Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – август 2020 28 мин., 27.08.2020 1-я страница обложки: На фоне звездного неба –  деревья, растущие в поле. В небе - комета C/2020 F3 (NEOWISE). Наверху надпись: У ВАС ОДИН НЕОТВЕЧЕННЫЙ ВЫЗОВ, а внизу – более мелкими буквами: Как по-христиански ответить на посланные тебе испытания (фото Pavol Putnoki, www.putnoki.photo), (см. раздел " Вопрос номера " С.14-26). Пролог : (на заставке — фото Наталии Ро) Семен Кирсанов « Дождь ».Стихотворение. 1967//Фома. - – август 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: август //Фома. - – август 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены:     26 августа. Исполняется 70 лет ректору МГИМО Анатолию Торкунову. [Анатолий Васильевич сыграл огромную роль в истории нашего журнала. Во многом именно благодаря его поддержке «Фома» смог вырасти в цветной и регулярно выходящий журнал федерального уровня]. Ил.: А. Торкунов. Фото Владимира Ештокина. – С. 4;     1 августа. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского. августа 1903 года состоялась канонизация преподобного Серафима. Спустя 70 лет после его кончины, в день рождения святого, в Сарове были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку]. Ил.: Торжества по случаю обретения мощей Серафима, в которых принял участие и Николай II. Фото - С.4;     28 августа. Успение Божией Матери. [Успение – слово, означающее состояние сна. Для христиан смерть перестала быть финальным событием в истории жизни человека. Мы веруем, что Бог воскресит всех умерших, как бы пробудив их ото сна. Поэтому и праведная кончина Божьей Матери именуется в Церкви не смертью, а Успением.]. Ил.: Успение Пресвятой Богородицы. Икона. – С. 4;     9 августа. День памяти великомученика и целителя Пантелеимона . [Он родился в III веке в городе Никомидии и выучился врачебному делу. По преданию, однажды Пантелеимон увидел на дороге мертвого ребенка, ужаленного змеей. Он решил проверить, действительно ли так сильна христианская молитва. Он стал молиться – и в этот момент ребенок ожил. После этого Пантелеимон принял святое крещение и стал лечить людей не только врачебными средствами, но и молитвой ко Христу]. Ил.: Целитель Пантелеимон. Иконография. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-208-...

ВЕРА (раздел). – С.30-43.   Школа «Фомы». Именины:   Дионисий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Дионисий - имя древнегреческого происхождения, переводится как «Дионису принадлежащий». В античной мифологии Дионис – бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза; Дни памяти : 16 октября – день памяти священномученика Дионисия Ареопагита; 17 января – Собор 70-ти апостолов; Священномученик Дионисий Ареопагит ( I век) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святого и фото: Афины, Греция. Руины Ареопага и других строений;   Святые с именем Дионисий : Преподобный Дионисий Олимпийский (90-е гг. XV в. - 1541). Преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1570-1633); Известные люди с именем Дионисий: Денис Фонвизин (1745-1792) – литератор, драматург, автор сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Денис Мацуев (род.1975) – известный российский пианист. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Интересные факты. Ил.: Ангельские чины. Икона (по преданию Дионисию Ареопагиту принадлежит главное в святоотеческой литературе сочинение об ангелах, о девяти ангельских чинах). Фото: угол Бауманской улицы и Денисовского переулка в Москве, где в конце XVIII века жил Денис Фонвизин//Фома. - – октябрь 2017. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Тихон Сысоев . Как сомневались святые? 5 историй об искренней вере: Фома, Антоний Великий, Николай Японский, Иосиф Исихаст, Лука (Войно-Ясенецкий). Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – октябрь 2017. – С.32-35. – (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Суть вещей:   Вериги преподобного Никиты Столпника . [Вериги (старослав. верига – «цепь») – тяжелые цепи или любые металлические предметы (кресты, кольца, пластины, подошвы обуви), которые носили на себе подвижники для усмирения плоти по благословению духовного наставника. Ношение вериг – один из видов аскетического подвига; Преподобный Никита Столпник. [Жил в XII веке в Переславле-Злесском]. О нем и его подвиге; Большие вериги (с указанием, где находятся); Малые вериги ; Ил.: Преподобный Никита Столпник. Икона святого. Большие вериги. Малые вериги. Никитский мужской монастырь. Фото www.lori.ru; Кто еще носил вериги : Евфросиния Полоцкая. Преподобный Феодосий Печерский. Преподобный Иринарх, затворник Ростовский; Интересный факт: 29 января Православная Церковь празднует поклонение честным веригам апостола Петра. Святыня находится в храме апостола Петра в Риме. Подготовил Кирилл Баглай . Фото Михаила Кудрявцева//Фома. - – октябрь 2017. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-174...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2019 22 мин., 06.09.2019 1-я страница обложки. На фоне разных оттенков горчичного цвета длинный росток, который тянется из старого темного желудя,  лежащего на покрытой зеленью почве (фото www.lori.ru ). Сверху надпись: НЕ ЗАКАНЧИВАЙСЯ НА СМЕРТИ. Внизу страницы: КАК СПРАВИТЬСЯ С ЧУВСТВОМ, ЧТО ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ТЯЖЕЛА И БЕССМЫСЛЕННА. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Земная жизнь — тяжесть и наказание?»  (С.16-27). Пролог : (на заставке фото Александра Гаврилова) Александр Межиров . «А время быстро движется, идет...» .Стихотворение. 1968//Фома. - – сентябрь 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: сентябрь //Фома. - – сентябрь 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 сентября. Церковное новолетие . [На церковном Соборе в Москве в      1492 году было принято решение праздновать новый год с 1 сентября.  При Петре I даты празднования начала гражданского и церковного нового года разделились, так как Церковь не перешла на новую (1 января) дату празднования, установленную царем. После революции 1917 года был введен новый, григорианский, календарь, по которому разница с прежним, юлианским, календарем составляет        + 13 дней.  Таким образом, по новому стилю церковное новолетие   отмечается 14 сентября]. Ил.: Мозаика «Сотворение мира», Кафедральный собор  города Монреале, Италия, мозаика XII в. -- С.4; 27 сентября. Воздвижение Креста Господня . [В этот день       православные христиане вспоминают два события: обретение Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы, и      возвращение в Иерусалим в VII веке Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. И в том и в другом случае обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали].  Фото. - С.4; 1 сентября. 15 лет со дня трагедии в Беслане . сентября 2004 года террористы захватили школу в Беслане. В результате теракта погибли и позднее скончались от ранений 334 человека, в том числе 186 детей. Инвалидами стали 126 бывших заложников, из которых 70     — дети. Погибшие были похоронены на мемориальном кладбище,          которое теперь именуется «Городом ангелов»]. Ил.: Фрагмент мемориала «Древо скорби» в «Городе ангелов». - С.4;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9197-s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» (224) – декабрь 2021 29 мин., 29.12.2021 Обложка : На фоне заснеженных деревьев пара прильнувших друг к другу белых лебедей (фото Raphael Renter/Unsplash). Внизу надпись: ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ ВПЕРЕДИ. Тут же обозначена тема: ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ И ЧТО НЕ ТАК В ДОБРАЧНЫХ СВЯЗЯХ (см. «Вопрос номера», С.14-21). Пролог : Владислав Ходасевич . Зимой («День морозно-золотистый...»). Стихотворение. 1906. Фото Александра Стрельчука//Фома. - – декабрь 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. - – декабрь 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 12 декабря. 70 лет назад родился священник-путешественник Федор Конюхов. [«Годы идут, со временем цели меняются. Но одно остается для меня неизменным: это — любовь к нашей планете, к Земле. Господь Бог создал ее очень красивой. И я в своих путешествиях бесконечно любуюсь этой красотой... Из интервью отца Федора журналу «Фома» ]. Ил.: Федор Конюхов установил новый мировой рекорд: он первым пересек Южную часть Тихого океана на веслах, 2019. Фото Ситвена Фрейтага/Radix Nutrition Ltd. - С.4; 10 декабря. День иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». [В 1170 году суздальцы осадили Великий Новгород. Новгородцы молили Бога о защите. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести икону Пресвятой Богородицы из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и поместить ее на крепостную стену. Новгородцы с иконой направились крестным ходом к городским укреплениям. Осаждавшие в это время обстреливали город из луков. Одна из стрел попала в лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слезы. В это же время в стане неприятеля случилось необъяснимое смятение, и они ушли от стен города. Иконописный сюжет «Знамение» - это образ Благовещения, а также предзнаменование Рождества и последующих за ним евангельских событий]. Ил.: Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами), XVb. Иконография. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-224...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2016 20 мин., 29.11.2016 1-я страница обложки – Патриарх Кирилл смотрит в окно летящего самолета (фото свящ. Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси). Внизу надпись: «Патриарх Кирилл. Вокруг России за десять дней». Материал под таким названием публикуется в журнале (с.20-31).   Пролог : (на заставке фото Ivan Bachev/Flickr/CC BY-NC 2.0)   Андрей Нитченко. « Помнишь девочку? Ту, что кольцо… ». Стихотворение. 2010//Фома. - – ноябрь 2016. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Числа:   Даты месяца. Ноябрь //Фома. - – ноябрь 2016. – С.4-7. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 20 ноября. 70 лет исполняется Патриарху Кирилллу . [Биографическая справка. Приводятся цитаты из выступления Патриарха Кирилла в день его интронизации (1 февраля 2009) и из ответа на вопрос корреспондента ТАСС о власти, сосредоточенной в руках Предстоятеля Церкви (март 2015). В конце публикации - поздравление с Юбилеем от Редакции журнала «Фома»]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. – С.4-5;   1 ноября. Димитриевская родительская суббота . Ил.: Побежденные. Панихида. Василий Верещагин. 1878-1879. – С.6; 28 ноября. Начало Рождественского поста . Фото Виктора Велина. – С.6; 11 ноября. 195 лет назад родился Федор Достоевский (1821-1881). Фото. – С.6; 22 ноября. 215 лет назад родился Владимир Даль (1801-1872), составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» . Ил.: Портрет писателя Владимира Ивановича Даля. Василий Перов. 1872. – С.7; 21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных . Икона. – С.7.   Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Перформанс или искусство? По материалам программы «В личном качестве» телеканала Царьград. Фото Эллиотта Эрвитта, 1975//Фома. - – ноябрь 2016. – С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Приключения американца в России . [Беседа с Джулианом Генри Лоуэнфельдом, поэтом, драматургом, адвокатом, композитором и переводчиком с восьми языков]. Бедовала Дарья Баринова . При подготовке интервью использовались материалы программы «Светлый вечер» на радио «Вера» (эфир от 28.09.2016). Фото Владимира Ештокина и Дарьи Бариновой//Фома. - – ноябрь 2016. – С.10-18. – (рубрика « Интервью номера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-163...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Леснинская икона Божией Матери (Леснянская) (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками. Существуют 2 версии сказания об иконе - русская и польская. В них одинаково изложены обстоятельства обретения Л. и.: 14 сент. 1683 г. пастухи из с. Лесны (ныне Лесьна-Подляска Люблинского воеводства, Польша) пригнали скот на привычное для полуденной стоянки место близ села - «окопы» (холм с остатками земляных укреплений, к-рые связывают со временем похода крестоносцев на Ливонию в XIII в.). В лесу в ветвях грушевого дерева они увидели окруженную сиянием икону Божией Матери (тема обретения иконы на грушевом дереве на территории совр. Белоруссии встречается неоднократно: в частности, впервые - в истории Жировицкой иконы (кон. XV в.), в сер. XVIII в.- Васьковской иконы). О находке пастухи рассказали односельчанам и священнику. Икону сняли с дерева и перенесли в Лесну. В обеих версиях приведены имена пастухов: Александр Стельмащук и Мирон Макарук (польск.- Макарчук), в польском варианте указан их возраст - 9 и 10 лет соответственно. Далее версии расходятся. Согласно русской, икона была поставлена в доме Макаруков. Оттуда ее перенесли в с. Буковичи (ныне Буковице, Польша) в правосл. Свято-Троицкую ц. (построена в кон. 70-х гг. XVI в., приход упразднен в 1859, к этому времени церковь пришла в запустение; вид церкви см. в кн.: Петров. 1887. Ил. на с. 69). Е. Поселянин дополняет местное предание: из дома Макаруков икону взял и присвоил «один соседский польский помещик… но под влиянием различных несчастий… он решил передать ее в ближайшую православную церковь села Букович, в двух верстах от Лесны» ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 592). Одним из первых чудес считается событие, когда на месте обретения иконы забил источник. К иконе началось паломничество, и она стала основным источником доходов церкви в Буковичах. Однако обладание иконой в условиях гонения на Православие и насаждения католицизма на Холмщине находилось в плоскости не столько приносимых иконой доходов, сколько усиления влияния Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463593.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Мечеть у Святого озера Московские чиновники играют на руку врагам России 22.03.2023 5055 Время на чтение 10 минут Фото: из открытых источников С конца февраля крайний восток Москвы только и говорит, что в их районе в вековом лесу строят мусульманский центр. Этот центр будет включать мечеть на 60-70 тысяч человек, медресе, исламскую академию, гостиничный комплекс, халяльные магазины, большой парковочный узел. Эта мини-Мекка строится в районе Косино-Ухтомский, за МКАДом, в окруженном лесопарковой зоной микрорайоне Кожухово. Экосфера Кожухово уже серьёзно страдает от только начавшейся строиться мини-Мекки, что возмущает местных жителей. Главное недовольство – в том, что мини-Мекку воздвигают прямо посреди мест, которые являются святыми для всех православных России. Точная локация будущей мини-Мекки – побережье Святого озера. Озеро получило такое название из-за уникального биохимического состава воды, которая способствует заживлению травм и ранений. Как гласят древнерусские летописи, от воды из Святого озера исцелялись раны у возвращавшихся с Куликовской битвы воинов Дмитрия Донского. Лечебными свойствами также обладает озерный ил. Святость этих мест давно зафиксирована православным преданием, эту святость признавал и разуверившийся в Боге Антон Павлович Чехов. Чтил Святое озеро Петр Великий, даровавший местному православному благочинию привезенную из итальянской Модены икону Божьей Матери. Моденская (иначе Косинская) икона Богоматери считается чудотворной во всем православном мире. В советские безбожные пятилетки близ Святого озера происходили случаи, которые трудно объяснить нормами только человеческого разума. Например, молодые и совершенно здоровые активисты-безбожники неожиданно умирали сразу после того, как они покушались на эти святые для православных места. Район Святого озера остаётся местом массовых паломничеств православных москвичей и сегодня. На Крещение здесь яблоку негде упасть от желающих окунуться в озеро с молитвой и крестным знамением. 3 июля каждого года, когда празднуется день Моденской Божьей Матери, по берегу Святого озера проходят многочисленные крестные ходы. Икону в ее праздник вывозят на середину озера в украшенной цветами лодке. В этой лодке видели и патриарха Московского Кирилла. Здесь особо чтят святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя данного района. В Косино-Ухтомском и во всем Восточном округе Москвы куда чаще можно встретить епископа, чем имама. Постоянно проживающих здесь этнических мусульман – меньше одной трети от населения. По словам местных жителей, нет перспектив на какое-либо значительное населения района этническими мусульманами. Неподалеку от места стройки мечети вырос микрорайон из 50-этажных жилых небоскребов, там живут люди, но известно, что активных продаж квартир в этих домах не было.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/22/me...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕСТВЕННАЯ НОТАЦИЯ система записи демественного и строчного пения , выработанная в сер. XVI в. государевыми певчими дьяками на основе фонда знаков казанской нотации . Наиболее ранние образцы Д. н. зафиксированы в поголосных записях многолетий, выявленных Н. Д. Успенским в составе путевой рукописи РНБ. Солов. 763/690, датируемой 60-70-ми гг. XVI в. (см.: Успенский. Ил. XXIX а, б). Анализ поголосных записей многолетий и одноголосных записей путевых песнопений в этой рукописи выявляет много совпадающих по графике начертаний, что позволяет предположить использование в них одной и той же знаковой системы. Изучение азбук певческих путевого и демественного знамени, в к-рых изложен основной фонд певч. знаков соответствующих нотаций, обнаруживает, что наиболее ранними являются азбуки путевого знамени, время бытования к-рых приходится на период с 1603 г. до 90-х гг. XVII в. Азбуки Д. н. появились в кон. XVIII в. и используются в старообрядческой среде в сотнях экземпляров до наст. времени. При сопоставлении истории путевого и демественного распевов с историей их азбук обнаруживается, что появление азбук предваряется бытованием рукописей, в к-рых используются эти нотации. Период, предшествующий появлению азбук путевой нотации, занимает четверть века, а азбуки Д. н. отделены от наиболее ранних рукописей этой нотации почти 2 столетиями (РГАДА. Ф. 188. 1696: Сб. обиходных песнопений с чином пещного действа, нач. XVII в.; ГЦММК. Ф. 283. 15: Демественник, 1606-1612 гг.). Объяснить отсутствие демественных азбук в XVII в. их утратой невозможно - от этого времени сохранились десятки тысяч певч. рукописей. Древнерус. теория музыки имела практическую направленность, отсутствие демественных азбук в указанное время может быть объяснено только тем, что начертания, названия и разводы демественных знаков были хорошо известны. Все демественные азбуки представляют собой один тип руководства, в к-ром помещены начертания и разводы демественных знаков. По форме изложения это руководство аналогично Граням путевой нотации, за исключением того, что демественные знаки, а также их разводы столповым дробным знаменем снабжены степенными и указательными пометами , что значительно облегчает их понимание и изучение.

http://pravenc.ru/text/171650.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АИД [Гадес; греч. Αιδης, Αδης - букв. безвидный, не имеющий формы], в греч. мифологии название инфернального мира, царства мертвых, инобытия, противопоставленного небесному миру богов; таково же и имя божества, царящего в А., брата Зевса и Посейдона , получившего при разделе вселенной между 3 божественными братьями-кронидами «подземные мраки» (Гомер. Подобно повелителям смерти в иных религиях Переднего Востока - Сету в Египте, Нергалу в Шумере,- А. бездетен. Как божество А. практически не был объектом специального почитания в Греции I тыс. до Р. Х. Он отождествляется с Зевсом Хтонием (подземным) и именуется Зевсом нисходящим. А. как инфернальный мир отделен от мира живых 5 реками: Летой, Стиксом, Флегетоном, Ахеронтом и Кокитом. Отделен он также и стенами с воротами, в к-рых сидит на страже страшный многоглавый пес Кербер (Гомер. Од. VIII 365-369). Греч. эпос рисует царство А. мрачными красками. Это - «многозвонкие гулкие домы» (Гесиод. Теог. 767), «безотрадная обитель мертвых» (Гомер. Од. XI 94), где летают как летучие мыши бестелесные и «бездушные» образы (εδωλα) умерших, потерявшие память, подобные теням или сновидениям (Там же. 223). Только испив крови жертвенного животного, закланного живыми, «образ» на время обретает рассудок, способность мыслить, помнить и говорить, т. е. становится душой (ψυχ). В древнегреч. представлениях настоящая жизнь - это жизнь в теле на земле, а не в А.: «С жизнью, по мне, не сравнится ничто.../Можно стяжать и прекрасных коней, и златые треноги;/Душу ж назад возвратить невозможно, души не стяжаешь,/Вновь не уловишь ее, как однажды из уст улетела» (Ил. IX 401-409). В А. греч. эпоса судьбы всех людей одинаково безрадостны. Их жизнь на земле, благочестие или грех, величье или ничтожество не влияют на посмертную судьбу. Сравнивая свое пребывание в А. с жизнью живых, душа царя Ахилла говорит Одиссею: «Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле,/Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,/Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать, мертвый» (Од. XI 489-491). Но особенно плохо тем, кого не предали положенному погребению, кому не приносят заупокойные жертвы и кого не вспоминают живые (Од. XI 70-79). Исключительные страдания в А. выпадают на долю тех, кто совершил преступления против богов, - Тития, Тантала, Сизифа.

http://pravenc.ru/text/63714.html

Переяславское Евангелие. Между 1406 и 1409 гг. Начало Евангелия от Иоанна (РНБ. F.n.I.21. Л. 126) [Зиновьишко], диак., книгописец, работавший в 1-й четв. XV в. в Переславле-Залесском. Судя по характеру почерка (устав и старший рус. полуустав без графических признаков «второго южнославянского влияния» (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ), употребление «полубукв» в конце строки), З. обучался книжному письму в посл. четв. XIV в. (образцы почерка см.: Вздорнов. 1980. Кат. 86, 87; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. Ил. к 39). Известно пергаменное Евангелие-тетр («Переяславское» - РНБ. F.n.I.21), переписанное З. в Переславле-Залесском по заказу игум. Введенского мон-ря Саввы ( Вздорнов. 1980. С. 116-117. Кат. 86). Рукопись не имеет даты написания, но на основании упоминания в «выходной» записи вел. кн. Московского Василия I Димитриевича (1389-1425) и отсутствия упоминания митрополита может быть достаточно уверенно отнесена ко времени между кончиной митр. св. Киприана (сент. 1406) и приездом на Русь митр. св. Фотия (сент. 1409). Ок. 1415 г. (о датировке см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в. С. 139) З. принял участие в переписке комплекта Миней служебных (каждый том содержит службы на 2 месяца: РГАДА. Ф. 381. 88, 95, 109, 115, 143), предназначавшихся скорее всего для Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского. Как установил А. Л. Лифшиц, почерк З. встречается в томах на сент.-окт. 88) и май-июнь 115), при этом он был старшим, «образцовым» писцом, вместе с которым наряду с прочими трудились и его ученики ( Лифшиц. 1995. С. 188-191). Особенностью данного комплекта служебных Миней (единственного относительно полного древнерус. пергаменного комплекта, переписанного не в Новгороде и не в Пскове до широкого распространения в богослужении Иерусалимского устава ), протограф которого, возможно, был ростовским по происхождению, является сочетание месяцеслова Иерусалимского устава (отразившегося только в заглавиях) с архаичной структурой служб и набором текстов, связанных со Студийским уставом (см.: Каталог славяно-русских рукописных книг XV в. С. 139; Мошкова Л. В. К вопросу о составе переславских Миней 1-й четв. XV в. (сент.-окт.)//ДРВМ. 2006. 1. С. 64-70). Очевидно, практически одновременно (последовательность работ не устанавливается) З. вместе с другими писцами Миней ( Лифшиц. 1995. С. 186-187) участвовал в переписке пергаменного Устава церковного Иерусалимского (РГАДА. Ф. 381. 143) для Спасо-Преображенского собора (как можно судить по владельческой записи XVI-XVII вв.). Вероятно, последней (20-е гг. XV в.?) работой З. является переписка Устава церковного Иерусалимского (ГИМ. Муз. 3496; Вздорнов. 1980. Кат. 87), принадлежавшего в XVI в. переславль-залесскому во имя святителя Николая Чудотворца монастырю (почерк книгописца отличается здесь более полууставным обликом, регулярно употребляется младшее (современное) начертание Ы).

http://pravenc.ru/text/199823.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010