, то посредством богоприлично совершаемого Мною, говорит, Я являюсь равным Богу и Отцу. И вы ничего не представите в свою защиту, если не веруете, между тем как знаете по опыту, что Я равен Богу и Отцу, так как совершаю свойственные Богу дела, хотя благодаря плоти Я и явился подобным вам, как один из многих. Отсюда можно понять значение слов: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ), ибо тожество существа производит то, что Отец есть и является в Сыне и Сын в Отце. Так ведь и у нас существо отца нашего познаётся в рождённом от него и в рождающем опять – существо рождённого (открывается). Это потому, что одно определение природы у всех, и все – одно по природе. Но так как мы отделяемся телами, то многие – уже не одно, чего нельзя сказать о Боге по —25— природе, ибо Божественное бестелесно, хотя мы и мыслим Святую Троицу в отдельных существованиях (или ипостасях – ν διαζοσαις πξεσι). Так, Отец есть Отец, а не Сын, Сын же опять есть Сын, а не Отец; и Дух есть особо Дух Святой, хотя и не находятся в разделении (ν διαστσει) по причине общения и единства Друг с Другом. Троица 7 Святая, в Отце познаваемая и в Сыне, и в Духе Святом, – по названиям они различаются между собою (численно), но без распадения на части – и в Каждом Каждый всецело познаётся, ибо неделим и не пространственен есть Бог , – отдельное имеющий и ипостасное бытие. Так как одно Божество в Отце и Сыне и Святом Духе, то и говорим, что Отец видим в Сыне, а Сын в Отце. Необходимо знать также и следующее: не потому, что Сын имеет тожественную с Отцом волю (βολεσϑαι τατ) и одно с Ним намерение, Сын говорит в Евангелии: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ) и «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ), но потому, что, будучи истинным рождением существа Отца, Он являет в Себе Отца, как и Сам является в Отце. И если говорит, что Он и желает и говорит и действует одно и то же с Отцом и легко совершает, что желает и что творит Отец, то это для того, чтобы во всем Он оказался единосущным Ему и истинным плодом Его существа, а не имеющим с Ним только относительное единство в одних лишь подобных желаниях и законах любви, что, утверждаем, присуще и тварям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ϑ) Леность. Души же, – говорит Соломон, – мужей женам подобных взалчут ( Притч.18:8 ). И на другом месте: душа же празднаго взалчет (Пртч.19:15). – Кои со гусльми и певницами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку его не помышляют; из тех множество будет мертвых глада ради ( Ис.5:12–13 ). Третье. Причины истребляющие глад суть: 1) Бог, ибо Он даёт пищу алчущим ( Пс.145:7 ), избавляет души от смерти ( Пс.32:19 ) и питает их во гладе, показывает место убежища от глада, как Аврааму: и бысть глад на земли: и сниде Аврам во Египет вселитися тамо, яко одоле глад на земли ( Быт.12:10 ). И Исааку, как пишется: бысть же глад на земли – отиде же Исаак ко Авимелеху ( Быт.26:1 ) – явися же ему Господь и рече: не ходи во Египет, вселися же в земли, в нейже ти реку ( Быт.26:2 ). 2) Человеки: они истребляют глад покаянием. Ибо Бог не в рассуждении заслуги, но в рассуждении порядка взирает на их покаяние и истребляет глад ( 3Цар.8:37–38 ). Истребляется глад молитвою и проследованием Христу, как народ мног, шедший по Иисусе, насытился хлебом ( Ин.6:11–12 ). Истребляется глад упражнением во взаимной любви, наблюдением порядка, раздроблением хлеба неимущим, благодарением, ощадливостию, постоянною надеждою в призывании Бога ( Пс.36:18–19 ). § IV Примеры. 1) В рассуждении недостатка съестных припасов: в Самарии так сильный был голод, что люди ели голубиный кал, как пишется в книге Царств: и бысть глад велик в Самарии: и се, обседоша ю, дондеже бысть глава ослова за пятьдесят сикль сребра, и четвертая часть меры гноя голубинаго за пять сикль сребра ( 4Цар.6:25 ). Таков глад был во время осады города Иерусалима от Навуходоносора ( Иер.22:7 ). Жестокий глад был и во время Клавдия Кесаря во всей вселенной, о коем пророчествовал Агав ( Деян.11:28 ). При осаде города, называемого Казилины от Аннибала, по 200 сестерций продавалась одна мышь 36 . 2) В рассуждении того, что люди людей ели. Во время осады Самарии, при Иораме, Израильском царе, матери ели своих детей ( 4Цар.6:26–28 ). Во время осады Иерусалима от Тита Веспасиана, тоже самое происходило. При осаде Калугурии, Испанского города от Книдия Помпея, граждане и детей, и жён собственных ели. Когда Камбиз, Киров сын, пошёл войском на Арапов, то войско его в такой глад пришло, что царь повелел со всего войска резать десятого человека в пищу другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Божиими и богами по причастию к божественной природе ( Ин.7:39 ). 221, – ( Ин.14:16–17 ). 246–247, – ( Ин.14:18 ), – святые запечатлеваются от Бога ( Ин.6:27 ). б. 463, – через Него жизнь ( Ин.14:20 ). 266–267, – ( Ин.17:18–19 ). 93, – обрезание через Духа ( Ин.6:37 ), – Духом Святым совершается очищение как иудеев, у коих отсекается хотение жить по закону, так и язычников, из сердца коих изъемлется увлечение прелестью идолослужения ( Ин.18:2 ). 335. Духом Святым мы побеждаем диавола ( Ин.16:8–11 ), действуем ( Ин.16:16 ), – укрепляемся и мужественно сражаемся со злом ( Ин.16:23–24 ), – через общение с Ним возвышаемся над своею природою ( Ин.18:24–27 ), – в Нем полнота всех благ ( Ин.14:27 ). – без укрепления благодатию через Божественного Духа душа человека, несмотря на все свое мужество, бессильна в добре и не может выдержать тяжести подвига за него, особенно страха пред смертью ( Ин.18:24–27 ). 160, – без Него мы ничего не можем совершать доброго ( Ин.14:18 ). Сошествие Св. Духа на апостолов с неба и сила свыше окончательно освободили их от человеческого малодушия и сообщили им непреоборимую смелость ( Ин.16:31–32 ). Получение Святого Духа апостолами по воскресении Христа сообщило им вышечеловеческую силу ( Ин.18:24–27 ), – они были бы бессильны против греха и не совершили бы воли Божией, если бы не облечены были силою свыше – и совсем не могли бы разуметь таинства Христова и быть тайноводителями, если бы через просвещение от Духа не получили откровения превышающих ум и слово тайн ( Ин.20:22–23 ). 259, – только при причастия Святого Духа и просвещении Им они уразумели священные догматы Церкви и богодухновенное Писание ( Ин.17:18–19 ). 91. Дух есть источник совершенного ведения для святых ( Ин.14:25–26 ). Вселяясь в человеческую природу, Дух Святый сообщает ей собственное благо, – ведение будущего и знание сокровенных тайн... ибо всеведение принадлежит одному только Богу, посредством Духа Святого световодствующему человека к восприятию сокровенного ( Ин.1:31 ). Дух просвещает чистых сердцем и открывает им Себя ( Ин.14:21 ). Благодать Святого Духа ( Ин.6:5–7 ). 423, – ( Ин.6:27 ). 463. Кто преисполнен дарами Святого Духа, тот не только упитывает свой ум, но и в состоянии оказывается наполнять ими сердца других, наподобие речного потока ( Ин.7:38 ). Водою живою называется животворное дарование Духа, через которое одно только человек в состоянии снова восходить в изначальную красоту своей природы ( Ин.4:10–11,13–15 ),=( Ин.15:4 ) ср. ( Ин.6:35 ). б. Кто напояется благодатию

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» ( Ин. 8:31 ). «Пребудете в слове Моем» и здесь означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе ( Ин. 6:36 ; Ин. 15:4–7 ). кроме того, послушание в В. означает отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им веровать ( Ин. 5:44 ). Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса – «истинной виноградной лозы», и живет, насыщаясь из другого источника ( Ин. 15:1 ). Верующему человеку заповедано служение ( Ин. 13:1 ), движущая сила этого служения – любовь; г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи – согл. Иоанну, Иисус часто повторял, что Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец ( Ин. 5:19.20.30 ; Ин. 6:38 ; Ин. 8:26.38.40 ). Иисус говорит, что В. даруется человеку по Божьей воле ( Ин. 6:37.44.65 ); Он не снимает с человека ответственности за его выбор между В. и неверием – лишь сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус подчеркивает, что В. – это не плод самостоят. решения, принимаемого человеком по собств. инициативе, а всегда – ответ на Божий призыв, на Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему хочется. Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная В. в Бога. В этом отношении В. не что иное, как Божье творение; 3) ВЕРА В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Если Иисус называл Себя преимущ. «Сыном Человеческим» и требовал от иудеев, чтобы они признали Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его – гл. обр. под влиянием христиан, обращенных из язычников, – «Господом», подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним. Согл. книге Деяний св. апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса. Воскресив Сына, Бог «возвысил Его в Начальника и Спасителя» ( Деян. 5:31 ), «соделал Его Господом и Христом» ( Деян. 2:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Неделя святой пятидесятницы (Евангелие от Иоанна, зач. 27, гл. 7, ст. 37–52; гл. 8, ст. 12; Апостольские Деяния, зач. 3, гл. 2, ст. 1–11). 1) Господь – источник воды живой. Вода живая – слово Божие и благодать Святого Духа. Идите к Нему... Не думайте, что Господь откажет в Духе Своем, если пожелаете. Пример Агари в пустыне. Вот она «оглянулась и колодезь воды живой перед нею». 2) Мы жилище Святого Духа. Не будем осквернять тело, в котором живет Дух Божий. Какое общение света ко тьме? Животворящий Дух не может жить в душе грешной, в теле нечистом... 3) Присутствие Святого Духа в человеке обнаруживается, главным образом, истинным просвещением его, чистотою сердца, в духовной крепости сил ( Лк.24:49 ) и в способности духовного утешения. 4) Имеем ли мы Святого Духа? День святого духа (Евангелие от Матфея, зач. 75, гл. 18, ст. 10–20; Апостол к Ефесянам, зач. 229, гл. 5, ст. 9–19). 1) Никого из христиан нельзя презирать (ст. 10), потому что каждый христианин находится под особенным покровительством Божиим ( Притч.14:21 ; Ис.49:13–15 ). Ради спасения каждого христианина пришел на землю Сын Человеческий (ст. 11). Вся жизнь христианина располагается по воле Отца нашего Небесного (ст. 14). 2) Обязанности каждого христианина – заботиться об исправлении недостатков людей близких и согрешающих против него (ст. 15; Иак.5:19–20 ), убеждая и обличая их со всяким долготерпением, пока не истощились все средства (ст. 17; Деян.20:26–27 ). 3) Дух Господень на нас... Но где Он? По чему видно, что мы получили Духа... Если расточили мы святые дары Духа, «живя блудно», затеплим снова в себе святой огонь Святого Духа покаянием и молитвой. Нужна жажда духовная ( Ин.7:37 ). Средства к утолению этой жажды ( Ин.6:35, 54 и 55). 1-я неделя по пятидесятнице, всех святых (Евангелие от Матфея, зач. 38, гл. 10, ст. 32, 33, 37, 38; 19:27–30; Апостол к Евреям, зач. 330, гл. 11, ст. 33–40; гл. 12, ст. 1–2). 1) Изображение свойств истинного христианина (ст. 32 – 19:30): а) его преимущественная и исключительная любовь ко Господу (ст. 37) и стремление Ему Единому угодить ( Гал.1:10 ); б) его открытое исповедание веры пред людьми (ст. 32, 33); в) непривязанность ни к чему земному (ст. 29); г) безропотное несение своего креста (ст. 38); д) совершенное смирение (ст. 30); и е) все это только ради сторичной награды в пакибытии (ст. 28, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

8) О жаждущих правды Откр.21:5–6 . «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши: ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой». Объясн. Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не чрез символы, но по самым делам. Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству. Жаждущему правды обещает дать благодать животворящего духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него: Ин.7:37–38 ; Мф.5:6 . 9) О жажде духовной Ин.7:37 . «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Объясн. Здесь означается жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатью Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20 ; Лк.10:16 ; Мф.28:19–20 ; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1 ; 2Тим.4:3–4 . 10) О лицезрении Бога Откр.22:3–4 . «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Объясн. Соделавшиеся престолом Божиим по успокоению в них Владыки, сии будут обитателями оного града и узрят Его лицом к лицу, не в гаданиях, но как видели Его святые апостолы на горе святой: Мф.17:2 . Будут же иметь вместо златой дщицы, которую носил древний первосвященник ( Исх.28:36 ), имя Божие, написанное не на челах только, но и в сердцах, т.е. твёрдую, дерзновенную и неизменную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения (Толков. на Апокал.). 11) О страхе Божием и человеческом 1Ин.4:18–19 . «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Объясн. Изречение 18 ст. составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего (17) стиха о совершенстве любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова – дерзновение. Страх есть в этом смысле противоположное понятие дерзновения, так как он заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви. Есть двоякого рода страх: один страх Божий: Пс.33:10 ; Мф.10:28 . Этот страх называется чистым и пребывающим в век века: Пс.18:10 , он прибавляет дней: Притч.10:27 ; другой страх – это страх не Божий, а человеческий: Притч.28:1 ; особенно страшным будет этот страх в последний день: Лк.21:26–27 ; Мф.24:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Программа выходит на УоиТиве-канале «Духовный дневник», открытом журналом «Фома». - С.29. Вопрос номера: Почему христиане уверены, что авторы Евангелия рассказывают правду? [Нередко у критиков христианства да и просто людей сомневающихся возникает вопрос: если Иисус Христос Сам ничего не написал, то разве можно полностью доверять свидетельствам других людей о Его жизни? Откуда вообще взялись эти свидетельства и действительно ли их авторами выступили те апостолы, имена которых указаны в Библии — Матфей, Марк, Иоанн, Лука, — а не кто-то другой?]. Отвечает протоиерей Павел Великанов. Беседовал Александр Ананьев. Полную версию беседы смотрите на УоиТиве-канале «Фомы» (QR-koд). Автор справок: священник Евгений Мурзин. Ил.: Спаситель воскрес! Евгений Демаков, 2013; Разрушение Иерусалимского храма. Франческо Хайес, 1867; Жены-мироносицы. Михаил Нестеров. 1889; Иосиф Флавий. Нюрнбергская хроника, Хартман Шедель, 1493; Исцеление слепого. Фреска монастыря Сант-Анджело-ин-Формис, Италия, конец XI в.; Сошествие во ад. Николай Кошелев. 1900. Фото: Marion Doss/Flickr/CC BY-SA 2.0 DEED;  Туринская плащаница//Фома. - — февраль 2024. - С.30-37. - (рубрика « Вопрос номера »). -  Во вставках к материалу - справки: 1. Историчность Евангелий: Археология и общий контекст (С.32); 2. Историчность Евангелий: Иерусалимский храм (С..33); 3. Историчность Евангелий: Жены-мироносицы (С.34); 4. Историчность Евангелий: Цитирование (С.35); 5. Историчность Евангелий: Внутренние противоречия (С.35); 6. Историчность Евангелий: Туринская плащаница (С.36); 7. Историчность Евангелий: Вера в воскресение Христа.(С.37). ВЕРА (раздел). – С.38-47. Протоиерей Димитрий Харцыз. «И тут я захлюпал — как мальчишка». Невероятная история от священника. Фото. Рисунок Светланы Махровой // Фома. - – февраль 2024. - С.38-39. - (раздел « Вера »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru .

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

Даде ю (хитрость) Иакову отроку своему и Израилю возлюбленному от Него (37 ст.). По сем на земли явися и с человеки поживе (38 ст.) – в этих словах в прямом, ближайшем смысле содержится указание а) на сообщение Богом возлюбленному народу Своему Израилю откровенного закона синайского (ср. ниже 4:1, а также Рим. 3:2 ), и б) на исполнение самым делом следующего обетования Божия, бывшего Израилю после синайского законодательства: поставлю завет Мой в вас, и не возгнушается душа Моя вами, и похожду в вас, и буду вам Бог, и вы будете Ми людие ( Лев. 26:11–12 ). Но так как совершившееся тогда с ветхозаветным Израилем было, по свидетельству Апостола ( 2Кор. 6:16 ), прообразом того, что впоследствии совершилось с новым духовным Израилем – с христианами: то и слова эти помимо прямого, ближайшего значения их в отношении к ветхозаветному Израилю, можно еще понимать и как пророчество, относящееся к временам Мессианским. Ветхозаветный Израиль, получив от Бога откровенный закон и вступив в завет с Богом, должен был сам располагать жизнь свою во свете сего закона ( Исх. 19:6 ; Лев. 11:44; 19:2; 20:7, 26; 21:8 ) и вместе служить светом, просвещающим всех других народов ( Ис. 49:6 ). Но Израиль нарушил завет свой с Богом и не выполнил этого высокого назначения своего; тогда Бог заключил завет Свой с новым духовным Израилем. Посредником или ходатаем этого завета был Иисус Христос ( 1Тим. 2:5 ; 1Ин. 2:1 : Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ; см. толк. на Ис. 63:9 ), Которому, как возлюбленному Сыну Своему, Бог сообщил мудрость Свою во всей полноте ( Ин. 5:20 ; ср. толк. на Ис. 11:2; 42:1 ), на что и указывают слова пр. Варуха: даде ю (мудрость) Иакову отроку Своему и Израилю возлюбленному от Него, 166 и Который будучи Сыном Божиим, явился на земле в образе человека и действительно жил среди людей (ср. Ин. 1:1–5, 14 ), о чем и пророчествует св. Варух словами: посем на земли явися и с человеки поживе. Такое именно пророчески-мессианское значение усвояет этим словам пр. Варуха и наша церковь , почему и полагает их в качестве паремии в навечерие Рождества Христова. 2. Утешительные обетования иудеям. (Продолжение). Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010