Распятие. Икона. Посл. четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Распятие. Икона. Посл. четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) «Входя в мир», Христос обращается к Богу Отцу: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». Т. о., разъясняется в Послании к Евреям, Он «отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр 10. 5-7, 9-10). Евр 10. 5-7 свидетельствует о вольном самоотвержении И. Х., Его глубочайшем смирении, безусловном послушании и покорности воле Божией ради спасения человека. Вольные страдания, мучения, скорби до смерти крестной принял Спаситель во искупление человека (ср.: Ис 53. 4-8). «...Христос пострадал за наши грехи, не быв причастен никакому греху, по слову апостола Петра... (1 Петр 1. 18-19). Также и Иоанн Креститель свидетельствует, что Иисус Христос, будучи Сам невинен и безгрешен, пострадал за грехи наши. Вот его слова: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин 1. 29). Пострадал же Он добровольно, как Сам говорит... (Ин 10. 18)» (Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Серг. П., 1995. Вопр. 45. Отв.). В Ин 10. 17-18 содержится утверждение Самого Спасителя о вольном характере Его самопожертвования, которое целиком в Его власти: «...Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». В Томосе свт. Льва сказано: «...то истощание, по которому невидимый соделался видимым и по которому Творец и Владыка всех тварей восхотел быть одним из человеков, было снисхождением Его милосердия, а не недостатком могущества» (ДВС. Т. 3. С. 233). (Подробнее см. в ст. Кеносис .) Обожение человеческой природы И. Х. Человеческая природа Бога Слова находилась в состоянии обожения с момента Его воплощения. Бог Слово приходит в мир, чтобы вернуть человеку утраченную им благодать Божию.

http://pravenc.ru/text/293939.html

О призвании апостола Андрея Евангелие говорит дважды. Один раз о первом его призвании, за которое он и назван Первозванным, а другое уже о втором моменте, когда он окончательно все оставил и пошел за Христом Спасителем. О первом говорится и в Евангелии от Иоанна (это Евангелие читалось сегодня за литургией), о том, как после Крещения Господня и возвращения Спасителя из пустыни, после сорокадневного поста, Иоанн Креститель стоял у вод Иорданских. С ним стояли два его ученика. Иоанн, указывая им на приближавшегося Спасителя, говорит: «се, агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин. 1:29 ). Из этих слов, видно, как глубоко понимал, как много знал святой креститель о том, для чего Сын Божий пришел в мир. И когда услышали это его ученики, то пошли вслед за удалявшимся Спасителем. Он обернулся к ним и спросил, видя, что они идут за Ним: «что вам надобно? Они спросили Его: Равви (т.е. Учитель), где Ты живешь?» Он сказал им просто: «пойдите и увидите» ( Ин.1:38, 39 ). Они пошли к Нему и пробыли у Него до вечера. Не знаем мы, о чем они тогда беседовали, но знаем, что беседа Господа Иисуса Христа была такова, что сами враги Его говорили о Нем: «никогда ни один человек не говорил так, как Этот Человек» ( Ин.7:46 )! Но после этого, еще не было окончательного отрыва апостолов от их обычной жизни. В Евангелии евангелист Матфей благовествует нам о том, как Господь Иисус Христос окончательно призвал следовать за Собой всех Своих апостолов. Андрей и брат его Симон-Петр, как рыболовы, заняты своим делом на берегу Галилейского озера или моря, – чинят свои сети. Проходит Некто, Кто-то, и обращается к ним и говорит: «идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). Несомненно, что они понять не могли тогда того глубокого смысла этого призыва. Но Господь умеет влечь за Собою. Его слово, слово со властью, слово, покоряющее души человеческие. И когда они услышали этот, непонятный для них призыв, однако же, оставили сети и пошли за ним. Тут же произошло следующее: Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, тем же занимались и еще со своим отцом вместе, и когда Господь и их позвал, и они пошли за Ним сразу, оставивши сети и отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Но в устах Иакова это заявление не было простою подробностью: для самого апостола это было дорогим воспоминанием, что он неотлучно находился с Господом в первый день своего призвания, для верующих это было первостепенным аргументом действительности факта исцеления, звучало как речь: «о том, что было от начала, что мы... видели своими очами, что рассматривали,... возвещаем вам» ( Ин.1:1–3 ). – Точно так же и подробности 9:33–36 мог передать ап. Иаков. Пусть событие происходило действительно в доме ап. Петра (что еще неизвестно), – Иаков тоже был там; и для него памятна эта речь Господа в родном его (Иакова) Капернауме, куда он только что возвратился после довольно продолжительного странствования; и речь и действие Христа для сына Зеведеева имели даже большее личное значение, чем для других апостолов: известно, что именно сыновья Зеведеевы заявили желание сесть по правую и по левую сторону Господа ( Мк.10:35–45 ). Что касается «загадки», представляемой стихом 29, которая разрешается будто бы только с принятием гипотезы Клостермана, то можно усумниться, существует ли эта загадка на самом деле. Для чего рядом с именем Симона поставлено имя Андрея как собственника дома? Для того, чтобы сказать, что ап. Андрей жил в одном доме со своим братом. Эта подробность из других евангелий нам неизвестна; и если бы ее не было и в евангелии от Марка, то утверждать a priori, что и ап. Андрей жил в том доме, в котором жил ап. Петр и – главное – его теща, – было бы едва ли возможно; напротив, можно было бы думать, что дом, в котором жил ап. Петр, не был домом его отца, а принадлежал (прежде) его (Петра) теще, что ап. Петр переселился сюда по вступлении в брак, а ап. Андрей остался в доме отца своего. Наконец, попытка Клостермана объяснить причину анако- луфии в 3:14–19 никак не может быть признана удачною: попрежнему остается нерешенным вопрос: отчего евангелист не придал своему изложению грамматической последовательности? Отчего он, так смело присоединив к первоначальному тексту список имен апостолов, притом еще с неподлинными 1115 именами Иакова и Иоанна, не решился произвести такой простой поправки (вместо «και πθηκε τφ Σμωνι» «Σμωνα πθηκε ατφ»)? Гольцман в сжатом перечне аргументов, приводимых учеными в доказательство зависимости евангелия от Марка от проповеди ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Мы видим из этого рассказа, как изменилось положение Петра после воскресения Иисуса. При жизни Иисус был абсолютным лидером общины. Именно Он обращался к ученикам с поучениями и притчами, тогда как Петр мог позволить себе лишь отдельные реплики: он лишь задавал вопросы, просил уточнений, мог даже прекословить Учителю, но Евангелисты не зафиксировали ни одного эпизода, когда бы он обращался к группе учеников от своего имени. Единственное обращение одного апостола к другим мы находим в Евангелии от Иоанна, но принадлежит оно не Петру, а Фоме, который говорит: «Пойдем и мы умрем с ним» ( Ин. 11:16 ). Петр же впервые обращается к ученикам уже после смерти Иисуса, но его первое обращение – «иду ловить рыбу» ( Ин. 21:3 ) – скорее указывает на возвращение к прежнему занятию, чем на новую роль в общине учеников. Именно избрание Матфия становится тем эпизодом, в котором новая роль Петра впервые проявляется очевидным образом. По сути, он берет на себя функции, которые ранее принадлежали исключительно Иисусу: он обращается к ученикам с речью и инициирует принятие двенадцатого члена в апостольскую общину. Решение, однако, принимается коллегиально, и это новый элемент, который при жизни Иисуса отсутствовал (при Нем все решения принимались единолично Им Самим). Обращение «мужи братия» не обязательно означает, что среди собравшихся вообще не было женщин: упоминание о женщинах за один стих до этого ( Деян. 1:14 ) скорее должно свидетельствовать об обратном. Вне зависимости от наличия или отсутствия женщин среди слушателей для иудейской риторической традиции было характерно обращение исключительно к мужской аудитории. В других местах книги Деяний мы находим аналогичные обращения: «мужи Галилейские» (1:11); «мужи Иудейские» (2:14); «мужи Израильские» (2:22; 3:12; 5:35; 13:16 161 ; 21:28); «мужи братия» (2:29); «мужи Ефесские» (19:35). Речь Павла в афинском ареопаге начинается обращением «мужи Афинские» ( Деян. 17:22 ) 162 , однако завершающая ремарка указывает на присутствие среди слушателей женщин: «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» ( Деян. 17:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не умолчим, братие, и о благообразном советнике, Иосифе Аримафейском, который, получив дар – пречистое и святое Тело Господа, обвил оное чистою плащаницею и положил в новом гробе. Поступок сего благообразного советника да будет для нас законом, чтобы и мы подобным образом, когда приемлем дар Тела (Христова), не принимали его в оскверненную плащаницу совести и не полагали его в смрадном, от мертвых костей и всякой нечистоты, гробе сердца. Но, как заповедует Апостол, пусть каждый испытывает себя, чтобы благодать не была во осуждение недостойно приемлющему ее ( 1Кор. 11:28–29 ). Не останемся мы и позади жен (Мироносиц). Да будут и в наших руках ароматы: вера и (благая) совесть ( 1Тим. 1:19 ), потому что они суть благоухание Христово. Не будем уже искать Живого с мертвыми: ибо того, кто ищет таким образом, Господь отревает, говоря: не прикасайся Мне ( Ин. 20:17 ), но, когда взойду ко Отцу, тогда можно тебе прикасаться. Внемлем тому, что говорит и жена, верою предупредившая мужа (и хорошо сие сделавшая, чтобы предварением в добре, оправдаться в причинении зла). Какое же благовестие жены? Воистину, ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом ( Гал. 1:1 ): ибо она (Мироносица) говорит: «послушайте, что Господь заповедал нам сказать вам, которых Он называет братиями Своими: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ). О, приятная и благая весть! Тот, Кто для нас уподобился нам (чтобы, соделавшись однородным с нами, соделать нас Своими братиями), приводит Свое человечество к истинному Отцу, дабы не были отвергнуты и лишены отеческого наследия те, которые чрез усыновление последовали за Сыном. Кто соделал Себя чрез воплощение первородным во многих братиях ( Рим. 8:29 ), Тот привлек всю тварь, которой приобщился в принятой на Себя плоти....– Но тогда как опресночный пред Пасхой хлеб имел приправою горечь, мы видим, что после воскресения хлеб приправляется некоторою сладкою снедью. Видишь ли, при ловлении Петром рыбы, хлеб и соты медовые в руках Господа ( Лук. 24:42 )? Помышляй же, во что переменится для тебя и горечь жизни... Итак, и мы, восставши от словесной ловитвы, приступим теперь к хлебу, услаждаемому сотами благой надежды во Христе Иисусе Господе, Которому слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Итак, на основании Писания мы убедились, что святые – это особые люди, которые исполнили в своей жизни призыв Христа следовать за Ним с полным самоотвержением и усердием. По словам Библии, за то Бог их и «прославил». Посмотрим теперь, какое отношение к святым должно быть у христиан; если Сам Бог их прославил, можно ли нам их прославлять, молиться и подражать им? Библия учит, что святые молятся за нас. Даже богач из притчи беспокоится о своих живых братьях ( Лк.16:29 ). Обратите на следующие очень важные для нашей темы слова апостола Петра: «скоро должен оставить храмину мою (земное тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2Пет,1:18)! Во-первых, здесь говорится, что Господь Иисус открыл Петру, что он оставит свое тело, или, проще говоря, умрет. Мы помним, что Спаситель открыл ему это после Своего воскресения («Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога» – Ин.21:19 ). И что еще важно – апостол Петр верит в существование себя, своей души, после смерти тела! Для нас данное место очень важно знать и помнить. Во-вторых, Петр говорит, что он «будет стараться» после смерти помогать своим ученикам вспоминать об его учении. Как он будет стараться? Конечно, молиться после смерти за своих учеников! Это место особенно хорошо объясняет христианское вероучение о ходатайстве святых и о бессмертной душе. Святые знают дела, происходящие на земле: «души убиенных за слово Божие... возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:10 ). Ветхий Завет говорит: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам.3:7 ). Обратите внимание, что в притче о богаче и Лазаре Авраам знает о Моисее и пророках, хотя жил и умер гораздо раньше оных ( Лк.16:9 ). Если Господь открывал святым многое, неужели после смерти их Он что-то станет укрывать от них? Молитва праведников всегда была важна для людей: «и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас» ( 1Цар.12:23 ) – говорит людям Самуил.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в ап. Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего 901 . При всенощном бдении в паримиях в день ап. Петра и Павла Церковь произносит: в первой – о плодах воскресения Христова, которого самовидцами и свидетелями были св. апостолы, усвоившие сии благодатные плоды ( 1Пет.1:3–9 ); во второй – о святой жизни, по примеру св. апостолов, которые жили достойно призвания своего во Иисусе Христе ( 1Пет.1:13–19 ); в третьей – о жизни честной, полезной и безропотной, по примеру Иисуса Христа и св. апостолов, – которая должна служить между язычниками к славе Божией, – о жизни покорной царю и правителям, им поставленным, – почтительной и любвеобильной ко всем; покорной владыкам не только благим и кротким, но и строптивым. Сие бо угодно пред Богом. Христос оставль нам образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:11–24 ). В Евангелии утреннем Церковь благовествует о явлении Иисуса Христа по воскресении на море Тивериадском, о восстановлении Симона Петра после его отречения от Христа в звании апостольском троекратным вопрошением от Господа: Симоне Ионин, любиши ли Мя? и троекратным ему повелением: паси овцы Моя, и о мученической смерти, коею Петр имел прославить Бога ( Ин.21:15–25 ). На литургии чтением Апостола Церковь прославляет апостольские труды, видения и откровения св. Павла, яко верховного апостола ( 2Кор.11:21 – 12:9 ); чтением Евангелия благовествует об исповедании Иисуса Христа Сыном Божиим от апостолов в лице ап.Петра и о необходимости твердого исповедания для создания Церкви, которую не одолеют и врата адовы ( Мф.16:13–19 ). День поклонения веригам ап. Петра 16 (29) января Во время гонения на юную Иерусалимскую Церковь , воздвигнутого Иродом Агриппою, царем иудейским, около 42 года по P. X., ревностный проповедник Евангелия – ап. Петр закован был в цепи и заключен в темницу. Ночью накануне того дня, в который положено было вывести апостола на суд к народу, Ангел чудесно освободил Петра от оков и темницы ( Деян.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

е. чрез Него оправдаться по благодати Божией, или доставить нам вечную правду, отпущение грехов. Под правдою и судом здесь разумеются страдания Иисуса Христа, поскольку в них проявилась правда Божия ( Рим.3:25 ) для доставления избранному народу Божию отпущения грехов и даров благодати. Без этой цены нельзя было ожидать истинного, духовного искупления, которое служит основанием всех прежних искуплений, которые относились к нему, как преобразования ( Числ.3:46–48 ; Исх.30:12 . Гл. 12:1; Петр. 1:18,19). Пятое событие: конечный суд Божий над отступниками непослушными Евангелию Ст. 28. Всем же отступникам и грешникам – погибель, и оставившие Господа истребятся. Эти слова составляют предложение, которое поясняется в последующей речи. Изображаемый здесь суд Божий над Иудеями – а) отступниками, нарушившими завет с Богом, б) беззаконниками, осквернившими свои руки беззаконным пролитием невинной крови Иисуса Христа, и в) оставившими Господа, положившимися на Римлян и не хотевшими признавать никакого другого царя, кроме Кесаря ( Ин.19:15 ), – совершился чрез Римлян, которые окончательно разрушили Иудейское царство. Иудеи за свое отступничество от Бога, уклонение в идолопоклонство и пороки как бы мало были наказаны бедствиями прежних времен; теперь убийцы Иисуса Христа, исполнившие меру беззакония отцов своих, понесли наказание как за свои грехи, так и за грехи своих предков, как говорил Спаситель ( Мф 23:32–35 ; Деян.7:51, 52 ). Ст. 29. Они будут постыжены за дубравы, которыя стол вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе. Пророк, обращаясь с обличением к своим современникам, говорит, что потомки ваши, подобно вам, оставив Господа – Мессию, Иисуса Христа, и на войне с Римлянами увидев, что и сами оставлены Богом, преданы в руки врагов не за свои только грехи, но и за ваши, будут посрамлены; вспомнив о вашем идолослужении в дубовых рощах и фруктовых садах и видя свое отвержение от Бога, станут стыдиться, потому что от того не получили никакой пользы, напротив большой вред и бесчестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Теперь мы готовы утвердить основной принцип перехода от убежденности учеников к историческим явлениям Воскресшего Иисуса. Серьезные основания в поддержку переживания учениками явлений Воскресшего Иисуса в совокупности с провалом альтернативных тезисов, даже по критическим стандартам, указывают на то, что наиболее вероятный сценарий произошедшего тот, что ученики ДЕЙСТВИТЕЛЬНО видели Воскресшего Иисуса. Кроме того, чем больше проблем возникает с натуралистическими гипотезами, тем более вероятными становятся исторические явления Воскресшего Иисуса. Кратко этот принцип можно сформулировать как математическое уравнение – учитывая необходимость рационального объяснения, опыт учеников плюс провал альтернатив равняется историческим явлениям Воскресшего Иисуса. Такой вывод становится возможным, потому что из-за провала альтернативных гипотез, внушительные свидетельства в пользу переживаний учениками явлений Воскресшего Иисуса, подтвержденные как ничто другое в Новом Завете, становятся также впечатляющими свидетельствами в пользу самих исторических явлений. Говоря короче, переживания учениками явлений должны быть признаны тем, чем были на самом деле – а именно самими явлениями Воскресшего Иисуса. Уникальность трансформации учеников Иисуса Сегодня многие готовы умереть за свои религиозные и даже политические убеждения – от коммунистов до мусульман и христиан, примеры нам хорошо известны. Однако, в течение истории, многие пропагандировали и ложные убеждения. Что же отличает в таком случае учеников Иисуса? Является ли их перемена в любом случае уникальной? Фактически никто не оспаривает радикальную перемену учеников. Перед тем, как Иисус умер, Его покинули ученики и даже отреклись от Него (несколько примеров можно найти в Мф.26:56, 69-74 , Мк.14:50,66-72 , Лк.22:55-72 , Ин.18:25-27 ). Напротив, после Воскресения остаток их жизни бесспорно и радикально изменился. Они были готовы умереть за свою веру, и многие закончили жизнь мученически (см. Деян.2:41-47; 4:1-4, 8-21, 29-31; 5:17-32, 40-42 , готовность умереть Ин.21:18-19 , Деян.7:57-60; 12:1-3; 21:13; 25:11 ; Рим.14:8 , 1Кор.15:30-32 , 2Кор.4:7-14; 11:23-32 ; Филп.1:20–24, ср. 2Пет.1:13-15 . У нас есть ранние свидетельства о мученичестве Петра и Павла в Послании Клемента Римского к Коринфянам (95 г.), гл. 5 и два свидетельства о мученичестве Иакова, брата Господня – Иосиф Флафий, Древности 20:9:1, Гегсипп у Евсевия Кессарийского в Церковной истории 2:23, еще Евсевий сообщает, что Иаков, брат Иоанна, Петр и Павел умерли за свою веру, Церковная история 2:9, 25).

http://azbyka.ru/voskresenie-iisusa-fakt...

Состояние оправданных не остается навсегда неизменным, но, по свидетельству Священного Писания, возрастает чрез возрастание веры, любви, исполнения заповедей и продолжения действия Божией благодати. И рекоша Апостоли Господеви: приложи нам веру ( Лк.17:5 ; сл. Ин.2:11, 22 ). О сем молюся, да любовь ваша еще паче и паче избыточествует в разуме и во всяком чувствии ( Флп. 1:19 ). Можно и лишиться оправдания или освящения чрез смертный грех. Св. писание непрерывно убеждает праведных, чтобы они не отпадали от правды и не грешили. Так Иисус Христос говорит Апостолам: бдите и молитеся, да не внидите в напасть ( Мф.26:41 ). Апостол: мняйся стояти да блюдется, да не падет ( 1Кор.10:12 ). Ты верою стоиши, не высокомудрствуй ( Рим.11:20 и друг.). Иезекииль говорит: праведник не может спастися в день греха своего. Егда реку праведнику: жизнию жив будеши, сей же уповая на правду свою, и сотворит беззаконие, вся правды его не воспомянутся, в неправде своей, юже сотвори, в той умрет ( Иез. 33:12–13 ). Известно из Священного Писания, что Адам, Саул, Давид, Соломон, Петр, Иуда и другие, быв прежде праведными, тяжко согрешили; иные из них умерли во грехах, а другие омыли свои падения горькими слезами раскаяния. б) Предопределение Как Бог предопределил от вечности создать мир и спасти человечество, так от вечности Он предопределил привести чрез Свою благодать некоторых людей к вечному спасению, не нарушая их свободы. Предопределенные к освящению и спасению люди называются предопределенными или избранными. Иисус Христос и Апостолы ясно говорят о предопределении к славе ( Мф.25:34 ; Деян.13:48 ; Евр.9:15 ), к благодати ( 2Тим.1:9 ; Еф.2:10 ), к святости ( Еф.1:4–5 ); называют предопределенных благословенными Отца ( Мф.25:34 ), рожденными от Отца от Сына и от Святаго Духа ( 1Ин.2:29, 4:7 ; Ин.3:8, 17:2 ), написанными к книге жизни ( Флп. 4:3 ; сл. Откр.17:8, 20:15 ). Прообразованием предопределенных служат ветхозаветные Патриархи, как например, Авраам ( Рим.4 ), Исаак и Иаков ( Рим.9:8–13 ), народ Израильский ( Ис.48:12 ). Примером предопределения – пророки, например, Иеремия ( Иер.1:5 ), Иоанн Креститель ( Лк.1:15 и след.), Пресвятая Дева Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010