Итак, Священное Писание и вся Церковь с древности проповедует о реальном, а не символическом причащении Христа в Таинстве Евхаристии. Такое причащение всецело соединяет человека со Христом ( Ин.6:56 ), дарует ему жизнь вечную и является залогом его воскресения ( Ин.6:54 ). Без действительного Причастия, которое совершается в Церкви законными епископами и священниками, нельзя спастись, как о том прямо сказал Сам Христос ( Ин.6:53 ). Посему, отвергнув учение о реальном причащении Тела и Крови Христа (создав при этом свои самозваные церкви) протестанты отвергли и реальность спасения своего. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 182. Послание восточных патриархов 1723 г. Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Слова и речи. Киев, 1997. Том III, с. 48. Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 56. Там же. С. 61. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 44. Слова и речи. Т. III, с. 192–193. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 368–369. М.: Соваминко, 1990. С. 80. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 387. Е. Пушков. Не смущайся. Гл. «О причастии». Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 388–389. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 182–183. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 381. Там же. С. 397. Книга. 4, гл. 18/4–5. Против ересей. Книга 5, гл. 2/2–3. Цит. по: В. Экземплярский . Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев: Пролог, 2007. С. 108. Апостольское предание. Гл. 37–38. Шесть слов о священстве. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 391. Там же. С. 382. Тайноводственное поучение третье. Гл. 3. Тайноводственное поучение четвёртое. Гл. 9. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 382–383. Тайноводственное поучение четвёртое. Гл. 1–6. Толкование на Ев. Иоанна. Кн. 10, гл. 2. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 395. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 82. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 117–118. Там же. С. 112. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 400.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В этом стихе Исаия вспоминает о временах первого исхода (ср. 42,16; 48,21; Исх. 15,13 ) и сообщает, что Бог Сам будет оберегать и вести избранных Своих ко спасению, к Сыну Своему «источнику вод» ( Ин. 4,10.14; 7,37 ). 49:11 Господь уровняет пути, т.е. устранит все препятствия. 49 придут издалека... от севера и моря. Со всех концов земли. из земли Синим. По мнению некоторых исследователей, речь здесь идет о древней Сиене, где во времена исхода из Египта образовалась колония иудеев (ср. Иез. 29,10; 30,6 ). 49 Сион. См. ком. к 1,8. оставил... забыл. Эти слова относятся ко времени пленения (40,27; 54,7). 49 слишком тесны. Пророчества, содержащиеся в ст. 19–21, не ограничиваются возвращением иудеев в землю обетованную в царствование Кира и не только напоминают о городе, построенном Неемией (ср. Езд. 2 ; Неем., гл. 13). В наши дни слова пророка исполняются в Церкви Божией, которая, по сути дела, и есть новый Израиль (ср. 54,1–3; Мих. 7,11 ; Зах. 2,4.5 ). 49 к народам. Эти слова обращены не только к народам, жившим во времена Кира, но и, в равной мере, ко всем последующим поколениям людей (см. ком. к ст. 19; ср. Рим. 11,26 ). 49 цари. С наступлением нового века народы, прежде угнетавшие Израиль, вступив на путь спасения ( Быт. 12,3 ), будут служить Христу и новому Израилю Его Церкви (см. ком. к ст. 7). будут кланяться. Ср. 45,14. 49 у сильного. Сильные надеющиеся на Господа. 49 Я буду состязаться... спасу. Господь защищает и спасает надеющегося на Него. 49 узнает. См. ком. к 52,6. Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14. Сильный Иаковлев. См. ком. к 1,24. В этом стихе Исаия говорит о спасительном заступничестве Бога за Свой народ. Глава 50 50 разводное письмо. Смысл этой метафоры в том, что узы, связывающие Израиль с Богом, остались прежними, и, следовательно, народ Божий может надеяться на возвращение в землю отцов ( Втор. 24,1–4 ; Иер. 3,1.8 ). матери. Речь идет об иудеях, уведенных в плен. заимодавцев. Господь не отрекся от Своего народа, ибо в таком случае Он оставался бы безразличен к судьбе Израиля (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пер. с англ. Т.1, 224 сл. и Aron R. Les annees obscures de Jesus. Paris, 1960. 42 Флавий И. Иудейская война, III, 3,2; о зелотах см.: Флавий И. Арх. XIV, 9,2; XVIII, 1, 1; Иуд.война, I,10,5; II,8,1. 43 Лк 2,41-52 . Поясняя слова “преуспевал в премудрости и возрасте”, св.Иустин говорит, что Иисус “рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту” (св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88). 44 Мк 6,6 . 45 Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику ( Ин. 19:25-27 ), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном (см.: Hillarii, In Matt., IX, 92). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии “братьями” Иисуса ( Мк. 6:3 ), — сыновьями ли сестры Девы Марии ( Ин. 19:25 ) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались “Его братьями”. В греческом и еврейском языках слово “брат” может означать разную степень родства. 46 Эти слова сохранились в апокрифических “Деяниях Петра” (гл. X). По мнение видного современного специалиста по Новому Завету И.Иеремиаса, они скорее всего подлинны. 47 Mauriac F. La vie de Jesus. Paris, 1962, p.33. 48 Штраус Д. Жизнь Иисуса. Т. I, с.195. О Штраусе см. в приложении “Миф или действительность?” 49 Ис 40,3 . 50 См.: Кумранский устав, VIII, 12–14. 51 Книга Тайн, 8–11. 52 Мф 3,4 ; Мк. 1:6 ; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию “Иудейской войны” Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ. 6:1-21 ; Суд 13 .) С названием г. Назарета (евр. Ноцерат) слово “назорей” (назирит) не имеет ничего общего. 53 Флавий И. Иудейская война, II, 8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп. Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. – ЖМП, 1958, N 8; Daniйlou J. Jean-Baptiste, mйmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42. 54 Мишна, Песахим, VIII,8.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

6177. ТИХОН, патр. Новогоднее слово. – 1992, 11–12, 2. 6178. ШМЕМАН А. , протопресвитер. Новый год. – 1994, 1, 9. 7.23 Богоявление (Крещение) Господне, включая Недели пред Богоявлением и после 6179. ГОЛУБЦОВ Н., прот. Святые плоды Вифлеема и Иордана. – 1985, 1, 42. -------- 6180. АНТОНИЙ, митр. Крещение Господне. – 1994, 1, 5. 6181. ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ) , архиеп. Слово на день Богоявления Господня. – 1985, 1, 38. 6182. ИОАНН (ВЕНДЛАНД) , митр. Два Богоявления. – 1989, 12, 35. 6183. МЕЧЕВ А., прот. Крещение Господне. – 1990, 1, 49. 6184. СМИРНОВ М., свящ. В навечерие Богоявления. – 1988, 1, 40. -------- 6185. АНАТОЛИЙ, еп. В Неделю по Просвещении. – 1984, 1, 43. 7.24 Вход Господень в Иерусалим 6186. АВГУСТИН, архим. В Неделю ваий. – 1986, 4, 45. 6187. СВЯТИТЕЛЬ Кирилл, епископ Туровский . Слово в Неделю Цветоносную. – 1987, 3, 39. 6188. КИПРИАН (ЗЕРНОВ), архиеп. Слово за всенощным бдением накануне праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. – 1996, 3, 54. 6189. КРИКУНОВ А. О необходимости богопознания. (В Неделю ваий). – 1991, 3, 48. 6190. ШМЕМАН А. , прот. Вербное воскресенье. – 1994, 4, 21. 7.25 Вознесение Господне 6191. АНТОНИЙ, архиеп. На Вознесение Господне. – 1987, 6, 22. 6192. ВЛАДИМИР, архиеп. Слово в день Вознесения Господня. – 1994, 6, 3. 6193. ИННОКЕНТИЙ, архиеп. Вознесение Господне – образ нашего духовного вознесения. – 1988, 5, 38. 6194. МЕЧЕВ С. , прот. Вознесение Господне. – 1991, 5, 44. 7.26 Пятидесятница 6195. “… Реки воды живой”.В День Святой Троицы. Толкования святых отцов ( Ин.7:37–39 ). – 1986, 6, 46. 6196. БЕНИГСЕН Г., прот. Слово в день Святой Пятидесятницы. – 1996, 6, 49. 6197. ВЕНИАМИН (МИЛОВ) , еп. О действии благодати Духа Святого. (Слово в день Святой Троицы 30 мая- 12 июня 1927 года). – 1995, 6–8, 60. 6198. ВЛАДИМИР, архиеп. Слово в день Святой Троицы. – 1994, 6, 4. 6199. ГОРДУН С., свящ. Исполнение надежды. – 1987, 6, 25. 6200. СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ, епископ Туровский. Поучение на Пятидесятницу. – 1987, 5, 28. 6201. КРЕЧЕТОВ В. , прот. Явление Непостижимого Божества. – 1991, 5, 47.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При этом в области духовной, богослужебной, пастырской никакого замедления нет и быть не должно. Приходы Москвы, преодолевая немалые трудности, ежедневно совершают богозаповеданную миссию: помогают людям избавиться от работы вражия (величание в праздник Крестовоздвижения) и идти спасительным Евангельским путем, ведущим в Царство Небесное, уготованное любящим Бога от создания мира (см. Мф. 25, 34). Нелегок сей путь, но его цель – высока и вожделенна. Будем же все вместе, не жалея ни сил, ни времени, с усердием трудиться во славу Святой Церкви, дабы, возвещая и ближним и дальним глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68), подавая пример ответственного и неленостного отношения к возложенным на нас послушаниям в Винограднике Христовом, с помощью Божией успешно совершать дело веры и труд любви (см. 1 Фес. 1, 3). Благодарю всех вас, дорогие владыки и отцы, за ваше ревностное служение в текущем году, за надлежащее исполнение своих обязанностей, за готовность и впредь в усердии не ослабевать, духом пламенеть и Господу служить (см. Рим. 12, 11). От души желая вам крепости сил и вдохновения на сем нелегком пути, хотел бы обратиться к вам словами апостола Павла: " Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами " (2 Кор. 13, 11). Храм св. блгв. князя Димитрия Донского (ул.Полярная, 34); храм Усекновения главы прор. Иоанна Предтечи (ул. Ключевая, 18а). Храмы, строительство которых было завершено, но Великое освящение совершено не было: ул. Суздальская, 8б (храм Всех Святых в земле Российской просиявших); пересечение ул. Михневская и Михневского проезда (храм Входа Господня в Иерусалим); ул. Островитянова, 1-2 (храм Казанской иконы Божией Матери); Южное Бутово, пересечение ул. Академика Семенова с Бунинской аллеей (храм свят. Стефана Пермского); ул. Староорловская, 106 (храм Казанской иконы Божией Матери); ул. Мельникова, 7 (храм свв. равноапп. Мефодия и Кирилла). Храмы, строительство которых будет завершено к концу 2013 года: Пятницкое шоссе, 5 (храм Всемилостивого Спаса); ул. Кетчерская, 2 (храм Введения во храм Пресвятой Богородицы); Мичуринский проспект, 70 (храм Иверской иконы Божией Матери); Можайское шоссе, 54 (храм свят. Иова, Патриарха Московского и всея Руси); Судостроительная ул., 48 (храм свят. Спиридона, еп. Тримифунтского); проезд Шокальского, 48 (храм св. прп. Серафима Саровского); ул. Саранская, вл. 1 (храм св. прав. Иоанна Кронштадтского); 1-я Вольская ул., вл.2 (храм иконы Божией Матери Воспитание); Зеленоград, пересечение ул. Александровка и ул. Новокрюковская (храм св. блгв. вел. кн. Александра Невского).

http://religare.ru/2_103211.html

Это объективный фактор, который нельзя не учитывать. Замедление роста материального благополучия есть, и оно отражается на приходских доходах. Поэтому следует обратить внимание на необходимость более экономного расходования имеющихся средств. При этом в области духовной, богослужебной, пастырской никакого замедления нет и быть не должно. Приходы Москвы, преодолевая немалые трудности, ежедневно совершают богозаповеданную миссию: помогают людям избавиться от работы вражия (величание в праздник Крестовоздвижения) и идти спасительным Евангельским путем, ведущим в Царство Небесное, уготованное любящим Бога от создания мира (см. Мф. 25, 34). Нелегок сей путь, но его цель – высока и вожделенна. Будем же все вместе, не жалея ни сил, ни времени, с усердием трудиться во славу Святой Церкви, дабы, возвещая и ближним и дальним глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68), подавая пример ответственного и неленостного отношения к возложенным на нас послушаниям в Винограднике Христовом, с помощью Божией успешно совершать дело веры и труд любви (см. 1 Фес. 1, 3). Благодарю всех вас, дорогие владыки и отцы, за ваше ревностное служение в текущем году, за надлежащее исполнение своих обязанностей, за готовность и впредь в усердии не ослабевать, духом пламенеть и Господу служить (см. Рим. 12, 11). От души желая вам крепости сил и вдохновения на сем нелегком пути, хотел бы обратиться к вам словами апостола Павла: «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11).   Храм св. блгв. князя Димитрия Донского (ул.Полярная, 34); храм Усекновения главы прор. Иоанна Предтечи (ул. Ключевая, 18а). Храмы, строительство которых было завершено, но Великое освящение совершено не было: ул. Суздальская, 8б (храм Всех Святых в земле Российской просиявших); пересечение ул. Михневская и Михневского проезда (храм Входа Господня в Иерусалим); ул. Островитянова, 1-2 (храм Казанской иконы Божией Матери); Южное Бутово, пересечение ул. Академика Семенова с Бунинской аллеей (храм свят. Стефана Пермского); ул. Староорловская, 106 (храм Казанской иконы Божией Матери); ул. Мельникова, 7 (храм свв. равноапп. Мефодия и Кирилла). Храмы, строительство которых будет завершено к концу 2013 года: Пятницкое шоссе, 5 (храм Всемилостивого Спаса); ул. Кетчерская, 2 (храм Введения во храм Пресвятой Богородицы); Мичуринский проспект, 70 (храм Иверской иконы Божией Матери); Можайское шоссе, 54 (храм свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси); Судостроительная ул., 48 (храм свт. Спиридона, еп. Тримифунтского); проезд Шокальского, 48 (храм св. прп. Серафима Саровского); ул. Саранская, вл. 1 (храм св. прав. Иоанна Кронштадтского); 1-я Вольская ул., вл.2 (храм иконы Божией Матери Воспитание); Зеленоград, пересечение ул. Александровка и ул. Новокрюковская (храм св. блгв. вел. кн. Александра Невского).

http://pravmir.ru/doklad-patriarxa-kiril...

 Leicestershire Record Office, Leicester, I D 41/18/7. See also 41/18/1–6, 8–9; WSRO, Ep.I/26/2. NRO, ANW 3/21,/25; PD 484/118, fo. 260v. См. Memorial , 82, 104–5; Mann,  Scottish book trade , 38, 49–50;  Anglican canons , 528, 547; Darlow, Moule and Herbert,  Historical catalogue , nos 481, 494, 510–12, 522; Laud, W.,  Works , ed. Scott, W. and Bliss, J., Oxford 1847–60, vi. 457 Google Scholar . RSTC  2216–17, 2226, 2245, 2247, 2284–5, 2305, 2312, 2319, 2331, 2335, 2339.  О Вустерском соборе (1611), см. ссылку 17; о Экзетерском соборе (1615) см. Exeter Cathedral Library, ms 3553, fo. 48v. Бисс подарил свою Библию 1611 года оксфордскому Уэдем-колледжу в день его открытия в 1613 году: Wadham College Library, Oxford, shelfmark J.10.18. О фолианте 1613 года см. Lambeth Palace Library, 185 1613, sig. A2v. Pollard,  Records , 65–7; Norton,  Textual history , 47. Спарк в 1641 году отмечал, что спрос на Библии ин-фолио в 1629 году «заставил кембриджские типографии отпечатать их», на что королевская типография ответила собственным изданием ин-фолио:  Scintilla , 1; Green,  Print , 53. Например, церковь в норфолкском Дентоне или церковь Св. Албания на Вуд-стрит в Лондоне: NRO, PD 136/57 (unfoliated: inventory dated 25 Apr. 1613); London Metropolitan Archives, 7673/1, fo. 115r (1625). См., например, серию предписаний нескольким приходским церквам Нориджа в 1613-1618: NRO, ANW 3/17a, 20–1. SHC, D/D/Ca 204 (unfoliated: Charlton Mackerell, 1617), 220 (unfoliated: Murlinch, 1620); Lichfield Record Office, B/V/1/48, p. 1 (1626). WSRO, Par 106 9/1, fo. 19v (уплачено 40 шиллингов за новую Библию, получено 12 шиллингов за старую); SHC, D/D/SAS SE14, fo. 6 (соответственно, 50 ш. и  13 ш. 4 пенса); D/P/blag 4/1/1 (без переплета, 1619 г.: 46 ш. за новую, 9 ш. за старую); London Metropolitan Archives, 577/1, fos 30v–1r (47 и 20 ш. соответственно); GRO, P34 CW 2/1, fo. 4r (44 ш. 8 п.  и 8 ш.  6 п.); DHC, Chudleigh PW1, pp. 365, 367 (46 ш.  8 п. и 10 ш. ); D1815 Z P21, pp. 70, 74 (40 ш. и 14 ш.); NDRO, 1677A/PW1 (без переплета, 1612–1613 гг.: 56 ш.  и 10 ш. ); NRO, PD 59/54, fo. 57r (за новую уплачено 37 ш. ).

http://bogoslov.ru/article/6027082

канд. ист. Наук: 07.00.02/Ин-т Рос. ист. АН; Центр ист. религии и церкви. М., 1999. 301 с. 8 . Заславский В.Б. Владыка Григорий//Слово жизни. Ташкент. 1993. 36. 9 . Заславский В.Б., Липаков Е.В. Григорий (Полетаев)//Православная энциклопедия. Т. XII. М.: 2006. С. 579–580. 10 . Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Казань, 1892. Вып. 2. С. 185–186. 11 . Из города Омска//Известия по Казанской епархии. Казань: 1899. 24. С. 1107. 12 . О назначении члена Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета//Известия по Казанской епархии. Казань, 1888. 4. С. 75. 13 . Преосвященный Григорий, епископ Омский и Семипалатинский: Биографический очерк: (По случаю 45-летия служения в священном сане). Омск: редакция Омских епархиальных ведомостей, 1900. 25 с. 14 . Прибавление к Церковному вестнику. 1891. 6. С. 186–187. 15 . Туркестанские ведомости 1893. 1, 17, 19, 20, 21, 25, 28, 31, 33, 39, 44, 48; 1895. 27; 1922. 48, 49. 16 . Речь архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира на торжественном акте празднования 125-летия Ташкентской и Среднеазиатской (Туркестанской) епархии РПЦ//ЖМП. 1997. Специальный выпуск. С. 54–57. 17 . Харлампович К.В. Казанская Духовная Академия новая (1842–1907). Исторический очерк//Православная Богословская энциклопедия, T.VIII. – СПб., 1907. С. 716, 733. 18 . Шихатов И. Первосвященник: [О епископе Григории (Л. Полетаеве)]//Вечерний Омск. 1994. 3 декабря. С. 3. Литература 1 Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох (1884–1921): Дис. канд. ист. Наук: 07.00.02/Ин-т Рос. ист. АН; Центр ист. религии и церкви. М., 1999. 81–132. 2 Гвоздев И. Двадцатипятилетие Казанской духовной академии. Историческая записка. Казань, 1868. С. 67. 3 Заславский В.Б., Липаков Е.В. Т.12. Григорий//Православная энциклопедия. Т. 12.4 НАРТ Ф. 10. Оп. 1. Д. 2342 1864 года. С формулярными списками лиц, служащих в Академии в 1864 году. Нач. 7.08.64. 5 Заславский В.Б., там же. 6 Там же. 7 НАРТ Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А признать этот принцип, эту точку зрения почти необходимо ввиду того, что только с этой точки зрения вполне удовлетворительно объясняется отличие Мк.8:29–33 от Мф.16:16–23 ; Лк.9:21 ; Ин.6:69 . Но едва ли можно отрицать и то, что этот принцип объясняет многое в евангелии от Марка, но не все; трудно, например, объяснить этим принципом умолчание о том, что именно ап. Петр обратился к Христу со словами: «народ теснит Тебя» и т.д. ( Лк.8:45 ; Мк.5:31 ); что он был вместе с Иоанном послан приготовить пасху ( Лк.22:8 ; Мк.14:13 ); что он ударил мечом раба первосвященникова ( Ин.18:10 ; Мк.14:47 ) 1122 , что Господь повелел ему возвратить меч в ножны ( Мф.26:51–54 ; Мк.14:48–53 ) и, коснувшись уха раба, исцелил его ( Лк.22:51 ); что, наконец, взгляд Господа на отрекшегося апостола напомнил ему его обещания и возбудил в нем глубокое раскаяние ( Лк.22:61 ). А если так трудно проследить проявления этого принципа во всех отдельных случаях, то без сомнения еще труднее, – чтобы не сказать: совершенно невозможно, – путем анализа всех этих случаев придти к признанию этого принципа единственным руководительным началом евангелия от Марка, насколько оно излагает историю апостола Петра. Можно поэтому полагать, что, не зная из предания о том, что это евангелие написано на основании проповеди ап. Петра, исследователь никаким образом не пришел бы к этому убеждению, анализируя историю ап. Петра в евангелии от Марка; напротив, так как евангелие от Марка несомненно более чем всякое другое евангелие представляет данных, например, об ап. Иакове 1123 , то исследователь находился бы в опасности пойти ложным путем и придти к ложному результату. Остается на основании всего сказанного дать короткий ответ на поставленные три вопроса о состоятельности древнего предания относительно источников евангелий от Марка и от Луки. 1 . На вопрос первой из трех форм: таковы ли внутренние признаки евангелий, что на основании их можно придти к заключению, что евангелие от Марка есть сокращение проповеди ап. Петра, а евангелие от Луки проповеди ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

…Клиффорд Уильям Кингдом (1845—1879) – английский писатель и философ; отстаивал концепцию «племенной личности», из которой выводил мораль тоталитарного толка: всякая личность должна развиваться к вящей пользе племени. 44 Евгеника – учение о наследственности, связующее генетику, медицину и психологию; ставит совершенствование человека в зависимость от его биологических структур. Критике этого учения Честертон посвятил книгу «Евгеника и прочее зло». 45 Вопрос… освещен в Книге Исход. – Имеются в виду следующие строки: «Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него». (Исх., 4, 3.). 46 …рассказ Уэллса об искривлении пространства. – Речь идет о рассказе «Замечательный случай с глазами Дэвидсона» (1895). 47 Чудо в Кане Галилейской – превращение воды в вино (Ин., 2, 1—11). 48 …чудесный улов. – Евангельская притча: Симон Петр, Иаков и Иоанн «трудились всю ночь» на озере Геннисаретском, «но ничего не поймали». Тогда Иисус сказал Симону: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». И было столько рыбы в сетях, что лодки начали тонуть. Лк., 5, 6—10. 49 …о знамении Ионы-пророка – т.е. о знамении ветхозаветному пророку Ионе в городе Ниневии (см. Книгу Ионы, а в Новом Завете – Ин., 3, 4; Лк., 11, 29—30). 50 Черный камень. – Имеется в виду метеоритное тело Кааба в Мекке, вмонтированное в каменное сооружение кубической формы; символ могущества Аллаха. Считается главным святилищем ислама. 51 Абдул Хамид II (1842—1918) – турецкий султан, прозванный «кровавым» за армянскую резню 1894 г. Правил с 1876 по 1909 г. 52 Голсуорси Джон (1867—1933) – английский писатель. 53 «Прекрасны грозные моря в краю волшебном фей». – Строки из «Оды соловью» (1819) Джона Китса (1795—1881). 54 …один старинный поэт назвал Ричарда III вепрем. – Шекспир В. Ричард III, акт I, сц. 3; акт III, сц. 2. На гербе Ричарда III был изображен дикий кабан (вепрь). 55 Питт Младший Уильям (1759—1806) – английский политический деятель. 56 Гладстон Уильям Юарт (1809—1898) – английский политический деятель, премьер-министр Великобритании с 1868 по 1874 г. 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010