Однако апостол утверждает, что Христос воскрес славою Отца не потому, что Ему будто бы недостаёт крепости, ибо Он Сам – Господь сил, но потому, что отнесение превышающего природу человека свойства к славе высочайшей природы является обыкновением как у Самого Христа, так и у Его последователей. Поэтому даже если скажут, что Бог Отец совершил что-то, мы не отстраняем Сына от Его (Отца), направленного на все действия, ведь если всёвозникло через Него( Ин.1, 3 ), как можно сомневаться в том, что Отец действовал через Сына и при воскресении Его святого тела? Да и Сын, показывая, что Сам Он действует, говорил иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин.2, 19 ). Так заметь же, как Он обещает Сам воздвигнуть собственный храм, хотя говорится, что воскресил Бог Отец, ведь поскольку Сам Сын является животворящей силой Бога Отца, постольку Он оживотворял собственный храм. (6, 5) Ибо если мы стали сродными 59 подобию смерти Егои т.д. (V, B) Божественный Павел говорит, что тем, которые погребены со Христом, следует ожидать, что они и воскреснут с ним, а сродныеможет означать что-то вроде «сообразные и тождественные по виду» 60 в умопостигаемом смысле. Однако необходимо обратить внимание вот на что: Еммануил положил за нас Свою душу и умер по плоти. Каким же тогда образом мы, крестившись, погреблись с Ним? Неужели претерпев с Ним смерть плоти? Вовсе нет. Давайте тогда уже скажем, каким образом мы стали сродными подобию смерти Его.Дело в том, что Христос умер по плоти, чтобы избавить мир от греха, мы же умираем не по плоти (можно ли?), но для греха( Рим.6, 2 ), как написано. То есть, мы делаем грех бездейственным и бессильным тем, что умерщвляем земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание( Кол.3, 5 ). Итак, мы стали сроднымиуже не только смерти Христа по плоти, но даже подобию смерти Его.А этим подобием можно считать то, что Он умер за грех, притом не за Свой собственный, вовсе нет, ибо Бог непорочен и крайне далёк от возможности погрешать, но, как я сказал, за грех мира, ибо что Он умер, то умер однажды для греха( Рим.6, 10 ). Итак, мы стали сродными подобию смерти Его.Но мы непременно будемсродными и тождественными по виду также подобию воскресенияЕго, ведь мы будем жить во Христе и вернётся к жизни плоть, но будем жить и иным образом, посвятив Ему собственные души и преображаясь в силу освящения также к славному жительству в Святом Духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Объясн. Под блудницей, упоминаемой в 17 главе Откр., сделавши общий вывод из толковников, должно разуметь церковь неверную, или особенное греховное состояние части человечества в последние времена, когда будет действовать антихрист, изображаемый в этой же главе, как равно и в 13-й, под образом зверя. Эта часть человечества не обнаружит тогда истинной веры в Бога и должного исполнения Его святого закона, будет отличаться совершенным неверием в Бога, как и предсказал Спаситель: Лк.18:8 ; члены такой церкви будут людьми в высшей степени плотскими, чувственными. Ничего подобного отнести к Православной Церкви, как делают еретики, отнюдь нельзя. Да и можно ли приравнивать таинство святого Причащения к упоминаемой в 17 главе чаше, когда это таинство установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом: Лк.22:19–20 ; сравн. Евр.10:29 . Против плотского представления о Причащении Ин.6:63 . «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». Объясн. Если это место сопоставить с предшествующими ст.58–60, то ясно будет, что словами: «плоть не пользует ни мало» Господь осудил плотское представление относительно Причащения Тела и Крови Его. Здесь высказывается та истина, что плотским разумением люди никогда не поймут того, каким образом Господь (в хлебе и вине) преподаёт им для вкушения Свою Плоть и Кровь: Ин.6:52–55 . Нельзя на основании этих слов отвергать необходимости и телесного упражнения в молитве: 1Кор.6:20 ; Мф.28:9 ; Лк.22:41 . Ос.9:2 . «Гумно и точило не будет питать их и надежда на виноградный сок обманет их». Объясн. Пророк Осия, обличая евреев: ст.1–9 в идолопоклонстве, во 2-м стихе говорит о том, что их за грехи постигнет голод, так что у евреев не будет ни хлеба, ни вина за их жертвоприношения идолам. К христианскому же Причащению означенные слова пророка не имеют никакого отношения, а потому только по крайнему невежеству можно приводить подобные возражения. О приготовлении ко святому Причащению 1Кор.11:27:29–30 . «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Я много раз ездил в детский приют Hogar Rafael Ayau в Гватемале и проводил там много времени с монахинями, затем в 2003 г. больше месяца прожил в Иверском монастыре на Афоне . Монашеский постриг я принял 14 октября 2003 г. После этого я остался приходским священником, но часто ездил в монастыри и старался, насколько возможно, жить по монастырским правилам, хотя чувствовал, что получается у меня неважно. В 2006 г. меня перевели служить в церковь святого Григория Нисского в Сифорде, штат Нью-Йорк. Я думал, что останусь там до выхода на пенсию, после чего смогу продолжить служение в Гватемале. Но у Бога в который раз были обо мне другие планы. Фото: Orthodox Church in America Священный Синод епископов православной церкви в Америке выдвинул и избрал меня епископом Чикаго и Среднего запада. Я был избран 16 ноября 2010 г., и возведен в сан 30 апреля 2011 г. Почему я до сих пор здесь – в Православной церкви? Думаю, лучшим ответом будет диалог Господа с апостолом Петром в шестой главе Евангелия от Иоанна. Иисус говорил: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин, 6: 53). Многие из его учеников тогда отошли и от Него и перестали за Ним следовать, сказав: «какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин, 6:60). Тогда Иисус спросил апостолов, не хотят ли они тоже уйти, и Петр ответил: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго». Православная церковь – это Церковь Нового Завета, это вера Апостолов и святых отцов! Зачем мне идти куда-то еще, если я знаю, что в Православной Церкви — вся полнота истины и что она верна учению Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мне в жизни было послано много хорошего, и хотя в этом падшем мире я пережил потерю и трагедию, я знаю, что Господь дает мне силы и пребывает во мне через Таинство Евхаристии . Я надеюсь на жизнь вечную за пределами падшего мира. Не важно, какой крест мы несем в этой жизни, не важно, какие трагедии нам приходится переживать, не важно, какие падения случаются с людьми, потому что Господь остается нам верен!

http://pravmir.ru/pochemu-ya-ne-ushel-iz...

Глава 1 Христианство обрело свою постоянную духовную форму на Тайной Вечери , и можно сказать, что христианство — это Тайная Вечерь. Все христианство — в этом окружении учениками своего Учителя за бессмертной трапезой Таинства: “Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь”. Он — в центре, предающий Себя на распятие и уже предваряющий это распятие в том, что именно тут, за этим столом Вечери, Он отдает Свое Тело и Кровь на непостижимое, сверхъестественное питание верующих: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое”. Узкий путь, на который повел за Собою Христос человечество после этой ночи, так явно превышает естественные склонности греховного человечества, что начало пути необходимо открылось сверхъестественным укреплением. Но оно же стоит и как цель и завершение: “Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем” (Лк. 22, 30). Приобщение к Божественному миру, вхождение через преодоление естества в свою, человеческую, но уже преображенную и обожествленную Вечную жизнь, есть путь и цель христианства. И реальность этого вхождения еще здесь, на земле, в иной, уже не только земной мир, действительность второго рождения человека всегда пугала людей. “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?.. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него... Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?” (Ин. 6, 56, 60, 66, 67) Тут испытание веры и любви, а не только веры, и испытание не только апостолов, но и всех нас. “Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти?” Это поразительно, что он так именно начал свой ответ и что это именно так для нас записано. Он мог бы сказать что-нибудь совсем благополучное, например: “Мы не так, как те, маловерные, мы все понимаем”. Он как бы так начал свой ответ: “Да, конечно, и в нас есть сомнение, но, Господи! В нашей любви к Тебе сомнения нет”. [Затем] Петр сказал: “Ты имеешь глаголы вечной жизни” (Ин. 6, 68). Может быть, именно от этого евангельского места возникло у Достоевского его исповедание веры, такое, по существу, богословски неграмотное и такое всесильное для многих людей: “Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иоанна, один Иуда Искариот ( Ин.12:4 ). Это должно понимать так, что некоторые из учеников выразили неудовольствие на излишнюю, как им казалось, трату дорогой благовонной масти, особенно же выразил свое негодование сребролюбец Иуда, и выразил не потому, как замечает еванг. Иоанн, чтобы заботился о нищих, но потому что был тать. Он имел денежный ящик и носил, что туда ему опускали ( Ин.12:6 ) и, вероятно, похищал оттуда, и из денег за миро он мог бы похитить немало. Можно думать и так, что неудовольствие на поступок жены первый высказал Иуда, а ученики Господа, по своей простоте, приняли его суждение за чистую истину и сами высказали свои мысли. Негодовали или, лучше, роптали вместе некоторым образом и на Самого Иисуса Христа, Который позволил женщине сделать такую трату мира, а Самому принять помазание. „Откуда родилась в учениках мысль относительно поступка жены? Как они могли согласиться с мнением сребролюбца Иуды? вопрошает св. Златоуст, и отвечает: они видели, как Учитель их не терпел роскоши и как высоко ставил дела милосердия и сострадания. Милости хочу, а не жертвы ( Мф.12:7 ), высказал Он однажды; они слышали, как Он порицал Иудеев за то, что те оставляли важнейшее–суд, милость и веру, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом таким образом: если Он не принимает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее примет помазание миром“. Более нежели за триста динариев. Динарий–монета около 20 коп.; 300 динариев – около 60 руб.,–сумма значительная. Мк.14:6 . Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Мк.14:7 . Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Мк.14:8 . Она сделала, что могла; предварила помазать тело Мое к погребению. Поступок женщины происходил от ее благоговения к Иисусу Христу, теплой веры и сокрушенного сердца, почему Господь и допустил сделать оный. Между тем, женщина не могла не смущаться, когда увидела негодование и ропот учеников Христовых относительно своего поступка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Всегда ли существовал инфантилизм? Сразу же возникает вопрос: так что же, инфантилизм – это болезнь ХХ и последующих веков? А до ХХ века не было инфантильных личностей? Тут же услужливый Интернет выдаст нам множество ответов на этот вопрос, большинство из которых подтвердят такое предположение, а кто-то пойдет дальше и свяжет инфантилизм с особенностями политической системы государства. Например, можно встретить такое суждение, что авторитарные государства являются чуть ли не рассадниками инфантильных субъектов. Так ли это? Постараемся найти самостоятельный ответ на этот вопрос, без подсказок всезнающей сети. Вспомним примеры. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 66). А почему отошли? Вот и ответ: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6: 60). Или богатый юноша: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19: 22). Или пять дев, не взявшие с собой запасное масло. Или раб, зарывший талант. А умерщвление Иоанна Крестителя царем Иродом, не сумевшим сделать выбор между нарушением пьяной клятвы и убийством Пророка? Не похожи ли все эти примеры на ту самую незрелость, на тот самый инфантилизм? Можно заглянуть и не так далеко. В начале ХХ века К. Юнг описывал свое время как «безмерно разросшийся и раздувшийся детский сад». Возможно, кому-то эти примеры и покажутся неубедительными, но все же против подобных аргументов трудно спорить – сами примеры говорят о том, что даже во времена Иисуса было достаточно инфантильных людей, одно всеобщее дружное «распни» чего стоит… Кто инфантильнее: мужчины или женщины? Кто же инфантильнее? Как заманчиво быстро найти ответ на этот вопрос, а главное, как это легко – ведь так много примеров… «Лежит на диване и ничего не делает, семью не обеспечивает, карьеру не строит, все надо делать самой…» Знакомые слова? А продолжение – «…я сама кручусь, я и дома, и на работе все должна успевать, и коня на скаку, и в горящую избу…» И как-то сам появляется ответ – кто же инфантильнее… Но если вдуматься с учетом уже сказанного, таким ли очевидным становится ответ?

http://pravoslavie.ru/97096.html

Брак должен быть неразрывен 1Кор.7:10 . «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем». Объясн. Здесь подтверждается неразрывность брачного союза, охраняемого евангельским законом, повелением Самого Господа: Мф.5:32:19:6 . Только люди, отступившие от веры, чрез лицемерие лжесловесников отрицают этот законный брак: 1Тим.4:1–3 . 1Кор.7:29 . «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие». Объясн. Говоря о браке, апостол различает свой личный совет и положительное повеление Господа о браке: 1Кор.7:6–7:12, 20 . Положительная заповедь Господня о браке такова: жене не разводиться с мужем: ст.10–11; сущность же личного совета апостола по вопросу о браке изложена во 2 ст. этой же главы или – Рим.7:2 . О повиновении жены мужу Еф.5:24 . «Но, как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём». Объясн. Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера: Кол.3:18–19 . О семейных отношениях Мф.8:21–22 . «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мной и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов». Объясн. Здесь не говорится против добрых семейных отношений. Сам Господь заботился о Своей Матери: Ин.19:26–27 ; то же заповедали и апостолы: 1Тим.5:8 ; воспрещается привязанность к близким неумеренная, большая, чем к Богу: Лк.9:60–62 ; Мф.10:37 . Лк.9:61–62 . «Ещё другой сказал: я пойду за Тобой, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». Объясн. Только ради высшего (апостольского) призвания можно оставлять заботу об отце, о погребении его, но не всякому бывает такое призвание: Рим.10:15 ; 1Кор.12:29 ; зато всякому говорится: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного»: 1Тим.5:8 ; Спаситель и на Кресте проявил заботу о Матери Своей: Ин.19:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но тот же ап.Павел вовсе не призывает христиан отлучать себя от Тела и Крови Господних, причащаясь реже. Напротив, в том же Первом послании Коринфянам он пишет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей». Не сказано: недостойный пусть не ест и не пьёт, но – да испытывает себя, и затем – да приступает. Христианин – это тот, кто исполняет волю Божию. Это человек, послушный Христу. И если первым людям была дана заповедь «не вкушай», а они вкусили, и грех этот оказался настолько велик, что через него произошли глобальные изменения в первозданном мире (не только человек стал смертен, но и «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» [ Рим.8:22 ]), то нам, христианам, новому народу Божию, дана заповедь иная. Евангелист Иоанн приводит очень точные и неожиданные для многих слова Иисуса: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Услышав эти слова, люди стали спорить между собою, недоумевая: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Но Иисус снова повторил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:51–55 ). Даже многие из учеников Иисуса так и не смогли вместить в себя услышанное и ушли от Него со словами: «Какие странные слова! кто может это слушать?» Тогда, пишет Иоанн, Иисус сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?» ( Ин.6:60–67 ). Заповедь о Причастии настолько важна, что если не принимаешь её, не можешь «вместить», то лучше отойти и не выдавать себя за ученика Христова. Итак, первые люди вкусили, когда им говорили «не вкушайте». Теперь христиане часто не вкушают, когда их приглашают: «Примите, ядите. пийте от нея вси», «Со страхом Божиим и верою приступите». И не приступают, и не идут, оправдывая это чаще всего «неподготовленностью». Но не является ли такое поведение христиан грехом, подобным греху прародителей?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Праздник Кущей указывал на время благодатной свободы. «Народ мой, говорил Господь устами пророка Исаии, будет обитать в кущах мира, в жилищах безопаснейших, в местах покоя ненарушимого ( Ис.32:18 ). Аз Господь Бог твой, изведох тя из земли египетской: еще вселю тя в кущах, якоже во дни праздника». Слова: еще вселю тя в кущах, якоже во дни праздника ( Ос.12:9 ), ясно прообразовали дальнейшую свободу, которую сыны Израиля могли найти в недре новозаветной Церкви. Духовное значение дает празднику Кущей и пророк Захария (14:16–19). Многочисленный сонм торжествующего народа и обилие жертвоприношений, коими праздник Кущей отличался от прочих, выражали благодатное время, которое пророки многократно представляли богатым духовными жертвами, и в которое все народы от востока солнца и до запада потекут на поклонение Святому Израилеву ( Ис.60:6–14 . Иез.45:16–17 . Мал.1:11 ). Обряд почерпания и излияния воды в праздник Кущей прообразовал благодатные дары Св. Духа ( Ин.7:37–39 ). Этот обряд совершался и во время земной жизни И. Христа и, вероятно, подал случай к тому, что Спаситель, находясь во храме в последний день праздника Кущей, торжественно произнес: веру ли в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут води живи ( Ин.7:38 ). Праздник нового года Как седьмой день в неделе, так и первый седьмого месяца почитался священным у евреев. Число семь было у них очень знаменательно; оно напоминало о сотворении мира и свободе их от рабства египетского, которою они должны были пользоваться преимущественно в седьмой день, седьмой месяц, седьмой год и в седьмой из седьмых годов, или в 50-й. Так как первый день седьмого месяца церковного был началом года гражданского, то израильтяне в этот день имели сугубое торжество – и по случаю седьмого месяца, и по случаю нового года и новолуния. Всякое новолуние оглашаемо было звуком священных труб, а новолуние нового гражданского года оглашалось целый день. Оттого оно называется преимущественно праздником труб. «Скажи сынам Израилевым, говорил Господь Моисею, в месяц седьмой, в первый день месяца да будет вам покой, праздник трубного звука, священное собрание да будет у вас: никакой работы не работайте, и приносите жертву Господу» ( Лев.23:24–25 . Чис.29:1–6 ). В собрании совершаемы были жертвы, молитвы, чтение и толкование слова Божия ( Неем.8:1–8 ). Этот праздник израильтяне проводили с особенным веселием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

– Таким образом и посреди занятий ты будешь искать Царствия Божия, думать о Боге, прилепляться умом и сердцем к Богу. Впрочем, люби держать себя вдали от суетных дел мира сего, годных лишь на малое время, особенно люби избегать всех злых бесед с людьми мира сего, которые говорят только о суетном и своими словами развращают умы простых людей и разрушают обычаи их благие. Люби удаляться и избегать таких людей и всяких с ними дел, и найдешь тот собранный ум, которым наслаждались святые, созерцая вечные красоты. А для сего возлюби более всего читать или слушать слово Божие и непрестанно о нем помышлять: возлюби воздержную, беспопечительную жизнь, лишнего ничего для себя не приобретай, будь доволен тем, что Бог тебе дает при малом труде твоем. Если и заставит нужда что сделать, то руками делай, а ум свой не вдавай в заботы и попечения о жизни сей; будь всегда сердцем своим чужд всего земного. Если будешь так жить, – не приобретать и даже не желать ничего излишнего, сверх самого необходимого, тогда будешь свободен от всех земных пристрастий и печалей мира сего. В таком вот блаженном для души состоянии находились на земле все наследники Царства Небесного, из коих Давид, хотя и управлял целым царством израильского народа, однако ж мог говорить пред Богом (значит не ложно): как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. От всякого злого удерживаю ноги мои, чтоб хранить слово Твое. Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко ( Пс.118 ). Вот если кто приходит в такое устроение духовной жизни, тот никогда не скажет о самом возвышеннейшем завещании Господа нашего: жестоко есть слово сие ( Ин.6:60 ), как говорили многие безумные слушатели слов Христовых, но скорее воззовет: Господи! Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:67 ); и – так сладки мне слова Твои! Лучше меда устам моим ( Пс.118:10 ). Блажен, блажен, кто при этом еще может сказать и так же не солгать, как и Давид; да не возглаголют уста мои дел человеческих ( Пс.16:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010