Громаден, богат сокровищами, великолепен русский монастырь св. вмч. Пантелеимона. Тысячи иноков могут нести здесь спасительный подвиг. Но вместо тысяч – здесь нет и трех десятков монахов. Что могут они, половина которых престарелые и больные, сделать с ветшающими строениями, пожарами, с разрушительной работой времени? За последние пятьдесят лет русский монастырь неоднократно подвергался крупным пожарам. Пострадала библиотека, где хранятся редчайшие рукописи XI-XVI веков. Сгорело много часовен, гостиниц, келлий. Один за другим уходят в жизнь вечную престарелые иноки Русика. Русские насельники неоднократно обращались к Всероссийскому Патриарху и другим русским иерархам. Так, в письме от 9 марта 1964 года на имя Святейшего Патриарха Алексия I схиархимандрит Илиан писал: «В эту зиму у нас необыкновенные холода, в церкви 4 градуса, заболели все гриппом... на две церкви осталось всего 16 человек, остальные престарелые и больные». Андреевский скит – прекрасный Серай – с кончиной архимандрита Михаила († 1968) опустел совершенно. Даже зарубежные писатели и публицисты отмечали ненормальность положения русских монахов на Святой Горе: « Церковь Христова станет беднее, если на Святой Горе не останется людей, погруженных в сокровенный подвиг и умное делание, столь присущее русским православным инокам». Ныне же русский Афон «умирает из-за отсутствия людей и средств» 2 – и это пишет иностранец (Аманд де Мендиетта), совершенно, казалось бы, не заинтересованное в пользу России лицо. Среди русских иноков в России есть немало таких, которые жаждут своим трудом, молитвой, благочестием и бескорыстной лептой послужить монастырям и запустевшим скитам Святой Горы. Но на их пути – внешние препятствия, стремление окончательно «эллинизировать» Афон, в противовес мнимому панславизму. Все это, и в частности отказ славянским инокам в визах и паспортах, фактически ослабляет духовную силу всего Православия, значение полуострова как оплота православного иночества всех национальностей, как средоточия монашества всех Поместных Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как святые представители мы находимся перед лицом исторической ответственности. Над нами вершится суд. И нас призывают занять ясную и чёткую позицию. Опубликованная статья, которую не может оправдать подпись немощного и старого настоятеля, а также его новоявленные поправки в государственное международное право, имеют других зачинщиков и другие цели, и наводят на горькие воспоминания известного прошлого, а также открывают опасное возможное развитие событий в будущем. Любой может сделать выводы. И мы как Священный Кинот обязаны дать отпор и осудить неприемлемые теории, прозрачные цели, неточности, ругательства и угрозы. В стремлении опровергнуть приведённую недостоверную информацию и неприемлемые национальные различия, провозглашаем во всех направлениях: а) На Святой Горе нет национальных меньшинств. б) Согласно статье 184 Устава на Афоне строго запрещена прозелитическая и пропагандистская расистская или националистическая деятельность. в) Непрерывна забота и неизмерима любовь нашего уважаемого государства к Святой Горе. И богохранимый греческий король помогает по мере возможности Афону. г) Роскошь, комфорт секуляризацию, давление, выкуп и прочие мирские вещи другие уже пытались, в период 1875–1900 гг., принести на Святую Гору, к большому урону афонской духовной жизни и её аскетическим идеалам. Тем, кто полон святого беспокойства о существующей опасности туристического освоения Афона, надо напомнить, что шумная разноимённая ярмарка в Карее была делом братьев по вере – в силу возраста настоятель монастыря святого Пантелеимона г-н Илиан знает, откуда происходили и бездомные пьяницы, загрязняющие дорожки и возмущающие спокойную атмосферу святого города Карея. Отложив на время новоявленные диссертации и международное право... Метеоры и иноверных захватчиков, он согласится с нами, что совершенно с другой стороны Святая Гора находится в крайней опасности обмирщения, разложения и упадка. С той стороны, с которой появляются в наши дни голые купальщики на святых берегах Афона, мешающие строгому переживанию святогорского подвига. Письмо 52

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, епископ Илиан (Востряков), епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховской Роман, епископ Балашихинский Николай, епископ Зарайский Константин, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий, епископ Луховицкий Петр, духовенство Москвы и Подмосковья. На богослужении, в частности, присутствовали: губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, заместитель губернатора Смоленской области К.В. Никонов, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, генеральный директор художественно-производственного предприятия «Софрино» Е.А. Пархаев. По окончании богослужения Святейший Владыка возложил цветы к Мемориалу славы, находящемуся близ Троицкого храма. 8 июля 2017 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл прибыл в Великий Новгород, где посетил Юрьев мужской монастырь. В обители Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении митрополита Новгородского и Старорусского Льва осмотрел помещения Новгородского духовного училища, собор Рождества Христова (Спасский собор) и Георгиевский собор. Из монастыря Святейший Патриарх Кирилл направился в Софийский кафедральный собор Великого Новгорода, где возглавил всенощное бдение. По окончании богослужения Его Святейшество посетил Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. 9 июля 2017 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице и в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл в сослужении митрополита Новгородского и Старорусского Льва, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместника Троице-Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия, епископа Боровичского и Пестовского Ефрема, епископа Юрьевского Арсения, духовенства Новгородской митрополии совершил Божественную литургию в верхнем храме Никольского собора Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4971909...

История жизни 10 000 человек, волею судеб оторванных от Матери-Родины и почти забытых и исключенных из общероссийской исторической и духовной действительности, несомненно, представляет огромный пласт русской духовной культуры, которым могла бы гордиться Россия. Эти люди, воспламененные любовью к Богу, оставили свою горячо любимую Родину и пришли в удел Божией Матери – на Святую 11 Афонскую Гору, чтобы тяжелыми монашескими трудами очиститься от собственной греховности, сподобиться благодати Святого Духа и молиться за спасение самого себя, любимой Родины и всего мира. Они телом оставили свою страну, но никогда не прекращали общаться с ней духовно, а некоторые из них, по благословению старцев, возвращались на Родину и трудились на духовной ниве, передавая соотечественникам несравненный афонский опыт подвижничества и аскетики. Многие из них создали письменные памятники, посвященные афонской истории: одни вели свои дневники с подробным описанием происходившего вокруг них; другие оставили обширную переписку, в которой увековечили русскую афонскую действительность XIX-XX веков. Изучив все архивные материалы, обработав все письменные источники, мы получили возможность предложить читателю данный труд, который содержит жизнеописания выдающихся афонских подвижников – выходцев из разных регионов бывшей Российской империи. Собрав воедино эти жизнеописания, мы отчетливо отметили несколько отрадных моментов. Во-первых, прослеживается четкая духовная связь между старцем и учеником. Какими-то невидимыми духовными нитями все 10 000 русских монахов были связаны с главной взаимонаследуемой духовной осью русского Афона, которую олицетворяли прежде всего иеромонах Арсений (духовник всех русских иноков на Афоне в начале века), иеросхимонах Иероним (духовник Пантелеимонова монастыря в 1841–1885 годах), архимандрит Макарий (первый русский игумен Пантелеимонова монастыря после его возрождения в 1875–1889 годах), иеросхимонах Агафодор (духовник Пантелеимонова монастыря в 1891–1920 годах), схиархимандрит Кирик (духовник Пантелеимонова монастыря в 1920–1937 годах), иеросхимонах Виссарион (духовник Пантелеимонова монастыря в 1938–1955 годах), схиархимандрит Илиан (игумен и духовник Пантелеимонова монастыря в 1958– 1971 годах). Эта бросающаяся в глаза связь дает наблюдателю хорошую возможность представить двухсотлетнюю жизнь Пантелеимонова монастыря и всего русского Афона как единого духовного организма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неизвестный текст известного документа (письмо афонских монахов Гитлеру) 25.04.2014 527 Время на чтение 12 минут Грядущему тысячелетнему юбилею русского монашества на Афоне посвящена публикация протоиерея Павла Недосекина, в которой освещается вопрос написания монахами Святой горы письма, адресованного Гитлеру. В дальнейшем под предлогом подписания этого текста некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами и выдворены с горы Афон. С целью разобраться в справедливости обвинений автор описывает, в каких условиях возникло это письмо, а также приводит текст этого документа. За истекшие годы после Второй мировой войны уже неоднократно поднимался вопрос о позиции афонских монастырей в период германской оккупации этого полуострова. В Греции этот вопрос начал широко обсуждаться общественностью сразу после вывода германских войск. При этом он приобрёл ярко выраженную антиславянскую направленность. Собственно, это было продолжение политики греческих властей по эллинизации Афона . «После второй Мировой войны, - писал в 1963 году Вселенскому Патриарху Афинагору игумен Русского Пантелеимонова монастыря Илиан, - министерство иностранных дел Греции создало для нас новые, почти губительные трудности, целью которых является препятствие приезду новых монахов. (...) Это действие вступает в совершенное противоречие с последним международным актом, то есть с Конвенцией о меньшинствах в лозаннском договоре, которая гарантирует нам все привилегии и права, которые мы имели издавна. Таким образом, настоящей целью этого является не что иное, как уничтожение нашего святого монастыря, которая достигается путём необновления нашей со временем исчезающей братии» . После войны некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. Так, 25 сентября 1947 года было сфабриковано судебное дело (протокол 394/25-9-47), которым осуждался на два года антипросоп Русского Свято-Пантелеимонова монастыря монах Василий (Кривошеин). Ему инкриминировали подписание среди прочих антипросопов письма канцлеру Германии Гитлеру. Вместе с Василием со Святой Горы было выдворено несколько других монахов-славян. Позднее, уже в начале 70-х годов, сам архиепископ Василий писал: «В греческой печати вновь возобновились нападки на русское монашество на Афоне. (...) Это всё перепевы старого: русские не имеют никаких прав на Пантелеимоновский монастырь, русские монахи хотят захватить Афон, они - органы панславизма, чуждый и вредный элемент и так далее» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В тот же день начался молодежный православный фестиваль святого Димитрия Донского, проходивший в государственном музее-заповеднике «Куликово поле». 28 июля 2005 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Соборе Николы Белого города Серпухова и молебен святому крестителю Руси. После окончания богослужения в храме Николы Белого Святейший Патриарх Алексий возглавил крестный ход с образом Богородицы «Взыскание погибших» в Высоцкий мужской монастырь. В Покровском храме Патриарх Алексий поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», а затем святым мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, почивающим в храме, и Распятию с частицей древа животворящего Креста Господня. В Высоцком монастыре Предстоятель Русской Церкви возжег неугасимую лампаду у места захоронения воинов, павших в Куликовской битве, и совершил заупокойную литию об их упокоении, перед которой обратился с приветственным словом к присутствующим. Затем Святейший Патриарх освятил знамя созданного при Высоцкой обители военно-патриотического клуба во имя святого князя Владимира Андреевича Храброго. 22 августа 2005 года в Новом Манеже открылась художественная выставка, на которой были представлены работы, посвященные теме битвы на Куликовом поле. На церемонии открытия экспозиции присутствовал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил письменное приветствие ее организаторам и участникам. 7 сентября 2005 года в городе Коломне — историческом месте сбора русских войск, шедших на битву в устье Дона и Непрядвы, — состоялась конференция, под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, посвященная празднуемому юбилею. Святейший Патриарх Алексий направил свое приветствие участникам и организаторам конференции. 8 сентября центром празднования 625-летия Куликовской битвы стала древняя Коломна. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В Успенском кафедральном соборе Первосвятителю сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий, епископ Видновский Тихон, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Илиан и многочисленное духовенство.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1501493...

Бумага с резолюцией навести порядок пришла к псковскому архиерею, которому ничего не оставалось делать, как выехать в Псково-Печерский монастырь. Владыка устроил «разбор полета», словесно отдубасил «недоумка и провокатора», с позором выбросил о. Илиана (так тогда звали о. Илия) из монастыря, поставил всем на вид, предупредив о более тяжких последствиях для всех и каждого при повторении подобных происшествий. Люди старшего поколения могут представить себе, что в тот момент мог чувствовать молодой иеромонах, получивший хорошее духовное образование, выпускник Ленинградской Духовной Академии, постриженник самого митрополита Никодима (Ротова) : всё, жизни больше не будет, можно сразу в петлю лезть — снятие священства, никаких монастырей и монашества, никакой приличной светской работы, постоянный надзор органов, как за неблагонадежным… Владыка кричал и топал ногами, разве только не избил. Его понять можно, тогда было такое время, иначе он и не мог поступить. Но уже выезжая из монастыря, владыка тихонько, чтобы никто не видел, взял иеромонаха Илиана в свою машину и отправил его к себе на дачу, а потом спустя какое-то время умудрился сплавить на  Афон в качестве ссылки-наказания. Т. е. даже не испугал волка лесом, а просто в лес выпустил, да еще и заповедный, где охотников нет и зверей не стреляют. На Афоне о. Илиан прожил довольно много лет, стал духовником обители и кроме всего прочего начитался всякой антисоветской литературы, коей там было в избытке. Там-то о. Илий и стал окончательным и убежденным антисоветчиком, полагающим, что все зло в нынешней России от коммунистов. Все, кто много общался с батюшкой, знают его твердую и непримиримую позицию по этому вопросу. Даже какие-то попытки взглянуть на ситуацию под другим углом зрения пресекаются мгновенно: «Ууу, это же коммунисты, их надо всех удалять от власти». Одним словом, если хотите возбудить о. Илия, скажите слово «коммунист» и сразу увидите перемену. И вот однажды, в начале 90-х годов, о. Илий приехал ко мне в гости, в Питер. Он очень любит Петербург, с Питером связана его молодость, учеба в Духовной Академии, постриг… Я решил показать один храм, в котором он не был при советской власти — Казанскую церковь Новодевичьего женского монастыря, построенную великим русским архитектором Василием Антоновичем Косяковым, автором самых значительных петербургских храмов конца XIX — начала ХХ века.

http://pravmir.ru/vragi-cerkvi/

Шептицкого от 24 янв. 1941 г. и утверждены папой 18 апр. 1942 г. Создание экзархатов держалось в тайне от гражданских властей, поэтому объединение униат. приходов Волыни и Холмщины в юрисдикции еп. Чарнецкого именовалось как «апостольская визитатура УГКЦ для Волыни, Холмщины, Полесья и Подляшья». В 1939-1941 гг. значительная часть неоуниатского духовенства перешла в православие. В частности, с правосл. Церковью воссоединились свящ. Андрей Викторовский в с. Дубечно (ныне Старовыжевского р-на), игум. Гамалиил (Перчеклей) из с. Краска Ратновского р-на, игум. Илиан (Гук) из с. Озютичи (ныне Локачинского р-на) и др. Отдельные неоуниат. храмы (в Ровно, в с. Гумнище Гороховского р-на, в Любешове Волынской обл.) в 1939-1941 гг. во избежание закрытия регистрировались в советских органах власти как римско-католич. костелы, хотя их настоятели продолжали служить по вост. обряду. С началом войны бывш. неоуниат. духовенство возвращалось под власть еп. Чарнецкого, уже в УГКЦ, хотя прежний адм. порядок в ряде регионов, особенно на Волыни и на Холмщине, сохранялся. В июле-авг. 1941 г. еп. Чарнецкий находился в Ковеле, где начал восстанавливать Юрьевский храм бывш. мон-ря редемптористов, пытаясь создать епархиальный центр для управления униат. приходами Волыни (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Л. 118). Восстановленный в 1941-1942 гг. храм являлся кафедрой Чарнецкого. В 1941-1942 гг. в унию перешли священники Зиновий Бачинский (с. Овлочин, ныне Турийского р-на), Леонтий Тиховский (с. Добрятин Млиновского р-на), Николай Гарвасюк (с. Онишковцы Дубенского р-на), Кондрат Лавренчук, ставший настоятелем прихода в с. Гнойном (ныне Красностав Владимир-Волынского р-на). Из лат. обряда в унию вернулись бывш. неоуниат. клирики: игум. Нифонт (Медведь) из с. Жджары (ныне Заставное Иваничевского р-на), свящ. Иосиф Гадуцевич из с. Заставье Корецкого р-на, свящ. Серафим Яросевич из с. Жабче Гороховского р-на. На Холмщине и Подляшье власть еп. Чарнецкого признавали свящ. Николай Сыроед, настоятель униат. прихода, открытого в 1941 г. в Холме (ныне Хелм, Польша) и свящ. Александр Никольский, настоятель униат. прихода в Тересполе (ныне Люблинского воеводства, Польша). Приходы бывш. Полесского воеводства (Торокань, Бобровичи) перешли в новообразованный Белорусский экзархат. Не все волынские униаты признавали власть Чарнецкого. Так, униат. приход в Луцке, к-рый возглавлял неоуниат. свящ. Василий Артемьев, продолжал числиться как община греко-слав. обряда и в 1942 г. подчинялся непосредственно римско-католич. еп. Шелёнжеку (Там же. Оп. 2. Д. 228. Л. 60).

http://pravenc.ru/text/2458999.html

22 августа 2005 года в Новом Манеже открылась художественная выставка, на которой были представлены работы, посвященные теме битвы на Куликовом поле. На церемонии открытия экспозиции присутствовал Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил письменное приветствие ее организаторам и участникам. 7 сентября 2005 года в г. Коломне историческом месте сбора русских войск, шедших на битву в устье Дона и Непрядвы, состоялась конференция, под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, посвященная празднуемому юбилею. Святейший Патриарх Алексий направил свое приветствие участникам и организаторам конференции. 8 сентября центром празднования 625-летия Куликовской битвы стала древняя Коломна. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. В Успенском кафедральном соборе Первосвятителю сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий, епископ Видновский Тихон, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Илиан и клирики Московской епархии и многочисленное духовенство. После Литургии на Соборной площади Святейшего Патриарха и всех участников празднества приветствовал губернатор Московской области Б.В. Громов. Затем Святейший Патриарх совершил литию об упокоении вождей и воинов, на поле Куликовом убиенных. 20-21 сентября юбилейные торжества проходили на территории Тульской епархии, которую посетил с архипастырским визитом Предстоятель Русской Православной Церкви. 20 сентября у административной границы области Предстоятеля Русской Православной Церкви встретили хлебом-солью архиепископ Тульский и Белевский Алексий, губернатор Тульской области В.Д. Дудка, Главный федеральный инспектор аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Ф.А. Харитонов, другие представители местной и региональной власти и представители общественности. В тот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с губернатором Тульской области В.Д. Дудкой.

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

Павел Недосекин О письме афонских монастырей канцлеру Германии За истёкшие годы после второй Мировой войны уже неоднократно поднимался вопрос о позиции афонских монастырей в период германской оккупации Святой Горы. В Греции этот вопрос начал широко обсуждаться общественностью сразу после вывода германских войск и приобрёл ярко выраженную антиславянскую направленность. Собственно, это было продолжение политики греческих властей по эллинизации Афона 34 . «После Второй мировой войны, – писал в 1963 году Вселенскому Патриарху Афинагору игумен Русского Пантелеимоновского монастыря архимандрит Илиан, – министерство иностранных дел Греции создало для нас новые, почти губительные трудности, целью которых является препятствие приезду новых монахов. Это действие вступает в совершенное противоречие с последним международным актом, то есть с Конвенцией о меньшинствах в Лозаннском договоре, которая гарантирует нам все привилегии и права, которые мы имели издавна. Таким образом, настоящая цель этого является не что, как уничтожение нашего святого монастыря, которая достигается путём необновления нашей со временем исчезающей братии» 35 . После войны некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. Так, 25 сентября 1947 года было сфабриковано судебное дело (протокол 394/25–9–47), которым осуждался на два года антипросоп Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря монах Василий (Кривошеин) . Ему инкриминировали подписание (в числе прочих антипросопов) письма канцлеру Германии Адольфу Гитлеру. Вместе с Василием со Святой Горы было выдворено несколько других монахов-славян. Позднее, уже в начале 1960-х годов, сам архиепископ Василий писал: «В греческой печати вновь возобновились нападки на русское монашество на Афоне. Это всё перепевы старого: русские не имеют никаких прав на Пантелеимоновский монастырь, русские монахи хотят захватить Афон, они – органы панславизма, чуждый и вредный элемент и так далее» 36 . И хотя монах Василий вплоть до 1955 года боролся за восстановление справедливости, за снятие с себя ложных обвинений 37 , до самой его смерти в 1985 году он не получил удовлетворительного ответа от греческих властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010