Митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) (версия для печати)/Православие.Ru Митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) Православие.Ru , 15 сентября 2005 г. / Будущий митрополит Пекинский и Китайский появился на свет в селе Пановском Енисейского округа Енисейской губернии. В миру его звали Иван Аполлонович Фигуровский. До сих пор имя этого выдающегося человека неизвестно красноярцам. В редких публикациях, посвященных истории Православной Церкви в Китае, неточно указывается дата его рождения. А о красноярском периоде его жизни вообще ничего не говорится. Работая в архивах, мне удалось найти интересные сведения, касающиеся этого периода, открылась история целой династии священнослужителей Фигуровских. Как свидетельствуют записи из сохранившейся в Государственном архиве Красноярского края метрической книги, 22 февраля 1863 года в семье священника Кирико-Иулитинской церкви села Пановского Аполлона Фигуровского и законной жены его Матроны Гавриловны родился сын. 24 февраля он был крещен и наречен именем Иоанн, в честь Ионна Крестителя. Крестными у Ивана Фигуровского стали енисейский мещанин Степан Андреевич Кочнев и крестьянка деревни Ковригиной Еловской волости Евдокия Николаевна Зубкова. Старинное сибирское село Пановское было расположено на правом берегу Ангары, в 46 верстах от Кежемского волостного правления. В то время оно было центром прихода, открытого еще в 1787 г. и входившего в благочиние священника Павла Дебрского. В семье священника Кирико-Иулитинской церкви Аполлона (Аполлония) Иосифовича и Матроны Гавриловны Фигуровских было несколько детей. К слову сказать, кроме Ивана заметный след в истории оставили его старший брат Василий и младший брат Павел. Старший брат Ивана, Василий Аполлонович Фигуровский, родился в 1851 г. еще на прежнем месте службы Аполлона Иосифовича, в селе Красноярском Кузнецкого округа Томской губернии. А начинал отец Апполоний свою службу, кстати, на Алтае, на южной границе русских селений, рядом с границей Китайской империи. После окончания Иркутской духовной семинарии старший сын Фигуровских служил священником при многих церквах: при Сисимской Троицкой, Караульно-Острожской Спасской, Торгашинской Николаевской, а с 1885 г. — Арейской Троицкой. С конца XIX в. в течение более двух десятилетий протоиерей Василий Фигуровский являлся благочинным в Красноярском уезде, постоянно работал в различных учебных заведениях и миссионерских обществах.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Уже само его происхождение из самой что ни на есть «сибирской глубинки», а от его села до любого ближайшего города более полутысячи верст, делает его «карьерный взлет» необычным. В те времена Духовенство Енисейской Епархии било тревогу, «Епархиальные Ведомости» писали, что в губернии школы посещают лишь немногим более 2 % детей школьного возраста, от 7 до 14 лет В 1870-х гг. в Енисейской губернии было единственное, но добротное и заботливо опекаемое местным духовенством Красноярское Духовное училище, которое и закончил Иннокентий Пекинский. Туда-сюда После окончания училища Иван Фигуровский бросил учебу в Томской Духовной семинарии и вернулся в родную Епархию. В 1884 г. он был рукоположен в священники к Дербинской Святого Пророка Илии церкви, но 19 февраля «священник с Дербенского, Иоанн Фигуровский перемещен в село Кужебарское» расположенное в пятистах верстах, на границе с Китайской империей. А уже декабре 1885 г. «Священник села Кужебарского, Минусинского округа, Иоанн Фигуровский … отчислен от занимаемой должности по прошению». Иван Аполлонович навсегда покинул Енисейскую Епархию, где не только остались все его родственники, но и складывались неплохие перспективы карьерного роста. Стоит напомнить, что тесть Ивана Аполлоновича, Петр Симонов, был в числе самых уважаемых и авторитетных священнослужителей Енисейской епархии, многие годы он был благочинным в своем округе. Старший брат Иннокентия Василий Фигуровский к этому времени был очень уважаемым приходским священником и вскоре на долгие годы станет благочинным Первого благочиния Красноярского округа. Даже младший брат Павел в 1885 г. успел получить первую награду от местного епископа. При поверхностном знакомстве, трудно понять мотивы столь радикального решения молодого священника. Отъезд из Сибири не прибавил «размеренности» в жизнь Ивана Аполлоновича. В мае 1886 г. священник Иоанн был принят в число воспитанников 4-го класса в Духовную семинарию в Петербурге, которую окончил в 1888 г., поступив сразу в Духовную академию. Во время учебы в академии в 1890 г., почти одновременно с Сергием (Страгородским), И.А. Фигуровский был пострижен в монахи и принял имя Иннокентий. Этот шаг был принят неоднозначно, например, священник Петр Булгаков по поводу принятия монашества студентами Духовной академии писал: «на сцену выступила система искусственного выпаривания ученых монахов, которую привил Саблер еще в первые годы служения в Синоде»

http://pravmir.ru/apostol-kitaya/

На крайнем юге Енисейской губернии Иван Аполлонович Фигуровский работал недолго. В начале 1886 г. “Енисейские епархиальные ведомости” сообщили, что 19 декабря 1885 г. “Священник села Кужебарского, Минусинского округа Иоанн Фигуровский ...отчислен от занимаемой должности по прошению”. С 1886 г. начинается новый этап жизни Ивана Фигуровского, он покидает Сибирь и едет учиться в столицу. В мае 1886 г. священник Иоанн был принят в число воспитанников 4-го класса в духовную семинарию в Санкт-Петербурге — в городе, у истоков которого стоял, будучи тогда ещё обер-монахом Петровского флота, один из основателей Александро-Невской лавры, будущий святитель и сибирский чудотворец Иннокентий Иркутский. С именем этого святого многое будет связано в жизни Ивана Фигуровского. С 1888 по 1892 год он учился в Петербургской духовной академии. Что сталось с женой Анной, неизвестно, возможно, её не было уже в живых, но доподлинно известно, что именно во время учебы в академии Иван Фигуровский решил отказаться от мирской жизни и всецело посвятить себя служению Богу. В 1890 г. он был пострижен в монахи и принял имя Иннокентий, то же имя, что принял некогда во время своего пострига Иван Кульчицкий, будущий святитель Иннокентий Иркутский. В 1892 г. иеромонах Иннокентий (Фигуровский) получил степень кандидата богословия и стал смотрителем Александро-Невского духовного училища. В 1894 г. он был рукоположен в сан архимандрита и стал ректором духовной семинарии в Петербурге. Вскоре стал настоятелем второклассного монастыря, а в 1895 г. был назначен в миссионерский Покровский монастырь в Москве. 3 октября 1896 г. архимандрита Иннокентия Фигуровского назначили начальником 18-й Духовной миссии в Пекине. По приказу обер-прокурора Синода он отправился в Китай через Западную Европу, посетил несколько миссионерских учреждений в Лондоне, в Оксфорде посетил единственный протестантский миссионерский монастырь, в Париже ознакомился с работой миссионерской семинарии, готовившей специалистов для работы на Дальнем Востоке, в Риме осмотрел монастырь трапистов (молчальников), на Афоне попытался уговорить местных монахов отправиться в Китай, посетил он также Палестину и в марте 1897 г. прибыл в Пекин.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В семье Василия Аполлоновича и Марии Григорьевны Фигуровских было несколько детей. Наибольшую известность в Енисейской губернии получили старшие сыновья, Александр и Иван. Александру Васильевичу Фигуровскому, окончившему в 1885 г. Томскую духовную семинарию с рекомендацией в Духовную академию, был отпущен недолгий век, всего лишь 33 года. В 1907 г. прервался земной путь отца Александра — священника красноярского Богородице-Рождественского кафедрального собора, члена Енисейской духовной консистории, члена Совета и преподавателя Закона Божия Красноярского епархиального женского училища, члена Красноярского уездного отделения енисейского епархиального училищного совета, секретаря православного братства Рождества Пресвятой Богородицы и члена Красноярского отделения Православного миссионерского общества. Брат его — Иван Васильевич Фигуровский тоже окончил Томскую духовную семинарию, затем и Московскую духовную академию, получил степень кандидата богословия и работал в различных учебных заведениях Красноярска. В 1917-1918 гг. Иван Васильевич принимал активное участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви в Москве. Но вернёмся к Ивану Аполлоновичу Фигуровскому. Ко времени его рождения родители были уже немолодыми, матушке исполнилось 40 лет. В 1879 г., когда Иван учился в Томской духовной семинарии, Матрона Гавриловна овдовела и переехала к старшему сыну. Позднее матушка Матрона постриглась в монашество и перебралась к сыну в Пекин, где она, почитаемая всеми уже как инокиня Манефа, умерла в 1911 г. Младший брат Ивана Аполлоновича — Павел Аполлонович Фигуровский в 1883 г. окончил красноярское духовное училище. Он состоял в качестве послушника при Архиерейском доме, а в 1885 г. был назначен на место псаломщика кафедрального собора. В дальнейшем Павел Аполлонович Фигуровский тоже связал свою судьбу с Китаем, под началом старшего брата служил в Китае — в Порт-Артуре, в Харбине, в Пекине и Шанхае. Священник Павел Фигуровский, как и некоторые другие красноярские священнослужители, оказал немалую помощь старшему своему брату — святителю Иннокентию в деле распространения православия в Китае.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1899 году в Китае началось восстание ихэтуаней (известное также как боксерское) против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая. Иностранным вмешательством в религиозную жизнь повстанцы прежде всего считали христианскую миссию. Начались гонения на христиан. Так появились первые китайские святые - 222 человека. Восстание было подавлено, однако российская власть склонялась к полному прекращению деятельности православных миссионеров в Китае. Именно для решения этого вопроса начальника XVIII Духовной миссии архимандрита Иннокентия (Фигуровского) отозвали в Петербург. Отец Иннокентий отстоял миссию, вернулся в Китай уже в епископском сане и прослужил в Пекине еще почти 30 лет. «Как миссионер владыка Иннокентий (Фигуровский) сопоставим с равноапостольным Николаем Японским, - считает сотрудник Отдела внешних церковных связей Дмитрий Петровский. - Кроме того, он был выдающимся синологом, составил русско-китайский словарь, с которым сверялись составители всех последующих словарей». Вклад Российской духовной миссии в Китае в дипломатию и науку был столь велик, что советские китаисты не могли не писать о ней. Правда, ни в одной советской книге или статье о Духовной миссии в Китае не было ни слова о главном - миссионерстве. Сами миссионеры упоминались без сана, монашествующие - под мирскими именами: епископ Иннокентий (Фигуровский) - как Иван Фигуровский, другой выдающийся китаист и дипломат, начальник IX миссии архимандрит Иакинф (Бичурин) - как Никита Бичурин. Наверняка сами авторы знали о духовном смысле и успехах миссии, но не имели возможности поделиться этими знаниями с читателями. Только в постсоветское время были изданы брошюры и монографии об истории Православия в Китае, составленные протоиереем Дионисием Поздняевым (ныне настоятелем храма Святых апостолов Петра и Павла в Гонконге), преподавателями Санкт-Петербургской духовной академии и восточного факультета СПбГУ, Отделом внешних церковных связей Московского патриархата и Институтом Дальнего Востока РАН.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Окончательно судьба святителя Иннокентия, создателя Китайской Православной Церкви, определилась в Петербурге, куда он был вызван для решения вопроса о полном прекращении православной миссионерской деятельности в Китае. Однако Иннокентий (Фигуровский) отстоял не только православие в Китае, но и возродил миссию во имя святителя Иннокентия Иркутского. 3 июня 1902 г. архимандрит Иннокентий был рукоположен в Александро-Невской лавре в сан епископа, с присвоением титула — Переславский, в соответствии с наименованием первого епископа — Иннокентия (Кульчицкого), назначенного в Китай в 1721 г. 8 июля 1902 г. члены миссии, всего 34 человека, выехали из Петербурга в двух специально предоставленных для них вагонах. 26 июля 1902 г. “Енисейские губернские ведомости” сообщили: “Проездом из Петербурга в Пекин 21 июля в Красноярске останавливался начальник Пекинской духовной миссии преосвященный Иннокентий”. Красноярские средства массовой информации не уделили должного внимания своему выдающемуся земляку, возможно, это было вызвано отсутствием в губернии епископа Евфимия, еще не вернувшегося с лечения. Однако епископ Иннокентий не забыл о земляках, следом за ним в Китай приехали не только его брат и матушка, но в 1903 г. в Пекине первую женскую православную общину организовали послушницы Красноярского Знаменского женского монастыря. В 1921 г., согласно постановлению Синода и указу патриарха Тихона, владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа и вскоре возглавил созданную в 1922 г. епархию Пекинскую и Китайскую. В 1928 г. владыка Иннокентий был удостоен сана митрополита. В 1931 г. перед своей кончиной епископ Иннокентий увидел сон: в комнату вошли священнослужители с образами, и владыка спросил их: “По какому поводу пришли с образами?” Кто-то ответил: “Отпевать...”. 28 июня 1931 г., ровно через два века после кончины Иннокентия Иркутского, митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) преставился. Похоронен он был в склепе церкви Всех Святых Мучеников на территории Духовной миссии, затем, перед приходом новой власти в Пекин, останки Иннокентия были спрятаны под землей. Где-то в недрах китайской земли они остаются и по сей день.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Иннокентий (Фигуровский), еп. Пекинский. Фотография. Ок. 1921 г. Иннокентий (Фигуровский), еп. Пекинский. Фотография. Ок. 1921 г. С 1898 г. в связи с началом строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в Сев.-Вост. Китай прибыло на работу большое количество российских подданных. Вдоль линии железной дороги возникли рус. поселения, в зоне КВЖД было построено ок. 30 храмов. И. принимал активные меры к обеспечению храмов и священнослужителей всем необходимым. К 1899 г. на остальной территории Китая в ведении миссии были Сретенский храм при дипломатической миссии в Пекине, Успенская ц. в столичном р-не Бэйгуань, Александро-Невская ц. в Ханькоу, церкви во имя свт. Иннокентия Иркутского в дер. Дундинань, Свято-Троицкая - в Калгане, в честь Преображения Господня - в Бэйдайхэ, скит в Цзиньшаньцзюэ, консульская церковь в Урге (ныне Улан-Батор, Монголия). В этих приходах было более 100 русских и более 450 китайцев. С разрешения Синода 2 кит. христианина были рукоположены во иереев. В 1900 г. в Китае в ходе восстания ихэтуаней были массовые жертвы среди кит. христиан и иностранных миссионеров. В нач. восстания И. выезжал для служения и поддержки своей паствы в самые отдаленные и опасные районы. Он укреплял в вере православных в дер. Дундинань, удаленной от Пекина на 50 верст, где мученически пострадали за веру члены 4 правосл. семей. Когда ихэтуани вошли в Пекин, И. после уговоров рус. посланника в Китае М. Н. Гирса вместе со своими сотрудниками покинул духовную миссию в р-не Бэйгуань и перебрался на территорию посольского квартала. Там укрылось более тысячи иностранцев и ок. 3 тыс. кит. христиан. Вместе с ними И. и сотрудники миссии выдержали 56 дней осады, оказывали раненым медицинскую и духовную помощь. Ихэтуани уничтожили практически все, что было создано более чем за 200-летнее существование рус. духовной миссии: сожжены подворье миссии в Бэйгуани с уникальной б-кой и архивом, ризница, новая типография с готовыми к печати книгами, богадельня, школа и многое др. Было осквернено Русское кладбище в Пекине. Были разрушены правосл. церкви в г. Калган, в дер. Дундинань, молитвенный дом с подворьем в Бэйдайхэ. Во время восстания мн. кит. христиане, опасаясь жестокой расправы, отрекались от веры, но были и те, кто мученической кончиной прославили Христа.

http://pravenc.ru/text/468765.html

В 1894 году был возведен в сан архимандрита и занял пост ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1895 году стал настоятелем Московского Покровского миссионерского монастыря. 28 сентября 1896 года назначен начальником Русской духовной миссии в Китае. Перед отправкой в Китай посетил Святую Гору Афон, где попытался найти подвижников, готовых отправиться с ним в Китай для проповеди Православия. В дальнейшем состоял в переписке со святогорскими подвижниками. По прибытии в Пекин в марте 1897 года сразу развернул активную деятельность: организовал работу по составлению словарей и переводу на китайский язык богослужебной литературы, открыл типографию и переплетную мастерскую, а также миссионерские школы в Тяньцзине, Шанхае, Пекине и т.д. Епископ Иннокентий (Фигуровский) с членами Пекинской духовной миссии      В 1900 году, во время массового антихристианского восстания ихэтуаней ( " боксеров " ) в Китае, поддержанного китайскими властями, отказался покидать Пекин. Тогда в Китае язычниками было убито около 300 православных китайцев. Архимандрита Иннокентия чудом удалось спасти от озверевших язычников. Он безстрашно продолжал служить и проповедовать. Во время трехмесячной осады европейского квартала Пекина отец Иннокентий, рискуя жизнью, оказывал прямо на передовой медицинскую помощь раненым, отпевал убитых. Когда после погромов в Санкт-Петербурге хотели ликвидировать Миссию, о. Иннокентий приложил все усилия, дабы ее сохранить. 3 июня 1902 г. он был возведен в сан Епископа Переяславского. На Поместном Всероссийском Соборе в апреле 1918 года его титул был сменен на Пекинского. Епископ Иннокентий (Фигуровский, 1863 - 1931) Пекинский и Китайский Считал, что духовенство и Церковь не должны служить государству, властям и политическим силам, но только Богу. В одном из писем, критикуя падение нравов среди духовенства, он писал: «...по соображениям чисто материального расчета русское духовенство из пастырей сделалось наемниками, из пророков – льстецами и из защитников угнетаемых – угнетателями».

http://pravoslavie.ru/89368.html

Таким образом, 26 марта 1910 года епископ Иннокентий (Фигуровский), начальник Пекинской Духовной миссии, издал распоряжение, согласно которому иеродиакон Леонид (Антощенко) назначался заведующим Петербургским подворьем миссии. Вскоре он был рукоположен в сан иеромонаха и приступил к исполнению своих обязанностей. В 1911 году отцу Леониду было поручено строительство храма миссии в Петербурге, закладку которого 8 мая 1911 года торжественно совершил епископ Вологодский Никон (Рождественский). С этим послушанием батюшка справлялся успешно: уже к осени того же года был выстроен нижний храм во имя Архистратига Божия Михаила, который в ноябре 1911 года освятил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). После молебна верующие, в знак признания заслуг отца Леонида, подарили ему золотой наперсный крест с украшениями. 14 августа 1913 года епископ Иннокентий (Фигуровский) освятил престол в честь Рождества Христова в верхнем храме миссии, а к 1914 году постройка церкви и прилегающих к ней строений была завершена полностью. Свидетельством доверия к иеромонаху Леониду (Антощенко) были и другие ответственные поручения: 3 августа 1913 года он освящал часовню во имя Спаса Нерукотворного на территории Московского подворья Пекинской Духовной миссии, а 18 октября 1914 года здесь же участвовал в освящении храма. Одним из возложенных на батюшку послушаний было строительство в 1915-1916 годах церкви в Харбине, где также находилось подворье Пекинской Духовной миссии. Но вследствие начавшейся в России революции эта работа не была завершена. Одной из главнейших целей Петербургского подворья был сбор средств в пользу миссии, располагавшейся в Китае, не имевшей особых доходов и нуждающейся в подобных пожертвованиях. В год празднования 300-летия Дома Романовых в память этого события было решено воздвигнуть в Пекине величественный собор. Сотрудники Петербургского подворья приняли активнейшее участие в сборе средств. «Ни один православный человек в России не откажется дать посильную лепту на дело благовестия в чужих землях. Он видит в этом долг свой по отношению к исповедуемому им Православию»,— писал в связи с этими событиями один из современников.

http://pravicon.com/info-2775

— Почему им это удалось, а нам  нет? — Потому что в свое время мы в это не вкладывали никаких сил. А почему не вкладывали? Я думаю, потому, что в России,  в православном мире никогда не было интереса к миссионерству в Китае. Хотя, как это ни странно, Россия – единственная христианская страна, имеющая сухопутную границу с Китаем. Но до Китая было больше дела французам, бельгийцам, англичанам и немцам, чем нам, русским, чья территория граничит с Китаем. По этой же причине русская эмиграция, оказавшись в Китае, практически не передала веру китайцам, хотя у нее была возможность делать это на протяжении тридцати лет. Харбин, в котором было 23 православных храма, был городом, наполовину заселенным русскими, которые себя называли православными. После отъезда русских он оказался при пустых храмах, потому что задача миссионерства здесь не ставилась. Поэтому  нет и результатов. Свт. Гурий Таврический — Кто был миссионером-первопроходцем в Китае? Есть ли исторические примеры успешных начинаний? — Иннокентий (Фигуровский) был ярким примером миссионера, причем совершенно нетипичного, но его деятельность была заторможена революцией 1917 года и всякого рода материальными сложностями, которые после нее возникли. Хотя он очень многое сделал. Владыка Иннокентий Фигуровский – один из замечательнейших примеров, но незаслуженно забытый из-за исторических обстоятельств. Для того, чтобы воскресить память о нем, мы недавно выпустили книгу в связи с  восьмидесятилетием его блаженной кончины. Это одно из наших редких изданий на русском языке. Вспомним также святителя Гурия Таврического, архимандрита Петра (Каменского), владыку Виктора Святина – хотя он был менее независим, потому что уже существовала Китайская Народная Республика, и появились ограничения для иностранцев. Русский язык — Что еще реально действует и помогает вам в общении с китайским народом? — Язык. Это может быть в форме слова, может быть в форме такого синтетического искусства, как кино. Современный китаец – достаточно озападненный человек, он с большим желанием смотрит кино, чем читает книгу. Поэтому состояние синтетических видов искусства, культура с внутренним христианским содержанием – это тоже очень важно.

http://pravmir.ru/kak-kitaj-obrashhaetsy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010