3. «Введение нового стиля – первый шаг на пути отступления». Избрав целью своих разоблачений и анафематствований изначально искажённое понимание православного взгляда на экуменизм, раскольники тем самым стремятся представить принципиальный для них вопрос календаря и время исчисления как проблему общецерковного масштаба. Исходя из своих неверных представлений в области календарной проблематики, старостильники указывают на то, что Энциклика (1920) митрополита Брусского Дорофея, положившая официальное начало участию Поместных Православных Церквей в экуменическом движении, предполагала календарную реформу как первый практический шаг в достижении общехристианского единства, что, по мнению схизматиков, имело коварную антицерковную задачу содействовать тому, «чтобы все вместе и православные и еретики праздновали великие праздники и уменьшалось чувство разделения» 1035 . 4. Антииерархический аспект идеологии старокалендаризма. Та поразительная последовательность, с которой старостильнические идеологи искажают православное понимание экуменизма, свидетельствует о сознательном стремлении схизматиков очернить иерархов канонических Поместных Православных Церквей, являющихся непосредственными участниками экуменических встреч, и представить их как еретиков и вероотступников, подпадающих осуждению церковных канонов. Для большей убедительности старостильнические издания пестрят фотографиями православных архиереев, общающихся с инославными или иноверными, что сопровождается критическими комментариями и ссылками на церковные каноны : «Ради экуменического сближения с инославными православные экуменисты нарушают также святые каноны Матери-Церкви, [...] постепенно отчуждаются от Святого Православия и начинают [...] высказываться в пользу экуменизма в ущерб Святому Православию» 1036 . 5. Мифологизация истории и современности. Старостильническая идеология чрезвычайно насыщена мифологизацией в оценке как событий новейшей истории, так и современных процессов церковной жизни. А, как известно, идеологический миф претендует на обладание некой тайной, тяготеет к разоблачению некоего секрета, чем не только освобождает носителя мифологизированного сознания от объективного знания и растворяет его в общем мнении, но и делает его легко манипулируемым. Мифологизация может являться эффективным средством внушения, используемым в качестве идеологического орудия управления 1037 . Старостильническая мифологизация действительности также претендует на обладание знанием о «страшной тайне современности», якобы сокрытой от большинства православных христиан, принадлежащих к каноническим Православным Церквям. И тайной этой является конечная цель экуменизма, трактуемая схизматиками как слияние всех религий с целью образования «церкви антихриста» и утверждения всемирного господства зла 1038 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некрасиво и неприлично, кичиться и хвастаться своими преимуществами перед кем-либо, даже если эти преимущества и впрямь есть. Но и уравнивать в цене вещи разноценные – продавать, например, по одной цене настоящий бриллиант и подделанную под него стекляшку – тоже нехорошо, даже преступно (в тюрьму сажают за такие вещи). Дух Божий «дышит, где хочет» ( Ин.3:8 ) а не где мы решим, что Ему можно дышать. Наше ли дело: определять – где Дух Божий есть, а где Его нет. Это же прямо кощунство какое-то – определять границы действия всемогущего и вездесущего Духа Божия… Нисходит ли благодать в душу баптиста или иеговиста – не знаю я этого. Не был я ни баптистом, ни иеговистом. Знаю крепко одно: в православную душу – нисходит. Вижу ясно одно: в Православии – сонм святых; у баптистов – в лучшем случае – порядочные люди. Не хочу я, повторяю, их ни обидеть, ни унизить, но просто не могу себе представить, чтобы среди баптистов просиял преп. Сергий Радонежский, или среди иеговистов – преп. Серафим Саровский. Думаю, что и баптисты с иеговистами не смогут себе такого представить. Что же, скажу: нет у них благодати? Не дерзну такого сказать. Не дерзну помыслить даже себя способным расставлять для благодати Божией «пограничные столбы» и предписывать ей: куда она может заходить, куда совсем не может, а куда – если только бочком… Что же, скажу: есть у них благодать? И этого не скажу. А скажу, что есть под этим небом вопросы, на которые, положа руку на сердце, можно ответить только одно: «не знаю». И таких вопросов – довольно много. Кто знает ответы на все вопросы – пусть отвечает, показывая тем самым, что он еще ничего не познал, как должно. Спор о «присутствии благодати Божией у инославных» в среде православного церковного народа – при всей его раздутости – кажется мне надуманным, привнесенным, пустым. Что уж мы так озаботились: «спасутся ли лютеране?» – когда сами гибнем?.. Или мы хотим – если решится, что и лютеране спасутся – обратиться в лютеранство? Зачем? Благодать у инославных, повторяю: не знаю – есть ли, нет ли? А благодать в нашем с вами родном Православии – есть бесспорно. Сонм святых, просиявших в Православии в течение его двадцативекового исторического прошлого и живущих с нами теперь, сегодня, в настоящем – достаточная тому порука. Куда же нам еще идти? Чего искать?.. Лютеранина-то, не знавшего Православия, но благочестиво живущего, – Господь, по неизреченному милосердию Своему, может быть, и помилует. А вот православного, оставившего свое бесспорно спасительное Православие и подавшегося за спасением в сомнительное иноверие, – пощадит ли?..

http://azbyka.ru/u-poroga-vechnosti

Молитва вменяется в грех, когда человек рискует жизнью не по долгу и не за други своя 75 , а из гордого мнения о своей исключительности и близости к Богу. Сатана искушал Христа: Бросься вниз (в пропасть), ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Но Господь ответил ему: Написано также: не искушай Господа Бога твоего 76 . Это пример для нас. Гордый молитвенник, оставленный Богом за дерзость, окажется не на руках Ангелов, а в руках своих врагов. Еще один из видов греховной молитвы – совместная молитва с еретиками и с теми, кто отлучен от Церкви. Вопрос : В чем здесь грех? Ответ : Совместная молитва – это осуществление духовного единства, а здесь православные входят в единство с еретиками и оказываются в поле ереси, что динамично выражается в молитве. Молитва – это кровь души. Что произойдет с человеком, если в его вену влить кровь другой структуры или зараженную болезнетворными бактериями? Поэтому церковные каноны запрещают нам общие, совместные молитвы с еретиками. Вопрос : В жизни могут случиться непредвиденные ситуации и обстоятельства. Например, на корабле вместе с православными плывут и иноверцы. Поднялась буря. Кораблю грозит гибель. Люди начинают громко молиться Богу, каждый по-своему. Что же делать православным: прекратить свою молитву или потребовать, чтобы иноверцы и еретики замолчали? Или другой пример. Нас пригласили к праздничному столу. Среди гостей находятся католики и протестанты. Хозяин читает молитву «Отче наш». Все гости встают и молятся. Как же нам поступить в таком случае: выйти из-за стола или попросить инославных, чтобы они в это время не молились? Ответ : Общая молитва имеет свой ритуал и свою цель, ради которой собрались вместе представители разных конфессий. Здесь люди объединены именно желанием молиться вместе. Основанием такой общей молитвы является ложная вера в спасительность каждой из конфессий. Такая молитва демонстрирует несуществующее единство. В примерах, приведенных вами, такая цель отсутствует: каждый молится за себя, поэтому здесь мы можем говорить не об общей и единой, а только о синхронной (одновременной) молитве, к которой не относятся правила святых апостолов и Вселенских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Сообразно с этим, дела брачные также не подлежат там ведению духовных установлений. Мало того, в некоторых отношениях инославные церкви пользуются, по русскому законодательству, даже значительными преимуществами сравнительно с господствующей церковью. Например, православные настоятели наших сельских церквей далеко не все ещё получают из государственной казны содержание, да если и получают, то в очень небольшом размере, обыкновенно не более 300 рублей 331 . Между тем, всё римско-католическое духовенство получает жалованье из государственного казначейства. (Т. XI, ч. I. Уст. иностр, исповед., стт. 98 и 133 332 . Во всех протестантских исповеданиях прихожане обязаны делать взносы в определённом размере на содержание пасторов. (Там же, стт. 470, 472 примечания 2-е и 3-e, 916, 997, 1006 1039, 1044, 1072 примечание). Точно также приходы армяно-грегорианской церкви обязаны давать своему приходскому духовенству постоянное содержание (там же, стт. 1246,1247) и, кроме того, это духовенство получает по определённой таксе вознаграждение за совершаемые им требы (там же, ст. 1248) 333 . Такие же точно преимущества имеют инославные церкви и в деле приобретения недвижимости. Православные духовные установления: церкви, монастыри и архиерейские дома могут приобретать для себя недвижимость, как бы ни была мала её ценность, не иначе как с Высочайшего на каждый раз разрешения. (Т. IX. Зак. о состояв., стт. 386 и 398). Между тем, церкви и духовные учреждения евангелическо-аугсбургского исповедания, без всякого ограничения ценностью, приобретают для себя недвижимости всегда с разрешения только Министра Внутренних Дел. (Т. XI, ч. I., стт. 959 и 960). Церкви евангелическо-лютеранские, а также армяно-грегорианского исповедания, приобретают недвижимости до 300 рублей – с разрешения своих консисторий (лютеранская – Генеральной Консистории), до 1.000 рублей – Департамента Духовных Дел иностранных вероисповеданий, до 5.000 рублей – Министра Внутренних Дел, и только при большей 5.000 рублей цен недвижимости для приобретения её требуется Высочайшее разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Вникая в сущность и содержание нового закона о раскольничьих браках, для каждого не остаётся сомнения в том, что между узаконением раскольнических браков и введением нового закона о гражданском браке вообще в государственную, социальную жизнь и в среду членов православной церкви нет ни малейшей органической связи, эти вопросы между собою посторонние, и исключительное специальное назначение нового закона только для раскольников устраняет всякую мысль о том, что правительство не только прямо, но и косвенно признавало возможным узаконять гражданские брачные союзы вместе с существующим по основам господствующей в государстве православной церкви браком церковным как таинством. Принцип, положенный в основании нового закона о раскольнических браках, тождествен с принципом признания браков, заключаемых лицами инославных и иноверных подданных государства, браки которых, заключённые по обрядам их верования, имеют только значение как акты гражданского состояния. Как по отношению признания браков инославных подданных и иноверцев – наше православное правительство, допуская принцип веротерпимости, признаёт их браки в смысле гражданских актов, не касаясь существа их вероучения, точно также закон о раскольничьем браке, также как акте гражданском, основан на начале той же веротерпимости и не допускает исследований о религиозной стороне брака раскольников, он не разбирает способов заключения браков между раскольниками разных сект, предоставляя ведать это самим раскольникам по их верованиям и обрядам. Этот закон прямо определяет тот правительственный взгляд, что раскольническому обряду брака как бракосочетанию в смысле религиозном, таинственном не придаётся никакой законности; закон определяет только чисто гражданскую форму раскольнического брака как необходимого акта гражданской правоспособности каждого подданного государства, как члена определённой семьи, он ведает только желание брачащихся и следит за условиями, предписываемыми существующими законами гражданскими в правах семейных – родство, лета и тому подобное и при соблюдении чисто гражданских условий закрепляет союз раскольников чисто как акт гражданский, специально узаконенный для раскольников от рождения, а не для других подданных государства, смотря по желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Как отец и как воспитатель Вишневский ни в одном из слышанных мною о нем рассказов не занимал никаких характерных положений, а упоминается только как родитель. Впрочем, говорят, что когда в Петербурге «заводились институты» и именитое дворянство, по желанию государыни, получило приглашение привозить туда для воспитания девиц, то Степан Иванович ездил в Петербург и сам отвез туда дочь. Но и это обстоятельство воспоминается не для того, чтобы обозначить ею родительскую заботливость Вишневского, а потому, что эта поездка оказалась в связи с другим любопытным событием, о котором ниже будет рассказано. Как помещик, в качестве хозяина, судии и наказателя душ подвластных ему крепостных людей, Вишневский тоже не представлял собою особой оригинальности. Он правил хозяйством, «як повелось из давнего времени». Все делалось через крепостных или наемных приставников, из православных и из поляков. Вишневский держал при себе на службе несколько человек поляков, к которым не питал никакой вражды, но любил иногда над ними забавляться. Было и несколько евреев, которых психопат любил пугать разными страхами. Не одного из них он заморил и загнал страхом со света, но они всё к нему лезли, потому что Вишневский иногда бывал щедр и бросал им что-нибудь на разживу. Впрочем, комиссионерских услуг от евреев он не чуждался. Только боже спаси было его обмануть… Он не столько больно запорет розгами или плетьми, сколько истерзает страхом. У Вишневского был и патриотизм, выражавшийся, впрочем, à la longue пристрастием к малороссийскому жупану и к малороссийской речи, а затем — в презрении к иноземцам. Особенно он не благоволил к немцам, которых не находил возможности уважать по двум причинам: во-первых, что они «тонконоги», а во-вторых — вера их ему не нравилась — «святителей не почитают». Степан Иванович думал, что сам он «святителей почитает». В вопросах веры он был невежда круглый и ни в критику, ни в философию религиозных вопросов не пускался, находя, что «се дало поповское», а как «лыцарь » он только ограждал и отстаивал «свою веру» от всех «иноверных», и в этом пункте смотрел на дело взглядом народным, почитая «христианами» одних православных, а всех прочих, так называемых «инославных» христиан — считал «недоверками», а евреев и «всю остальную сволочь» — поганцами. Иностранец и «даже немец» мог попасть к столу Степана Ивановича, и один — именно немец — даже втерся к нему в дом и пользовался его доверием, но все-таки, прежде чем допустить «недоверка» к сближению, религиозная совесть Вишневского искала для себя удовлетворения и примирения с собою. У Степана Ивановича, который, по собственному его сознанию, «катехизицу не обучавься» , хорошо сложился и очень конкретно оформился им самим составленный чинок для приятия инославных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Святейший Правительствующий Синод, поданного из Канцелярии Рекрутного Счёта доношения слушав, согласно приговорили: в синодальных вотчинах по посланным из оной Рекрутного Счёта Канцелярии указам о сыску беглых рекрут и о прочем, что до исполнения касается, чинить беспрепятственное отправление. И о том из Святейшего Правительствующего Синода к синодальным членам и в Монастырский Приказ к судье господину Ершову послать указы немедленно с таким объявлением, чтоб и повеленное непременно было исполнено, и подчинённые Синоду от напрасных обид были охранены; и о таком оных указов отправлении в помянутую Канцелярию для ведома указом отписать. 277 (251). – 21 Октября. Об отправлении церковного празднества по случаю заключения мира между Россиею и Швециею во всех иноверческих церквах. Святейший Правительствующий Синод согласно приговорили: о торжествовании государственной радости, то есть о благодарственном ко Всеблагому Богу молении, которое должно воссылать о благодарствованном между Его Царского Величества Российскою империею и Королевского Величества Шведскою короною по толь долголетней и зело жестокой войне вечном мире, который прошедшего Августа 30 числа на Нейнштадтском конгрессе достослышанными и весьма Российскому государству полезными кондициями заключён и утверждён, послать из Святейшего Правительствующего Синода ко всем в Российском государстве обретающимся инославным разных религий кирхам и собраниям такие Его Царского Величества указы, как в прошедших числах к православным церквам, то есть во все Российского государства епархии ко архиереям посланы, дабы и в тех инославных кирхах и собраниях обретающимися при них служительми оное благодарственное моление по коегождо их закону отправлялось с достодолжным торжествованием во определённые прежде состоявшимся прошедшего Сентября 6-го числа именным Его Царского Величества указом времена, а именно сего Октября с 22-го числа седьмодневно и будущего 722 года Генваря с 28-го числа толикодневно ж, со обычным (где колокола обретаются) во знак радости бываемым звоном. О чём оные указы из Святейшего Правительствующего Синода к тем инославным кирхам и собраниям отправить как скоро возможно, без всякого умедления, дабы оные определённые дни не точию в православных церквах, но и в тех инославных кирхах и собраниях без благодарственного славословия не были.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

916 Новым законом о веротерпимости не отменена указанная подписка, а потому требование её продолжает быть обязательным (см. ниже, 1210 стр. печатного оригинала), и священник, не потребовавший этой подписки, подлежит ответственности за несоблюдение предбрачных предосторожностей (Ц.В. 1905, 6, 39; 1906, 28, 45; сн. 2 прим. на 1026 стр.). – Эту подписку обязаны дать лица всех вообще христианских исповеданий, независимо от того, какие они подданные – русские или иные; только требование этой подписки от иноверцев иностранных подданных, проживающих заграницей и вступающих там в брак с русскими подданными-православными, признано, согласно Высочайшему повелению 24 дек. 1883 г., излишним (см. Ц.Вед. 1902, 45; Сбор. цер. и гражд. зак. о браке, С.Григоровского, 69 стр.). 917 По 29-й ст. Уст. Дух. Конс. (см. также ук. Св. Син. 25 авг. 1865 г.), эта подписка представляется епархиальному Архиерею или в Консисторию в начале января следующего года вместе с выпискою из метрической книги о бракосочетании давшего эту подписку лица (см. выше, 1046 стр.). Форма подписки следующая: «Нижеподписавшийся или нижеподписавшаяся (звание, имя, фамилия, вероисповедание), сим удостоверяю, что вступаю в брак с… (звание, имя, фамилия), православного исповедания; в воспитании обоего пола детей от сего брака буду поступать согласно с законами государства Российского, т.е., буду крестить и воспитывать их в православной вере» (Св. Зак., X т., 1 ч., прилож. к 67 ст.; Уст. Д.К., 27 ст.). 918 Допускается при браках православных с неправославными только то, что, по желанию заинтересованной стороны, лица, обвенчавшиеся в православной церкви, могут обращаться за благословением брака и к той церкви, к которой принадлежит лицо иноверное (о. Хойнацкий, 30 стр.). 919 Духовное лицо инославного христианского вероисповедания, состоящее в сане священнослужителя или в звании настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, виновное: 1) в совершении брака лица инославного христианского вероисповедания с лицом заведомо православного исповедания, если брак потом не был совершён по православному обряду;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и 7) Возложить на Особое Совещание, учреждаемое для разработки предположений по исполнению п. 6 Именного Указа 12 декабря 1904 года, как рассмотрение вопросов, вытекающих из общего положения инославных христианских исповеданий, так и в частности обсуждение вопросов: а) о разрешении духовным и светским лицам инославных христианских исповеданий основывать церковные братства и б) о приеме новициев в римско-католические монастыри. X. По иноверным нехристианским исповеданиям: 1) Предоставить Особому Совещанию о веротерпимости (разд. VIII сего положения), на изъясненных в журнале Комитета Министров основаниях, разработать нижеследующие вопросы и составленные законопроекты безотлагательно представить на уважение Государственного Совета, без предварительных сношений с ведомствами: а) о сооружении молитвенных домов иноверных исповеданий; б) о порядке избрания и назначения должностных лиц магометанского духовенства, приходских и высших; в) об освобождении от призыва на действительную военную службу из запаса некоторых лиц магометанского духовенства; г) о порядке открытия магометанских духовных школ – мектебе и медрессе; д) об учреждении особых духовных управлений для киргизов областей Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской, а равно для магометанских общин на Северном Кавказе, в Ставропольской губернии, Туркестанском крае и Закаспийской области, и е) о возможности дозволения воспитывать подкидываемых детей в религии принявших их на воспитание иноверных семей. 2) Поручить тому же совещанию тщательное рассмотрение, на преподанных в журнале Комитета Министров основаниях, современного положения у нас ламаитов и пересмотр действующих о них узаконений и дать сему делу беззамедлительное в законодательном порядке направление; и 3) Возбранить впредь именовать исповедующих ламаитскую веру в официальных актах идолопоклонниками и язычниками. В связи с этими Указами г. Министром Внутренних Дел были изданы циркуляры от 12 января 1909 г. и от 4-го октября 1910 года. Статистические сведения по данным первой всеобщей переписи 1897 года

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Мамврийский Дуб, „родоначальник всех наших троицких березок и всякого клеченья» 32 , – досточтимая святыня и желанная заветная цель паломнических стремлений в Хеврон – сделался русским достоянием лишь с 1868 года, когда этот заветный Дуб и прилегающий к нему довольно значительных размеров участок земли с виноградником, расположенный по косогору с неправильным очертанием границ, достался в собственность России, благодаря настойчивым стараниям о. архимандрита Антонина Капустина . В этом приобретении оказал мощное содействие покойному о. архимандриту знаменитый наш, пользовавшийся громадною популярностью в Турции, посол граф Н. П. Игнатьев. «Практического значения наших территориальных приобретений с русской точки зрения, не вижу», писал граф Николай Павлович о. Антонину в 1873 году от 8/20 ноября, со своей дипломатической точки зрения считавший это приобретение «ненужным России клочком земли» и даже не находивший «в ценности большой разности – считается ли Дуб нашим исключительно, или как бы «нейтрализованным» и общим достоянием – православных, инославных и мусульман и евреев»... Но, как истово религиозный русский человек, к тому же любивший и высоко уважавший о. Антонина, он употребил все дипломатические ходы и все свое могущественное влияние, чтобы это русское дело в Св. Земле отстоять и священный Дуб закрепить за своими соотечественниками. В деле приобретения Мамврийского Дуба мы встретили сильный протест со стороны оттоманского правительства и инославной пропаганды в Св. Земле. «Приобретение Мамврийского Дуба нами, писал граф Игнатьев о. Антонину, было бы совершенным нарушением установленного status quo в Палестине, и что это место чтится мусульманами в равной степени с православными. Вали опасается возбуждения мусульманского фанатизма и указывает на донесение губернатора и на разные «мазбаты», в этом смысле составленные». «Турки утверждают, что все мусульмане издавна чтили это Дерево, ибо Авраама они признают за великого пророка». «Один из Дубов (остальные не имеют в глазах иноверцев важности) весьма почитается мусульманами. Каждый день мы имеем (говорил великий визирь Сервер-паша графу Игнатьеву) новые доказательства того, до какой степени необходимо, чтобы Дуб этот не сделался исключительною собственностью кого бы то ни было, а принадлежал всем вероисповеданиям. А относительно инославной пропаганды и ее воззрений на это приобретение, граф Игнатьев писал: «И какая польза нам прокладывать нашим лбом и плечами дорогу англичанам и латинянам в убежище хевронских фанатиков-мусульман». «Англичане, французы и австрийцы, а не только турки, серьезно озабочены приписываемыми нам планами расширения наших владений под личиною «Духовной Миссии», занимающейся приобретением «поместий», которые «не дают бедным туркам и иноверцам ни минуты покоя» и побуждают их «усугублять свои усилия и громадные денежные средства в этой стране» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010