«Живу я здесь единственно для Отечества» Отец Иакинф (Бичурин). Портрет выполнен в 1888 г. художником Н.Янш с литографии В.Теребенева 11 мая 1853 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, в Александро-Невской лавре скончался замечательный русский ученый-востоковед, основоположник отечественной синологии монах Иакинф (Бичурин), 14 лет проведший в Пекине, возглавляя Русскую духовную миссию в Китае. Миссионерство Русской Православной Церкви имеет многовековую историю, и на этой ниве потрудилось немало великих подвижников земли русской. При этом русские миссионеры были не только самоотверженными, иногда даже ценою собственной жизни, свидетелями своей веры, но и нередко подлинными создателями культуры целых народов. Вспоминаются имена святителя Стефана, епископа Пермского († 1396), архимандрита Макария (Глухарева; † 1850), святителя Иннокентия (Вениаминова; † 1879), митрополита Московского, просветителя Алеутских островов, Аляски, Камчатки, Якутии и Приамурья. Миссионерское дело в России чаще всего было подвигом отдельных личностей. Освоение Сибири, выход русских промышленных людей на побережье Тихого океана приблизили территории Русского государства к Китаю. Интерес к огромной соседней стране, к развитию с ней торговых связей привел к тому, что уже в 1618 году по приказу тобольского воеводы томский казак Иван Петлин с товарищами первыми из русских людей побывали в Пекине. Они привезли от китайского императора грамоту, которая разрешала русским присылать посольства и вести торговлю в Китае. После этого в течение XVII века из Русского государства в Китай был отправлен целый ряд официальных посольств: Ф.И. Байкова (1654–1658), И. Перфильева (1658), Н.Г. Спафария (Милеску) (1675–1677), Ф.А. Головина (1686–1690). Посольство Ф.И. Байкова было уполномочено добиться торговых связей и упрочения добрососедских отношений между двумя государствами. Но Ф.И. Байков не смог решить поставленных перед ним задач, и основная причина неудачи была не в нем: захватившие в 1644 году китайский престол маньчжуры взяли курс на проведение политики внешней изоляции Китая.

http://pravoslavie.ru/30477.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Не вернемся к Царю – не вернем и Россию В это непростое время, по прошествии века после цареубийства, должен начаться Царский путь - в Отечество, к новому обретению Святой Руси 22.05.2018 1609 Время на чтение 7 минут Чем ближе к июлю 2018 года, тем очевиднее многое. Говорить об Императоре правду, говорить по существу, а не множить умильно-суесловные эпитафии, как никогда трудно. Оно и немудрено: нравственность, общественное сознание всё в более подавленном состоянии. Незнание, непонимание Государя, его подвига здесь лишь наиболее яркий показатель утраты народом Веры, истории и страны, а стало быть, и собственного пути. К сожалению, ситуация осложняется происходящим в Русской Православной Церкви. Теперь уже понятно, что церковная организация не воспринимает и не хочет воспринять ни ошибок прошлого, ни тупиковости нынешнего курса. Установка при этом фантасмогорична по сути. Оставаясь в оппозиции к православной монархии, многие иерархи и их последователи находят возможным впадать в неистовый сервилизм по отношению к «светским властям». Те же, заметим, никоим образом не обнаруживают твердой приверженности Православию. И двусмысленная ситуация с Исаакиевским собором служит всего лишь одной из иллюстраций. Под бесконечный напев об «ужасах синодального периода» церковные власти скромно умалчивают о той трудно представимой ныне высоте, на которой находилась Российская Церковь в Империи. Как и том, куда она низринулась после радостно-торжественного выноса Царского места во время проведения церковного Собора в 1917 году. Как и о том, что проклинаемое синодальное время было отмечено служением Серафима Саровского и Феофана Затворника, митрополита Филарета (Дроздова) и Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова) и великой княгини Елизаветы Федоровны, Амвросия Оптинского и великих просветителей дальних земель японских Николая (Касаткина), китайских Гурия (Карпова), аляскинских Иннокентия (Вениаминова). Такими светильниками Веры, о коих нынче, во времена фэйковой «церковной свободы», можно лишь мечтать.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/22/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отходная самому себе и другие сахалинские реалии 27.09.2023 394 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.ру Отец Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске, развеивает миф о своем острове: Сахалин-де – не более чем место ссылки и каторги. По словам батюшки, у острова богатое христианское наследие, и хорошо, если мы будем в первую очередь помнить именно об этом богатстве. Рассказывает батюшка и о ненависти, с которой ему как православному священнику приходится сталкиваться в своем служении. Отходная молитва самому себе Павел Савабэ Такума и святитель Николай – В 1861 году, еще до основания каторги, на Сахалине побывали два выдающихся миссионера. Это Николай Касаткин , будущий равноапостольный просветитель Японии. В 1860 году он отправился в Японию, но поездка была долгая, и он заехал к владыке Иннокентию (Вениаминову) , который был известным миссионером Дальнего Востока, а позже был переведен на московскую кафедру. Он долгое время служил на острове Уналашка, среди алеутов, а потом стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. То есть Камчатка, Курилы, Сахалин, Приамурье – эта огромная территория – место его апостольских трудов. Все ли знают, что город Благовещенск был назван в честь храма, в котором он служил? Муравьев-Амурский, генерал-губернатор, спросил: «Владыка, а как мы этот город назовем?» – «А давайте его назовем в честь праздника Благовещения», – предложил владыка Иннокентий. Авторитет владыки на Дальнем Востоке был непререкаем. Памятный знак Кусунайского постаИ вот по пути в Японию будущий святитель Николай заехал к владыке. Тот его принял очень тепло, рясу ему пошил: едешь к японцам – надо выглядеть прилично. А уже летом, в июне 1861 года, отправился на корабле из Николаевска-на-Амуре в Хакодате, потому что это единственный город, который был открыт для иностранцев в Японии. Остановку он сделал на Сахалине, в посту Кусунай, а это такой пограничный, таможенный российский пост. Сейчас это место называется село Ильинское. Военные узнали, что на борту корабля есть священник, попросили его выйти. Он вышел, освятил заставу, закладной камень православной часовни, отслужил молебны и панихиды и отправился дальше на Хакодате.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/27/othodn...

Закрыть itemscope itemtype="" > РПЦЗ: Вмешательство Фанара в вопросы УПЦ и признание раскольников не объединяет людей, а разделяет во всем православном мире 28.11.2018 654 Время на чтение 8 минут Почему Фанар проявляет осторожность по отношению к православным в Америке, а к Украине относится столь безответственно? Какова позиция РПЦЗ в отношении политики Фанара? Эти и другие актуальные вопросы - в нашем интервью с протоиереем Серафимом Ганом, Управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода, секретаря Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. - Отче, каково юрисдикционное положение православных Церквей в США? - В грядущем году будет молитвенно отмечаться 225-летие Православия в Америке, которое распространилось на этой земле благодаря миссионерской делегации валаамских монахов. Здесь прославились валаамский подвижник преподобный Герман, Аляскинский чудотворец; митрополит Иннокентий (Вениаминов), великий святитель и равноапостольный просветитель Америки; Святейший Патриарх Тихон, будущий исповедник веры Христовой, укрепивший присутствие православных в США и усердно заботившийся об окормлении всех представленных здесь единоверных братских народов. Святитель Тихон много потрудился над переводом богослужения на английский язык. Он ставил архиереев и священнослужителей, входивших в Северо-Американскую епархию Русской Православной Церкви, для должного окормления сербов, арабов, греков и других православных, оказавшихся на чужбине. Знаменитый святитель Бруклинский Рафаил был поставлен во епископы будущим Патриархом Тихоном с целью управления антиохийскими приходами на территории Северной Америки. Епископ Рафаил, совершая богослужения при подведомственных ему приходах, служил на арабском, английском и даже на церковно-славянском. Его святые мощи, как и честные останки святителя Тихона, были обретены нетленными в 90-х годах минувшего века. Из этого и многого другого видно, что святитель Тихон, продолжая святое дело своих предшественников, строил не только Американскую Русь, но и новую Поместную Церковь, вкусив сладость больших успехов как в миссионерском делании, так и в весьма сложном деле церковного строительства, о чем свидетельствуют многочисленные исторические материалы.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/28/rp...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сохраняя славные традиции» Педагогам и школьникам Сахалина рассказали о наследии Ивана Ильина 31.05.2023 638 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено организаторами В Доме культуры поселка Ноглики Сахалинской области состоялись две лекции, посвященные обсуждению творческого наследия выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина, 140 лет со дня рождения которого отмечает российская общественность в 2023 году. Гостями одного из самых северных районов Сахалина стали известный общественный деятель, публицист, координатор православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин, председатель Сахалинского отделения «Союза православных женщин» Майя Кириллова и руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, председатель совета Сахалинской региональной общественной организации «Братство Александра Невского» протоиерей Виктор Горбач, сообщает пресс-служба СРОО «Братство Александра Невского». Андрей Борисович Кормухин рассказал об основных вехах жизненного пути философа и отметил актуальность многих идей Ивана Ильина. Выступающий подчеркнул, что Ильин предугадал многие государственные проблемы современной России, которые можно решать, опираясь на труды мыслителя. «Книга Ивана Александровича Ильина «Наши задачи» – своеобразный манифест национального правосознания и, одновременно, завещание будущим поколениям русских людей: программа духовного возрождения и укрепления российского государства. Каждый, кто считает себя патриотом России должен прочитать эту книгу», - призвал собравшихся Андрей Кормухин. Майя Владимировна Кириллова пригласила школьников принять участие в ежегодном православном молодежном палаточном слете «Берег притяжения», который с 3 по 10 августа пройдет в памятном месте острова – селе Дуэ Александровск-Сахалинского района. Именно с этого места в XIX веке началось освоение Сахалина русскими людьми. А в 1861 году в Дуэ побывал известный православный миссионер и просветитель равноапостольный Иннокентий (Вениаминов), первый православный епископ Аляски, Камчатки, Сахалина, Курил и Приамурья. В этом году слет будет посвящен 30-летию Южно-Сахалинской и Курильской епархии и 140-летию Ивана Ильина.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/31/na...

(Зиоров Михаил Захарович; 21.05.1851, г. Новомиргород Елисаветградского у. Херсонской губ.- 20.12.1915, г. Петроград), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи. Род. в семье полкового священника, прославившегося в Севастопольскую кампанию, прот. Захарии Михайловича Зиорова (1816-1884). Начальное образование получил в Дворянском уч-ще в г. Златополь (ныне в черте Новомиргорода). В 1865 г. поступил в Одесскую ДС, к-рую окончил 2-м по разрядному списку. По результатам приемных экзаменов в МДА был 4-м, учился на историческом отд-нии, в 1875 г. окончил академию 1-м по разрядному списку. Среди его товарищей по курсу был В. А. Соколов (позже профессор МДА). К 100-летию академии Н. опубликовал воспоминания о годах обучения в ней, рекомендованные в 1915 г. Синодом для б-к духовно-учебных заведений (Мои воспоминания о МДА. Варшава, 1914). Из профессоров он выделял Е. В. Амфитеатрова , В. Д. Кудрявцева-Платонова , П. С. Казанского , архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский и Белгородский), А. Ф. Лаврова (см. ст. Алексий (Лавров-Платонов) , архиепископ Виленский), Н. И. Субботина , Е. Е. Голубинского , В. Н. Потапова , а из начинающих преподавателей - В. О. Ключевского и А. П. Лебедева . В продолжение первых 3 курсов М. Зиоров прислуживал в алтаре ректору А. В. Горскому . В 1875 г., во время ревизии МДА архиеп. Макарием (Булгаковым) , он прочитал пробную лекцию «О Башкине и Косом». В стенах МДА слушал выступления митр. Иннокентия (Вениаминова) , С. М. Соловьёва и Вл. С. Соловьёва , Н. П. Аксакова , Ю. Ф. Самарина , М. П. Погодина , Н. П. Гилярова-Платонова и др. «Нас интересовали особенно славянофилы. В то время среди студентов Московской Дух. Академии было развито славянофильское направление» (Мои воспоминания о МДА. 1914. С. 20). Студентам разрешалось ездить в Москву: М. Зиоров бывал в опере, в Румянцевском музее, в Кремле, в соборах и дворцах. В праздничные дни посещал дом инспектора МДА С. К. Смирнова . Академическую традицию пения в Прощеное воскресенье стихир «Да воскреснет Бог» по пасхальному чину, восходящую, по преданию, к прп. Сергию Радонежскому, он впосл. вводил везде, где служил. Всю жизнь хранил книгу И. Канта «Критика чистого разума», к-рой его наградили на академическом акте в честь выпуска курса.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

«Индейцы могут стать главным этносом в Американской Православной Церкви» Беседа с Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады Ионой Православная Церковь в Америке является неотъемлемой частью русского Православия. У ее истоков стояли монахи-миссионеры из Валаамского монастыря, направленные Святейшим Синодом Русской Православной Церкви на остров Кадьяк (Аляска) в 1794 году для создания духовной миссии. В 1840 году Синод учредил Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию, которую возглавил епископ, впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов; 1797–1879), «апостол Америки и Сибири», прославленный в лике святых. В 1924 году Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке провозгласила временную автономию, а в 1937 году – полную автономию в статусе митрополичьего округа. В 1946 году VII Всеамериканский Собор в Кливленде (штат Огайо) принял решение о вхождении митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. Но контакты с Москвой начались лишь в 1960-е годы, а 31 марта 1970 года состоялось восстановление канонических отношений. 10 апреля того же года Русская Православная Церковь даровала Американской митрополии автокефалию. Сегодня Православная Церковь в Америке объединяет более 700 приходов, при которых окормляются более миллиона верующих. Предстоятель Православной Церкви в Америке именуется Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады. Более года этот титул носит Блаженнейший Митрополит Иона (в миру – Джеймс Паффхаузен). Он родился в Чикаго (штат Иллинойс) в 1959 году и принял крещение в Епископальной Церкви США. Впоследствии его семья переехала в Калифорнию. Джеймс получил образование в Калифорнийском университете в Сан-Диего и Калифорнийском университете в Санта-Круз. В 1978 году присоединился к Православию в Казанском храме Московского Патриархата в Сан-Диего. Обучался в Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке в Крествуде (штат Нью-Йорк). Получил степени магистра богословия и магистра теологии в области догматики.

http://pravoslavie.ru/33155.html

Краткая история Русской Православной Церкви в Северной Америке до т. наз. Детройтского Собора 1924 г. Возникновение Православия в Северной Америке относится к концу XVIII века. Святейший Синод, по просьбе будущего основателя Российско-Американской торговой кампании (осн. в 1798 г.), Г.И. Шелехова, отправил в 1793 г. православную миссию на Алеутские острова, входившие в состав Российской Империи. Согласно общим указаниям, данным митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым), члены миссии были избраны из иноков Валаамской обители ее известным настоятелем, архим. Назарием. Средства на миссию дали тогда Г. И. Шелехов и Голинов. Миссия с осени 1794 г. начала свою работу на острове Кадьяке. В 1799 г. Свят. Синодом образована была Камчатская и Северо-Американская кафедра, и во епископы ее был хиротонисан в Иркутске архимандрит Кадьякской миссии Иоасаф (Болотов). После своего поставления, еп. Иоасаф, возвращаясь на Кадьяк на судне упомянутой кампании «Феникс», потонул во время кораблекрушения. Заместитель ему назначен не был. Восстановление епархии последовало в 1840 г. Император Николай I из трех кандидатов, представленных ему Синодом, утвердил незадолго пред тем принявшего постриг архимандрита Иннокентия (Вениаминова) , с 1823 г. в иерейском сане самоотверженно и успешно совершавшего миссионерский подвиг на Алеутских островах. Государь повелел именовать его не Северо-Американским и Камчатским, а Камчатским, Курильским и Алеутским. Хиротония состоялась 15 декабря 1840 г. в Казанском соборе в С.-Петербурге. В сентябре 1841 г. еп. Иннокентий прибыл в Новоархангельск (Ситху), где была учреждена его кафедра. Так, сто четырнадцать лет тому назад, началось существование новой русской епархии, частью которой стали тогдашние русские владения в Сев. Америке. В 1853 г. епископская кафедра была перенесена в Якутск; в 1857 г. – в Благовещенск. Викарием значился в то время епископ Новоархангельский. В 1867 г. императорское правительство продало Соединенным Штатам русские владения в Сев. Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Кто бы мог угадать в смиренном отце Иоанне Вениаминове, с которым я нечаянно познакомился в 1839 г. в Преображенском соборе во время всенощной храмового праздника будущего епископа Америки! Он только недавно приехал тогда и еще никому почти не был известен. Мы с ним опять встретились в октябре того же года в церкви обер-священника Армии и Флотов, протоиерея Кутневича, при крещении еврейского раввина Левинсона, приехавшего из Веймара принять исповедание православия. Отцу Иоанну, крестившему стольких диких язычников, любопытно было видеть крещение еврея. При сем случае он познакомился с некоторыми из благочестивых и именитых особ столицы. Я предварил о нем митрополита Московского, который с пастырскою любовию прнял близко к сердцу дело Американской миссии. С тех пор признательный миссионер всею душою привязался к нему, сообщил ему все, что давно лежало на душе его для блага своих неофитов, и, встретив теплое участие, довершил при нем свое духовное учение, ибо, как сам мне говорил, многому научился от своего владыки (так называл он преосвященного и в догматическом, и в монашеском, и в пастырском отношении). Не имея в течение 15 лет ни одного руководителя в пустынях американских, отец Иоанн со смирением благоразумного ученика внимал опытной мудрости святителя и имел довольно высоты духа, чтобы познать, как душеспасительно будет для него такое послушничество. Посему и усовершенствовался чрезвычайно в короткое время своего знакомства с владыкою так, что когда пал на него жребий святительства, уже он созрел в пастыре. Чрез посредство митрополита сделался он известен Св. Синоду. Обратя внимание на заслуги о. Иоанна, сперва поручил Синод преосвященному Филарету, митрополиту Московскому, произвести его в сан протоиерея, намереваясь назначить его начальником миссии для просвещения Америки. Затем о. Иоанн посетил Москву, чтобы привести в исполнение желание – напечатать Евангелие от Матфея на алеутском языке, и имел утешение видеть оное исполненным. Он посетил лавру Сергиеву, лавру Печерскую и Воронеж, пользуясь временем своего пребывания в России, ибо не надеялся более возвратиться из Америки и хотел познакомиться с отечественною святынею. Протекаемые им пространства казались ему ничтожными в сравнении с американскими. Как ревностный паломник, путешествуя к св. местам, он старался ознакомиться и с пастырями церкви, через епархии коих странствовал, и что замечательно, почти все единогласно, и особенно преосвященный митрополит Киевский Филарет, называли его будущим епископом Америки и советовали вступить в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

М.Н. Боголюбов Решетов А. М. Значение трудов членов Российской Духовной Миссии в Пекине для этнографии Каждая наука должна изучать свою историю, ибо только в этом случае есть возможность верно определить как традиции,, так и основные направления ее развития на будущее. Такие задачи стоят и перед этнографической наукой. В этом плане нельзя не отметить заслуги выдающегося советского ученого С. А. Токарева, создавшего наиболее полные исследования по истории отечественной этнографии 284 . Обращаясь к нашей истории, мы с большой благодарностью отмечаем вклад Русской Православной Церкви в развитие этнографической науки. Вполне уместно назвать здесь имя Вениаминова (Попова) Ивана Евсеевича (1797– 1879) – русского ученого-этнографа, лингвиста, церковного деятеля, миссионера 285 . Почетный член Московского университета и Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, видный деятель Русской Америки, священник Русской Православной Церкви, в конце жизни – митрополит Московский и Коломенский, автор первого русского монографического описания североамериканского населения, собиратель ныне уникальных собраний Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого в Ленинграде по культуре и быту этих народов. Своими исследованиями отец Иннокентий прославил русскую науку. За многогранную, в том числе и миссионерскую деятельность 6 октября 1977 г. он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Это только один из многочисленных примеров плодотворного сотрудничества отечественной этнографической науки и Русской Православной Церкви. Значителен и вклад членов Российской Духовной Миссии в Пекине в этнографию. Как хорошо известно, деятельность Российской Духовной Миссии в Пекине была многогранна, и самые разные ее стороны весьма интересны для нашей науки. Один из важных аспектов – Русская Миссия и православие в Китае, культура и быт албазинцев в историческом аспекте, основные направления их трансформации, формирование китайской православной общины в Пекине. Для этнографа это важный объект изучения, еще ожидающий своего исследователя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010