Нравственное состояние народа. Конечное торжество Бога Глава 28. Книги пророков Авдия, Ионы и Наума  28.1. Книга пророка Авдия 28.2. Книга пророка Ионы 28.3. Книга пророка Наума Глава 29. Книга пророка Аввакума 29.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным? 29.2. Второй вопрос: почему для отмщения избран народ лукавый? 29.3. Пророческая песнь Глава 30. Книга пророка Иеремии 30.1. Общая характеристика книги 30.2. Изображение нравственного состояния жителей Иерусалима и Иудеи 30.3. Служение пророка Иеремии 30.4. Служение пророка после падения Иерусалима 30.5. Значение послушания 30.6. Символические видения и действия 30.7. Тема личной ответственности 30.8. Пророчество о пастырях Израиля 30.9. Пророчество о возвращении из плена и Новом Завете 30.10. Мессианские пророчества 30.11. Окончание книги: пророчества о языческих народах 30.12. Книга Плач Иеремии, Послание Иеремии  и Книга пророка Варуха Глава 31. Книга пророка Иезекииля 31.1. Призвание к пророческому служению 31.2. Пророчества о гибели Иерусалима (символические действия) 31.3. Видение беззакония Иерусалима. Второе видение Славы Божией 31.4. Обетование спасения 31.5. Предсказание о переселении 31.6. Обличение лжепророков  и старейшин-идолопоклонников 31.7. Обличительные и пророческие притчи 31.8. Притча о кедре и пророчество о Наследнике 31.9. Разорение Иудеи – подтверждение истинности Обетований 31.10. Тема личной ответственности 31.11. Пророчества о языческих народах. Царь тирский 31.12. Пророчества о Пастыре и Новом Завете 31.13. Пророчество о воскресении 31.14. Великая битва 31.15. Видение Нового Иерусалима Глава 32. Книга пророка Даниила 32.1. Даниил и Анания, Мисаил и Азария в Вавилоне 32.2. Сон Навуходоносора 32.3. Золотой истукан. Отроки в печи вавилонской 32.4. Безумие Навуходоносора 32.5. Пир Валтасара 32.6. Даниил во рву львином 32.7. Неканонические добавления 32.8. Видение четырех зверей 32.9. Видение овна и козла 32.10. Пророчество о седминах 32.11. Видение великой брани Глава 33. Книги пророков Аггея, Захарии и Малахии 33.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Славное Господне Вознесение Мы пытаемся согласно этой группировке Евангельских событий установить их хронологию по месяцам, где это только возможно (Dom Calmet; Speaker’s Bible etc). Ранняя весна первого года Господней проповеди. Первые ученики ( Ин. 1:19 ; Ин. 2:11 ). Первая Пасха Апрель ( Ин. 2:13 ; Ин. 4:54 ). Праздник труб (нового года). Сентябрь первого года проповеди ( Ин. 5:1–47 ). Вторая Пасха Апрель ( Ин. 6– 7:1 ). Праздник кущей половина Сентября ( Ин. 7:2; 8 ). Праздник обновления храма зимой 57 ( Ин. 11, 10; 11 , см. 10:22). Шесть дней перед последней третьей Пасхой ( Ин. 12:1–50 ). Пред самым праздником Пасхи ( Ин. 13 – 19:30 ). Пятница ( Ин. 19:31 ). Суббота день великий 58 (19:31). Первый день недели: первое Воскресение после иудейской Пасхи ( Ин. 20:23 ; Лк. 24и сл). Второе Воскресение: «после осми дней» Ин. 20:26–29 . Сорокадневный период между Воскресением Господа и Вознесением; от Апреля до половины Июня. Деян. 1:3 . В начале этого периода Господь является в Галилее ( Ин. 21 и Мф. 28:16–20 ). Вознесение Господне близ Иерусалима за 10 дней до Пятидесятницы ( Мк. 16:19 ; Деян. 1 :, 9). Вступление в первую главу Евангелия от Иоанна «Две были важные перемены в жизни человечества, говорит св. Григорий Богослов 59 . Первая – дарование закона, отвращавшего от идолов; другое – изменение и прехождение от закона к Евангелию. Ожидаем же и третьей перемены, которая есть наше переселение в горняя... Ветхий закон явно проповедовал Отца, Сына же темнее; новый явственно показал Сына: божество же Духа прикровенно назнаменовал». Первые слова Евангелия от Иоанна раскрывают явственно догмат воплощения Бога-Слова. Первая глава св. Иоанна разделяется на три части: в первой заключаются те семнадцать первых стихов, которые читаются в самый священный и радостный день года православного христианина и которые раскрывают уму его тайну воплощения; во второй заключается свидетельство Иоанна Крестителя о воплощенном в человеческом образе Боге, которого ему дано было узнать видением Духа Святого, сходящего с небеси на крещаемого; в третьей заключается призвание первых учеников и начало служения Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   То же должно быть сказано о понятии жизни (ср. ст. 4) и света (ср. ст. 4а). О втором уже была речь. Сказанное выше должно было установить, что символика света и тьмы проходит через все Евангелие. Тогда же было указано на взаимную связь обоих понятий. В последующем раскрытии Иоанновского богословия понятию жизни принадлежит тоже одно из главных мест. При этом терминология Евангелия переходит от понятия жизни вечной (ср. Ин.3:15, 16) к понятию жизни без определения, жизни в абсолютном смысле слова (ср. Ин.3:36, 12:50). Мало того, мы видели, что Христос, носитель света, Сам есть Свет. Так же точно Он не только имеет жизнь в себе и дает ее (ср. Ин.5:26), но Он Сам есть жизнь: с его свидетельством Марфе (Ин.11:25) совпадает Его ответ Фоме в начале Прощальной беседы (Ин.14:6). Он есть жизнь в полном и собственном смысле слова, ζω, с членом!    Рядом с этими понятиями должно быть поставлено понятие истины. Явлением благодати и истины спасительное служение Христово отличается от служения Моисея (Ин.1:17, ср. ст. 14). Этим уже в Прологе предопределяется то место, которое в догматическом учении Ин. усваивается понятию истины. Напомню поклонение Отцу в Духе и Истине (Ин.4:23—24), определение Духа Святого как Духа Истины (Ин.4:17, 15:26, 16:13) и многое другое.    И, наконец, последнее — понятие свидетельства. Оно встречается в Прологе в ст. 7—8, 13 и повторно возвращается на протяжении Евангелия (ср. Ин.3:11, 5:31—37а, Ин.8:13—18, 10:25, 12:17, 18:37, 19:35, 21и другие). При этом речь идет не о совпадении чисто словесном. Понятие свидетельства в Ин. есть понятие богословское. Оно предполагает знание свидетельствующим Того, о ком он свидетельствует. Мало того, в последнем счете Иоанновское свидетельство есть всегда свидетельство Отца о Сыне во Святом Духе, кто бы ни был человеческий носитель свидетельства и в чем бы оно ни получало своего выражения — в воде, в крови или в прямом действовании Духа (ср. 1Ин. 5:6—8). Это значение имеет и то свидетельство, о котором речь идет в Прологе. И то, что в Прологе человеческим носителем свидетельства является Иоанн Креститель, — тоже не случайно. Свидетельство Иоанна, как свидетельство водою, есть тема первой части Евангелия в том его делении, которое было предложено выше как третья возможность понимания его плана. В этом смысле свидетельство, усваиваемое Иоанну в Прологе, получало бы раскрытие в таких местах, как Ин.1:19—34, 3сл., Ин.5:33—36, к которым можно прибавить и отрывок Ин.10:40—42 как формальное заключение первой части, стоящей под знаком свидетельства Иоаннова, хотя термин μαρτυρα и другие слова того же корня в нем и не встречаются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Не было… Духа Святаго». Согласнее с древними кодексами читается это место в славянском переводе:  «Не у бо бе Дух Святый», т. е. не был еще Дух Святый. Это, конечно, не показывает, что Святой Дух не существовал тогда. Нет, Он существовал всегда и сам евангелист говорит, что Дух Святой был в пророках (Ин 3:34), в Иисусе (Ин 6:63), в благочестивых людях (Ин 4:23) и во всем творении (Ин 6:63). Здесь же имеется в виду действие Святого Духа в Церкви, среди верующих во Христа. Такой Дух называется поэтому Духом воскресшего и прославленного Христа (Ин 20:22, 15:26, 16:7). Это действительно был новый в отношении к форме проявления Дух, о Котором предвозвещали пророки (Иез 11:19, 18:31, 36:26), хотя, по существу, всегда был, во все времена, один и тот же Дух Божий. Ин 7:40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Ин 7:41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Ин 7:42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Ин 7:43. Итак произошла о Нем распря в народе. Ин 7:44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Различно подействовали слова Христа на собравшихся около Него слушателей. Одни признавали Его пророком, хотя едва ли соединяли с этим словом определенное представление (ср. Ин 6:14). Другие же называли Его Мессией. Но были и противники такого мнения — это те, которые думали, что Христос происходит не из рода Давидова и не из Вифлеема, города Давидова. Некоторые же сочли Христа обманщиком, вредным для израильского общества, и пытались, хотя и неудачно, задержать Его и выдать начальству. Ин 7:45. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Ин 7:46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Ин 7:47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Ин 7:48. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Ин 7:49. Но этот народ невежда в законе, проклят он.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Иоанн в начале своего призвания, любя народ свой и веря еще в его политическую будущность, думал, что любимый им Учитель воссядет на земной престол Палестины (ср. Мф. 20:20–24 , Мк. 10:35–40 ). Мало помалу однако ум его светлеет под животворящим влиянием воплощенного Слова. Он, избранный в числе трех свидетелей славного преображения Господня на горе, – он выносит великое поучение, стоя в невыносимой скорби при кресте Господа, и вместе с другими обрадован великою радостию светлого воскресения Господа Иисуса и свидетель славного Его вознесения на небо. Иоанн – еврей в лучшем значении этого слова; он израильтянин для того только, чтобы указать связь ветхозаветных писаний с великими, совершающимися перед глазами его событиями. Он тщательно памятует и начертывает слова Господа, указующие на эту неразрывную связь и указывает пророчества, предрекавшие события. «Не может разоритися писание» ( Ин. 10:35 ). «Да сбудется писание» ( Ин. 13:18 ). «Есть писано во пророцех» ( Ин. 6:45 ). «Его же писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом» ( Ин. 1:45 ). «О мне бо писа Моисей» ( Ин. 5:46 ). Ср. еще в главе Ин. 19:24, 36, 37 ссылки на пророчества при исполнении соответствующих им событий. Еще особенность Евангелиста, сохраняющего при начертании Боговдохновенных книг и свою индивидуальную личность, – заключается в том, что он везде очевидец описываемых событий. Он говорит ( Ин. 1:35 ) о двух учениках, видевших Господа и последовавших за Ним; о шести кувшинах, стоявших близь дома, где был брак в Кане Галилейской ( Ин. 2:6 ). У Самарянки, как Господь сказал ей, было пять мужей ( Ин. 4:18 ); расслабленный лежал в болезни своей 38 лет ( Ин. 5:5 ); хлебы, которые нашлись у мальчика были ячменные ( Ин. 6:9, 13 ). Господь спрашивает о том, как накормить народ, Филиппа ( Ин. 6:5, 7 ) и притом, испытуя его. Когда ученики плывут в лодке, а Господь приближается к ним, идя по воде озера Тивериадского, то «лодка проплыла в это время 25 или 30 стадий» ( Ин. 6:19 ). В главе Ин. 12эллины обращаются к Филиппу, желая видеть Господа. Особенно поразительны подробности прибытия Господа в Вифанию (Ин. 6и сл.). Все действия и слова сестер Лазаря и бывших при них Иудеев, слезы Божественного Учителя, слова Иудеев, восстание умершего, – все это очевидно рассказ человека, видевшего своими глазами все это событие. В последней беседе ( Ин. 14:5, 8 ) приведены подлинные слова Фомы и Филиппа, обращенные к Господу. И при кресте Господнем сохранены все подробности событий, указана подробность о тканом хитоне; одежды распределяются между четырьмя воинами, что составляло законное число стражи 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вероятно, 4 день праздника Кущей Ин. 7, 14–36 : Учение Иисуса Христа в храме. Последний день праздника Кущей Ин. 7, 37–53 : Желание убить Иисуса. Слова защиты от Никодима. Елеонская гора Ночь после окончания праздника Кущей Ин. 8, 1 : Господь молится на Елеонской горе. Иерусалимский храм Следующий день после окончания праздника Кущей Ин. 8, 2–11 : Прощение женщины, взятой в прелюбодеянии. Иерусалим Спор Спасителя с иудеями ( Ин. 8, 12–59 ): Ин. 8, 12–20 : “Я свет миру”. Ин. 8, 21–30 : Предостережение от неверия. Предсказание о распятии и Воскресении. Ин. 8, 31–47 : Сыны Авраамовы и сыны диавола. Ин. 8, 48–59 : Иисус Христос – предвечный Бог. Иосафатова долина Мост через Кедронский поток 465 Исцеление слепорожденного ( Ин. 9 ): Ин. 9, 1–12 : Исцеление слепорожденного. Иисус отправляет его на купальню Силоам 466 . Ин. 9, 13–23 : Допрос фарисеями исцеленного и его свидетельство. Ин. 9, 24–34 : Вторичный допрос и свидетельство исцеленного. Ин. 9, 35–41 : Духовное прозрение исцеленного и слепота фарисеев. Пророчество о духовной слепоте фарисеев: Ис. 6, 9–10 : “И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их”. Ин. 10, 1–18 : Иисус Христос – Пастырь добрый. Притча о дворе овчем. Ин. 10, 19–21 : Обвинения фарисеями Иисуса Христа. Распря между иудеями. Лк. 10, 17–24 : Возращение Семидесяти. Иисус говорит о даровании власти над сатаной и упреждение от радости об этом. Краткая историческая справка – Собор семидесяти апостолов: В евангельском повествовании не открыты имена семидесяти апостолов, избранных Господом. Несомненно лишь, что первоначальный лик апостолов впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь, и нет некоторых из тех, которых избрал Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Три Послания ап. Иоанна охватывают три концентрических круга адресатов. 1 Ин. адресовано к Церкви как к полноте нескольких (многих) общин, окормлявшихся апостолом. Именно оно и может быть названо соборным. 2 Ин. обращено лишь к одной общине, как предполагает одно из пониманий обращения к «избранной госпоже и детям ее» (ст. 1). Наконец, 3 Ин. обращено к предстоятелю церкви – Гаию. Таким образом, 2 и 3 Ин., строго говоря, вряд ли могут быть названы соборными (особенно 3 Ин.). Очевидно, их включили сюда заодно с 1 Ин. Если в случае с 1 Ин. мы отмечали некоторую трудность в определении жанра (послание или трактат?), то в связи с 2 и 3 Ин. вопрос так вовсе не стоит. Перед нами «примеры кратких писем, типичных для древности, объем которых примерно одинаков и определялся, вероятно, размером куска папируса» 901 ; «ни одно их новозаветных посланий, даже Флм., так близко не соответствует форме эллинистического частного письма, как 2 и 3 Ин. Оба являются настоящими письмами» 902 . 37. Авторство и время написания Автор 2 и 3 Ин. называет себя «старцем» или, как переводит ЕК, «пресвитером» (o(presbu/teroj). В данном случае этот термин означает не степень священства, что было бы невозможно в случае с Иоанном Богословом, а его возраст и авторитет. Содержательное сходство Второго Послания с Первым (например, судя по стт. 5–7, где вновь говорится о любви и о воплощении) заставляет отождествить автора 2 Ин. с автором 1 Ин., т.е., если следовать традиции, с апостолом Иоанном Богословом 903 . Время написания – близкое к 1 Ин.: около 100-го года. 38. Адресат 2 Ин. Адресат 2 Ин. – самой короткой книги Нового Завета – обозначен довольно необычно: ... избранной госпоже и детям ее... ( 2Ин. 1 904 ) Такое обращение допускало и допускает разные толкования, распадающиеся на две группы: одни предполагают буквальное понимание (конкретная женщина), другие – фигуральное (как собирательный образ). Так, Климент Александрийский , выполнивший латинский перевод Послания (около 200-го года), увидел в («избранной») собственное имя и перевел как «госпоже Эклекте (лат. Electa)». Св. Афанасий предлагал собственное имя опознавать в соседнем слове: kuri/#(«госпоже») и получал «достопочтенной (избранной) Кирие» 905 . Сюда же можно отнести и понимание «избранной госпоже» как указание на безымянную женщину 906 . В целом против таких конкретных толкований говорит то, что апостол пишет, что ее любит не только он, «но и все, познавшие истину» ( 2Ин. 1 )., ее дети «ходят в истине» (ст. 4), а также что ее приветствуют «дети ее избранной сестры» (ст. 13). Вдобавок, что касается имени Electa, то оно нигде более не встречается, тогда как в 2 Ин. оно упоминается дважды в применении к разным сестрам (стт. 1 и 13), что делает указанное предположение вовсе несостоятельным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

время разделяются большинством исследователей (находка древнейшего папируса с текстом Евангелия от Иоанна (ок. 125) - лишила основания гипотезы позднего происхождения этого Евангелия, а открытие рукописей Мёртвого моря разрушило теории эллинистического происхождения Евангелия, построенные на анализе его богословского содержания). Текст Евангелия от Иоанна действительно свидетельствует о знании писавшим его ряда еврейских обычаев и законов (обряд очищения в Ин 2. 6; обряды праздника Кущей в Ин 7. 37 и 8. 12; законы о субботе в Ин 5. 10; 7. 21-23; 9. 14 и др.), о знании еврейской истории (напр., о сроках строительства храма в Ин 2. 20; о вражде с самарянами в Ин 4. 9; об отношении к евреям диаспоры в Ин 7. 35; имена первосвященников в Ин 11. 49; 18. 13 и др.), некоторых топонимов Палестины и Иерусалима (купальня у Овечьих ворот, при которой было 5 крытых ходов (Ин 5. 2), купальня Силоам (Ин 9. 11) и каменный помост возле претории (Ин 19. 13), обнаруженные археологами в XX в.; в Евангелии от Иоанна в отличие от синоптических упоминаются такие детали, как место проповеди Иоанна Крестителя (Ин 1. 28; 3. 23); иное название Галилейского моря - Тивериадское оз. (Ин 6. 1; 21. 1); колодец Иакова у самарянского г. Сихарь близ Сихема (Ин 4. 5); г. Ефраим рядом с пустыней (Ин 11. 54) и др.)”. Как видно, для более совершенного понимания Священного писания вообще, а и Ветхозаветного писания в частности, христианам необходимо, всетаки, не ограничиваться иудейским раввинистически-талмудическим толкованием, а подходить к Танаху с намного более широким кругозором, определяемом всей святоотеческой и новозаветной церковной традицией, выстраивая не иудейское, а, собственно, новозаветно-христианское понимание. И для такой экзегезы определить и соответствующую христианскую методологию, и соответствующую христианскую же терминологию. Ибо наше, православное понимание, не может же быть ограничено пониманиями - ни иудейским, ни р.-католическим, ни протестантским. Сергей Демаков 30 марта 2011г. 11:12 Ваше Высокопреподобие, отец Александр!   Как это прекрасно, и очень обнадеживает - есть еще священники -богословы, умеющие защищать и с Божьей помощью защищающие нашу Православную веру!   И я сердечно благодарен Вам за Вашу безкомпромиссную позицию.

http://bogoslov.ru/article/1549834

от Чебоксаро-Чувашской епархии: протоиерея Николая (Троицкого; 1895 10 марта 1945) и священника Илии (Измайлова; 1882 — 17 сентября 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. 4. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святителя Воронежского Антония (Смирницкого; 1773-1846) и святителя Иоанна (Максимовича; 1896-1966), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. ЖУРНАЛ 14 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о завершении комиссией работы над Службами общими прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века по чинам святости и о подготовленных комиссией: 1) Службе общей священноисповеднику XX века единому; 2) Службе общей преподобноисповеднику XX века единому; 3) Службе общей исповеднику XX века единому, а также о составленном комиссией Акафисте священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому. Справка: Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 г. (Журнал 7) Синодальной Богослужебной комиссии поручено составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века общие службы по чинам святости по такому же образцу, как это имеется в Мине Общей. Ранее на заседаниях Священного Синода рассмотрены, утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению Службы общие новомученикам XX века: 26 декабря 2003 г. священномученику единому, 24 декабря 2004 г. преподобномученице единей, 16 июля 2005 г. преподобномученику единому, 26 декабря 2006 г. мученику единому и мученице единей, 21 августа 2007 г. преподобноисповеднице единей и исповеднице единей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Представленные богослужебные тексты: Службу общую священноисповеднику XX века единому, Службу общую преподобноисповеднику XX века единому, Службу общую исповеднику XX века единому и Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому, утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

В составе Соборов русских святых погрудный образ Г. введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814 г. иконописца-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в ЦАМ СПбДА), где Г. облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним прп. Иаков Костромской. Святой присутствует на иконе российских чудотворцев XIX в. (ГТГ) - в 5-м ряду 3-й справа, с непокрытой головой, между преподобными Нилом Столобенским и Петром Муромским. Примером подобной иконографии Г. в монументальном искусстве является роспись галереи рус. святых в почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия - преподобный в одной из композиций с подвижниками XVI в., почти в профиль, в схиме. Вместе с др. рус. святыми Г. был написан в 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя, в верхнем ряду, а также, напр., в 1833 г. (поновлена в 1876) на зап. стене ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме (Костромские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. Прил. С. 10). В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), на авторских повторениях кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и творческих списках кон. XX - нач. XXI в. др. иконописцев Г. помещен в группе костромских святых в начале 1-го ряда, крайним слева, обернувшись к прп. Макарию Унженскому. На рисунке кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава Савиных (Минея (МП). Т. 5. Ч. 2: Янв. С. 301) преподобный обращен в молении к небесному сегменту, на свитке традиц. надпись. Пример совр. местной иконографии Г.- образ «Собор Костромских святых» 90-х гг. XX в. (Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь). Лит.: Покровский Н. В. Церк.-археол. музей СПбДА, 1879-1909. СПб., 1909. С. 128-129, 131-144. 50, 58-59; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 137, 230. Кат. 177; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 86; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 54-55, 130-131. Кат. 47, 48; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 200-205, 454-455, 611, 629. Т. 2. С. 80-81; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в. Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000- февр. 2001. [М., 2000]. С. 128, 181. Кат. 384, 495; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 141; Костромская икона XIII-XIX вв.: Свод рус. иконописи/Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 615, 621. Кат. 269, 283. Ил. 427, 442.

http://pravenc.ru/text/162062.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010