пожертвованиях м-рю); IV, 58 (Наказ 1658 г. о наградах Войску Запорож.; игумен Алексей Тур Николь­ские пустыни); VI, 69 (Универсал 1667 г. гетм. Ив. Брюховецкого игум. Алексею Туру на право населять городища и слободы Пивского м-ря); VII, 31 (Показание 1668 г. игум. Алексея Тура по обвин. еписк. Мефодием), 44 (Письмо 1668 г. царю с благодарн. за прислан. милостыни), 123 (Универсал 1663 г. имений м-ря на Полесьи), 124 (Универсал 1663 г. на влад. селами Межиречки, Воробьевки и Пекари); VIII, 105 (От­писка 1669 г. с письмом к игум. Михаилов. м-ря Феодосия; здесь Павел Тетеря кланяется игум. Никол. м-ря Турови, т. е. Алекс. Туру); X, 16 (Посольство Малоросс. духовен. 1654 г.; игум. Иннокентий; статья VIII, грам. государю гетмана с рекомендацией игум. Иннокентия Гизеля и ходатайств. об удовлетвор. просьб его; статья XI, под 4, Челобитн. о разн. правах; статья XIII, Челобитн. Иннокентия Гизеля с разъ­яснением важности вопроса о послушенстве духовенства; статья XIV, Челобит. Иннок. Гизеля о выдаче грам. на имение); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 187 (Акт избрания 1687 г. гетм. Ма­зепы; игум. Антоний Радивиловский); “Акты Зап. Р.”, I. 93 (Гр. 1489 г. кор. Казимира об отводе м-рю сельца Княжич под пашню), 151 (Гр. 1497 г. Литов. В. кн. Александра об отводе пустоши близ р. Борщовки), 178 (Отказн. запись 1500 г. кн. Богд. Глинского на село Гатное), 223 (Ж. гр. 1506 г. на влад. угодьями по купчей записи); II, 2 (Ж. гр. 1506 г. В. кн. Сигизмунда на влад. угодьями), 38 (Данные 1508–10 г. на влад. оз. Долобеским), 89 (Отказн. запись 1514 г. Дашковича на селище Гвоздово), 90 (Ж. гр. 1514 г. на пустынь Княжичи), 95 (Ж. гр. 1516 г. на 4 нивы), 97 (Ж. гр. 1516–17 г. на пашни при р. Борщовке; игум. Сергий), 100 (Договор. гр. 1518 г. игум. Сергия и Слуц. Троиц. м-ря архим. Иосифа о взаимном выписывании в поминальный синодик умерших братий обеих обителей), 102 (Ж. гр. 1518 г. на влад. нивами), 110 (Ж. гр. 1522 г. на влад. ловлями, земл. и угодьями по отказн. записям; игум. Антоний), 153 (Гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   Иннокентий Гизель энергично содействовал напечатанию произведений других своих современников: проповедей архиеп. Лазаря Барановича («Меч», «Трубы словес»), Антония Радивиловского («Огородок»). Под своей редакцией дважды перепечатал (в 1661 г. и 1678 г.) Печерский Патерик. Игумен Киево-Михайловского монастыря, Феодосий Сафонович, подражая польским историкам, написал канву русской истории от времен сынов патриарха Ноя. Тут русская история рассказывается только в пределах киевского центра и государства русско-литовского. История московской и новгородской Руси почти замалчивается. Упоминается только по связи с освобождением от татарского ига. В редакции Иннокентия Гизеля эта история напечатана под заглавием: «Синопсис, или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-российскаго народа и о первоначальных князьях богоспасаемого града Киева». Этой нескладной и сырой по материалу книге, при отсутствии других исторических пособий, посчастливилось выдержать 25 изданий в течение XVII-XIX вв. вплоть до последнего — в 1861 г. (!).    Вслед за Иннокентием Гизелем, в роли руководителя Киевской Коллегии по заслугам встал другой яркий представитель латино-школьной выучки, архиеп. Черниговский Лазарь Баранович († 1694 г.). Можно только удивляться, как люди этой школы еще держались в границах православия. Не будь упорства в православности массы народа и казачества, эти латинизованные богословы беспрепятственно успокоились бы в униатском единомыслии с Римом. После Иннокентия Гизеля Лазарь Б. был (с 1650—58 г.) ректором Коллегии. Вслед за иезуитским богословием он открыто защищал учение о непорочном зачатии самой Девы Марии в его проповеднических сборниках: «Меч Духовный» (1667 г.) и «Трубы словес проповедных» (1674 г.). Перейдя на архиепископство в Чернигов, Лазарь широко развернул там типографское дело и издал до 50 книг: — творчество своих коллег по киевской школе. Сам он напечатал свою защиту православия: «Нова мяра старой вяры» (1676 г.).    В моде было проповедническое красноречие дурного тона. Люди, века прожившие в бессловесном молчании, как бы обрадовались, что словесный аппарат вдруг стал им послушен, и забавлялись игрой слов. Ставший ректором киевской коллегии (1657—1665 г.) после И. Гизеля и Л. Барановича, Иоанникий Голятовский издал под заглавием «Ключ Разумения» — большой сборник своих проповедей и в дополнение к ним теорию Гомилетики: «Наука о сложении казаний» (1659 г.). Во славу Пр. Богородицы он издал собрание 445 рассказов о чудесах, связанных с ее именем: «Небо новое с новыми звездами сотворенное» (Львов, 1665 г.). Писал И. Голятовский полемически и против латинян, и против униатов и даже против иудеев. К концу жизни он приехал в Чернигов к своему старшему другу и покровителю, архиеп. Л. Барановичу, был им назначен настоятелем монастыря, где и скончался в 1688 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Яворский сочинил в этом году панегирик Ясинскому – Hercules post Atlantem infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens (т. е. Ясинский после Гизеля) 208 . В Лавре Димитрий по-видимому сделался официальным проповедником: сам Варлаам называет Димитрия в 1689 году искусным и благоразумным проповедником слова Божия 209 ; в собственноручном списке проповеди, произнесенной 24 февраля 1683 года в Лавре в годовую память погребения 210 Иннокентия Гизеля, он замечает, что пирамис этот сооружен трудом грешного иеромонаха Димитрия Савича, на он час казнодеи печерского 211 . Эта первая из проповедей Димитрия, дошедшая до нас, была произнесена в присутствии киевского воеводы Шереметева, Гордона и всех иностранных офицеров 212 . Построенная по строго схоластическому образцу, эта речь по своей искусственности стоит наравне с произведениями Галятовского и Радивиловского. Проповедник строит столп или пирамиду, уподобляя самого Гизеля, столпа церкви Божией – столпу церкви Соломоновой. Столп Соломоновой церкви был из меди и золота. Медь и золото – символы терпения и постоянства в добрых делах, а этими качествами отличался и покойный архимандрит, которому пришлось за тридцать лет своего настоятельства видеть Украину, истощенную войнами, Лавру, окруженную неприятелями, блистание басурманских мечей и нападение мысленных волков на его духовное стадо. Затем проповедник сравнивает усопшего архимандрита со столпом Даниила, отличавшимся неизменною новизной и служившим местом погребения для царей. Этой неизменной новизне соответствовало неизменное великодушие усопшего, а погребавшимся царям Мидов, Парфов и Персов – грехи от мира, плоти и диавола, умерщевляемые благочестием. Ноздри твои яко столп, шея твоя яко столп, сосца твоя яко столп, сказано в Песни Песней: это сказано людям тщеславным, горделивым и сребролюбивым, но покойный не таковой был человек, дабы созидать ноздри своя яко столп, ради славы людской и пр.; он отличался верой, надеждой и любовью, как видно из его сочинений, набожной жизни и благодеяний к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

16–17 – «...написана 1715-го генваря месяца» (запись вдоль корешка частично не прочитывается, XVIII в.); л. 42 – «1715-го генваря» (запись вдоль корешка, XVIII в.); л. 264 об. – «Сия книга о исповеди избраннику от разных книг церкви Рожества Пресвятыя Богородицы и святых чюдотворцов Космы и Домиана священника Георгии Никифорова 1715-го генваря 1-го дня» (XVIII в.); л. 8 – «От книг иереа Георгиа» (XVIII в.); оборот нижней крышки переплёта – «Елена Алексеева дочь Обламского». Записи вдоль корешка и на л. 264 об. сделаны тем же почерком, что и текст на л. 265–269. Текст на л. 1–7 и л. 270–270 об. написан одним почерком, отличным от основного и от почерка приписок. Наклейка: оборот верхней крышки переплёта – «Из библиотеки графа Ф.А. Толстова. Отдел II, 440». Содержание: л. 1–7 – чин исповеди (без начала); л. 1 – поучение исповедное; л. 2–6 – вопросник мирянам (M-Q.I.268); л. 8–39 – поучения о покаянии из книги «Мир с Богом» Иннокентия Гизеля; л. 40–118 об. – чин исповеди; л. 51–88 – вопросник мирянам (из книги Иннокентия Гизеля «Мир с Богом»); л. 102 об.–106 об. – вопросник священникам; л. 106 об.–108 об. – вопросник духовникам: л. 108 об.–113 – вопросник женатым мужчинам; л. 113–114 об. – вопросник замужним женщинам; л. 115–118 об. – поновление общее; л. 120–135 об. – чин исповеди из Большого Требника; л. 124–128 – вопросник мужчинам; л. 132 об.–133 об. – вопросник-поучение об исповеди женщин; л. 136–195 об. – Номоканон при Большом Требнике: л. 196–258 об. – рассуждение (из книги Иннокентия Гизеля «Мир с Богом») о грехах разных лиц: священников, духовников, проповедников, иноков, «супружников», обручённых, вдовых, родителей, сынов и дочерей, младенцев и дев, «господ», «рабов» и челяди, «заступников» (или «опекунов»), «приставников убогих», монархов, князей и бояр, советников, судей, писарей, «заступников дел судовых» (или «практиков»), «свидетелей», «позывающих» на суд, «позванных» и «винных», воинов, стражей, «взимателей мыт», пленников, купцов, купеческой челяди, художников и «рукоделников» (или «ремесленников»), врачей (или «целебников»), аптекарей, «учащих писанию юных», «учащихся писанию юных», «простых» (или «не ведущих писания»), богатых, убогих, корчемников (или «гостинников»); л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Избрание митрополита последовало, однако ж, нескоро. Новый гетман поручил блюстителю митрополии Барановичу назначить для того удобное время и пригласить коронных епископов отнюдь не позже 1 октября. Это именно число Баранович и назначил последним сроком для съезда избирателей и приглашал в Киев к этому числу самого гетмана. Но съезд не состоялся. Действительная попытка к выбору митрополита произошла 18 октября, кажется, случайно. Гетман прибыл в Киев 13 октября собственно на погребение своей сестры, бывшей за полковником Павлом Тетерею, вместе с отцом своим и братьями, с несколькими полковниками и многими начальными людьми. Октября 17-го гетман приехал в Братский монастырь, куда епископ Лазарь Баранович пригласил на акафист и царских воевод. После акафиста отслужил он обедню и молебен, потом прочел молитвы над гетманскою булавою, саблею и бунчуком, которые пожалованы были царем Алексеем Михайловичем гетману Хмельницкому, окропил их святою водою, подал новому гетману и сказал ему речь, чтобы он служил верою и правдою великому государю. А на следующий день гетман пришел со всею своею свитою в Софийский собор для избрания митрополита. Приглашаемы были туда и царские воеводы, но они не осмелились ехать, не имея государева указа. Из духовных лиц тут были, по свидетельству воевод, епископ Лазарь Баранович, архимандриты: виленский Иосиф Тукальский и черниговский Иосиф Мещеринов (родственник гетмана Выговского), недавно прибывший из Львова и поставленный архимандритом, да наместники епископов Львовского и Перемышльского. А киевских архимандритов и игуменов, начиная с печерского архимандрита Иннокентия Гизеля, которых всего удобнее можно было пригласить, не было. Что бы это значило? Киевское духовенство, как мы видели, еще прежде заявило царским воеводам, что оно желало бы избрать на митрополию Иннокентия Гизеля, потом просить о рукоположении его Московским патриархом и состоять под властию последнего. Это желание, которого духовенство, вероятно, не скрывало и от других, вовсе не соответствовало намерениям Выговского.

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

Серьезную попытку в этом отношении сделал воспитанник Петра Могилы , архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель. Назначенный в 1656 году, после ректорства в Киевской академии, архимандритом Лавры, он пробыл в этой должности 27 лет, до самой своей смерти (в 1683 году) и заявил себя энергичною издательскою деятельностью. Как мы уже говорили, при нем в 1661 году напечатан был на славянском языке Печерский Патерик; в 1674 году Иннокентий Гизель издал Синопсис, составление которого многими приписывается самому Гизелю, он же, по словам Варлаама Ясинского в вышеуказанном письме к патриарху Иоакиму, «по вся лета своя промышляше, как бы Богоугодное намерение могилианское совершити и книгу житий святых, достодолжным исправлением сочиненную, изобразити типом». Для этого он «много труждашеся о списании совершенном житий святых и различных на сие списателей употребляше» 105 . «Егда же услыша от их царского величества бояр, воевод Киевских, обретатися в царствующем великом граде Москве таковые книги, великие Минеи-Четьи, в них же пространно и совершенно жития святых суть написана, посылаше тамо из Лавры сея Киево-Печерстии мене же недостойного послушника, с другим иеромонахом Паисием, наместником ныне Киево-Печерским, в лето 7188, с челобитьем к блаженные памяти великому государю, царю и великому князю Федору Алексеевичу... и к самому вашему святейшему и всеблаженнейшему архипастырству при инных делах и нуждах монастырских нарочито, прося на время о книги тыя минеи-четьи, на потребу к исправлению новые в типографию нуждные книги житей святых. Тогда убо ваше святейшество, похваляя и благословляя блаженные памяти отцу нашему архимандриту таковое намерение и о том деле попечение и трудолюбие, изволил бе чрез нас зде прислати первее меншие те книги Минеи-Четьи, скорописные, с печатного тамошнего двора, на вся дванадесять месяцы, которые книги за трудность скорописного питания егда уже древле отданы суть» 106 . Судя по приведенным данным, деятельность Иннокентия Гизеля состояла, главным образом, в собрании материалов для Четиих-Миней. Он заботился о «списании житий святых», употребляя для этого различных списателей, и попытался получить из Москвы великие Макарьевские Четии-Минеи. Последняя попытка была неудачна: патриарх Иоаким с Варлаамом Ясинским выслал Иннокентию не Макарьевские, а, по всей вероятности, Милютинские Четии-Минеи, которые пришлось послать обратно, так как скоропись, какою они написаны, для южнорусских ученых была неудобочитаема. Но и в первом отношении деятельность Иннокентия Гизеля едва ли была богата результатами: собирать и списывать жития святых ему мешали «всегдашние брани и скудость книг».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иннокентий (Гизель) (ок. 1600–1683 гг.) — украинский церковный деятель 2-й пол. XVII в. Выходец из прусской кальвинистской семьи. Приехав на Украину, обратил на себя внимание митр. Петра (Могилы). Окончил Киево-Могилянскую коллегию, для продолжения образования отправлен за границу. С 1648 г.— профессор и ректор коллегии, с 1656 г.— архимандрит Киево-Печерской лавры. Его главный труд «Мир с Богом человеку» (1669) был посвящен царю Алексею Михайловичу. В 1690 г. Московский патр. Иоаким признал его книгу зловредной за подчинение автора «внешним учителям», т. е. католикам, в толковании некоторых религиозных вопросов, и она была запрещена. Иннокентия (Гизеля) можно считать характерным представителем киевской иерархии в том смысле, что почти все они были одновременно писателями, полемистами, богословами — крупными культурными деятелями своего времени. Сохранился философский курс Иннокентия (Гизеля) «Сочинение о всей философии» («Opus totius philosophiae»), который он прочел в Киево-Могилянской Академии в 1645–1647 гг. и который является единственным полностью дошедшим до нас и содержащим трактат по натурфилософии лекционным курсом сер. XVII в. Его анализ и русский перевод см.: Стратий Я. М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины XVII в. К., 1981. Он активно участвовал в публичных диспутах с католиками, его проповедями, по словам свт. Димитрия Ростовского, «немощные яко лекарством подкреплялись». Иннокентий (Гизель) был инициатором и издателем «Синопсиса», одного из самых популярных исторических сочинений XVII в., содержавшего историческое обоснование воссоединения «Малой» России с «Великой» (подробнее см.: Еремин И. П. К истории общественной мысли на Украине второй половины XVII в.//ТОДРЛ. 1954. Т. 10. С. 212–222; Пештич С. Л. «Синопсис» как историческое произведение//Там же. 1958. Т. 15. С. 284–298; Чистякова Е. В. Синопсис//Вопросы истории. 1974. 1. С. 215–219. Игумен Исаия Трофимович Козловский, сподвижник митр. Петра (Могилы), в 1633 г. ездил в Константинополь за патриаршей благословенной грамотой для митрополита; принимал активное участие в заседаниях Собора 1640 г. в Киеве и Яссах, где обсуждался проект православного Катехизиса, поэтому он и считается его главным автором. См. о нем: Ykpa¿hcьki письменники. С. 565–568.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Скачать epub pdf К 250-летию со дня кончины В текущем году Русская Православная Церковь молитвенно празднует 250-летие со дня блаженной кончины одного из духоносных подвижников благочестия – Святителя Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского и всея Сибири, чудотворца, почивающего в Покровском соборе г. Тобольска. Прошло много лет со времени его блаженного преставления, но в благодарной памяти русских православных людей, особенно сибиряков, хранится живой образ Святителя Иоанна, который и по преставлении своем не оставляет без благодатной помощи всех, молитвенно притекающих к нему. Святитель родился в Нежине в 1651 г. в благочестивой семье шляхтича Максима Васильковича. Уже в детские годы он обнаружил особенную склонность к чтению слова Божия и святоотеческих творений, любил посещать церковные службы. Этой крепкой религиозной настроенностью с раннего возраста определилась потом и вся его дальнейшая жизнь. Будущий Святитель получил образование в Киевской коллегии митрополита Петра Могилы, впоследствии преобразованной в академию. Там под руководством даровитых руководителей Иннокентия Гизеля, Иоанникия Галятовского и многих других искренне преданных Православию и православной богословской науке учителей в нем была посеяна глубокая любовь к богословским занятиям, которым он и отдался со всем пылом молодости, блестяще закончив курс Могилянской коллегии. Как способный и лучший по успехам питомец, он был оставлен при ней учителем. В течении восьмилетнего пребывания он явил образец трудолюбивого ученого богослова и глубоко религиозного человека. Здесь, при посещении Киево-Печерской Лавры, в горячей молитве к печерским угодникам зародилось и созрело в нем пламенное стремление к иночеству. Приняв вот игумена Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля пострижение с именем Иоанна, он вступил в число братии Лавры. Кроме благочестия и смирения, юный инок отличался замечательным красноречием. Это выдвинуло его, с общего согласия полюбившей его братии, на послушание лаврского проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

574 Кириллова книга 1644 года, Книга о вере 1648, Собрание науки о артикулах веры 1649 года (иначе малый катехизис), – все это произведения южно-русские, хотя и напечатанные в Москве. 575 В 1648 году в Москве перепечатана грамматика Смотрицкого с издания в Евю 1619 года. 576 У игумена Костромского Богоявленского монастыря Герасима (1648–1672) была книга рукописная Лифос Петра Могилы. 577 Глава московской Кормчей 1650 года «О тайне супружества» взята с изменениями из Требника Петра Могилы . 578 В описи книг Спасоевфимиева Суздальского монастыря 1650 года мы находим Литовской печати библию Скорины, учительное евангелие Транквиллиона, книгу Беседы Апостольские, Деяния апостолов, Василия Кесарийского , Псалтырь и Молитвенник. 579 В 1652 в послесловии Учительного евангелия справщики говорят, что они за святительским благословением пользовались кроме различных переводов, переводом «острожския печати». 580 У известного списателя чудес преп. Сергия Симона Азарьина в 1656 уже находилась единственная пока рукопись патерика печерского редакции Иосифа Тризны (1647–56), и в 1665 г. он положил её вкладом в Троице-Сергиев монастырь. 581 В 1661 г. был переписан в Московском Вознесенском монастыре патерик печерский, Кассиановской редакции, повелением благоверные княгини иноки Евпраксии. 582 Относительно московской библии 1663 года можно сказать, что она почти перепечатана с острожской 1581 года. 583 Перевод Курбского Бесед Иоанна Златоустог о на евангелие от Иоанна был напечатан в Москве в 1665 году, без изменений. 584 В 1667 г. по указу великого государя была разослана, по архиепископиям книга Барановича «Меч Духовный», и велено взыскать за нее по три рубля. 585 28 октября 1668 г. царь Алексей Михайлович принял от Иннокентия Гизеля книгу Мир с Богом и разрешил «достальныя» экземпляры продать по вольной цене. 586 В марте Баранович снова посылал Мир с Богом в Москву, и царь пожаловал Гизеля 200 рублями, 200 чехами и грамотами на местности. 587 9 июня 1669 года Лазарь Баранович послал в Москву максаковского игумена Иеремию Ширкевича и с ним прислал царю Алексею Михайловичу «Утешение по случаю смерти царицы Марии Ильинишны».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Первоначальный текст Пространной редакции «Задонщины» наряду с данными синодиков и текстом Пространной редакции Летописной повести использовались как источники при написании «Сказания о Мамаевом побоище». Судя по отразившимся в нем историческим и географическим реалиям и терминологии, оно не могло быть написано ранее сер. 80-х гг. XV в. В основу текста «Сказания...», как считают мн. исследователи, был положен несохранившийся источник XV в. А. А. Шахматов предложил называть его «Словом о Мамаевом побоище». Ранние списки Киприановской редакции «Сказания...» сохранились в составе Никоновского летописного свода 20-х - сер. 30-х гг. XVI в., созданного под наблюдением Московского митр. Даниила ( Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 127-128), и списка тех же лет из историко-лит. сборника, принадлежавшего еще одному постриженику Иосифо-Волоколамского монастыря - Дионисию (Лупе) Звенигородскому. История К. б. также нашла отражение в таких крупных памятниках, как Хронограф Русской редакции (20-е гг. XVI в.), «Книга Степенная» царского родословия (нач. 60-х гг. XVI в.) и Лицевой летописный свод (посл. четв. XVI в.). «Сказание о Мамаевом побоище» было наиболее популярным произведением о К. б., оно переписывалось, редактировалось и пополнялось новыми сюжетами вплоть до XIX в. Этот источник имеет неск. лицевых списков XVII-XVIII вв. Из числа почти 200 текстов «Сказания...» исследователи выделяют Основную, Киприановскую (т. н. Распространенную), Летописную и др. редакции, каждая из к-рых имеет по неск. вариантов (вопрос об их текстуальном взаимоотношении до конца не решен, т. к. выявлены, описаны и изданы далеко не все их оригинальные списки и варианты). Эти редакции преимущественно были созданы до нач. XVII в. В XVII в. были созданы новые редакции «Сказания о Мамаевом побоище» - напр., в составе летописца кн. И. Ф. Хворостинина (сер. XVII в.), Синопсиса Иннокентия (Гизеля) (не ранее 1681) и сборника Пантелеймона Кохановского (1681); две последние редакции сначала бытовали в Киево-Печерской лавре. В печатных изданиях о К. б. впервые упоминалось в Житии прп. Сергия Радонежского (1642) и «Киевском Синопсисе» архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия (Гизеля), к-рый впервые опубликовал текст «Сказания о Мамаевом побоище» (1680/81). Предпосылки, подготовка и ход К. б.

http://pravenc.ru/text/2462231.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010