Аналогичная картина вырисовывается и в западной патристической традиции, где особый акцент делается на греховности человека. Поэтому, — архимандрит Сергий цитирует Тертуллиана, — “с тех пор как зло вошло в мир и как благость Божия была оскорблена, правосудие Его стало управлять Его благостию” 48 . Отсюда — “общее всем западным Отцам” обозначение человеческих дел как “заслуги” 49 . “Дела рассматриваются главным образом как некоторая ценность, дающая право на на­граду”. Но эти многочисленные проявления юридизма “необ­ходимо сопоставить с длинным рядом мыслей, которые тоже были постоянно на устах священных писателей и отцов Церкви и которые тем не менее прямо отрицают правовое жизнепонимание” 50 . Таким образом, проблема западного христианства не в том, что оно взяло на вооружение эту сотериологическую модель, а в том, что оно утратило иное, более высокое понимание спасения, которое было сохранено в Православии. В заключение следует отметить, как архимандрит Сергий намечает переход от субъективной сотериологии к объективной. Он обращает внимание на необычность Евангельских строк, согласно которым мы не потому входим в вечную жизнь, что воскреснем, а потому воскреснем, что здесь вошли в вечную жизнь. И это вхождение сопряжено с Евхаристией, о которой свидетельствовал Господь и Бог наш Иисус Христос. Раскрывая эту мысль, архимандрит Сергий пишет: “Жизнь вечная не обусловлена воскресением из мёртвых, она раньше него и как будто бы даже обусловливает его собою: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я (как будто бы в силу этого) воскрешу его в последний день (Ин 6:54)” 51 . Именно чёткая расстановка акцентов: Христос — Литургия — Церковь позволила митрополиту Сергию поставить во главу угла богослужебную и прежде всего евхаристическую жизнь в легально открытых в Советском Союзе приходах, пусть без проповеди, без открытого поминовения “в темницах сущих” узников и жертв гонений, без воскресных школ и церковной благотворительности, но всё же во всей полноте Таинств и обрядов Православия.

http://pravmir.ru/missionerskaya-ikonomi...

Андрей 29 октября 2018, 23:03 Пожалуй, не следует забывать и того, что у законопослушного гражданина РФ фактически отобрано право на самозащиту, даже статья такая есть " За превышение необходимой самообороны " . Кстати, преступник ведь всегда имеет преимущество атаки и оружия. Сможет ли государство гарантировать прибытие наряда полиции в любую точку своей территории так быстро, что бы человек не пострадал в противостоянии с безумцем или бандитом? Это ведь немыслимо даже по техническим причинам. Но только дайте честному человеку право носить и законно применять короткоствольное оружие и очень многие " герои " крепко позадумаются прежде чем идти на свои " подвиги " . Иулиания 29 октября 2018, 22:54 Спасибо за мнение. Уже не удивляюсь тому, что происходит. Каждый день езжу в московском метро и знаете... на людей жалко сегодня смотреть. Люди-зомби, утонувшие в гаджетах. Дальше будет только хуже. Это не пессимизм. Это личное наблюдение. Какой %в нашем обществе регулярно причащается?.. Господь что нам предельно ясно в Евангелии говорит? " Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот во Мне живет и Я в нем " (Ин. 6, 53,56). Какой наполненной жизнью могут жить дети живых мертвецов?.. Vitaliy 29 октября 2018, 22:52 Царствие Небесное всем ушедшим, но очень много странного в этой трагедии Анна 29 октября 2018, 22:48 Это очень пугающая тенденция, но я хочу обратить внимание на то, что курс основ православной культуры и светской этики (ОРКСЭ)в 4 классе нашей школы выбрали 90 процентов родителей (мои дети учатся и я знаю об этом достоверно). ЭТО О ПРАВОСЛАВИИ. Это в Москве. И это радует. Но корень проблемы это, конечно, семьи и воспитание в них. И еще хочу скаать, что у нас немало хороших семей, но выводы делаются по вопиющим ситуациям и кажется, что такой кошмар везде. Не везде. Пора начать с себя и своей семьи и ближайшего окружения. Анна 29 октября 2018, 22:35 Почитала комментарии и все винят систему,СМИ,секты,педагогов, в общем, всех и вся и никто не хочет начинать с себя и менять себя, никто не хочет признать, что мы все со своей псевдодуховно-христианской жизнью вызываем у молодого поколения отторжение от христианства и его ценностей. Только не обманывайте себя, что я не такой и в этом не виноват. Все мы причастны к тому, что происходит в обществе и с нас, кто ходит в церковь, молиться, Причащается, Господь спросит вдвойне за всю ту мерзость творящуюся в мире.

http://pravoslavie.ru/116830.html

Если Литургия созидает Тело Христово – Церковь Христову, то иконостас показывает Его в образах. Вопросы: 1. На какие части разделен православный храм? 2. Что символически изображает храм? 3. Что символически изображает алтарь? 4. Как располагаются ряды (чины) в классическом русском иконостасе? 5. Почему центральные двери в иконостасе называются царскими?   26. Алтарь Когда открываются царские врата алтаря, то есть двери посредине иконостаса, мы видим перед собой квадратный стол, который называется престолом (по-гречески – трапеза). В первые века христианства в подземных катакомбных церквях престолами служили гробницы мучеников. На престоле совершается важнейшее христианское богослужение – Божественная Литургия – освящение Святых Даров. Алтарь предназначен для совершения священнодействий. По православной традиции храмы строят так, что алтарь направлен на восток (на православном Западе в I тысячелетии храмы тоже строили алтарем на восток)17. Восток – сторона света, где восходит солнце и откуда свет приходит в наш земной мир. В духовном смысле Иисус Христос есть Восток свыше (см. Лк. 1, 78), Солнце правды (см. Мал. 4, 2), несущий в мир свет Вечной Жизни и Спасения. Великим постом на Литургии Преждеосвященных Даров священник благословляет молящихся словами: «Свет Христов просвещает всех». В устройстве храма восток символизирует Спасителя Иисуса Христа, Своим светом озаряющего мир. Престол – это сердце и духовный центр православного храма. Он имеет преемственную смысловую связь с тем столом, за которым совершалась Тайная Вечеря. Тогда Спаситель мира Господь наш Иисус Христос взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–29). Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). О таком избранном общении с Ним всех Своих истинных учеников Иисус Христос сказал: Я есмь хлеб жизни… хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 48, 50–51, 53–54).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Здесь нет противоположности, но лишь различие внешнего и внутреннего свершения, во взаимном их восполнении. Поэтому эсхатология синоптиков выражается в грозном обетовании пришествия Царя во славе со всеми св. ангелами для последнего Суда ( Мф. 25:31 ; Мр. 8:38 ). Напротив, эсхатология Иоанна, если только можно говорить о ней, выражается лишь в прощальном благовестил ученикам: «В доме Отца Моего много обителей, а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (14:2, 3). О пришествии же для всеобщего суда вообще ничего не говорится. О суде же самом говорится не раз, но совсем иначе, чем у синоптиков. С одной стороны, здесь прямо утверждается: «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Так возвещает Никодиму Христос, или же благовествует в связи с этой беседой сам евангелист: Ин. 3:17 ). И, по обычаю Четвертого Евангелия, эта же мысль буквально повторяется (хотя и в несколько ином контексте) в речи Христовой 12:47: «Я пришел не судить мир, но спасти мир». Правда, здесь имеются и другие слова Христовы (слепорожденному), как будто прямо противоположного содержания: «на суд пришел Я в мир сей» (9:39). Однако мнимое это противоречие тут же и разъясняется дальнейшими Его же словами: «чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы», т. е. речь идет о различном внутреннем восприятии явления Христова. Это различие и является этим имманентным судом: самооправданием или осуждением. Это и есть основная мысль Четвертого Евангелия о суде Христовом, неоднократно в нем повторяющаяся: «отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судьбу себе: слово, которое Я говорю, оно будет судить его в последний день » (12:48) (ν τ σχατη μερα). Последнее выражение, чисто Иоанновское, встречается у него в речи евхаристической в 6:39, 40, 44, 54 в применении к воскресению: «Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, не погубить ничего, но все то воскресить в последний день».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И к Нему мати Его рече: чадо, что сотвори нама тако ( Лк.2:48 )? 3 . В ответе Своём Матери, указав на Своё Божеское отношение к Богу Отцу и на предстоящее ходатайственное служение ( Лк.2:49 ), Христос сокрыл Божество в Своём человечестве, и, как Сын человеческий, сниде с нима, и прииде в Назарет: и бе повинуяся има ( Лк.2:51 ). 4 . Затем евангелист, обнимая все последующие годы жизни Спасителя до проповеди Иоанна Крестителя, говорит: Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию (любовию) у Бога и человек ( Лук.2:52 ). Жители города Назарета, где Иисус, был воспитан ( Лк.4:16 ), до того привыкли видеть в Нём подобного прочим человека, что и тогда, как Он вступил в Своё ходатайственное служение и в Назарет явился с проповедью, говорили: не Сей ли есть тектон, сын Мариин? (Мк.6:1–4; Лк.4:16–29 ; Мф.13:54–58 ). Крещение во Иордане Приходит Иисус из Назарета в Иорданскую пустыню, как человек, подобный прочим, к Иоанну, и крестися от него во Иордане (Мк.1:9). Здесь особенно примечательно то, что Иоанн Креститель, по собственным словам, его, и не мог бы узнать, между другими приходившими к Нему креститься, Христа Спасителя, если бы в сем Сыне человеческом не был указан, явлением Духа Божия, Богочеловек. И свидетельствова Иоанн, глаголя: аз не ведех Его: но Пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нём, Той есть крестяй Духом Святым ( Ин.1:32–33 ). Искушение в пустыне Евангелист Лука повествование об искушении Иисуса Христа предваряет сими словами: Иисус же исполнь Духа Свята возвратися от Иордана: и ведяшеся Духом в пустыню ( Лк.4:1 ). А исполняться силою Духа Святого свойственно было Иисусу Христу не иначе, как по человеческому естеству. Евангелист Матфей говорит: Тогда Иисус возведён бысть духом в пустыню, искуситися от диавола ( Мф.4:1 ). Подвергаться искушению от диавола Господь наш не мог бы, если бы не имел всецело естества человеческого, подобно нам ( Евр.2:17 ). И все действия искушения, подвиг Спасителя, победоносная борьба с искусителем, значение её для всех спасаемых ( Мф.4:2–11 ; Лк.4:2–13 ), – всё убедительно показывает, что Христос, Подвигоположник наш, есть совершенный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из эпитета Спасителя «Первенец» ( Лк.2:4 sqq.) и из названия некоторых лиц «братьями Господа» ( Лк.1:14, 8:20 ; Ин.2:12, 7:3–5 ; Мф.13:54–56 ; Мк.6:2–3 ; Гал.1:18 и др.) он заключал, что от брака св. Девы Марии с —48— Иосифом родились дети. Значит, Божия Матерь не приснодева. Она дева до рождения и во время рождения, но не после рождения Спасителя. Кроме этого заблуждения Гельвидий не считал девство выше брака, 2589 говорил, что деторождение нисколько не постыдно, потому что «разве не руками Божиими творятся ежедневно дети в утробах?» А если считать деторождение постыдным, то почему же Сам Бог родился чрез ложесна Девы? Можно даже понять, что вызвало Гельвидия на протест монашеству: вызвали его злоупотребления людей, давших обет девства, людей, понимавших свои обеты внешним образом. Он говорил «что есть некоторые девицы и торговки», 2590 т. е. нецеломудренные. Легко понять и связь между этими догматическими и нравственными воззрениями, или вернее мыслями, отрывками Гельвидиевых взглядов. Он отрицал Приснодевство Божией Матери, потому что в монашеской морали этот догмат был одним из оснований и оправданий безбрачия. Взгляды Иовиниана представляют из себя уже не несколько мыслей из области догматического и нравственного богословия, а попытку собрать всё, что можно сказать против современного направления христианской жизни и мысли на христианском западе и систематизировать в целое христианское мировоззрение. – В области христианской жизни Иовиниан отрицает монашество и безбрачие духовенства, 2591 но он отрицает их не по тем побуждениям как Гельвидий, т. е. не потому, что монашество есть дело трудное, что идеал истинного монаха недостижим, что человек только ниже падает, берясь за непосильные подвиги. Иовиниан пишет: «я не причиняю тебе оскорбления, девственница: из настоящей нужды ты избрала целомудрие, пожелала быть святою и телом и духом: не гордись: ты член той же церкви, к которой принадлежат и замужние». 2592 Значит, Иовиниан нападал на ту изолированность, какую вносили монашеские подвиги и обеты в христианскую

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, по воззрениям Святых Отцов, смысл спасения в том, что в человеческой жизни (и в человеческой смерти) не осталось ничего, что могло бы разлучить человека и Бога. Все человеческое принято Им в Себя, чтобы обогатить нас Его Божеством, Его Вечностью и бессмертием. А потому хотя и теперь, по свт. Иоанну Златоусту, “мы умираем прежнею смертию, но не остаемся в ней” 33 . Через смерть теперь можно проходить к Жизни. Как пребывание Христа в могиле было ограничено “тридневием смерти” (triduum mortis) — так и тем, кто сочетался со Христом, Господь не даст увидеть тление (см. Пс 15:10). Смысл пришествия Христа в том, чтобы жизнь, которой живет Бог, оказалась отныне доступна людям. Но этот дар надо еще уметь принять. “Объективное” спасение человечества во Христе надо суметь сделать своей “субъективной” реальностью, или, говоря языком психологии — интериоризировать его. Можно вновь вспомнить образ Чернобыля. Люди, облучившиеся смертью, страдают не потому, что на них гневается и никак не может простить некое начальство в Москве. Но вот, наконец, в зараженную зону привозят вновь созданное противоядие. Его готовы раздать всем и бесплатно. Приехал уникальный врач, готовый бесплатно делать операции. Но этого мало. Надо оповестить население зоны — где именно можно взять лекарство, какое оно и каким образом его нужно и можно использовать для достижения максимальной действенности. Лекарство, принесенное врачом, не может помочь тем, кто не желает его принять; тем, кто не был оповещен о появившейся возможности исцеления; тем, кто считает, что он не болен и потому не нуждается ни в каких необычных лекарствах; тем, кто слишком далеко от места появления врача; наконец, тем, кто не соблюдает правила эффективного использования лекарства (действенность которого, предположим, совершенно несовместима с употреблением водки). “Лекарством бессмертия” называл Причастие ученик ап. Иоанна свт. Игнатий Богоносец в конце I в. “Я есмь хлеб жизни хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним” (Ин 6:48,50–54,56–57,66).

http://pravmir.ru/tainstvo-iskupleniya/

Они сохраняют всю свою четкость и полноту. В этом таинственное своеобразие Евангельского изображения, передающего своеобразие самого чудесного Христова лика. Полнота человечества, – именно поэтому Христа можно было принимать за «только человека», ибо не для всех вразумительны знамения божества. Для иных они были поводом к горшему соблазну. Книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет вельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И даже ближние Его хотели взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя ( Мк.3:22–21 и след.: Мф.9:34 ; Лк.11:15 и след. Ин.8:48 ). И пришед в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это? И соблазнялись о нем ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:2–3 )... Из Евангелия мы знаем, что все почти принимали Иисуса за простого человека – и не только враги Его, книжники и старцы, архиереи, Ирод и Пилат, но и ближние Его, и ученики – до времени... Полнота человечества, – отсюда бесспорная четкость и живость изобразительного рисунка в Евангелии. Евангелие полно живых людей, зарисованных в полноте их личного своеобразия, которое часто дается понять и почувствовать немногими словами. Евангельские лица выступают перед нами так ясно и ярко, что только с натуры, с действительности можно снять такое изображение. И образ Захарии и Предтечи, и образ Пречистой Девы и образы часто безымянных верующих и исцеленных, притекавших к Иисусу, – все они в самих себе несут свидетельство своей подлинности, своей жизненной действительности. Они взяты из жизни. Конечно, сама наглядность и изобразительность рассказа еще не вполне обеспечивает его историческую достоверность. Но в Евангельском рассказе есть нечто большее, чем одна только живая наглядность. Есть бескорыстная, свободная непосредственность рассказа, прямо свидетельствующая о его действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

После причащения нам не надо ожидать в себе внезапного появления сверхъестественных даров и свойств. Духовные плоды зреют неприметно и постепенно. Святые порой десятилетиями трудились над приобретением благодатных даров. Однако полное отсутствие в душе следов благодати после причащения должно насторожить каждого христианина. В таком случае перед собой непременно нужно поставить вопросы: правильно ли я готовился к принятию Святых Даров? Что явилось препятствием для соединения моей души с Христом? Что необходимо предпринять, чтобы исправить допущенные ошибки? Преподобный Алексий Зосимовский как-то раз дал наставление человеку, ощутившему духовное бесплодие: «Если мы не получили плодов после Святого Причащения, надо раскаиваться, смирять себя, считать себя недостойным этих плодов. Быть может, ты недостойно причастился? Рассеялся во время службы: можно ведь рассеяться не только блудными, а и другими посторонними мыслями. Отчаиваться же и скорбеть, что не получил плодов Святого Причащения, не нужно. Иначе оно будет для нас как некий талисман. Такое отношение к таинству — своекорыстно» 61 . 41 Ин. 6:56. 42 Иоанн Сергиев, прот. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. 2. С. 383. 43 Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 1994. С. 60. 44 Сурский И. К. Цит. соч. С. 60–61. 45 Фудель С. П. У стен церкви//Христианское чтение. Франкфурт-на-Майне, 1979. Вып… 2. С. 332. 46 Цит. по: Сурский И. К. Указ. соч. С. 141. 47 Жизнеописание старца схиигумена Саввы. М., 1999. С. 232. 48 Цит по: Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 45. 49 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 334–335. 50 Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 46. 51 Цит. по: Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 44. 52 Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 60. 53 Георгий (Тертышников), архим. Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита/ТСЛ., 1996. С. 322–323. 54 Русский архив. 1892. Ноябрь. С. 192–195.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Сию святую Волю небесного Отца открывает, сие Божественное назначение подтверждает и Сам Единородный Сын Божий, в жертву приносимый Агнец, Иисус Христос. Он, последнюю совершая вечерю с учениками Своими, и на оной ядущым им, прием хлеб, и благословив преломи, и даяше ученикам, и рече: приимите, ядите, сие есть тело Мое. И прием чашу, хвалу воздав Богу Отцу, даде им глаголя: пийте от нея вси. Сия бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Он, беседуя с верующими, прямо выражает, что ядение огнем искушений и страданий, так сказать, испеченного тела Его, и помазание внутренности излиянной пречистой кровью Его есть избавление от вечной смерти и доставление блаженного живота, прямо выражает так говоря: Аз есмь хлеб животный. Отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша. Сей есть хлеб сходяй с небесе. Да, аще кто от него яст, не умрет. ядый мою плоть, и пияй мою кровь, имать живот вечный: и Аз воскрешу его, а не погублю, в последний день ( Ин.6:48–50,54 ). И всякому Христианину должно веровать, что тот только из смертных не будет убиен вечной смертью вместе с падшими духами, с богопротивными дьяволами, яко с Фараонитскими слугами, кто без всякого сомнения исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим, его Божественные заслуги верой себе присвояет, и твердо на великое Ходатайство Его уповает. Всякому Христианину должно веровать, что мимо того только из смертных пройдет Ангел гнева Господня, поражающий вечной язвой всех ожесточенных тварей, кто в установленном от Спасителя Иисуса Христа таинстве Причащения ест тело Его, яко тело распятого и закланного, непорочного Агнца, ест, истинно веруя и духом созерцая, что это есть жертва за него и за весь мир на кресте Богу Отцу принесенная, ест с опресноками, действительно испытав совесть свою, вымыв слезами истинного покаяния всякую греховную кислоту, в сердце находившуюся, ест с горьким зельем, чувствительно огорчаясь, ясно вообразив все прежде бывшие грехи, за которые пожерт невинный Агнец, и живо представив всю тягость страданий и мучений, которые претерпел Спаситель, принявши на Себя грехи всего мира. Всякому Христианину должно веровать, что того только из смертных покроет Праведный Судья покровом Отеческого милосердия Своего и облечет в ризу спасения, у кого узрит кровь на внутренней храмине, яко знамение спасения, кто будет помазан оным небесным помазанием, кто будет запечатлен сей спасительной Христовой печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010