Далмат, архиепископ Новгородский с 1251 г., † 21 октября 1274 г.— Л. 2 Даниил Александрович, св., князь Московский с 1280-х гг., † 4/5 марта 1303 г.— Л. 2 об. Дмитрий Иванович, Донской, князь Московский с 1359 г., великий князь Владимирский с 1362 г., † 19 мая 1389 г. — Л. 2 об. Добрыня Ядрейкович – см. Антоний   Евфимий (Еуфимий) Брадатый, в монашестве Емельян, архиепископ Новгородский с 1424 г., † 1 января 1429 г.— Л. 2 Евфимий (Еуфимий) II Вяжицкий, архиепископ Новгородский с 1434 г., † 10 марта 1458 г.— Л. 2 Елецкие князья, служилые землевладельцы – Л. 16 Феодосия, инокиня Фотиния, инокиня, в миру супруга И. И. Елецкого Иван Иванов, Селезень, новгородский помещик, поминание рода Иван Иванов, сын И. И. Елецкого Климент Иванов Михаил Иванов Михаил Петров, внук И. И. Елецкого Петр Иванов, в монашестве Панфилий Емельян – см. Евфимий Брадатый Еуфимий – см. Евфимий Ефрем, возможно, епископ Новгородский, † около 1035 г. – Л. 2   Жданские, служилые землевладельцы – Л. 20. Иван Северин, поминание рода   Забелины, служилые землевладельцы – Л. 23 Иван Семенов, вкладчик Троице-Сергиева монастыря Одолей Семенов, вкладчик Троице-Сергиева монастыря Симеон (Семен), в монашестве Сергий, поминание рода   Иоанн–Илья, архиепископ Новгородский с 1165 г., св., † 7 сентября 1186 г.— Л. 2 Иоанн, архиепископ Новгородский с 1389 г., † 24 июня 1417 г.— Л. 2 Иоанн, игумен Коневского монастыря в середине XV в.— Л. 3 об. Иоанн II, игумен Коневского монастыря в 1550–1560-х гг. — Л. 3 об. Иван Данилович, Калита, в монашестве Ананий, князь Московский с 1325 г., великий князь Владимирский с 1328 г., † 31 марта 1340 г.— Л. 2 об. Иван II Иванович, Красный, князь Московский, великий князь Владимирский с 1353 г., † 13 ноября 1359 г.— Л. 2 об. Иван Михайлович, великий князь Тверской, † 1425 г. — Л. 2 об. Илия – см. Иоанн Иоаким (Аким) Корсунянин, епископ Новгородский с 989 г.(?), † около 1030 г.— Л. 2 Иоаким (Аким) Чортов (Чертов, Чертовых), старец, поминание рода — Л. 9 Иоанн — см. Иван Иоанн Попьян, епископ Новгородский около 1110–1130 гг.— Л. 2

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Викарные кафедры: Старорусская, Кирилловская, Тихвинская, Крестецкая, Валдайская, Боровичская, Маловишерская, Демянская, Хутынская. 991/992 10.02.1030 15.10.1059 31.01.1109 1109(1110) 21.04.1156 10.08.1158 в/у св. Аркадий, нареченный 10.08.1158 19.09.1163 28.03.1165 в/у св. Илия, нареченный 28.03.1165 07.09.1186 29.03.1187 29.03.1187 24.05.1193 Св. Григорий 10.12.1193 24.08.1199(1200) 1199(1200) 03.07.1201 в/у Митрофан, нареченный 03.07.1201 22.01.1211 03.07.1223 Митрофан, паки 03.07.1223 25.02.1230 25.02.1230 20.07.1249 Спиридон 25.05.1251 в/у Далмат, нареченный 25.05.1251 21.10.1274 11.1276 11.1276 22.05.1299 Климент 05.1299 29.06.1300 в/у св. Феоктист, нареченный 29.06.1300 12.1308 05.06.1309 в/у Давид, нареченный 05.06.1309 05.02.1325 02.1326 в/у св. Моисей , нареченный 02.1326 05.1329 31.08.1330 03.07.1352 Св. Моисей III, лаки 15.09.1359 в/у Алексий, нареченный 07.05.1388 17.01.1389 в/у Иоанн III Порфирьев, нареченный 17.01.1389 11.08.1415 22.03.1416 22.03.1416 15.06.1421 Св. Симеон Хутынский 01.09.1421 30.08.1423 9.1423 09.1424 09.1424 01.11.1429 Евфимий Брадатый 13.11.1429 26.05.1434 в/у св. Евфимий II Михеев Вяжицкий, нареченный 26.05.1434 11.05.1458 19.03.1458 02.1459 в/у св. Иона Отенский, нареченный 02.1459 05.11.1470 15.11.1470 15.12.1471 в/у св. Феофил , нареченный 15.12.1471 07.1483 04.09.1483 24.06.1484 12.12.1484 26.06.1504 15.01.1506 04.1509 04.03.1526 19.03.1542 18.06.1542 06.1551 14.06.1551 29.10.1552 Серапион II Курцов (Курцев) 20.11.1552 24.02.1570 06.12.1571 20.10.1575 12.09.1576 26.06.1591 20.02.1592 15.04.1601 06.02.1603 10.04.1619 22.07.1619 12.09.1626 Макарий II 20.10.1626 17.12.1634 08.03.1635 07.01.1649 11.03.1649 25.07.1652 08.08.1652 14.11.1663 Макарий III 06.08.1664 07.07.1672 22.12.1672 26.07.1674 06.08.1674 03.03.1695 Корнилий 14.04.1695 06.12.1696 Евфимий III 06.06.1697 03.02.1716 03.02.1716 06.01.1721 06.01.1721 12.05.1725 24.05.1725 25.06.1725 25.06.1725 08.09.1736 29.05.1740 17.05.1745 18.08.1745 16.09.1753 22.10.1757 14.12.1767 01.01.1775 19.12.1800 19.12.1800 06.04.1818 26.06.1818 24.03.1821 24.03.1821 19.06.1821 29.06.1821 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 04.11.1848 17.09.1856 17.09.1856 01.10.1856 01.10.1856 17.06.1860 17.06.1860 11.08.1860 01.07.1860 07.09.1892 08.09.1892 21.11.1892 21.11.1892 13.08.1900 13.10.1900 17.10.1910 05.11.1910 29.07(11.08)1933 17(30)08.1923 01(14)05.1924 30.05(12.06)1924 20.08(02.09)1926 29.07(11.08)1932 29.07(11.08)1932 22.09(05.10)1933 Алексий II Симанский 22.09(05.10)1933 23.08(05.09)1936 (08.1941 16(29)04.1944 15(28)11.1955 09(22)10.1956 09(22)11.1956 10(23)08.1959 10(23)08.1959 24.09(07.10)1967 10(23)10.1967 23.08(05.09)1978 (24.08)06.09.1978 16(29)05.1986 в/у Антоний Мельников 16(29)07.1986 25.05(07.06)1990 в/у Апексий Ридигер 07(20)07.1990 Новгородская, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 Первая новгор. летоп. (собр. л. 3. 14–18) называет его в сане святительском не иначе, как Илиею. Поздние летописи: «а в мире был Илия, изречен бысть во иноцех Иван» (собр. лет. 3, 215. 180). В ркп. уставе 12 в. современная приписка: «в лето 6694 (1186) преставился Илия, архиепископ новгородский, и бысть ему имя схимыно Иоанн». Если схима – великий ангельский образ, то имя Иоанна было и именем крещения, а имя Илии – монашеское. 21 Собр. л. 3, 13. «В л. 6671 (1163) поставила (избрала) великому Новуграду епископом Иоанна и бысть в епископьи три лета». 3, 2. 15. 25 Новг. 1 лет. под 1179 г. говорит о смерти первой игумении сего монастыря Елисаветы (Собр. лет. 3:17). Сл. ист. иер. 4, 310. 26 Собр. лет. 3, 15. 215; 4, 12; 7, 87; 9, 241. 242. Отдельная повесть изд. во времен. общ. ист. кн. 16, и в извест акад. 1. 291–293, несколько украшенная в собр. лет. 5, 8–10; 9, 241. 242. В степ. кн. 1, 302–305. 27 Празднование знамению пресв. Богородицы 27 нояб. видим в обиходе 13 в., у Румянцева в музее, стр. 404. Об икон. знамения русск. достопам. ч. 2, стр. 302, М. 1843 г. Древ. рос. гос. отд. 1, 15–20. Св. икона была поправляема в 1527 г. архиепископом Макарием и вероятно тогда-то изображено новгородское чудо с планом Новгорода. Спб. лет. 6, 284. См. Красова о местоп. древн. Новгорода 138 и 139. Тихомирова сказание о чуд. иконе знамения Новгор. 1861 г. Макария древности 1, 232–233. 301. 302. 2, 21. 28 Собр. лет. 3, 15. 125; 4, 13. На пергаментном уставе синод. библ. 12, в 320. Современные приписки: «в лет. 6678 (1170) постави Илия архиепископ. и брат его Гавриил монастырь св. богородицы Благовещение и в лет. 87 (1179) каменну церковь постависта». Потом записаны годы смерти архиепископов Илии и Гавриила и затем молитва «Господи, молитвами рождшия Ти и преподобного отца нашего Иоанна и Григория и архангела Твоего Гавриила сохрани, присещая дом си до скончания веку и нам даруй спасение обрести». Устав принадлежал, очевидно, Благовещенскому монастырю и по письму относится к концу 12 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Добротолюбие: Никита Стифат, Илия Екдик, м. Феолипт, Никифор исихаст, Григорий Синаит, Феофан монах на греческом языке (Φιλοκαλα: Νικτας Στηθτος, Ηλας κδικος, μ. Θεληπτος, Νικηφρος Ησυχαστς, Γρηγριος Σινατης, Θεοφνης Μοναχς) Источник Данный труд преподобного Никиты Стифата пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

318 Новгор. 1. 13. говорит, что Илия, в иночестве Иоанн, избранный в архипастыри в 1163, посвящен был 28 марта 1165 г. и возвратился в Новгород мая 11 дня. «В то же лето ходи игумен Дионисий с любовью в Русь и повелено бысть владыце архиепископьство Митрополитом». 319 Киев. Лет. 127. В 1190 г. Кн. Всеволод послал к Митрополиту духовника своего, Иоанна, который и был поставлен в Епископы. А Кн. Рюрик избрал тогда же игумена Адриана в Белогор. Епископы. В 1230 г. князья Ростовские «послаша к отцу своему Георгию и к Епископу Митрофану по Кирилла игумена и Архимандрита монастыря св. Богородицы Рождества дабы пустил на епископство Ростову и отпусти... ...И введоша в св. зборную Церковь ». А потом отправили к Митрополиту для поставления. (Киев. Лавр. 138. Воскр. 2. 188. Кар. 3 пр. 81. 369). 320 По смерти Гавриила «новгородцы с Кн. Ярославом и с игумены и с Софьяны и с попы гадание промежу себе... и положиша на св. трапезе трие жребия и послаша в Вече слепца, да коего нам Бог даст, и выняся Божьей благодатию Мартурия». Новгор. 1. Лет. 1156, 1186, 1193, 1201 и 1211 г. 324 Киев. Лет. 14. 92. 280. «Пойди к Кыеву да уряд положим земле русской пред Епископы». Кар. 3. пр. 37 118, 195, 218. 327 Устав Владимира а) в коротком составе находится в Софийской Кормчей в Кормчей Румянцева Муз. 235, списанной с Кормчей 1286 г., в Кормчей того же Муз. XV в. (Востокова Опис. Муз. 312. 287); напечатан М. Евгением в Приб. к Оп. Соф. Собр. Стр. 8, 9; б) в пространном виде находится в Синод. Кормчей XII в. 132. В Кормчих Румянцева Муз. XVI в. (Востокова опис. Стр. 294, 310, 324 издан М. Евгением (там же) в Дополн. к Ист. Акт. 1. в Древн. Вифл. ч. 6 в Дополн. к Древн. Вифл. ч. 3. Разности списков показаны Розенкампфом о Кормчей в прибавл. стр 205 – 212. У Востокова в опис. Музея. 328 Устава Ярослава две редакции: а) устав Ярослава в церковном суде у Карамзина 2. пр. 108. у М. Евгения в Приб. к Оп. Соф. Собр. в Прод. Древн. Вифл. ч. 3; б) свиток о святительском суде в Акт. Зап. Рос. 1. 1. Свиток, без сомнения, позднее сочинение, как по новости языка, так и по хронологической странности: он писан при М. Иларионе в 1031 г., т. е. тогда, когда Иларион не был Митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1182 В подтверждение этой мысли некоторые указывали на слова пророка Иезекииля, обращенные к князю тирскому: ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями...; ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иезек. 28:13,15), – замечая, что в судьбе князя тирского таинственно изображена и повторилась судьба падшего денницы. 1183 2) Как пали злые духи: все ли одновременно? Нет, обыкновенно отвечали учители Церкви. Сперва пал один – главный, а потом увлек за собой и всех прочих. 1184 Этот главный был до падения своего, по мнению некоторых, самым первым и совершеннейшим из всех сотворенных духов, 1185 преимуществовавшим перед всеми воинствами ангельскими; 1186 а по мнению других, принадлежал, по крайней мере, к числу духов перво-верховных ( ταξιρχων), водительству которых подчинены низшие ангельские порядки, 1187 и именно к числу тех. между ко­торыми распределил Господь управление частями мира. 1188 Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, – это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, ко­торые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. 1189 Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи ( Иоан. 8:44 ), о том, что сначала диавол согрешил ( 1Иоан. 3:8 ), равно и об ангелах его ( Матф. 25:41 ; Откр. 12:7,9 ), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал ( Быт. 6:2 ). 1190 Но – а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) – показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, слу­чилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, по­тому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж ( Матф. 22:30 ) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного ( Втор. 14:1 ; Прит. 14:26 ; Иоан. 1:12 ). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] ( Быт. 4:26 ), в противополож­ность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с доче­рями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. 1191

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1183. Рим. 13. 7. 1184. Слово 14. 1185. Слово 14. 1186. Слово 14. 1187. Слово 15. 1188. Слово 16. 1189.  …видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы (Ис. 6. 1–2). 1190. Деян. 2. 17. 1191.  …излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоил. 2. 28). 1192. Добротолюбие. Ч. 1. Извлечение из жизни преподобного Максима Капсокаливи. 1193. Втор. 31. 1194. Нав. 1. 2. 1195. Слово 16. 1196. То есть ни о чем не помышляет. 1197. 2 Кор. 12. 2. 1198. Слово 16. 1199. Состояние духовного видения, будучи плодом молитвы, называется иногда духовною молитвою, в отличие от душевной молитвы, которая может быть очень возвышенною, но находится во власти молящегося. 1200. Слово 15. 1201.  …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят… терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3. 19, 18). 1202.  …не открыт путь во святилище (Евр. 9. 8). 1203.  В последние дни (Евр. 1. 2). 1204. При весьма внимательной молитве бывает у подвижников и пот, не только когда они утруждают тело поклонами, но и когда совершают молитву стоя или сидя. Пот является при особенном внимании, при особенном сокрушении духа. Так, преподобный Пахомий Великий при келейных молитвах своих обливался слезами и потом (житие преподобного, Четьи-Минеи мая в 15 день). — Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, говорит: «Иногда бывает в пришедших в такое состояние (в стяжавших сердечную молитву) и пот от великой теплоты, появляющейся в теле» (Добротолюбие. Ч. 4). 1205.  …из которой взят (Быт. 3. 19). 1206. Слово 19. 1207. Гл. 52. Слово о безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1208. Рим. 8. 26. 1209. Слово 21. 1210. Выше объяснено, что разумеют аскетические Отцы под словом память Божия. 1211. Слово 21. 1212. Гал. 5.19. 1213. Проникнутое ощущениями греховными. Таковым обыкновенно соделывается тело от неги, покоя, обильного питания и рассеянной, невнимательной жизни. 1214. Слово 22. 1215.  Осуществление (Евр. 11. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

5: 2. И ради сего обитания желаем облечься снова тем, что потеряли (в жилище небесное). 5: 3. Но только бы, когда мы совлечем 1185 оное, то есть, когда умрем и воскреснем, не нагими оказались мы, как Адам в жилище (раю), которое потерял ( Быт.3:7 ). 5:4. Ибо и будучи в этой хижине, то есть в теле, мы воздыхаем, обремененные, и здесь утопа- —125— ем, – потому что не желаем совлечься, но облечься тем поверх сего, дабы именно облечься нам славой в жизни нашей и поглощено было смертное жизнью. 5: 5. И Тот, Кто уготовляет нам сие в конце, есть Бог, Который дал нам залог Духа Своего 1186 . Ибо как тела наши соделаны достойными быть жилищем Духа Его, так соделал их и быть в конце достойными того, чтобы они облеклись вечной славой. 5: 6. Итак не станем скорбеть о том, что умираем, ибо знаем верно, что, ходя (вращаясь) в сем теле, мы отходим (отвращаемся) от Господа 1187 , то есть от откровения Господа нашего. 5: 7. Ибо чрез веру шествуем, а не чрез видение, то есть: хотя по вере нашей в Него Он пребывает с нами скрыто, но для внешнего видения Он скрыт от нас. 5: 8. Посему мы имеем дерзновение и благоволим более (о том, чтобы) выйти из сего тела, дабы войти (приблизиться) к Богу 1188 также и чрез видение. 5: 9. И посему ревностно стараемся, выходя ли, входя ли, благоугодными только Ему быть: именно делами, кои совершаем в жизни, и мученическими страданиями, кои постигают нас при исходе (смерти) нашем. Ибо были некоторые такие, кои, пока Апостолы совершали чудеса, приходили к ним и исповедовались; но во время страдания и мучения их устрашались и удалялись от них. 5: 12. Когда же мы пишем это вам, то не себя —126— самих (опять) представляем вам, но побуждение даем вам для похвальбы из-за нас дабы вы имели 1189 (что) пред теми, кои лицем хвалятся (а не сердцем), то есть хвастаются показными делами, потому что далеки были от тайных дел. 5: 13. Ибо если мы приходим в исступление умом, то это относится к Богу; если же твердыми пребываем в уме своем, то это для вас, то есть: если мы подвергаемся мучениям, то это радует Божество, Которое радуется этим страданиям; если же знамениями преодолеваем, то это радует простоту вашу, для которой приятны эти проявления сил (чудотворных).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А князья русские не поспели за Владимиром. Половцы же, увидев полк Владимира, храбро на них идущий, побежали, гонимые гневом Божиим и святой Богородицы. Наши же погнали их, и рубили их, и семь тысяч взяли в полон, одних князей половецких было четыреста семнадцать, и Кобяка схватили, Осолука, Барака, Тарга, Данилу, Башкорта, Тарсука, Изу, Глеба Тириевича, Ексна, Алака и Толгыя, тестя Давыдова, с сыном, Тетия с сыном, Кобякова тестя Турундая. И помог Бог и святая Богородица Владимиру месяца июля в тридцать первый день, в понедельник, в день памяти святого Евдокима Нового. Даровал Господь победу великую нашим князьям и воинам их над врагами нашими, побеждены были иноплеменники куманы, или половцы. И сказал Владимир: «В этот день, дарованный нам Господом, возрадуемся и возвеселимся, ибо Господь избавил нас от врагов наших и поверг врагов наших под ноги наши, и сокрушил головы змиевы». И была радость великая: дружина обогатилась пленниками, и колодников повели, оружье добыли и коней, и возвратились домой, славя Бога и святую Богородицу, скорую на помощь роду христианскому. В год 6694 (1186) . Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие. В тот же год, того же месяца в восемнадцатый день, в день памяти святого мученика Потапия, в субботу, родился сын у великого князя Всеволода, и нарекли имя ему в святом крещении Константин. В том же году надумали внуки Ольговы пойти на половцев, так как не ходили в прошлом году со всеми князьями, но сами по себе пошли, говоря: «А что, мы разве не князья? Такую же себе славу добудем!» И встретились у Переяславля Игорь с двумя сыновьями из Новгорода-Северского, брат его Всеволод из Трубчевска, Святослав Ольгович из Рыльска и пришедшие на помощь к ним из Чернигова. И вошли в землю половцев. Те же, услышав, пошли навстречу, говоря: «Братия наша перебита и отцы наши, а другие в плену, а теперь вот на нас идут». Послали весть по всей земле своей, а сами пошли навстречу и поджидали войска свои, а наши к ним идут, к вежам их. Половцы встретили их, не подпустив к вежам, и, не дожидаясь остальных войск, сошлись в битве. И побеждены были половцы, и гнали их до веж, и взяли русские полон – жен и детей, и стояли три дня в вежах их, веселясь и говоря: «Братия наша ходила со Святославом, великим князем, и бились с половцами на виду у Переяславля, те сами к ним пришли, а в землю Половецкую не посмели за ними пойти. А мы в земле их, и самих перебили, и жены их полонены, и дети их у нас. А теперь пойдем следом за ними за Дон и перебьем их всех без остатка. Если же и тут одержим победу, то пойдем вслед за ними и до лукоморья, куда не ходили и деды наши, а славу и честь свою всю возьмем до конца». Но не знали о предначертании Божьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой». Чрез год, действительно, Навуходоносора постигло тяжкое наказание, указанное ему во сне. Гордый царь, упоенный блеском своего царствования, вероятно, и забыл данное ему пророком Даниилом предостережение или не обратил на него внимания 1180 и продолжал украшать свою столицу, любуясь по временам плодами рук своих. Действительно, Вавилон и другие города вавилонского царства были многим обязаны Навуходоносору, если основание их было положено задолго до него, то украшение, отстройка и т. п. – все это было делом главным образом Навуходоносора; ему одному обязан Вавилон тем, что сделался прекраснейшим городом во всем мире, как отзывались о нем иностранцы 1181 . Древние историки Бероз 1182 и Абиден 1183 достаточно говорят об украшении Навуходоносором Вавилона и других городов своего обширного государства. Еще красноречивее свидетельствуют о том же дошедшие до нас клинообразные надписи этого государя: все несметные богатства, полученные при завоевании покоренных городов и областей, шли, большею частью, на украшение или постройку стен, дворцов, мостов и преимущественно храмов в благодарность богам за одержанные царем победы. «Золото, серебро, дорогие каменья, разного рода драгоценности» 1184 – все это выставлялось на вид и способствовало блеску всемирной столицы. Великолепие, обширность, богатства и роскошь Вавилона не даром приводили в удивление и восторг всех видевших его. Замечательные во всех отношениях громадные стены города 1185 , роскошные и богато украшенные ворота Вавилона 1186 , масса великолепно разукрашенных храмов в честь Вила, Меродаха, Нево, Сина, Самаса, Раммана, Гулы, Нинлиланны, Тури, Царпанит, Нана, Нинкаррак и других вавилонских богов и богинь 1187 , блестящие дворцы, построенные или только достроенные и украшенные Навуходоносором 1188 , массивные башни 1189 , разного рода искусственные каналы 1190 , рвы 1191 , плотины 1192 , мосты 1193 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010