Многовековая связь православной веры и русской национальной жизни не могла исчезнуть бесследно, и мы видим, что представление о Православной Церкви, как о Церкви национальной, продолжает жить даже в умах, значительно пораженных неверием. Если подогреть это чувство, то оно станет сильным средством против иноверческого соблазна, откуда бы ни шел он. Протестантство как будто не ведет у нас столь настойчивой, как католическая церковь , пропаганды. Если же где-либо такая пропаганда обнаруживается, то в борьбе с нею пастырю нужно пользоваться теми же приблизительно средствами, что и в борьбе с католической пропагандой, сообразуясь, конечно, с основными тенденциями протестантского учения и приемами пропагандистов. Более агрессивной и вместе опасной для Православной Церкви представляется нам пропаганда сектантская. Католичество – это уклонение от истинной Церкви. Сектантство во всех его видах есть полное отпадение от Церкви. А некоторые секты хоть и прикрываются именем Христовым, но в существе своем являют не только полное искажение, но и настоящее отрицание христианства, подмену Христова здравого и спасительного учения собственными безрассудными и пагубными измышлениями. Именно к сектантам можно относить предупреждение Спасителя, что среди Его последователей «многие лжепророки восстанут и прельстят многих» ( Мф.24:11 ). К ним относятся и слова ап. Петра: «Были и лжепророки в народе, как у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси... И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами» ( 2Пет.2:1–3 ). От них же предостерегал эфесских пресвитеров и ап. Павел, когда, убеждая быть внимательными к себе и к стаду, наставлял их: «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:29–30 ). Исступленность, распущенность и даже изуверство, нередко проповедуемые сектантскими лжеучителями, не только не останавливают развития лжеучения, но иногда даже служат приманкой для людей нервных, неуравновешенных и экспансивных, ищущих острых ощущений и противоестественных наслаждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Принять ее в алтаре и в литургическом контексте назвать «Епископом» - значит послать совершенно ложный и соблазнительный сигнал, будто Православная Церковь готова пересмотреть свои взгляды и на Епископское служение, и на брак, и многое другое. Однако это невозможно в принципе.  Церковь определяется преемством веры — в I, II, II, … X...XX, XXI веках Церковь верит в одно и то же. Это веру невозможно изменить — от нее можно только отпасть. Православные Епископы не являются ее хозяевами и не могут ей распоряжаться, переделывая ее по своему усмотрению. Они приняли ее от предыдущих поколений христиан, верно возвещают и неизменно передадут своим преемникам. Люди, которые порывают с церковной традицией, просто перестают быть православными Епископами. Поэтому для православных очень важно четкое разграничение того, что составляет эту веру, и того, что является неприемлемыми новшествами. Христиане прошедших веков — причем не только православные христиане — сочли бы происшедшее в Успенском Соборе чем-то абсолютно чудовищным и неприемлемым. Как строго предостерегает святой Апостол Иаков, «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд.1:3,4) Любовь и сердечное расположение к инославным и иноверцам никак не может проявляться в компромиссах в вопросах веры; если мы любим людей, мы не будем говорить им неправды. Как говорит святой Апостол Павел, «не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол.3:9) Вводить людей в заблуждение относительно требований нашей веры — это никоим образом не проявление любви и дружества. Это проявление богословского либерализма — явления, которое очень глубоко затронуло протестантов, в меньшей степени — католиков, и теперь начинает настойчиво стучаться в двери Православной Церкви.

http://radonezh.ru/analytics/preemstvo-v...

— протопресв. Стефан Анагностопулос Если нельзя быть благочестивым, живя в городе, то небольшая честь христианским уставам, когда нужно для них покинуть город и бежать в пустыню — Святитель Иоанн Златоуст Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. — Евангелие по Матфею, глава 5, стихи 14, 15, 16  Царство Небесное силою берется — Восемь смертных грехов и борьба с ними. Аскетика для современных мирян Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным. Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела. — Добродетели — схемы и пособия — Азбука Веры А также статья Доброе поучение должно выслушивать от всякого, кто бы ни предлагал оное. 3 Ответа Целенаправленная православная миссия в современном мире требует многих знаний и умений. Кроме того, нужно не просто что-то знать, но активно участвовать в Церкви, в богослужениях, в Таинствах, в молитве, этим подавая пример для подражания и воцерквления других. Необходимы познания не только в Писании и в Отцах Церкви, но глубокие познания православной догматики. И после этого, на основе догматики изучить сравнительное богословие (об особенностях и истории вероучений других конфессий) и апологетику (изложение, обоснование и защиту основных христианских истин Православия). Без этих познаний диалоги с атеистами, иноверцами и инославными о Христе станут невозможными. Одни собеседники не воспринимают Святых Отцов как источник веры, другие будут предъявлять выдержки и ссылки на Библию в своём понимании текста, третьи будут клеветать на Церковь, имея в голове ложные устоявшиеся шаблоны и штампы. Но горячее желание православной миссии можно реализовать обратившись в ближайшую епархию, где подскажут как быть.

http://azbyka.ru/vopros/kak-propovedovat...

Члены Церкви могут заблуждаться, но эти заблуждения непременно открываются, и они никогда не затемняют истины. «И от полноты Его [Бога Слова, ставшего плотию. – прим, о Бориса] все мы приняли благодать на благодать» ( Ин.1:14–16 ), т. е. больше, чем благодать. В Церкви вечно обитает Дух Святый. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Дух истины» ( Ин.14:16–17 ). Дух Святый есть жизненное начало Церкви, Он есть руководитель ее. Приведу цитату из чина присоединения инославных к Православию. Иноверец произносит: «Верую и исповедаю, яко сея Церкви правитель и кормчий есть Дух Святый». В Церкви одновременно действуют глава Церкви Господь наш Иисус Христос и правитель и руководитель Дух Святый; их действия нельзя разделять, но в наших теоретических построениях мы по-другому не можем, как только разделять относящееся к Сыну Божию и к Духу Святому. Дух Святый совершает в верующих все духовные плоды: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Он поставляет пастырей, через которых изливается на верующих благодать Божия: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). И еще цитата из Митрополита Филарета (Гумилевского) : «Как душа и тело в нравственном лице связаны между собою – душа действует на тело, и тело на душу: так и в Церкви невидимый Дух животворно действует на видимый организм Церкви. И организм сей то более, то менее благоугодно Духу отправляет свои действия». Действительно, в Церкви объединяются не святые люди, а люди освящаемые. Конечно, они грешники, но идет постоянное их освящение, наполнение их благодатью. Кроме того, мы знаем, что Дух Святый будет пребывать в Церкви до скончания века, и, значит, благодать тоже будет изливаться на людей до скончания века: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» ( Мф.16:18 ). Никакие злые советы, злые ухищрения и действия тайных или явных сил не победят Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По прочтении молитвы «в 1-й день по внегда родити жене отроча» следует ли давать роженице для целования крест? В конце 80-х годов в нескольких духовных журналах был рассмотрен этот вопрос, при чем всеми согласно разъяснено, что при указанном случае достаточно назнаменовать родительницу св. крестом. В пользу этой практики говорить как значение указанных молитв, так и обычное высокое уважение народа ко св. кресту. Известно, что женщины в известный период времени, по чувству смирения и уважения к святыне, сами добровольно устраняются от лобзания креста (Ц. В-к. 1898, с. 53). Если приглашают священника прочитать положенные молитвы жен-родильниц в то время, когда она оправилась от послеродовых болезней и не только ходить, но даже и работой занимается, то следует ли такой родильниц читать молитвы «жен в первый день по внегда родити ей отроча?» Молитвы «жене в первый день по внегда родити ей отроча» должны быть прочитываемы и такой родильнице, которая встала с одра болезни, тем более, что в этих молитвах содержатся не одно только прошение о том, чтобы Господь воздвиг родильницу с одра болезни, но и другие прошения, имеющие прямое отношение к ней (хотя бы и вставшей с одра болезни), к ее младенцу и к домашним ее (Рук. д. с. п. 1887. с. 612). Случается, что повивальные бабки, принявши младенца у иноверных (напр., татарок, евреек) или у инославных (протестанток, католичек), приходят к священнику с просьбою дать им очистительную молитву, без которой, по мнению многих, нельзя заниматься никакими хозяйственными делами. Нужно ли читать в этом случае молитву бабке, повившей у иноверных и инославных, если нужно, то какую именно молитву следует читать? Между молитвами «в первый день по внегда родити жене отроча» есть общая молитва (последняя — «Господи, Боже наш, благоволивый сняти с небес»), в которой испрашивается прощение матери, родившей ребенка, всему дому, «в немже родися отроча», также — прикоснувшимся к роженице и вообще всем, «зде», т. е. в доме родильницы, «обретающимся». Ничего не будет предосудительного, если эту очистительную молитву священник прочтет и бабке, повившей у иноверных или инославных, ради успокоения ее совести. Само собою разумеется, что те слова, которые в молитве имеют отношение к родильнице, к дому, в котором родилось дитя, и ко всем, находящимся в том доме, должны быть опущены, когда молитву приходится читать одной бабке (Рук. д. с. п. 1886. с. 465).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как и духовные лица Православного исповедания, «лица, принадлежащие к духовенству одного из Христианских исповеданий, как за нарушение обязанностей их звания, установленных церковными правилами и другими действующими по духовному ведомству положениями, так и за те противозаконным действия, за которые в законах определено подвергать их ответственности по усмотрению духовного начальства, подлежат суду духовному» 318 . Ведение метрических записей о рождении, браке и смерти предоставляется самому духовенству всех инославных церквей 319 . Далее, «лицам всех вообще Христианских исповеданий невозбранно дозволяется вступать в России между собой в браки по правилам и обрядам их церквей, не испрашивая на то от гражданского правительства особого разрешения, но с соблюдением ограничений, узаконениями для тех исповеданий постановленных» 320 , причём все брачные дела выдаются «в установленных для каждого исповедания духовных правительствах» 321 . «Браки лиц всех вообще Христианских исповеданий должны быть совершаемы по их закону духовенством той Церкви, к которой принадлежат вступающие в супружество» 322 . Наконец, духовные и монашествующие (где таковые существуют) лица инославных исповеданий, подобно духовным лицам Православного исповедания, пользуются свободой от личных податей и от воинской повинности 323 ; дома их, по отбыванию воинской повинности, пользуются льготами на основании правил, в Уставе о земских повинностях изложенных 324 : они пользуются всеми правами чести 325 : могут получать за усердную службу ордена 326 , наперстные кресты 327 , и даже их дети (не имеющие прав высшего состояния) пользуются правами потомственного почётного гражданства 328 . Имущества инославных церквей и монастырей, подобно имуществам церквей и монастырей православных, защищаются как имущества казны 329 . Наделение всех инославных церквей такими правами, говорит г. Н. Коркунов 330 , ставит их у нас в гораздо более привилегированное положение сравнительно с тем, как они поставлены теперь во многих государствах Западной Европы, где метрические книги ведутся гражданскими властями и тем самым соблюдение при рождении, браке и кончине религиозных обрядов крещения, венчания и отпевания признаётся там необязательными (так это установлено в Германской империи, в Голландии, в Швейцарском союзе).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Законодательные постановления, определяющие положение и устройство инославных церквей и иноверных религиозных общин, будучи сосредоточены, главным образом, в ч. I. т. XI свод. зак. в „Уставах духовных дел иностранных исповеданий“ (изд. 1896 года), наряду с этим разбросаны и в других томах свода. Так, сословные права духовных лиц инославных и иноверных исповеданий определяются в законах о состояниях (т. IX), положения: о браках инославных с православными содержатся в законах гражданских (т. X ч. I), о порядке разрешения постройки храмов и молитвенных домов в уставе строительном (т. XII ч. I), о пропуске через границу духовных лиц из иностранцев – в уставе о паспортах (т. XIV), о порядке деятельности духовенства различных исповеданий – в уставе о предупреждении и пресечении преступлений (т. XIV) и об ответственности за совращение из православной веры и другие преступные против веры деяния – в уложении о наказаниях (т. XV) и новом уголовном уложении. В виду разнообразия вопросов, связанных с пересмотром законов, касающихся веротерпимости, Комитет считает необходимым наметить различные способы разрешения их. Те положения, которые могут быть ныне же с полной определённостью установлены Комитетом Министров, подлежат немедленному представлению на Высочайшее утверждение и могут засим восприять неотлагательно обязательную свою силу; те постановления, которые выясняются ныне в полном объёме, но подлежат представлению на законодательное рассмотрение, должны, по утверждении их Высочайшей властью, составить предмет окончательной формулировки, согласно указаниям Комитета со стороны подлежащих министров, без обычного предварительного сношения с ведомствами, и, наконец, предположения об отмене, дополнении или изменении действующих законоположений, которые могут быть в настоящее время лишь намечены Комитетом или же потребуют установления подробных частного характера правил, а также и другие, могущие возникнуть в связи с ними вопросы должны быть подвергнуты подготовительной разработке; для этого, по мнению Комитета, следует учредить особое вневедомственное совещание, под председательством лица, избранного доверием Его Императорского Величества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. А. Соколов , стараясь устранить указанный мною соблазн, могущий произойти от поминовения, наряду с православными именами, инославных Карлов, Ромуальдов, Генрихов, Оттонов, Казимиров, Сигизмундов, Гугонов, Робертов и т. п. инославных, следующими соображениями. «Разве не странно, наприм., будет для русского православного слуха церковное поминовение: Арчила, Лаурсаба, Таричапа, Драгутина, Бидзана, Шалвы, Уроша, Петки, Шио, Раждена, Кетевапы и др.? А между тем все это имена православных людей грузинской, сербской и болгарской церкви» («Бог. Вестн.», стр. 28). Рассуждение чисто-софистическое. Я говорю о странности не слов, как только непривычных для православного слуха звуковых волн, но о странности имен, взятых из инославных святцев, причем от меня далека всякая мысль о спекулировали «странными глаголы» насчет религиозного невежества молящихся, несомненно учитанного моим возражателем: в противном случае он не стал бы говорить о замене одних странных, но православных имен другими странными и заведомо не православными. Уж очень низко смотрит он на молящихся, предполагая, неизвестно почему, в них столь «темных людей», которые одинаково воспримут своим не чутким ухом дикую пестроту неслыханных дотоле имен. Ведь нужно считаться с благочестивым настроением, а не с одною барабанной перепонкой молящихся, -кажется, это понятно без объяснений. Говоря о слухе, я разумел, именно, православную душу, не сплошь же темную, а временами и более, чем всякий присяжный богослов, светлую; да и в случае темноты стремящуюся к свету и ожидающую его от тех, кого Господь Сам наименовал «светом миру». Разъясняя недоумевающим насчет странных имен, что последние принадлежат православным, священник будет чист в своей совести, и, наоборот, собирая в церковный диптих инославных со всего света, он окажется неправым в глазах православных христиан, или станет поступать по примеру того изворотливого иерея, который, по словам г. генерал-майора («Вестн. Воен. Дух.», стр. 46) поминал иноверцев только «про себя».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Лиц, только подозреваемых в сектантстве, лучше и полезнее для дела погребать по церковному чинопоследованию, а соблазняющимся этим православным внушать, что невозможно поступать, как с язычниками и мытарями, с теми, о которых нельзя определённо и верно сказать, что они не принадлежат к Церкви Христовой; что в подобных случаях суд над почившими лицами, если они действительно были врагами Церкви, лучше всего предоставить Сердцеведцу Богу, знающему всё сокровенное человека (Рук. д.с.п. 1896, 32). 4) полковое православное духовенство по таковым чинам не может совершать домовых панихид и включать их в церковное поминовение (Дело Архива Св. Синода 1847 г., 2513 см. Собр. мн., дополн. т., 188 стр.). Но в 1904 г. относительно совершения панихид по умершим воинским чинам инославного исповедания Св. Синодом, в виду исключительного положения усопших воинов, «подвизавшихся наравне с нашими православными воинами, даже до лишения жизни своей, за Монархов наших и за отечество, следовательно и за самую в нём исповедуемую веру», было признано возможным, «когда родственники или начальство усопшего воинского чина инославного исповедания просят о совершении поминовения такого лица», «дозволить православным священникам, не совершая по усопшему воинскому чину инославного исповедания поминовения в церкви, отправлять по нем панихиды в частных домах и в помещениях, принадлежащих военному ведомству» (напр., в казармах, манежах и т.п.). Однако нужно иметь в виду, что о вышеизложенном, согласно определению Св. Синода от 28 янв. 1904 г. за 394, было сообщено (с присовокуплением, что, «по мнению Св. Синода, епископам не следует принимать участие в служении панихид по усопшим иноверцам») лишь конфиденциальными письмами епархиальным Преосвященным (см. подр. Ц.Вед. 1906, 28; Ц.В. 1909, 24), распоряжениями которых относительно совершения панихид по усопшим воинским чинам инославного исповедания и должны руководствоваться приходские священники. – Погребение в указанном законом случае армян православным духовенством совершается точно так же, как и погребение иноверцев вообще (Ук. Св. Син. 17 июн. 1818 г.; см. Практ. Рук., 296 стр.; Ц.В. 1896, 51–52; Ц.Вед. 1906, 28), т.е., с одним пением «Святый Боже», без пения литии и без возглашения вечной памяти. – Само собою понятно, что если погребение лиц армяно-григорианского исповедания совершается армяно-григорианским духовенством, то православный священник не должен принимать участие в таковом погребении (см. Рук. д.с.п. 1883, 50; 1885 49; Ц.В. 1888, 27, 49; 1894 51–52; 1906, 42; сн. 1888, 49). – Иностранные (а равно и русские) подданные других христианских исповеданий погребённые православным священником (с пением: «Святый Боже», при проводах до могилы), должны быть (с надлежащею отметкой о вероисповедании погребённого и способе погребения) записываемы в метрическую книгу того православного прихода, где было совершено погребение указанных лиц (Опр. Св. Син. 29 окт. 1882 г., 2282 сн. Ц.Вед. 1898, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

М.В. Корогодина Начиная с XIV в. на Руси появляется всё больше иноверцев, поступающих на службу русским князьям или стремящихся остаться в русских княжествах для торговых и иных дел. Часто с русскими землями оказывалась связана вся их последующая жизнь, а это означало практически неизбежный переход в православие. Как же осуществлялся этот переход? В нашем распоряжении есть Чины принятия в православие, которые начинают распространяться с XIV в. Это «Чин над обращающимся от срачин», «Чин принятия приходящих от жидов» и «Чин обращения крещёных в ереси»; в их основе лежат греческие тексты, а славянские переводы делались на протяжении XIII–XVI в. Учёные обратили на них внимание ещё в XIX в.; некоторые тексты были опубликованы А.А. Дмитриевским и В.Н. Бенешевичем , выявившими греческие оригиналы славянских переводов и определившими изводы ряда чинов 1 . В последнее время к этим текстам обратились Т.А. Опарина и О.В. Чумичева 2 . В славянской традиции Чины принятия инославных впервые появляются в Сербской редакции кормчей, составленной в Сербии на рубеже XII–XIII в. и появившейся на Руси в 1262 г. 3 В русских канонических сборниках Чины принятия инославных впервые появляются в двух редакциях кормчих книг, создание которых следует относить к XIV в., – Чудовской и Мясниковской 4 . Наиболее ранние списки кормчих с Чинами принятия инославных датируются 10-ми годами XV в. (Мясниковская редакция) и 60-ми годами XV в. (Чудовская редакция). В 60-х годах XV в. Чины были включены в новую редакцию кормчей – Софийскую 5 . Кроме того, те же чины известны в составе Требников; старший список (ГИМ. Син. 675) датируется концом XIV в. Чин обращения мусульман представляет собой перечень «проклятий» разных элементов вероисповедания мусульман (настоящих или выдуманных). Собственно, чина крещения здесь нет; лишь упоминание в начале текста о том, что всё происходит в «крестилище» перед купелью, намекает на то, что за проклятиями последует крещение. Чин принятия в православие мусульман известен по греческим рукописям с XII в. 6 , впервые он был переведён для Сербской редакции кормчей. Этот Чин не был включён в первоначальную русскую редакцию, составленную в конце XIII в. при митрополите Кирилле на основе Сербской и Древнеславянской редакций; но уже на следующем этапе – при создании новых канонических компиляций в XIV в. – Чин принятия в православие мусульман вошёл в состав кормчей. Вероятно, в XIV в. Чин был включён в Требник 7 . В.Н. Бенешевич насчитывал три разных перевода Чина принятия мусульман:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010