Святителя Модеста, архиепископа Иерусалимскаго (†633–634) Преподобнаго Севастиана Сохотскаго († ок. 1500) Святаго праведнаго Симеона Верхотурскаго (прославление, 1694) Неделя святых отец Приложение: Священномученика Фаддея, архиепископа Тверскаго и Кашинскаго (†1937) 20 декабря Святаго священномученика Игнатия Богоносца (†107) Святителя Даниила, архиепископа Сербскаго (†1338) Преподобнаго Игнатия, архимандрита Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (†1435) Приложение: Святаго праведнаго пресвитера Иоанна Кронштадтскаго (†1908) 21 декабря Святителя Петра, митрополита Московскаго и всея России чудотворца (†1326) Святыя мученицы Иулиании и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших (†304) Святыя благоверныя княгини Иулиании Вяземския (†1406) Святаго блаженнаго Прокопия Вятскаго, Христа ради юродиваго (†1627) 23 декабря Святых десяти мученик, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (†ок. 249–251) Святителя Феоктиста, архиепископа Великаго Новаграда (†1310) Преподобнаго Наума Охридскаго (IX) 26 декабря Собор Пресвятыя Богородицы Святаго священномученика Евфимия, епископа Сардийскаго († ок. 840) Иконы Божия Матере именуемыя «Трех радостей» Неделя по Рождестве Христовом: Святых праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти 27 декабря Святаго апостола, первомученика и архидиакона Стефана (†34) и святаго преподобномученика исповедника Феодора Начертаннаго († ок. 840) Преподобнаго Ферапонта Можайскаго (обретение мощей, 1514) 28 декабря Святых мученик 20 000, в Никомидии сожженных: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Агафий, Домны, Феофилы, Евфимия, Секунда, Никострата и иных (†302) 29 декабря Святых мученик 14 000 младенец, Христа ради избиенных от Ирода в Вифлеме Иудейстем (†2) Преподобнаго Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (†485) Преподобных Марка гробокопателя и Феофила плачливаго, в Ближних пещерах почивающих (XI–XII)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Преподобнаго Авраамия, архимандрита Смоленскаго († до 1224) Преподобных Авраамия (XV) и Корнилия († ок. 1420) Палеостровских (службу преподобному Корнилию зри 19 мая) 22 августа Святых мученик Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севириака, Зинона и прочих († ок. 305–311) Иконы Божия Матере, именуемыя «Грузинская» (1650) 24 августа Святаго священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I) Святителя Петра, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго чудотворца (пренесение мощей, 1479) Преподобнаго Арсения Комельскаго, Вологодскаго (†1550) Празднование в честь явления Пресвятыя Богородицы преподобному Сергию Радонежскому (ок. 1385) 25 августа Святых апостол Варфоломея (пренесение мощей, VI) и  Тита, епископа Критскаго (от седмидесяти, I) 26 августа Празднество в честь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии ради сретения Ея Владимирския иконы (1395) Святых мученик Адриана и Наталии и прочих 23х мученик, с ними пострадавших († ок. 305–311) Иконы Божия Матере, именуемыя Владимирская-Елецкая (1395) 27 августа Преподобнаго Пимена Великаго († ок. 450) Преподобных священномученика Кукши и ученика его мученика Никона († после 1114) и преподобнаго Пимена Постника († после 1114), в Ближних пещерах почивающих 28 августа Преподобнаго Моисея Мурина († ок. 400) Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих Преподобнаго Саввы Крыпецкаго (†1495) Преподобнаго Иова Почаевскаго (обретение мощей, 1659) Служба общая преподобному Печерскому единому Служба общая преподобным Печерским, двема или многим 30 августа Святителей Александра (†340), Иоанна (†595) и Павла Новаго (†784), Патриархов Константинопольских Служба благодарственная Богу, в Троице Святей славимому, на воспоминание заключеннаго мира между державою Российскою и короною Свейскою (1721) и  на пренесение мощей святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго (1724) Святаго благовернаго князя Даниила Московскаго (обретение мощей, 1652) Преподобнаго Александра Свирскаго (†1533)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Чудесным изображением Своего пречистого лица на убрусе Господь Иисус Христос освятил употребление икон в христианском обществе. Поэтому напрасно, как древние иконоборцы времен 7 вселен, собора, нынешние сектанты отвергают почитание св. икон. 17. Мч.: Мирона, Стратона, Филиппа, Евтихиана, Киприана Фирса, Левкия, Короната, Павла, Патрокла; мц. Иулиании; прп. Алипия печерского. 18. Мч. Флора и Лавра; св. Иоанна и Георгия, патр. констант.; свящ.-муч. Емилиана; мч. Илариона, Дионисия, Ерма , Серапиона, Полиена, Ермиппа; преп. Макария, Иоанна. Свв. Флор и Лавр († II в.), каменотесы по ремеслу, при всех своих житейских занятиях достигли царства небесного; значит, можно и в мире спастись и нет необходимости для спасения души непременно удаляться в пустыню и скитаться по дебрям, как учат странники-бегуны. 19.       Мч. Андрея стратилата, Тимофея, Агапия; мч. Феклы, св. Питирима устьвымского. Донской ик. Б. М. 20.       Прр. Самуила; муч. Севира и Мемнона сотника и с ним 37 других. 21. Ап. Фаддея; мч. Вассы; мч. Феогния, Агапия, Писта; прп. Аврамия печерск., Аврамия архимандр., смоленск. чудотв. 22. Мч. Агафоника, Зотика, Феопрепия, Акиндина, Севериана, Пригкипса, Харисима, Неофита; св.-мч. Афанасия; мч. Евлалии; прп. Аифусы. Иконы Б. М. Грузинская. 23. Отдание праздн. Успения. Свт. Каллиника; свмч. Иринея еп. лионск.; мч. Луппа; прп. Евтихия и Флорентия. Св. Ириней Лионский († 202 г.) ревностно распространял веру Христову и боролся с еретиками. От него осталось сочинение: «Пять книг против ерссей», в которых он говорит, что только в Церкви православной находится истина и только через нее, как дверь, можно войти в царство небесное, вне же ее нет спасения. «Те, которые не прибегают к Церкви, непричастны действию Духа Святого и потому лишают себя блаженной жизни». Следовательно, наши несчастные братья раскольники и сектанты, блуждающие, как овцы, вне ограды Церкви, – не могут иметь надежды на спасение. 24. Перен. мощей св. Петра митроп.; свящ.-муч. Евтихия; мч. Татгона; мц. Сиры; прп. Георгия: прп. Арсения комельск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Однажды Сапор, царь Персидский, призвал еп. Симеона (в 341 или 344 г.) и стал увещевать отречься от Христа и поклониться солнцу. Но Симеон решительно отказался. «Почему ты теперь не повинуешься власти моей, если до сих пор был верен мне?» – спросил царь. – Пока я мог исполнять повеления твои, не изменяя Богу моему, я во всем был тебе послушен, – ответил епископ, – но ты требуешь теперь, чтобы я поклонился солнцу: это противно заповедям Бога моего, и я готов лучше умереть. Так. обр. даже при языческих императорах совместимы были обязанности гражданские и христианские, а наши раскольники-безпоповцы и сектанты-штундисты при христианских императорах считают несовместимыми законы и формы общегосударственной жизни. 18. П. Иоанна, ученика св. Григория декаполита ; св. Космы, еп. халкидонского; пр. Авксентия; мч.: Виктора, Зотика, Зиона, Акипдина, Севергана, Иоанна нового; пр. Евфимия, Антония и Феликса корельск.; ик. Б. М. Максимовской. 19. П. Иоанна ветхопещерн., Георгия исп.; мч. Христофора, Феоны, Антонина; п: Никифора, Трифона патр. константиноп. 20. П. Феодора трихины (т. е. власяничника). Анастасия игум., блаж. Григория и Анастасия, патр. антиох.; преставление Александра ошевенск.; муч. младен. Гавриила. В житии пр. Александра Ошевенского († 1479 г.), написанном в 1567 г., составитель его, ученик преподобного, иеромонах Феодосий, рассказывает, что видел во сне преп. Александра, который сильно упрекал его за неисполнение обещания написать житие и, проснувшись, заметил, что десная рука его ослабела, «три же перста верхних едва возмогох вместо содвигнути, иже на лице своем крестное знамение воображать два же перста нижних ко длани прикорчишася (см. в Выш. Озер. 2. 383). Вот неопровержимое свидетельство о троеперстии. 21. Свм. Ианнуария и с ним мч.: Фавста, Прокула, Соссия, Дисидерия, Евтихия, Акутиона; м: Феодора и матери его Филиппии, Сократа, Диоскора, Дионисия, Исаакия, Аполлоса, Кодрата; п. Максимиана, патр. царегр. 22. Пр. Феодора сикеита еписк., перенесение мощей благовер. кн. Всеволоса (псковского), во св. крещении Гавриила; пр. Виталия монаха; св. апп: Нафанаила, Луки и Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Из-за длительного периода почитания И. в его иконографии сформировалась небольшая группа т. н. портретов-икон (созданных до канонизации, но близких к иконописному стилю и технике памятников). Особый интерес к личности И. и уподобление его изображений иконам усиливались в связи с возбуждением в Святейшем Синоде дел об открытии мощей святителя: в 1817-1819 гг. по ходатайству архиеп. Феоктиста (Мочульского), в 1874 г.- архиеп. Варлаама (Успенского), в 1907 г.- прот. А. И. Маляревского. Так, курский прот. Николай Праведников, еще будучи семинаристом, купил «писанное на дереве» изображение И., а в кон. 70-х гг. XIX в., служа священником, после чуда с домашним образком «настоял приобрести и для церкви изображение св. Иоасафа во весь его рост, где оно и по настоящее время находится в трапезной»; впосл. при каждом новом назначении он «прежде всего заботился о приобретении» образа И. (Белгородский чудотворец. 1997. С. 103-105). В 1881 г. свящ. Иоанн Феофилов, повествуя об исцелении умиравшего сына-первенца Александра, заметил, что теперь тот «любит в особенности целовать святые иконы и портрет преосвященного Иоасафа» (Там же. С. 107-109). Опубликованы портреты-иконы И., написанные в нач. XIX в., еще до 1-го ходатайства о прославлении святого. На ростовом изображении святителя в клобуке и мантии, принадлежавшем Е. И. Булюбаш, урожд. графине Капнист, внизу подпись: «Святый Иоасаф Белгородский Чудотворец. Написан в 1807 году Ноября 19» ( Жевахов. 1907-1909. Т. 2. Ч. 2. Вкл.), т. е. И. поименован «святым», хотя нимб отсутствует. По аналогии с нек-рыми надписями на портретах текст помещен возле нижнего края, образ скорее всего исполнен маслом на деревянной основе в традициях иконописания местного региона. Подобные произведения, очевидно утраченные, представляют разные иконографические типы и варианты (по облачениям, позам, жестам, атрибутам) и восходят, несомненно, к ранним портретам. В надписях, даже при указании на святость, нередко приводится фамилия И. На др. портрете-иконе И. показан в рост, вполоборота вправо, без нимба, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей десницей, в левой руке - жезл (Там же. Т. 3. Вкл.). Образ был написан в 30-х гг. XIX в. для Т. И. Ловейковой, а после ее смерти принадлежал Н. И. Ребининой. К иконным элементам относятся слово «святитель» в надписи, образ Иисуса Христа в облачном сегменте, клеймо справа внизу с изображениями мц. Таисии, тезоименитой святой заказчицы, и покровителя сирот прп. Зотика. Судя по особенностям живописи, произведение могло быть выполнено мастерами слободы Борисовки на р. Ворксле Курской губ., владения графов Шереметевых. Сходен по стилю письма традиц. поясной образ И. в богослужебном облачении, принадлежавший А. А. Горленко и находившийся в имении Заезды Полтавской губ. (вокруг головы святителя небольшое высветление фона; см.: Там же). Аналогичное изображение И. из собрания Е. Н. Гейцыг - образец «весьма распространенной иконы на жести, писанной масляными красками» (Там же. Т. 2. Ч. 1. Вкл.).

http://pravenc.ru/text/578038.html

( 2Кор.8:21 ). Так жила христианская церковь в течение первых трех веков своего существования. Ея благотворительность может быть названа по отношению к органам церковно-общественною, а по отношению к способу – церковно-домашнею. С прекращением гонений и с провозглашением христианства религией господствующей, начинается новый период в истории благотворения. Он начинается от половины IV века и продолжается до половины VII, когда начали обнаруживаться первые признаки, наступившего потом в церкви разделения. В деле учения о благотворении он характеризуется тем, что к прежним, состоявшим в указании на любовь ко Христу, побуждениям чаще всего присоединяются и другие, состоявшие в указании тех разнообразных плодов, какими сопровождается дело благотворения. «Каковы бы ни были грехи твои, – говорит свят. Иоанн Златоуст , – если ты подаешь милостыню, не бойся, ибо она перетянет на весах Судии» 9 . Они входили при этом в подробный разбор всех таких возражений, как указание на детей, на болезни старости и находили, что все они неосновательны. Причина таких усилений речи заключалась в том, что многие из сделавшихся в то время христианами продолжали относиться с тою же, что и прежде к людям несправедливостию 10 . Не мало было характеристичного и в самой практике. Вместо прежнего, более домашнего способа благотворения, выступает на сцену госпитальный, состоявший в том, что бедные, больные и слабые получали помощь для себя не столько на дому, сколько в особо устроенных заведениях. Более обычными из таких заведений были те, которые устраивались епископами. Это потому что на их по-прежнему обязанности лежало как употребление церковной собственности, так и попечение о неимущих. Были, впрочем, и заведения частные, устрояемые то Императорами, то вообще богатыми людьми. Таковыми в Константинополе были ксенодохия Евбула, носокомия Симеона Странноприимца и лоботрофия Зотика Пресвитера. Одни из таких заведений имели общее назначение и потому назывались общим именем Странноприимных или Ксенодохий, a другие частное и потому назывались или птохотрофиями, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського   Головна / та Екзархати У 31-у в в молитовно вшанували пам " ять для друку 20 2024 р. 15:04 18 апреля 2024 года в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь молитвенно почтили убиенных на Пасху 1993 года насельников обители иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева). В этот день было совершено две Литургии Преждеосвященных Даров и панихида. Богослужение в Казанском соборе обители возглавил наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф .  Его Перосвященству сослужили настоятель подворья Оптиной пустыни в Москве,  пресс-секретарь  Синодального отдела по монастырям и монашеству  архимандрит Мелхиседек (Артюхин), братия обители в священном сане. Проповедь произнес иеромонах Филофей (Магеррамов). По окончании богослужений об упокоении приснопоминаемых братий молились за панихидой у Воскресенской часовни, возведенной над местом их погребения. Панихиду возглавил наместник монастыря. Синодальный отдел по монастырям и монашеству / Патриархия.ru за темою В Успенському Жировицькому нарада з питань в У молитовне стояння за РФ Представники Церкви взяли участь у з питань об " спадщини Пскова та Кирила у зв " язку вбивством святого Або Великого в : та звернення] У шосту в молитовно вшанували пам " ять жертв нападу на храм У застрелили викраденого ченця-бенедиктинця На Сербському " в звершили поминання екзарх освятив каплицю, зведену на згадку про руських загинули в роки Кирила у зв " язку смертю заштатного Зотика Якимчука : Послання] з ключовими словами життя – вбивства загибель – поминання   новини Голова Синодального й взяв участь у Митрополит Псковський взяв участь у групи святкування О.С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6122258...

Поучение св. Кирилла Архиепископа Иерусалимского в навечерие Рождества Христова из слове послания к Евреям: Многочастнеи (многоразличне) многообразие, л. 1332–1352. Нач. «Якоже убо во Иисуса Христа надеемся. Довольно проливу силе нами речено бо есть.» Слово И. Златоуста на Рождество И. Христа и на Иосифа обручника и Марии Матери Господни, л. 1354–1359 об. Нач. «Егда же бысть Мария 12-ти лет в церкви Божии.» Слово И. Златоуста на Рождество И. Христа, л. 1360 – 1371 об. Нач. «Ныне моего естества обетшанию обновление приходите.» Слово И. Златоуста на Рождество И. Христа, л. 1372–1378 об. Нач. «Христу праведному Солнцу, днесь от Девы Пречистой воссиявшу.» Слово И. Златоуста на Рождество И. Христа, л. 1380–1387 Нач. «Что сие знамение прорицанию вижду.» Сказание о божественном Рождестве Христове, како звезда явишася, Персы же прорицаху Царя превечного и безначального Сына Божия, л. 1388–1395. Нач. «Первое от Перс уведано бысть о Христе, суть же у них волсви и звездочетцы мудри зело.» В 26-й день. Слово Епифания Кипрского – похвала Пресв. Богородице о воплощении Господни, л. 1396–1411. Нач. «Сияющая светлая Богородица заря велия, и непостигномы силы.» В 27-й день. Мучение св. первомуч. и Архидиакона Стефана, л. 1412. Нач. «Бысть во время оно Господа нашего Иисуса Христа плотскому пришествии, по страстех крестных и по смерти.» В 29-й день. Слово И. Златоуста о Ироде и младенцех избиенных Христа ради, л. 1424–1432. Нач. «Хотел бых выну духовная словеса поведовати.» В 30-й день. Память свв. мученик Зотика сирым питателя и прочих с ним, л. 1432–1435 об. Нач. «Сей бяще от старого Рима, рода сый честна и славна.» В той же день память Давида Царя и Пророка, л. 1436. Нач. «Давид Пророк и Царь бяше сын Иессеов, сего научи Нафан Пророк закону Господню.» В той же день слово Евсевия Памфилий ского поучение о покаянии Давидове, л. 1436 об. – 1437 об. Нач. «Ибо той Нафан Пророк рече притчею иною к Давидови.» В той же день повесть мниха некоего душеполезна о непослушании л. 1438–1439 об. (см Окт. в 18-й день). Нач. «Мних некий бяше в ските послушлив отцу в лета многа». Генварь

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной заштатного клирика Московской (городской) епархии протоиерея Зотика Якимчука 19 апреля 2024 г. 14:19 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной заштатного клирика Московской (городской) епархии протоиерея Зотика Якимчука. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Фоме, архиепископу Одинцовскому и Красногорскому, настоятелю Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы Клирикам и прихожанам Богоявленского кафедрального собора в Елохове Родным и близким протоиерея Зотика Якимчука Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Опечален известием о кончине протоиерея Зотика Якимчука, долгие годы служившего в столичном Богоявленском кафедральном соборе . Выпускникам Московских духовных школ почивший запомнился как регент академического хора и многолетний преподаватель, а клирикам и прихожанам Елоховского собора — как добрый и внимательный пастырь, с усердием и любовью совершавший священническое делание, ценивший красоту богослужений и заботившийся о благозвучии церковных песнопений. Милостивый Господь да упокоит душу новопреставленного протоиерея Зотика в селениях святых, где сияет свет лица Его неизреченный и Божественный и воистину присносущное радование (канон 3-го гласа в субботу утра), да сотворит ему вечную память, а всем скорбящим ниспошлет утешение и крепость сил. С соболезнованиями, +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6121889.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЛИД [Лидиец; греч. Ιωννης Λυδς] (ок. 490, Филадельфия в Лидии, ныне Алашехир, Турция - между 557 и 561, К-поль), визант. ритор, чиновник, писатель. Сын некоего Лаврентия (мнение о том, что И. Л. носил имя Лаврентий, основано на неверном прочтении сообщения о нем в «Библиотеке» свт. Фотия; Phot. Bibl. Cod. 180). Большинство сведений о жизни И. Л. содержится лишь в его трактате «О магистратах». В возрасте 21 года, ок. 511 г., И. Л. переехал в К-поль, где рассчитывал сделать карьеру на чиновной службе. Получил образование ритора; кроме родного греческого прекрасно владел латынью. В К-поле посещал лекции по философии Платона и Аристотеля у философа Агапия, ученика Прокла. Нек-рое время служил в штате писцов (μεμοριλιος; лат. memorialis) при имп. дворце. В кон. 511 или в нач. 512 г. был принят в канцелярию нового префекта претория Востока Зотика, также выходца из Филадельфии. И. Л. получил должность секретаря (ταχυγρφος; exceptor) в юридическом департаменте префектуры претория, а вскоре после этого был назначен главным хартулярием (πρτος χαρτουλριος; chartularius princeps), что было необычно для его юного возраста, поскольку 2 др. хартулярия префектуры были уже пожилыми и опытными людьми. И. Л. отвечал за текущие дела, вел регистрацию всех посетителей префекта, от имени префекта вел офиц. переписку на латыни с синклитом (сенатом), организовывал работу скорописцев в ведомствах имп. дворца. Новые должности позволили И. Л. быстро увеличивать свое состояние; Зотик был префектом всего ок. года, но за это время И. Л. заработал официально и получил в виде «подарков» более 1 тыс. золотых солидов. Тогда же И. Л. написал несохранившийся панегирик в честь Зотика. По протекции Зотика И. Л. вступил в брак и получил приданое в 100 фунтов золота. Тем не менее после отставки Зотика в 512 г. И. Л. был вынужден вернуться к должности обычного секретаря в префектуре претория Востока. Ок.

http://pravenc.ru/text/471355.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010