Но, утверждая это, надо быть очень внимательными, чтобы не поддаться искушению и не предположить, что эта пища – причастие только к деланию Христа. Тенденция изолировать дела Божьи в истории, рассматривать их как единственную почву, на которой человек встречает Бога (через «дела» воспринимают также и Слово Божье), весьма опасна, и, когда речь идет об Евхаристии, может ввести в заблуждение. Новый Завет ясно утверждает, что жизнь Бога, данная в Евхаристии, – это не только то, что Бог делает и говорит во Христе, но это сама его личность во всей присущей ей полноте. Именно поэтому Христос хочет, чтобы Евхаристия была не только воспоминанием о «Его делах и Его учении», но и о Нем самом. «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его, имеющий Сына [Божия] имеет жизнь» ( 1Ин.5:11–12 ). Поскольку на самом деле речь идет именно о самой жизни Бога ( 1Ин.1:2 ), мы, всячески уклоняясь давать ей какое-либо определение, тем не менее никогда не должны забывать, что именно к ее определению относится дерзновенное выражение апостола Петра: мы – причастники «Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ). Во-вторых, Евхаристия – это пища жизни именно в том виде, в котором она появляется в Евангелии, то есть в виде хлеба и вина. Когда Господь произносит слова «Сие есть тело Мое... сия есть кровь Моя...», Он указывает на хлеб и вино таким образом, что при этом не остается никакого сомнения в реализме этих слов, И когда Он утверждает, что «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие...» ( Ин.6:53–55 ), Он использует настолько реальные образы, что этим даже вызывает замечание учеников: «Какие странные слова! Кто может это слушать» ( Ин.6:60 )? Библейское свидетельство об этом идет вплоть до пророчества о том, что реализм этих слов на протяжении веков породит множество соблазнов – и все-таки, несмотря на все это, оно в полной мере – без каких-либо ограничений – сохраняет этот реализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Не только сейчас, но и во время земной жизни Спасителя многие люди не хотели понять этих слов и не принимали их. Евангелие так передает неприятие слов Иисуса Христа теми людьми, которые ранее были Его учениками: Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? …С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин. 6, 60, 66 ). Накануне ареста Спаситель совершил со Своими учениками последний на земле праздник ветхозаветной пасхи – Тайную Вечерю. На ней Иисус Христос мистически соединил жизнь Своих учеников со Своей жизнью: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26-28 ). Это было сказано ясно и прямо! Притчами в это время Господь уже не говорил. Апостолы Христовы буквально, а не аллегорически понимали слова своего Божественного Учителя. Так святой апостол Павел говорит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщения Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1 Кор. 10, 16-17 ). Причащаться чему-либо – значит участвовать в этом, присоединяться к этому. В Причащении, или иначе, в Евхаристии, происходит таинственное соединение христианина со Христом. Человек приобщается жизни и личности Воскресшего Христа, а Спаситель приобщается, входит в жизнь Своего ученика. Через приобщение к жизни Воскресшего Господа христианин приобщается к жизни и других христиан, соединяющихся в Таинстве Евхаристии с Богочеловеком. Созидается органическое единство, мистический организм Церкви. Святые апостолы называют Церковь Телом Христовым. Мы – члены, органы этого Тела, а Христос – его Глава, или по-русски Голова. Сам Иисус Христос уподобляет Церковь дереву – виноградной лозе: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают ( Ин.15:5-6 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Теперь применим этот принцип к нашей ситуации. Какая реакция была у учеников Христа, когда Он им сказал о Своей Плоти и Крови? «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?» Они поняли Его слова как нельзя прямо и, естественно, не могли вместить этого. Но Христос не только не говорит им, что Он не то имел в виду и говорил символически или образно, а ставит вопрос еще острее, говоря, что это не могут вместить неверующие, а только те, кому дано от Отца (Ин. 6:61-65). Окончательная реакция учеников была такова: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (66 ст.). Христос же не только не стал их удерживать, но еще и оставшихся спросил: «Не хотите ли и вы отойти?». Как тогда те ученики не могли принять Христово учение о Причастии, так и сейчас многие (прежде всего протестанты) этого не могут принять. Ведь если бы Христос говорил символически, то такая реакция учеников была бы просто невозможна. Ведь когда Христос говорил символически о том, что Он есть дверь, виноградная лоза, путь - это не вызывало никаких подобных реакций, и никто не бросал из-за этого следовать за Христом. Да и Христос не сказал бы, что это непросто и не все могут понять это, а только те, кому дано от Отца. Ведь если Он имел в виду символ, то что здесь можно не понимать? Такая ситуация вообще не могла бы развернуться, тем более, с такой серьезностью. Подумайте над этим! И то, что мы сейчас тоже не принимаем этих слов, соблазняемся этим и часто просто высмеиваем идею пресуществления, говорит как раз о нашей принадлежности к той группе отошедших учеников. Когда я исповедал перед нашими двумя пасторами свою веру в пресуществление - каждый высказал свою реакцию. Один сказал, что я закончу Семеновкой 101 , другой же назвал это «каннибализмом каким-то». Как это страшно! Ведь сказать, что это сумасшедшая идея, каннибализм и «кто может это слушать» (Ин. 6:60) - по смыслу одно и то же. Хотя в словах учеников Христа присутствует лишь признание того, что они абсолютно этого не понимают и не способны вместить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Будете есть Плоть Мою, и пить Кровь Мою …, многие сомневались: Какие странные слова! Кто может это слушать? ( Ин.6:60 ). И Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин.6:66 ). То есть этого они вместить не могли. Священник Менно Симонс, стоя с чашей и произнося слова: «Сие есть Тело Мое, и Сия есть Кровь Моя…», усомнился: «Как этот хлеб и это вино может быть Телом и Кровью Спасителя?» Со временем червь сомнения все больше точил его, и через десять лет он порвал с Церковью, став основателем одного из протестантских движений. Как Земля вращается вокруг своей оси, так и Таинство Евхаристии – самая суть христианской веры. Здесь проверяется, остаемся ли мы с Господом или отходим от Него. Таинство Венчания Казалось бы, при чем здесь Христос? Есть жених, есть невеста, люди полюбили друг друга и решили жить вместе, создать семью и растить детей. Может быть, дело в том, что Христос благословляет нашу совместную жизнь? Согласны ли мы с таким пониманием? Церковь подходит к этому вопросу гораздо глубже. Апостол Павел пишет: Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31 ). С одной стороны – человек, который оставит отца и мать и прилепится к жене, с другой стороны – Христос и Церковь. Церковь всегда исповедовала брак как Таинство. Брак принимается ею как таинственное соединение двоих в одну плоть и сопоставляется с Христом и Церковью. Католики говорят так: Таинство Брака совершают муж и жена, а Церковь освящает это Таинство священнической молитвой. Православные считают, что Таинство Брака совершает священник. Православная Церковь отвергает невенчанный брак, приравнивая его к блуду. Апостол Павел говорит, что верующая жена может жить с неверующим мужем и наоборот. Впрочем, случалось и так, что некоторые священники советовали таким людям разводиться: «Ты живешь в блуде! Выбирай – или Христос, или муж!» – и разваливали семьи. Однако и невенчанный брак обязательно должен был быть законным. Сейчас часто можно услышать: «Зачем регистрация? Это же формальность!» Но власть, по слову апостола Павла, есть не формальность, а Божие установление ( Рим.13:2 ). И в этом смысле языческий брак тоже представляет собой Таинство. В этом браке рождаются такие же дети.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

В Таинстве Причащения христианин под видом хлеба и вина принимает истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Евангелие рассказывает о том, что это таинство учредил Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечери перед Своим Распятием. Человек в этом таинстве соединяется с Самим Богом и получает залог вечной жизни. Христос говорил об этом так: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек " . (Ин.6:53-58) Учение Христа о таинстве Своих Тела и Крови было настолько необычно и удивительно, что даже некоторые ученики говорили: " какие странные слова! кто может это слушать? " (Ин.6:60) Смысл Причащения состоит в том, что, таинственно соединяясь с в этом таинстве с Христом, человек постепенно обоживается, уподобляется Богу. Большинство из нас, наверное, слышали библейские слова, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Но не все знают, что после грехопадения Адама, человек совершенно утратил подобие Божие, а образ Божий в себе разрушил и омрачил. Образ Божий состоит в наличии у человека безсмертного духа, ума и воли. Как сломанная и запачканная икона не годна к богослужебному употреблению, так и омраченный образ Божий в нашей душе (т.е. развращенный ум, омертвелый дух и воля, склонная ко злу) не годен для служения Богу. Через регулярное Причащение душа постепенно исцеляется, образ Божий восстанавливает свои первозданные черты, и человек вновь понемногу приобретает богоподобие, т. е. святость. В наше время, разумеется, находятся такие скептики, которым непонятен смысл христианской обрядовости вообще. Они предпочитают говорить и думать, будто для веры им достаточно " иметь Бога в душе " , а ходить в Церковь и участвовать в таинствах это им непонятно и лишне. Такие люди, к сожалению, забывают, что человек существо духовно-телесное и сочетает в себе эти две природы, как внешнюю и внутреннюю. Эти природы нельзя разделить в живом человеке. Если человек кого-то или что-то любит в душе, то неизбежно он проявляет эту любовь и внешне. Представьте себе, что невеста перед свадьбой заявила бы жениху: " Милый, я люблю тебя но в душе. Внешним же проявлениям этой любви я не придаю никакого значения. Поэтому я не буду кушать с тобой за одним столом, разделять с тобой ложе, да и вообще останусь жить у мамы. Но ты знай, что моя любовь к тебе в моей душе безгранична " . Будет ли такой брак настоящим?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/285/...

Какой тропарь праздника? С вышних призирая, убогия приемля, посети ны, озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве. Молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость. Русский перевод Всемилостивый Владыка, призирающий с неба (на землю) и приемлющий убогих (душою), приди к нам, пораженным грехами. По молитвам Богородицы дай великую милость душам нашим. Какое евангелие? О суде И. Христа у Пилата и о распятии Его на кресте. Ин.19:6–11,13–20,25–28,30–35 . Зач. 60 Что особенно поучительного в истории праздника? То, что если св. крест служат орудием победы над видимыми врагами, то тем более – над невидимыми, т. е. злыми духами. Какие особенности сего праздника? В этот праздник бывает на утрени поклонение кресту и после литургии крестный ход на воду для ее освящения. Поклонение кресту, т. е. в конце утрени изнесение его из алтаря на средину храма для поклонения и целования, бывает для того, чтобы воздать почтение св. кресту. Крестный же ход на воду бывает в воспоминание крестного хода в войске при царях Андрее и Мануиле 6 . 6-го августа, праздник Преображения Господня Скажите о празднике Преображения, 6-го августа. И. Христос нередко проповедовал, что Он должен пострадать и умереть и что Его последователи, для сохранения веры в Него и для спасения душ своих, должны также быть готовы претерпеть всё: и лишения, и мучения, и даже самую смерть. Это могло устрашить учеников Христовых и удалить их от Него, так как они ожидали прославления Христова и вместе своего собственного на земле. И вот незадолго до своих страданий И. Христос восхотел преобразиться, т. е. открыть некоторым из ученииков своих славу свою, как Бога, чтобы они, во время страданий и смерти Его, не соблазнились и не оскудели в вере, но уразумели Его вольное страдание и то, что Он воистину Сын Божий и потому хотя умрет, но и воскреснет, и еще – открыть то, как будет хорошо верующим в Него в царстве Его на небе. Для сего, взяв учеников Петра, Иакова и Иоанна, Господь взошел на гору Фавор помолиться. Во время молитвы лице Его просияло, как солнце, одежда сделалась бела, как снег, и явились Моисей и Илия и беседовали с Ним о страданиях, которые надлежало Ему претерпеть в Иерусалиме. Апостолы в это время были отягчены сном; пробудились и почувствовали так хорошо на горе, что ап. Петр воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три палатки; одну Тебе, одну Моисею и одну Илии.» Не успел апостол кончить сих слов, как явилось облако и осенило их, и из облака послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Услышав голос, ученики сильно испугались и в страхе попадали на землю. И. Христос прикоснулся к ним и сказал: «встаньте, не бойтесь!» Они встали, но уже никого не было видно, кроме одного И. Христа и в обыкновенном виде. И. Христос запретил им рассказывать о своем преображении, пока не воскреснет из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

10. О таинстве Покаяния Прообразом таинства Покаяния были ветхозаветные священнодействия: жертва за грех и всесожжения, а также обряд с «козлом отпущения». Читай об этом Лев.16 . Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также жертвы за грехи, предображали Христа, Который будет прощать грехи и понесет грехи всех людей. Господь (мало того, что знает грехи всех) еще требует личного сознания человека в грехе и раскаяния: Господь взывает к Адаму после его грехопадения: Адам, где ты? ( Быт.3:9 ). Призыв к покаянию Каина: «сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию: ( 1Пет.3:18–21 , ср. 2Пет.2:5 ). Призыв Ионы к ниневитянам: ( Ион.3 , ср. Мф.12:41 ). Исповедание и прощение грехов в Ветхом Завете священно: «если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой... и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» ( Лев.16 ). Проповедь покаяния Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» ( Мф.3:2–8 ). Проповедь Христова о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Отец отдал суд Сыну: «Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну...» ( Ин.5:22 ). Христос Сам сначала прощал на земле людям грехи: «Иисус говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Сын Божий отдал часть суда и священникам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это дунул» ( Ин.20:21–23 ), (Златоуст о священстве III, 5, стр. 60). Господь обещал даровать Апостолам и их преемникам право прощать грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). После Своего Воскресения Господь даровал право прощения грехов Апостолам я их преемникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

А после воскресения Спаситель еще сказав апостолам: «приимите Духа Святого: кому вы простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.30:22–23 ). Следовательно, для того, чтобы получить христианину прощение грехов, их необходимо исповедовать. Священнику передана власть от апостолов отпускать (прощать) грехи; ли не отпускать (держать) в таинстве покаяния. Приступающий к этому таинству сначала говеет, т. е. постится в течение нескольких дней, посещает церковные службы, сокрушается в своих грехах и молится о прощении их; потом приходит к священнику и перед святым Крестом и Евангелием исповедуется или рассказывает все грехи свои. Таинство покаяния действительно только тогда, когда мы исповедуем все грехи наши с полным сердечным раскаянием к желанием исправить свою жизнь. После этого кающийся преклоняет свою голову; священник возлагает на него епитрахиль, читает молитву и прощает ему грехи от лица Самого Иисуса Христа, делая над ним крестное знамение. Священник, прощающий грехи, называется духовником или духовным отцом этого человека. Причащение Таинство Причащения Спаситель установил, как мы уже знаем, во время последней Своей вечери с учениками (Тайная вечеря, § 121). Еще до этого Господь сказал апостолам: «хлеб сходней с небес, таков, что ядущий его не умрет, Я хлеб живой, сшедший с небес; ядушй хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий Мою Плоть и пьющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущй Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» ( Ин.6:60–66 ). В таинстве Причащения христианин вкушает под видом хлеба и вина, истинное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, через что получает очищение от грехов, укрепляется в доброй жизни и тесно соединяется со Христом. Тело и Кровь Христовы, достойно принятые, служат залогом будущего воскресения в вечную жизнь с Иисусом Христом. Верующие причащаются во время литургии в храме; больным же святые Дары приносятся на дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

«(Семя, упавшее в терние, это те, которые) … наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14). Не привязывайся к наслаждениям Чем больше в лодке течь, тем труднее плыть. Чем сильнее сердце привязывается к наслаждениям, тем меньше оно понимает смысл жизни. 58. «…Будете искать Меня, и не найдете…» (Ин. 7:34). Поиски Чем дальше зайдешь, тем сильнее заблудишься, Чем больше будешь спрашивать, тем меньше узнаешь, Чем больше будешь искать, тем больше запутаешься, Чем скорее вернешься, тем больше найдешь. 59. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.» (Ин. 10:10). Два земельных участка Один человек купил себе участок, оказалось – земля плохая. Продал его, купил другой, оказалось – воды нет. Продал и этот участок, купил новый: земля туда-сюда, но очень уж плохая вода. Расстроился человек и забросил землю. Другой человек купил себе каменистый участок, – никто брать не хотел, и было на нем немного воды. Стал он каждый день понемногу выбирать камни, пока все не выбрал. Расчистил родник – воды стало хватать с избытком. Посадил виноград – и сам теперь ест и других угощает. 60. «Облако и мрак окрест Его…» (Пс. 96:2). Персветлый мрак Посмотришь издали – Оно кажется более-менее понятным, Подойдешь поближе – понимаешь Его с трудом, Станешь рядом – вообще ничего не ясно, Войдешь внутрь – и сказать нечего… А Оно живет и живет. 61. «…Не дам сна очам моим и веждам моим - дремания, доколе не найду места Господу…» (131:4). Хорошо найти Хорошо в этом мире найти свой дом, Хорошо в этом доме найти свою комнату, Хорошо в этой комнате найти самого себя, Хорошо в самом себе найти Того, кто все это создал. 62. «…Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца…» (2Кор. 4:6). Дурные мысли и сердце Жить с дурными мыслями в сердце – это словно идти в знойный день по раскаленной дороге, умирая от жажды. Прогнать дурные мысли из сердца молитвой – это словно после знойного пути обрести прибежище в тени густого дерева и обнаружить там родник с чистой и свежей водой.

http://isihazm.ru/?id=133

26:31 сл. пар. и ст. 56 с пар.), в котором участвовал даже новый Ахитофел ( Ин. 13:18  сл. Псал. 40:10 ), – прежде бывший ученик и Апостол, а, следовательно, так же друг Христов – Иуда-предатель? – Кто не видит Того, Который на великой степени страданий Своих взывал, наконец, с креста даже к Богу – Отцу Своему: Боже мой, Боже мой! вскую мя еси оставил? (Мф. 27:46 и пар. сл. Псал. 21:2 )? – Того, Которого, на самой вершине страданий и уничижения Его, иудеи, проходя злословили, кивая головами своими подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь говорили: других спасал, а Самого Себя не можешь спасти. Если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него, уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его (Мф. 27:39,41–44 сл. 40 и пар. срав. Псал. 21:7–9 и 2 Самуила 16:5–6,13)? Того, Который однако же в величайшей любви Своей к роду человеческому вообще и к своим сродникам по плоти чадам земного Иерусалима (срав. Мф. 23:37 и пар.) в частности, подобно, как и затем так же безвинно пострадавший по примеру и заповеди (срав. Луки 6:27–28 и пар.) Его и за Него другой праведник – Стефан как бы в ответ на эти горькие насмешки и поругания над Ним и мучения Его, лишь взывал к Небесному отцу Своему: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят ( Луки 23:34  сл. Деян. 7:60 )? Того, Который, наконец, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, произнес: жажду. При кресте стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку, и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И преклонив главу, предал дух ( Ин. 19:28–30 ). Изрек: совершилось! Как бы показывая, что еще только этого не доставало, да сбудется все Писание о Его страдании и вообще уничижении, – этого недоставало, чтобы в Нем осуществился вполне идеал начертанного в псалмах и (конкретно хотя и не совершенно) в Давиде как образе (τπος) ветхозаветного страждущего Праведника – Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010