Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 22.02.1863, с. Пановское Енисейского окр. и губ.- 28.06.1931, Пекин), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог. Из семьи священника. После окончания Красноярского ДУ поступил в 1878 г. в Томскую ДС. В 1882 г., окончив 4 курса семинарии, уволился по прошению. С 1883 г. псаломщик в Введенской ц. с. Балыхтинского Ачинского окр. Енисейской губ. В 1884 г. рукоположен во иерея, определен священником к Ильинской ц. с. Дрбинского того же округа. В февр. 1885 г. перемещен священником к Покровской ц. с. В. Кужабар (Кужебар) Минусинского окр. Енисейской губ. Овдовел. В дек. того же года был по прошению отчислен от должности. В 1886 г. принят на 4-й курс С.-Петербургской ДС. По окончании семинарии в 1888 г. поступил в СПбДА. В 1890 г. во время учебы в академии принял монашеский постриг с именем в честь свт. Иннокентия Иркутского. В 1892 г. окончил академию кандидатом богословия. Назначен смотрителем Александро-Невского ДУ. В 1894 г. стал ректором С.-Петербургской ДС, возведен в сан архимандрита. С 1895 г. настоятель миссионерского московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 3 окт. 1896 г. было высочайше утверждено назначение И. начальником 18-й Пекинской духовной миссии . По совету обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева до выезда в Китай совершил поездку в Зап. Европу для ознакомления с миссионерской деятельностью европ. стран, осмотрел миссионерские учреждения в Лондоне, миссионерскую семинарию в Париже, мон-рь молчальников в Риме. Посетив Афон и Св. землю, морским путем через Суэц, Аден, Коломбо отправился в Китай. В марте 1897 г. прибыл в Пекин. Это было началом нового этапа в истории рус. правосл. миссии в Китае, к-рая до того по существу не занималась активной деятельностью, а вела в основном исследовательскую работу. И. поставил перед миссией 4 главных задачи: наполнить проповедь среди кит. христиан богословским содержанием; усовершенствовать духовную школу; наладить печатное дело; расширять деятельность миссии через открытие новых миссионерских пунктов. В первую очередь И. открыл типографию и переплетную мастерскую. Организовал работы по составлению словарей и переводу на кит. язык богослужебной лит-ры и сам начал изучать кит. язык. Для просвещения китайцев и обучению их основам правосл. веры при миссии были открыта школа с преподаванием рус. и церковнослав. языков. Помощниками И. стали прибывшие в Пекин в 1898 г. иером. Авраамий (Часовников) и диак. Василий (Скрижалин).

http://pravenc.ru/text/468765.html

Это была старая Россия с церквами, монастырями, послушниками в скуфейках, монахами в клобуках, но главное после всего пережитого – покой, тишина, которые нарушались только колокольным звоном во время церковных служб. Главой миссии в это время был епископ Иннокентий (Фигуровский), личность незаурядная – именно он восстановил Миссию после того, как она была сожжена дотла во время боксерского восстания. 20 июня 1921 г. Леонид Викторович был пострижен в монахи в Пекинском Успенском монастыре с именем Виктор (это имя его отца). 24 июня он был рукоположен в сан иеродиакона и 27 июня – в сан иеромонаха. Было ему тогда 27 лет и с тех пор никогда и ни при каких условиях он не снимал монашеской рясы. Он всегда был верен монашескому обету нестяжания: никогда не имея имущества, он все раздавал нуждающимся. В последние годы жизни, уже в СССР, он отказался от половины своего жалованья, посчитав его слишком высоким, и все, что получал, посылал в различные города Советского Союза тем, кому нужна была его помощь. Помогал он и жене генерала Жукова, Парасковье Михайловне, которая, вернувшись в 1947 г. из Китая в СССР, последние годы жизни провела в Вологде (умерла далеко за 90). Епископ Иннокентий, сразу же поняв душевное устройство молодого монаха, видел в нем своего преемника на посту начальника Миссии – ведь в условиях того времени невозможно было рассчитывать на приезд следующей Миссии из России – и готовил его к этому. Он отправил монаха Виктора во Владивосток на учебу в Восточный Институт – для работы в Миссии было необходимо знание китайского языка. Однако и на этот раз отец Виктор не смог закончить учение. Политические события на Дальнем Востоке заставили его вернуться в Китай и весной 1922 г. он был назначен настоятелем Покровской церкви в Тяньцзине, городе, расположенном на расстоянии двух часов езды поездом от Пекина; здесь он прослужил десять лет. Будучи в самое тяжелое для русской эмиграции время – начальные годы ее жизни в Китае – настоятелем храма " (пока единственного в Тяньцзине, позже будут открыты еше несколько), он смог полностью проявить свои пастырские устремления и недюжинные организаторские способности.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

После восстания РДМ переселилась на территорию дворца китайского князя, расположенную в северо-восточной части Пекина и называвшуюся Бэйгуань. Усилиями главы РДМ епископа Переяславского Иннокентия (Фигуровского, впоследствии митрополита Пекинского и Китайского, +1931) на этой территории был постепенно возведен Пекинский Успенский монастырь, где построили четыре храма - Успенский, Всех Святых Мучеников, где покоились честные мощи китайских мучеников, святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского. Образовался и женский Покровский монастырь. РДМ развернула обширную издательскую и переводческую деятельность (на китайском языке были изданы Новый Завет, Псалтирь, Воскресный Октоих, Служебник, Часослов, Требник, чинопоследования двунадесятых праздников, многочисленная катехизическая и вероучительная литература, китайско-русский словарь и др.), всемерно способствовала распространению православия в Северном и Северо-Восточном Китае. Постепенно сформировалась группа китайского православного духовенства. После революции 1917 г. РДМ обратила все свои усилия на оказание помощи обширной российской эмиграции, прибывшей в Китай. Постепенно помимо Пекина сформировались и другие центры православия - Харбин и города вокруг него, Порт-Артур и Дальний, Шанхай, Внутренняя Монголия (район Трехречья) и Синьцзян. Были построены величественные храмы, в том числе кафедральный собор в честь иконы Божией Матери " Споручница грешных " в Шанхае, Благовещенский и Свято-Николаевский соборы в Харбине. В 1945 г., после окончания войны большая часть православных архиереев, находившихся в Китае, воссоединились с Русской Православной Церковью. В июне 1946 г. был образован Восточно-Азиатский Экзархат с центром в Пекине (к 1950 г. включал Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тяньцзиньскую и Синьцзянскую епархии). После прихода компартии к власти в Китае в 1949 г. положение РДМ сильно осложнилось: русские беженцы, в том числе и духовенство, направились за пределы страны. Те, кто оставались в Китае, постоянно ощущали давление со стороны атеистических властей. К 1954 г. Экзархат был ликвидирован, а все церковное имущество (в том числе 73 церкви, часовни и молельных дома) передано советскому посольству. Духовенство в последующие годы разъехалось, кто в СССР, кто на Запад. В 1956 г. Священный Синод РПЦ даровал автономию Китайской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

По разрешению Императора Канси ламаистская кумирня в северо-восточной части Пекина (Бэйгуань – «Северное Подворье») была перестроена для русских пленников, ставших китайскими подданными военного сословия, в православную часовню в память Святителя и Чудотворца Николая, в которой поместили взятый из Албазина образ Святителя. С той поры святитель Николай особо почитается всеми православными в пределах Поднебесной. История Российской Духовной Миссии в Китае поучительна: сумев на протяжении столетий сохранить православную веру среди потомков албазинских казаков, смешавшихся с китайским и маньчжурским народами, члены Миссии немало сделали на поприще дипломатии, науки. Ими были заложены основы отечественного востоковедения, благодаря их трудам Россия и Китай ни разу не воевали. История Миссии неразрывно связана с именами святых — небесных покровителей Китая. Святитель Иннокентий Иркутский в сонме святых архипастырей покровительствует Китаю. Он — первый архиерей, назначенный окормлять православных в этой стране. В кондаке мы именуем его “проповедником веры в языцех монгольских”. В 1721 г. он был поставлен во епископа Переяславского и назначен Начальником Российской Духовной Миссии в Пекин. Прибыв в пограничный город Кяхту, он, однако, так и не пересек границы Китая — стараниями католических миссионеров, имевших в то время влияние на двор Китайского Императора, ему было отказано в праве въезда в Поднебесную. Российский посланник пишет в Петербург, что “китайцы взяли суспицию, что будто он, епископ, — превеликая особа, и посланному к ним курьеру говорили, что богдыхан такую превеликую особу принять никогда не повелит, понеже у них великий господин называется папа или кутухта...”. Впоследствии, будучи первым Иркутским святителем, он открыл миссионерское училище при Иркутском Вознесенском монастыре, где особое внимание уделялось изучению монгольского и китайского языков. В честь святителя Иннокентия в Китае были основаны Православное Братство, крестовый архиерейский храм в Пекине и миссионерский храм в Тяньцзине. Российская Духовная Миссия особенно чтила его как своего небесного Покровителя. Одной из святынь, хранившихся в Миссии, была митра святителя. Первый епископ Китая, митрополит Иннокентий (Фигуровский), также был наречен в его память.

http://pravoslavie.ru/40028.html

Непрерывный труд, суровый климат и дальние разъезды отразились на слабом здоровье епископа. Последний раз литургию он отслужил 3 октября 1731 г. Поначалу был погребен в склепе Тихвинской церкви иркутского Вознесенского монастыря. С 1755 г. зафиксированы знамения и чудеса, происходившие по молитвам к епископу Иннокентию - не только у его гробницы, но и во многих городах России. «Иркутская летопись» 1911 г. сообщает: «В 1764 г. при ремонте деревянной Тихвинской ц. Вознесенского монастыря обнаружилось, что останки и одежды подвижника оказались нетленными, несмотря на сырость места захоронения. Во время пожара 1783 г. в Вознесенском монастыре сгорели 3 церкви и все кельи, лишь деревянная Тихвинская ц. с погребенным под алтарем святителем почти не пострадала». Общецерковное прославление «проповедника веры во языцех монгольских», состоявшееся 1 декабря 1804 г., стало одним из самых знаменательных событий в истории Православия в Сибири. Указ Синода определил открыть мощи и установить общецерковное празднование. И 26 ноября по ст. ст. (поскольку 27 ноября, в день преставления святителя, совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение») в Иркутске проводится общегородской крестный ход в Знаменский монастырь. Обретение мощей святителя празднуется 9 февраля. В 1807 г. в Иркутскую духовную семинарию поступил И. Попов - будущий свт. Иннокентий (Вениаминов), «апостол народов Америки и Сибири», который при пострижении в монашество принял имя в честь свт. Иннокентия Иркутского. Другой известный миссионер, митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский), при постриге также принял имя в честь свт. Иннокентия Иркутского. В XIX в. на раке с мощами лежала рукописная кн. «Житие святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского (и описание совершенных им после смерти чудес)», в которой было собрано более 100 свидетельств совершившихся по предстательству святителя чудесах с 1766 по 1843 г. Рукописная копия этой книги хранится в отделе редких изданий и рукописей Одесской государственной научной библиотеки им. М. Горького.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/09/...

Голос за кадром: Однако работа Миссии не ограничивалась академическими исследованиями. Главной целью было сохранение православной веры среди потомков албазинцев и распространение ее среди китайцев. Благодаря подвижническим трудам начальников и членов Миссии Православие стало распространяться по всей территории Китая: возникали новые общины, строились храмы. Стали появляться и священники-китайцы. Первым из них был Митрофан Цзи Чун — его в 1882 году в Токио рукоположил глава Российской духовной миссии в Японии епископ Николай (Касаткин). Годом позже в Пекине начали совершать богослужения на китайском языке. Митрополит Иларион (на территории Российского Посольства, Пекин): В 1900 году в Китае произошло восстание ихэтуаней, известное под именем «боксерского восстания». Повстанцы ратовали за изгнание всех иностранцев с китайской земли. Они громили христианские храмы и убивали христиан. 222 православных китайца, в том числе священник, были убиты 10-11 июня 1900 года. Успенская церковь, стоявшая на этом самом месте, была полностью разрушена. Голос за кадром: Во время восстания русский военный отряд оборонял дипломатическую миссию в европейском квартале Пекина. Русских солдат и офицеров пастырски поддерживали священники и глава XVIII Миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский). Он, рискуя жизнью, оказывал медицинскую помощь раненым, отпевал убитых. Последствия боксерского восстания были разрушительны. Гибель 222 православных китайцев, в том числе священника Митрофана Цзи Чуна, означала уничтожение почти половины общины, состоявшей из 450 человек. Трагедия поставила под вопрос будущее Миссии. Чиновники из Петербурга выступали за ее закрытие или перемещение в Порт-Артур. Однако митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) выступил на стороне Миссии, что стало для нее спасением. Денежные средства были удвоены, сан главы Миссии указом Святейшего Синода определен как епископский. Так был сделан первый шаг к созданию Китайской Православной Церкви. Важную роль в принятии этого решения сыграл глава Миссии архимандрит Иннокентий. К его заслугам можно отнести и формирование крупнейшего в мире современного комплекса Посольства России в КНР и составление самого большого в первой половине ХХ века китайско-русского словаря.

http://patriarchia.ru/db/text/2977783.ht...

Возрождение миссионерской активности началось в 1858 году, когда дипломатический корпус отделился от Миссии. Монах Исаия Поликин сумел организовать православный приход в Дун-Динане. Он очень много сил отдавал подготовке китайского духовенства, но дело продвигалось крайне медленно. До 1884 года в Китае не было ни одного священника-китайца. Опыт этой Миссии, более известной своими учеными-востоковедами и их трудами, явился хорошим уроком для современной православной миссиологии. Как замечает преосвященный Анастасий Яннулатос, «все факты говорят о том, что одной только, даже серьезной, теоретической основы, подкрепленной хорошим образованием и благими намерениями, недостаточно для уверенного и плодотворного функционирования миссии... Православные не сумели использовать благоприятные обстоятельства, которые способствовали распространению веры». 245 Характер миссионерской работы изменился с прибытием о. Иннокентия Фигуровского. Он успешно справился с четырьмя стоявшими перед ним задачами. Во-первых, с помощью катехизации и с каждым разом все более наполненной богословским содержанием проповеди следовало углубить знания китайских христиан. Во-вторых, особое внимание нужно было уделить молодежи, и, в частности усовершенствовать школьную систему. В-третьих, стояла задача наладить печатное дело. Первой продукцией вновь созданной типографии стал русско-китайский словарь. Четвертая задача заключалась в расширении общественной деятельности и открытии новых миссионерских пунктов. Однако почти все усилия о. Иннокентия пошли насмарку во время печально известного боксерского восстания. Все храмы, кроме одного, были сожжены, типография и библиотека разгромлены. Среди пострадавших оказались все христианские конфессии, представленные в Китае, но наибольшие потери понесло Православие. 246 После восстания ставший к тому времени епископом владыка Иннокентий приступил к восстановительным работам. Начать их позволили деньги, полученные в качестве компенсации за понесенные потери. Владыка Иннокентий во многом был миссионером-новатором. Чтобы иметь возможность обеспечивать духовные потребности верующих в Маньчжурии, число которых достигало восьмидесяти тысяч (большинство их работало на строительстве железной дороги), он переоборудовал несколько железнодорожных вагонов под часовни и школьные классы. Это стало возможным благодаря тому, что пятнадцать из тридцати четырех его работников были ремесленниками и техниками. 247 Найденные подходы оказались эффективными. «Русская Церковь начала с поразительной быстротой набирать силу в первые годы XX века. Но, если сравнивать ее положение с положением римо-католиков и протестантов, она, конечно же, оставалась в очевидном количественном меньшинстве». 248

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Вышел в свет XXIII том «Православной Энциклопедии» 5 июня 2010 г. 14:46 Продолжается работа по изданию «Православной Энциклопедии». На днях из печати вышел очередной, XXIII, том этого фундаментального свода знаний в области отечественной и мировой духовной культуры. Новый том энциклопедии открывают и завершают статьи, посвященные подвижникам, отдавшим жизнь Христа. Первая статья нового тома посвящена епископу Каширскому Иннокентию (Клодецкому) — одному из многотысячного сонма русских священнослужителей, пострадавших в годы безбожных гонений на Церковь в советской России. Завершает том материал об Иоанне Влахе — молдо-валашском мученике XVII в. В XXIII томе продолжена публикация многочисленных статей, которые рассказывают о святых и прочих церковных деятелях, носивших имя Иннокентий. В частности, следует отметить публикации, посвященные епископу Иркутскому Иннокентию (Неруновичу, +1747), архиепископу Псковскому и Рижскому Иннокентию (Нечаеву, +1799), расстрелянным в период репрессий (1937 г.) архиепископам Харьковскому Иннокентию (Летяеву) и Винницкому Иннокентию (Тихонову), известному миссионеру архимандриту Иннокентию (Немирову, +1897), крупному церковному историку и археографу архимандриту Иннокентию (Просвирнину, +1994). Значительный интерес представляет публикация, повествующая о жизни и деятельности митрополита Пекинского и Китайского Иннокентия (Фигуровского, +1931), который также являлся незаурядным писателем и ученым-синологом. Также обращает на себя внимание материал, посвященный старообрядческому митрополиту Белокриницкому Иннокентию (Усову, +1942). В XXIII томе опубликован обширный комплекс статей, посвященных Римским Папам, носившим имя Иннокентий. Среди них — возглавлявший Западную Церковь еще до Великого раскола и одинаково почитаемый в лике святых как православными, так и католиками, Папа Иннокентий I (+417). Среди статей о понтификах более позднего времени заслуживает особого внимания статья о Папе Иннокентии III, сыгравшем огромную роль в европейской истории в XII — начале XIII в. и способствовавшем политическому усилению папства. Хронологически тему продолжает материал об Иннокентии IV. В частности, в статье идет речь не только о его церковной деятельности, но также о борьбе понтифика с императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Значительное место политические события в странах Европы, в том числе — Восточной, в XVII — XVIII вв. занимают и в биографиях Иннокентия Х, Иннокентия XI, Иннокентия XII и Иннокентия XIII. В статьях, посвященных этим Папам, много внимания уделено вопросам, связанным с распространением униатства на западнорусских землях.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

По Айгунскому трактату 1858 г. китайское правительство дало миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства. В 1861 г. в Китае открыта была особая русская дипломатическая миссия, дела которой вела до тех пор миссия духовная. Последняя получила большую возможность сосредоточить свою деятельность в нравственно-религиозной области. С этого времени усилились ея ученые и переводческие занятия. Из среды ея членов стали выходить замечательные синологи. В переводческой деятельности она совершенно отрешилась от своей прежней зависимости от католических переводов и стала производить самостоятельные переводы священных и богослужебных книг. Этим она служила Амурской и Японской миссиям. Оживилась проповедь на китайском языке и преподавание в миссионерской школе. Паства миссии возрастала. В 1885 г. имелись две церкви в Пекине и храм на юге Китая – в Ханькоу. Был также храм в деревне Дун-Дунъань. В последния десятилетия XIX в. и первые XX в. деятельными и просвещенными начальниками Миссии были: архим. Флавиан (Городецкий), член ея с 1873, рукоположенный в 1885 г. епископом люблинским, впосл. митр. киевский, и с 1896 г. архим. Иннокентий (Фигуровский), возведенный в 1902 г. в сан епископа переяславского, каковой титул был присвоен Святителю Иннокентию, когда он отправлялся в 1721 г. в Пекин. Владыка Иннокентий скончался в Пекине, в сане митрополита, в тридцатых годах нынешнего столетия. Миссионерство в Японии. В 1860 г. православие проникло в Японию. Основателем православной миссии был иеромонах русского консульства в Хакодате Николай (Касаткин) . Он родился в 1836 г., окончил петербургскую дух. академию. С самого начала своей службы (1861) принялся он за усердное изучение языка, верований и нравов японцев и за переводы священных и богослужебных книг на японский язык. Первенцем его христианской проповеди был Павел Сваабе, бывший жрец одной кумирни, по обращении в христианство сделавшийся самым пламенным и самоотверженным проповедником св. веры. К нему примкнули еще два им самим обращенных японца, Яков Урано и Иоанн Сакай. Своей катехизаторской проповедью эти три первых деятеля японской миссии успели настолько подготовить в Японии почву для православия, что о. Николай в 1869 г. испросил у Св. Снода разрешение на открытие там миссии. Начальником миссии был назначен он, с возведением в сан архимандрита, с иерархической зависимостью от камчатского архиерея. В 1871 г. в Хакодате и Токио (1872) заведены были миссионерские школы, давшия новых проповедников-катехизаторов. Православие начало распространяться в Японии так успешно, что возбудило против себя гонение, от которого особенно тяжело пришлось пострадать Сваабе. К счастью, это гонение скоро было остановлено по представлению русского консула. В 1875 г. камчатским архиереем были посвящены первые священники из японцев – о.о. Павел Сваабе и Иоанн Сакай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Европейские страны получили права экстерриториальности и богатейшие концессии. Российская духовная миссия не воспользовалась тяжелым положением Китая и переживала расцвет в течении 17 лет после восстания ихэтуаней лишь благодаря деятельности Начальника миссии — Преосвященного Иннокентия, епископа Переяславского. Именно ему миссия обязана возрождением и расцветом миссионерской деятельности. Иннокентий (Фигуровский) был назначен в 1897 г. начальни­ком 18-й Миссии в сане архимандрита и уже перед восстанием ихэтуаней деятельность миссии приобрела широкий миссионерский характер. Перед отправлением в Пекин архимандрит Иннокентий совершил путешествие по Европе в целях ознакомления с миссионерской деятельностью, и по приезде в Китай произвел ряд реформ, направленных на улучшение материального положения и на придание деятельности миссии миссионерского характера. Были открыты школа русского и церковнославянского языков для китайцев, типография, богадельня. Построен был храм в Бэйтайхэ во имя Преображения Господня. Уже в 1898 г. Миссия имела 5 храмов (Успенская церковь в Бэйгуани, Сретенская — при дипломатической миссии, во имя свт. Иннокентия Иркутского (после восстановления освящена во имя ап. Иоанна Богослова) в Дундинане, Александро-Невская — в Ханькоу, Св.-Троицкая — в Калгане) и 458 человек китайской паствы (в основном в Пекине). Кроме того, в 1897 г. был устроен молитвенный дом на русском кладбище в Пекине, а в октябре 1898 — небольшой каменный молитвенный дом в Цзинь-Шанцзуе, на берегу Пичилийского залива. В ведении миссии также состояла консульская церковь в Урге (Монголия), построенная в 60-х гг. XIX в. После трагических событий лета 1900 г. в Петербурге поднялся вопрос о переводе миссии в Порт-Артур и даже о полном ее закрытии. После боксерского восстания по распоряжению императорского посланника сотрудники миссии были вывезены из Пекина в Тянцзинь. При взятии союзными войсками европейцев фортов Таку и г. Тянцзиня из русского отряда погибло 108 человек. “Огром­ная могила, выкопанная еще в 1901 г., была открыта во всю ширь, так как склепа не было.

http://pravmir.ru/tserkov-na-krovi-muche...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010