Разделы портала «Азбука веры» Ложь – обман, намеренное искажение правды, истины . По объяснению святых отцов, ложными могут быть мысли, слова, знания, впечатления, представления, учения, жизненный опыт, жизненные пути. Изобретателем (отцом) лжи является диавол : « Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи » ( Ин.8:44 ). Девятая заповедь однозначно запрещает ложное свидетельство на ближнего. На страницах Священного Писания также часто встречаются слова, однокоренные со словом «ложь»: лжесвидетельство, лжесвидетели ( Мф.26:59-60 ) , лжепророки ( Мф.7:15 ) , лжеучители ( 2Пет.2:1 ) , лжебратья ( 2Кор.11:26 ) , лжеапостолы ( 2Кор.1:13 ) , лжехристы ( Мф.24:24 ) . Какие виды грехов являются разновидностью лжи? Помимо обмана сюда можно отнести клевету , умышленное извращение правосудия в суде, лицемерие , лесть , распространение сплетен. Бывают ли негреховные виды лжи (ложь во благо)? Ложь – намеренный обман ближнего в словах или иных внешних действиях, является грехом по роду. Согласно «Пространному христианскому катехизису», непозволительна даже такая ложь, «при которой нет намерения вредить ближнему». В Священном Писании находится предостережение: «Не желай говорить какую бы то ни было ложь» ( Сир.7:13 ). Причиной ее аморальности является то, что «всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви» (Пространный христианский катихизис). Прп. Никодим Святогорец предостерегает: «Всякая ложь, какой бы она ни была, как бы она ни говорилась, является грехом и пагубой, и христианам совсем не к лицу лгать, ибо это становится дурной привычкой». Правда, иногда мы встречаем в Священном Писании примеры того, как ложь служила к пользе (по крайней мере, к сиюминутной пользе) ближних. Например, Раав, обманув посланников царя Иерихонского, спасла тем самым жизнь посланных Иисусом Навином соглядатаев ( Нав.2:1-5 ). Впоследствии на неё, как на пример, указывал апостол Иаков: « Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? » ( Иак.2:24-25 ). На неё же указывал апостол Павел: « Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными » ( Евр.11:31 ). Однако подобного рода примеры всё же являются случаями исключительными и не опровергают того положения, что «уста лживые – мерзость пред Господом».

http://azbyka.ru/lozh

Разделы портала «Азбука веры» Несёт ли человек ответственность за свои грехи, если они являются результатом его генов или дурного воспитания? Похожие вопросы 6 Ответов Ответ св. Петра Могилы : Вопрос 21. Какое понятие должно иметь о злых ангелах? Ответ. Злые ангелы сотворены от Бога добрыми; ибо что Бог сотворил, то сотворил Он добрым; но они сделались злыми по собственной воле. Как свидетельствует Господь наш о начальнике их: «он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко ложь есть и отец лжи» ( Ин. 8, 44 ). Они виновники всякого нечестия, хулители Божеского величия, развратители человеческих душ, сами и орудия их, как говорит Писание: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Петр. 5, 8 ). Впрочем, надобно знать, что демоны не могут употребить насилия ни над одним человеком, ни над другою какою-либо тварию, если Бог не попустит им, как свидетельствует о том Писание: «беси же моляху Его, глаголюще: аще изгониши ны, повели нам ити в стадо свиное. И рече им: идите» ( Мф. 8, 31–32 ). Сверх того должно всякому знать и то, что они не могут принудить человека ко греху, а только обольщают его искушениями: ибо человек имеет свободную волю, и сей свободе его ни даже Сам Бог не делает какого-либо насилия или принуждения. Поелику же они осуждены навек, то никогда не могут получить благодати Божией, как сказано: «идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф. 25, 41 ). (Св. Петр Могила . Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной). У человека может быть какая-то предрасположенность к тем или иным грехам в силу перечисленных факторов. Но дело в том, что у каждого человека есть предрасположенность ко злу. И выбор между добром и злом человек делает сам, своей свободной волей. Поэтому он несет ответственность за любой совершенный им грех. Возможно, если человек вырос, например, в семье алкоголиков, то и спрос за пьянство с него будет меньше, чем с того, кто вырос в семье трезвенников, но сам, сознательно пришел к пьянству. Но все равно — выбор в конечном итоге каждый делает сам, и сам ответит за свои грехи.

http://azbyka.ru/vopros/nesjot-li-chelov...

С.И. Остроумов Тексты „И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, Господи, народ сей сделал великий грех, сделал себе золотого бога! Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». ( Исх. 32:31–32 ). „Нищие всегда будут среди земли; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему и нищему твоему в земле твоей». ( Втор. 15:11 ). „Не заграждай рта волу, когда он молотит». ( Втор. 25:14 ). „Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь». ( Пс. 40:2 ). „Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет». ( Пс. 36:25–26 ). „Добрый человек милует и взаймы дает; он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе». ( Пс. 111:5 и Пс. 111:9 ). „Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко». ( Притч. 12:10 ). „Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего». ( Притч. 22:9 ). „Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая; чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф, 6:3–4). Иоанн „сказал им: у кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища, делай тоже». ( Лк. 3:11 ). „Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». ( Лк. 6:36 ). „Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». ( Лк. 16:9 ). „Потому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». ( Ин. 13:35 ). „Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слово Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». ( Деян. 20:34–35 ). „Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится на суде». ( Иак. 2:13 ). „Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях». ( Иак. 1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Сергей Алексеевич [псевд. Аскольдов] (25.02.1871, Москва - 15 или 23.05.1945, Потсдам, Германия), религ. философ. Сын философа А. А. Козлова . В 1895 г. окончил С.-Петербургский ун-т по естественному отд-нию физико-математического фак-та. Одновременно прослушал курсы лекций по философии, истории, языкознанию. Поступил на службу в Департамент таможенных сборов, где занимался химической экспертизой. В 1914 г. получил степень магистра философии за кн. «Мысль и действительность», после чего преподавал в С.-Петербургском ун-те. Принимал участие в изданиях Христианского братства борьбы. Являлся членом Философского об-ва при С.-Петербургском ун-те, членом-учредителем Религиозно-философского об-ва в С.-Петербурге. В то же время был близок к Религиозно-философскому об-ву памяти Вл. Соловьёва (см. ст. Религиозно-философские общества ) и издательству «Путь». В 1922 г. был уволен из Департамента. Преподавал товароведение в Политехническом ин-те. После Октябрьской революции 1917 г. А. стал одним из руководителей полулегальных религиозно-философских кружков в Петрограде, преимущественно молодежных - «Хельфернак» академия), организованная И. М. Андреевским при 5-й школе; затем кружок в «Лентовке» (190-я школа, бывш. гимназия Л. Д. Лентовской), куда в 1922 г. перешел работать И. М. Андреевский; А. преподавал здесь психологию. На базе этого кружка, после прекращения его занятий весной 1925 г. образовался богословский кружок. Осенью 1926 г. он был преобразован в Братство прп. Серафима Саровского. Братство ставило перед собой цель путем духовного подвижничества спасти Россию. И кружок, и Братство придерживались безусловного признания Патриаршей Церкви. Известны доклады А. в Братстве: «О Церкви, об откровениях, о догматах» (22 мая 1927), «О неполном отрешении Православия от монофизитства» (30 нояб. и 4 дек. 1927), «О символическом значении русской азбуки». В 1928 г. члены Братства, в т. ч. и А., были арестованы. Места ссылок А.: Рыбинск; дер. Шарьил (Шоръив?) (Кунибский сельсовет, Визингский р-н, Коми (Зырянская) авт. обл., 1928-1930); Сыктывкар; Новгород (1933-1941). В Новгороде А. преподавал математику частным образом и в школе. Оказавшись во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории, переехал в Ригу, жил в Праге и Берлине, затем обосновался в Потсдаме, к-рый после окончания войны вошел в советскую оккупационную зону. А. не был арестован: он умер 15 мая (по указанию Андреевского) или 23 мая (по указанию Б. А. Филиппова).

http://pravenc.ru/text/64524.html

Сия писана быша, да веруете яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его ( Ин.20:31 ) Мудры и святы уставы нашей православной Церкви, всякое благое дело благословляет она начинать и оканчивать молением, прошением и благодарением, и ныне собрались мы в Храме Бога живого принести в наступивший день новолетия – искреннее благодарение Подателю жизни Господу нашему Иисусу Христу за сохранение нас в прошедший и вместе с тем испросить у Него милостей для наступившей новолетней годины. Волей Божьей из христиан православных в истекший год многие переселились из настоящей плачевной юдоли в мир вечности: алчная смерть равнодушно похищала то дитя из рук любвеобильной матери, то жену из объятий мужа, то отца из среды необеспеченных его детей, то богатого силами юношу, надежду и опору старости, то цветущую красотою девицу, проходя мимо усталого жизнью, убелённого сединою, маститого старца. Не сохраняли от её захватов ни вопли, ни рыдания сирот, ни слава и богатство, ни мощное телесное здоровье, ни земное человеческое счастье. А мы между тем вступаем в новолетие, волей Божьей, которая даёт людям дыхание и дух ходящим по земле ( Ис.42:5 ), начали продолжать своё существование, пользоваться тем даром, который для нас милее всего на свете, драгоценнее всех земных благ, с которым мы расстаёмся, когда настанет время, с потоком слёз, горем, рыданием, вообще с нравственной и физической борьбой. Это последнее указывает нам на величие дара, каким мы пользуемся теперь и какого лишаются, по-видимому, переселившиеся уже от нас в жизнь загробную. Возблагодарим же Господа жизнодавца, сохранившего нам дар жизни и в наступившее новолетие ( Деян.17:25 ). Но дар жизни нашей поддерживается Господом для прославления дел Божественных, чтобы сиять подвигами веры и благочестия на славу Божию и спасение нас грешных. Так, во время оно, праведники верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львом, угасиша силу огненную, избегоша острие меча, возмогаша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих ( Евр.11:33–34 ). Едва ли кто из предстоящих здесь может сказать о себе, что он живёт теперь, как избранник Божественный, как праведник, что в своих действиях не виновен ни перед Богом, ни перед людьми. Не говорит ли совесть каждому из нас, что вся жизнь наша по преимуществу в беззакониях проходит, и живём мы не ради славы Божьей, но только по долготерпеливому милосердию к нам Божественному, и должны жить для приготовления себя к жизни лучшей, счастливой по-христиански, от которой будет зависеть вечная участь наша в жизни загробной.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Скачать epub pdf Алфавит Библии Стих I Апостол Павел говорит верным: «Во Христе Иисусе, вы, некогда бывшие далеко 2 , стали близки Кровию Христовою. Вы уже не чужие и пришельцы, но сограждане святых и свои Богу, будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем 3 на котором все здание... стройно возрастает в... храм, посвященный Господу, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» ( Еф.2:13, 19–22 ). Апостол Петр говорит верным: «Мы имеем верное пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда 4 в сердцах ваших. Никогда пророчество не было произносимо по произволу человеческому, но изрекали оное святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» ( 2Пет. 1:19, 21 ). Спаситель глаголет иудеям неверующим: «Исследуйте Писания, ибо вы сами думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.» ( Ин. 5:39, 40, 46 ). Пророк Исаия говорит таким людям: «Всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; он говорит: «не могу, потому что она запечатана». Или подают сию книгу тому, кто не умеет читать книги, и говорят: «прочитай ее»; он говорит: «я не умею читать книг» ( Ис. 29:11, 12 ). Апостол Павел 5 говорит о таких: «Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, поскольку Христос есть конец закона, к оправданию всякого верующего.» ( Рим. 10:3–4 ). Спаситель по воскресении Своем говорил двум ученикам на пути в Эммаус: «О, несмысленные и медлительные сердцем в веровании всему тому, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало Христу пострадать и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк. 24:25–27 ). Тогда они сказали друг другу: «не горело ли в нас сердце.., когда Он говорил с нами на дороге и... изъяснял нам Писания?» ( Лк. 24:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Скачать epub pdf Глава 22 Притча о брачном пире ( Мф.22:1–14 ). Ответ фарисеям о дани кесарю ( Мф.22:15–22 ). Ответ саддукеям о воскресении ( Мф.22:23–33 ). О наибольшей заповеди в законе ( Мф.22:34–40 ). Христос – чей сын ( Мф.22:41–46 ). Мф.22:1 . Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: «Продолжая говорить»: собственно – отвечая ( ποχριυει’ξ), т.е. на враждебное покушение фарисеев схватить Иисуса Христа, не приведенное в исполнение только по страху пред народом ( Мф.21:46 ), Господь отвечал им новым обличением приточным – о пире брачном. «Справедливо эта притча предлагается после предыдущей притчи. Сказав в предыдущей беседе: и «дано будет» (царство Божие) «народу, приносящему плоды его», Иисус Христос показывает здесь, какому оно дастся народу» (Злат.). Мф.22:2 . Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего «Царство Небесное подобно» и пр.: см. прим. к. Мф.3:2 и Мф.13:1 ; т.е. Бог действует в отношении к людям, призываемым в царство Мессии так же, как некоторый царь и пр. – «Человеку царю, который» и пр.: царем называется здесь Бог Отец – Царь всего мира; Сын Его жених (ср. Мф.25:1 ; Откр.21:2,9 ), – Мессия, Господь Иисус; брачный пир – учреждение царства Мессии, или церкви Христовой в мире (ср. Мф.9:15 ; Еф.5:27 ). «Почему Царство Небесное называется пиром брачным? Дабы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем, познал то, что там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости. Поэтому и Иоанн называет Его женихом ( Ин.3:29 )» (Злат.). Притча эта очевидно изображает отвержение иудеев и призвание язычников. Евангелие прежде всего предназначено и проповедано иудеям как народу избранному, но в своем ослеплении они отвергли его; тогда оно обращено было к язычникам, и они приняли его, – такова мысль, лежащая в основе притчи. Что касается до подробностей и частностей, то многие из них служат лишь простым украшением образной речи и не заключают в себе таинственного знаменования (ср. прим. к Мф.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Слово в Родительскую Субботу Когда умирает человек, так понятны и естественны рыдания и слезы. И чем ближе к нам умерший, тем тяжелее наше горе. При взгляде на покойника мы с болью сердечной думаем: уже не увидим мы больше дорогого нам лица, не услышим милого нам голоса. А что скажет мать перед гробом своего сына, будет ли то младенец или юноша, кормитель и опора ее в старости! Велика скорбь супруга при виде умершей жены, детей при виде умерших родителей. Кто же утешит этих плачущих и рыдающих? Их утешит только Христос Спаситель. Он отвечает всем скорбящим у гроба близких им покойников: Не плачьте! Они не умерли, а уснули. Покойники не ушли навсегда от вас. Пусть долгим будет их сон, но все же он кончится. Не плачь, мать! Ты своего сына дорогого увидишь. Не скорби, жена, о разлуке со своим мужем: вы будете снова вместе. Все мы опять будем с родными и дорогими нам людьми, хотя и умершими. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25). По учению нашей Святой Православной Церкви смерть существует только для тела. Душа наша бессмертна. Получив начало от Бога через рождение наше от родителей своих, мы душою своею ни на одно мгновение не умираем, ибо умереть не можем. Что есть смерть? Смерть – это разлучение души с телом. Душа оставляет тело, а тело разрушается – разлагается на свои составные химические элементы, ибо тело материально. Правда, тела иных людей, угодных Богу, остаются нетленными по Божией воле. Но почти все тела разрушаются. Настанет пора общего воскресения людей, и тогда тела наши, разложенные на свои элементы, вновь соединятся с нашими душами. Но тело тогда наше будет иное: оно не будет иметь нужды ни в пище, ни в питье, ни в отправлении других своих функций. Как долго будет продолжаться период разлуки тела с душою, ведомо сие Единому Богу. Но единение это несомненно будет. Но что же мы слышим на это светлое учение Святой Церкви нашей? И смеялись над Ним, зная, что она умерла (Лк. 8, 53). Не верили словам Спасителя, что дочь Иаира уснула и что она восстанет. Почему не верили? Потому, что видели ее умершей... Так и ныне смеются над учением Церкви Христовой о воскресении тела нашего, о том, что душа наша никогда не умирает, что будет вечная загробная жизнь. Человек, говорят иные, живет только до гроба, а потом его уже нет. После смерти ничего не остается от человека. На его могиле будет расти только лопух, и ничего больше от мертвеца не останется, как говорил нигилист Базаров. И уже хладом, унынием, ужасом веет на нас... Неужели это правда? Неужели ничего не останется после жизни человека? Неужели никогда мы не увидим своих родных и близких? Неужели и нас вовсе не будет?

http://pravoslavie.ru/49597.html

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 25. О поклонении Христу Теперь нам надлежит рассмотреть то, что принадлежит Христу в отношении нас: Во-первых, поклонение Христу, которым мы поклоняемся Ему: во-вторых, мы исследуем, каким образом Он является Посредником между нами и Богом. Под первым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа: 2) должно ли поклоняться Его плоти поклонением «Latria»; 3) должно ли воздавать поклонение Latria» образу Христа: 4) должно ли воздавать «Latria» кресту Христову: 5) [должно ли воздавать Latria " ] Его Матери: 6) о поклонении святым мощам. Раздел 1 Должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не следует одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа. В самом деле, поклонение Божеству Христа должно быть общо Отцу и Сыну, в связи с чем читаем [в Писании]: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин. 5, 23 ). Но человечество Христа не общо Ему и Отцу. Следовательно, человечеству Христа и Его Божеству не должно поклоняться одинаковым поклонением. Возражение 2. Далее, как говорит Философ, честь в строгом смысле слова является «наградой, присуждаемой за добродетель» 326 . Но добродетель заслуживает награду посредством своего действия. Поэтому коль скоро в Христе действие божественной Природы отличается от действия человеческой природы, о чем уже было сказано (19, 1), то похоже на то, что человечеству Христа должно поклоняться иначе, чем Его Божеству Возражение 3. Далее, если бы душа Христа не была соединена со Словом, то она была бы достойной преклонения по причине превосходства ее мудрости и благодати. Но ее соединение со Словом нисколько не убавило ее достоинства. Следовательно, Его человеческая природа заслуживает приличествующего ей почитания помимо того почитания, которое воздается Его Божеству Этому противоречит сказанное в постановлении Пятого собора 327 : «Если кто-либо говорит, что Христу надлежит поклоняться в двух природах, и поэтому вводит два вида поклонения, но не почитает в едином поклонении Воплощенного Бога Слова одновременно с Его плотью, как Церковь Божия приняла с самого начала, да будет анафема»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Церковный суд имеет одно происхождение с церковным управлением – вообще, как его часть и существенная принадлежность. Но, по своей особенной важности, этот суд особенным образом установлен и выражен Самим Иисусом Христом, как власть вязать и решить. Еще прежде воскресения своего Спаситель обетовал своим апостолам такую власть. «Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» ( Мф.18:16,19 ). А по воскресении действительно даровал ее: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите держатся» ( Ин.20:25 ). При этом особенное дарование Святого Духа апостолам, соединенное с даром этой власти, особенная духовная сила, в ней заключенная, простирающаяся до того, что связанное на земле будет связано на небесах, и разрешенное на земле будет разрешено на небесах, – такие особенности показывают, что это не есть установление только внешнее, естественно необходимое для порядка в обществе верующих, во установление духовное, священное и таинственное. Так понимали свою судную власть в Церкви сами апостолы, когда называли ее оружием не плотским, но крепким силою Божиею, действующим не по внешней, но по духовной жизни человека, «на раззорение твердем: помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово» ( 2Кор.10:2–8 ; 2Кор.13:10 ). Так и действительно апостолы употребляли свое право, когда связывали и разрешали духовным судом падших ( 1Кор. 5:4–5 ; 2Кор.2:8–11 ), когда извергали из общества верующих непокорных учению и правилам их ( 2Сол. 3:8 ; 1Тим.1:20 ), и т.д. Но так как Спаситель сообщил эту власть не исключительно одним своим апостолам, а вообще – своей Церкви ( Мф.18:18 ): то апостолы в свою очередь передали, в той же силе эту власть своим преемникам, пастырям Церкви ( 1Тим. 5:20 ; Тит. 2:15; 5:10 ). Таким образом установился Церковный суд. Церковные правила всех веков, обыкновенно соединяющие в себе узаконения с угрозами и наказаниями для непокорных им, служат положительными свидетельствами этого, во все века самостоятельно действовавшего в Церкви, права судного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010