Итак, Алексей Врана, стоявший во главе военных сил, действовавших против норманнов, еще прежде, чем войска были распущены, задумал отложиться и объявить себя императором. Мы знаем, что очищение полуострова от иноземного нашествия могло считаться оконченным в ноябре 1185 г.; но в это время уже заметны были признаки волнений между болгарами, почему тому же Вране поручено было направить оружие против беспокойных подданных. Искусно прикрывая свои замыслы, Врана не предпринимал наступательных действий против болгар и ограничивался донесениями, что без новых и значительных подкреплений он не может надеяться на успех. Так он успел соединить под своею властью почти все военные силы, которыми располагала империя на западе, и дал время распространить враждебное к Византии настроение среди болгар. В таком свете представляет ход дела панегирик М. Акомината, сказанный летом 1186 г. Вообще обстоятельства, относящиеся к началу болгарского движения, изложены в летописи весьма слабо и вызывают в читателе различные недоумения. По всему видно, что заговор Враны, рассчитанный на перемену династии, опирался на симпатии к этому роду в Македонии и во Фракии, на поддержку в столице и на обширные военные средства, так что органы центральной администрации должны представляться совершенно бессильными во Фракии и Македонии за все время, пока Врана не потерял жизнь под стенами Константинополя. В числе войск, приведенных им в начале зимы 1186 г. под столицу, были норманны и другие иноземцы, но что для нас важнее – были славяне и союзники их против Византии, куманы. Хотя от этого далеко еще до тожества или прямой связи между делом Враны и болгарским движением, но одновременность того и другого факта и участие однородных элементов в войске Алексея Враны и болгарских вождей не может быть более оставляемо без внимания. Заговор Враны был благоприятным для Асеней обстоятельством, которое дало им возможность лучше организовать восстание и подкрепить свои силы частию приверженцев падшего генерала. Прежде чем Исаак Ангел предпринял против них весенний поход (1186), болгары имели удачное дело с отрядом, предводимым И. Кантакузином . Они напали на ромэйский лагерь, расположенный в долине, перебили людей и овладели обозом. Весьма вероятно, что дорогие украшения и одежды, присвоенные сану цесарей византийских, которые оказались в числе добычи, унесенной при этом болгарами, были первыми внешними отличиями, возложенными на себя Асенями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

— жена Раймунда де Пуатье, после смерти которого и до 1163 г. была регентшей при своем сыне Боэмунде III (1145-1201) вместе со своим вторым супругом Рено Шатийонским, князем Антиохии в 1152-1163 гг. Саладин, или Салах-ад-Дин, Юсуф — первый египетский султан из рода Айюбидов (1171-1193), окончательно сместивший династию Фатимидов. Установил свое господство в Сирии и Месопотамии. 2 октября 1187 г. захватил христианский Иерусалим. В 1169 г. Саладин стал визирем Египта, в 1171 г. объявил себя халифом, низложив умирающего халифа Адида. Далее завоевал почти всю Сирию; в 1175 г. багдадский халиф признал за Саладином титул султана. Полностью завершил объединение бывших земель халифатов в 1186 г., вынудив к покорности атабека Мосула Зенги II. Первым браком император Мануил I Комнин (см. прим. 14 к гл. III) был женат на двоюродной сестре Конрада III Ирине, второй раз — на Марии, дочери князя Антиохии Раймунда де Пуатье. Ричард Львиное Сердце — Ричард I (1157-1199), король Англии с 1189 г. из династии Плантагенетов, сын Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Участник третьего крестового похода, в 1192 г. заключил мирный договор с султаном Египта Саладином. Ираклий — архиепископ Цезареи, патриарх Иерусалимский в 1180-1191 гг. Балдуин IV — Балдуин IV Анжуйский (1161-1185), король Иерусалимский с 1174 г., сын Амальрика I. Несмотря на тяжелую болезнь (проказу), участвовал в борьбе с Саладином. Находился под влиянием своей сестры Сивиллы, сыну которой завещал трон. Балдуин V — Балдуин V Монферратский (1177-1186), король Иерусалимский с 1185 г., был не сыном, а племянником Балдуина IV. Его родителями были Вильгельм Монферратский (ум. 1185 г.) и Сивилла, сестра Балдуина IV. Гвидо Лузиньян (ок. 1129-1194) — король Иерусалима с 1186 г. и Кипра с 1192 г., сын французского сеньора Гуго III де Лузиньяна. В 1184 г. потерпел неудачу в борьбе за регентство при малолетнем Балдуине V, короле Иерусалимском. Однако, женившись на Сивилле, дочери Амальрика I и матери Балдуина V, стал королем после смерти последнего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Согласно определению Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186, испытания произведены были, в пределах семинарского курса, по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета (как двум отдельным предметам), догматическому богословию, всеобщей церковной истории (до разделения церквей) и по одному из древних языков, по выбору экзаменующихся. Независимо от сего экзаменующиеся писали на заданные темы сочинения по библейской истории, философии и поучение. – Один студент Рязанской духовной семинарии, представивший все три письменные работы и выдержавший один устный экзамен по Священному Писанию Нового Завета, вынужден был затем, вследствие постигшей его тяжкой болезни, прекратить сдачу испытаний и Совет Академии имел о нем особое суждение впоследствии, по выздоровлении. —13— По окончании испытаний 47 студентов духовных семинарий и 1 боснийский уроженец приняты были в студентов I курса Академии; воспитаннику же Поливановской гимназии было отказано в приеме по недостаточной подготовленности его к слушанию академических лекций. Из студентов, принятых в Академию, 30 зачислены были на казенные стипендий, 9-на частные, 1 (боснийский уроженец) – на особую стипендию Святейшего Синода, а остальным предоставлено содержаться на свои средства. Кроме означенных лиц, в самом начале отчетного года приняты были в число своекоштных студентов I курса: 1 окончивший полный университетский курс и 1 студент и надзиратель Московской духовной семинарии, удовлетворительно выдержавший приемные испытания в августе 1904 года, но не зачисленный тогда в состав I курса по недостатку помещения в академических зданиях, – без испытаний, и вышеупомянутый студент Рязанской духовной семинарии, с разрешения Его Высокопреосвященства удовлетворительно сдавший, по выздоровлении, остальные четыре устные испытания по предметам, указанным в определении Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186. При полном составе академических курсов в начале учебного года в Академии было 205 студентов, именно: в курсе – 55 студентов (в том числе 4 оставленных на повторительный курс), во II – 59, в III – 49 и в IV – 42.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако Мария и ее муж должны были первыми искупить то преступление, что «прибегли, как говорит Никита, к насилию и возмутили государство». Оба, как известно, погибли в 1183 году, жертвами адского искусства в отравлении, каким обладал Андроник Комнин. В 1186 году другой сын маркиза Монферратского, Конрад, в свою очередь прибыл в Константинополь. Еще при Мануиле он прославился, сражаясь от имени императора с полководцами Фридриха Барбароссы, и своей доблестью, а также своим умом и верностью он заслужил уважение и любовь царя. Поэтому, задолго до его появления на Востоке имя его уже было там известно, и Исаак Ангел, чувствовавший потребность в латинских союзниках, чтобы упрочить свой престол, с радостью предложил ему руку своей сестры Феодоры. Конрад, как раз перед тем потерявший жену, легко поддался соблазну сделанных ему блестящих предложений. Он явился в Византию и, вступив в императорскую семью, получил титул кесаря. Он не замедлил оправдать сделанный в лице его выбор, оказав своему зятю важную услугу. Случилось так, что в этом самом 1186 году Алексей Врана возмутился против Исаака. Это был лучший полководец в империи и самый популярный, он не замедлил осадить Константинополь с моря и с суши. Царь, в полном отчаянии, терял голову; надеясь только на Бога, он собирал во дворце толпы монахов, прося их молиться, чтобы Господь отстранил междоусобную войну и сохранил ему престол. Конрад Монферратский был другого рода человек: защите молитвы он предпочитал кольчугу и меч и энергично убеждал зятя встряхнуться, уговаривая его прогнать к черту « всех этих нищих», собрать войско и драться. «Дай Бог, резко сказал он ему однажды, застав его за обедом, чтобы ты с таким же увлечением готовился к войне, с каким садишься за стол, чтобы смаковать подаваемые тебе кушанья, и так глубоко задумываться потом над пустыми чашами». Сам он покуда не терял времени: собрал двести пятьдесят латинских рыцарей, навербовал немного пехоты в то время, как Исаак коснел в своей бездеятельности, и предстал перед всеми, «как истинный посланец Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Христианской топографии» без иллюстраций. Карта мира и рая с персонификацией ветров над мировым океаном. Миниатюра из «Христианской топографии» Космы Индикоплова. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 66v) Карта мира и рая с персонификацией ветров над мировым океаном. Миниатюра из «Христианской топографии» Космы Индикоплова. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 66v) Рукопись Vat. gr. 699 содержит первые 10 книг и оглавление в начале текста, написанное той же рукой, что и сам текст. В синайской и во флорентийской рукописях 12 книг, но 2 последние были, вероятно, добавлены позднее, возможно при посмертном переиздании сочинения К. И. Именно в расширенной редакции читал эту топографию свт. Фотий. Только из флорентийского списка известно имя автора (Fol. 6v). В каждой из 3 сохранившихся рукописей ок. 60 иллюстраций. Иллюстрации к трактату (композиции и схемы) были изначально задуманы автором и, по крайней мере частично, выполнены им самим ( Wolska-Conus. 1968. P. 124, 268-271). Ватиканская рукопись (крупного формата - 332×315 мм) выполнена на толстом желтоватом пергамене невысокого качества, с многочисленными изъянами. На основании этих данных, а также характера и системы разлиновки Ж. Леруа убедительно доказал, что рукопись была написана в Юж. Италии ( Leroy. 1974) наклонным унциалом; большинство надстрочных знаков проставлено намного позднее; орнаментальных инициалов и заставок нет. По стилю миниатюры рукописи имеют значительное сходство с иллюстрациями рукописи Гомилий свт. Григория Назианзина (Paris. gr. 510, 879-882 гг.). В ее украшении, возможно, принимал участие тот же к-польский художник. Синайская и флорентийская рукописи (размеры - 252×183 и 255×190 мм), вероятно созданные в К-поле в XI в. и содержащие иную редакцию текста, написаны минускулом и имеют очень сходные циклы иллюстраций. При этом художник, украшавший синайскую рукопись, в том, что касается стиля и композиции миниатюр, очевидно, в большей степени следовал своему образцу (ок. IX или X в.). Миниатюрист флорентийской рукописи изменил (в основном сократил) некоторые сцены, чтобы формат иллюстраций лучше соответствовал прямоугольному формату листа. В стиле миниатюр этой рукописи - реминисценции манеры исполнения взятого за образец манускрипта (плавная моделировка форм, тонкость красочных слоев, гармоничность и отсутствие яркого колорита), т. о. достигается большее сходство со стилем изображений кон. XI в. В синайской рукописи помимо миниатюр есть заставки и инициалы, украшенные лепестковым орнаментом; во флорентийской - заставки, выполненные киноварью, в стиле, напоминающем «лобзиковый» стиль X в. Для флорентийского манускрипта, как и для ватиканского, был использован пергамен низкого качества. В целом оформление 3 рукописей, по-видимому, должно было подражать оформлению естественнонаучных трактатов, украшение к-рых в Византии никогда не отличалось роскошью.

http://pravenc.ru/text/2458831.html

Свое мнение Б.А. Рыбаков обосновывал следующим образом: «В рассуждениях о времени написания «Слова о полку Игореве» исследователями, отодвигавшими дату написания к 1186 или 1187 г., упущена одна очень важная хронологическая примета: обращаясь ко Всеволоду Большое Гнездо, автор «Слова» пишет: «Ты бо можеши  посуху живыми шереширы стреляти – удалыми сыны  Глебовы». Не вызывает сомнения, - пишет далее Б.А.Рыбаков, - что здесь под загадочными «шереширами» подразумеваются сыновья Глеба Ростиславича Рязанского. (…) Всеволод может «стрелять» Глебовичами, т.е. поражать при их помощи, посредством их, своих врагов. Такая вассальная зависимость ведет нас к событиям 1180 г., когда двое Глебовичей, Всеволод и Владимир, обратились ко Всеволоду Большое Гнездо с просьбой: «Ты – господин, ты – отец, брат наю старейший! Роман уимаеть волости у наю…» …, Всеволод Суздальский «прия ею (обоих братьев) в любовь» и начал войну, в результате которой ему присягнули еще двое рязанских князей «на всей воли всеволожи» ». В 1183 г. «новые вассалы» - все четверо рязанских князей приняли участие в походе Всеволода Суздальского на Волжскую Болгарию. Однако уже в 1185 г. «удалые сыны Глебовы» снова начали «крамолу злу». Попытка Всеволода их примирить оказалась тщетной, поскольку Глебовичи «восприимше буй помысл, начаша ся гневати» на Всеволода Юрьевича. Ему «пришлось долго воевать в Рязанской земле, а когда часть рязанцев запросила мира, то он «не восхоте мира их, якоже пророк глаголеть: брань славна луче есть мира студна…» Если бы до Киева успела дойти весть о таком непокорстве недавних вассалов, - замечает Б.А. Рыбаков, - то  автор «Слова» не стал бы уподоблять Глебовичей шереширам, которыми Всеволод может стрелять по своему усмотрению. Рязанские события происходили в 1185 г. (после похода Игоря), и мы должны исключить как 1186, так и 1187 г. из числа возможных дат написания «Слова», так как к этому времени в Киеве должны были уже знать (надо полагать – автор. – А.У.) о выходе Глебовичей из повиновения и о рязанской войне Всеволода Большое Гнездо» .

http://pravoslavie.ru/5259.html

Помимо этих общих замечаний против римско-католического учения у Феофана есть опровержение отдельных пунктов вышеупомянутых сочинений Циховского и Беллярмина: весь его трактат «об исхождении Св. Духа» испещрен полемическими замечаниями против последних (хотя цельного и систематического) опровержения этих сочинений у него нет). Против Циховского делаются замечания на страницах: 841, 846. 944, 991, 1016 – 1020, 1034, 1044, 1080, 1121, 1156, 1159, 1160 – 1161, 1165, 1166–1667, 1174, 1177, 1178, 1182, 1186, 1193, 1194, 1199, 1205–1206 и 1207, причем на стр. 1199 (в § 313) сочинение «Tribunal» прямо называется по своему заглавию 392 . Вышеупомянутый трактат Беллярмина: de processione Spiritus Sancti a Filio“ 393 цитуется под общею формулою: lib. II de Christo с. (N) « на страницах: 939, 967, 981, 1033, 1039, 1043, 1072, 1076, 1081, 1091 и 1133. На всех этих страницах и еще кроме того на страницах: 827, 841, 940, 1034, 1040, 1166, 1173 – 1174, 1181, 1186 и др. делаются замечания против этого трактата, так что из 11 глав последнего каждая глава, по крайней мере в некоторых своих частях, подвергается опровержению. При опровержении Феофан указывает и приводимые для доказательства поврежденные места отеческих творений. Таких мест указывается у Циховского одно 394 , а у Беллярмина – до 17-ти 395 . Из приводимых Беллярмином (в XXV гл.) в пользу римско-католического учения 15 свидетельств из восточных отцов – 11 мест, как поврежденные, опровергнуты в 14-й главе Феофанова трактата, а из приводимых им (в XXIV гл.) 15 свидетельств из западных отцов в 15-й главе Феофанова трактата доказана поверженность 6-ти мест 396 . Из всего сказанного в данной главе следует, что Феофан в отношении учения об исхождешнии Св. Духа является безусловно полемизирующими с западными богословами, он не находит возможным стать в какое либо примирительное с ними положение, тогда как в отношении постановки умозрительной стороны общего учения о Св. Троице он оказывается подражателем их. Эта неодинаковость отношений Феофана объясняется, конечно, тем обстоятельством, что в первом случае он имеет дело с догматом, точно определенным в православной церкви и не дающим православному богослову ни малейшего повода к колебанию, а во втором случае имеет дело с такою стороною вероучения о Троице, которая в православной церкви не имеет обязательного для богослова точного изложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Согласно определениям Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186 и 27 февраля 1907 года за 1275, испытания произведены были, в пределах семинарского курса, – по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета (как двум отдельным предметам), догматическому богословию, всеобщей церковной истории (до разделения церквей) и по одному из древних языков, по выбору экзаменующихся (от последнего испытания освобождены были 2 сербских уроженца – на основании указа Святейшего Синода от 14 августа 1902 года за 6245). – Независимо от сего экзаменовавшиеся писали на заданные темы сочинения по основному богословию, психологии и поучение. По окончаний испытаний, 71 студент духовных семинарий и 2 сербских уроженца приняты были Советом Академии в число студентов I курса, а 1 студенту духовной семинарии отказано было в приеме по недостаточной подготовленности его к слушанию академических лекций. —12— Из студентов, принятых в Академию, 30 зачислены были на казенные стипендии, с выдачею таковых семейным священнослужителям, пожелавшим поместиться на частных квартирах, – на основании указа Святейшего Синода от 20 ноября 1906 года за 12983, – на руки помесячно, 1 – на частную стипендию, а остальным предоставлено содержаться на свои средства. Кроме вышеупомянутых 73 лиц, в самом начале отчетного года Советом Академии – а) приняты были в число студентов I курса: 1 студент, рекомендованный Правлением Владимирской духовной семинарии, но по болезни не имевший возможности своевременно прибыть в Академию, и 1 сербский священник – на основании разрешительного указа Святейшего Синода от 30 сентября 1908 года за 12051; оба – после испытаний по всем предметам, указанным в определении Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186 (за исключением одного из древних языков, от сдачи испытания по которому сербский священник был освобожден); б) исключены из состава курса, с переводом во II курс, – 3 бывших вольнослушателя Академии (2 священника и 1 студент семинарии), усердно посещавшие в предшествующем 1907–1908 учебном году академические лекции и представлявшие, хотя и неофициально, письменные работы наравне с действительными студентами I курса, – по успешном выдержании устных переводных испытаний по предметам I курса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ИНДИКОПЛОВ Земля в виде горы, омываемая первозданным океаном. Миниатюра из «Христианской топографии» Космы Индикоплова. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 65r) Земля в виде горы, омываемая первозданным океаном. Миниатюра из «Христианской топографии» Космы Индикоплова. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 65r) [Индикоплевст, Монах; греч. Κοσμς Ινδικοπλεστης] (1-я пол. VI в.), визант. купец, путешественник, литератор. Происходил из Александрии, полного классического образования не получил, знания приобретал в основном самостоятельно в течение жизни. Ведя коммерческие дела, посетил разные страны Средиземноморья и Востока, побывал на Синае, в Аксуме (Эфиопия), Аравии, Персии. Ок. 522 г. К. И. посетил западное побережье Индии (Малабарский берег) и Тапробану (Шри-Ланку). В Аксуме ок. 525 г. он, по его словам, был принят местным царем Еллисфеем (Элла Ацбэха), к-рый исповедовал христианство. Научные и религ. взгляды К. И. сформировались под большим влиянием несториан в Сирии. В кон. 20-х гг. VI в. он был учеником Мар Абы I (патриарх Церкви Востока в 540-552) и, вероятно, стал сторонником несторианской Церкви Востока . В конце жизни принял монашество. Рассказ К. И. о местных общинах христиан несторианской Церкви Востока является наиболее ранним надежным свидетельством присутствия христиан в Индии. Он также описал значительную часть сев. побережья Индийского океана, в т. ч. Аравийское м. и Персидский зал. «Христианская топография» (Χριστιανικ τοπογραφα) - трактат, который К. И. составил между 547 и 550 гг., обобщая опыт своих путешествий. Это одно из крупнейших произведений, отражающих представления древнего и средневек. мира о географии и космологии, в значительной мере альтернативные по отношению к классической географической науке эпохи эллинизма и Римской империи. К. И. вступил в открытую полемику с корифеями древней географии Платоном, Аристотелем, Клавдием Птолемеем и др. Он стремился доказать, что Земля имеет плоскую форму. По мнению К. И., концепция шарообразной Земли является обманом язычников, в то время как христ. вероучение он связывает с представлением о плоской модели мира. К. И. считал, что те, кто отстаивают шарообразность Земли, не могут быть истинными христианами.

http://pravenc.ru/text/2458831.html

В 1187 г. в битве при Хаттине был разбит и взят в плен Саладином. Получил свободу, отказавшись от титула иерусалимского короля. В 1192 г. Ричард I Львиное Сердце пожаловал ему о. Кипр, провозглашенный королевством. Раймунд, граф Триполи — Раймунд III (ок. 1140-1187), сын Раймунда II из Тулузской династии, граф Триполи с 1151 г. Регент Иерусалимского королевства в малолетство Балдуина IV и Балдуина V в 1174-1177 и 1184-1186 гг. Погиб при Хаттине в 1187 г. Рено Шатийонский (ум. 1187 г.) — французский рыцарь, прославившийся своей жестокостью. Благодаря женитьбе на Констанции, вдове князя Антиохии, стал князем Антиохийским (см. прим. 2). В 1159 г. совершил нападение на византийский Кипр, но был изгнан Мануилом I Комниным. В 1160 г. попал в плен к сельджукам; после освобождения совершал набеги, доходя до Египта и Аравии; в 1183 г. разграбил караван, в котором находилась сестра (или мать) Саладина, что послужило поводом для нападения султана на Иерусалимское королевство. Попав в плен к Саладину после битвы при Хаттине, был убит им лично. Эта битва обычно называется битвой при Хиттине, или Хаттине. По мнению новейших историков, причиной поражения крестоносцев было не предательство (ни Раймунд Триполитанский, ни другие рыцари не переходили на сторону сарацин), а очень тяжелые погодные условия (сильная жара) и неудачная тактика командиров. Граф Конрад из дома монферратских герцогов — Конрад, маркграф Монферратский (ум. 1192 г.), сын Вильгельма III. В 1185 г. женился на Феодоре, сестре императора Византии Исаака II Ангела, в 1186-87 гг. оказал ему помощь против мятежников. Присоединившись к крестоносной армии, прославился защитой Тира от Саладина в 1187 г. В 1190 г. провозгласил себя королем Иерусалимским, поскольку вступил во второй брак с Изабеллой Иерусалимской, младшей дочерью Амальрика I. Убит в Тире членами секты ассасинов (убийц). Речь идет о Клименте III (папа в 1187-1191). Часть 2 Известно, что Третий поход осуществился при обстоятельствах более благоприятных, чем первые два.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010