Чаще всего Владыка служит в Иверском храме на Офицерской улице, на мраморных досках которого были высечены имена всех георгиевских кавалеров, погибших на полях сражений в Русско-японскую войну, в стычках с хунхузами, на фронтах первой мировой и Гражданской войн, 75 в ограде церкви был похоронен выдающий военачальник генерал Владимир Оскарович Каппель, погибший во время Ледяного похода через Байкал. 76 В Харбине оказываются многие знакомые Преосвященного Нестора по его служению на Дальнем Востоке. Он общается с бывшим генерал-губернатором Приамурского края Н. Л. Гондатти, игуменией Руфиной (Кокоревой), основавшей в Харбине монастырь, регентом Д. Я. Поповым, хор которого пел во время празднования хиротонии епископа Нестора в 1916 году, и многими другими старыми знакомыми, многие из них становятся его ближайшими помощниками. Осенью епископ Нестор снова в Японии. В середине октября он получает из патриаршего подворья от игумена Иоанникия, знакомого по Владивостокской епархии, сообщения, которые представляют для оставивших Родину архиереев немалый интерес. 25 октября 1921 года в письме из Цуруги епископ Нестор поздравляет Преосвященного Иннокентия (Фигуровского) с возведением в сан архиепископа и сообщает ему о целом ряде событий и новостей из церковной жизни. Среди этих новостей, вероятно, было Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего церковного управления от 7/20 ноября 1920 года 362. Ввиду важности письма из Москвы епископ Нестор лично привез его в Пекин архиепископу Иннокентию, который передал документ в Архиерейский Синод. В начале 1922 года Постановление было получено и опубликовано. В Архиве Архиерейского Синода сохранился протокол заседания Высшего Русского Церковного Управления Заграницей от 11/24 января 1922 года, подписанный митрополитом Антонием и двумя членами Синода, епископами Гавриилом (Чепура) и Михаилом (Космодамианским), а также секретарем ВЦУ Е. Махароблидзе. Согласно этому протоколу, копия Постановления 362 была передана в Синод архиепископом Иннокентием. В резолюции сказано «ПОСТАНОВИЛИ: Означенное Постановление Всероссийской Церковной Власти сообщить, для сведения, Начальнику Российской Духовной Миссии [от руки: в Японии] и управляющему военно- и морским духовенством, о чем им и послать указы». 77 Таким образом указ, сыгравший такую роль в организации Русской Православной Церкви за границей, поступил в Сремские Карловцы через посредничество епископа Нестора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

«Нашему Временному Синоду, – продолжает он, – подчинились до сего дня 3 архиерея в Китае, 3 в Харбине [имеются в виду, вероятно, архиереи Мефодий, Мелетий и Нестор)], один – в Японии, 88 один – в Иерусалиме, а также их паства и миссия». 89 Письмо содержит правку митрополита Антония, но не подписано. В другом письме митрополита Антония Святейшему (сведения о получении которого, как и вышеупомянутого, отсутствуют) написано: «Харбин с полосой отчуждения Китайской Восточной железной дороги по усиленному ходатайству администрации дороги и в виду затруднительности сообщения с кафедральным городом Владивостоком, Архиерейским Синодом выделен в особую епархию, с кафедрой в Харбине, и во главе епархии поставлен Архиепископ Мефодий с титулом Харбинского и Маньчжурского. Вскоре же после этого сообщения между Харбином и Владивостоком совершенно прекратились». 90 К этому времени в Китае находились следующие иерархи: архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) (с февраля 1920 года), архиепископ Нерчинский и Забайкальский Мелетий (Заборовский) (с августа 1920 года). (Впоследствии были посвящены в архиерейский сан протоиерей Николай Вознесенский, ставший епископом Димитрием Хайларским, и архимандрит Ювеналий (Килин), ставший епископом Цицикарским.) Владыка Нестор получил благословение архиепископа Евсевия основать в Харбине Камчатское подворье. Это позволяло ему, находясь на канонической территории Владивостокской, а затем и Харбинской епархий, иметь свой храм, благотворительные учреждения и совершать богослужения и в то же время быть совершенно независимым от Харбинской епархии. Поэтому, как правящий архиерей самостоятельной Камчатской епархии, легально находящийся на канонической территории другой епархии, он подчинялся непосредственно Архиерейскому Синоду. В дела управления епархией Владыка почти не вмешивался. Определением Зарубежного Синода Русской Православной Церкви за границей была образована новая епархия – Пекинская и Китайская, во главе с архиепископом Иннокентием (Фигуровским), который с 1897 года возглавлял Российскую духовную миссию в Пекине. В пределах Пекинской епархии были образованы викариатства – в Шанхае во главе с епископом Симоном (Виноградовым) и в Тяньцзине во главе с епископом Ионой (Покровским). 91

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Во Владивостокский епархиальный совет Довожу до сведения Епархиального совета, что сего числа я отбываю во вверенную мне Камчатскую епархию через Японию, откуда в ближайшее время отходят на Камчатку пароходы. Епископ Нестор Камчатский. 1921–1948 31 64 Архиепископу Иннокентию (Фигуровскому) 25 октября 1921 г. г. Цуруга (Япония) Ваше Высокопреосвященство, Высокочтимый Архипастырь. На мою долю выпала честь сообщить Вам и приветствовать Вас с высоким саном Архиепископа, в каковой Вы возведены в минувший праздник св. Пасхи 1921 года. На прошлой неделе я получил письмо из Москвы с Патриаршего двора от игумена Иоанникия, который живет и работает у ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА и у митрополита Евсевия Крутицкого. О. Игумен сообщает мне целый ряд событий и новостей из церковной жизни, а равно пишет о Вас и о Высокопреосвященнейшем Сергии Японском, каковый тоже к Пасхе возведен одновременно с Вами в сан Архиепископа, и Японская Церковь Владыку Сергия поминает Архиепископом. Я в настоящее время нахожусь в Японии, но в ноябре на непродолжительное время буду в Харбине, и, если позволите, я бы мог приехать в Пекин на денек с письмом из Москвы, да и вообще мне лично хотелось бы побеседовать с Вами. Предполагаемый Дальневосточный Собор, или съезд, 65 по-видимому, не состоится, т. к. Преосвященный Михаил против всего этого, а без него на его епархиальной территории собраться нельзя. Архиепископ Сергий просит передать Вам братский привет. Молитвенно желаю Вашему Высокопреосвященству всего наилучшего и прошу Ваших святых молитв. Вашего Высокопреосвященства покорный слуга Нестор, Епископ Камчатский и Петропавловский. 12/25 октября 1921 г. Япония – Цуруга. 32 66 Во Владивостокский епархиальный совет 15 июля 1922 г. [г. Харбин?] 5/18 сего июля я выезжаю в Японию, где должны ожидать меня прибывшие с Камчатки камчадалы, подготовившиеся для рукоположения. Если будут из Епархиального совета поступать ко мне дела, то прошу пересылать до августа месяца по адресу: Japan Tsuruga Matsuemachi д. 68 Bishop Nestor.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

816 Серебренников (Серебреников) Виталий Степанович (1862–?) – философ, историк философии, психолог. Выпускник СПбДА (1886). На IV курсе в 1885 г. писал кандидатское сочинение «Английская психология и вопрос о прирожденных началах знания и деятельности». См. прим. 2, с. 619. – Ред. 819 О знакомстве отца Михаила со святым Иоанном Кронштадтским архиепископ Никон (Рклицкий) со слов митрополита Антония рассказывал так: «Однажды в келью отца Антония зашел уже начинавший хворать его друг отец Михаил, и они начали о чем-то увлекательно беседовать. В это время в келью вбежал келейник Николай, который заикался, и от волнения не мог произнести ни одного слова. Наконец, он с большим трудом проговорил: «Отец Иоанн Кронштадтский !» Отцы Антоний и Михаил побежали в гостиную, посередине которой стоял отец Иоанн Кронштадтский . Здесь же находился и другой собрат отца Антония, отец Тихон Оболенский – архимандрит, также верующий и искренний человек. Все они горячо обняли отца Иоанна, усадили его в кресло и с глубоким преклонением перед ним, с духовным наслаждением беседовали с ним. Отец Иоанн был глубоко растроган таким отношением к себе молодых монахов-идеалистов и несколько раз трогательно повторил: «Благодарю вас за доверие «» (см.: Никон (Рклицкий), архиеп. Митрополит Антоний и его время. Т. 1. С. 130–131). – Ред. 820 В 1889 г. иеромонах Антоний (Храповицкий) был назначен исполняющим дела инспектора СПбДА на место архимандрита Михаила, уехавшего лечиться на юг. В 1890 г. состоялось назначение отца Антония ректором СПб ДС с возведением в сан архимандрита. Он пробыл на этом посту лишь четыре месяца (осень 1890 г.), так как в конце того же года был назначен ректором МДА. – Ред. 823 Имеется в виду иеромонах Тихон, инспектор Новгородской ДС в 1885–1886 гг. См., напр., его публикацию: Тихон, иером. Слово по случаю открытия епархиального Братства во имя святой Софии Премудрости Божией//Христианское чтение, 1886. Ч. 2. С. 305–315. – Ред. 824 Имеется в виду, вероятно, Иннокентий (Фигуровский Иоанн Аполлонович), впосл. митр. Пекинский и Китайский. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Достаточно поучительным является опыт Католической Церкви в Китае. Стоит сказать, что ее диалог с властями КНР зависит не только от официальных позиций Рима и Ватикана, но и связан с отношениям многомиллионной паствы неофициальной Католической Церкви Китая к ходу этого диалога: во многих случаях попытки сотрудничества Ватикана с властями и компартией КНР приводят к созданию почвы, на которой возрастает недоверие католиков к Ватикану и углубляется раскол между официальной и подпольной Католическими Церквами КНР. Поскольку Русская Православная Церковь не имеет в КНР неофициальных, подпольных структур, чрезвычайно важно избежать почвы для возникновения ситуации, подобной той, в которой оказалась Католическая Церковь в КНР. История китайского Православия трагична. Православная Церковь развивалась в Китае не столько благодаря трудам миссионеров, сколько по причине миграции православных христиан из России в различные районы Китая. В Китае так и не было явлено равноапостольного просветителя, подобного святителю Николаю Японскому. Сегодня 12–13 тысяч православных верующих, постоянно проживающих в Китае, в большинстве случаев люди с какой-то частью русской крови, часто считающие себя русскими по национальности, иногда сохранившие русский язык в быту (старшее поколение). Конец XIX и начало XX веков были временем многообещающих миссионерских трудов, вдохновителем которых был начальник 18-й Пекинской миссии владыка Иннокентий (Фигуровский). В те годы тысячи китайцев обратились в Православие в самых разных уголках Поднебесной империи подвижническими трудами русских миссионеров в соработничестве с китайскими православными катехизаторами. Это время явило и «красный плод сеяния» – 222 китайских мученика, исповедавших свою веру во Христа смертью во время восстания «ихэтуаней». Начало успешных благовестнических трудов было прервано русской революцией 1917 года: в условиях прекращения финансовой поддержки из России (это важная часть всякой миссионерской работы) и наплыва русских беженцев Пекинская миссия сосредоточила свои усилия на духовном попечении о соотечественниках. Обращению же китайцев в Православие в 20–30-е годы минувшего столетия уделялось немного внимания. После отъезда большей части русских эмигрантов из Китая уже в 50-е годы была создана Китайская Автономная Православная Церковь, оказавшаяся слишком хрупкой для того, чтобы устоять в годы так называемой культурной революции – институционально Церковь была разрушена.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

31 мая 1929 г. указом митр. Сергия Н. был включен в состав клира РПЦ. Однако уже летом того же года Н. через архиеп. Сергия отправил письмо митр. Евлогию с просьбой не публиковать указ митр. Сергия в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии». Тем не менее в журнале появилось сообщение о том, что Н. находится в каноническом общении с Московской Патриархией (ЦВЗЕЕ. 1929. 10. С. 31). На Н. обрушился поток анонимных писем, в к-рых его обвиняли в обновленчестве и большевизме. В эмигрантской среде стали распространяться слухи о возведении его митр. Сергием в сан архиепископа и о назначении на Харбинскую кафедру в юрисдикции РПЦ. Положение усугублялось тем, что осенью 1929 г. между СССР и Китаем велись военные действия (т. н. конфликт на КВЖД), в ходе к-рых советские войска заняли Трёхречье (в сев.-зап. пограничной части Маньчжурии), где находились поселения эмигрировавших из России казаков. Многие из них были убиты карательными частями НКВД или вывезены в СССР и там подвергнуты репрессиям. Руководство РПЦЗ в связи с этим выступило с резким осуждением «жестокости красных зверей». Н. также осуждал действия советских войск в Китае. Камчатское подворье одним из первых приняло на свое попечение 11 малолетних сирот, привезенных в Харбин из зоны конфликта. В этой ситуации Н. счел необходимым публично разъяснить свою позицию и опровергнуть возводимые на него обвинения. В интервью харбинской газ. «Гун-Бао» (рус. издание кит. ежедневной газеты), опубликованном 7 февр. 1930 г., он заявил, что признаёт высшей церковной властью только гонимую Церковь на Родине во главе с находившимся в заключении местоблюстителем митр. Петром. Н. оправдывал действия заместителя местоблюстителя митр. Сергия, указав, что митрополит, отказавшись от политической борьбы с советской властью, проявляет заботу о правосл. Церкви в России. Вскоре в белградской рус. газ. «Царский вестник» было опубликовано «Открытое письмо епископу Нестору» Пекинского митр. Иннокентия (Фигуровского) , в к-ром он дал резкий ответ на интервью Н.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

Говоря в целом о периоде 1900–1918 гг. важно отметить, что эти годы памятны храмостроительством, миссионерством и просвещением китайцев. Преимущественной заботой миссии стало собственно миссионерство. Вместе с тем на окраинах Китая — в Маньчжурии и Синьцзяне — усилилось русское влияние. Пожалуй, наивысшего рассвета миссия достигла к 1917 г. — ее капитал приближался к 1 млн. рублей. Миссия владела землями и строениями в Пекине и окрестностях (только пахотных земель ок. 950 му), в западных горах близ Мэнь-тоучунь, в г. Тунчжоу, в Бэйтайхэ, Юнпиньфу (храм св. Иоанна Предтечи в центре города; в этой же провинции Чжили в г. Мэнь-тауцунь куплена усадьба в 38 комнат), пров. Хэннань (84 му пахотной земли, храм и усадьба в 33 комнаты), пров. Шаньдун, пров. Хубэй (здесь еще в 1886 г. освящен был каменный храм во имя блгв. кн. Александра Невского. Вверх по реке Янцзы миссия владела тремя земельными участками с целебными минеральными ключами), Маньчжурии, на п-ове Квантун, в пров. Цзяньсу, пров. Цзяньси (дом в горах Люлин куплен в 1896 г.), землями в Монголии. Первый православный епископ Китая — владыка Иннокентий (Фигуровский) — строил китайскую Церковь на крови мучеников восстания ихэтуаней, подобно тому, как в основание храма полагаются издревле мощи святых. 1 Бэйгуань — кит. “северное подворье”. 4 В мае-июле 1900 г. во время восстания боксеров были сожжены: 1) подворье Духовной Миссии в Пекине с библиотекой, богадельней и школами; 2) русское кладбище в Пекине, причем памятники были разрушены, могилы разрыты и кости почивших выброшены из могил; 3) православная церковь с подворьем в деревне Дундинань; 4) православная церковь с подворьем в г. Калган; 5) молитвенный дом с подворьем в Бэйтайхэ. Уцелели: церковь при дипломатической миссии в Пекине — старейшее иностранное здание; крыша у колокольни и храма в нескольких местах пробиты гранатами; церковь с подворьем в Ханькоу; дом миссии в Леулине. 6 В 1956 г. при перепланировке Бэйгуаня и строительстве комплекса зда­ний посольства СССР мощи св. мучеников были перезахоронены на русском кладбище за Андинмэньскими воротами. Впоследствии на месте этого кладби­ща был разбит Парк Озера Молодежи, треть которого занимает искусственный водоем; на дне его и покоится большая часть останков, погребенных на клад­бище.

http://pravmir.ru/tserkov-na-krovi-muche...

Императорское представительство в Пекине не сочувствовало реформам и тормозило работу. Гражданские власти часто вступали в неприязненные отношения с начальником духовной миссии, что, впрочем, не помешало ее росту. Тем временем продолжалась миссионерская работа. Постоянно возрастающая потребность русских и православных китайцев в духовном утешении послужила основанием к командировкам братии в различные пункты вне Пекина. В Шанхае, например, ко времени приезда Преосвященного Иннокентия в начале ноября 1902 г. к принятию православия были готовы пять китайцев; 16 ноября 1902 г. Преосвященный совершил первое крещение в Шанхае. Уже в 1901 г. в Шанхае на средства миссии был приобретен земельный участок с небольшим домом, находившийся на севере Американской концессии (в Чжабэе). 17 ноября был отслужен водосвятный молебен, окроплена святой водой комната, в которой был устроен престол и жертвенник и была совершена первая в Шанхае Божественная Литургия. 13 февраля 1903 г. епископ Иннокентий заложил первый камень в основание будущего первого храма Шанхая в честь Богоявления Господня; этот храм был подворьем миссии в Шанхае. Освящение храма состоялось после окончания русско-японской войны в 1905 г. Совершил его начальник миссии. Настоятелем храма был назначен архимандрит Симон (Виноградов), ставший впоследствии начальником миссии. В период с 1908 по 1909 г. настоятелем храма был прот. Павел Фигуровский, после него — иеромонах Евстафий. Последний организовал церковный хор китайских мальчиков. В здании, построенном рядом с храмом, находилась школа для китайских мальчиков. Открыта была миссионерская Благовещенская церковь в г. Харбине, служил в ней иеромонах Леонтий. Были предприняты миссионерские поездки в окрестностях Бэйтайхэ, следствием чего стало образование маленькой церкви из 4 семейств в Тай-ине — еще 50 человек в этом местечке пожелали научиться истинам Православия. В миссионерской церкви на ст. Маньчжурия служил иеромонах Георгий, в Шанхае — иеромонах Симон (Вино­градов). С 1905 по 1913 г. предприняты были миссионерские поездки для крещения китайцев в отдаленные провинции страны.

http://pravmir.ru/tserkov-na-krovi-muche...

Прошу Ваших святых молитв, благодарю за поминовение меня пред святыми мощами Антония Римлянина и остаюсь сердечно преданный собрат Антоний. 3 августа 1912 года 52 Взаимно приветствую Вас, Преосвященнейший владыко и собрат, с новым, хотя и местом благости Божией и испытания нашей веры. Ваши слова «я прихожу к мысли, что наши Духовно-учебные заведения etc.» для меня так же новы, как если бы Вы написали: «Я прихожу к мысли, что у нас зимою бывает холоднее, чем летом, а после четверга всегда бывает пятница». Во всяком случае, если бы в предполагаемых бунтах приняла участие семинария Уфимская, то я бы по закрытии ее старался не открывать вновь такого бесполезного заведения, а открыл бы вроде миссионерских курсов с подрясниками, подписками о священном сане и духовного чина учреждение. К чему было тратить десятки тысяч на так называемую Духовную семинарию, когда только 1 / 3 иереев получалась из нее, а 2 / 3 были из недоучек, но зато 1 / 3 чинодралов и две были из семинаристов? Все же я думаю, что бунтов, кроме обычных, в семинариях не будет, а в академиях и вовсе не будет, ибо сии дорожат своею шкурой больше, чем святой Василий Великий православием. Относительно Казанской я удивляюсь не тому, что там начались сходки, а тому, что там не выделывают динамита или, по крайней мере, фальшивых монет, ибо после меня настала полная автономия студенческой жизни, и инспектор уже два раза заявлял архиепископу о полной бесполезности и его самого и его должности при новых порядках. Вчера был у меня и служил в Церковном Совете епископ Вятский; ожидаю к Посту епископа Китайского Иннокентия [Фигуровского]. А Вы, святителю, надолго ли еще закабалили себя в Академии своею речью при наречении? Я же многократно благодарю Бога, что моя бесконечная академическая служба все-таки кончилась. Прошу святых молитв за преданного душевно епископа Антония. Ваше Высокопреосвященство, достолюбезный иерарше! Пользуюсь случаем поблагодарить Вас за разрешение отслужить в родном селе погребение своего последнего и единственного племянника и засвидетельствовать, что, по отзыву его матери (женщины врача), там сельский батюшка о. Порфирий Быстрицкий, весьма любимый, действительно зловеще болен, жаль, что его отпуск в Крым можно признать «исключительною нуждой» и в случае не нахождения заменяющего иерея заменить его иеромонахом, о чем и моя братская просьба. Здесь у них прекрасное пение (второклассная школа) и народ сохранил благочестие времени моего детства. Сегодня же возвращаюсь в Санкт-Петербург.

http://pravoslavie.ru/5548.html

Бриллиантов Александр Иванович (1867 - 1933) - профессор Санкт-Петербургской духовной академии, историк Церкви, скончался в ссылке. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнением из Пролога. С изображением святых и объяснительными примечаниями. М.: Синодальная типография, 1902-1916. Кн. 1 - 12. Выходные данные Епископ Евдоким (Мещерский, 1869 - 1935), впоследствии обновленческий митрополит. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911). Смирнов Сергей Иванович (1870 - 1916) - профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории. С.Д. Войт - управляющий типографии Св. Синода. Столыпину. Скворцов Василий Михайлович (1859 - 1932) - миссионер, общественный деятель, издатель газеты «Колокол» (см. примечание 13). Скончался в эмиграции. Протоиерей Епифаний Кузнецов (1872 - 1918), впоследствии епископ Селенгинский Ефрем, расстрелянный вместе с протоиереем Восторговым. Епископ Евсевий (Никольский, 1861 - 1922), впоследствии митрополит Крутицкий, сподвижник Патриарха Тихона. Саблер Владимир Карлович (Десятовский, 1847 - 1929) - член Государственного совета, с 1911 г. обер-прокурор Св. Синода. Глава Пекинской миссии епископ Иннокентий (Фигуровский), впоследствии митрополит. Имеется в виду русско-японская война 1904 - 1905 гг. Иоанн Кронштадтский. Копия приложена к письмам (Л. 34 того же дела). «Правые» депутаты писали под влиянием слухов и газетных сообщений о возможном увольнении с саратовской кафедры епископа Гермогена (Долганова), известного своими выступлениями в защиту строгой церковности и верности монархии. В их письме, в частности, говорилось: «Не смея утруждать просьбою Государя Императора, мы с сыновнею почтительностью и любовью пред высшею церковною властью Богопоставленных пастырей, ходатайствуем и молим, да пребудет на Саратовской кафедре ее духовный вождь убежденный и вдохновительный служитель слова Божия и ревностный слуги Царя и Родины Епископ Гермоген». В 1907 г. на Балканах разразился Македонский кризис.

http://bogoslov.ru/article/456983

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010