Следствия по отношению к душе человека Человек в нарушении божественной заповеди обнаружил горделивое восстание против своего Творца, стремление к независимости от Бога, внутренне возжелал сам быть богом. Первым следствием такого отчуждения человека от Бога было то, что душа лишилась благодати Божией, ибо не может быть общения праведности с беззаконием, или света с тьмой ( 2Кор.6:14 ). Лишившись же благодати Божией, укреплявшей естественные силы невинного человека в направлении к добру, человек чрез это сам себя обрекал на духовную смерть, согласно определению Божию: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Смерть души есть не прекращение личного бытия человека, ибо душа бессмертна, но разъединение ее с Богом, в Котором жизнь всего живущего и животворный свет человеческого духа ( Ин.1:4 ; Пс.35:10 ; Иер.2:13; 17:13 ). Ибо мы Им живем и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Вследствие такого разъединения душа хотя сохраняет бытие, но жизнь ее, как отрешенная от высочайшего Источника жизни, принимает ложное, противное ее природе направление. Истинная жизнь духа проявляется в деятельном раскрытии и обнаружении его сил и совершенств сообразно со своим назначением, когда Бог служит целью и главным предметом человеческой любви, знания, всех стремлений; но такая жизнь души без благодати Божией так же невозможна, как невозможна жизнь телесная без пищи и воздуха. Посему насколько человек удаляется от Бога, устремляясь по пути зла, настолько приобщается духовной смерти ( Иак.1:15; 5:20 ; 1Ин.3:14; 5:16–17 ; Рим.1:32; 8:16 и др.), ибо Бог оставляет человека с одними его естественными силами. 353 Отсюда бывают различные степени духовной смерти, как и духовной жизни. Удаляясь от Источника духовной жизни, человек может доходить до такого состояния, когда голос совести умолкает, сердце огрубевает и воля ожесточается во зле ( Иуд.1:19 ; Рим.11:7; 2:5 ; Ин.12:40 ; Мф.13:15 ). Конечно, первые люди еще не ощущали всех ужасов духовной смерти, ибо раскаялись в своем грехе и получили обетование о Спасителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В рамках выставки «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» организованы тематические кинопоказы 11.11.2014 С 12 по 20 ноября 2014 года в кинозале Центрального выставочного зала «Манеж» в Москве пройдут специальные кинопоказы в рамках выставки «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи». Открытие киномарафона состоится 12 ноября в 15.00 в ЦВ3 «Манеж» (кинозал) по адресу пл. Манежная, 1. Для представителей СМИ в 15.30 запланированы пресс-подходы режиссеров Андрея Прошкина, Сергея Мирошниченко и актера Юрия Назарова. Организаторами кинопоказов выступили Фонд гуманитарных проектов и Молодежный центр Союза кинематографистов России. Эпоха Рюриковичей, богатая сюжетами, ставшими частью древнерусского эпоса, народных преданий и фольклорных рассказов, дала неисчерпаемый материал для кинематографистов. К теме Крещения Руси, подвигов героев, преодоления ордынского ига, борьбы с иноземными захватчиками, создания сильного и самобытного Российского государства обращались такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Андрей Тарковский, Геннадий Васильев, Игорь Масленников, Андрей Прошкин и др. Программа кинопоказов разделена на два дня киномарафона: по четным дням (12, 14, 16, 18, 20 ноября) представлена анимация для детей, ретроспектива художественных фильмов «От далекого прошлого до наших дней», а также картины документального экрана «К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» и «История внутри нас». По нечетным дням (13, 15, 17, 19 ноября) будет показана ретроспектива художественных фильмов «От далекого прошлого до наших дней», фильмы документального экрана «Личность в истории: властители, воины, полководцы» и фильмы цикла «Земное и небесное». Подробная программа киномарафона во вложении. Программа кинопоказов объединила художественные картины, снятые киностудиями «Мосфильм», им М. Горького, «Ленфильм» и вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа, а также полнометражные игровые, документальные, телевизионные, научно-популярные и анимационные фильмы, представляющие интерес для каждого посетителя киномарафона, увлеченного историей России. Показы будут проходить в кинозале ЦВЗ «Манеж» с 12 по 20 ноября включительно с 10.00 до 22.00. Вход свободный. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.11.2014 20:16:51

http://drevo-info.ru/news/18007.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТИНА [евр.   греч. λθεια; лат. veritas], основополагающее религ., богословское и философское понятие. В соответствии с христ. вероучением, высшая Истина - это Сам Бог (ср.: Иер 10. 10; Ин 14. 6), от Которого происходит любая тварная И.: как И. бытия, т. е. самотождественность тварных вещей и их открытость для человеческого разума, так и И. познания, т. е. способность человека приобретать достоверное знание о Боге и мире. И. в Священном Писании Ветхий Завет В синодальном переводе слово «истина» обычно используется для передачи древнеевр. слова   и реже для передачи происходящего от того же корня слова  (имеется неск. исключений:  - Притч 16. 13;   - Ис 11. 4;   - Ис 33. 15, 45. 19; «Бог истины» в Ис 65. 16 передает выражение    ). В Септуагинте в соответствующих контекстах, как правило, стоит λθεια или др. слова от того же корня. Первоначальное значение слова   - «надежность», «верность». Блудница Раав, принявшая в Иерихоне посланных Иисусом Навином соглядатаев, просит их поклясться в том, что они пощадят «дом отца» ее, и дать ей «верный знак» (     - Нав 2. 12) В Книге Притчей Соломоновых говорится о том, что «сеющему правду» предназначена «награда верная» (     - Притч 11. 18). Слово   употребляется в значении «правда», «справедливость» в сочетаниях со словами «милость»  и «мир»   «И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду     господину моему или нет?» (Быт 24. 49). В синодальном переводе и в Септуагинте в подобных контекстах  часто понимается как «истина»: «Милость и истина     сретятся...» (Пс 84. 11). В нек-рых случаях употребления слова   в значении «нечто надежное, верное» оно может также быть понято и как «нечто истинное». Так, царица Савская, обращаясь к Соломону, сказала: «...верно   то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей» (3 Цар 10. 6); переводчики Септуагинты для передачи слова   используют прилагательное ληθινς: «...истинно то слово, которое я услышала» (ληθινς λγος ν κουσα). Немало и др. случаев, когда Септуагинта понимает   как «истина», в то время как в синодальном переводе делается попытка передать более точное значение. Напр., в кн. Второзаконие говорится о том, что если пройдет слух, будто жители какого-то города склоняются к язычеству, то это дело необходимо исследовать: «...и если это точная правда    , что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча» (Втор 13. 14-15); в Септуагинте словам «это точная правда» соответствует ληθς σαφς λγος, «это бесспорная истина».

http://pravenc.ru/text/675021.html

Бурхард отмечает 67 параллелей-перекличек «И. и А.» с «Метаморфозами» Апулея, 40 - с «Хереем и Каллироей» Харитона, 25 - с «Габрокомом и Антией» Ксенофонта Эфесского (см. индекс источников: Burchard. 1983). Различия сопоставляемых элементов имеют системный характер. То, что в «И. и А.» первично, жизненно, сакрально, в греч. романе имеет характер искусного, литературного, художественного, психологического. Так, во время посвящения в мистерии Асенефу, словно пчелиную матку («царицу»), облепляют вылетевшие из сота чудесные белые пчелы в золотых коронах с пестрыми крыльями (возможно, этот образ вдохновляется иконографией Артемиды Величайшей Эфесской, см.: Касьян. 2004); про Каллирою говорится, что царицами рождаются подобно царицам пчелиного роя: когда Каллироя вышла из храма, все непроизвольно потянулись за нею, будто рой пчел за избранной за красоту своей владычицей ( Chariton Aphrodisiensis. De Chaerea et Callirhoe. II 3. 10). В одном случае «реальная» мистериальная сцена, в другом - красивое сравнение. Если К. Кереньи и Р. Меркельбах и др. ученые этого направления извлекали мистериальный «подтекст» греч. любовных романов путем сложных и спорных герменевтических процедур ( Chesnutt. 1995), то в «И. и А.» мистериальная сцена находится в центре, а происходящее именуется «мистерией Всевышнего». Вероятно, разумней предположить выветривание чуждой религиозности ради лит. занимательности и изящного образа, чем обратный путь от романа к откровению. К тому же «И. и А.» по объему меньше самого краткого греч. романа. При лит. классификации этот апокриф можно назвать символической повестью. Параллели с НЗ Первоначальное отнесение «И. и А.» к христ. сочинениям основывалось на наличии ряда значимых выражений, к-рые кажутся цитатами из НЗ: «хлеб жизни» (ср.: Ин 6. 48), «чаша благословения» (ср.: 1 Кор 10. 16), «книга жизни» (ср.: Флп 4. 3; Откр 3. 5; 20. 12, 15; 22. 19), «дар духа» (ср.: Деян 2. 38; 10. 45), «дух мудрости» (ср.: Еф 1. 17; 1 Кор 12. 8), «дух истины» (ср.: Ин 15. 26; 16. 13), «дух жизни» (ср.: Откр 11. 11; Рим 8. 2). Обращает на себя внимание выражение παρθνος (девственник) применительно к Иосифу (ср.: Откр 14. 4). Иосиф именуется «первородным сыном Божьим» (Iosephus et Aseneth. 21. 4; ср.: Рим 8. 29 (об Иисусе Христе); см., напр.: Burchard. 1987; Dschulnigg. 1989; Chesnutt. 1995; Idem. 1989; Lindars. 1987). Однако у этих выражений есть прототипы в Септуагинте и межзаветной лит-ре, и уникальное сходство между «И. и А.» и НЗ объясняется общей идейной средой ( Брагинская, Виноградов, Шмаина-Великанова. 2010. C. 256-257).

http://pravenc.ru/text/673673.html

Ветхозаветные чудеса, сопровождаясь большей частью трудностями в совершении их и колебаниями со стороны совершителей их, нуждаются весьма часто, как во вспомогательных средствах, во внешних орудиях, при посредстве которых и совершаются 1 . Моисей и Аарон пользуются жезлом при совершении весьма многих чудес, Так, по повелению Божию к Моисею, Аарон простертым жезлом обращает воду в кровь ( Исх.7:20 ), изводит жаб на землю Египетскую и обращает персть земную в насекомых для наказания людей ( Исх.8:6–17 ); жезлом Моисей производит град и громы ( Исх.9:23 ), жезлом наводит саранчу на Египет ( Исх.10:13 ), жезлом разделяет Чермное море на две половины и образует сухое дно ( Исх.14:16 ), жезлом изводит воду из камня ( Исх.17:6 ); в других случаях, при совершении чуда, Моисей пользуется иными осязательными орудиями; так, при помощи указанного ему Богом дерева обращает горькую воду в сладкую ( Исх.15:25 ). Пророк Илия своей милостью разделяет Иордан ( 4Цар.2:8 ) и затем, при посредстве Илиной милоти, совершает тоже чудо пр. Елисей ( 4Цар.2:13 ). При посредстве соли пр. Елисей превращает вредные Иерихонские воды в здоровые ( 4Цар.2:20–22 ). В отличие от указанных совершителей чудес, Господь Иисус Христос одним словом исцеляет сухорукого ( Мф.12:13 ), прикосновением очищает прокаженного ( Мф.8:3 ), исцеляет слепцов ( Мф.20:34 ) и мн. др. Если и пользуется Господь Иисус Христос веществом при совершении чуда, то заимствованным не извне, а от Самого Себя; так слюной исцеляет косноязычного ( Мк.7:33 ), делает зрячим слепца ( Мк.8:23 ). Причем, из практики чудес Господа Иисуса Христа можно видеть, что Он пользуется тем или другим веществом, как орудием совершения чуда, произвольно, а не необходимо; так, например, Он исцеляет слепца брением и повелением умыться в Силоамской купели ( Ин.9:6 ). В таких случаях, хотя Господь Иисус Христос действовал посредством видимых знаков по особым премудрым целям, но, главным образом, могущество Его проявлялось в слове. Далее, чудеса Моисея, ветхозаветных праведников и последователей Христовых, совершаются во имя и во славу Божию ( Исх.14:13 ; Деян.3:6 ); могущество их проявляющееся в чудесах, заимствовано от Бога, как дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Таким образом, Христос сознает Себя одним Лицом. А что Лицо это было Божеское, об этом ясно говорит Сам Христос ученикам Своим пред смертью Своею: «Я исшел от Отца, и пришел в мир; и опять оставляю мир, и иду к Отцу» ( Ин.16:28 ). Смысл этих слов понятен: как до воплощения, так и по воплощению Христос остается одною и тою же Личностью Божескою, воспринявшею после воплощения в неразрывное единство природу человеческую. Следствием соединения в одном Лице Богочеловека божеской и человеческой природы является внутреннее общение в Нем, божеских и человеческих свойств. Отсюда, в тех местах Откровения, в которых Иисус Христос называется Сыном Божьим и Господом славы, говорится также о Нем, что Его иудей убили ( Деян.3:13 и 15), распяли ( 1Кор.2:8 ); и наоборот, в тех местах Писания, в которых Христос называется сыном человеческим и человеком. Ему усвояется вездесущие (божеское свойство) ( Ин.3:13 ) и божеское поклонение ( Филип.2:10 ). Раскрытие догмата воплощения Сына Божьего на вселенских соборах Догмат о воплощении Сына Божьего, будучи в существенных чертах раскрыт в Свящ. Писании, получает известную законченность для христианского сознания в период вселенских соборов. На первом вселенском соборе раскрывается преимущественно вопрос о природе Иисуса Христа, вызванный, как известно, ересью Александрийского священника Ария. Его лжеучение может быть представлено в следующем виде. Один Бог Отец есть в собственном смысле истинный Бог; природа же Иисуса Христа отлична от природы Бога Отца, и потому Он находится к Богу Отцу в подчиненном отношении. Отвергнув учение о безначальном (от вечности) рождении Сына из сущности Отца, Арий утверждал, что Сын Божий имеет начало бытия. Употребив вместо термина, «рожден», «сотворен», Арий на этом основании учил, что, как творение, Сын Божий не равен Богу Отцу и не единосущен Ему. Как творение Сын Божий подлежит условиям ограниченности и не имеет божественных совершенств. Все могущества, все ведения и др., впрочем, рассуждает Арий, если Сын Божий и не истинный Бог, все же может быть назван Богом в переносною смысле, по усыновлению от Бога Отца, как образ Его совершенств.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Тогда (5–8) дьявол поднял Иисуса на высокую гору, откуда был виден весь мир. На правах князя этого мира ( Ин. 12:31 ) дьявол предложил отдать свою власть Иисусу, если Тот признает приоритет дьявола. На этот раз искушение было менее тонким. На самом деле мир не принадлежит дьяволу , и его обещаниям нельзя доверять. Более того, поклоняться дьяволу и одновременно служить Богу невозможно ( Втор. 6:13 ). В конце концов (9–12) дьявол , загнанный в угол цитатами из Писания, попытался использовать Писание в собственных интересах. Он объявил Иисусу, что утверждение в Пс. 90:11,12 дает Ему право броситься с крыла храма вниз в долину Кедрон. Дьявол заявил, что этот поступок послужил бы доказательством того, что Иисус полностью доверяется Богу, как Сын Отцу. В действительности это было бы проявлением недоверия: не следует испытывать того, кому полностью доверяешь, особенно если это Господь Бог ( Втор. 6:16 ). Приняв предложение дьявола, Иисус продемонстрировал бы неверие в то, что Он – Сын Божий и что Его Отцу можно доверять. Так, дьявол каждый раз оказывался побежденным и на какое–то время оставил свои попытки. Хотя дьявол больше не упоминался впрямую до 22:3, он продолжал действовать и в промежуточный период (напр.: 13:16 и др.). Все искушения были направлены против Иисуса как Сына Божьего. Соблазняя Его завоевать людское доверие способностью творить чудеса, они не затрагивали непосредственно Его мессианское служение, но были направлены на то, чтобы испортить личные отношения Иисуса с Богом, которые лежали в основании Его статуса Мессии. Но если Израиль, находясь в пустыне, проявил недоверие и непослушание Богу ( Втор. 6–8 ), то Мессия оставался верящим и послушным. 4:14 – 9:50 Служение Иисуса в Галилее 4:14 – 5:11 Благие вести о Царстве 4:14,15 Вводное резюме (ср.: Мф. 4:12–17 ; Мк. 1:14,15 ). Лука начинает повествование о проповеднической деятельности Иисуса с краткого изложения, которое показывает, что Иисус действовал как Учитель, что Он производил яркое впечатление на людей из разных мест, в результате чего немедленно прославился.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В России растет число православных, но лишь немногие регулярно посещают храм, причащаются и молятся 04.07.2014 Доля россиян , относящих себя к православным , выросла с 52% в 1997 году до 68% в текущем, сообщают социологи ФОМ. В ходе опроса, который они проводили в конце мая в 100 населенных пунктах 43 субъектов РФ с участием 1500 респондентов, 19% его участников сообщили, что не считают себя верующими, 6% исповедуют ислам, к неправославным христианским конфессиям (католики, протестанты, униаты, баптисты и др.) причисляют себя в целом 1% респондентов. При этом, как выяснилось, сегодня лишь 13% православных посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Большую же часть православных можно назвать полувоцерковленными (29%) и немного воцерковленными (27%), но в этом году их число сократилось (по 4%), а больше стало слабо (с 16% до 22%) и очень слабо воцерковленных (с 8% до 10%). На вопрос социологов " Как часто вы обычно посещаете храм? " треть респондентов (32%) признались, что никогда там не были. Каждый пятый (19%) бывает в храме несколько раз в год, каждый шестой (18%) один-два раза в год, каждый седьмой (14%) - реже одного раза. 8% подтвердили, что ходят в храм каждый месяц. Причащаются граждане еще реже: 63% респондентов никогда этого не делали, по 10% - реже одного раза в год или один/два раза в год, 4% - несколько раз в год. Большинство опрошенных (76%) сообщили, что практически не соблюдают церковных постов, 7% - только Великий пост, 4% - Великий пост и некоторые другие посты. Лишь 2% соблюдают все главные посты. 41% опрошенных сообщили, что практически никогда не молятся, 29% молятся " своими молитвами " , еще 13% - иногда своими, а иногда церковными молитвами, 6% - исключительно церковными. При этом 59% сообщили, что никогда не читали Евангелие и другие тексты, положенные христианам для чтения (с той или иной периодичностью читают в целом 13%). Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.07.2014 17:13:52

http://drevo-info.ru/news/17387.html

Внутреннее сознание постоянно свидетельствует человеку о незначительности и недостаточности второго элемента покаяния, как жертвы: сатисфакции или перенесения наказаний за грехи. Он, по своим размерам, должен быть пропорционален злу, вносимому грехом в мир, т. е. бесконечен. Но безграничное, вообще, не в природе человека, невозможны в отношении к человеку и бесконечные, по своей силе и размерам, страдания, как достаточное наказание за грехи. Раскаяние, рассматриваемое с этой стороны, не удовлетворяет выше поставленным условиям: а) безвинности страдания (страдание за правду), б) добровольности и в) полноты или силы. а). В строгом смысле, и страдания добрых или праведных людей, страдания за правду, не могут быть считаемы незаслуженными, по учению Слова Божьего, и рассматриваться вне связи с личными грехами. По Ап. Петру и христиане здесь, на земле, несут наказание, как не освободившиеся в безусловной полноте от греха ( 1Пет. 4:16–17; 1:6–7; 5:10 ср. 1Ин. 1:8–10 ). Это свидетельствуется совестью истинно праведных людей. б). Страдания праведных, как плод свободного избрания добра, с решимостью подчиниться всем следствиям сего, т. е. связанным с ним страданиям, могут быть названы добровольными лишь в нравственном смысле. Рассматриваемые же с точки зрения, так сказать, богословско-метафизической, страдания, как следствия греха и определений правды Божьей за грех, общи и неизбежны для всех людей – добрых и злых, и даже для всей живой земной твари ( Рим. 8:19 и след.), с тем различием, что в бессловесных тварях и злых людях страдания суть патологическая боль, а в добрых – их свободным послушанием праведным определениям воли Божьей, они преобразуются в этические состояния, в очистительные наказания за грехи. в). Как видели, наконец, страдания в мире и боль греха прямо пропорциональны добру, так что, безусловно полное страдание и наказание греха, становятся невозможны для относительного добра человеческого. Сами люди не в силах были принести достаточную искупительную жертву за грехи свои. Такая жертва однажды навсегда и за всех нас принесена Иисусом Христом, Сыном Божьим, на Голгофе. Ни Сам Спаситель, ни Апостолы не оставляют никакого сомнения в искупительном значении Крестной Смерти. В одних местах Апостолы прямо называют смерть И. Христа искупительной Жертвой за грехи людей, в других говорят в общем смысле, что Христос послужил причиной прощения наших грехов, что чрез Него единственно прощаются грехи людей. Места первые: 1Пет. 1:1820; 3:18; 2:24–25 ; 1Ин. 1:7 ; Деян. 5:30 ; Рим. 3:26; 4:24–25; 8:8–10; 8:3 ; 2Кор. 5:18–21 ; Гал. 1:4; 3:13 ; Кол. 1:14, 20–22; 2:13–15 ; 1Тим. 3:5–7 ; Еф. 1:4; 2:16; 5:2 ; Евр. 5:1–10; 7:27; 9:13–15, 26–28; 10:1–14 . Места вторые: 1Ин. 2:1–2, 12 ; Ин. 11:51–52 ; 1Ин. 4:10 ; Деян. 8:38; 10:43 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

2Кор.2:11 ; 2Тим.2:26 ; Ин.8:44 ; Иак.2:19 , 3и др.). Своими злыми силами они превосходят человека (см. Еф.6:11–12 ; 1Пет.5:8 ), но все-таки их силы ограничены. Это очевидно из того, что сатана может искушать людей только по Божию попущению (см. Иов.1:12, 2:6 ), что он побежден Господом Иисусом Христом (см. Мф.4:1–11 ; Евр.2:14 ; 1Кор.15:54–56 ; 2Тим.1:10 ), что христиане, вооруженные всеоружием Божиим, могут его побеждать (см. Еф.6:10–13 ; 1Пет.5:8–9 ; Мк.16:17 ) и что антихриста, пришествие которого будет по действию сатаны, Господь Иисус «убьет духом уст Своих и искоренит светом пришествия Своего» ( 2Фес.2:7–9 ). Но демонская сила, обращенная к творению зла, хотя и ограничена, все-таки велика (см. Мк.5:2, 4, 9:18 ; 2Фес.2:9 ; 2Кор.11:3 ; Откр.12:12 ). Именно демоны являются возбудителями всех человеческих пороков и страстей, хулы на Бога и развращения человеческой души, ибо за каждым пороком и грехом скрывается бес как их первоначальный творец (см. Мф.13:28, 38–39 ; Лк.11:24–26 ; 1Пет.5:8 ; Еф.2:2 ; Откр.20:7, 12:9 ; Деян.5:3 ; 2Кор.4:4 ). Однако хотя бесы и могут совращать людей на зло, но не способны принуждать их творить зло без их согласия. «Именно диавол является подстрекателем ко греху, – говорит святой Кирилл Иерусалимский , – он подстрекает всех, однако же не может одолеть тех, которые ему не покоряются». «Всякий порок придуман ими, также и нечистые страсти, – говорит святой Дамаскин, – и хотя им позволено нападать на человека, но поступать насильственно с кем-либо они не имеют власти, ибо от нас зависит выдержать нападение и не выдержать». Каждый человек имеет свободную волю, и диавол способен поощрять его ко греху и злу, но он не имеет власти принуждать нас против воли. Если бы демоны имели на то власть, они не оставили бы в живых ни одного христианина. Но они не могут искушать людей более, чем люди способны понести (см. 1Кор.10:13 ). Как Хранитель и Промыслитель созданных существ Бог не допускает демонам совсем вытеснить добро и окончательно утвердить в мире зло, хотя и попускается им насаждать зло в мире (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010