А.В. Попов К 60-летию прибытия в Ситху Высокопреосвящ. Иннокентия в сане Епископа Алеутского 27 Сентября 1841 г. Из «Иннокентиевского» архива: 1) Дело о назначении священника И. Вениаминова в Америку на остров Уналашку; 2) Первое – 8-месячное – пребывание в Ситхе о. Вениаминова (Окт. 1823 до Июля 1824 г.). 16 Марта 1822 г. был послан указ Святейшего Синода на имя Преосвященного Михаила, епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского, с предписанием избрать из духовенства священника на остров Уналашку в Америке; при этом сообщалось, что священник будет получать 1 200 руб. жалованья в год, пользоваться «пожертвованиями доброхотных дателей и жизнь свою будет проводить в достатке», а именно, от компании будет выдаваться ему ежегодно: 30 пуд. муки ржаной, 10 п. пшеничной, 3 п. булок, 5 п. сухарей ржаных, 5 п. крупы, 3 п. масла коровьего, 1 ведро хлебной водки, 2 1/2 п. табаку черкасского, 2 п. сахару, 10 ф. чаю, 2 1/2п. мыла и 2 1/2п. свечей сальных. Получив указ, Преосвященный Михаил приказал Консистории объявить оный «города Иркутска священникам и диаконам с тем, – не пожелает ли кто из них отправиться в Америку для занятия столь выгодного священнического места в Уналашке». Все, однако, отказались то по слабости здоровья и преклонности лет, то по семейным обстоятельствам, а главное, по отдаленности расстояния; в числе отказавшихся был и священник Иоанн Вениаминов 4 , не пожелавший занять «столь отдаленнейшее место», в чем он и расписался вместе с прочими (впоследствии эта подпись его зачеркнута). Преосвященный отказавшихся уподобил «званным на брак Царя ( Лyk. XIV, 16–24 ) и не пожелавшим придти по причинам, не заслуживающим внимания», и приказал Консистории предложить место в Уналашке духовенству всей епархии (кроме Камчатской), но и из тех никто не пожелал, ссылаясь в оправдание на те же причины, что и Иркутское градское духовенство. Тогда Преосвященный Михаил сдал следующее предложение в Консисторию от 5 февр. 1823 г.: «никто из священно-церковнослужителей в целой епархии не изъявил добровольного согласия быть священником на острове Уналашке; а как некоторые из тех, коих я лично склонял и убеждал к поездке в Америку хотя также не согласились, но не представили никаких на то благословных вин, кроме своего нехотения, которое считаю безрассудным упрямством. |
Анга. Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная церковь в древнем крупном Ангинском селении (ныне село Анга Качугского района) была построена в 1804 г. в стиле позднего провинциального (сибирского) барокко, освящена во имя Пророка Илии. Она долгое время являлась главной для православных верующих большого прихода окрестных деревень. Ильинский храм непосредственно связан с именем одного из выдающихся церковных деятелей России XIX столетия - Иннокентия Вениаминова, уроженца Ангинского селения (род. в 1797 г.), митрополитом Московским и Коломенским, святым земли иркутской (канонизирован Русской православной церковью в 1977 г.). Здание церкви разобрали до основания (до фундаментов) в 1930-е гг., во время активной борьбы советской власти с религией и церковным влиянием на население. Кирпич с разобранной церкви был использован при строительстве тракторных (механических) мастерских в этом же селе, которые позже, по ветхости, также были разобраны. То есть, к настоящему времени старый кирпич не сохранился, за исключением обломков и некоторых цельных в холме, насыпанном над фундаментами бывшего храма. Церковь располагалась на восточной окраине селения, на юго-западном склоне горы. Значительно возвышаясь над ней, здание храма играло в XIX - начале ХХ вв. роль абсолютной композиционной доминанты. Сегодня церковную территорию частично занимают хозяйственная зона и строения поселковой школы (столовая, амбар, библиотека, др.), частично - выгул скота и огороды местных жителей. Небольшой участок занят частной усадьбой. К востоку от церкви, примерно в двухстах метрах, на гребне горы, в елово-сосновом бору расположено действующее ( торое?) поселковое кладбище. Предположительно, со всех сторон церковь окружает старое кладбище (погост или первое сельское, еще до строительства каменной Ильинской церкви), распространяющееся далеко по склону, практически донизу, до балки. Это подтверждается данными местных жителей, которые сообщают, что во время освоения этого склона в советское время, во второй половине ХХ в., при рытье траншей под фундаменты домов и подвалов неоднократно обнаруживались гробы, колоды и человеческие останки. |
Апостол Сибири святитель Иннокентий и писатель Иван Гончаров В жизни писателя Ивана Александровича Гончарова была необыкновенная встреча с человеком, который впоследствии был признан святым и канонизирован Русской Православной Церковью. Возвращаясь в 1854 г. с Дальнего Востока в Петербург через Сибирь, автор «Фрегата " Паллада " » в Якутске лично познакомился с будущим московским митрополитом, а в то время архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым). Святитель Иннокентий Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879) был выдающимся церковным деятелем, миссионером, просветившим светом Евангелия народы Восточной Сибири и Русской Америки. Сначала он был священником в Иркутске, в 1823 г. вызвался ехать священником на остров Уналашку, где обратил в христианство алеутов. Для этого он изучил алеутский язык. Благодаря его стараниям, христианство распространилось по всем Алеутским островам. Затем он был переведен на остров Ситху, где распространил христианство среди колошей. В 1840 г. по смерти жены он принял монашество и стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Двадцать семь лет длился его апостольский подвиг в Восточной Сибири. Святое Писание было переведено на якутский, алеутский и Курильский языки. В 1868 г. был назначен митрополитом Московским и Коломенским и стал руководить миссионерским обществом. Честная кончина святителя Иннокентия последовала в страстную субботу в 1879 г. Это ли был не ясный знак его святости? Ныне его святые мощи покоятся в Свято-Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Нужно сказать, что Гончаров со свойственным ему чутьем осознал необычный масштаб личности владыки, о котором ко времени их встречи уже писали в русских газетах и журналах. Готовясь к путешествию, Гончаров много читал, в том числе и о миссионерской деятельности Русской Церкви в Сибири. Прежде всего прочел он книгу самого преосвященного владыки, тогда еще протоиерея, «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840). Книгу писатель оценил высоко: «Прочтя эти материалы, не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края. |
Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил церковные торжества, посвященные 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства 25 ноября 2012 г. 16:45 25 ноября 2012 года, в неделю 25-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В связи с празднованием 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и 215-летием со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, в богослужении участвовала делегация духовенства и мирян из Якутии. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Филарета (Гаврина) во епископа Бежецкого и Весьегонского ( Тверская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан ; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Тверской и Кашинский Виктор ; митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин ; митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ; архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Бориспольский Антоний , управляющий делами Украинской Православной Церкви; епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Уссурийский Иннокентий ; епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон ; епископ Петропавловский и Камчатский Артемий ; епископ Анадырский и Чукотский Серафим ; епископ Якутский и Ленский Роман ; епископ Находкинский и Преображенский Николай ; епископ Магаданский и Синегорский Иоанн ; епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан ; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий ; епископ Николаевский Аристарх ; епископ Бикинский Ефрем ; епископ Амурский и Чегдомынский Николай ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил (Рязанцев) , ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; духовенство Якутской епархии , Тверской митрополии и г. Москвы. |
архиепископ Анастасий (Яннулатос) Часть II. Новое время После падения Византийской империи миссионерские усилия продолжили русские просветители. Как мы уже имели случай отметить 257 , русская миссионерская деятельность представляет широчайший интерес и исключительное разнообразие. В первый период, растянувшийся от Крещения Руси до монгольского завоевания (988–1240), создаются монашеские центры, которые становятся миссионерскими базами: просвещенные епископы, священники и монахи героически трудятся над христианизацией северных славянских племен. Во второй период, после вторжения монголов примерно до конца XV в., много монахов скрывалось в лесах, делая свои отшельнические обители центрами миссионерской и культурной активности. Военные пленники стали первыми апостолами для татар. Помимо большого количества безвестных миссионеров, эту эпоху украсили такие выдающиеся личности, как прп. Стефан Великопермский (†1396). В третий период, с XVI по XVIII в., сотни тысяч автохтонных мусульман Казанского царства обратились в Церковь . С расширением империи за счет Сибири, куда христианство до тех пор не доходило, в этих землях было построено большое количество храмов и монастырей, хотя числа их было явно недостаточно для удовлетворения всех нужд. В этот период позиция государства была часто неблагожелательной по отношению к миссии. Однако и в это время такие великие личности, как прп. Трифон Печенгский (†1583), просветитель лопарей, епископ Тобольский Филофей (†1727) и другие, привлекли своей миссионерской деятельностью ко Христу тысячи душ. Четвертый период, от XIX века до революции 1917 г., являет весьма яркий церковный характер и отличается своей результативностью. Множество людей потрудились в качестве миссионеров: епископы, священники, монахи, миряне, как, например, архимандрит Макарий (Глухарев, †1847), апостол воинственных племен неприступной Алтайской горной гряды, епископ Иннокентий (Вениаминов , впоследствии – митрополит Московский), трудившийся среди алеутов, эскимосов и прочих племен Аляски, прп. Герман Аляскинский, купец Сидельников среди самоедов, филолог и богослов Ильминский, который ввел новые методы переводов и миссионерства среди татар. Много было племен, на которые распространялась русская миссия. Много языков, на которые было переведено Евангелие. |
вечерняя молитва в лагере ЖМП 8 август 2011 / 9 августа 2011 г. 13:45 Популярность летнего молодежного православного лагеря на Сахалине с каждым годом растет Летний молодежный православный лагерь на берегу Татарского пролива проводится с 2005 года по инициативе активистов молодежной общественной организации «Братство Александра Невского». Место для его проведения было выбрано не случайно: именно на мысе Дуэ, рядом с первым на Сахалине военным постом, в 1861 году вышел на берег известный просветитель и миссионер святитель Иннокентий (Вениаминов). В этом году, таким образом, исполнилось ровно 150 лет с момента высадки на берег Татарского пролива первого епископа Курильского, Камчатского и Алеутского, и нынешняя шестая смена православного молодежного лагеря была посвящена большой дате. Как рассказал руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач, поход на север острова длится всего пять дней, однако программа насыщенна и многообразна. Важное место в ней занимают лекции о православии и благотворительные концерты в социальных учреждениях Александровск-Сахалинского района. Нынешняя смена не стала исключением: лекции участникам лагеря прочел выпускник Московской Духовной семинарии Максим Сухоруков, концерты были проведены в социально-реабилитационном центре и в детском санатории «Тополек» Александровска-Сахалинского, а также в Доме престарелых в селе Михайловка. Кроме этого, участники лагеря подготовили концертную программу для жителей села Дуэ в честь 155-летнего юбилея этого старейшего населенного пункта Сахалинской области. Свою лепту в благотворительную программу внесла известная сахалинская рок-группа «Залив Терпения», участники которой входят в Братство Александра Невского: ребята выступили на празднике в честь дня рождения села Дуэ и дали большой благотворительный концерт в Александровске-Сахалинском. Самым ярким событием смены стало участие православной молодежи в церемонии открытия часовни, возведенной по инициативе Братства на берегу Татарского пролива у села Дуэ в честь святителя Иннокентия. Церемонию возглавил епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Сразу по ее завершении все участники торжества отправились крестным ходом в село Дуэ, чтобы поздравить его жителей с юбилеем. |
Видна Божия воля просветить Японию Святитель Николай Японский. Видна Божия воля просветить Японию : Сб. писем/ред.-сост. Г.Г. Гуличкина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 336 с. : ил. — (Письма о духовной жизни) В предлагаемом читателю сборнике содержится лишь небольшая часть эпистолярного наследия замечательного миссионера, святителя Николая Японского (1836–1912). Свыше 50 лет он неустанно трудился в деле распространения и утверждения Православия в далекой Японии, сохранив глубокую любовь к своей родине. Отдав всю свою жизнь основанной им Японской Церкви, святитель Николай сделал ее живым организмом, способным к дальнейшему развитию и росту, сделал тем, что она стала Японской Православной Церковью и заняла полноправное место в семье мирового Православия. Приводим отрывок из книги. Письма к митрополиту Иннокентию (Вениаминову) Ваше Высокопреосвященство! В бытность Вашу в Хакодате, семь лет тому назад, Вы, увидев меня за французскою книгою, изволили выразиться: «Бросить бы теперь все эти книги, малополезные здесь, и при няться тщательно за изучение японского языка». Ваш совет я свято хранил в памяти и старался следовать ему, тем более что сознательно и обдуманно приехал в Японию с миссионерскою целью. В первые годы много времени истрачено мною на испытание разных методов изучения японского языка, так как этот язык положительно труднейший в свете, долго стоит непонятною загадкою пред каждым, начинающим изучать его. Но терпение все одолевает. Раскрылись, хоть наполовину, передо мной японские книги; свободно течет, хотя и с ошибками, японская речь. Сколько возможно было, я старался преследовать и мою главную цель; успехом похвалиться не могу, но кое-что сделано; переведены на японский с китайского: 4 Евангелия, Деяния, Соборные послания, несколько посланий апостола Павла, краткая Священная история, Православное исповедание святого Димитрия Ростовского, Катехизис для оглашенных, утренние и вечерние молитвы; с славянского: Обряд присоединения иноверных и крещения. 18 мая текущего года крещены три японца, после долгого обучения их вере. Этих японцев я готовил в проповедники, но увы! Пришел к окончательному убеждению, что на японских проповедников плохая надежда. Чтобы учить других, здесь нужно отчетливое и обширное знание христианской веры. |
Во имя Того, Иже предлежит здесь, дерзаю предложить мое слово. Но кого же мы видим здесь в таком уничиженном виде, – умаленном паче всех сынов человеческих? Кто сей – в тернии, уязвлен, наг, мертв и оставленный всеми? О! Глубина богатства любви и премудрости Божией! Се Бог богов; Се Творец всяческих; Се Царь веков! О! Неизреченное чудо! Бог богов (Творец видимых и невидимых умирает смертью , – и смертью позорною), страдает – и страдает от тварей, изведенных им же из ничтожества; Царь веков и Царь славы является в подобии раба – и раба презренного и осужденного на смерть. Кто может постигнуть сии непостижимые чудеса? Но что было причиной такового необыкновенного и ужасного события? Что заставило Сына Божия снизойти на землю и соделаться Сыном Человеческим? Спасение и блаженство человека. Человек! Ты, который всем бытием своим, всеми способностями своими и всеми силами твоими обязан единственно любви Божией; и ты, который так часто и так недостойно употребляешь их к оскорблению Великого Бога. Человек! Для твоего блаженства соделались таковые чудеса, из любви к тебе погибающему Сын Божий принес себя в жертву твоего спасения. Но чтобы соделать нас совершенно блаженными и дать нам средства достигнуть сего блаженства, Сын Божий открывает нам новый завет и новый закон т. е. закон любви. И так, братие, в благодарственное воспоминание Слова Божия, соделавшегося плотью из любви к нам, побеседуем несколько о любви. Источниче любви и премудрости! Даждь нам слово и смысл поучатися любви Твоей. Прежде нежели мы будем говорит о самой любви, посмотрим на различие между законом Моисеевым и законом Евангельским. Бог для открытия своего промысла и строительства о судьбе человечества избирает Авраама, человека великого своею преданностью, своею верой и своею любовью, и в племени его постепенно являет законы. Прежде закон Моисеев, т. е. закон предуготовительный, закон, который, по словам св. писания, был только пестуном во Христа ( Гал.3:24 ); а потом по исполнении определеннаго им времени, являет и закон Евангельский – закон полный и совершенный. |
Глава 4. ГРАД, СТОЯЩИЙ НА ВЕРХУ ГОРЫ «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение – пребывай в служении; учитель ли – в учении; утешающий – во утешении; раздаватель ли – раздавай в простоте; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли – благотвори с радушием» ( Рим. 12:6–8 ). Несомненно, что особенным промыслом Божиим светильник веры и благочестия отец Валентин был из Калужской епархии переведен в сердце России – Москву,– где смог наиболее потрудиться для спасения ближних, и в особенности – отходящих от пути Божия людей образованных. До своего перемещения в Москву протоиерей Валентин был некоторое время настоятелем храма Поливановской учительской семинарии близ Москвы и преподавал в ней закон Божий. Кроме новомученицы Анны 15 , на это указывают и архивные материалы о Поливановской семинарии 16 . В 1871 году о. Валентин был приглашен Московским губернским земством на должность законоучителя в Московской учительской семинарии, затем через два года был перемещен на ту же должность в Московское казенное реальное училище, за преподавательскую деятельность в которых пастырь также имел церковные награды – камилавку и наперсный крест. Здесь начинается главный период служения отца Валентина, когда уже явными для всех стали не только праведная жизнь пастыря, но и его благодатные дарования. Духовной Консисторией в 1874 году протоиерей Валентин был назначен настоятелем храма свв. равноапостольных Константина и Елены, расположенном в Тайницком саду, в юго-восточном углу Кремля, у кремлевской стены 17 . Нужно заметить, что назначение это состоялось по воле святителя Иннокентия (Вениаминова , 1797–1879), митрополита Московского и Коломенского, просветителя Америки и Дальнего Востока. По милости Божией, у отца Валентина были благочестивые покровители и друзья, но и дьявол часто возбуждал неприязнь к нему в людях недуховных, как это мы увидим в дальнейшем. «Печальное время переживала тогда столица, – пишет новомученица Анна. – Святые храмы, несокрушимые оплоты Православия по-прежнему стояли в ней, как незыблемые стены, святые иконы красовались драгоценными сияющими ризами, угодники Божии почивали в храмах нетленными мощами, но народ погибал от своих пороков и заблуждений. Дух маловерия и распущенности, как самая лютая зараза, повсюду входил в нетвердые головы. Толстой и другие лжеучители своей пагубной пропагандой вкрадывались в молодые неопытные сердца, подрывая в них основы веры и благочестия. Забыт был Господь, забыты были правила нравственности и чести; забыты были власть и порядок; страсти и пороки вырвались на свободу. И вот приезжает в Москву пастырь, молодой и ревностный. Любящей душой оплакивает он это развращение и решается всего себя отдать на служение спасению ближних» 18 . |
Глава X. Православная Церковь в Америке Содержание Исторический очерк Православной Церкви в Америке 1. Церковь со времени основания до конца XIX в.: освоение земель Северной Америки русскими людьми; Валаамские иноки-миссионеры; деятельность святителя Иннокентия Вениаминова; епархия Алеутская и Аляскинская; православные украинцы и карпатороссы 2. Церковь в начале XX в.: перенесение епархиального центра в Нью-Йорк; труды архиепископа Тихона; состояние Церкви к концу Первой мировой войны; создание условий к провозглашению самостоятельности Церкви 3. Нарушение связей между Русской Православной Церковью и ее заокеанской паствой; антиканоническая деятельность митрополита Платона; учреждение Экзархата Северной и Южной Америки; продолжение линии митрополита Платона его преемником; стремление американской паствы к восстановлению единства с Матерью-Церковью; поездка в Америку митрополита Григория; запрещение на раскольнических епископов 4. Восстановление связей Митрополичьего Округа с Матерью-Церковью: неофициальные встречи; деятельные официальные сношения; завершительная стадия переговоров митрополита Никодима с представителями Митрополичьего Округа; провозглашение автокефалии; Патриарший и Синодальный Томос; упразднение Экзархата Северной и Южной Америки и учреждение Экзархата Центральной и Южной Америки Московского Патриархата; деяния Всеамериканских Соборов 5. Отношение к дарованию автокефалии Константинопольского престола и других Автокефальных ПравославныхЦерквей 6. Современное состояние Православной Церкви в Америке; статистические данные: епархии, приходы, паства, монастыри; Духовные школы, печать; организация Церкви: высшая административная и законодательная власть; Митрополит; исполнительный орган; епархиальное управление; церковные округа; приходы; отношение к экуменическому движению 7. Биографии Предстоятелей Церкви 8. Канонизация старца Германа 9. Сношения Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью Епархии Православной Церкви в Америке Иерархи Русской Православной Церкви в Северной Америке |
| |