Лат. пер. «царства», но такое чтение ошибочно. 44 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVI: colonna 189220. De dispensatione incarnationis Domini nostri Jesu Christi, et de gratiis per eum vere in ipsum credentibus concessis; necnon quia Deus cum posset multimode hominem a daemonis tyrannide liberare potius hac usus est dispensatione. Quae sancto majoreque Sabbato habita fuit. 45 Эта омилия является в сущности трактатом об Искуплении. 46 «И дикеосини» — что означает: «правосудие, праведность, справедливость, правда». 47 Здесь оригинал (да и латин. перевод) были бы трудны для понимания в непосредственной передаче текста, и мы сочли за лучшее в данном случае передать мысль Святителя в свободном изложении. 48 Эту фразу мы перевели в свободном изложении. 49 Последняя часть фразы мы заимствуем из латинского перевода, потому что греческий оригинал труден для понимания: «и обетования согласно будущему веку». 50 Греческий текст у Миня дефектен; заимствуем из латинского перевода. 51 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVII: colonna 220–236. In qua ostenditur Sabbati et Dominicae mysterium; necnon in Evangelium primae post Pascha Dominicae. 52 Ин. 20:19 сл. 53 «День Господень» (и Кириаки, Dominica) так называется по–гречески и по–латински тот день, который именуется у нас «воскресением». 54 Здесь подчеркиваются такие дела, о которых нельзя сказать, что Бог их начал творить, ибо это такие дела, которые свойственны Богу и поэтому безначальны и т. ск. совечны ему. О них Святитель говорит ниже. 55 Здесь несколько свободный перевод фразы. См. предыдущее примечание. 56 Думается, что здесь Св. Григорий Палама имеет в виду следующие воскресения мертвых: 1) Воскрешение мертвого отрока Прор. Илиею (3 Цар. 17:22). 2) Воскрешение мертвого отрока Пророком Елисеем (4 Цар. 4). 3) Мертвец, прикоснувшийся к костям Пророка Елисея, воскрес (4 Цар. 13). 4) Воскрешение Господом отрока Наинской вдовы (Лк. 7). 5) Воскрешение Господом дочери Иаира (Мк. 5; Лк. 8). 6) Воскрешение Господом Лазаря (Ин. 11). 7) Евангелист Матфей повествует, что немедленно после крестной смерти Спасителя: «многия тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим» (Мф. 27:52, 53). 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

в стгн или в стьгны или на поуть – нарицамыи – вьзищи; 12:11 в тоже время вм. в оно же время или в время же оно, в оны дни; 21:29 вводил вм. въвел есть, вел иесть, 28:23 гостинницю вм. древн. обьтель, обилтание, обиталницю, поздн. и тепер. страннопримницу Иак. 1:26 не обоуздовая вм. не вьстаи, не въхластаа, не въстязая, Рим. 8:32 за нас всех вм. за ны вся; и под. 1Кор. 10:25 мяснице; 11:18 расдоры вм. распри; 12:17 обоняньие вм. оуханние; 2Кор. 1:22 залог (тоже Еф. 1:14 ); Еф. 5:1 аки вм. яко; Флп. 4:1 желанная вм. драгая, вожделенная, любимая; Кол. 4:6 солью потрено вм. растворено; 2Фес. 3:6 коутатися; 3:8 даром вм. тоуне; Евр. 8:10 вот завет вм. сь, се, сеи, – Апок. 5:8 гнед; 5:11 одежа бела вм. ризы белы; 8:5 полчаса вм. полгодины; 8:7 треть вм. Г–ая часть; 9:1 кладязя вм. студенца и 2 ст. кладезнаго вм. студенечнаго: 19:11 сив вм. серен: 21:16 четверооуголен. Однажды нами замечена описка: яз, как и в Духовном завещании. [Знатоки быть может найдут также достопримечательным в каком-либо отношении: Матф. 24:7 ср. Лк. 21:11 осопи – λοιμο, 26:53: топерво – теперь, ρτι, формы: Мф. 8:31 моляхут 9:24 насмисахоутся 24:21 напаяшет 27:48, служахут ( Мк. 1:13 ) емь (3:10), малитъся (супин, 4:36) Марк 2:1 прилога, π βλημα, 7:4 опаница, 9:2 прадник, Лука 6:38. оспиту, 12:59 цяту, – 7:14 раце, 18:2 не в коием (как и в Христин.), 9:7 не от ких 27:27 невкоую, Иоанн 6:12 нитенья=θρμματα, Ин. 7:52 и Деян. 7:28 ци. 54 скрегтахоу, 5:39 богокоторинци, 8:23 в золчи, 22:7 на тлях=ες τδαφος, – 1Пет. 1:19 не клосна: Еф. 5:1 аки, – коудя 3Ин. 10 ст., – роудие, роудости Иак. 2:2 и 1Пет. 3:21 . Впрочем при суждении об этих, как и о всех других, вышеуказанных словах, необходимо принимать во внимание: 1) возможность литературного влияния источников, коими пользовался Святитель, 2) невыдержанность редакции в Чудовском списке и 3) личное влияние писца (описки и рефлексы), если бы то был не сам св. Алексий. Что чудовский список принадлежит русскому образованному человеку, практически знавшему греческий язык и не владевшему достаточными пособиями научными для вполне проверенной редакции славянского перевода по греческому тексту, а отнюдь, по крайней мере, не образованный грек, практически владевший русским и церковно-славянским языком, – о сем свидетельствуют такие, только для русского возможные, переводы и чтения: Мф. 5:44 искушающих (επηρεαζντων смешивая с πειραζντων); 12:3 не весте ли, οκ νγνωτε, вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В этом таинстве подается человечеству такая пища, которая и соединяет его с Богом и вместе сама по себе служит началом и семенем новой, вечной, божественной жизни. Вам, конечно, известно, чтó это за чудная пища. Да, братие мои, когда оказалась нужною нам такая пища и когда в целом мире не нашлось ее, Христос-Спаситель Самого Себе дает в снедь верным… Я — хлеб жизни, говорит Он; ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную… Он пребывает во Мне и Я в нем: примите-жь, ядите тело Мое, пийте кровь Мою! ( Ин.6:48. 54 ; Мф.26:26-28 ). Вот историческое происхождение, вот цель и значение великого таинства причащения. Это — постоянная искупительная жертва Сына Божия за грехи мира, се Агнец Божий, выну закалающийся за нас на крестном жертвеннике; ближе по отношению к нам — это чудная трепеза любви Божией, это — сам Христос, дающий Себе в снедь верным и чрез это таинственно соединяющий их с Собою и приобщающий Своей божественной жизни. И велика сила, неизмерно благотворно действие этого св. таинства. Кто усердно принимал и надлежащим образом усвоял святое брашно трапезы Господней, тот по собственному опыту знает, чтó это за жизнь Христова, почерпаемая в этом таинстве. Все мы, братие, конечно, по крайней мере, в день принятия этого святого таинства, всегда чувствовали какое-то особенно-сладостное состояние, какое-то невозмутимо-мирное, тихое, ровное и спокойное направление всех сил и способностей нашего духа. И ум наш становится тогда светлее и яснее, и сердце добрее, и совесть чище и спокойнее, и все естество наше бодрее, живее, усерднее и способнее к делам веры и любви христианской. Вот первые начатки, первые обнаружения жизни со Христом в Бозе, — той св. жизни, силы которой мы почерпаем в тайне причащения. Хотите-ли видеть целостный образ этой св. жизни? Посмотрите на святых Божиих человеков. И дух их — Христов ( Гал.4:6 ), и ум их — Христов ( 1Кор.2:16 ), и святость их — Христова ( Евр.10:10 ), самое тело их — живой член тела Христова ( 1Кор.6:15 ). Иногда избытком божественной жизни как-бы переполнялись их скудельные сосуды ( 2 Кор.4:7 ), и святые Божии обильными потоками переливали ее в сосуды других, в меньшей мере обладавших, или же совершенно не обладавших жизнию Христовою.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

752. Ин. 15. 18–20. 753. Мф. 6. 754. Слово 4, гл. 82, 83. 755. Добротолюбие. Ч. 1. гл. 70, 71, 72. 756. Ср.: …достойное по делам нашим приняли: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23. 41, 42). 757. Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10. 38). 758. При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 759. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14. 1). 760. Варсонофия и Иоанна ответ 579. 761. Изречение преподобного Пимена Великого. Скитский патерик. 762. Шестая утренняя молитва. 763. Последнее прошение на великой ектении. 764. Житие святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. Чудное житие! На всем поприще подвига своего мученики не преставали исповедовать, что мученичество служит для них очищением грехов. Осененные Святым Духом, они с жаждою принимали это очищение. Обилие смирения соединено было в них с обилием любви вышеестественной. Когда Мавру вели на распятие, мать ее остановила ее, рыдая о ней. Но мученица, исторгшись из рук матери, поспешила к кресту, сказав матери «Зачем отвлекаешь меня от креста, не давая мне скорее насладиться Господом моим в подобии смерти Его». 765. Поучение 2. 766. Святой Исаак. Слово 48. 767. Цветособрание святого Илии, гл. 62. Добротолюбие. Ч. 4. 768. Филофея Синайского, гл. 13. Добротолюбие Ч. 2. 769. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12). 770. Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна ответ 311. 771. Алфавитный патерик, об архиепископе Феофиле, и аввы Дорофея, поучение 7. 772. Алфавитный патерик. 773. Мф. 7. 5. 774. Возложи на Господа… (Пс. 54. 23). 775–776. Поучение 7, о самоукорении. 777. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же (Мф. 10. 29–31). 778. Ср.: Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5. 6–7).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Alex. In Ioan. I 7, 9// Pusey. 1872. Vol. 1. P. 81, 128, 137-138). Высказывались предположения, что оно составлено в 425-428 гг., а в окончательной редакции могло быть завершено еще позднее ( Jouassard. 1945. P. 170-172), или напротив, что оно написано в первые годы епископства К. и является его самым ранним экзегетическим трудом ( Charlier. 1950. P. 57-64). Состоит из 12 книг. Книги VII-VIII (объяснение Ин 10. 18 - 12. 48) утрачены, и от них дошли только фрагменты в катенах. Это самое значительное экзегетическое творение К. и один из его важнейших богословских трудов. В предисловии указана главная цель толкования - «догматическое исследование» и борьба с ересями, под к-рыми понимается прежде всего арианство с его разновидностями. На протяжении всего толкования К. обосновывает единосущие, совечность и равенство Сына Отцу при Их ипостасном различии, что нередко сопровождается пространными полемическими экскурсами, в к-рых детально разбирается аргументация ариан и евномиан (особенно в кн. I). Помимо этого здесь имеется развернутое изложение антропологии, христологии и сотериологии; затрагиваются и др. догматические вопросы (божественное достоинство Св. Духа, Евхаристия). Опровергается платоническое и оригенистское учение о предсуществовании душ ( Cyr. Alex. In Ioan. I 9) и философское учение о предопределении (Ibid. V 1). Даются типологические толкования образов и установлений ВЗ: манна (Ibid. III 6), скиния (Ibid. IV 4), суббота (Ibid. IV 6), обрезание (Ibid. IV 7). Свт. Кирилл Александрийский. Роспись ц. мон-ря в Ново Павлице, Сербия. Кон. XIV в. Свт. Кирилл Александрийский. Роспись ц. мон-ря в Ново Павлице, Сербия. Кон. XIV в. «Толкование на Евангелие от Луки» (Commentarii in Lucam; CPG, N 5207; Reuss. 1984. S. 54-278 [Fragm. I 1-363; II 1-125; III 1-118]; PG. 72. Col. 475-950; Payne Smith. 1858; CSCO. 70, 140), единственное экзегетическое творение К., составленное в виде последовательности гомилий. Поскольку в 63-й гомилии есть прямая параллель с 12 анафематизмами К., толкование датируют не ранее кон.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Таким образом евангельские изречения Ин.15:26 : егда же приидет Утешитель, егоже аз послю вам от Отца; 16:14: он мя прославит, яко от моего приимет и возвестит вам; 20:22: дуну и глогола им: приимите Дух Свят, должно изъяснять о временном послании, или сообщении и раздаянии даров Святого Духа Сыном, а отнюдь не о вечном исхождении Святого Духа от Сына: православная кафолическая Церковь всегда веровала и верует в Духа Святого, от Отца (а не: и от Сына – Filioque) исходящего, и так исповедовала и исповедует в символе веры . 2) согласно с вероопределениями Соборов. Известно, что на Соборах, кроме церковного благочиния, были рассматриваемы и определяемы коренные истины Христианства, и следовательно – коренные места Писания. Если же такие места определены представителями всего Христианского мира – св. Соборами 48 : то кто может иметь право определять их иначе, то есть, давать им смысл, противный определениям Соборов 49 ? Поэтому напр. слова Апостола: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша ( Рим.5:12 ) нельзя принимать в том смысле, будто грех Адамов вошел в мир только чрез подражание, а не сообщается людям чрез рождение, как учили и учат некоторые 50 : потому что на Соборе карфагенском, принятом православною Церковию, ясно определено: «кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде в немже вси согрешиша, подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная» 51 . – Подобным образом на Соборах же объяснены: Притч.31:4 52 , Деян.6:1–6 53 . и мн. др. 3) согласно с творениями святых отцов и учителей Церкви 54 – особенно первых девяти веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

46 . Константин Багрянородный. О церемониях византийского двора (отрывки)/Памятники византийской литературы IV–IX вв./Отв. ред. Л.А.Фрейберг. М., 1968. С. 75–78. 47 . Ластивертци Аристакэс. Повествование вар-дапета Аристакэса Ластивертци/Пер. К.Н.Юзбашян. М., 1968. 48 . Лев Диакон. История/Пер. М.П.Копыленко. М, 1988. 49 . Либаний. Речи: В 2т./Пер. С.Шестакова. М., 1914–1916. 50 . Маврикий. Тактика и стратегия. С латинского перевел капитан Цыбышев. Спб., 1903. 51 . Михаил Палеолог. Автобиография императора Михаила Палеолога и отрывок из устава, данного им монастырю св. Дмитрия/Изд. И.Троицкий . 1886 (или ХЧ. 1885. 52 . Михаил Панарет. Трапезундская хроника/Подг. А. Хаханова/Труды по востоковедению Лазаревского ин-та вост. языков. Вып. 23. М., 1905. 53 . Михаил Пселл . Хронография/Пер. Я.Н.Любарского. М., 1978. 54 . Михаил Пселл . О сочетании частей речи. Обзор риторических идей. Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса, просившего написать о богословском стиле. Сравнение Еврипи-да с Писидой (спросившему, кто лучше писал стихи, Писида или Еврипид)/Пер. Т.А.Миллер/Античность и Византия: Сб. статей/Отв. ред. Л.А.Фрейберг. М., 1975. С. 156–171. 55 . Михаил Пселл . Обвинительная речь против Михаила Кируллария/Безобразов П.В.. Материалы для истории Византийской империи. ЖМНП. Ч. 265. 1889. С. 23–84. 56 . Морской закон/Пер. МЛ.Сюзюмова/АДСВ. Вып. 6. 1969. 57 . Нестор Искандер. Повесть о Царьграде, его основании и взятии турками в 1453 году/Сообщ. архимандрит Леонид. Спб., 1886. 58 . Никита Евгениан. Повесть о Дросилле и Харикле/Подг. Ф. А.Петровский . М., 1969. 59 . Никита Хониат . Никиты Хониата история, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина/Пер. под ред. В.И.Долоцкого (1 т.) и  И.В.Чельцова : 2т./ВИПДА. Спб., 1860–1862. 60 . Никита Хониат . Речь, составленная и прочитанная перед киром Феодором Ласкарем, властвующим над восточными ромейскими городами, когда латиняне владели Константинополем, Иоанн Мизийский же со скифами предпринимал набеги на западные ромейские земли/Пер. П.И.Жаворонкова/ВО. М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

47. Человек призван Богочеловеком идти по Пути, сказавшем о Себе Самом: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14:6), и он должен творчески, разумно и свободно созидать в области нравственной, духовной, интеллектуальной, эстетической, помня, что он как суще­ство, предназначенное быть богопричастным, даст ответ перед Богом за свое бытие. 48. Совершеннейший цвет человечества – Пречистая Богоматерь – воспевается Чест­нейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим. Матерь Божия соединила ум с Богом посредством обращения его к самому себе, вниманием и непрестанной Божественной молитвой положила путь на небеса через умное молчание, и видит славу Божию, и пребы­вает в Божественной благодати. Она безмолвствовала с раннего детства. 49. В «Слове на Введение во храм Пресвятой Богородицы» святитель говорит о Пре­чистой Деве, Которая пребывала с трехлетнего возраста наедине с Богом в храме, во Святая святых, в непрестанной молитве к Нему и в помышлениях о Нем, вдали от людей и всего житейского. Она-то и является высшей и совершеннейшей делательницей священного без­молвия и умной молитвы. 50. Богородица первая увидела Воскресшего, а Архангел Гавриил явился, и землетря­сение было, и камень отвален им. Благовестник Гавриил показывает гроб пустой и пелены и благовествует воскресение. 51. Спаситель человека теперь уже не в рай земной вводит, из которого изгнан Адам, а на Небо небес. 52. Цель во всем – слава Божия. Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам. Явился свет, который скрыт был у Него под завесой плоти. Это свет Божеского естества, поэтому и не сотворенный, Божественный. 53. Внутренняя слава Христова на Фаворе явила славу Божества. 54. Свет Фаворский – не тварный, и плоть грубая и смертная переходит в духовное состояние, озаряемая этим светом, и не будет казаться материей, и сыны воскресения будут наслаждаться Божественным светом. Первый свет – Бог, второй свет – Ангелы, и третий свет – человек. 55. Истинное возрождение – в Православии, где правда – выражение евангельского идеала.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

54 Отсюда вытекают следующие частные различия между образом и подобием Божиим. Образ Божий есть в каждом человеке, даже в развращенных грехом людях ( Быт.9:6 ), а подобие Божие принадлежит не всем. Образ Божий не может быть совершенно уничтожен даже на самой низкой ступени человеческого падения, поскольку и в таком состоянии остаются у человека разум, свобода, чувство, хотя они и получают у него ложное направление; подобия Божьего, напротив, в человеке может совсем и не быть. Образ Божий, наконец, есть постоянная неизменчивая сторона человеческой души, а подобие может бесконечно разнообразиться и изменяться, то возвышая, то затемняя в душе образ Божий: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ) – вот бесконечная цель, указываемая подобию Божьему, в силу которой человек может и должен бесконечно стремиться к своему Божественному Первообразу (См. «Опыт апологетич. наложения православного христианского вероучения» свящ. П. Я. Светлова, т. 1, Киев, 1896 г., стр. 273). 55 Надо строго различать два вида спасающей нас благодати: благодать предваряющую, всеобщую , которая путеводит, предуготовляет всех людей ко спасению, и благодать особенную , благодать христианскую, которая самым делом совершает спасение человека, но совершает спасение только тех, которые добровольно покоряются благодати всеобщей, то есть которые успевают воспитать в себе восприимчивость к христианской благодати. 56 Второе Лицо Пресвятой Троицы называется Словом в том смысле, что подобно тому, как человеческое слово служит выражением или открытием наших внутренних, невидимых ни для кого, мыслей, чувствований и желаний, так и Сын Божий через Свое воплощение, через Свои действия и слова открыл нам невидимого Бога и Его Божественную волю. У евангелиста Иоанна ( Ин.1 ) Сыну Божьему приписывается: 1) Божеское имя Бог ; 2) Божеские свойства: вечность , – в начале , то есть от вечности, было Слово ; 3) равенство и единосущее с Богом Отцом: Слово было у Бога. 57 Мы верующие – чада или дети Божии по вере в Иисуса Христа и по благодати, полученной нами в таинстве крещения, в котором мы усыновляемся Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Адам преступил заповедь Божию и смерть стала уделом людей. Не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды ( Пс.48:9–11 ). Одна участь праведнику и нечестивому… они отходят к умершим ( Еккл.9:2-3 ). Смерть – неизбежна и час ее скрыт от нас. Но страшно, если она застанет нас врасплох. Вы, братие, спросите, как же готовиться к ней? Ответ на это можно найти в житиях святых. Достигнув глубокой старости, преподобный Никон, ученик преподобного великого аввы Сергия Радонежского, когда почувствовал упадок сил и приближение смерти, причастился Тела и Крови Христовых и сказал братии: «Отнесите меня в светлую храмину, которую уготовили мне святого отца молитвы, потому что здесь я не могу больше жить». «И тако на мног час глаголя и братии мир дав, душу свою предаде Господеви». Вот и другой пример. Когда святителю Иоанну Златоусту было открыто Богом через апостолов Петра и Иоанна о близости смертного часа, то он совлек с себя все бывшие на нем одежды, облекся в светлые церковные ризы, причастился Тела и Крови Христовых, сотворил молитву и, сказав поучительное слово, уснул блаженным сном. А вот как готовился к смерти святой благоверный князь Александр Невский. Возвратясь из татарской орды, он через некоторое время почувствовал приближение смерти: тогда он изъявил желание постричься в монахи и принял великую схиму. Затем испросил у всех находившихся при нем прощение, простил всех сам, причастился Тела и Крови Христовых, благословил всех, осенил себя крестным знамением, воздел руки, помолился и предал дух свой Господу. Так, братие, готовились к смерти святые: все они считали непременным долгом причаститься Тела и Крови Христовых, так как твердо помнили слова Господа: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Кто будет так готовиться к смерти, для того она не страшна. Аминь (21) . Ад. Беседа преподобного Макария с черепом о вечных муках Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010