76. О Пасхе (22, 1). Мф. 63. Мк. 45. 77 . О споривших о том, кто – больший (22, 24). 78 . О просьбе сатаны (22, 31). Мф. 67. Мк. 47. 79 . Об уничижении (Христа) Иродом (23, 11) 13 . 80 . О плачущих женщинах (23, 27). 81 . О покаявшемся разбойнике (23, 39). 82 . О просьбе (отдать) тело Господа (23, 50). Мф. 68. Мк. 48. Ин. 18 14 . 83 . О Клеопе (24, 13). ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Блаженный Лука был антиохиец родом 15 и прошел всю словесную науку, изучив искусство врачевания тел, а позднее овладел и искусством врачевания душ. Сначала он хаживал за Христом и от Него принял семена благочестия, а позднее соединился с первоверховным Павлом и вошел в особенную близость с ним, став его последователем и спутником, точно так же, как Марк – первоверховного Петра. Некоторые же говорят, а вернее, Ориген 16 , что и Марк и Лука еще прежде креста Владыки были причислены к Семидесяти. А через пятьдесят лет после Вознесения Спасителя по поручению Павла он написал Евангелие к некоему Феофилу, вернейшему и боголюбивейшему, упомянув многое из того, что обошли молчанием другие Евангелисты. (1, 1). Как уже многие взялись 17 составлять повествования о совершенно известных между нами событиях. Он указал на некоторых, хотя и взявшихся за написание Евангелия, но далеко отклонившихся от истины. Ведь говорит он это не о Матфее и Марке, поскольку они не «взялись за написание», а написали. О совершенно известных, то есть достоверно подтвержденных, между нами, то есть истинными учениками Господа, событиях. А это и деяния, и слова, и чудеса, и учения, а попросту говоря, Его жительство во плоти. (1, 2) Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова. «С самого начала» чудес и учений. Написав это, он показывает, что сам стал ходить за Ним позднее их. Поэтому он и узнал это от них, бывших с Ним всегда, видевших и слышавших каждое (из этих событий). Говорит же он о Двенадцати учениках. Называет здесь Христа Словом, Которое они увидели благодаря вочеловечению. Наименовал их служителями как бывших в послушании и посланных на проповедь веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

«Еще царство (небесное) подобно зерну горчичному, которое меньше всех семян ( Мф.13:31:32 )». Сие сказал о незначительном начале проповеди, как и там: «не бойся, малое стадо ( Лк.12:32 )». «А если прозябнет, то вырастает и становится деревом и бывает больше всех злаков ( Мф.13:32 )», – так как Евангелие Его воцарилось до концов земли. «Во всю землю, – говорит, – прошел звук вещания их ( Пс.18:4 )». «И прилетают птицы небесные и живут на ветвях его ( Мф.13:32 )», т. е. обремененные язычники обретают покой в вере. «При- —166— дите, – говорит, – ко Мне все обремененные ( Мф.11:28 )». Если бы Господь не родился от Девы и не произошел от Девы и если бы не пострадал, то можно было бы сравнить душу Его с птицей, которая прилетает с неба, и сказать, что вместе с нею оттуда же и явилось и тело Его. Но Господь, дабы сделать ясным и несомненным, что Он воспринял тело, сравнил душу Свою 2084 с зерном (горчичным), которое посеяно в земле и из земли заимствовало себе тело, в коем укрылась птица. Ибо Иоанн Креститель свидетельствует: «я видел Духа в телесном подобии голубя, сошедшего и опочившего на Нём ( Ин.1:32 )». 2085 Еще сравнил царство небесное с закваской ( Мф.13:33 ), которая влагается в муку, так как закваска производит то, что мука не заметно становится подобною ей. Ведь закваска не вдруг овладевает массой, но своею внутренней силой преобразует её сообразно себе; так и Евангелие Христа. Закваска в массе обозначает собой также и тело Господа (по его значению) в потомстве Адама. Еще говорит: «подобно (царство небесное) неводу, закинутому в море и собравшему рыб всякого рода ( Мф.13:47 )». Когда говорит: «всякого рода», понимай (это в смысле) всякого языка. Но после этого собирания рыб из моря, то есть, от этой земли, предстоит еще другой выбор, который страшен и трепетен. И приходят к вытащенному (на берег) неводу, дабы хорошее присоединить к —167— хорошему, а худое выбросить вон ( Мф.13:48 ). Рыбы, кои попали в невод Его, суть люди, верующие в Него. «Добрые» суть те, кои от начала пребыли в Евангелии Его; «злые» же те, коих церковь по причине неверности их изгоняет и выбрасывает из среды (своей).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11. Павел же, который и сам в Духе стал небесным ( 2Кор. 12:3 ), так что и оный глас, испытав сие на опыте, издал: «яков Небесный, тацы же и Небеснии» ( 1Кор 15:48 ). Итак, он, став таковым, говорит о Христе: «вторый человек – Господь с Небесе» ( 1Кор 15:47 ). Что он говорит? Что таковым был всегда второй человек? Брось злоумие. Но что таковым стал второй человек, поскольку воспринятое, которое от нас приял Сын Божий, по достоинству стало небесным, но не по природе, и по причине единения по ипостаси со Словом Божиим удостоилось этого звания, и приняло не только это, но и все высокие прозвания божественности, а [Божеству] дало в обмен все именования тварной и человеческой природы, поскольку и именования неслитно непреложно переходят ( περιχωροσιν ) одно в другое, как и природы, по причине сращенности 281 , – говоря словами Григория Богослова . Так Сын Человеческий был на небе, живя в Иудее, и сошел с неба, никогда [до этого] не восходив на небо телесным образом. Ибо сказано: «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси» ( Ин. 3:13 ); таким образом Он «вчера и днесь Тойже и во веки» ( Евр 13:8 ); таким образом и «прежде даже Авраам не бысть» ( Ин. 8:58 ), был Тот, Кто чувственным образом беседовал с иудеями. Таким образом ангелы Сына Человеческого – ангелы Божии, ибо сказано: «послет Сын Человеческий ангелы Своя» ( Мф 13:41 ). И что еще говорить? Ибо таким образом Сын Человеческий зовется истинным сыном высочайшего Отца; и сам Отец, свыше возгласив, не сказал, что «в сем есть Сын Мой», но «Сей есть Сын Мой» ( Мф 3:17 ), Который по плоти видим людьми, поскольку плоть всячески стала достойной таковых названий из-за общения [с божественностью], поскольку она нераздельно соединена с ипостасью и природой Сына Божьего. Более того, она по ипостаси единится с Одним [от] высочайшей Троицы, «Который, – согласно божественному Кириллу, – становится един с плотью, усвояя Себе то, что принадлежит ей, и также Сам внедрив в нее энергию собственной природы. Ибо Нетварный созидается, Безначальный начинается, и Слово одебелевает 282 , становясь плотью» 283 . Но и согласно божественному песнопевцу из Дамаска: «Равен Отцу Сын Девы, содетель Адама первозданнаго, не создание, аще и плоть прият» 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В этом случае голод, который Он почувствовал поутру, был для Него как бы побуждением свыше подойти к смоковнице, которую Он увидел издалека, поискать на ней плодов, а Его слова к смоковнице, не имевшей ни одного плода, были как бы вопросом к Отцу Небесному: «если смоковница засохнет, то настал час отвержения иудеев». Впрочем вопрос этот не мог проистекать из полной неизвестности; напротив, в словах Господа Иисуса слышится уверенность. Вместе с вопросом дается и ответ. Его вопрос был вместе приговором Отца Небесного, произнесенным Его устами. Во всяком случае замечательно, что фактически окончательное отвержение иудеев, выразившееся преимущественно в притче Господа о виноградарях и в Его обличительной речи против книжников и фарисеев, последовало за иссушением смоковницы. По евангелию Матфея, смоковница засохла тотчас после слов Христа к ней и, в связи с этим, в этот же день были произнесены притчи и обличительная речь; по евангелию Марка, иссушение смоковницы было замечено апостолами на другой день после слов Христа к ней, когда они снова, после другой ночи, проведенной также вне Иерусалима, возвращались мимо смоковницы в город, и, в связи с этим, притча и речь были произнесены также в этот день. Евангелия не дают механической хронологии, но смысл событий и их связь ими передаются согласно. По смыслу евангельской истории, вход Господа в Иерусалим с предшествующими ему чудесами был в ее течении тем моментом, когда торжество Христа само по себе доводило ненависть врагов до крайнего напряжения. Смысл этого события в том, что полное мессианское откровение Христа иудеям заставило их осудить Его на смерть. Этот взгляд имеет за себя евангельские свидетельства. По евангелию Иоанна, первосвященники и фарисеи, услышав о чуде воскрешения Господом Лазаря, собрали совет и говорили: «что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него» ( Ин.11:47–48 ). Когда же Господь Иисус был торжественно встречен народом в Иерусалиме, то фарисеи говорили между собою: «видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» ( Ин.12:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

24 на Успение Богородицы, 15 авг., 4-го гласа. 25 в субботу Светлой седмицы, 4-го гласа. Каноны, опубликованные в составе Analecta Hymnica Graeca (собрание канонов, не вошедших в печатные богослужебные книги; подготовлено в основном на материале южноиталийских рукописей). Кроме 1, 8 и 16 опубликованы еще 56 канонов. 26 мч. Маманту, 2 сент.; 27-29 на предпразднство Рождества Богородицы, 7 сент.; 30 на зачатие Предтечи, 23 сент.; 31 мч. Каллистрату, 27 сент.; 32 мученицам Харитине и Мамелхве, 5 окт.; 33 мученицам Зинаиде и Филонилле, 11 окт.; 34 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; 35 мученикам еп. Карпу, диак. Папиле и иже с ними, 13 окт.; 36 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию и Келсию, 14 окт.; 37 мч. Лонгину, сотнику, 16 окт.; 38 вмч. Артемию, 20 окт.; 39 мученицам Капитолине и Еротииде, 27 окт.; 40 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 41 сщмч. Маркиану, еп. Сиракузскому, 30 или 31 окт.; 42 прп. Иоанникию, учителю Г. († 846), 4 нояб.; 43 архангелам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб.; 44 свт. Николаю, 6 дек. (необычен акростих: все тропари каждой песни, включая богородичны, начинаются с соответствующей буквы имени автора: ΓΓΓΓΕΕΕΕΩΩΩΩΡΡΡΡΓΓΓΓΙΙΙΙΟΟΟΟΥΥΥΥ); 45 мученикам Фирсу, Левкию и Каллинику, 14 дек.; 46 сщмч. Елевферию, 15 дек.; 47 мч. Марину, 16 дек. (с 14-сложным акростихом); 48 прародителям Христовым, прор. Даниилу и 3 отрокам, 17 дек.; 49 мч. Севастиану и прп. Флору, еп. Авийскому, 18 дек.; 50 мученикам Прову, Арису, Евгению и Макарию, 19 дек.; 51 мц. Иулиании Никомидийской, 21 дек.; 52 мц. Анастасии, 22 дек.; 53 на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; 54 «ин канон» 10 мученикам Критским, 23 дек.; 55-56 на предпразднство Богоявления и на предпразднство вместе с памятью свт. Сильвестра, папы Римского, 2 янв.; 57 на предпразднство Богоявления, мч. Феону и прп. Синклитикию, 4 или 5 янв.; 58 свт. Парфению Лампсакийскому, 7 февр.; 59 - 40 мученикам Севастийским, 9 марта (прослеживается влияние кондака прп. Романа Сладкопевца); 60 мч. Кодрату Коринфскому и иже с ним, 10 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 61 мученикам двум Александрам и двум Дионисиям, 15 или 24 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 62 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 63 ап.

http://pravenc.ru/text/162173.html

47 „однажды“ синод., можно перевести и „раз навсегда“; см. также след. примеч. 48 Текст Рим. допускает двоякое толкование: «что» (Ö) можно понимать как замену союза местоимением среднего рода (так в современных переводах с параллелью Гал. 2:20b), т. е. „что Он умер“, или как подлежащее среднего рода, т. е. „что умерло“ (Bl», с оговоркой о трудностях перевода на французский, комбинирует ce qui). Текст „Комментариев“ [Комм. Ин.] не позволяет с уверенностью сказать, какую интерпретацию предпочитал александрийский экзегет, но из следующего отрывка становится ясным, что Ориген понимал Ö в первом значении: [...] (Commentarii in Romanos III.5-V.7 P. Cair. 88748 † cod. Vat. gr. 762 Ed. J. Scherer. Le commentaire d " Origène sur Rom. III.5-V.7. Cairo, 1957. P. 222, lin. 11). 49 Ориген употребляет здесь ряд неологизмов, переведенных на русский описательно: aÙtodikaiosÚnh, aÙtoagiasmÒj, aÙtoapolÚtrwsij. См. содержательное примеч. 17 у «Co» на с. 133—134. 50 В отличие от § 51 (и многих других аналогичных мест как в Комм. Ин., так и в других произведениях), где Ориген цитирует Ис. по тексту Рим., близком к масоретскому (современные издания славянской Библии также свидетельствуют о переводе или более позднем исправлении LXX по еврейскому оригиналу), здесь Ис. приводится в полном соответствии с LXX (древние переводы Акилы и других авторов см. у «Евсевия», Dem. Ev «. VI, 24, 4 и Com. Is. II, 41). Однако нужно заметить, что в греческом тексте разница не столь резка, как в переводах на другие языки, ибо „прекрасны“ в Рим. передано как æra‹oi (собственно, „цветущие“), а „весна“ в Септуагинте — как éra (первое значение „период“, „цветущая пора“, откуда „весна“). 51 Об аллегориях, основанных на слове „гора“, у Оригена и в последующей экзегетической традиции см. в работе „О границах поэтической аллегории...“ (выходные данные указаны выше, примеч. 12). 52 Это место показывает, что Комм. Ин. являются одним из первых экзегетических опытов Оригена, который еще смешивает здесь (как показывает анализ текста и как прямо утверждает Ориген во fr. 78 in Ev. Io. in catenis) все евангельские тексты, повествующие о миропомазании: Лк. (упоминание о грехах), Мф. (прямая цитата) и по всей видимости Ин. (деталь о благоухании всего дома) и Мк. (katacšai toà " Ihsoà с родительным падежом, а не с предлогом p…, как у Мф.). Позже Ориген будет считать, что в Евангелиях говорится о трех эпизодах: об одной женщине писали Мф. и Мк., о другой — Лк., и еще об одной — Ин. О трудностях интерпретации этих евангельских мест см. Лопухинскую Толковую Библию к Мф. 26:7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

Итак: а) поются антифоны 6-го гласа перед 1-м посланием; 2-го гласа перед 3-м посланием; 3-го гласа перед 4-м посланием; б) читаются псалмы Псалом 22 перед 2-м посланием; Псалом 23 перед 3-м посланием; Псалом 83 перед 4-м посланием. Стихи этих посланий сопровождаются пением Аллилуиа ; Псалом 50 после 5-го Евангелия; 7) после первого, второго и четвертого Евангелия произносится молитва, всякий раз особая, а не обычная Боже духов… ; 1 Фес 4:13–17 и Ин 5:24–30 Рим 5:12–21 и Ин 5:17–24 1 Кор 15:1–11 и Ин 6:35–39 1 Кор 15:20–28 и Ин 6:40–47 Рим 14:6–9 и Ин 6:48–54. Пять групп чтений достаточно произвольно расчленяют весь ансамбль антифонов, тропарей, псалмов, седальнов и молитв, так что можно говорить о сравнительно позднем включении чтений в этот ансамбль. После Псалма 50 служба имеет структуру будничной византийской утрени, то есть той, какая служится в непраздничные дни. Действительно, после Псалма 50 читается канон. 1, 4, 5, 7, 8 я и 9-я песни канона поются с ирмосами канона утрени Великой Субботы, а ирмосы 3-й и 6-й песен заимствованы из канона 6-го гласа об усопших. После 6-й песни поется Со святыми упокой… — кондак всех служб по усопшим, но в чине погребения священников этот кондак сопровождается пением 24 икосов, как было в то время, когда кондак еще не был вытеснен каноном. Это единственный случай в современной практике византийского богослужения, когда кондак выступает в своей древней форме. После 3, 6-й и 9-й песен канона произносится ектения об усопших и молитва Боже духов… , затем поется эксапостиларий со стихом Псалма 102. Служба продолжается при пении хвалитных псалмов, то есть Псалмов 148, 149, 108, которые в этом месте встречаются в любой византийской утрени. Между стихами последнего из этих псалмов вставляются хвалитные стихиры 6-го гласа. Стихир этих три, за ними следует Богородичен на Слава, и ныне . Потом читается, а не поется Великое Славословие, как во все дни Страстной Недели кроме Великой Субботы. Славословие заканчивается молитвой Сподоби, Господи, без греха сохранитися нам , обычной молитвой непраздничной утрени.

http://pravmir.ru/smert-svyashhennika-ka...

Он облекся нашею плотию не с тем, чтобы опять оставить ее, но чтобы всегда иметь ее с Собою. А если бы не так, то Он не удостоил бы ее Царского престола и, нося ее, не был бы поклоняем от всего Горнего воинства Ангелов, Архангелов, Престолов, Господств, Начал и Властей (39,76). Для того Слово Божие всецело и отдало Самого Себя телу и сделалось плотью… чтобы мы, не будучи в состоянии иметь (ранее) общения с Ним как со Словом, приобщились бы Ему, принявшему плоть, сделав по возможности сродной свою плоть с Духовной Плотью, и дух – со Святым Духом, чтобы стать подобными Христу, соделавшись храмами Духа (39,932). Потому-то Господь мой и снисшел с Неба на землю, чтобы я мог взойти с земли на Небо (43,913). Не должно искать естественных доказательств на то, что превыше естества. Ибо хотя Слово и соделалось Истинною Плотию, однако же Христос… вочеловечившийся Бог, в обоих естествах единый Божий Сын (47,229)… Добропобедный Царь небес, для спасения людей совершивший Свое Пришествие на землю, как некоего варвара покорил Себе все грешное; после победы умилосердился над тем, как над Своею собственностью (48,321). ПЯТНИЦА. Ин. Зач. 47. (14,1–11) О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ И ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ Имейте попечение о вере и надежде, от которых рождается любовь боголюбивая и человеколюбивая, приводящая к Вечной Жизни (30,257). По нашему учению, конец, для которого все делается и к которому стремимся, есть блаженная жизнь в Будущем Веке. И конец сей достигается, когда предоставляем над нами царствовать Богу. Лучше всего для разумной природы доселе ничего не изобрел еще разум (1,301). Всякий желающий Жизни Вечной, как скоро обрящет Сына Божия, разумею, истинного и не лживого, обретает в Нем все, чего искал, поскольку и Сам Он есть Жизнь и в Самом Себе имеет жизнь (19,180). Ничто не пребывает вовек, кроме Истины, Правды и Жизни, какую обетовал Спаситель наш, и кроме любящих Его, сохраняющих заповеди Его (25,508). В пристани Царя Христа упокоеваются все подвизавшиеся, творившие и исполнявшие волю Его, сохранявшие все заповеди Его (25,527).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

– «Земле Содомской и Гоморрской»: Содом и Гоморра вместе с городами Адама и Севоим были разрушены огнем, и серою, и провалом, по причине крайнего разврата их жителей. Они расположены были на том месте, где теперь Мертвое море, – на южной границе Палестины ( Быт.19:24–25 ). Наказание Содома и Гоморры часто представляется в Писании как поразительный пример божественного мщения за грехи и как доказательство того, что грех и разврат не остаются ненаказанными. – «В день суда»: всеобщего суда, который Христос-Царь произведет при кончине мира ( Мф.25:31–46 ). Господь говорит, что тогда наказание содомлян и гоморрян будет легче, нежели наказание не принявших проповеди апостольской и самих апостолов; это основывается на том нравственном законе, что виновность бывает тем больше, чем яснее и полнее выражена воля Божия, против которой сделано преступление, и следовательно, тем большее следует за сим наказание, и вот – отвергшие проповедь о Христе преступнее отвергших требования естественного закона совести, которыми руководствовались содомляне, так как им не было дано положительного закона Божия (ср. Мф.11:20 и дал. Лк.12:47–48 ). «Остерегайтесь людей»: людей, которые выше названы именем волков, людей, принадлежащих к миру, к которому ученики Христовы не принадлежат ( Ин.15:19 ) и который их ненавидит ( Ин.17:14 ). – «Остерегайтесь»: будьте мудры, не идите без нужды на опасности, не вызывайте без необходимости вражды и преследований, не жертвуйте без пользы и нужды дорогою для дела проповеди вашею жизнью. – «Отдавать в судилища»: судебные места, где разбирались проступки, не подлежащие решению и разбирательству верховного суда – Синедриона, и какие были в каждом городе и более значительных селениях (ср. прим. к Мф.5:22 ). – «В синагогах будут бить»: в синагогах иногда били провинившихся чем-либо ( Деян.22:19, 26:11 ). Били розгами или палками. Закон Моисеев запрещал давать более 40 ударов наказываемых в судах ( Втор.25:2,3 ). Осужденного клали на землю и били по спине, в присутствии судьи, иногда привязывали к столбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Иисус Христос также и для того показал ученикам славу Свою, чтобы они знали, и чрез них и мы узнали бы, какая слава уготована праведникам на небесах за их добродетельную жизнь; а зная это, охотно переносили бы всякие лишения, труды, страдания и самую смерть за правду. Преображение Господне празднуется 19 августа (6 августа по старому стилю). После этого, сошедши с горы, Иисус Христос стал говорить ученикам Своим, что Ему должно пострадать, умереть и что он в третий день воскреснет (см.: Мк.8:31 ). Идя в Иерусалим на страдания, Иисус Христос сотворил много чудес; из них особенно великое близ Иерусалима в селении Вифания: там Иисус Христос воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе ( Ин.11:43–44 ). Когда после этого Иисус Христос пошел в Иерусалим, народ, слышавший о воскрешении Лазаря, вышел из города и встретил Иисуса Христа как встречают царей, держа ветви в руках и громко взывая: «Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! ( Мф.21:9 ) Царь Израилев!» Иерусалимские архиереи, книжники и фарисеи услышавши о такой встрече народом Иисуса Христа, вознегодовали и, собравшись тайно, советовались между собою, говоря: Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него ( Ин.11:47–48 ). И положили убить Его, но только не в наступивший праздник, потому что боялись народа (см.: Лк.22:1–2 ). Тогда пришел к ним один из учеников Христовых – Иуда, наущенный диаволом, и обещал им предать Иисуса Христа тайно. Они обрадовались этому и дали Иуде тридцать сребренников (см.: Мф.26:14–15 ). Иисус Христос, зная всё это, в последний вечер пред страданиями имел с учениками прощальную беседу (см.: Мф.26:20 ). Здесь он ясно указал им, что время Его страдания приблизилось, что Его предаст один из них – Иуда (см.: Мф.26:23–25 ), а другой Петр – отречется от Него (см.: Мф.26:34 ), и что он пострадает, воскреснет и явится им. Здесь Господь преподавал ученикам Своим пречистое тело и пречистую кровь Свою и заповедал им, а через них и всем верующим, творить сие всегда в память о Нём, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010