Если, по почину блаженного Иеронима (Прот. Геловид. гл. XIII), многие католические ученые (Корнелий а-Ляпиде, Минь, Корнели и др.), протестантские (Баумгартен, Лянге) и некоторые русские (митр. М. Филарет, архиеп. Черниг. Филарет, проф. И. В. Чельцов , проф. М. Д. Муретов ) отожествляли Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым – Апостолом из числа 12-ти, то и новозаветные данные и свидетельства церковного предания говорят против этого отожествления. В Евангелии братья Господа по плоти – Иаков, Иосия, Симон и Иуда – ясно отличаются от апостолов или первых и ближайших учеников Господа, напр., в Ин.2:12 : «после сего пришел в Капернаум Сам, и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его». Если здесь и в некоторых других местах Евангелия ( Мф.12:48 ; Mk III:31 ; Лk VIII:19 ) братья Господни стоят в стороне от учеников или апостолов Господа, то в Ин.7:5 определенно говорится, что сначала братья Господни не веровали в Господа Иисуса Христа, следовательно, не могли быть в числе апостолов, – и это тем более примечательно, что евангелист Иоанн сделал это замечание о неверии братьев Господних почти непосредственно после упоминания о составившемся уже и существующем круге 12-ти апостолов ( Ин.6:70–71 ). Даже после воскресения Господа, когда братья Господа уверовали в Него, они все-таки отличаются от апостолов ( Дeяh I:13–14 ), хотя иногда и сопоставляются с ними ( 1Kop IX:5 ). И древнее церковное предание, при всей своей неясности относительно братьев Господних, все же в большинстве случаев подтверждает, что Иаков, брат Господень, есть лицо, отличное от Апостола Иакова Алфеева. Так, в «Апостольских Постановлениях» Иаков, брат Господень, ясно отличается от апостолов из 12-ти. «Мы двенадцать, говорится в Пост. Ап. VI:12, собравшись в Иерусалиме, явились Иакову, брату Господню», а ниже, VI:14, в качестве возвестивших кафолическое учение называются сначала апостолы лика 12-ти (в том числе и Апостол Иаков Алфеев), а затем присоединяются еще «Иаков, брат Господень и епископ Иерусалимский, и Павел, учитель языков». Климент Александрийский у Евсевия говорит: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя от Самого Господа предпочтены были (другим ученикам), однако по вознесении Спасителя не стали состязаться о слове, но Иерусалимским епископом избрали Иакова Праведного» (Церк. Ист. II:1). Сам Евсевий в I:12 своей Ц. Ист. причисляет Иакова, брата Господня, к 70 апостолам, а в VII:19 говорит, что Иаков, брат Христов, «первый получил епископство над Иерусалимскою церковью от Самого Спасителя и апостолов», чем, в том и другом случае, Иаков, брат Господень, определенно выделяется из круга 12-ти апостолов. Наконец, и в Четьи-Минее под 23 октября, Иаков, брат Господень, причисляется к 70-ти апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22, 47–48)      Темная, страшная фигура Иуды из Кариота — апостола, одного из двенадцати, предавшего своего Учителя,— издавна привлекает к себе повышенное и болезненное внимание. Многим почему-то хочется разгадать некую «загадку Иуды», истолковать его действия нестандартным образом, облагородить, возвысить, наконец, совершенно обелить эту личность — и тогда уж поставить ее в центр евангельских событий. Литературных вариаций на эту тему просто не счесть, и нет нужды на них останавливаться; но о роли Иуды, о его мотивах спорят и религиозные мыслители, и православные богословы. В некоторых работах начала ХХ века (русский Серебряный век и в культуре, и в богословии) можно прочитать об особой миссии, скрытно предусмотренной для этого ученика Христом, о том, что предательство Иуды и затем многовековое поношение его имени были необходимы для совершения Крестной Жертвы, т.е. являют собой ее неотъемлемую часть; также о том, что пресловутые сребреники на самом деле не имели для этого ученика большого значения; о том, наконец, что Иуда на самом деле «хотел как лучше», что его предательство было — не подлым расчетом, а трагической ошибкой… Главный довод подобного рода измышлений — то обстоятельство, что Иуда входил в число ближайших учеников Христа. Не мог же, дескать, Господь Сердцеведец ошибаться! Однако о невозможности оправдания действий предателя «исторической необходимостью Крестной Жертвы» Он говорит Сам: Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26, 24; Мк. 14, 21). И еще — Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол. По свидетельству апостола и евангелиста Иоанна (Ин. 6, 70), Спаситель произнес это задолго до самого Иудиного предательства, но Иуда тогда уже хотел предать Его (Ин. 6, 71). Сердцеведец не ошибался, Он знал, что в человеке (Ин. 2, 25). Тогда почему же Иуда оказался в числе избранных Им ближайших учеников?..

http://pravoslavie.ru/92931.html

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

А. К. Лявданский Сообщения письменных источников Согласно евангелистам, К. располагался на небольшом расстоянии от Вифсаиды и Хоразина . Евангелист Матфей сообщает, что К. лежал «в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Мф 4. 13). Из ВЗ известно, что просле раздела обетованной земли между израильтянами колено Неффалима поселилось на сев.-зап. берегу озера (Нав 19. 32-39), однако К. в этом рассказе не упоминается. Чудо исцеления расслабленного в Капернауме. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316–1321 гг. Чудо исцеления расслабленного в Капернауме. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316–1321 гг. К. и его окрестности стали центром проповеди Иисуса Христа в Галилее. В К. Иисус поселился после Его отвержения в Назарете (Мф 4. 13; К. назван Его городом - Мф 9. 1; ср.: Мк 2. 1). Именно из К. началась Его проповедь о Царстве Божием (Мф 4. 17), здесь Он совершил мн. чудеса (Мф 8. 5-22; 9. 1-34; Мк 1. 21-34; Лк 7. 1-10), и сюда Он возвращался после многочисленных путешествий. В К. Христос призвал 5 из 12 апостолов - Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея (Мф 4. 18-22; 9. 9); Христос много раз останавливался в доме ап. Петра (Мк 2. 1; 3. 20). В Евангелиях упоминается еще 3 дома в К., где Христос был во время Своего мессианского служения в Галилее: в доме Левия (Матфея) Алфеева Он возлежал со Своими учениками и с «многими мытарями и грешниками» (Мк 2. 14-17); упоминаются также дом начальника синагоги Иаира (Мк 5. 35-43) и дом рим. сотника (Мф 8. 14-15; Лк 7. 1-10). Вполне вероятно, что во время проповеди Иисус посещал в К. еще один дом - дом Его ближайших апостолов, Иакова и Иоанна Зеведеевых (Мф 4. 21-22; Мк 1. 19-20). В К. и его окрестностях Христос наставлял учеников и народ, рассказывая притчи, вел беседы (Мф 9. 10-17; 15. 1-20; Мк 2. 15-22; 9. 33-50; Лк 5. 30-39; 6. 17-49; Ин 6. 24-71) и совершил множество чудес: исцелил слугу сотника (Мф 8. 5-10; Лк 7. 1-10), тещу Петра (Мф 8. 14-15; Мк 1. 29-31; Лк 4. 38-39), расслабленного (Мф 9. 1-8; Мк 2. 2-12; Лк 5. 18-26), кровоточивую женщину (Мф 9. 20-22; Мк 5. 27-34; Лк 8. 43-48), сухорукого и др. больных (Мф 8. 16; 28-31; Лк 4. 40; Ин 4. 46-54), изгнал нечистого духа из одержимого (Мф 9. 32-33; Мк 1. 23-28, 32-34; Лк 4. 41), воскресил дочь начальника синагоги Иаира (Мф 9. 23-36; Мк 5. 35-43; Лк 8. 41-56). Некоторые из чудес Христос совершил в капернаумской синагоге (Мк 1. 23-28; 3. 1-5; Лк 4. 33-36).

http://pravenc.ru/text/Капернаум.html

  SPURIA. 37. Любовь по Богу — дело достойное Бога. 38. На слова: аще ты сын. 39. О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток. 40. На слова: «Помянул Бога и возвеселился». 41. О Рахили и о чадах. 42. Об Ироде и о младенцах. 43. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. 44. На слова: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » (Мф. 12:14). 45. О блуднице и фарисее. 46. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 47. На преображение Спасителя. 48. О ваиях. 49. Похвала святому Иоанну Богослову. 50. О святом Иоанне апостоле и евангелисте Богослове. 51. На Преображение. 52. О засухе. 53. О реке Иордане. 54. О фарисее и блуднице. Произнесено во святой и великий четверг. 55. О тридневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 56. На рождество Христово. 57. На слова: «Вошел Господь в храм в преполовение праздника» (Ин. 7:14), и о Мелхиседеке. В Преполовение. 58. На Преполовение. 59. О самарянке. В день Преполовения. 60. О жене грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Во святой и великий четверг. 61. На слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. 62. На притчу в евангелии Луки, в которой говорится: «Некоторый человек спускался из Иерихона в Иерусалим » (Лк. 10:30). 63. На рождение святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя. 64. На святое Богоявление. 65. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 66. О Закхее мытаре. 67. О сотнике. 68. На слова: «вышел сеятель сеять». 69. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне. 70. Слово о расслабленном в день Преполовения; и на слова: «не судите на лица » (Ин. 5:5; 7:24). 71. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: «человек некий имел два сына » (Лк. 15:11). 72. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере. 73. На притчу о несправедливом домоправителе и что нет ничего нашего (Лк. 16:1–9). 74. О посте. 75. О сыне вдовы. 76. Против иудеев о медном змее; и на слова: «дал Ему имя выше всякого имени » (Флп. 2:9) , а также: «как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою » (Евр. 6:13). Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к коринфянам БЕСЕДА 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Лит.: Чубинашвили Г. Н. Несколько образцов светской архитектуры// Он же. Несколько примеров (образцов) груз. светской архитектуры. Тифлис, 1923. С. 115-126 (на груз. яз.); он же. Архитектура Кахетии. Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 318-322, 411-416, 543-546; Путеводитель к выставке древнегруз. архитектуры. Тифлис, 1935. С. 19-20; Бардавелидзе В. Среди пшавов Иори//Энимки (Бюллетень)/Ин-т языка, истории и материальной культуры им. акад. Н. Я. Марра. Тбилиси, 1941. Вып. 11. С. 67-182 (на груз. яз.); Цицишвили И. История груз. архитектуры. Тбилиси, 1955. С. 48-49, 71, 80-81. Табл. 16 (на груз. яз.); Гомелаури И., Кения Р. Каталог проектов, обмеров и рисунков академика Н. П. Северова//Ars Georgica. Сер. В. Тбилиси, 1964. Т. 6. С. 157-222; Ростомашвили Ш. Удивительная Кветера//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1969. 3. С. 22-24 (на груз. яз.); Мусхелишвили Д. Основные вопросы исторической географии Грузии. Тбилиси, 1980. Т. 2. С. 100 (на груз. яз); Беридзе В. Грузинская архитектура переходного периода (с сер. VII в. до 2-й пол. X в.): IV Междунар. симпозиум по груз. искусству. Тбилиси, 1983. С. 20; Никель Г. Происхождение и развитие фигурных колонок и пристенных опор с сдвоенными колонками в груз. архитектуре развитого средневековья: IV Междунар. симпозиум по груз. искусству. Тбилиси, 1983; Вачнадзе Д. Дворец в Кветере//Дзеглис мегобари (Друзья памятников древности). Тбилиси, 1989. 2. С. 37-45 (на груз. яз.); Закарая П. Грузинские города-крепости, крепости, крепости-замки, крепостные стены, башни Грузии. Тбилиси, 2001. С. 90 (на груз. яз.); Мосулишвили И. Замок-комплекс Кветера//Департамент истории и охраны памятников культуры Грузии. Тбилиси, 2002/2003. Вып. 6/7. С. 140-163 (на груз. яз.); Кветера//Свод памятников истории и культуры Грузии. Тбилиси, 2004. Т. 2. С. 97-101 (на груз. яз.); Кветера//Духовные сокровища Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 136-137 (на груз. яз.); Миндорашвили Д. Археологический материал крепости Кветера. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.); Кветерская крепость//Памятники культурного наследия Грузии. Тбилиси, 2010. С. 199-201 (на груз. и англ. яз.); Реставрация архитектуры в Грузии: Историография, традиция, анализ опыта/Сост.: И. Элизбарашвили, М. Сурамелашвили и др. Тбилиси, 2012 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1684043.html

К XVI в. значение исследуемого жеста перестает осознаваться в искусстве, что можно видеть на картинах французских художников на античные сюжеты, например, на полотне Филиппа де Шампаня «Добрый пастырь» (XVII в.) и др. В знаменитых росписях потолка Сикстинской капеллы Микеланджело появляется новый жест, символизирующий отношения Бога и человека. Жест «χειρ π καρπω», «захват запястья», изначально связан с миром иным: так приводят души на суд в памятниках искусства Месопотамии и Древнего Египта. Он также означает переход из одного состояния в другое: от смерти — к жизни, от болезни - к здоровью; он присутствует на сценах спасения (маргинальные ситуации, связанные с переходом из опасного пространства). В отличие от образа «Сошествие во ад», где еще не происходит спасения человечества, он является центральным и смыслообразующим на иконе Воскресения (рис. 16, мозаика собора св. Марка в Венеции).  Loeschke, Walter. Der Griff ans Handgelenk.//Festschrift fur Peter Metz. Berlin, 1964. S. 46 -73. Sahlas, Demetrios J. M.D., M.Sc. Functional Neuroanatomy in the Pre-Hippocratic Era: Observations from the Iliad of Homer//Neurosurgery. The Official Journal of the Congress of Neurological Surgeons. Б/м. 2001, June. Volume 48. Issue 6. Pp. 1352-1357. Благодарю ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа доктора ист.н., В.К. Афанасьеву за консультацию. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник бежит, потому что наемник и нерадит об овцах» (Ин. 10: 11-13). Также упоминается в притче о заблудшей овце у Луки (Лк.15:3-7) и у Матфея (Мф.18:12-14). Grabar, A. Christian Iconography. A Study of its Origins. Princeton, 1961. P. 126. Loeschke W. Ibidem. S. 71. Anmerkung 10. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. Ст. 1341. Die Kunst der römischen Katakomben. Stützer Herbert A. Köln, 1983, S. 33 Αρχιμ. π. Σιλουανο Πεπονκη. ΤΑ ΧΟΡΙΚΑ ΣΤΗΝ ΖΩΓΡΑΦΙΚΗ ΤΩΝ ΕΙΚΟΝΩΝ.//Εκκλησιαστικ Παρεμβαση. 2004, Οκτβριος. Несмотря на описание, данное архим. Силуаном (Пэпонаки), символика танца в контексте изображения остается неясной; эта фреска еще требует изучения и комментария.

http://bogoslov.ru/article/656054

Глава шестая Мы не раз говорили о значении Евангелия от Иоанна, дополняющего и объединяющего сказания первых трех Евангелий, причем не выдвигаются на первое место многочисленные чудеса Господа, записанные (хотя тоже не все: ср. Ин. 21:25 ) тремя первыми Евангелистами, – но в особенности слова Господа и учение Его, раскрывающие нам тайну воплощения Бога-Слова. Так деяния Господа в Галилее все сжаты в немногих стихах второй и четвертой главы и в шестой главе. Но в шестой главе заключается, если можно так выразиться, сущность всех чудес Господа, – как целителя (ст. 2), – как даятеля благ (ст. 5–14), – как властителя над всеми силами мира (ст. 18–20). Но глава эта заключает в себе еще нечто высшее: она заключает в себе учение о хлебе жизни и хлебе с небеси (ст. 26–38); она раскрывает, Кто есть хлеб жизни вечной (35); она говорит о бесконечном милосердии Того, который «грядущего к Нему не изженет (ст. 37); об единстве Его со Отцом (38–40) и о великом таинстве вкушения плоти и крови Богочеловека, которые суть хлеб души (ст. 48–58). Глава шестая кончается сказанием об отпадении тех, которые не могли вместить этих глаголов (ст. 60–66) и завершается трогательным восклицанием Петра, исповедавшего от глубины души Господа Иисуса быти Христа. «Господи! к кому идем? глаголы живота вечного имаши»... «Ты еси Христос Сын Бога живого». Господи! повторяем мы с Петром, к кому пойдем, если Ты нас оставишь? Но ты сказал: грядущего ко Мне не изгоню! Но среди этого света веры, осиявшей Петра и других верных учеников, резко и мрачно выделяется несчастный, которого диавол наметил своей добычей, ибо он волею своею отдался ему (ст. 70–71). Ин.6:1 . По сих иде Иисус на он пол моря Галилеи Тивериадска: Евангелист Иоанн не говорит ничего о возвращении Господа из Иерусалима в Галилею, указывая только, что Господь «ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его» ( Uh. 7:I ). Так как он в 4 стихе настоящей 6 главы говорит, что приближалась Пасха 581 , то очевидно, что после исцеления расслабленного в купальне Вифезда и после обличения Иудеев, которые дошли до крайнего озлобления, Господь ушел из Иерусалима в Галилею и не был вовсе в Иерусалиме ни на вторую Пасху, ни даже до осеннего праздника кущей 582 , предшествовавшего третьей и последней Пасхе, т. е. месяцев семь, от конца Февраля (или начала Марта) до Сентября. Впрочем, так как мы не знаем времени исцеления больного в Вифезде, то мы и не можем наверное определить время пребывания Господа в Галилее, так как быть может исцеление совершено и осенью после первой Пасхи. Евангелист Иоанн не перечисляет всех событий, а только избирает из них те, которые подали повод к изложению важнейших истин учения Господа, и к таковым относится тот момент земной жизни Господа, когда Он излагает учение о хлебе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 22 1–13. Иуда у первосвященников и книжников. Приготовление пасхальной вечери. – 14–23. Установление Евхаристии и предсказание Христа об измене Иуды. – 24–30. Спор о первенстве. – 31–34. Предсказание об отречении апостола Петра. – 35–38. Слово о мече. – 39–53. Молитва на горе Елеон и взятие Христа воинами. – 54–71. Отречение апостола Петра и осуждение Христа. Лк.22:1 .  Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, Лк.22:2 .  и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Лк.22:3 .  Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, Лк.22:4 .  и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Лк.22:5 .  Они обрадовались и согласились дать ему денег; Лк.22:6 .  и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Лк.22:7 .  Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, Лк.22:8 .  и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Лк.22:9 .  Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Лк.22:10 .  Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, Лк.22:11 .  и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? Лк.22:12 .  И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Лк.22:13 .  Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. О путешествии Иуды к первосвященникам и книжникам евангелист Лука говорит согласно с Марком, опуская только историю помазания ( Мк.14:1–16 ; ср. Мф.26:1–16 ). «Праздник опресноков, называемый Пасхою» (стих 1). Евангелист Лука отожествляет оба названия, потому что в самом деле опресноки полагалось вкушать уже в день Пасхи. «Боялись народа» (стих 2; см. Лк.19:48, 21:38 ). «Вошел же сатана в Иуду» (стих 3). Трудно сказать, что здесь подразумевает евангелист: действительное ли вхождение сатаны или же только влияние его на душу Иуды. За первое предположение говорит то обстоятельство, что словом «входить» ( εσρχεσθαι) у Луки обозначается вхождение бесов в тела ( Лк.8:30, 32 и сл.; Лк.11:26 ), а за второе – то соображение, что Иуда ничем не показал того, что он одержим сатаной (ср. Ин.13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Г.Доре. Поцелуй Иуды В великой борьбе добра и зла, которая наполняет всю историю человечества, мы не ошибемся в выборе позиций, если будем внимательными к Слову Божию. Добро и зло проверяется в нашем отношении к Иисусу Христу – Спасителю мира. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12:30). Так было в годы земной жизни Господа нашего, так будет до скончания века. Иуда Искариот покинул Учителя, получив деньги от тех, кто замышлял убить Его. Он привел старейшин иудейских, толпу и римских воинов в масличный сад к востоку от Иерусалима, где был Иисус с учениками. Нравственный смысл поступка совершенно прозрачен. Самого факта этого было бы достаточно, чтобы увидеть глубину падения бывшего апостола. Однако мы имеем не только правдивый рассказ святых евангелистов, но оценку Иуды Искариота, данную Спасителем: впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф.26:24). Если Сам Иисус Христос, Который молился на Кресте за распинавших Его (Отче! прости им, ибо не знают, что делают; Лк.23:34), так сказал, можно представить всю тяжесть содеянного предателем. Надо думать, что Господь предвидел, что найдутся люди, которые будут оправдывать измену ученика и даже пытаться … поставить предателя выше тех, кто остался верен до конца Господу. Поэтому Господь еще раз говорит ученикам: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати (Ин.6:70-71). Предательство Иудой Учителя с разных точек зрения рассматривается в обширной литературе, начиная со святоотеческого периода. Первое, что необходимо понять в этом событии: в чем именно состояла услуга первосвященникам со стороны сребролюбивого ученика? В евангельском повествовании об этом сказано кратко: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мф.26,48). Возникает вопрос: помог ли Иуда опознать Иисуса Христа? Ведь Спаситель не был руководителем тайной общины; три с половиной года Он проповедовал и творил чудеса, в том числе и в Иерусалиме в присутствии вождей народа.

http://pravoslavie.ru/2239.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010