Как и в Мк 15:43, Иосиф характеризуется как bouleut»j ‘член совета’, то есть синедриона; выражение d…kaioj ‘добрый и праведный’ соответствует одному из значений eЩsc»­mwn [знаменитый в Синодальном переводе — Реф.] у Марка — ‘благородный по происхождению, богатый, принадлежащий к высшему классу’ и ‘благородный и честный по характеру, нраву’; такие парные выражения похвалы вообще характерны для Луки, когда он вводит в повествование новых персонажей (2:25 о Симеоне; Деян 10:22 о Корнилии; Деян 11:24 о Варнаве), и поэтому оно не обязательно представляет собой истолкование eЩsc»mwn. Не участвовавший в совете — точнее ‘не голосовавший за решение вместе с другими’; здесь отголосок Пс 1:1. Аримафея обычно отождествляется с родиной Самуила — Рамафаим-Цофимом в 1 Цар 1:1, в 32 км к северу от Иерусалима. Лука прибавляет города Иудейского для своих читателей, слабо знакомых с географией Палестины. Ожидавший также Царствия Божия — ср. характеристику Симеона (2:25) и слушателей Анны (2:38). Этим же выражением Иосиф характеризуется в Мк 15:43, откуда ясно, что оно не принадлежит Луке, но было названием известного круга благочестивых людей в Иерусалиме. О том, что Иосиф был учеником Иисуса, прямо сказано в Ин 19:38; Мф 27:57. Пришел к Пилату и просил тела Иисусова — чтобы избавить Его от бесчестья быть зарытым в общей могиле с другими преступниками. И Матфей, и Лука опускают упоминание о том, что со стороны Иосифа это был смелый шаг, и о том, что Пилат удивился, что Он уже умер (Мк 15:44), однако это, по-видимому, не общность источника, а случайное совпадение. Положил его в гробе, высеченном — могила [именно таково значение церк.-слав. слова гроб, которое используется в Синодальном переводе — Реф.] имела вид склепа, высеченного в скале. Где еще никто не был положен — такие фамильные склепы высекались в течение длительного времени; ср. в новом своем гробе Мф 27:60. День же тот был пятница — paraskeu» ‘приуготовление’, день накануне субботы, который начинался вечером в четверг и заканчивался вечером пятницы. Обычно полагают, что то же выражение в Ин 19:14 означает день приготовления к Пасхе, но могла подразумеваться и пятница на пасхальной неделе. Признаком окончания дня скорее всего считалось появление вечерней звезды. Смотрели гроб, и как полагалось тело Его — этим замечанием Евангелист исключает возможность того, что наутро женщины могли по ошибке прийти к другой могиле. Возвратившись же, приготовили благовония и масти — во время субботы купля и продажа не разрешается законом Моисеевым. Лука не сообщает, когда это было сделано (у Марка — по прошествии субботы), однако у него указание на субботний покой следует дальше, отсюда попытки некоторых комментаторов во что бы то ни стало устранить “противоречие”, искусственно предположив, что женщины покупали благовония дважды. Пустой гроб (23:56–24:12)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

4. И блаженный Моисей, в образах показывая, что душа должна следовать не двум мыслям, доброй и худой, но одной доброй, и что надобно возделывать не двоякие плоды, добрые и худые, но одни добрые, так говорит: не впрягай на гумне твоем разнородных животных вкупе, например, тельца и осла; но впряги однородных, и молоти жатву твою (Втор. 22, 10), чтобы на гумне сердца нашего было делание не вкупе добродетели и порока, но одной добродетели. Одежды из волны не тки со льном; и также из льна с волною (11). На одном участке земли не возделывай двух плодов (9). Инородного животного не своди с инородным, но совокупляй однородных с однородными (Лев. 19, 19). Всем этим таинственно дает разуметь, что, как уже сказано, должно нам возделывать в себе не вместе и добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами — с Духом Божиим и с духом мира. Ибо сказано: сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118, 128). 5. Не от явных только грехов, как то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия, осуждения, лжи, сребролюбия, любостяжания и тому подобных надлежит быть чистою душе — деве, возжелавшей сочетаться с Богом, но гораздо более, как сказали мы выше, от грехов тайных, то есть, от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и других сим подобных. Ибо Господь, как говорит Писание, сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Сказано: разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52, 6); и: мужа кровей и льстива гнушается Господь (Пс. 5, 7), чем показывается, что Бог равно гнушается и лестию, и убийством. И еще сказано: глаголющими мир с ближними своими, и так далее (Пс. 27, 3); и также: ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Пс. 57, 2); и: горе вам, егда добре рекут вам человецы, то есть, когда в вас есть желание слышать о себе доброе от людей, и вы привязаны к славе и к людским похвалам. Ибо делающим добро возможно ли совершенно утаиться? Притом же и сам Господь говорит: да просветится свет ваш пред человеки (Мф. 5, 16). Впрочем, как сказано, старайтесь делать добро во славу Божию, а не ради собственной славы, и не как любящие людскую похвалу; ибо таковых Господь назвал неверными, сказав: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин. 5, 44)? Смотри, как и Апостол заповедует все делать, даже есть и пить, во славу Божию; ибо говорит: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите (1 Кор. 10, 31); а божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством, говорит: ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

III ч. Исаия 56–66. Основная тема 3й части книги – мессианское духовное царство и распространение его при содействии Святаго Духа среди языческих народов. Общий фон 56–66 гл. – Палестина. а не Вавилон Увязать речи (пророчества) в хронологическую последовательность довольно трудно. а) Согласно отрывку 63, 7–54,11 Иерусалим и храм уже лежат в развалинах, т.е. указывается на время после катастрофы 587 г. б) Но из других отрывков следует, что храм восстановлен (56,5,7, 60,7), хотя городских стен еще нет (60,10), и ожидается их восстановление (62,6), что указывает на время после построения храма в 516 году, но до восстановления стен при Неемии 445 г. в) Обличительный отрывок (57,1–13), скорее всего, надо отнести к допленной эпохе. Из-за отсутствия хронологической последовательности и четко выраженного литературного единства мнения толковников расходятся. Один приписывает авторство этой части так называемому Ucaйu III (ученику Исаии II), другие – Исайе II. Последнее мнение находит себе подтверждение: а) в сходстве ряда отделов книги (60–62 глл.=40–55); б) единстве словарного состава всех 27 глав (с 40–66) и отличие их от словарного состава 1–39 глав. Это недавно подтверждено при помощи электронного компьютера. Следовательно, II и III части могли быть написаны одним автором – Исайей II в Вавилоне (вторая часть) и по возвращении из плена в Палестине (третья часть). Важно отметить, что согласно выводам современной критики соединение и окончательная редакция всех пророчеств, вошедших в книгу, были завёршены до перёвода Семидесяти (285 г. до Р.Х.) и до Сираха (180 г. до Р.Х.) ( Сир.48, 24–25 ), где все части приписаны великому Исайи. Это же утверждается и в Новом Завете: в свидетельстве Евангелиста, что писание Исайи ( Ис. 61,12 ) прочитанное Спасителем в Назаретской синагоге, исполнилось на Нем ( Лк. 4,17–22 ). В ссылках Христа на «пророчества Исаии» об иудеях ( Мф.15, 9 =ср. Ис 29,13 ; Лук. 22,37 = Ис. 53,12 ); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии ( Мф.3,3 = Ис.40,3 ; Мф. 4,46 = Ис. 9,12 ; Мф. 9,17 =53,4; Мф.12,17–21 = Ис.42,14 ; Ин.1,23 = Ис.40,3 ; Ин. 12,38–40 = Ис.53,1 ); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах ( Деян. 8,28,32–33 Ис.53,78 ; Рим. 9,27 Ис. 10,22–23 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

2528 . Вайс Г. История цивилизации: Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Илл. энциклопедия в 3 т./Пер. с нем. – Т 2.: «Темные века» и средневековье, IV- XIV вв.; Т 3.: Новое время, XIV-XIX вв. – М., 1998. 2529 . Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. – М.: Греко-латинский кабинет, 1991. – 1092 с. 2530 . Власов В. Г. Византийское и древнерусское искусство: Словарь терминов. – М., 2003. 2531 . Всемирная энциклопедия: Религия/Гл. ред. М. В. Адамчик. – М.: Современный литератор, 2003. – 832 с. (с. 633–655 – Православие). 2532 . Всеобщая история литературы. – СПб.: Риккер, 1881. – Вып. 11: Модестов В. История римской литературы (окончание); Кирпичников А. Средневековые литературы Западной Европы и Византии. – С. 1601–1698; Вып. 12: Кирпичников А. Средневековые литературы Западной Европы и Византии (продолжение). – С. 57–376; Вып. 13: Кирпичников А. Средневековые литературы Западной Европы и Византии (окончание). – 696 с. 2533 . Грант М. Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи. 31 г до н. э. – 476 г. н. э. – М., 1998. 2534 . Дыдинский Ф. Латинско-русский словарь: К источникам римского права: По изд. 1896 г – М., 1997. – 560 с. 2535 . Енциклопедия ucmopiï Украïни: У 8 т./Редкол.: В. А. Смолий та ин. – К., 2007. – (статьи «Византия» та ин.). 2536 . Звонська-Денисюк Л. Л. Давногрецька мова. – К.: Томирис, 1997. – 592 с. 2537 . История государства и права: Словарь-справочник/Под. ред. М. И. Сизикова. – М.: Юр. лит., 1997. – 303 с. 2538 . История костюма зарубежных стран: библиографический указатель книг и статей на рус. и иностр. яз./Сост. А. Э. Жабрева//Кунсткамера. Этнографические тетради. – СПб., 1994. – Вып. 5/6. – С. 399–450. 2539 . Католическая энциклопедия. – М., 2002. – Т. 1. 2540 . Качарова Д. Д., Квирквелия Г Т. Города и поселения Причерноморья античной эпохи. Малый энциклопедический справочник. – Тбилиси: Мецниереба, 1991. – 656 с. 2541 . Керлотт Х. Э. Словарь символов. – М., 1994. 2542 . Козаржевский А. Ч. Учебник древнегреческого языка. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 408 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иисус же рече им: Несть пророк без чести, токмо во отечествии своем и в дому своем»» ( Мф.13:57–58 ). Римский сотник из Капернаума просил Спасителя исцелить его отрока. При этом он не считал себя достойным Его посещения. Видя его глубокую веру, Христос сказал: «Яко мнози от восток и запад придут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем, сынове же Царствия изгнании будут во тму кромешную, ту будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:11–12 ). В другой раз Христос на пути в Иерусалим вошел в «некую весь» на границе между «Самариею и Галилеею», где его встретило «десять прокаженных мужей». Видя их усердное моление, Господь исцелил их. «Един же от них, видев, яко изцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога, и паде ниц при ногу его, хвалу ему воздая: и той бе самарянин. Отвещав же Иисус рече: Не десять ли очистишася; да девять где»? ( Лк.17:15–17 ). Таким образом, только «иноплеменник» пришёл выразить Христу Спасителю благодарность. Интересно отметить, что первыми в Вифлеем Иудейский к родившемуся Богомладенцу Христу пришли «волхвы с востока» ( Мф.2:1 ), т.е. иноземные мудрецы. Христа Спасителя руками римлян отправили на крестную смерть свои же соплеменники, хотя в предшествующее время они хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем» ( Ин.6:15 ). Интересен и такой Евангельский пример. На вопрос «некоего законника», кто есть ближний ( Лк.10:29 ), Христос рассказал ему притчу о милосердном самарянине, с которым иудеи не сообщаются ( Ин.4:9 ). Именно он, в отличие от священника и левита, проявил милость и сострадание «к впадшему в разбойники» ( Лк.10:30 ). Суть данной проблемы встречается и в личной жизни, и в общественных отношениях, прослеживается она также и в истории. Можно привести интересный исторический пример. После Куликовской битвы в 1382 году последовало нашествие на Русь хана Тохтамыша, который разорил Москву. В летописях сохранилась повесть с описанием бедствия, постигшего стольный град 700 . Если ранее на Куликовом поле Димитрий Донской противостоял нечингизиду, узурпировавшему власть в Золотой Орде, то в 1382 году на Русь пришел «законный» властитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

а) Согласно отрывку 63, 7–64, 11 – Иерусалим и храм в развалинах, т.е. указывается на время после катастрофы 587 г. б) Но из других отрывков следует, что храм восстановлен (56, 5, 7, 60, 7), хотя городских стен еще нет (60, 10), и ожидается их восстановление (62, 6), что указывает на время после построения храма в 516 году, но до восстановления стен при Неемии 445 г. в) Обличительный отрывок (57, 1–13), скорее всего, надо отнести к допленной эпохе. Из-за отсутствия хронологической последовательности и четко выраженного литературного единства мнения толковников расходятся. Один приписывает авторство этой части т.наз. Исаии III (ученику Исаии II), другие Исаие II. Последнее мнение находит себе подтверждение: а) в сходстве ряда отделов книги (60–62 глл.=40–65), б) единстве словарного состава всех 27 глав (с 40–66) и отличие их от словарного состава 1–39 глав. Это недавно подтверждено при помощи электронного компьютера. Следовательно, II и III части могли быть написаны одним автором – Исаией II в Вавилоне (II ч.) и по возвращении из плена в Палестине (III ч.). Важно отметить, что согласно выводам современной критики соединение и окончательная редакция всех пророчеств, вошедших в книгу, были завершены до перевода 70-ти (285 г.) и до Сираха (180 г.) ( Сир. 48, 24–25 ), где все части приписаны великому Исаие. Это же утверждается и в Новом Завете: в свидетельстве Иисуса Христа, что писание Исаии ( Ис. 61, 1–2 ), прочитанное Им в Назаретской синагоге, исполнилось на Нем ( Лк. 4, 17–22 ) и в ссылках Христа на «пророчества Исаии» об иудеях ( Мф. 15, 7–9 =ср. Ис. 29, 13 ; Лук. 22, 37 = Ис. 53, 12 ); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии ( Мф. 3, 3 = Ис. 40, 3 ; Мф. 4, 4–6 = Ис. 9, 1–2 ; Мф. 8, 17 =53, 4; Мф. 12, 17–21 = Ис. 42, 1–4 ; Ин. 1, 23 = Ис. 40, 3 ; Ин. 12, 38–40 = Ис. 53, 1 ); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах ( Деян. 8, 28, 32–33 Ис. 53, 7–8 ; Рим. 9, 27 Ис. 10, 22–23 и др.). Следуя текстам Нового Завета отцы и учители Церкви в своих толкованиях и многочисленных ссылках также признавали подлинной всю книгу Исаии. Этому воззрению не противоречит некоторое различие языка и стиля 1–39 гл. и 40–66 глл. Его можно объяснить, во-первых, тем, что Исаия в течение полувекового служения мог усовершенствовать свой стиль и, во-вторых, тем, что в глл. 1–39 преобладают угрозы, а в глл. 40–66 – утешительные пророчества. Кардинальной же разницы в языке этих частей книги Исаии нет; каждая из них написана прекрасным поэтическим языком и стилем, вследствие чего вся книга Исаии (66 гл.) считается классическим образцом ветхозаветной пророческой письменности. Наконец, как в 1–39 глл., так и в 40–66 глл., многократно употребляется наименование Бога «Святой Израилев» (13 раз – 1–30; 12 раз – 40–66), которое редко встречается в других ветхозаветных книгах и свидетельствует о единстве автора всей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Но после того, как он указал на награды имеющим быть призванными; Он весьма справедливо и благовременно предвозвещает и о наказаниях непокорным и о волнении их и нескончаемых бедствиях; ибо несть, говорит, радоватися им, рече Господь Бог. А когда Господь и Бог всяческих лишает радости, какое веселие возможно для них? А что во время призвания Израильтян некоторые, предавшись сыну беззакония, пребудут непокорными, изъяснит премудрый Павел, говоря: зане познания истины не прияша, сего ради послет им Бог действо лсти ( 2Фес.2:10,11 ). И сам Спаситель сказал: аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, то есть сын беззакония, того приемлете ( Ин.5:43 ). Итак, некогда Израиль будет призван к познанию Христа и чрез веру в него в изобилии получит благодать, а некоторые пребудут нечестивыми и неправедными, и тогда как бы находясь в постоянном волнении и совсем лишившись радости, они не возмогут успокоиться, но будут сокрушены, подвергнутся вечному и нескончаемому наказанию. Ис.58:1 . Возопий крепостию и не пощади: яко трубу возвыси глас твой и возвести людем моим грехи их и дому Иаковлю беззакония их. Окончивши речь о призвании Израильтян, Он приступает к иному некоему способу вразумления, прекрасному и полезному, исполненному всякого изящества и достойному славных венцев. Но думаю, что предварительно надобно разоблачить для читателей цель пророчества, чтоб они видели, куда, наконец, направляется смысл сих слов. Итак, в предшествующих речах, которые Бог произнес об Израильтянах, заключались ясные предсказания о войне и пока еще не наступившем, но неизбежном бедствии. Ибо сказал: и не помянул еси мене, ниже приял мя еси во ум, ниже в сердце твое? и аз тя видя, презираю, и не убоялся еси мене. И аз возвещу правду твою и злобы твоя, яже не успеют тебе: егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих ( Ис.57:11–13 ). А мы говорили, что злобами в сих словах Он называет изобретательность Израильтян в измышлении идолов. Посему и сказал: егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

подкрепление хлебом... водою. Прямой смысл понятен это бедствия при осаде города врагом. Иносказательно же хлеб это слово Божие, а вода надежда, обращенная к Господу и питающая человека. 3:2–3 В этих стихах дается расшифровка того, что в ст. 1 представлено в символических образах. 3 отроков... дети. Т.е. несмышленые люди, бездарные правители. 3:5 Картина хаоса и анархии, попрания человеческих норм и заповедей Божиих. 3 одежда. Прибегая к такой гиперболе, Исаия подразумевает разруху, нищету и деградацию. 3 Иерусалим... Иуда. Падение Иерусалима (586 г. до Р.Х.) так же, как и его разорение, произошедшее в 701 г. до Р.Х., стало непосредственным исполнением этого пророчества. 3 Содомляне. Израиль пренебрегает Божиими установлениями и ведет себя так, будто между ним и Богом никогда не существовало завета (см. 1,9.10). 3 Притеснители народа... дети. См. ком. к ст. 4. 34,1 дочери Сиона. Нечестие коснулось не только иудейских мужчин, но и женщин, т.е. не только общественная жизнь извратилась, но и семейная. Все устои общества подточены грехом и неправедностью. 3 оголит... обнажит. Господь предаст этих женщин бесчестию (ст. 24). Сиона. См. ком. к 1,8. 3:25 Персонифицированный образ Иерусалима. Глава 4 4 отрасль. Это слово имеет два значения: оно обозначает плод, который приносит земля, а также является мессианским именем Иисуса Христа, Который приносит духовный плод (11,1–5; Иер. 23,5 ; Зах. 3,8 ; Ин. 25,1–8 ). Остаток Израиля обретает в Нем жизнь (6,13). Уничижив Себя, Иисус Христос был увенчан славою (49,7; 52,13; Флп. 2,9–11 ). чести. Точнее: «славе». Слава Бога это откровение Им Самого Себя в творении и в искуплении (3,8; 4,5;6,3; 11,10; 40,5; 42,8.12; 43,7; 48,11; 58,8; 59,19; 66,18.19). плод. Это слово означает новое состояние Израиля, обновленного после разорения и опустошения. 4 оставшиеся... уцелевшие. Эти слова относятся к благочестивому остатку израильского народа. на Сионе. См. ком. к 1,8. святыми. Посвященными Богу, Святому Израилеву (см. 1,4 и ком.; 62,12), Который устроит для Себя святое жилище среди Своего народа (57,15) на земле (11,9; 27,13; 65,25; 66,20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15:57).     Помилуй мя, Боже, полшлуй мя.    Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную: да сия Тебе принесу яко приятную жертву, едине Спасе     «Достойных плодов покаяния не требуй от меня, ибо оскудела во мне крепость моя; сердце даруй мне всегда сокрушенное (Пс. 50:19); «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:3); «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19); «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1; ср.: Лк. 4:18). и нищету духовную (Мф. 5:3); см. также: Лк. 6:20. — да принесу их Тебе, единственный Спаситель мой, как жертву приятную».    Воспой вместе с преподобным Андреем эти мудрые слова, душа моя малопросвещенная!    Посмотри, чего просит преподобный, — он просит сердца сокрушенного, которое Бог не уничижит. Он просит нищеты духовной, которая вводит нас в блаженство Царства. Он, устрояя из себя дом духовный, священство святое, просит того, что всякий человек мог бы «в правде» (Мал. 3:3) принести как «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5).    Сколь притруден путь покаяния! Притруден не тем, что сложно найти в себе силы разглядеть свои грехи и принести их на исповедь к духовнику ради всецелого отпущения их (хотя и это нам теперь очень трудно — мы не просто потеряли «дар различения духов» (1 Кор. 12:10), без которого не вдруг отличишь грех под личиной праведности; мы ведь даже не ищем этого дара и «всякому духу» верим, против апостольского совета (1 Ин. 4:1)...). Притруден более тем, что покаяние требует от нас навсегда отказаться от греха и вступить на путь праведности — но как же этому противится «мip сей» во главе с «князем» его (Ин. 12:31, 14:30, 16:11)! Как же трудно нам противостоять врагу, чтобы приносить достойные плоды покаяния!    Но сколь же полезны эти плоды, которые добываем мы для себя, идя покаянным путем, — если мы действительно решаемся вступить на него!    «И занимающиеся мирскими делами никогда не решатся приступить к делу, пока не увидят выгоды от этого; тем более нам нужно поступать так и не проводить постные седмицы небрежно, но вопрошать свою совесть, испытывать ум и смотреть, что хорошо сделано нами в ту, что — в другую неделю, какое приобретение мы получили в следующую, какую из своих страстей исправили.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ибо «Посредник между Богом и людьми» (1 Тим. 2:5), Собою соединивший человечество с Богом, только то соединяет, что достойно соединения с Богом. Подобно тому, как Он в Себе силою Божества соединил с Собою человека, хотя и принадлежащего как часть к естеству общему всем, но не подпавшего свойственным естеству страстям, влекущим ко греху (ибо «греха», говорит Писание, «не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его» (1 Пет. 2:22)), точно так приведет Он в единение с Божеством и каждого, кто только не привнесет ничего недостойного соприродности с Божеством. Но если кто будет истинно «храмом Божьим» (1 Кор. 3:16), в котором нет никакого идола и изваяния порока, тот будет принят Посредником в общение с Божеством, будучи чистым для восприятия Его чистоты. Ибо ни «в злохудожную душу не внидет премудрость», как говорит слово Божие (Прем. 1:4), ни «чистый сердцем» не увидит в себе чего-либо иного, кроме Бога (Мф. 5:8). Он, прилепившись к Богу нетлением, восприял внутрь себя все благое царство. Наши слова будут яснее, если мы для объяснения сказанного будем также иметь в виду слова Господа, обращенные к апостолам чрез Марию: «восхожду, — говорит Он, — ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Так говорит Посредник между Отцом и отверженными Им, примиривший Собою врагов Божиих с истинным и единым Божеством. Поскольку же, по слову пророческому, люди чрез грех «отчуждишася от ложесн и заблудиша от чрева», в котором образовались, и вместо истины «глаголаша лжу» (Пс. 57:4), то Господь, восприяв начаток общего нам естества по душе и телу, соделал его святым, сохранив в себе чистым и недоступным всякому злу, дабы чрез нетление вознести его ко Отцу нетления, чрез него привлечь вместе и все сродное и родственное ему по естеству, отверженных приять в усыновление и врагов Божиих — в общение с Его Божеством. Поэтому как начаток примешения (Рим. 11:16) чистотою и бесстрастием соединился с истинным Отцом и Богом, так и мы, «примешение» (Рим. 11:16), подобными же путями прилепимся к Отцу нетления, подражая, сколько возможно, бесстрастию и неизменяемости Посредника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010