Для принятия судебного решения нужны были свидетели — лица, обладающие точными сведениями о поступках обвиняемого, для вынесения судебного решения, оправдывающего или осуждающего подсудимого. Этот весьма простой способ совершения судебных дел известен с глубокой древности. Без свидетелей судебное решение невозможно. Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17, 6). Спаситель говорит иудеям: «А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно» (Ин. 8, 17). Так как показания свидетелей определяли судьбу человека (его жизнь или смерть), Моисеев закон требовал безукоризненной правдивости. «Не произноси, — говорит 9-я заповедь Десятисловия, — ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20, 16). Еврейское судопроизводство предусматривало полную тождественность показаний свидетелей. Во время суда над Иисусом Христом было допущено два нарушения судопроизводства, касающихся свидетельских показаний. Не было испытания свидетелей: каждого судьи должны были допросить отдельно от других свидетелей и показания их тщательно исследовать. Закон требовал пригласить и свидетелей-защитников. Это требование выполнено не было. На суде над Иисусом Христом старейшины и члены синедриона привлекали многих для свидетельства, но их показания оказывались юридически несостоятельными. В Святом Евангелии они названы «лжесвидетелями» (Мф. 26, 60–61; Мк. 14, 55–56). Должно напомнить, что, согласно закону, лжесвидетель подвергался тому наказанию, которое ожидало оговариваемого им подсудимого. Печально, но верно: члены синедриона в ту ночь суда над ненавидимым ими Учителем забыли эту элементарную юридическую норму древнееврейского права. Ни один лжесвидетель суду не подвергся. Последними были приглашены мнимые свидетели, которые вспомнили слова Спасителя: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.

http://pravoslavie.ru/2998.html

—60— щена, в конечном итоге, вся православная святоотеческая аскетическая литература. Здесь же возможно коснуться лишь некоторых аспектов этой основной задачи всякого христианина (по заповеди, переданной апостолом Павлом: «Воля Божия есть освящение ваше» ( 1Фес.4:3 )). Прежде всего, источником освящения, источником обожения для каждого может быть только Церковь , являющаяся Телом Христовым, с Которым соединяются все причащающиеся в Евхаристии верные. Св. Ириней Лионский говорит, что именно в Теле Христовом мы находим доступ к источнику Святого Духа 113 , поэтому, чтобы стяжать благодать Духа, необходимо быть соединенным с Телом Христа. Как во Христе Иисусе Божественная и человеческая природы сопребывают «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», так и в Его Церкви, и именно поэтому «врата ада не одолеют Ее» ( Мф.16:18 ); Она, Святая Церковь , по выражению св. Иринея, может именоваться «сыном Бога». Сохранение Церковью всей полноты Божества в Себе уже не зависит от нашего своеволия; по собственному произволу каждый может лишь отпасть от Церкви, Она же останется непоколебимой и, пока мы живы, всегда готовой воссоединить нас с Богом, в случае нашего покаяния. В Церковь человека приводит вера, как привела она на Фавор уверовавших в Божество Учителя избранных апостолов. Да и сами слова Спасителя об основании Им Церкви и Ее несокрушимости прозвучали сразу вслед за Петровым исповеданием Его Христом и Сыном Божиим ( Мф.16:16–18 ). Возводя же затем учеников на Фавор, Господь как бы открывает нам, что и мы сподобимся лицезрения Его сияния, а, следовательно, и сами преобразимся, если уверуем в Него так, как это исповедал апостол Петр. Для православных вопроса о преимущественном значении веры или дел для личного спасения, ставшего предметом известных межконфессиональных споров, как богословской проблемы не существует. На вопрос народа: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» – Спаситель отвечает: «Вот дело Божие, чтобы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:28–29 ). Но чтобы не возникло выхолощенного понимания веры, Господь указывает: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин.5:44 ). Таким образом, вера встречает в человеке препятствие – пораженность души страстями, греховную искаженность человека, и прежде всего его воли. Евангелист Иоанн пишет об иудейском народе: «Поэтому не могли они веровать, что, как еще сказал

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все уклонились, сделались равно непотребными: нет делающего добро, нет ни одного» 55 . Сознававшие свое бессилие против греха, скорбели о том, ожидая спасения от обещанного Мессии – Иисуса. Весь Ветхий Завет был лишь «тенью будущих благ» и «детоводителем ко Христу», «Ходатаю Нового Завета», – говорит апостол Павел ( Евр.10:1 и 12:24). Так «обетованная земля» (Палестина) се её необычайно богатою природою 56 была лишь «тенью» будущего царства Божия на обновленной земле ( Откр.21 и 22). А имя вождя, введшего народ Еврейский в обетованную землю, Иисус Навин 57 , – знаменует будущего «Вождя спасения», Иисуса Христа, «приводящего многих сынов во славу» ( Евр.2:10 ; Мф.2:1–6 ), – «Пастыря доброго, положившего жизнь Свою за овец» ( Ин.10:11 ). Народ Еврейский, идя пустынею, возроптал раз против Бога. В наказание Господь послал на него ядовитых змей, которые жалили народ, и умерло множество народа.... И пришел народ к Моисею и сказал: «Согрешили мы, что говорили против Господа, помолись Господу, чтобы удалил от нас змеев». И помолился Моисей. И сказал Господь Моисею: «Сделай себе медного змея и выставь его на знамени... и ужаленный, взглянув на него, останется жив» ( Чис.21:5–9 ). Это был опять прообраз Христа, вознесенного на крест в искупительную жертву за грехи наши, как на это указал Сам Господь в беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змию 58 в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). В ветхом Завете, по закону Моисееву, согрешивший, чтобы избегнуть наказания Божия за грех , а именно смерти, должен был принести в жертву за себя животное «без порока» внешнего, – овцу, тельца или ягненка, причем возлагал руку на голову жертвы, что означало, что грех с головы виновного человека переносился на голову невинного животного, которое затем и умерщвлялось 59 . Таким образом, за виновного человека умирало невинное животное. И вот Предтеча Иисуса, Иоанн Креститель, указывая на Него народу, возгласил: «Се, Агнец Божий, который берет на Себя грех Мира» 60 , – то есть грехи всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; 2 Оно было в начале у Бога; 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1-3). Столь четко и быстро (это еще только 50–60-е годы I века) кристаллизующееся учение о божественности и предвечности («перворожденности») Христа имеет внушительные ветхозаветные корни. Самая близкая параллель — персонифицированная Премудрость в ветхозаветных книгах Премудрости : Она есть отблеск Вечного Света, и Чистое Зеркало Действия Божия, и Образ Благости Его (Прем. 7, 26). Она трудилась с Богом, утверждая вещи, будучи созданной Богом от начала: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Притч. 3, 19). Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (Притч. 8, 22). Прежде века от Начала Он произвел меня — и я не скончаюсь вовеки (Сир. 24, 10). Обязательно вернемся к этой теме при разборе Ин. (см. § 45. 4), а пока возвратимся к тексту послания. Апостол перечисляет престолы, господства, начала, власти... (ср. Еф. 1, 21; 6, 12). Имеются в виду ангельские чины, чье существование Павел совсем не ставит под сомнение. Более того, как раз на этой Павловой санкции утверждается христианское учение об ангелах (ангельских чинах). Лжеучители же, наверняка, приписывали ангелам, небесным силам управление и владычество над всем миром, отводя лишь какую-то определенную роль и Христу. Напомним, что ангелология была развита и в иудаизме, который все острее и острее осознавал святость (трансцендентность) Бога и вместе с тем жажду Его присутствия (см. выше). Последнее и было одной из самых острых и важных антиномий Ветхого Завета . Павел принимает язык такой ангелологии (связанной как с гностицизмом, так и с иудейством), но при этом утверждает, что все разновидности ангелов и небесных сил, как и весь тварный мир, созданы Христом, как образом (ei)kw/n) Бога невидимого. «Надо обратить внимание и на захватывающую смелость языка: «Все в Нем состоит... через Него вновь примирить все для Него». Это язык богословской концепции, вознесенный на уровень преклонения и хвалы» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Хочешь знать, что сказанное относится к нам? Животные, взятые для жребия, не являются нечистыми и не чужды жертвенникам Божиим, они чистые и их обычно приносят в жертву; и знай, что эти образы не вне веры, а в вере; ибо козел – животное чистое и освященное жертвенниками Божьими. Так и ты освящаешься благодатью крещения на алтаре Божьем и становишься чистым животным. Но если не исполнишь заповедь Господа, сказавшего: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ), и, соделавшись чистым, снова осквернишься нечистотой греха и обратишься от добродетели к страсти и от невинности к нечистоте, то, хотя и был чистым животным, своим пороком предашь себя жребию козла отпущения и пустыни. 5 . Возможно и другое толкование: под человеком подготовленным и чистым, который отсылает «козла, на которого вышел жребий для отпущения, в пустыню» (ср. Лев.16:21,10 ), – тому, который отводит его, словно бы он прикоснулся к чему-то нечистому, сказано, что к вечеру он «должен вымыть одежды свои» (ср. Лев.16:26 ) и очиститься, – понимается Сам Господь наш и Спаситель в том, что является нашей природой, то есть воспринятом одеянии нашей плоти и крови, и Он омоет его «к вечеру»; вот почему пророк прежде об этом сказал: «И увидел я Иисуса, великого иерея, одетого в запятнанные одежды, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах.3:1,3 ). Потому Он и «моет в вине» – то есть в крови Своей – «одежду Свою» и к вечеру очищается. И, возможно, поэтому, когда после Воскресения Мария хотела припасть к ногам Его, Он сказал: «Не прикасайся ко Мне» ( Ин.20:17 ). Хочешь увидеть и другой образ этих двух жребиев? Вспомни двух «злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» (ср. Лк.23:33 ) от Его креста, и посмотри на того, кто исповедал Господа, соделавшись жребием Его, и без промедления был взят в рай, тогда как другой, злословивший Его (ср. Лк.23:39–43 ), стал жребием козла отпущения и отведен в пустыню преисподней. Однако и Тот, о Ком сказано, что, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ср. Кол.2:15 ), исполнил в Себе жребий козла отпущения и словно бы отослал его «с подготовленным человеком в пустыню». Наконец, и Господь в Евангелии говорит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» ( Мф.12:43 ). Так, под «подготовленным человеком» можно понимать и Спасителя нашего, Который жребием Господа соделал Свою Церковь и освятил Божественный алтарь; жребием же козла отпущения сделал противные силы, «мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных» (ср. Еф.6:12 ), и, по словам Апостола, «властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ср. Кол.2:15 ). «Привел 60 ». Куда привел, если не «в пустыню», «в землю непроходимую»?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мф.17:3 ). Также Господь обличает саддукеев, которые, как иеговисты, отрицают бессмертие души: не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:31–32 ). И добавляет: Итак, вы весьма заблуждаетесь ( Мк.12:26–27 ). Ту же самую истину подтверждает и повествование о богаче и Лазаре, воскрешение дочери Иаира, воскрешение Лазаря (о котором притом Господь сказал, что он спит). Также слова Иисуса на кресте: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). В своем же издании Священного Писания иеговисты переставили знак препинания после слова «сегодня», так что получилось следующее: «истинно говорю тебе сегодня, будешь со Мною когда-нибудь в раю» вместо правильного: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Но если Господь хотел сказать: «тебе говорю сегодня», то Он бы использовал слово «ныне», как Он это сделал в других случаях (см. Ин.9:41; 14:29 ). Во время распятия Господа многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Стефан, когда был побиваем камнями, почил ( Деян.7:60 ). И в других случаях Священное Писание называет смерть сном ( Ин.11:11–13 ; 1Кор.7:39; 15:51–52 ) 62 . Вспомните апостольское чтение на погребение: мы же предупредим (т.е. «не опередим».– Пер.) усопших 63 ( 1Фес.4:15 ). Господь, умирая на кресте, возопил: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Также и первомученик Стефан 64 . К тому же душа Господа сходила в ад: [И там Господь ею, т. е. душой] находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет.3:19 ) и мертвым было благовествуемо ( 1Пет.4:6 ), но не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела истления, как пророчествовал Давид ( Деян.2:31 ). Также Слово Божие нас удостоверяет, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Поэтому Павел желает отойти ко Господу ( Флп.1:21–23 ). К тому же известно, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

60 . Ты читаешь, что совершил Отец, совершил Дух, но убедись, что совершил и Сын Божий, в словах Соломона: Премудрость построила себе дом ( Притч. 9:1 ). Может ли быть творением Святой Дух, если Он совершил тайну воплощения Господа, что превыше всякого творения? 61 . Мы уже показали раньше 44 , что Святой Дух – Творец нашего внешнего человека по плоти. Теперь мы должны подобрать свидетельства, что Он также наш Творец по таинству благодати. Творит Отец, творит и Сын, творит и Дух, по слову Павла: И сие Божий дар: не от [наших] дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела ( Еф. 2:8–10 ). 7 62 . Следовательно, Отец творит на добрые дела, творит и Сын, как написано: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:12–13 ). 63 . Возрождаемся мы Духом по благодати, о чем свидетельствует Сам Господь: Рожденное от плоти есть плоть, ибо рождено от плоти, а рожденное от Духа есть дух, ибо Бог есть Дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа ( Ин. 3:6–8 ). 64 . Очевидно, что Святой Дух есть также Творец и рождения духовного, поскольку мы сотворены по Богу 45 , чтобы стать сынами Бога 46 . Неужели мы, принятые Святым Духом в Его Царство и усыновленные в святом рождении, продолжаем отрицать Его достоинство? Он сделал нас наследниками 47 небесного рода, а мы, приняв наследство, отвергли Самого Дарителя? Нельзя принимать дар и порочить благодетеля. Нет ни дара без дарителя, ни дарителя без дара. Если ты просишь благодати, то веришь в ее дарование, но если ты отрицаешь Дарителя, то не можешь надеяться на благодать. Отвергший Христа мгновенно теряет и имя Христово. Если ни во что не ставят Благодетеля, как оценят Его дары? Зачем мы сами лишаем себя даров? Зачем ослабляем нашу надежду? Для чего отвергаем достоинство? Почему отрицаем Утешителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

56 . Никогда от сложения мipa не происходило такого чуда, что Бог вверил людям собственную власть отпущения грехов. Это дар, превосходящий силу творить чудеса. А если даровал Он большее, как тогда не дарует и меньшего? Даровал Он то и другое. В каноне Апостолам 30 июня читается: «Вам бо дана есть благодать исцеления и грехов прощения». Господь дал им все. 57 . Дал им все. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю… Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Ин.14:13,14 ). И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ). Просите, и дано будет вам ( Мф.7:7 ). Это [вам] не слова человека ненадежного и не обещания некоего смертного, которого смерть в одно мгновение разлучит с землей, лишив силы все его обещания. Это слова Самого Надежного, обетования Бессмертного, вечно Живого. 58 . Господь дал им все это и еще больше. Ибо сказал им: Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас ( Мф.17:20 ). Эти слова своего Господа подтверждает апостол Павел собственным, личным знанием и уверенностью, говоря: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ). Этим определена позиция христианства, то есть нового человечества, в отношении этого мipa. 59 . Если великий апостол утверждает, что для него всё возможно в Иисусе Христе, то, значит, возможна для него и власть над природой, над болезнями и демонами. На острове Мелит его укусила в руку ядовитая змея, но апостол не потерпел от этого никакого вреда. Островитяне при виде этого посчитали Павла Богом. Впрочем, так это и было: Павел был малым богом, богом по благодати и усыновлению. А в Псалтири написано и святыми Христовыми устами повторено: Бози есте, и сынове Вышняго вси ( Пс.81:6 ; Ин.10:34 ). А о власти святого Павла и прочих Апостолов над недугами и бесами читай примеры в Деяниях Святых Апостолов. 60 . Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (в серб., букв.: да явятся сыны Божии. – Пер.) ( Рим.8:19 ). Вся природа воздыхает в рабстве вследствие отпадения человека от Бога. И ждет явления настоящих людей, сынов Божиих, чтобы покориться им так, как повиновалась она безгрешному Адаму. – Не насильно, а добровольно. Сейчас природа безвольно, уступая гнету, покоряется язычникам и безбожникам, считая их своими господами, пусть даже и злыми. Культура нисколько не лечит и не умаляет людской грубости и эгоизма. А зачастую даже взращивает их. И именно таковые [люди] в наши дни, [ничуть] не стесняясь, больше всего твердят о борьбе с природой и о ее эксплуатации. Ведь с утратой в себе страха Божия теряется и стыд. Отсюда и безбожное понятие «эксплуатация природы» – перенесено и на людей, на угнетение человека человеком. Однако вся природа с упованием чает явления сынов Божиих. И она их дождалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не случайно Синедрион не расспрашивает Христа о Его замыслах и не интересуется Его политической программой. Даже вопрос о нарушении субботнего закона суд оставляет вне рассмотрения. Были заготовлены лжесвидетели, чтобы дать показания о Нем как о террористе, планирующем разрушить Храм (Мф. 26,60-61; ср. Ин. 2,19). Но они не понадобились. Христос Сам на суде сказал то исповедание, которое и прежде более всего смущало Израиль. Первосвященник задал вопрос о самом главном: «Ты ли Христос, сын Благословенного?». «Иисус сказал: Я… Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство. Как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» (Мк. 14,61-64). Отвечал Христос по-еврейски. Он отвечает не местоимением («Я»), как пишет русский текст; Его ответ содержит в себе глагол: «Я есмь». Но эта формула в Библии более чем обычная грамматическая форма, сопрягающая личное местоимение с глаголом «быть» первого лица единственного числа. «Я есмь» – это и есть «Ягве», священнейшее имя Божие 1571 . В Септуагинте оно переведено Ego eimi o on (Исх. 3,14). В греческом тексте Евангелия ответ Христа звучит Ego eimi. Первосвященник, который сам в своем вопросе не дерзнул лишний раз упомянуть имя Бога, заменив «Сын Божий» на «сын Благословенного», теперь, слыша священное Имя, раздирает свои одежды. Он делает то, что и полагалось ему делать по закону при слышании Богохульства. Дознание кончилось. Больше никаких доказательств Синедриону не нужно. Основание для смертного приговора Синедрион имел в ветхозаветном законе: «И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец станет хулить имя, предан будет смерти» (Лев. 24,16). Богохульством было сочтено то, что Иисус произнес Имя Божие, которое сам первосвященник мог произнести лишь раз в год. И Он не просто произнес его – Он приложил это Имя к Себе. Те же слова мы слышим из уст Христа в Гефсимании – и видим столь же выразительную реакцию. Почему храмовая стража, пришедшая арестовывать Иисуса, в шоке отступила от Него на шаг и упала ниц перед арестантом? Евангелист нам поясняет вполне ясно: «И когда сказал им: „Это Я“ (Ego eimi), они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18,6). Очевидно, и здесь было произнесено священное Имя. То, что было сказано Моисею в купине неопалимой, ныне говорится предателю и стражникам во тьме Гефсиманской ночи. Нужны ли еще доказательства, что Иисуса судили не за то, чему Он «учил», а за то, Кем Он был!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Посему и говорит в Псалме ( Пс.31:7 ): Радость моя, избавь меня от окружающих меня. И опять: Искупил меня Господи, Боже истины ( Пс.30:6 ). И умножить [или: умножу] их, как и прежде они были многочисленны, так что исполнится обещанное Аврааму: Умножу его и благословлю его, и будет благословен, так что будет отцем многих народов ( Быт.17:16 ). А под сынами Авраама мы должны разуметь не тех, о которых Господь говорит: если бы вы были дети Авраама, делали бы дела отца вашего ( Ин.8:39 ), но тех, о которых говорит Апостол: Те, которые от веры, суть дети Авраама ( Гал.3:7 ). Об этом умножении таинственными словами свидетельствует Исаия, говоря: Малый обратится в тысячи и меньший – в великий народ ( Ис.60:22 ). А умножение и благословение детей мы должны понимать не в плотском значении, ибо в противном случае Илия, Елисей, Иеремия и Иоанн Креститель, больше Которого не было среди рожденных женами ( Мф.11:11 ), лишены этого благословения; мы должны разуметь то благословение, через которое призывается к вере множество народов. Наконец, следуют слова: Рассею их среди народов и издалека будут воспоминать о Мне. Рассеяны между народами те, которые услышали слова: Идя учите все народы ( Мф.28:19 ), и в другом месте: Не вы Меня избрали, но Я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и плод ваш пребудет во век ( Ин.15:16 ). И когда Апостолы будут рассеяны среди народов, тогда отдаленнейшие народы и племена будут воспоминать о Мне согласно известному о сем пророческому слову: Воспомянут и обратятся ко Господу все пределы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена (familiae) народов. Ибо царство принадлежит Господу, и Он будет господствовать над народами ( Пс.21:28–29 ). А слова: Издалека воспомянут о Мне подобны следующим словам: Далеко находящиеся, воспоминайте о Господе, и Иерусалим да будет на сердце вашем ( Иер.51:50 ). Далеко было все множество народов, но вспомянуло о Боге, потому что мы все происходим от одного родоначальника. И когда апостолы были рассеяны среди всех народов, далеко живущие народы вспомянут о Боге, будут жить с сынами своими, так что те, которые прежде умирали в неверии начнут жить верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010