3 . Поможем в возрождении Новосоловецкой пустыни на острове Божье Дело . На озере Вс е луг в верховье реки Волги на территории Тверской области есть живописный остров с удивительным названием Божье дело. 300 лет назад монашескую жизнь здесь начал преподобный Иона, который 41 год прожил в дупле дерева. Он основал на этом острове монастырь Новосоловецкая пустынь. В советское время монастырь закрыли, остров перестал быть обитаемым, все постройки были разрушены. Возрождение Божьего Дела начал в конце 1990-х годов священник Валентин Цвелёв. Он построил на острове деревянный храм в честь Живоначальной Троицы и из разрушенного монастырского ледника соорудил небольшой домик. В 2021 году на Божьем Деле началось восстановление мужского монастыря. Сейчас на острове живут более 15 монахов и послушников, их число постоянно растет. Пустыни необходимы теплая трапезная и пекарня. Надо установить кирпичные печи и провести инженерные коммуникации. Стоимость работ — 2 000 000 рублей. На момент отправки журнала в печать собрано больше 100 000 рублей. Монастырю можно оказать помощь через благотворительный фонд «Мои друзья». Как помочь :(Номер с текстом для отправления СМС. Также вы можете сделать пожертвование на сайте фонда «Мои друзья», QR-koд). Фото. - С.67. КУЛЬТУРА (раздел). – С.68-94 Ася Занегина . «В Рождество все немного волхвы...» О чем это рождественское стихотворение Иосифа Бродского ? [В беседе с Иосифом Бродским журналист и писатель Петр Вайль разделил рождественские стихотворения поэта на те, которые написаны по поводу Рождества, и те, которые о Рождестве. К какому из них относится один из самых известных поэтических текстов Бродского «В Рождество все немного волхвы»?]. Ил.: Откровение ангела во сне трем волхвам. Собор св. Лазаря, Отен, Франция, 1130; Дары волхвов; Зима. Апельсины. Анатолий Волков. 1960-е; Перепись в Вифлееме. Питер Брейгель Старший. 1566; Петербургский ангел. Александр Кабанин. 2012. Фото Екатерины Тагаевой и фотопортрет Иосифа Бродского//Фома. - — январь 2022. - С.68-75. - (раздел « Культура »). - Текст публикации (С.70) открывается стихотворением И. Бродского « 24 декабря 1971 года (В Рождество все немного волхвы...)». Январь 1972.

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-225-...

кн. Всеволода, из-за особенностей композиции иконостаса оба представлены коленопреклоненными), ориентируется на изображение Д. на Мирожской иконе Божией Матери. В мастерской того же иконописца написана икона блгв. князей Александра Невского, Всеволода и Д. для псковского храма архангелов Михаила и Гавриила (ПЭ. Т. 9. С. 550). Мирожский образ с фигурами Д. и кнг. Марии повторен в воссозданной в кон. XX в. росписи храма Христа Спасителя в Москве. Цикл исторических композиций, посвященных событиям с участием Д., присутствует в 1-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 40 об., 41, 69 об. и др.; нек-рые миниатюры воспроизведены: Охотникова. 1985. Ил. на с. 176-186). Здесь представлены приход Д. в Псков и его крещение, вокняжение в Пскове, возвращение в Псков с плененной женой кн. Герденя, оповещение Д. о приходе литов. войска, моление блгв. князя и битва с литовцами, возвращение с пленниками в Псков, поход новгородцев и псковичей на Литву, походы на немцев, нападение на Псковскую землю магистра Ливонского ордена, молитва Д. в Троицком соборе и вручение ему меча (большого размера, что, очевидно, связано с почитанием меча Д., находившегося в этом храме), сражение с войском ордена, поход на Чудскую землю, отсылка Д. казны и людей из Копорья и Ладоги к блгв. вел. кн. Димитрию Александровичу. Облик Д. условен, хотя форма бороды и залысины (в композиции крещения) указывают на знакомство миниатюриста с иконографией святого. Св. князь представлен в княжеских одеждах (шуба, шапка) или в доспехах с плащом (в сценах битв), в молении - с непокрытой головой. Единственное изображение Д. с нимбом включено в композицию крещения. Образ Д. в светском искусстве XIX в. воспроизведен, в частности, на литографии Б. А. Чорикова «Клятва псковского князя Довмонта» ок. 1836 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836-1844; Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 293); в горельефе на постаменте памятника «1000-летие России» в Вел.

http://pravenc.ru/text/178701.html

св. Стефана (Сотная с писцовых книг. 2010. Л. 45-46 об., 58 об. С. 42-43, 50; Писцовая книга. 2010. Л. 74, 93-95. С. 56, 65-66). Усердием гостиной сотни торгового человека Федора Лукьянова Веневитинова была построена необычного вида деревянная теплая ц. Нерукотворного образа Спасителя (существовала до кон. XVIII в. рядом с каменным храмом свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского)): «Два корпуса, с решетками, загородками и верхом, представляли вкус древности. Потолок между балок небольшими штуками наискось, сделанный из дерева разного рода, т. е. соснового, елового и дубового, при освещении внизу казался волнистым; бревна, по народному преданию, на постройку храма были рублены в городской роще, бором называемой...» ( Титов. 1902. С. 53). Среди клетских построек выделялась Ильинская ц. «о трех верхах» на самом берегу, др. деревянная ц. прор. Илии находилась в то время за городом, на пути в с. Карачарово, числилась в Муромском у. (1-е упом. в 1629; сгорела в 1936; Добрынкин. 1875; Голышев. 1879. С. 3, 6; 3. Ил. на л. 4). Представляла собой типичную клетскую одноэтажную «обыденную» церковь (т. е. построенную по обещанию за 1 день во время к.-л. бедствия). Возникновение Ильинской ц. на «б. Большой Касимовской дороге» в народе связывали «с мором в голод» во время правления Бориса Годунова (1601-1603); позже церковь перестраивалась. Ее основной объем - сруб - был покрыт кровлей «в один скат», на к-рой была установлена «реповидная» глава с 4-конечным крестом. Окна были маленькие, «волоковые», позже частично расширенные. К срубу были пристроены 6-гранный алтарь и трапезная. С 3 сторон храм был окружен тесовой папертью, на к-рой в 70-х гг. XIX в. еще читалась храмоздатная поновленная надпись: «…великому пророку святому Илии строен в 1629 году, рублин лес в болоте Торском» ( Добрынкин. 1875. С. 241; Голышев. 1879. С. 3. Л. 4). Согласно писцовым документам 1-й трети XVII в., были в Муроме и шатровые храмы: Троицкая «ружная» ц. на высоком подклете, т. е. 2-этажная, «древяна, верх шатром, с папертью»; собор Воскресенского мон-ря «за ручьем на горе Воскресенской...

http://pravenc.ru/text/2564374.html

В тесной подземной церковке монастыря нам показывают пещеру, в которой укрывались при бегстве в Египет праведный Иосиф Обручник и Дева Мария с Младенцем. Здесь же, в монастыре, нам была предложена легкая трапеза, и, немного отдохнув, мы направились далее — к Мертвому морю. Вот наконец из окна автобуса видна северная его оконечность, где в него впадает Иордан. Это море тянется далее на 80 километров к югу. Здесь самое низкое место на суше земного шара — 400 метров ниже уровня моря. На юге Мертвого моря некогда были цветущие города Содом и Гоморра. Их выбрал себе в место жительства праведный Лот, племянник праотца Авраама (около 2000 лет до Р.Х.). Но за вопиющие грехи, разврат и беззакония жителей этих городов Господь ниспослал на них дождем огонь и серу. Города исчезли, ушли на дно моря. И некогда цветущая местность превратилась в безжизненное, мертвое пространство. А жена Лотова, покидая это место перед катастрофой, обернулась и обратилась в соляной столп. О его существовании свидетельствовал еще Иосиф Флавий в I веке от Р.Х. И ныне указывают на соляной столп, очертанием напоминающий некое подобие женщины. Место это проклято и безжизненно. Нет никаких животных и никаких растений. Температура воздуха подымается до +70. В воде содержится 30 процентов соли, потому это море называют еще Соленым. А Иосиф Флавий называл его Асфальтовым. В море действительно огромное количество черного ила, похожего на асфальт. Ил обладает целебными свойствами. Купающиеся, чаще ради развлечения, вымазываются им, и мы видели своими глазами, как они при этом становились похожи на бесов. А само же море голубое. Автобус остановился в Кум-ране, у курортного места, где в воздухе ощущается запах этого моря. Не сказать, что слишком противный, но и не живой. Чувствуется, что море мертвое. Купаться здесь можно не более 15 минут. Потом следует обмыться пресной водой под душем, душевых много на берегу. Особенно следует оберегать глаза и следить, чтобы вода не попала в рот. Мы искупались в этом море. Утонуть в нем невозможно. Ложишься на воду и лежишь, как доска. В вертикальной позе тоже не тонешь, но необходимо делать постоянные движения, чтобы не опрокинуться. Несмотря на предупреждение, специально пробуем воду. Она не просто соленая, она обжигает, как кислота.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

со вкладной надписью Гурьева (кат. 129). Богатый московский купец Иван Гурьев, несомненно, имел дела с крупным торговым центром XVII в. Солигаличем и почитал наиболее популярного там в XVІ–XVІІ вв. святого. Преподобный на пелене определен как Макарий Унженский по иконографии (предстоящий Троице). ВЫСТАВКИ 1913 Москва. С. 65, ил. 10; 1931–1939 Москва. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 16, 17324. 132. ХОРУГВЬ (одна сторона) АРХАНГЕЛ МИХАИЛ Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны, знаменщики – шатерные мастера Иван и Федор Янышевы (?), середина – вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), холст (XIX в., Россия), шелковые, пряденые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье. 60,3х53; с холщовыми каймами – 70,5х60,3 Происходит из московского Андроникова монастыря. Поступила в начале 1920-х гг. 848 Инв. ТК-2556 Кат. На среднике одной из сторон хоругви по вишневому атласу вышит стоящий архангел Михаил с распростертыми крыльями. В правой согнутой руке он держит у плеча обнаженный меч, в левой, опущенной вниз, – ножны. На архангеле воинские доспехи, высокие сапожки и накинутый на плечи плащ, стянутый на груди. Личное шито тонким некрученым песочного цвета шелком «атласным» швом «по форме»; черты лика – темно-коричневым; волосы – светло-коричневым. Зрачки круглых глаз шиты рельефно, в подкрыльях – желтый крученый шелк. Крылья, нимб и меч шиты серебряными нитями «в прикреп» швом «перышки». Тороки из серебряных нитей, перевитых с серыми шелковыми, нашиты по верху нимба. В одежде – серебряные нити с толстой серой прикрепой (швы – «черенок», «ягодка» в несколько ниток, «разводная клетка»), в позёме – толстая желтая прикрепа (шов – «ягодка»). Контуры фигуры и детали рисунка прошиты вишневым шелком. Наверху на фоне по сторонам фигуры – надпись серебряными нитями: арха(н)гелъ михаи(л). На каймах, обрамленных шитыми серебром полосами, по такому же вишневому атласу, как на среднике, серебряными нитями вязью с узорными буквами шит тропарь: нб(с)ны(х) воинствъ архистратизи молт(м)//ъ т мы недостоини ко даваши ми молитвам(и)//покрыете на(с) крово(м) крал невещественны тво// славы сохранющи нас молщі(х)с.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Саввы. пото эконом св. Софии и еп. Отрантский (­ Идруитский) в Калабрии, подвижник и прозорливец, IX-X в., дополнил четверопеснец Космы на вел субботу (в нынешнем каноне остались его тропари до 6 песни, и ирмосы, думают, Кассии), написал м.б молитву Св. Троице на воскресной полунощнице; ему приписывают уставные указания на случаи стечения подвижных праздников с неподвижными «Марковы главы», которые в древних уставах не надписываются его именем и вообще, видимо, слагались постепенно. Имп. Лев VI Мудрый † 916 г. автор евангельских стихир, стихир прав. Лазарю (и канона ему же, не употребляющегося), Прп. Троице, на 16 авг.; ему же приписывают стихиры с надписанием «Византиева», т.е. Византийа: 1,2, 16, 23, 25 с., 8, 11. 14 н., 4, 6, 17 д., 1 янв. 25 мр., 11, 24, 29 ин., 20, 26 ил., 6 авг. Имп. Констатин VII или VIII Багрянородный, сын Льва VI, † 959 г., автор воскресных ексапостиллариев. Симеон Метафраст (т.е. перелагатель житий святых), по чину логофет Визант. двора, тайный подвижник, † 940 г., автор канона на плач Богородицы на повечерии вел. пятка, стихир великого канона, может быть трипеснцев на предпразднества Рождество Христово и Богоявления 1784 , канона Марии Египетской 1 апр. и разных молитв. Василий, родом Пагариот архиеп. Кесарийский, X в., автор стихир 1 янв, и должно быть, канона Введению и Николаю – вторых из нынешних. Георгий Скилитца, XI в., ранее наставник К-польского училища, проповедник (по прозванию Μαυρπους), автор многих покаянных канонов Господу Иисусу (25 канонов), из коих один ныне при акафисте, Прп. Богородице (60–70 канонов), из коих некоторые (не мене 4-х) на повечериях, а также в службах 1 субботы поста, 27 и 30 янв., канонов Иоанну Предтече (11 кан.), из коих один 29 авг., канона ангелу хранителю – нынешнего («Неусыпаемого хранителя»...); написал новоустановленные при нем службы трем святителям 30 авг. и прп. Феодору Тирону в 1 суб. вел. поста. Павел Амморейский, основатель (с. 460) Евергетидского мон. XI в., автор стихир Богородице на Госп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Леснинская икона Божией Матери (Леснянская) (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками. Существуют 2 версии сказания об иконе - русская и польская. В них одинаково изложены обстоятельства обретения Л. и.: 14 сент. 1683 г. пастухи из с. Лесны (ныне Лесьна-Подляска Люблинского воеводства, Польша) пригнали скот на привычное для полуденной стоянки место близ села - «окопы» (холм с остатками земляных укреплений, к-рые связывают со временем похода крестоносцев на Ливонию в XIII в.). В лесу в ветвях грушевого дерева они увидели окруженную сиянием икону Божией Матери (тема обретения иконы на грушевом дереве на территории совр. Белоруссии встречается неоднократно: в частности, впервые - в истории Жировицкой иконы (кон. XV в.), в сер. XVIII в.- Васьковской иконы). О находке пастухи рассказали односельчанам и священнику. Икону сняли с дерева и перенесли в Лесну. В обеих версиях приведены имена пастухов: Александр Стельмащук и Мирон Макарук (польск.- Макарчук), в польском варианте указан их возраст - 9 и 10 лет соответственно. Далее версии расходятся. Согласно русской, икона была поставлена в доме Макаруков. Оттуда ее перенесли в с. Буковичи (ныне Буковице, Польша) в правосл. Свято-Троицкую ц. (построена в кон. 70-х гг. XVI в., приход упразднен в 1859, к этому времени церковь пришла в запустение; вид церкви см. в кн.: Петров. 1887. Ил. на с. 69). Е. Поселянин дополняет местное предание: из дома Макаруков икону взял и присвоил «один соседский польский помещик… но под влиянием различных несчастий… он решил передать ее в ближайшую православную церковь села Букович, в двух верстах от Лесны» ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 592). Одним из первых чудес считается событие, когда на месте обретения иконы забил источник. К иконе началось паломничество, и она стала основным источником доходов церкви в Буковичах. Однако обладание иконой в условиях гонения на Православие и насаждения католицизма на Холмщине находилось в плоскости не столько приносимых иконой доходов, сколько усиления влияния Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463593.html

Как помочь : Сделать пожертвование вы можете на сайте Серафимо-Вырицкой обители: obitel-omsk.ru/help, QR-koд. Фото. - С.69. Наталья Харпалёва . Пуленепробиваемые стекла, маршрут строго засекречен. Как Спецсвязь перевозит особо ценные святыни . [В России есть особая служба, работа которой широко не афишируется. Но с деятельностью этого предприятия связано много всего, с чем мы сталкиваемся, не задумываясь о «кухне» процесса. Мы идем на выборы, нам выдают бюллетени. А как эти бюллетени оказываются на выборных участках? И куда потом деваются? Их привозят и увозят машины Спецсвязи. Школьники сдают ОГЭ и ЕГЭ. Но как экзаменационные билеты оказались в школе? Их привозят машины Спецсвязи. В музее выставка древних икон. Как святыни попали на экспозицию? Их тоже часто доставляют на спецтранспорте именно сотрудники этого серьезного предприятия. О том, как осуществляются такие непростые и ответственные перевозки, рассказывается в этой подробно проиллюстрированной статье на примере чудотворной иконы Божией Матери «Волоколамская» (XVI в.), которую в сентябре 2019 года из постоянного места хранения (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева) привозили на праздник в Иосифо-Волоцкий монастырь. В течение трех дней верующие могли поклониться чудотворному образу и помолиться перед великой монастырской святыней, а потом ее отвезли обратно в музей. Транспортировкой и обеспечением сохранности занималась Спецсвязь]. За помощь в подготовке материала редакция «Фомы» благодарит сотрудников ФГУП ГЦСС: зам. руководителя Управления специальной связи по Москве и Московской области Бориса Груздева, начальника пресс-службы Софью Малинину, главного специалиста пресс-службы Софью Гущину. Фото иеродиакона Емилиана с сайта Иосифо-Волоцкого монастыря, iosif-vm.ru. Ил.: Икона Божией Матери «Волоколамская», XVI в.//Фома. - — июнь 2022. - С.70-72. - (раздел « Люди »). Михаил Кукин . « Вознесение Христа »: какие правила нарушает Перуджино в своем шедевре и зачем. [Симметрично, все до простоты выверено и уравновешено — говорите вы при первом взгляде на эту работу.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010