Хотя методика, использованная Толли при реконструкции древнейшего литургического года, в целом подверглась серьезной критике (см., напр.: Schneiders M. «Diabolus a Domino recessit»: Did Lent originally begin the Day after Epiphany? Some Remarks on Irish Evidence adduced by Thomas Talley//AfLW. 1988. Bd. 30. S. 294-298), его рассуждения о происхождении Л. с. были приняты ввиду отсутствия альтернативных объяснений. Альтернатива, впрочем, была предложена свящ. М. Желтовым, обратившим внимание на то, что в предшествующее Л. с. 5-е воскресенье Великого поста, согласно древнему иерусалимскому Лекционарию, установлено евангельское чтение о богаче и Лазаре (Лк 16. 19-31) ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 74). Эта притча, равно как и повествование о воскрешении Лазаря из Евангелия от Иоанна, уникальна и встречается только в одном из четырех Евангелий. Оба действующих лица носят одинаковое имя - Лазарь (происходящее от одного из самых распространенных в период Второго храма имен - Елеазар). Оба рассказа начинаются со сходных характеристик: «Был некоторый нищий именем Лазарь» (Лк 16. 20) и «был болен некто Лазарь из Вифании» (Ин 11. 1). Оба действующих лица перед кончиной тяжело болеют: Лазарь, брат Марфы и Марии, был болен (Ин 11. 1), а Лазарь из притчи страдал от голода и был «в струпьях» (Лк 16. 20-21). И то и другое чтение так или иначе сообщают о смерти и воскресении из мертвых. На наш взгляд, в определенный момент редакторы Лекционария могли интерпретировать отрывок Ин 11. 1-45 в качестве ответа на притчу из Лк 16. 20-31: богач, мучающийся в аду, просит праотца Авраама послать Лазаря для вразумления его братьев: «Если кто из мертвых придет к ним, покаются» (Лк 16. 30); согласно Ин 11. 1-45, Лазарь действительно воскресает, но, как и было сказано Авраамом в Лк 16. 31, «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят», иудеи не только не каются, но и замышляют убить Иисуса Христа и воскрешенного Им Лазаря (Ин 11. 47-57, 12. 10-11). Если это предположение верно, Л. с. вместе с предшествующей ей неделей образовала внутри великопостного цикла особую структуру, по-новому раскрывающую евангельские чтения этих дней. Во всяком случае в Постной Триоди в песнопениях будних дней 6-й седмицы Великого поста параллельно развиваются сюжеты из Лк 16. 20-31 и Ин 11. 1-45. Богослужение Л. с.

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

Согласно традиционному чину, служба 12 Евангелий имеет следующий порядок: 1) двупсалмие; 2) шестопсалмие; 3) мирная ектения; 4) пение постового утреннего аллилуиария, а затем — тропаря Великого четверга Егда славнии ученицы, 5) малая ектения и 1-е Евангелие — Ин 13. 31-18. 1 (содержание: Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа) 6) цикл из 15 антифонов, 5 седальнов и 5 Евангелий: a. антифоны 1-3; b. малая ектения; c. седален; d. 2-е Евангелие — Ин 18. 1-28 (содержание: предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра);  a. антифоны 4-6; b. малая ектения; c. седален; d. 3-е Евангелие — Мф 26. 57-75 (содержание: Господь Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра);  a. антифоны 7-9; b. малая ектения; c. седален; d. 4-е Евангелие — Ин 18. 28-19. 16 (содержание: Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа);  a. антифоны 10-12; b. малая ектения; c. седален; d. 5-е Евангелие — Мф 27. 3-32 (содержание: самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь);  a. антифоны 13-15; b. малая ектения; c. седален; d. 6-е Евангелие — Мк 15. 16-32 (содержание: поругание Господа, Крестный путь, Распятие); 7) блаженны; 8) прокимен «Разделиша ризы моя себе» (Пс 21. 18; стих — Пс 21. 1b) и 7-е Евангелие — Мф 27. 33-54 (содержание: Распятие и Крестная смерть Христа); 9) святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина; обычно опускается); 10) 50-й псалом; 11) 8-е Евангелие — Лк 23. 32-49 (содержание: покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа); 12) трипеснец прп. Космы Маиумского; a. по 5-й песни трипеснца — малая ектения, кондак с икосом, синаксарий (обычно опускается); b. по 9-й песни трипеснца — малая ектения и светилен Разбойника благоразумнаго трижды; 13) 9-е Евангелие — Ин 19. 25-37 (содержание: Пресвятая Богородица у Креста, Крестная смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста); 14) хвалитные псалмы (согласно Типикону — по-праздничному, начиная с «Всякое дыхание») и стихиры;

http://bogoslov.ru/article/398799

Соч.: Ист. и хронол. опыт о посадниках Новгородских. М., 1821; Ист. сведения о жизни свт. Митрофана Воронежского. СПб., 1832; Известие о древнем храме Христа Спасителя, построенном в XII в. прп. Евфросиниею близ Полоцка//ХЧ. 1832. Ч. 48. С. 133-146; Соч. духовного содержания. СПб., 1862; Переписка прот. И. Григоровича с гр. Н. П. Румянцевым/Примеч.: Н. И. Григорович//ЧОИДР. 1864. Кн. 2. Отд. 2. С. 1-82; Ист. исслед. о Соборах, бывших в России со времени введения в оную христианской веры до восшествия на престол Ивана IV. СПб., 1864; Белорус. иерархия. Минск, 1992; Рукописный реестр «Содержание грамот, писанных на польск. и лат. языках, кои отысканы в могилевских архивах по препоручению гос. канцлера, с означением времени их написания и места, где они хранятся»// Лабынцев Ю. А. Завещано Отечеству. М., 1994. С. 45-53; Надгробное слово И. И. Григоровича при погребении тела графа Н. П. Румянцева//Там же. С. 54-57. Публ.: Белорус. арх. древних грамот. М., 1824. Ч. 1; Переписка пап с рос. государями в XVI в., найденная между рукописями в Римской Барбериниевой б-ке. СПб., 1834; Собр. соч. преосв. Георгия Конисского, с жизнеописанием его. СПб., 1835. 2 ч. Лит.: Григорович Н. И. Очерк жизни прот. И. И. Григоровича//Странник. 1861. 6. С. 303-339; Иконников В. С. Опыт рус. историографии. К., 1891-1908. 2 т.; Cyдhik М. Збipaльhik беларускай cmapaжыmhacцi//Беларусь. 1945. 11/12. С. 68-69; Улащик Н. Н. Очерки по археографии и источниковедению истории Белоруссии феод. периода. М., 1973. С. 16-40; Козлов В. П. Колумбы рос. древностей. М., 1981, 19852; он же. Рос. археография кон. XVIII - 1-й четв. XIX в. М., 1999; Лабынцев Ю. А. На благое просвещение. Минск, 1999; Молчанов В. Ф. Гос. канцлер России Н. П. Румянцев. М., 2004. Николай Иванович (9.11.1835, С.-Петербург - 16.11.1889, ст. Удельная Финляндской железной дороги), начальник архива и б-ки Святейшего Синода. Сын И. И. Обучался в С.-Петербурге в Технологическом ин-те, Главном педагогическом ин-те (на физико-математическом фак-те) и в С.-Петербургском ун-те (на фак-те вост. языков), но не окончил полного курса. В 1862 г. стал помощником корректора Синодальной типографии. 25 окт. 1863 г. зачислен чиновником в Синодальную канцелярию, в 1864 г.- помощником начальника Синодального архива. В 1867 г. назначен на должность начальника архива и б-ки Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/168115.html

«Чт.в общ.», октябрь 1890 «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет Церквам» ( Апок. 2:7 ). Эти слова заключают в себе обычную формулу, которая часто употребляется для возбуждения внимания в читателях или слушателях (ср. Мф.11:15, 13:9, 13:43 ; Мк.4:9, 23, 7:16 , Лк.8:8 ; Апок.13:9 ). То Πνεμα имеет здесь тот же смысл, как и в Деян.11:12 : «сказал мне Дух» (ср. Евр.3:7 ), и означает лице Святого Духа, глаголющего в пророках. Хотя церквам говорит Сам Христос (чрез ангела), однако же сказано το Πνεμα λγει – потому что и видение, и слава, которые ап. Иоанн слышит от Иисуса Христа, составляют действие силы Святого Духа, просвещающего дух тайновидца и дарующего способность к восприятию и усвоению откровения. Награда. «Побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия.» Здесь, как и во многих других местах Священного Писания, христианская жизнь и деятельность мыслятся в форме борьбы, состязания, подвига ( γων, см. Флп.1:30 ; 1Тим.6:12 ; 2Тим.4:7 ). Борьбу «должен вести на земле родившийся человек, – говорится в книге Ездры, – чтобы, если будет побежден, потерпеть наказание, а если победит, получит награду» ( 3Ездр.7:57–58 ). Противники, с которыми должен бороться христианин, суть мир как боговраждебное, антихристианское царство зла и смерти ( Ин.16:33 , 1Ин.5:4–5 ), диавол, миродержитель тьмы века сего ( Еф.6:11–17 ; 1Иоан.2:13, 14 ; ср. Апок.12:11 ), и люди, насколько последние являются живыми пред­ставителями и носителями духа антихристова ( 1Ин.4:3–4 ). Подобно тому, как на мирских состязаниях победители увенчиваются наградами, и побе­дители в подвигах целой жизни получают должное воздаяние за труд свой. Раздаятелем наград, естественно, является Судия и Мздовоздаятель Хрис­тос. Эта мысль прекрасно выражена в третьей книге Ездры и может слу­жить комментарием к разбираемому стиху: " Я видел, – говорит Ездра, – на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить; и все они песнями про­славляли Господа. Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением. Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные паль­мы. Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне» ( 3Ездр.2:42–47 ; ср. Апок.14:1–5 ; 2Тим.4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Состав: за оглавлением (1–2 об.): 1) подобает ведати како начати правило свое в келии (3–9); 2) правило иноку на всяк день (9–11); 3) сие правило неумеющим грамоте (11 об.); последования: полунощниц: 4) вседневной (15–40 об.); 5) субботней (41–56); 6) воскресной (57–77); каноны: 7) Иисусу Христу – творение инока Феоктиста (78–96); 8) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (97–116); 9) Пресвятей Богородице молебный, творение священно-инока Игнатия (117–131); 10) Николаю чудотворцу – творение Феофаново (132–142); 11) животворящемуКресту – творение Григория Синаита (142–153 об.); 12) Иоанну Богослову – творение Феофаново (154–165 об.); 13) Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово (167–204); 14) Пресвятей Богородице – творение Феофаново и Ангелу хранителю, неполный (205–216); на л.л. 217–225 конец малаго повечерия; 15) последование ко Святому Причащению (226–302); 16) молитвы по Святом Причащении (302 об.–313); 17) о послании ученика ко иному старцу (316–320 об.). Начало: «Аще случится ученику от старца послану быти о некоей вещи во иную келию велику старцу и вшед в келию старцу прекословия о молитве не чинити»; 18) аще кто от подвижнейших инок произволяетт наедине в келии своей и совершает сия молитвы егда должно есть спати (322–330 об.); святого Максима-исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и много болезнующим иноком и к трудолюбствующим ко еже спастися; та же и к живущим в мире к мужем же и женам о чувствах телесных и о душевных свойствех иже во сне истицание по вещи или чрез вещь (330 об.–337 об.); 20) правило внегда случится кому искуситися во сне от осквернения по действу диаволю 337 об.–352 об.); 21) ин устав о искушении скитских инок внегда случится кому осквернитися во сне по действу диаволю (352 об.–353); 22) канон молебный Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (354–372); 23) служба по вся дни Господу Иисусу Христу (373–396); 24) указ о поклонах и о пении (397–406). Начало: «Понуди мя, отче святый, честная и благая святыня твоя написати о справе яже совершается в царствующем граде Москве в велицей церкви Пречистыя Богородицы честного Ея Успения и по великим киновиям и к вашей честности нудит мя болезнь изрещи; 25) чин о панагии (407–410).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сокровенные указания на будущее Таинство таинств содержатся и в пророческом провозвестии Ветхого Завета. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву »  – возвещается в пророчестве Малахии ( Мал.1:11 ). В Новом Завете Господь Иисус Христос говорит о Евхаристии прежде самого установления Таинства – в беседе о Хлебе жизни. Этой беседе Христа предшествует чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, не считая женщин и детей ( Мф.14:15-21 ; Мк.6:35-44 ; Лк.9:12-17 ). Данное чудо было одним из самых ярких прообразов Евхаристии. По толкованию свт. Феофана Затворника , «чудное насыщение народа в пустыне есть образ насыщения верующих во святом причащении Пречистым Телом и Пречистой Кровью Господа. Господь сидит особо; народ рассажен рядами; Апостолы-посредники получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие разделены на малые частные церкви, в которых невидимо присутствует Господь. Он раздает Свои Тело и Кровь чрез Апостольских преемников» 4 . Беседа о Хлебе жизни в 6й главе Евангелия от Иоанна есть догматическое осмысление Таинства Евхаристии. Ко времени написания 4го Евангелия Евхаристия уже прочно вошла в жизнь Церкви, поэтому необходимо было не повторять известное уже повествование об ее установлении, но дать богословское учение о ней. Основной акцент сделан на сотериологическом и эсхатологическом аспектах Евхаристии: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:53-57 ). В свете беседы о Хлебе жизни, «хлеб насущный» ( Мф.6:11 ; Лк.11:3 ), о котором Христос заповедал просить в молитве Господней, в святоотеческом наследии понимается не столько как земной хлеб, сколько как Хлеб небесный, «особенный», «стоящий выше всех сущностей» (надсущностный – επι-οσιον), «превосходящий все твари», то есть Тело Христово 5 . (Именно поэтому молитва Господня «Отче наш» «установлена на Божественной Литургии лишь после призывания Святого Духа на Святые Дары и на всех людей») 6 .

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

6: 51), – говорил Спаситель мира окружавшим Его ученикам. Однако ревнители «евангельской простоты» были и в то время. И они посчитали, что лучше знают смысл Откровения, поэтому «многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?»; и «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 60, 66). В Евангелии нет ничего лишнего. И оно отнюдь не так просто, как нам пытаются представить апологеты мнимой «евангельской простоты». В Православии действительно не всё возможно понять и логически обосновать, здесь мы не всегда встречаем людей безупречных в нравственном смысле, однако Евангелие ясно доказывает нам, что не этим определяется истинность веры. Истина не нуждается в аргументах, и ее сила и ясность не затмеваются ошибками тех, кто ее исповедует. В Евангелии нет ничего случайного и лишнего. При этом оно отнюдь не так просто и понятно, как нам пытаются представить апологеты мнимой «евангельской простоты». Евангелие читается жизнью, читается усилиями и трудом. Однако это, пожалуй, единственное, что действительно стоит затраченных усилий и в чем неоправданное упрощение смысла может стоить слишком дорого – целой вечности! Рейтинг: 9.8 Голосов: 236 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 17 декабря 2015, 17:57 читательнице (Подмосковье)--- матушка,не надо так цепляться к фразам отдельным .неужели автор не знает,что без дел вера мертва. речь идёт о понимании Священного писания.прочитайте ещё раз. очень коротко и доступно. спаси Бог автора и многая и долгая ему лета. Иоанн 30 октября 2014, 15:27 Супер! По-моему, просто блестящий ответ проф.Осипову и его поклонникам! Андрей 11 октября 2014, 05:15 Хорошо и предельно ясно сказано о важности союза и соотношении веры и любви в проповеди Святителя Феофана Затворника на День Преставления Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которая напечатана в книге " Двери покаяния " Господи, помилуй! Св. Апостол Иоанне Богослове и Святитель Феофане Затворниче, молите Бога о нас! Евгений Фещенко 11 октября 2014, 01:26 Нельзя быть нравственным без Бога.

http://pravoslavie.ru/74210.html

О, эти мелкие «совпадения»! – какое множество их поддерживает нас по жизни! Одной родственнице в детстве приснилось, что она относит покойной бабушке гостинцы… а когда утром рассказала маме сон – живой и яркий, – мама просто опешила: «Батюшки, совсем забыла – ведь сегодня родительская!» И женщина уже почти полвека вспоминает такое «совпадение» с трепетом. Войдя в жизнь Церкви, мы просто плаваем в этом бесконечном ощущении заботливого присутствия Божия… и привыкаем Но войдя в жизнь Церкви, мы просто плаваем в этом бесконечном ощущении заботливого присутствия Божия… и привыкаем. Как сказал Господь в притче о блудном сыне старшенькому? «Ты всегда со Мною, и всё Мое – твое» (Лк. 15: 31). Но как же быстро привыкаешь к этому ощущению сыновства и говоришь ворчливо: «Да? а козленочек где?!» И живешь надеждою, что Господь не осердится, а ткнет легонько в лоб и скажет с улыбкой: «Сам ты козленочек… дурашка». Рейтинг: 9.9 Голосов: 1194 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии инокиня Наталья рБЛюбови 19 декабря 2023, 14:13 Нет, это была не я))) - я вообще не была в Пюхтице. Пришла в монастырь на Московское Пюхтицкое подворье, а оттуда была отправлена на Пюхтицкое подворье в г. Когалыме. рБЛюбовь 18 октября 2023, 11:57 С Праздриком! Спаси Господи! С радостью читаю статьи с рассказами Ин.Натальи.Вспоминаю палом.поездки в Пюхтицу. Сердечное гостеприимство Сестер с Сх.Иг.Варварой+ и ныне Иг.Филаретой. Инок.Наталью можна было видеть около иконы Праздника в соборе, где она несла послушание.Не знала, что она в то время писала рассказы. По теме статьи.Все с нами не случайно происходит.Так во время одной из палом.поездок женщина вручила церк.календарь с фото Прот.Василия Ермакова.До этого не знала о Вел.Батюшке, уже почившем.И это было не случайно.Семья переехала из Таллина в Санкт-Петербург. Было много трудностей.И Господь управил... и также с помощью Прот.Василия.Батюшка похоронен на Серафимов.к-ще. Слава Богу! Карина 19 мая 2022, 11:18 Славно.. Славно написано. Спасибо автору. Продолжайте, не забывайте нас.

http://pravoslavie.ru/146009.html

Сегодня академия стремится продолжать эту традицию образования, чему благоприятствуют новые условия общественной жизни, даровавшие Церкви свободу и невиданные прежде возможности. В качестве конечной точки своей богословской деятельности академия мыслит ту же задачу, которую указывает св. ап. и ев. Иоанн Богослов в своем Евангелии: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). На 1 сентября сего года в духовных школах обучалось всего 464 человека (359 на стационаре и 105 на экстернате). Из них в академии занимались 156 человек (91 на стационаре и 65 на экстернате), из которых на богословском отделении — 89 студентов (51 и 38 соответственно), на библейском — 57 (соответственно, 31 и 26), на новооткрытом церковно-историческом — 10 (соответственно, 9 и 1). В семинарии проходили обучение 199 студентов (159 — стационар и 40 — экстернат), на регентском отделении — 67 человек, на иконописном — 42. Педагогическую деятельность в духовных школах ведут 107 преподавателей, из которых 2 заслуженных профессора, 18 профессоров, 12 доцентов. Ученую степень кандидата богословия имеют 46 членов профессорско-преподавательской корпорации, светскую степень кандидата наук — 13 человек, светскую докторскую степень — 11. Одним из первых структурных преобразований нового учебного года стало открытие в академии недостающего церковно-исторического отделения, что позволило привести учебные планы на остальных двух отделениях (богословским и библейском) в соответствие с программами Учебного комитета и ввести ряд новых учебных дисциплин. С целью улучшения учебного процесса было приглашено 20 новых преподавателей. С сентября месяца вступило в действие новое «Положение о кафедре Санкт-Петербургской духовной академии», согласно которому отныне ежегодно будет проходить аттестация всех членов кафедры. Преподаватели будут отчитываться в учебной работе (в частности, в составлении учебно-методических материалов и учебников по читаемым ими курсам, в использовании новых методик преподавания), так и в научной деятельности — будет учитываться написание ими статей и выступление на научно-богословских конференциях.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209712...

Василий Великий ( Basil. Magn. Hom. 11. 3//PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) ( Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение ( Cypr. Carth. De zelo et livore//PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З. Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21). Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт.

http://pravenc.ru/text/182433.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010