Приведенные изречения показывают, как ревностно святые апостолы охраняли христиан от лжеучителей. Об апостоле Иоанне мы уже знаем, что он называется апостолом любви. Но, несмотря на это, и он с великою ревностию вооружался против лжеучителей, всячески удаляясь от общения с ними. В его время жил в Ефесе лжеучитель по имени Керинф, отвергавший божество Иисуса Христа. Однажды апостол вознамерился войти в баню, чтобы омыться. Но когда он услыхал, что в бане находится Керинф, то оставил свое намерение и сказал спутникам своим: «бежим отсюда; баня может загореться, ибо в ней находится этот нечестивый человек». В опровержение лжеучения Керинфа апостол Иоанн поучал, что Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и преподал следующее правило, как нужно относиться к людям, думающим иначе: «кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его». Есть и теперь люди, утверждающие, что к лжеучителям нужно относиться с полною терпимостью, как к своим братьям. Но против этого достаточно заметить только следующее: «истинная любовь не радуется неправде, а сорадуется истине». Мы могли бы рассказать здесь многое о том, какую великую борьбу должна была вести православная Церковь , чтобы защитить православное учение веры от нападений врагов. Поэтому и мы будем твердо держаться этого учения, чтобы иметь возможность святить имя Божие в сердце своем. Но, как дети Божии по вере в Иисуса Христа и по благодати возрождения, мы должны хранить себя не только от нечестивого учения, но и от нечестивой жизни, ибо такою жизнью имя Божие бесславится в нас также, как и нечестивым учением. Небесный Отец наш есть Бог любви. Подобно этому и мы должны быть исполнены любви, по слову Спасителя: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Потому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Небесный Отец наш есть истинен. Истинными в словах и делах должны быть и мы, по слову апостола: «отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг другу». Небесный Отец наш есть свят. Святыми же должны быть и мы. Поступая так, мы будем святить имя Божие и прославлять его. Напротив, нечестивая жизнь христиан часто бывает причиною того, что неверующие и язычники отвращаются от принятия христианской веры и познания Небесного Отца нашего. К таким христианам относится обличительное слово Писания: «ради вас имя Божие хулится у язычников». Поэтому будем как можно чаще вспоминать об этом слове и предохранять себя от нечестивой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Если первая часть гимна говорит о воплощении и спасительной смерти Иисуса Христа, то его вторая часть – весть о спасительном Воскресении и Вознесении Спасителя. «Бог превознес Его». Заметим: не просто «вознес», а « пре вознес». Иисус из Назарета стал Превознесенным! Такой необычайный статус в Ветхом Завете мог иметь только Бог. Ныне эта честь дана Христу. Она отражается также в дарованном Ему Имени, которое выше всех земных имен. Это может быть только Имя Божие. Человеку даровано Имя Божие, которому поклоняется всякое колено небесных, то есть ангелов, земных, то есть обитателей земли, и преисподних, то есть душ почивших. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» ( Откр.5:13 ). Всякий язык будет исповедать, что Имя Божие отныне неотъемлемо принадлежит Иисусу Христу, Сыну Божию и Спасителю. Имя это – Кириос, Господь! Когда же произойдет поклонение всех сил? Когда раздастся исповедание всех языков? Окончательно это произойдет в конце времен, когда для всех станет видима слава Иисуса Христа, и они присоединятся к исповеданию Иисуса Господом. Ныне же Его слава и владычество еще скрыто от мира. Только верующие знают, что со Христом уже произошла смена веков, уже пришло Царство Божие. Только верующие уповают на то, что сокрытое ныне, безграничное владычество Христа, однажды станет явным для всего мира в славу Бога Отца. Только верующие знают: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим..10:9). Воздвижение Креста, 27 сентября 2007 г. ( 1Кор.1:18-24 ) 18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. 19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. 20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? 21 Ибо когда мир  своею  мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   Но возвратимся к нашему предмету. «Да познают, что имя Тебе — Господь». Выбирай, что желаешь; говорю не в том смысле, чтобы выбор лежал в твоей власти. И Иисус Навин, когда говорил народу: «изберите себе ныне, кому служить, богам», которым служили отцы ваши, или Господу Богу нашему (Нав.24:15), не предоставил, конечно, выбор во власть людей, а хотел показать, что воле любящих Бога сопутствует благочестие. И в другом месте он говорит: «вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа — служить Ему» (Нав.24:22). Подобно тому как там избрание не унизило достоин­ства Божия, а показало свободную волю благочестивых людей, так и я теперь, если предоставляю выбор свободной воле, не достоинство Божие оскорбляю, а испытываю свободу. Итак, «и да познают, что имя Тебе — Господь» — сказано об Отце, или о Сыне? Если об Отце, и имя Отца Господь, то имя и Сына Господь, потому что «и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»; следовательно, и достоинство так же обще, как и имя. Но «Господь» имя Сына; следовательно, один только Сын Господь, потому что «Ты, — говорится, — един Вышний над всею землею». Если же, та­ким образом, единый Господь только Сын, то Отец чужд ли господства? Да не будет! И Сын, когда Отец называется еди­ным только Богом, не лишается божества. «В начале, — гово­рится, — «было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Следовательно, ни выражение: «Бог» Отец не отлучает Сына от божества, потому что и «Слово было Бог», ни название Сына «еди­ным Господом» не указывает на то, что Отец чужд господ­ства, потому что «Сказал, — говорится, — Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс.109:1). Итак, Господь Отец, Господь Сын, Господь Дух Святый, потому что «Господь... Дух есть» (2Кор.3:17). Но опять, слыша, что Дух Святый — Господь, еретик приходит в раздражение и разрывается с досады. Как, говорит он, Дух — Господь, когда Он, говоря чрез пророка Давида, про­славляет Сына в словах: «сказал Господь Господу моему»? Ви­дишь, возражает он, как Дух, говорящий через пророка, признает своим Господом и Отца и Сына? Итак, что же, братие? Дабы приведенное выражение не было сомнительным для слушателей, обращусь к самому изъяснению этого изречения, раскрою вам смысл этих слов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3382...

Но возвратимся к нашему предмету. «Да познают, что имя Тебе – Господь». Выбирай, что желаешь; говорю не в том смысле, чтобы выбор лежал в твоей власти. И Иисус Навин, когда говорил народу: «Изберите себе ныне, кому служить, богам, которым служили отцы ваши, или Господу Богу нашему» ( Нав.24:15 ), не предоставил, конечно, выбор во власть людей, а хотел показать, что воле любящих Бога сопутствует благочестие. И в другом месте он говорит: «Вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа – служить Ему» ( Нав.24:22 ). Подобно тому, как там избрание не унизило достоинства Божия, а показало свободную волю благочестивых людей, так и я теперь, если предоставляю выбор свободной воле, не достоинство Божие оскорбляю, а испытываю свободу. Итак, «и да познают, что имя Тебе – Господь» – сказано об Отце, или о Сыне? Если об Отце, и имя Отца Господь, то имя и Сына Господь, потому что «и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»; следовательно, и достоинство так же обще, как и имя. Но «Господь» – имя Сына; следовательно, один только Сын Господь, потому что «Ты, – говорится, – един Вышний над всею землею». Если же, таким образом, единый Господь только Сын, то Отец чужд ли господства? Да не будет! И Сын, когда Отец называется единым только Богом, не лишается божества. «В начале, – говорится, – было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Следовательно, ни выражение: «Бог» Отец не отлучает Сына от Божества, потому что и «Слово было Бог», ни название Сына «единым Господом» не указывает на то, что Отец чужд господства, потому что «сказал, – говорится, – Господь Господу моему: сиди одесную Меня» ( Пс.109:1 ). Итак, Господь Отец, Господь Сын, Господь Дух Святой, потому что «Господь... Дух есть» ( 2Кор.3:17 ). Но опять, слыша, что Дух Святой – Господь, еретик приходит в раздражение и разрывается с досады. Как, говорит он, Дух – Господь, когда Он, говоря через пророка Давида, прославляет Сына в словах: «сказал Господь Господу моему»? Видишь, возражает он, как Дух, говорящий через пророка, признает своим Господом и Отца, и Сына? Итак, что же, братие? Дабы приведенное выражение не было сомнительным для слушателей, обращусь к самому изъяснению этого изречения, раскрою вам смысл этих слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Чем же можно доказать, что в книгах Священного Писания содержится именно слово Божие? Апостол Петр во Втором послании своем говорит: «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человека, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Под человеками, изрекавшими пророчество, разумеются здесь пророки. Когда мужи эти говорили во имя Божие, то они, по словам апостола, были побуждаемы к тому Духом Святым. А так как Святой Дух есть Дух истины, то все слова, которые пророки изрекали, будучи движимы Духом Святым, должны быть истинными. Вот почему мы необходимо должны признать истинными словами Божиими все те слова, которые возвещены и записаны в священных книгах пророками от лица Божия. Подобно пророкам в Ветхом Завете говорили по внушению Духа Святого апостолы в Новом Завете. Об этом свидетельствует Господь Иисус Христос в следующих словах к апостолам: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас»; а Дух Отца и есть именно Святой Дух. Но апостолы и пророки движимы были Духом Святым не только тогда, когда говорили, но и тогда, когда записывали то, что открывал им Бог . Об этом святой апостол Павел говорит: «все писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления к праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому делу пригоден». – Так, боговдохновенность пророков и апостолов служит первым неопровержимым доказательством того, что священные книги содержат в себе истинное слово Божие. Но это же Бог подтвердил еще особым образом. Когда Моисей, по повелению Божию, должен был идти к народу еврейскому и возвестить ему, что Бог хочет вывести его из Египта, то опасался, что евреи не поверят словам его, и так говорил Богу: «а если они не поверят мне и не послушают голоса моего, а скажут: не явился тебе Господь? Что сказать им?». В ответ на это Господь дал Моисею силу творить чудеса: по повелению Божию жезл Моисея превратился в змея, и рука его покрылась заразой. Подобных явлений сам Моисей не мог произвести собственною силою и собственным искусством. Каждое из них было делом всемогущей силы Божией. Посредством их Бог хотел именно удостоверить, что Моисей есть пророк и что слово его есть слово Божие. И это намерение Божие было достигнуто. Как только Моисей сотворил те чудеса, евреи поверили ему и возблагодарили Бога, благоволившего избавить их от рабства египетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А защитникам православного почитания Имени Божия пристало название «имяславцев». Афонский инок Хрисанф по заказу афонских главарей имяборчества написал рецензию на книгу «На горах Кавказа». В своей рецензии он кощунственно похулил Имя Божие вообще и Имя Иисуса Христа, в частности. Хульную рецензию Хрисанфову архиепископ Антоний одобрил и поместил в журнале «Русский Инок», редактором которого он являлся. Св. ап. Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокрытой от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» 1131 . Сам Господь говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» 1132 . А Хрисанф в своей рецензии, одобренной архиеп. Антонием (Храповицким) , Имя Божие и Имя Господа Иисуса лишает достоинства «Слова Божия», которое есть «дух и жизнь», называет их мёртвыми, а значит, не имеющими «духа и жизни», не чудодейственными, не имеющими Божественной силы, – вопреки учению Самого Господа: «Именем Моим бесы ижденут» и проч. 1133 и вопреки учению св. апостолов 1134 . Это те слова и Имена Божии, которые являются заглавием всего Божественного, Богооткровенного Священного Писания! В Хрисанфовой рецензии – сплошные ереси. Он отрицает Божество и чудодейственную силу Имени Господа нашего Иисуса Христа; он злословит Имя Господа «Иисус», называя Его относящимся лишь к человеческому естеству Христа, признаёт его простым человеческим именем, подобным именам разных ветхозаветных Иисусов, чем подпадает под 4-ю анафему 3-го Вселенского Ефесского Собора, гласящую: Достаточно только одной ереси, чтобы с омерзением отвергнуть Хрисанфову рецензию на книгу «На горах Кавказа». Он отвергает учение Самого Господа, Апостолов и святых Отцов Церкви. И эту страшную, богохульную, еретическую рецензию одобрил архиеп. Антоний и напечатал в «Русском Иноке», и сам от себя отвергает «исключительную» силу Имени Господа Иисуса Христа «ИИСУС», вопреки Священному Писанию 1139 , вопреки учению св.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Это Ангел Присутствия ( Исх. 63:9 ); Ангел Завета ( Мал. 3:16 ) 601 . Освящение скинии было завершено благословением Именем Иеговы всего народа Моисеем и Аароном, и по возглашении слов благословения во Имя Иеговы скиния исполнилась Славы Господней: «И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания и вышли. И явилась слава Господня всему народу» ( Лев. 9:28 ). Тайнодейственность Имени в Ветхом Завете В Ветхозаветной, как и в Новозаветной Церкви, Имя Божие было и благословляющим людей, и освящающим всякую святыню: «Рцы Аарону и сынам его, говорит Господь, да возложат Имя Мое на сыны Израилевы, и Аз Господь благословлю я» ( Чис. 6:21 ). Когда Ковчег Завета, «Кивот Божий, над нимже призвася Имя Господа Сил» ( 2Цар. 6:2 ), был перенесён в Иерусалим, то Царь Давид принёс всесожжения и жертвы и «благослови люди о Имени Господа Сил» ( 2Цар. 6:18 ). Когда же Царь-Пророк заскорбел о том, что он живёт во дворце, а Святыня Господня стоит в палатке, и пожелал построить храм, то Господь, явившись ему, сказал: «Восставлю семя твоё по тебе, иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство его. Той созиждет Дом Имени Моему, и управлю престолом его до века» ( 2Цар. 7:13 ). – В этих словах Божиих ясно подразумеваются два лица, оба потомки Давида: один от семени его, а другой не от семени, но от чрева его, то есть очевидно, что Соломон и Христос Господь, и эти сыны Давидовы создали каждый дом Имени Божиему: один – храм на земле, а Другой – Святую Церковь праведников на небеси; и обе сии Церкви суть храмы Имени Божиему. Итак, позволим себе спросить имяборцев, считающих Имя Божие идеей отвлечённой и безжизненной: ужели для такой безжизненной идеи и Бог являлся и чудотворил, и воплотился, и пострадал, и умер, и воскрес, и всё домостроительство спасения согласовал, дабы создать – «Дом Имени Своему»! Не ясное ли дело, что то, что мы знаем о Боге, и есть Сам Бог, Истина не безжизненная, но живая и действенная – Слово Божие со Отцом и Духом. Итак, Соломон создал Храм Имени Божьему и освятил его... «Рече Соломон: «Аз создах дом Имени Твоему свят...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Лев.19:12 . Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех. Втор.23:21 . А Я говорю вам: не клянись вовсе. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Мф.5:34 –37. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву. Евр.6:16 –17. Господа, Бога твоего, бойся… и Его именем клянись. Втор.6:13 . Об одном языческом мудреце рассказывается, что он имел величайшее уважение к слову Бог и даже не осмеливался произносить его. «Чтите Того, – часто поучал он слушателей своих, – Чье имя можно начертать четырьмя буквами». Таково было благоговение к имени Божию язычника, не знавшего истинного Бога и всех славных совершенств Его. Не тем ли с большим уважением должны относиться к нему мы, христиане? Мы знаем, что Бог есть наш Творец и величайший Благодетель. Как же возможно нам относиться к святому имени Его без должного благоговения? И Сам Бог отвращает нас от такого отношения к имени Его, ибо всем нам заповедует в третьей заповеди Закона Своего: не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. К объяснению этой заповеди мы и приступим теперь. Спрашивается, прежде всего, когда имя Божие приемлется всуе или напрасно? В обыкновенной жизни если какое-либо дело делается без нужды, то о нем говорят, что оно делается напрасно. Подобно сему и если имя Божие произносится без нужды, то о нем должно сказать, что оно произносится всуе или напрасно. Это чаще всего бывает в разговорах пустых и бесполезных, в которых нередко имя Бога употребляется в виде поговорки и без всякого разбора. «Ей Богу», «вот тебе Христос» – так говорят, например, в подобных разговорах; и кто произносит так имя Божие, тот произносит его всуе. Но, кроме этого, есть еще и другие случаи, когда употребление имени Божия является еще более греховным и напрасным, это когда произносят его лживо или с нарушением благоговения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Прежде другого следует выделить некоторыя слова Самого Господа, который Он произносил, чтобы внушить убеждение о Его Божеском достоинстве. Напр.: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» ( Uoah. VIII, 23 ); «. . что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорить им: как же Давид по вдохновению, Господом называет Его . . . Итак если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» ( Mф. XXII, 42–45 ). Так как евреи знали о происхождения: Иисуса Христа от св. прор. Давида, то поставленный им вопрос произвел на них сильное действие: «И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (ст. 46). Далее, важно привести те выражения самих евангелистов, которыми они явно объявляли свою уверенность в Божестве Христа, напр.: »Начало евангелия Иисуса Христа Сына Божия» ( Mpk. I, 1 ); " Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий и, веруя, ижели жизнь во имя Его« ( Иоан. ХХ, 31 ); »В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Uoah. I, 1 ). Наконец, чтение со вниманием всего Евангелия кладет в душу печать Божественности Господа; в том же уверился и римский сотник у Креста: «Сотник же, и с ним стерегшие Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Mф. XXVII, 54 ). 70. Почему в Писании применяется к Сыну Божию наименование – Слово? «Слово» переведено с древ.-греческого слова «логос», имеющого несколько значений. Логос в Библии употребляется не в смысле – разум, а – изречение, глагол. Древ.-еврейское слово «дабар» в библейских текстах означает: действие Божественной правды, слово Божие; напр.: «послал Слово Свое и исцелил их» (Пс. CVI, 20). Постепенно Слово усваивало в Библии личную жизнь: «Он был облачен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие» ( Omkp. XIX, 13 ). В Евангелии Слово означает открывшееся живое Лицо, равное Богу Отцу. Это вторая Ипостась Св. Троицы; чрез Слово осуществляются все замыслы Божии . Таким образом наименование «Слово» относится к числу таинственных, относящихся к сущности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010