– что обозначает печать (тав) Тайновидец зрит 144 тысячи человек, «у которых имя Отца Его (Агнца) написано на челах» (Ап. 14.1). В Вульгате с оттенком – 144 тысячи «имеют имя Агнца» « и имя Отца его написано на челах их» (et ecce Agnus (…) habentes nomen eius et nomen Patris eius scriptum in frontibus suis). Из контекста следует, что «печать Бога живого», Его «подпись» эквивалентна Его имени – общая традиция подписываться своим именем. Но согласно культуре Ветхого Завета имя Божие непроизносимо и непознаваемо. Поэтому «тав» только видимый символ непостижимого Божественного имени, образ Его присутствия. Но какого присутствия? Следуя за пророком Иезекиилем, мы видим, что, описывая присутствие Божие, пророк употребляет понятие славы Божией. «И слава Бога Израилева шла от востока… ( δξα θεο Ισραηλ ) ( gloria Dei Israhel) (Иез.43. 2, 5; 44. 4). Греческим «докса» и латинским «глория» здесь переведено еврейское слово ( kabôd ) [yhwh] «слава» Яхве. Эта Его слава, согласно псалмопевцу, будет явлена праведникам. «Многие говорят: " Кто покажет нам благо? " «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс. 4.7). Праведникам, носящим на челах имя Его: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челахих» (Ап. 22. 4). Итак, для первых христиан знак «тав» обозначал славу Божию и изображал имя Яхве . По этой же причине во времена Климента Александрийского даже аналог еврейской «тав» греческая буква Τ ( τα) обозначала «вид и символ знака Господа» [евр. Адонаи] .   – цель постановки печати и её значение Посмотрим в тексты Библии, написанные ранее книги Иова, не найдём ли мы там следов спасительного знака Божия. Сравним условия, при которых происходит в Священном Писании постановка печатей. С одной стороны, «скорбящие» и «воздыхающие», «которые пришли от великой скорби» (Иез. 9. 4), (Ап. 7.14), и с другой, ангелы, которые не поражают людей, имеющих печать Бога, тех, которые «убелили одежды свои Кровию Агнца» (Ап. 7.14) и которая освобождает от смерти. И повествование Иоанна Богослова, и параллель с повествованием пророка Иезекииля раскрывают своё содержание в контексте Ветхого Завета только в свете приготовления пасхального агнца, кровь которого на перекладине и косяках дверей спасла евреев в Египте от смерти и дала им свободу от рабства. «И будет у вас кровь знамением на домах, …и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной» (Исход. 12. 13). «Знамение» здесь в греческом и латинском те же σημε (σημεον) и signum, в еврейском ( " owth ), что имеет много оттенков и может быть переведено как «знамение или предзнаменование».

http://bogoslov.ru/article/4431673

Тайновидец зрит 144 тысячи человек, у которых имя Отца Его (Агнца) написано на челах (Откр 14:1). В Вульгате 144 тысячи “имеют имя Агнца” “и имя Отца Его написано на челах их” (et ecce Agnus habentes nomen eius et nomen Patris eius scriptum in frontibus suis). Из контекста следует, что “печать Бога живого”, Его “подпись” эквивалентна Его имени, — общая традиция подписываться своим именем. Но согласно культуре Ветхого Завета имя Божие непроизносимо и непознаваемо. Поэтому “тав” — только видимый символ непостижимого Божественного имени, образ Его присутствия. Но какого присутствия? Следуя за пророком Иезекиилем, мы видим, что, описывая присутствие Божие, пророк употребляет понятие славы Божией. И слава Бога Израилева шла от востока… ( dÒxa Qeoà Israhl) (gloria Dei Israhel) (Иез 43:2,5; 44:4). Греческим “докса” и латинским “глория” здесь переведено еврейское слово (kebôd) [yhwh] ‘слава’ Яхве. Это Его слава, согласно псалмопевцу, будет явлена праведникам. Многие говорят: “Кто покажет нам благо?” Яви нам свет лица Твоего, Господи! (Пс 4:7). Праведникам, носящим на челах имя Его: И узрят лице Его , и имя Его будет на челах их (Откр 22:4). Итак, для первых христиан знак “тав” обозначал славу Божию и изображал имя Яхве 3 . По этой же причине во времена Климента Александрийского даже аналог еврейской “тав”, греческая буква Τ ( taà) обозначала “вид и символ знака Господа” [евр. Адонаи] 4 . Цель постановки печати и её значение Посмотрим тексты Библии, написанные ранее книги Иова, не найдём ли мы там следов спасительного знака Божия. Сравним условия, при которых происходит в Священном Писании постановка печатей. С одной стороны — скорбящие и воздыхающие (см. Иез 9:4), которые пришли от великой скорби (Откр 7:14), и с другой — ангелы, которые не поражают людей, имеющих печать Бога, тех, которые убелили одежды свои Кровию Агнца (Откр 7:14), которая освобождает от смерти. И повествование Иоанна Богослова, и параллель с повествованием пророка Иезекииля раскрывают своё содержание в контексте Ветхого Завета только в свете приготовления пасхального агнца, кровь которого на перекладине и косяках дверей спасла евреев в Египте от смерти и дала им свободу от рабства. И будет у вас кровь знамением на домах и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной (Исх 12:13). “Знамение” здесь в греческом и латинском те же seme…J и signum, в еврейском ‘owth , что имеет много оттенков и может быть переведено как ‘знамение’ или ‘предзнаменование’.

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

Богослов видит отверстое небо и исходящего оттуда Всадника, «Который праведно судит и воинствует... Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнев Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» ( Откр. 19, 11–16 ). Насколько ясно, что сей образ Апокалипсиса, как и все прочие образы Его, взяты из Ветхого Завета даже по своему слововыражению, настолько же несомненно, что начальные пять стихов Евангелия от Иоанна тесно примыкают по своему смыслу с псалмом 147-м. Слово Божие, та сила, то обнаружение Божества, которое открывалось людям в чудесных действиях правды Божией и утешало праведников в их недоумениях, как Иова и Давида-псалмопевца, Оно не было явлением исключительным, только мгновенною светлою молнией на темном небосклоне. Нет, мир всегда управлялся им и им же сотворен. Но это Слово не есть только Божественное действие, Божественная сила: Оно было Бог , но не Бог-Отец, Который действовал Им, Оно было к Богу (не у Бога, а к Богу – слово бывает к кому-либо; здесь особенно ясно, как нарушают смысл Евангелия толкующие Логос, как разум, а не как глагол); в Нем была жизнь и свет человекам; теперь Оно стало плотью и поселилось между нами, полное благодати и истины ( Ин. 1, 14 ). Давид учил, что оно открылось в заповедях и законе Моисея ( Пс. 147 ), но тогда Оно явилось только отчасти, а у нас – в полноте Своей благодати и истины. «И от полноты Его мы все приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1, 16–17 ). Итак, разрешение загадки (проблемы) ветхозаветных мудрецов открыто было не такое, какого они ждали. Давно ожидавшееся Слово Божие выразилось не в том, что праведники возвысились над нечестивцами, не в том, что иудеи воцарились над язычниками. Нет, Слово Божие открылось, как воплотившийся на земле Бог , Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

И слово Божие говорит нам это. «Слово Божие проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» ( Евр. 4 гл., 12 ст.). «Сам Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости, да сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5:23 ). Дух после смерти тела идёт к Богу, а душа во гроб. И Бог освящает отдельно дух и отдельно душу, и так отдельно они сохраняются до пришествия Господня. 2) Приводимые сектантами места Св. Писания в доказательство того, что душа человека изнывает и что ее можно убивать и т. д., т. е. те места, которыми адвентисты хотят доказать то, что душа есть материальная сущность, нисколько не являются убедительными для нас. В приводимых адвентистами местах вовсе не содержится та мысль, что душа человека – нечто материальное, но говорится только о том, что душа в человеке есть и, что пока она живет в теле, до тех пор жив бывает и человек, до тех пор он хочет есть, пить и может сохраняться. Когда мы говорим о смерти человека, то что здесь подразумеваем? Подразумеваем разделение души с телом, а ведь, в сущности, само тело также нельзя убить, раз отлетела от человека душа. Следовательно, на языке Св. Писания для обозначения живого человека употребляется иногда не слово «телом», а слово «душа». Этим, нагляднее слово Божие хочет показать именно то, что душа в человеке существует. Приведем простой пример: знакомые нам сообщают, что нашего друга Ивана убили; ведь всякий знает, что убили собственно человека, а не самое имя – Иван. Имя остается именем. Так и в слове Божием. Когда говорится, что ищут душу, чтобы погубить ее, то под этим подразумевается не то, что сама душа уничтожается, но говорится о лишении жизни того или иного человека. Что же касается того, что душа есть отдельная от тела субстанция и саму по себе ее убить невозможно, то об этом нам говорит само слово Божие. «Не бойтесь, -говорит Спаситель, – убивающих тело, души же не могущих убити» ( Мф. 18:28 ). Эти слова Спаситель засвидетельствовал и самым делом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Об этом свидетельствует ученик Господа Иоанн в Евангелии, говоря так: «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Бог было Слово. Оно было вначале у Бога. Всё произошло чрез Него, и без Него ничто не произошло». Потом о Самом Слове сказал: «В сем мире был, и мир произошёл чрез Него, и мир Его не познал. Пришёл к Своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». И ещё, указывая надомостроительство относительно человеческой природы, сказал: «Слово стало плотью и обитало с нами». И ещё присовокупил: «И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, – полное благодати и истины» ( Ин.1:1–3:1012:14 ). Таким образом он ясно показывает желающим слышать, т. е. имеющим уши, что Один Бог Отец выше всех, и Одно Слово Божие чрез всех, Которым всё сотворено, и что сей мир есть Его собственный и чрез Него сотворён по воле Отца, а не чрез ангелов, ни чрез отступничество, несовершенство и неведение, ни чрез какую-то силу Пруника, которую называют некоторые также Матерью, и ни чрез другого и какого-то творца мира, не ведающего Отца. 3 . Творец же мира есть Слово Божие, и это Господь наш, Который в последние времена сделался человеком и существовал в сем мире, невидимо же содержит всё сотворённое и внедрён во всём создании, потому что Слово Божие всем управляет и располагает; и для того видимо пришёл к Своим, и стал плотью, и простёрся на дереве, чтобы всё восстановить в себе. «И Свои человеки не приняли Его», как это и Моисей открыл народу: «И жизнь твоя будет висеть пред твоими глазами и не уверуешь жизни твоей» ( Втор.28:66 ). Посему не принявшие Его не получили жизни. Тем же, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими. Ибо Он имеет от Отца власть над всем, как Слово Божие, и есть истинный человек с невидимыми [существами], имеющий общение посредством разума и правильно установляющий закон, чтобы всё и каждое пребывало в своём чине, над видимыми же и человеческими [существами], царствующий явно и всем достойно совершающий Свой праведный суд, как и Давид ясно показывает, говоря: «Бог наш явно придёт и не умолчит»; потом и о суде Его говорит: «Пред ним возгорится огонь и вокруг него сильная буря.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Об этом свидетельствует ученик Господа Иоанн, в Евангелии. говоря так: «вначале было Слово и Слово было у Бога и Бог было Слово. Оно было вначале у Бога. Все произошло чрез Него, и без Него ничто не произошло». Потом о самом Слове сказал: «в сем мире был, и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал. Пришел к Своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». И еще, указывая на домостроительство относительно человеческой природы, сказал: «Слово стало плотью и обитало с нами». И еще присовокупил: «и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, – полное благодати и истины» ( Ин.1:1–3,10–12,14 ). Таким образом он ясно показывает желающим слышать, т. е. имеющим уши, что Один. Бог Отец выше всех, и Одно Слово Божие чрез всех, Которым все сотворено, и что сей мир есть Его собственный и чрез Него сотворен по воле Отца, а не чрез ангелов, ни чрез отступничество, несовершенство и неведение, ни чрез какую то силу Пруника, которую называют некоторые также Матерью, и ни чрез другого и какого-то Творца мира, неведующего Отца. 3. Творец же мира есть Слово Божие, и это Господь наш, Который в последние времена сделался человеком и существовал в сем мире, невидимо же содержит все сотворенное и внедрен во всем создании, потому что Слово Божие всем управляет и располагает; и для того видимо пришел к Своим, и стал плотью, и простерся на дереве, чтобы все восстановить в себе. «И Свои человеки не приняли Его», как это и Моисей открыл народу: «И жизнь твоя будет висеть пред твоими глазами и не уверуешь жизни твоей» ( Втор.28:66 ). Посему, не принявшие Его не получили жизни. Тем же, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими. Ибо Он имеет от Отца власть над всем, как Слово Божие, и есть истинный человек с невидимыми (существами), имеющий общение посредством разума и правильно установляющий закон, чтобы все и каждое пребывало в своем чине, над видимыми же и человеческими (существами), царствующий явно и всем достойно совершающий Свой праведный суд, как и Давидх ясно показывает, говоря: «Бог наш явно придет и не умолчит»; потом и о суде Его говорит: «пред ним возгорится огонь и вокруг него сильная буря.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Страшное и святое имя Божие исповедуешь, в молитве призываешь и поешь, но не оскверняешь ли тех уст, которыми Бога исповедуешь и поешь, не оскверняешь ли, говорю, сквернословием, клеветою, злоречием, безумными словами, кощунством, осуждением, лестью, ложью всяким гнилым и праздным словом? Слово божие Похвально было старание Марфы, что Христа угостить старалась, но похвальнее старание Марии, потому что прилежно слушала Слово Божие. Марфа о телесном, а Мария о душевном угощении заботилась, поэтому Христу приятнее было старание Марии, нежели Марфы (см.: Лк. 10, 38–42 ). Ибо Ему это так приятно, как пища сладкая, если кто Его святое слово с благоговением и усердием слушает. А когда Христос так хвалит усердие Марии в слушании Слова Божия, тем научает нас, чтобы мы тому же духовному усердию подражали. Слово Божие нужно знать тому, кто хочет по воле Божией жить, пороки свои усмотреть и от них очиститься. Ибо в Слове Божием открывается воля Божия, благая и совершенная ( Рим. 12, 2 ). И тому, кто хочет волю Божию исполнять, надобно знать, в чем она состоит. Знать же невозможно, если прилежно не поучаться в Слове Божием, в котором она открыта. Как можно волю монаршую исполнять, если не знать указов, в которых она изъявляется? Как можно и по воле Божией жить, без знания Слова Божия, в котором она открывается? На то и дано нам святое Слово Божие, чтобы в нем поучаться и так жизнь по воле Божией управлять, ибо говорит апостол: все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3, 16–17 ). Для чего и Сам Христос испытывать его приказывает: исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне ( Ин. 5, 39 ). Непрестанно поучаться в Своем законе приказывает Господь, как пишется в книге Иисуса Навина: да не отступит книга закона сего от уст твоих, и да поучаешься в ней день и ночь, да уразумеешь, как исполнить все написанное; тогда будешь благоуспешен, и исправишь пути твои, и тогда уразумеешь ( Нав. 1, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

С утра Он начинает сеять Своею кровью, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления. Обожаемому Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве, т. е., прежде чем Пресвятая Дева приняла слова благовестника, прежде чем сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!» (Лк.1:38). Ибо, при этих словах Её, Слово Божие тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Её утробу. Итак, пресвятейшее имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит — спасение, как объяснил тот же ангел, явившись во сне Иосифу и говоря: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). И святой апостол Петр свидетельствует об имени Иисусовом такими словами: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Троическом Совете, было предуготовлено, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс.50:8). Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» (Малах.4:2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: разлитое миро — сказано в Писании — от благовония мастей твоих (Песн.1:2), не в сосуд оставшееся миро — имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, при излиянии во время обрезания младенческой крови, наполнило вселенную благоухаем благодати, и все народы ныне исповедуют, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца [ 8 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Более того, Сам Христос с ясностью засвидетельствовал то, что далеко не всякий, кто призывает имя Господне, спасается: « Не всякий , говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющей волю Отца Моего Небесного». Ведь говорящий Христу «Господи! Господи!» делает не что иное, как призывает имя Господне ! Что же, Христос противоречит пророку Иоилю и Своим же первоверховным Апостолам, которые возвестили, что " всякий , кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ; Деян.2:21 ; Рим.10:13 )? Нет, конечно, и решение данного кажущегося противоречия довольно просто, ибо призывать имя Господа нужно истинно и не лицемерно, то есть, не просто называть Христа Господом, но и относиться к нему как к Господу (господину), исполняя волю Его. Об этом и говорит Христос. Поэтому, понимать слова Писания: «всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» нужно только так, что всякий, кто призовёт имя Господа по истине , то есть, кто будет и называть Христа Господом, и исполнять Его волю, тот спасётся. А воля Христа заключается (в частности) в том, чтобы всякий верующий в Него присоединялся к Его Церкви (а не к самозваным человеческим рукотворным протестантским обществам) и крестился в Ней во оставление грехов. Поэтому, если протестанты призывают имя Господне, но не исполняют Его волю и не крестятся в Его Церкви, то они призывают Его не истинно и находятся среди говорящих Христу «Господи! Господи», но не входящих в Царствие Божие. В библейском языке, как известно, слово «познать» означает глубокое, опытное познание и соединение с предметом познания. Так, Адам познал Еву не в том смысле, что просто узнал о ней и увидел её, но так, что теснейшим образом соединился с ней. Так и Бога человек может познать (другими словамиему может быть открыто имя, личность Божия) путём теснейшего с Ним соединения, а это происходит, прежде всего, в Таинствах: Крещения, когда человек погружается в личность Отца, Сына и Святого Духа; Миропомазания, когда Бог Дух Святой входит в человека Своей личностью; и Причастия, когда человек вкушает само пречистое Тело и Кровь Христовы, соединяясь со Христом всецело – и духом, и душой, и телом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Неверие и ропот? После столь многих и неопровержимых обнаружений твоего бессилия и грехопадений в ней все еще есть место для самоправедности и упорной гордости? После столь дорогих минут блаженного общения с Богом в таинствах Церкви и святой решимости жить только для Него и для Его славы и свято сохранять Его имя, у тебя, однако, так много еще себялюбия и потворства плоти и так мало сыновней преданности Богу и братской любви к ближним? Не должен ли Он в таком случае и нам, когда мы обращаемся к Нему со словами: « Отче наш, иже еси на небесех» , отвечать так же, как некогда Он говорил Своему народу Израильскому: сын чтит отца и раб – господина своего: «если Я – отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною? Ибо велико будет имя Мое между народами, а вы хулите его» (Мал. 1:6, 11, 12). Таким образом, слова: «да святится имя Твое» – не суть только выражение нашего прославления Отца нашего Небесного, но в то же время и выражение искренней и смиренной нашей молитвы, в которой, с сокрушением сердца исповедуя пред Отцом Небесным, что имя Его на земле далеко еще не славится так, как бы это подобало Ему, просим Его, чтобы Он Сам благоволил положить конец этому нашему нечестию и оскорблению Его имени. Сам Своею благодатию содействовал тому, чтобы всеми была признана и по достоинству оценена Его отеческая любовь к нам и прославляема нашею благочестивою, полною сыновней преданности Ему жизнию. Да благословит же нас на это Господь и да просветит Он нас Своим светом, дабы и наш свет светился пред людьми, чтобы они видели добрые дела наши и прославили Отца нашего, Иже на небесех! Аминь. Беседа третья: О ВТОРОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ «Да приидет царствие Твое (Мф. 6:10)» Возлюбленные братия! Тот, кто действительно питает к Богу сыновние чувства, для кого Бог действительно Отец, Которого он любит больше всего, почитает выше всего, кто все делает во славу Отца, тот не может при начале молитвы, сказав слова: «Отче наш, Иже еси на небесех» , – сейчас же не прибавить: «да святится имя Твое» . Не нам, не нам, но имени Твоему да будет слава, честь и поклонение, которое Тебе только Одному подобает. Всемогущий, Вечный, Милосердый Отец наш! О, прииди и приими то, что Твое и принадлежит Тебе! Сохрани нас от всего, что препятствует нам прославлять Твое имя. Помоги, чтобы слово Твое распространялось между нами во всех концах земли, дабы все люди познали Твое святое имя и мы, как истинные дети, прославляли Тебя святою своею жизнью! Если же, таким образом, главным и единственным предметом наших желаний, забот и стремлений служит прославление имени Бога, нашего Отца Небесного, то мы имеем все причины и побуждения к словам первого прошения «да святится имя Твое» тотчас же присоединить слова и второго: «да приидет царствие Твое» . Святые отцы наши трояко различают царство Божие, а именно: царство силы, или власти, царство благодати и царство славы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4107...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010