в которых мы находим отрицание возможности какого бы то ни было видения Того, Кто невидим, непознаваем, неприступен для тварных существ, есть другие, которые побуждают нас искать предстояния перед Лицом Бога, обещают видение Бога «как Он есть» 1186 . Среди текстов первой группы – Исх. 33:20–23 ( «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что чело­век не может увидеть Меня и остаться в живых») 1187 , 1Тим. 6 («Бог... обитает в неприступном свете, Ко­торого никто из человеков не видел и видеть не мо­жет»), Ин. 1 ( «Бога не видел никто никогда»), и дру­гие 1188 . Ко второй группе Лосский относит следующие места: Быт. 32:24–30 ( «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя»), Исх. 33и Втор. 34:10 (Бог говорит с Моисеем «лицем к лицу», как с другом), Иов 19:25–27 ( «...я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам...»), 1Ин. 3 ( «увидим Его, как Он есть»), 1Кор. 13 ( «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, тогда же лицем к лицу»). Этот изначальный парадокс темы боговидения очень ярко выражен Григорием Нисским : «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога» ( Мф. 5:8 ). Тем, кто очистил сердце, обещано, что они увидят Бога. Но «Бога не видел никто никогда», как говорит великий Иоанн ( Ин. 1:18 ). А возвышен­ный ум Павла подтверждает это заключение, когда говорит: «Которого никто из человек не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 )... Всякая возможность постижения отнята этим четким отрицанием: «Чело­век не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:20 ). И тем не менее в видении Господа и заключена вечная жизнь... Видишь ли смятение ду­ши, которая увлечена в глубины, открывающиеся в этих словах? Если Бог есть жизнь, то человек, кото­рый не видит Его, не видит жизни. С другой сторо­ны, боговдохновенные пророки и апостолы свиде­тельствуют, что Бога видеть невозможно. Не погибла ли надежда человека? 1189 В святоотеческой литературе встречаются различные подходы к парадоксу «видимый – невидимый». Первая возможность объяснить этот парадокс – рассматривать его в контексте традиционного учения о сущности и энергиях Бога 1190 : Бог невидим по Своей природе, но Его можно видеть в Его энергиях, Его славе, Его благости, Его откровениях, Его домостроительстве-снисхождении ( οικονομα) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 43 Иез. 43 :1. И привел меня к воротам, обращенным на восток, и вывел меня. Иез. 43 :2. И вот слава Бога Израилева шла по пути ворот, обращенных на восток, и гул войска как бы гул многолюдной толпы 1174 ; и земля светилась вокруг как бы светом от славы Его 1175 . Иез. 43 :3. И видение, которое я видел, было подобно видению, которое я видел, когда входил предвозвестить 1176 городу; и видение колесницы, которую я видел, было подобно видению, которое я видел на реке Ховар. И упал я на лице свое. Иез. 43 :4. А слава Господня вошла в храм путем ворот, обращенных на восток. Иез. 43 :5. И взял меня дух и ввел меня во внутренний двор, и вот наполнен славою дом Господень 1177 . Иез. 43 :6. И я встал, и вот: голос Говорившого 1178 мне из храма и муж стоял подле меня. Иез. 43 :7. И Он сказал мне: сын человеческий! видел-ли ты место престола Моего и место стопы ног Моих? там вселится имя Мое среди дома Израилева вовеки, и не будут более осквернять имя Мое святое дом Израилев, они и старейшины их блудом своим и убийствами 1179 старейшин своих среди себя. Иез. 43 :8. И ставили они преддверие Мое в преддвериях своих и пороги Мои близ порогов своих, и сделали стену Мою связию между Мною и ими 1180 и осквернили имя Мое святое беззакониями своими, какия они совершали, и Я до конца погубил их в ярости Моей и в избиении 1181 . Иез. 43 :9. И ныне, пусть удалят от Меня блужение свое и убийства старейшин своих, и Я вселюсь среди них вовеки. Иез. 43 :10. А ты, сын человеческий, покажи дому Израилеву храм, и образ его и расположение 1182 , и пусть они отстанут от грехов своих. Иез. 43 :11. И они понесут наказание свое за все то, что делали. И начертай 1183 храм, и устройство его, и выходы его, и входы его и план 1184 его, и все учреждения его, и все законы его возвести им, и впиши 1185 пред глазами их, чтобы они соблюдали все уставы Мои и все повеления Мои, и исполняли их. Иез. 43 :12. И (возвести) очертание храма на верху горы и все пределы его вокруг; (все это)-святое святых (есть). Иез. 43 :13. Таков закон о храме. И таков размер жертвенника, (считая) локоть в локоть с ладонью: основание в глубину 1186 два локтя 1187 и в ширину локоть, и пояс 1188 вокруг устья его в (одну) 1189 пядь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Если «никто» для чего же один так ревешь ты? Но если болен, то воля на то Зевса, ее не избегнешь. Нам же, Киклопам, нужды нет ни в Боге ни в Зевсе. (2) И Орфей 1184 , еще до него: О сын великого Зевса, отец эгидоносного Зевса. (3) Ксенократ Халкидонский, говоря о верхнем Зевсе и нижнем, подразумевал, очевидно, Отца и Сына. 1185 (4) Однако Гомер, хотя и почитая богов, изображает их подверженными человеческим страстям, в отличие от Эпикура, который вообще отказывается их почитать. 1186 (117,1) Гомер, например, пишет 1187 : Что ты меня, о Пелид, уповая на быстрые ноги, Смертный, преследуешь бога бессмертного, или доселе Бога во мне не узнал. (2) Действительно, смертному не дано уловить Бога силою рук или ног, увидеть или же, иными словами, осознать с помощью органов чувств. (3) «Кому уподобите вы Бога, какое подобие найдете Ему? – сказано в Писании, – (4) Идола выливает художник, или золотильщик покрывает его золотом...» ( Ис. 40:18 ). (118,1) Комический поэт Эпихарм 1188 очень явственно говорит о Логосе в книге «Государство»: Человек нуждается в расчете(λογισμς) и числе. Мы живем числом и расчетом, вот что спасает людей. (2) И далее: Разум правит людьми как должно и всегда спасает. (3) И затем: Есть человеческий расчет, но и божественный разум. Только разум человека от рожденья обращен к жизни, А божественный – изначально сопутствует искусствам, И один лишь учит людей тому, что им выгодно. Ибо не человек изобрел искусство, но Бог, Как и человеческий разум произошел от Божественного. (119,1) Воистину Святой Дух так возвещает через Исаию: «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь, – Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу». И немного далее: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши из дум ваших» ( Ис. 1:11, 16 ). (2) А комический поэт Менандр 1189 говорит буквально так: О Памфил, клянусь Зевсом, если иной Приносит в жертву множество быков или козлов, Или других животных, или какое творение рук,

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

И было бы так. И ночь уже не сменялась бы днем, и зло не рассеивалось добром. Была бы ночь за ночью и зло было бы после зла. Но возопил Распятый: – Отче! прости им, ибо не знают, что делают! И любовь удерживает поражавшую вечным мраком руку правосудия Божия. – Правосудие, простой человеческий расчет справедливости, ты говоришь Мне: Отпусти, брось Своих распинателей. А Я не отпущу. Не отпущу, пока не отпустит Отец их грех, пока прощение Небесного Отца не будет на всех них, ибо не ведают, что творят! Правдолюб­цы, вы хотели наказания грешников, а Я хочу их прощения! ... и поражено было бедро Иакова. Люди прощены, а Он распят. Трижды боролся Иисус в саду Гефсиманском. Дважды на Голгофе. Три­кирий и дикирий Великого Архиерея. Не сразу после того, как вымолил Иисус людям прощение, кончилась тьма на Голгофе, не сразу солнце засветило. Мрак еще только сгущался. Взывал Иешуа к Отцу Своему о прощении распинателей, взял грех их на Себя, чтобы в пыль не возвратились 1185 . Тогда от их лица Сам ос­тался Один на кресте. В Сыне всегда было благоволение Отца 1186 , а теперь проклятие людское Он взял на Себя 1187 . Люди, правдолюб­цы, богоборцы – вы хотели правды Божией и вот она перед вами – на Гол­гофе распят Христос. И сбылись тогда слова пророка: И к злодеям причтен 1188 . За нас, к нам, к злодеям Он причтен, не сотворив греха. И отделил Бог свет от тьмы 1189 . Вся вселенская тьма и ночь сгус­тились на Голгофе, воплотились в Распятом. И испытал Он муку богооставленности. Испытал за нас за оставлявших Бога. О, адская мука! И борьба сверх сил. Страдая, Распятый вопиет: – Боже Мой! Боже Мой! Внемли мне. Но молчит Отец. – Внемли Мне, для чего Ты оставил Меня? 1190 . Меня оставили все, все-все. Но Ты, Отче, почему Ты оставил Меня? Не разделялась Троица, не покидало Божество распятую Плость. То сто­нал Иисус от лица мучившихся в своей богооставленности. Вот вечный мрак, и абсолютная тьма. Вот он ад, вот тьма кромешная! Где нет Бога, там ад, там ночь. И борется за богооставленных. – Боже Мой, Я вопию днем – и Ты не внемлешь Мне, ночью – и нет Мне успокоения... Избавь от меча душу Мою и от псов одинокую Мою 1191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иер. 50 :5. Будут спрашивать о пути в Сион, туда обратив лица свои, придут и присоединятся 1182 к Господу заветом вечным, который не будет предан забвению 1183 . Иер. 50 :6. Народ Мой был как погибшия овцы, пастыри их совратили их и заставили блуждать 1184 по горам: с горы на холм ходили, Иер. 50 :7. Забыли ложе свое, все, кто находили их, пожирали 1185 их, и враги их говорили: „не пощадим 1186 ихъ“, ибо они согрешили пред Господом, – жилищем правды 1187 — пред Господом 1188 , собирающим отцов их. Иер. 50 :8. Выходите из среды Вавилона и из земли Халдейской, выходите, и будьте, как козлы 1189 впереди овец 1190 . Иер. 50 :9. Ибо вот Я подниму и приведу на Вавилон сборища народов великих из земли северной, и вооружатся против него, и тогда он будет взят, ибо стрела сильного и искусного воина 1191 не возвращается напрасно 1192 . Иер. 50 :10. И будет земля 1193 Халдейская разграблена, все грабители ея насытятся, говорит Господь. Иер. 50 :11. Ибо вы веселились и хвастались 1194 , расхищая наследие Мое, скакали, как тельцы на траве, и бодали, как волы. Иер. 50 :12. Посрамлена мать ваша, устыдилась родившая вас, вот она (стала) последняя из народов, (земля) пустынная, и непроходимая и сухая. Иер. 50 :13. От гнева Господня не будут (в нем) жить во веки, но весь будет опустошен, и всякий, проходящий чрез Вавилон, удивится и посвищет 1195 о всех язвах его. Иер. 50 :14. Вооружайтесь против Вавилона все соседи, натягивающие лук, стреляйте в него, не щадите стрел ваших, ибо он пред Господом согрешил. Иер. 50 :15. Возьмите его, руки его ослабели, твердыни 1196 его пали, рушились стены 1197 его, ибо это – возмездие от Господа, отмстите ему: как он поступал, так поступайте и с ним. Иер. 50 :16. Истребите сеющого 1198 из Вавилона и держащого серп во время жатвы; от меча Еллинского 1199 возвратится каждый к своему народу и каждый в свою землю убежит 1200 . Иер. 50 :17. Израиль – блуждающая овца, львы разогнали 1201 его: сначала поедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, обглодал его кости.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Не благовествовать впервые шел сюда Ап. Иоанн учение Христово. Слова небесного Наставника, облетевшие уже весь почти тогдашний мир, давно достигли Ефеса. Достигли они и других многих городов и провинций Малой Азии. Несомненно, еще при жизни Господа Спасителя, как великого палестинского Чудотворца и Учителя, молва о Нем была принесена в Ефес паломниками Иудеями, путешествовавшими в Иерусалим на праздники. После Его вознесения она еще более упрочилась 1182 . Первым устроителем христианской Церкви здесь, среди людей живших иною жизнью, был великий Апостол языков. Не раз он был в Ефесе 1183 . Три года день и ночь непрестанно со слезами благовествовал он здесь, не требуя ни от кого ни золота, ни серебра, ни одежды за свои труды 1184 . И не безуспешны были эти труды. Под влиянием благодатного его слова ефесские чародеи сожгли торжественно свои книги на площади; их оказалось на 50000 драхм 1185 . Многие из ефесян уверовали в Распятого и величали имя Господа Иисуса. „Во всей Асии этот Павел своими убеждениями, по выражению Димитрия среброковача, совратил не малое число людей“; слово Господне возмогало и возрастало с силою 1186 . Таким образом, Апостолом здесь было положено прочное основание Церкви. Когда Апостол языков прощался с ефесскими пастырями, они со слезами падали на выю отходящего, целовали его и провожали до самого корабля. Они не хотели утешиться от сказанного им слова, что более не увидят лица его. Молитвой и благожеланиями напутствовали они его 1187 . Так тесны были узы между св. учителем и учениками пастырями. Но при этом трогательном прощании Ап. Павлом было сказано и скорбное нечто относительно будущего ефесских христиан. „По отшествии моем, говорил св. Апостол, войдут ( εσελεσονται) к вам лютые ( βαρες) волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте“ 1188 . И как верно исполнилось слово великого Апостола. Не много прошло времени после этого, как мир ефесских христиан начали нарушать люди неправо мудрствовавшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Пастырские послания осуждали молодых праздных вдов, убивавших время в пустых развлечениях; им давался совет выйти замуж. «Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, чего не должно. Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» 1181 . Однако мы не знаем упоминаний о вдовах, повторно вышедших замуж. Церковь II века, не склонная давать послабления, весьма сдержанно относилась к повторным бракам 1182 , возможно, под влиянием монтанизма и странствующих аскетов. Афинагор осуждал повторные браки 1183 . Ириней иронизировал по поводу «накопления браков» 1184 . Минуций Феликс считал допустимым только один брак 1185 . Герма 1186 , равно как и Климент Александрийский 1187 , повторял совет, данный Павлом коринфянам: «На мой взгляд, вдова будет более счастлива, если останется вдовой». Церковь же поощряла закоренелых холостяков к вступлению в брак, ибо возраст человека – не огонь, продолжающий тлеть и под пеплом 1188 . Однако христианский идеал супружеской, семейной жизни наталкивался на слабость человеческой природы, вследствие чего очень скоро встала проблема покаяния и применения Церковью дисциплинарных мер. Герма, поведавший нам о превратностях своей супружеской жизни, подлинных или вымышленных, выступает в данном случае важным свидетелем. Святость и милосердие Велико было искушение попытаться выстроить Церковь святых, свободную не только от греха, но и от самих грешников. Мы непрерывно встречаем – от монтанистов до катаров, от энкратитов до янсенистов – ту же самую непреклонность и то же стремление подвергнуть неугодных остракизму. Повседневный опыт постоянно опровергает идеализм, противоречие с жизнью. Вопреки идеализированному представлению о первоначальной христианской общине, которое можно вынести из Евангелия от Луки, созданные Павлом общины, а также упреки Апокалипсиса в адрес различных церквей позволяют нарисовать более объективный образ. Хотела того Церковь или нет, ей приходилось иметь дело с грехом и грешниками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Охридская Псалтирь 1186–1196 гг., в Университетской Библиотеке в Болонье – табл. IV –, с которой по орнаментации сходствуют, как уже замечено мною прежде, наши рукописи: Юрьевское Евангелие 1120–1128 гг. и Евангелие Добрилово 1164 г и некоторые другие, – при сильном господстве еще византийского стиля, предлагает начатки сплетенных тератологических фигур, и не только в буквах, как у нас в XIIb., но (рис. 91) и в заставке – 1 –, и именно в такой, какая стала у нас господствующей в орнаментации XIII–XIV вв., о чем тоже было уже замечено выше 80 . Как в Хиландарском Паремейнике чудовищность змеиного орнамента в заставках соответствует такой же чудовищности в прописных буквах, где она преимущественно и вырабатывалась, так и Охридская заставка состоит в зависимости от орнамента буквенного, что очевидно явствует из сличения обеих переплетенных птиц в заставке с такими же в двух экземплярах буквы Б – 2 (рис. 92), 17 –. Ту же зависимость от букв, как будет указано ниже, мы заметим в заставке (см. выше, рис. 32) сербской рукописи Иоанна экзарха Болгарского 1263 г. – XIX, 1 –, в заставке, совершенно сходной с Охридской. Ни в Юрьевском, ни в Добриловом Евангелии подобной заставки еще нет, но значительно осложненная она принята уже (см. выше, рис. 30) в русском Евангелии XII–XIII в. в Румянцевском 104 (у Бутовского табл. XXVII). Не смотря на замечательно близкое сходство такой заставки с западными 91. Заставка из Охридской Псалтири 1186–1196 гг. (Библ. Болоньского Универс.) 92. Б – из Охридской Псалтыри 1186–1196 г. (Библ. Болоньского Универс.) 93. Б – из Толковой Псалтири XII в. (Имп. Публ. Библ.) 94. Б – из Охридской Псалтыри 1186–1196 г. (Библ. Болоньского Универс.) 92, 94. Из Охридской Псалтири 1186–1196 гг. (Библ. Болоньского Университета) орнаментами, указанное мною выше, органическая ее связь с прописными буквами в двух названных рукописях, одной болгарской и другой сербской, не оставляет сомнения, что она сама собою вылилась из-под руки писца, привыкшей к составляющему ее орнаменту на частом его повторении в прописных буквах. Остается заметить, что орнаментация Охридской Псалтири так же, как и названных трех русских Евангелий 81 , выведена только киноварью, без всякой другой раскраски, и, сверх того, в Охридской рукописи и Румянцевской 104 киноварные узоры кое-где отчетливо и стройно, с большим вкусом, тронуты рядами черных точек и черточек, а иногда и пройдены черным рисунком, легко и изящно. Этот художественный прием особенно приятно ласкает зрение после только что прошедших перед нашими глазами неряшливо накиданных красных пятен, которыми покрыты чудовищные фигуры в Слепченском Апостоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

1028 Очевидно, Фома являлся так называемым «месадзоном» Мануила – своего рода «премьер-министром». 1029 Приводится описание построения византийского войска перед знаменитой битвой у Землина (Зевгмина) 8 июля 1167 г., окончившейся полным разгромом венгров и тем самым положившей конец византино-венгерским войнам 60-х годов XII в. После описания данного построения следует рассказ о битве, повлекшей бесчисленные жертвы, пленении византийцами пятерых «жупанов» и т. п. Полный разгром венгров, по словам Киннама, завершил войны с Венгрией (274.22). 1050 Андроник Комнин, брат императора Мануила I Комнина, будущий император Андроник I (1183–1185). 1052 Город во Фракии, на берегу Черного моря, ныне известный у греков под именем Анхиало и Ахело, а у турок – под именем Кенхис. 1056 Камбис – древнеперсидский царь; Тарквиний – древнеримский царь; Эхет – мифический жестокий царь Эпира; Фаларис – тиран Акраганта. 1062 Куманами. Болгарский аристократ Асень с братом Петром возглавили в 1185 г. антивизантийское восстание в союзе с половцами. 1083 Рюрик Ростиславич Смоленский, великий князь Киевский (1173; 1180–1182; 1194– 1202; 1205–1207). 1088 Граф Фландрии Людовик и дож Энрико Дандоло – лидеры Крестового похода, затем – вельможи в Латинской империи. 1108 Византийский император Исаак II Ангел (1185–1195) вторым браком был женат на дочери венгерского короля Белы III (1172–1196) Маргарите (в нач. 1186). Имя первой жены неизвестно. 1113 Иван I Асень (1186–1196), один из трех братьев Асеней, ставший с 1186 г. царем-правителем Второго Болгарского царства. 1116 «Скифами» Акрополит называет куманов (половцев). Толкование этнонима в данном случае как славянского ошибочно, хотя русский этнический элемент мог присутствовать среди половцев под названием «тавроскифы» (Литаврин 1999. С. 353–362). 1122 Разбит был только обоз и середина войска. Исаак II и его брат Алексей с остальным войском спаслись. 1128 Военная хитрость половцев состояла в нападении на врага малыми силами с последующим быстрым отступлением, заманивавшим противника в засады и ловушки, когда в бой вступали свежие силы половецкой конницы. Их обычная численность – 10–14 тысяч всадников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определили: Принять к исполнению. VI. Определение Святейшего Синода от 27 февраля 1907 года за 1275, о предметах для приемных испытаний в духовные академии (из 9-го «Церковных Ведомо- —32— стей, издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде», за 1907 год): «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение по возбужденному Советом одной духовной академии вопросу о том, имеет ли право Совет академии, в виду временных правил для академий, самостоятельно назначить предметы для приемных испытаний в академию в августе сего года, или следует считать таковыми назначенные по определению Святейшего Синода, от 2–22 марта 1904 года за 1186, предметы. Приказали: Принимая во внимание, что назначение, по определениям Святейшего Синода от 4–13-го декабря 1901 года за 4939, и от 2–22 марта 1904 года за 1186, приемных испытаний во все духовные академии по одним и тем же предметам курса духовных семинарий было сделано для установления однообразных требований при приеме воспитанников в состав новых академических курсов, причем указаны для испытаний по преимуществу предметы богословские в виду особо важного значения их для желающих получить высшее духовное образование, Святейший Синод не усматривает оснований к изменению синодального постановления, от 2–22 марта 1904 года за 1186, коим предписано: приемные в духовные академии испытания впредь производить – устные: по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, как двум отдельными предметам, догматическому богословию, всеобщей церковной истории до разделения церквей и одному из древних языков по выбору экзаменующихся и два письменные: одно по богословскими и другое по философскими предметам, с написанием одного поучения, о чем и определяет: для исполнения по духовно-учебному ведомству, объявить чрез напечатание в журнале: «Церковный Ведомости». Определили: Принять к исполнению. VII. Определение Святейшего Синода от 20 января-7 февраля 1907-го года за 314, об утверждении правил пересылки рукописей и книги из одного учреждения в другое (из того же 9-го «Церковных Ведомостей»):

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010