34. «…Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.» (Евр. 13:14). Средневековый город в пустыне Трое путешественников ехали по автостраде. «Город! – удивленно воскликнул вдруг один из них и указал рукой вдаль. – И какой-то средневековый!» – « Тут не может быть никакого города, – ответил его друг, который вел машину. – Я эту местность знаю хорошо». – «И указателей никаких не было», – недоумевал третий. Путешественники решили подъехать к старинному городу поближе и свернули на новую дорогу. Чем дальше они по ней ехали, тем больше росло их недоумение. Перед ними вырастал настоящий средневековый город, и это в наше-то время. Неожиданно перед ними вырос шлагбаум. В самой обыкновенной будке сидел самый обыкновенный сторож. «Просто удивительно! – не переставали восклицать путешественники. – Откуда взялись эти старинные постройки?» – «Ничего здесь удивительного нет, – проворчал сторож, выглядывая из будки. – Кино здесь будут снимать, вот и смастерили всю эту бутафорию». 35. «…Посмотрите на полевые лилии…» (Мф. 6:28). Лилии Белая лилия. Прекрасно, если тебе откроется, что она означает. Тот, кто поймет это, поймет и все остальное. 36. «…Должно вам родиться свыше.» (Ин. 3:7). Родиться свыше Где этот человек, который сможет остановиться? Где этот человек, который сможет повернуть назад? Где этот человек, который сможет начать все сначала? На этом пути ему открыты все двери, – только бы он появился. Но он не останавливается, не поворачивает обратно, упрямо продолжает совершать прежние ошибки. Он открывает другие двери и уходит в другом направлении, откуда уже нет возврата. 37. «…Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода…» (Ин. 15:5). Единственное место Если ты живешь в какой-то стране – покинь ее, Если ты живешь в каком-то городе – уйди из него, Если ты живешь в каком-то доме – оставь его. Если ты думаешь, что понял этот совет, то подумай еще раз, и найди то единственное место, в котором ты должен жить. 38. «…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.» (1Кор. 13:10).

http://isihazm.ru/1/?id=137

Закон дан Богом чрез посредство Моисея, Ангелов или посланников: Ин. 1:17 . Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Ин. 7:19 . Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Деян. 7:53 . Вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили. Евр. 2:2 . Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние. Закон совершен и вечен, а потому его нужно сохранять: Мф. 5:8 . Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Пс. 110:7 . Дела рук Его истина и суд; все заповеди Его верны. 8. Тверды на веки и веки, основаны на истине, и правоте. Пс. 118:4 . Ты заповедал повеления Твои хранить твердо. Закон заповедует любовь к Богу и ближним и требует всецелого и совершенного послушания: Мф 22:37 . Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. 38 .Сия есть первая и наибольшая заповедь. 39 .Вторая же подобная ей; возлюби ближнего твоего, как самого себя. 40 .На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Рим. 13:9 . Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. ( Лев. 19:18 ). Мф. 5:19 . И так кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в царстве небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в царстве небесном. Втор. 11:1 . Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его, и заповеди Его во все дни. Верою закон мы не уничтожаем, а утверждаем: Рим. 3:3 . Потому что один Бог, который оправдает обрезанных по вере и не обрезанных чрез веру. 1Кор. 9:21 . Для чуждых закона как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобресть чуждых закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но Он не сказал ничего подобного, а подтвердил и доказал совершенно противное, как словами Своими, так и сотворенным чудом. Но, так как собственный отзыв Его о Себе мог казаться неприятным для слушателей, то Он через других показывает, кто Он, и, что удивительно, не только через друзей, но и через врагов, в чем открывается Его высочайшая мудрость. Через друзей Господь показал это, когда сказал прокаженному: «хочу, очистись», и сотнику: «В Израиле не нашел Я такой веры» ( Мф. 8:3, 10 ); а через врагов – при настоящем случае. Так как книжники говорили, что никто не может оставлять грехов, кроме одного только Бога, то Спаситель, желая показать им, «что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» ( Мф. 9:6 ). И не только здесь, но и в другом случае, когда иудеи говорили: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» ( Ин. 10:33 ), – Спаситель не опроверг такого их мнения о Нем, но опять подтвердил его, сказав: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим» ( Ин. 10:37–38 ). 2. Впрочем, при исцелении расслабленного Иисус Христос представляет и другое немаловажное доказательство Своей божественности и равночестия с Богом Отцом. Книжники говорили, что власть отпускать грехи принадлежит одному Богу, а Он не только отпускает грехи, но еще прежде обнаруживает в Себе другое свойство, приличное единому Богу, именно – открывает тайны сердечные. Книжники не обнаружили перед всеми своих мыслей: «При сем, – говорит евангелист, – некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших» ( Мф. 9:3–4 )? А что ведение тайн сердечных принадлежит единому Богу, об этом, – послушай, – что говорит Соломон: «Ты один знаешь сердце» ( 2Пар. 6:30 ), равно как Давид: «испытуешь сердца и утробы» ( Пс. 7:10 ), и Иеремия: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его» ( Иер. 17:9 )? И сам Бог говорит: «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар. 16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Теперь, мы идём по Иоанну, в прошлый раз смотрели 9-ю главу, притчу о Пастыре добром. И кажется, что же такое? Смотрите, Он говорит им притчу, взятую из быта – пастыри, пастухи всё время, и, смотрите, он говорит – 6-й стих: Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Вот закрыто понимание, как заслон какой. И только тогда, когда Господь им отверз ум к уразумению Писаний (см. Лк. 24:45 ), когда в день Пятидесятницы сошёл на них Дух Святый, – они стали иными людьми. Вот ключик нашёлся, и все недоумения как бы отошли в сторону. И Пётр – уже другой человек. В «Книге Деяний» это не Пётр из Евангелия, а Пётр после Пятидесятницы. Откуда у него такое красноречие? Откуда такое знание Писаний? Он приводит столько в первой же своей речи пророчеств, а результат? Все слушатели, сказано, умилились сердцем (см. Деян. 2:37 ). Вот какой был результат его первого выступления. И вопрос-то какой? – Что нам делать? – Что нам теперь делать-то? И ответ: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, и получите дар Святаго Духа (см. Деян. 2:38 ). А вот здесь говорит им притчу – кажется, ясную, взятую из действительности, которая им знакома: Сию притчу сказал (...) они не разумели, что такое Он говорил им (см. Ин. 10:6 ). Опять Иисус говорит: «Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» ( Ин. 10:7–8 ). Лжемессии – их было столько, что и не перечесть, – и они, пользуясь таким напряжённым ожиданием Мессии, какое было в то время, использовали это настроение народа и находили тысячи последователей: Баркохба, Иуда Галилеянин, Февда, ещё какие-то! Вот они «мессии», и народ доверял им, шёл, жертвуя всем. Вплоть до того, что Баркохба требовал от своих последователей, чтобы отрубили себе третий палец – знак Завета. И давали рубить себе эти пальцы. А потом оказалось, что и этот – не Баркохба, не сын звезды, а как переименовали его, Баркасима – сын лжи. А он взял этот образ: восходит звезда от Иакова – из пророчества Валаама. Пророк, ложный пророк Валаам, произносит знаменитое пророчество: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова (см. Числ. 24:17 ). Вот восходит звезда..., он и взял этот образ. Баркохба – сын звезды. Оказался – сыном лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

1. Неверие иудеев во Христа и упорное противление их вере в Него есть обличение внутреннего нечестия их сердца, открываемого Христом, в которого они не хотели веровать. Нет другой причины неверия иудеев во Иисуса Христа, кроме внутренней темноты их души и тайного отступления их сердца от завета отцов своих. Не веровать во Иисуса Христа нельзя было ни одному иудею после тех предварительных приготовлений, которыми промысл Божий наперед располагал народ иудейский к принятию обетованного Мессии, и после того, когда о рождении Его извещен был сей народ особенными свидетельствами, данными ему из мира невидимого и видимого. Из мира невидимого предстали на землю лики ангелов, воспевших славу вышнему Богу и возвестивших земнородным мир и благоволение ( Лк.1:15–14 ). В мире видимом явилась чудная звезда, которая привела с Востока чужеземных мудрецов для поклонения божественному Младенцу ( Мф.2:1–3 ). Все пришло тогда в движение; смутился весь Иерусалим, при вести о необычайном событии. Сам Ирод – правитель Иудеи, чуждый веры Израиля, невольно разделяет это смущение и предпринимает злодейственную мысль об истреблении родившегося Царя-Христа. Дабы вернее привести в исполнение такое намерение свое, он издает бесчеловечное, неслыханное повеление об избиении всех новорожденных младенцев мужеского пола в Вифлееме и пределах его ( Мф.2:16 ). По одному этому должен был знать каждый иудей, что ожидаемый им Христос уже пришел – и есть на земле. Можно ли было не узнать Его и не признать за истинного Мессию, когда Он, после своей домашней – уединенной жизни, торжественно явился к народу и открылся ему во знамениях и чудесах, свойственных одному Богу? Как можно было не узнать Его, когда Он в самом образе смиренного сына человеческого превосходил всех сынов человеческих, между которыми не было ни одного подобного Ему ни по делам, ни по учению ( Ин.7:46, 15:24 )? Нашлись люди, которые с первого раза узнали в нем обетованного Искупителя человеков, которые оказывали святую преданность к Нему и в благоговении лобызали ноги Его, обливали их слезами и миром и отирали власами своими ( Лк.7:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

И если мы по лени своей не можем читать по целому евангелисту в день, то хоть бы уделяли этому каких-нибудь 3—5 минут. Иногда и этого довольно. Вдруг неожиданно найдешь новую жемчужину или просто подновишь душу уже известными, но тускнеющими от времени фактами… И снова заиграет сердце; и оживится вера, точно зелень, вспрыснутая утренней росой… В крайнем случае, читайте хоть при сомнениях, при ослаблении веры, при скорбях; и найдете и истину, и утешение. “Исследуйте Писания”, — заповедал Сам Христос иудеям, — “а они свидетельствуют о Мне” (Ин. 5, 39). “Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса”, — говорит ап. Павел Тимофею (2 Тим. 3, 15). И читать нужно “просто”, с открытым сердцем, непредубежденным умом. И тогда не нужно даже “искать” доказательств, а только читать просто. И истина сама засияет изнутри. Лик Христа проявится воочию… И сколько было таких примеров… + + + Но вот что иногда приходилось замечать и от других слышать: одно и то же Евангелие в один раз заиграет такою живою радугою цветов, так сильно и убедительно раскроет истину, а в другое время все в нем представляется точно мертвым, холодным, бездейственным. И те же самые подробности событий, совершенно неопровержимые и достоверные для ума, на этот раз не производят впечатления. Вон и профессор Ф. писал мне об этом относительно себя. И семинаристы читали и учили, а все знания ложились лишь холодным пластом на память, но не проникали в сердце… И наоборот, иной раз все существо твое задрожит, затрепещет от двух-трех прочитанных слов, особенно в храме. “И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади (впереди Его был стол, вокруг которого “возлежали” гости, — митр. Вениамин) v ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром” (Лк. 7, 37—38). Какое сердце грешника не стало бы рядом с этой счастливой женщиной (и не назвал ее Господь блудницей, а “сия женщина”, почтенное имя (7, 44)… И сколько в мире слез пролито за 2000 лет над нею и с нею…

http://pravmir.ru/chitat-evangelie-nuzhn...

· царствовать: И седьмой ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков ( Откр.11:15 ); · прославиться во святых Своих: Он придет прославиться, во святых Своих, и явится дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству ( 2Фес.1:10 ); · разрушить смерть: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть ( 1Кор.15:25–26 ). Второе пришествие Иисуса Христа должно быть ожидаемо как близкое: Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши; потому что пришествие Господне приближается ( Иак.5:8 ). Блаженны готовые ко второму пришествию Иисуса Христа: Блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те ( Лк.12:37–38 ). Библейские тексты о суде страшном Суд страшный предсказан пророками: Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей ( Пс.95:13 ). Огненная река выходила и проходила пред Ним, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги ( Дан.7:10 ). Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела: идите, спуститесь, ибо точило полно, и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона и дает глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей, и будет Иерусалим святынею, и не буду уже иноплеменники проходить чрез него ( Иоиль.3:13–17 ). Страшный суд возвещен Иисусом Христом: Тогда придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам Его ( Мф.16:27 ). Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе: так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий; не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин.5:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О славе же и благодати Единородного богословы и свидетели говорят, что она созерцалась не как сравнимая со славою прочих, но как всецело превосходнейшая и превосходящая несравнимыми преимуществами, имеющая не умеренную, как бы другой кто давал, благодать, но как в совершенном совершенную и истинную, то есть не привзошедшую, ни отвне, как бы в качестве приложения, приобретенную, но существенно присущую и как плод Оте- —148— ческого свойства, по природе перешедшего на рожденного от Него Сына. Если же угодно кому исследовать это изречение посредством более обширных рассуждений, то пусть рассмотрит сам по себе те чудные дела, кои совершены как каждым из святых, так и Спасителем нашим Христом, – и он найдет столь большое между ними различие, о каком мы уже ранее говорили. А кроме того и такое. Те суть как слуги верные в доме, а Он как Сын в доме ( Евр.3:6 ) Его (Слав.: своем). О Единородном божественное писание говорит: благословен грядый во имя Господне ( Пс.117:26 ), а о святых Бог и Отец (говорит): и послах к вам вся рабы моя пророки ( Иер.7:25 ). Они получали силу свыше, а Он как Господь сил говорит: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте ( Ин.10:37–38 ). Посему, если из самых дел Единородный оказывается таким же по силе, каков и Отец, то соответственно сему Он должен возвеличиваться равномерною славою, как Совершитель равных дел. И, явившись и во плоти, Он конечно превзойдет призванных к братству на столько, на сколько Бог по природе превосходит людей, и насколько истинный сын превышает сынов по усыновлению. Поскольку же у блаженного Луки написано: Иисус же преуспевал в премудрости и благодати ( Лк.2:52 ), то должно заметить здесь, что Духоносец сказал, что исполнь благодати имеет славу Сын. 2427 Как же поэтому может преуспевать то, что полно, или какое вообще может допускать приложение то, за —149— пределами чего нет ничего? Посему не как о Слове-Боге говорится о преуспении Его, но потому, что, вызывая все большее и большее удивление к Себе, Оно чрез Свои дела являлось благодатнейшим у взиравших, причем преуспевало, как можно бы вернее сказать, состояние удивлявшихся, а не Само Совершенное в отношении к благодати, как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" От века престол Твой у готован: Ты от века существуешь» ( Пс.92:2 ). Пророк называет че­ловеческую природу Христа не только благолепием и силой, но и пре­столом, как говорит о ней и другой пророк: «и утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию» ( Ис.16:5 ). И псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит: «и престол его, как солнце, предо Мною» ( Пс.88:37 ). Итак, таинство воплощения Господа уготовано было «у готован от века», т.е. от на­чала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его. Потому-то пророк и говорит: «существуешь», как бы говоря как: воплотившийся ныне «Ты от века существуешь», создавши от века человека, как Тебе было благоугодно. »Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои» ( Пс.92:3 ). Под реками разумей действия Духа Св., потому что Христос говорит: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ), а Евангелист, изъясняя эти слова, сказал: «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ). Эти-то дары Духа воз­двигли, т.е. возвысили свои голоса, потому что они проявились по всей земле как ниспосланные с небесных высот. Они воздвигли голос свой чрез уста пророков, пророчествовавших в прежние времена. «Поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь» ( Пс.92:4 ). Посредством каких орудий? Несомненно, чрез апостолов, так как пророк, упомянул здесь о будущем времени, когда дары Духа возвысились чрез апо­столов и особенно возвысили свои «волны». Под «волнами» можешь разуметь или глубины, как перевел Симмах, или уничижение, как переведено в пятом и шестом издании, и разу­мей или глубины мысленных рек, т.е. сокровенные таинства да­ров Духа, или уничижение, в каком остается у многих слава Св. Духа, которая, оставаясь для многих неизвестною, возвышается и про­является чрез апостолов. От гласов вод… Недостает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

7) Роза прежде бывает сжата, и как бы скрыта, а потом расширяется: благочестивый человек заключает себя в границах смирения и терпения. Таков был Давид, кой сам о себе говорит; аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих ( Пс.37:14 ), или: онемех и смирихся, и умолчах ( Пс.38:3 ). 8) Роза услаждает обоняние запахом, зрение цветом, осязание лёгкостью и нежностью: в добродетельном человеке находятся все сии совершенства. Добрые дела его испускают благоухание по оному: славен бывает во вратех муж ея ( Притч.31:23 ), все добрые, увидев его, радуются. В обращениях кроток и смирен и всем сладок, каковым учит быть Апостол: кротость ваша разумна да будет всем человеком ( Флп.4:5 ). Не так поступил Навал с Давидом ( 1Цар.25 ). Он ему в нужде не восхотел подать помощи, по сему и от Давида хотел быть наказан, а от Бога наказан совершенно. § II Роза – подобие премудрости Христовой. Роза есть царица цветов: a премудрость – царица добродетелей. Роза есть благовонная; премудрости благовоние разливается проповеданием слова. Роза благовонием своим умерщвляет некоторых насекомых: Небесная премудрость духом устен убивает нечестиваго ( Ис.11:4 ); ибо она не всем приятна бывает по Павловым словам: овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот ( 2Кор.2:16 ). Константин Кесарь, в книге о землепашестве, дабы описать удивительную сладость розы, говорит, что она рождается из Божественного нектара прелиянного с небес. Сие мы можем сказать о Небесной премудрости и познании, то есть, что они рождены от Божественного нектара проповедания Иисуса Христа. Ибо Сей нам возвестил о том, о чём мы не знали: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда ( Ин.1:18 ). Из сего Божественного источника проистекло познание Бога спасительное, оная премудрость, юже никтоже от князей века сего разуме ( 1Кор.2:8 ). § III Розе подобно покаяние. Ибо: α) как терние защищает розу, так покаяние другие добродетели питает, и сохраняет благочестие; почему кающийся взирая на терние, коим Христос увенчан был, распинает плоть свою со страстьми и похотьми. β) Розою в древности увенчивались мученики. Сие означает то, что они искуплены Кровию Христовою, и что сами не ужасались пролить кровь свою за имя Господа Иисуса; но готовы на раны с радостью идяху: и тии победиша его (диавола) кровию Агнчею и словом свидетелства своего, и не возлюбиша душ своих даже до смерти ( Откр.12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010