Еще испрашиваю Вашего Святительского благословения. Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник и богомолец Игумен Илиан 11. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Января 25, 1963 г. Ваше Высокопреосвященство, святительски благословите! С несказанной радостью и благодарностью получил Ваше дорогое письмо, надеюсь, что и мое получили. Получил поздравительные письма от протоиерея отца К. Ружицкого 161 , от протоиерея А. Осгапова 162 , архимандрита Питирима и благодарность от Святейшего Патриарха Алексия за рождественское поздравление. Живем с трудом, нас осталось всего способных к труду 20 человек, остальные престарелые и больные. На письма некому отвечать, новых нет, поступили 2 человека – старики. Один из Бельгии – отец Модест 163 , другой Афанасий Капсальский, тоже жил в Америке. Служат у Покрова, помогают читать. И ещё наш отец Серафим 164 , но очень часто болеет подагрой. Внизу служат отец Гавриил и Матфей, иеродиакон Кирилл, бывший в академии в Париже, но очень слабый и ненормальный. Вот и все, остальные старые и слабые. Не знаем, как будем праздновать Афонский праздник. За последнее время скончались отец Каллистрат, певчий иеродиакон, Афродисий и Алексий Крумичныи, Доримедонт, Георгий подвальный, Маркел карпатский и Севериан. Петь некому, я хожу петь в нижний собор. Когда будет время, напишите немного. Испрашиваю Вашего святительского благословения. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и богомолец игумен архимандрит Илиан со всею о Христе братией 12. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от иеродиакона Давида Апреля 28, 1963 г. Высокопреосвященнейший Архипастыр Отец Василий. Воистину Воскресе Господь! Сердечно благодарю за святые молитвы и добропожелания с праздником Святой Пасхи. В монастыре у нас всё благополучно – слава Богу. К 1000-летию идет горячая подготовка. Дорога автомашинная почти готова: Дафна – Карея, а Карея – Ивер. монастырь к праздникам готова не будет. В Карее идут усиленные работы по ремонту во многих зданиях, а также государство ведет ремонт в Кутлумуше, Ивере, Лавре и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Отношения у архимандрита Авеля с о. Илианом сложились очень добрые, он стал секретарём игумена. В том же 1970 году архимандрит Илиан тайно постриг его в схиму с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского . Когда в январе 1971 года о. Илиан отошёл ко Господу, о. Авель стал местоблюстителем игуменского престола и в марте был по жребию выбран настоятелем Свято-Пантелеимоновского монастыря. Однако Священный Кинот не утвердил этот выбор, потому что архимандрит Авель подвизался на Афоне всего только год. Да и большого опыта монастырской жизни у о. Авеля в ту пору ещё не было, ведь он хоть и был пострижен к тому времени уже более 20 лет, но служил в основном в приходских храмах: как известно, в СССР монастыри почти все закрыли. В 1971 году настоятелем выбрали о. Гавриила (Легача), а о. Авель остался его секретарём и по-монашески вполне смирился с этим. Игуменом он стал в 1975 году после ухода на покой архимандрита Гавриила. Вот как о. Авель рассказывал о своём трудном служении на Афоне: «Ночью служба. Днём то хозяйство, то приёмы. И так день за днём. Почти круглый год жара. И какая! Влажность. Служишь у престола – на тебе всё мокрое, пот струями стекает. Возвращаешься со службы в келью, переодеваешься и думаешь: ну, может, никого сегодня не будет, постираю. Только замочу бельё – идут: то от губернатора, из министерства, то послы, то бизнесмены, то ещё кто-нибудь. С одними попрощаешься – другие тут же явятся. А там уже в колокол ударили – к вечерне надо выходить, а дальше ночь...». К сожалению, у о. Авеля не со всеми иноками сложились добрые отношения. С иеродиаконом Давидом (Цубером) у них была взаимная неприязнь, архимандрита Мисаила (Томина) о. Авель тоже недолюбливал, а келейник его о. Филарет доверия не оправдал, если судить по письму иеродиакона Давида владыке Василию (Кривошеину) от 18/31 января 1979 года. Все годы своего пребывания на Афоне архимандрит Авель переписывался с владыкой, дважды виделся с ним во время его приездов в Свято-Пантелеимоновский монастырь в 1977 и 1979 годах. Вот как архиепископ Василий писал об архимандрите Авеле митрополиту Никодиму 27 июня 1977 года: «Видев его лично в монастыре, я составил о нём гораздо более благоприятное мнение и думаю, что он вполне подходящий игумен, рассудительный, со здравым смыслом, благочестивый. Менять его на другого было бы неполезно... Некоторые осуждают его, что он недостаточно твёрд, не сумел навести дисциплину, справиться с братией. Это легко сказать. Но что можно сделать, когда среди неё есть несколько явно невменяемых лиц...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Основная причина этого бедственного положения — оскудение нашей братии из-за отсутствия поступления новых монахов в наше монашеское братство, как об этом мы уже сообщали и ранее в Московскую Патриархию. Нас осталось сейчас всего 50 человек. Самому молодому из нас 54 года. Большинство семидесяти и восьмидесятилетние старчики. Только незамедлительное прибытие новых молодых сил в наше братство может спасти положение. Кроме как с нашей Родины, из России, ниоткуда не может прибыть к нам пополнение. И вся наша надежда на сохранение нашего монастыря, после Бога, Пречистой Богородицы и святого великомученика Пантелеимона на Русскую Православную Церковь, Московскую Патриархию. Нам известно, что Московская Патриархия обратилась с просьбой к Вселенскому Патриарху, в канонической юрисдикции которого находится наш монастырь, допустить из России приезд десяти человек для поступления в братство нашего монастыря. Мы глубоко благодарны всегда Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Алексию и Вам за этот шаг и всецело его приветствуем. Но нам известно, что Вселенский Патриарх не счел возможным ответить на Ваше письмо. Причина тому — давление, оказываемое на него со стороны греческого правительства, противящегося приезду на Афон русских. Формальный предлог для того, чтобы не отвечать, — Афон пользуется известной церковной автономией, и Вселенский Патриарх не является первой инстанцией в такого рода делах. Мы умоляем Вас, Святейшего Патриарха Алексия, и всю Русскую Православную Церковь незамедлительно оказать нам помощь. Иначе наш монастырь обречен на погибель. Испрашивая Ваших святых архипастырских молитв и святейшего благословения, остаемся Вашими смиренными послушниками и богомольцами — Игумен архимандрит Илиан со всею о Христе братиею». Именно во время игуменства отца Илиана наконец для пополнения рядов братии монастыря прибыли первые монахи из России. Радости старца не было границ. Теперь в его чуть было не отчаявшемся уже сердце зародилась твердая надежда, что Русская обитель на Афоне не погибнет, а будет и далее стоять как оплот Православия на многие века.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

Товия (Остроумов; 14 марта - 5 мая 1957), еп. Павел (Голышев; 7 июля 1957 - 15 сент. 1960), Свердловский еп. Флавиан (Дмитриюк; 15 сент. 1960 - 3 апр. 1961, в. у.), архиеп. Сергий (Ларин; 3 апр. 1961 - 20 мая 1964), архиеп. Леонид (Поляков; 20 мая 1964 - 8 окт. 1966), еп. Иоасаф (Овсянников; 30 окт. 1966 - 31 мая 1973), еп. Викторин (Беляев; 3 июня 1973 - 3 сент. 1974), архиеп. Николай (Бычковский; 3 сент. 1974 - 3 июня 1981, до 9 сент. 1974 в сане епископа), Солнечногорский еп. Илиан (Востряков; 4 июня 1981 - 16 июля 1982, в. у.), архиеп. Никон (Фомичёв; 16 июля 1982 - 28 марта 1984), архиеп. Афанасий (Кудюк; 28 марта 1984 - 13 марта 2002, до 25 февр. 1995 в сане епископа), еп. Иринарх (Грезин; 14 апр. 2002 - 5 марта 2010), митр. Мефодий (Немцов; с 5 марта 2010 по наст. время). Во имя прор. Иоанна Предтечи (женский, в Кунгуре; основан как женская община в 1825 (офиц. утверждена в 1851), община преобразована в мон-рь в 1868, закрыт в 1921, возобновлен в 2004), в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Перми; основан как жен. община в 1873 (официально открыта в 1875), с 1881 мон-рь, закрыт в 1920, возобновлен в 1993), Белогорский во имя свт. Николая Чудотворца (мужской, в дер. Белая Гора Кунгурского р-на; основан в 1897, закрыт в 1923, возобновлен в 1991), в честь Казанской иконы Божией Матери (Серафимо-Алексеевский) Бахаревский (женский, в Перми; основан как жен. община в 1863, к-рая упразднена ок. 1879, мон-рь основан в 1908, закрыт в 1921, возрожден как жен. скит в 1997, к-рый был преобразован в мон-рь постановлением Синода от 29 дек. 2000), Стефанов во имя Св. Троицы (мужской, в Перми; основан в 1995), в честь Богоявления (мужской, в Перми; основан как скит пермского Троице-Стефанова мон-ря в 1995, преобразован в мон-рь в 2004), во имя свт. Николая Чудотворца (женский, в пос. Николаевском Чернушинского р-на; основан в 1995). Недействующие: Пыскорский (Пермский) Преображенский (мужской; основан близ совр. с. Пыскор Усольского р-на ок. 1560, перенесен в устье р.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Когда по причине нежелания приехать со стороны живущих на чужбине русских св. монастырь угасает, существуют люди, которые из-за своих ничтожных личных интересов предают интересы своего св. монастыря. Я очень прошу Вас о следующем: 1) отправить копию сего письма Высокопреосвященнейшему Архиепископу Василию (Брюссельскому и Бельгийскому), 2) сделать перевод на русский язык в пяти экземплярах (передав один экземпляр сестре моей, чтобы узнал и о. Илиан, что с лёгкой совестью он отверг, и через отца Василия, чтобы знал и Высокопреосвященнейший Никодим об этом деле). Поскольку я считаю, что пришло время прояснить, кто замышляет гибель монастыря св. Пантелеимона. Я не знаю, легко ли сможете Вы прочитать написанное мной, поскольку я пишу поспешно и мелкими буквами (без очков). Вы можете, однако, воспользоваться лупой. Если хотите, ответьте мне через сестру, по понятным причинам. Мнение представителей Каракала и Симонапетра прошу, после того, как Вы его скопируете и переведёте, также передать моей сестре. С самыми дружескими чувствами припадаю к Вашей деснице «подпись» P.S. Думаю, что необходимо хлопотать, чтобы все знали об этом «его же подпись». Архимандрит Софроний (Сахаров) Фото 1992 г. Письмо 51. Приложение 1 ρϑρον το Καϑηγουμνου τς . Ρωσικς Μονς γ. Παντελεμονος ρχιμανδρτου λιανο. κ το περιοδικο « σιος Γρηγριος» τς ν γ. ρει Μονς το σιου Γρηγορου, μηνς Σ/βριος – /βριος 1966 « πνδρωσις Τν Ξνων ερν γου ρους» ς γνωστν πασαι σχεδν α ερα Μονα ντικρζουν μετ δους τν σημραι αξνουσαν προϑυμαν προσελεσεως ες ατς νων πιϑυμοντων ν μονσουν. Τ κακν τοτο πλττει, κμη περισστερον τς ξνας Μονς, ατινες στερϑησαν τν πηγν, ατινες τροφοδτουν ατς μ τ παιτομενον πρς πδρωσιν ατν μψυχον λικν. Τελευταως κατπιν κκλξεως τν . Μονν τοτων πρς τ Πατριαρχεα τν χωρν προελεσεως τν ν ατας Μοναχν, προβησαν τατα ες σχετικ διαβματα παρ τ Οκουμενικ Πατριαρχε ζητοντα, πως τοτο πιτρψ τν προσλευσιν ες γιον ρος μοεϑνν τν Μοναχν, να μ α νδιαφερμεναι Μονα, ατινες ποτελον, ς γνωστν, ϑνικς μειοντητας φανισϑον τελεως κα κλεψουν, ς συνβη μ πλεστα σα ξαρτματα λληνικ κα λλα, νϑα μναζαν κα Μοναχο, νκοντες ες μειοντητας. νταϑα εναι νγκη ν τονσωμεν τι μνη πλον σχουσα διεϑνς πρξις ναφερομνη ες τ γιον ρος, εναι προσηρτημνη τ Συνϑκ τς Λωζννης Σμβασις περ μειονοττων. Ες τν Σμβασιν τατην κατεκυρϑησαν τσον τ διακαιματα το Πατριαρχεου ναντι τν λλοϑρσκων Τορκων σον κα τ τν ν γ ρει ϑνικν μειονοττων ναντι το μοδξου λληνικο κρτους.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Отделка храма выполнена в желто-золотистых радостных тонах, иконостас с резными Царскими вратами создан в иконописно-реставрационной мастерской Лавры. Как сообщил отец Назарий, здесь смогут молиться проживающие в монастырской гостинице Феодоровского корпуса, а в определенные дни - все желающие. Ключарем храма назначен иеромонах Илиан (Мешков). Освящение храма планируется совершить после того, как будет закончен иконостас, который выполняют сотрудники иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры под руководством Дмитрия Мироненко. Часовня матери кронштадтского пастыря 2 января, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, в городе Кронштадте после ремонта была торжественно открыта и освящена часовня-усыпальница матери «всероссийского батюшки», Феодоры Власьевны Сергиевой. Чин освящения часовни совершил протоиерей Валерий Швецов, благочинный Красносельского округа. В церемонии открытия приняли участие настоятель Кронштадтских соборов - Николаевского Морского и Владимирской иконы Божией Матери - протоиерей Святослав Мельник, глава администрации города Кронштадта Александр Горошко, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елена Бабич. Поклониться святыне пришло несколько сот человек, прибыли паломники не только из Петербурга и Ленобласти, но и из Москвы. Часовня в честь иконы Казанской Божией Матери на могиле любимой матушки святого праведного Иоанна Кронштадтского была возведена в конце XIX века на русском кладбище города Кронштадта (тогда оно называлось Свято-Троицким городским кладбищем). Возглавил строительство сам батюшка. В постреволюционные богоборческие годы часовня была поругана, использовалась для хранения кладбищенского мусора. Только в 1998 году на средства благотворителей Валентины Кромбалевой и Резо Капанадзе были произведены первые работы, позволившие воспроизвести исторический облик здания. Тогда при проведении внутренних ремонтных работ в глубоком склепе были найдены останки матери святого праведного Иоанна - старицы Феодоры. По словам очевидцев, от останков исходили благоухание и свет. Обретенные мощи были торжественно перезахоронены в августе 1999 года.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

– Если кости эти мы оставим так, – рассуждали они между собою, – то христиане возьмут их и наполнят ими весь мир, раздробляя их и сохраняя для воспоминания оных; итак, бросим их в реку, чтобы и праха их не осталось. И ввержены были останки святых мощей в реку на всеконечное погубление памяти доблестных страстотерпцев. Но Господь, «хранящий все кости угодников Своих» ( Пс.33:21 ), не попустил ни одной частице их погибнуть в воде, но все они сохранились в целости. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу города Севастии блаженному Петру и сказали ему: – Приди ночью и изнеси нас из реки. Блаженный епископ пригласил благоговейных мужей из своего клира и в тёмную ночь пошел с ними на берег реки. И вот взорам их представилось дивное зрелище: кости святых сияли в воде как звёзды, светлы были и те места в реке, где лежали и малейшие частицы их. Собрав все до одной кости святых, епископ положил их в честном месте. Так пострадавшие за Христа и от Него увенчанные, как светила сияют в мире 1787 . Они веровали в Бога, Христа исповедали, Духу Святому не противоборствовали и от святой Животворящей Троицы прославились, оставив воспоминание о своем подвиге для назидания во спасение всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа. Имена святых сорока мучеников таковы: Кирион (Кирий), Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик (Евник), Валент (Уал), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанеий, Илиан, Сисиний, Аггий, Афтий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Взяты были святые сорок мучеников на страдание за Христа в 26 день месяца февраля, а предали души свои Господу они девятого числа месяца марта 1788 , когда империею владел еще Ликиний язычник, но лучше сказать – уже царствовал Господь наш Иисус Христос. Ему же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь. Тропарь, глас 1: Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава давшему вам крепость, слава венчавшему вас, слава подавающему вам всем исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Arhiva Lociitorul Patriarhului la Eparhia de Moscova a condus ceremonia de închidere a celor de-a XVII-le Lecturi educative în cinstea Naterii Domnului ale regiunii Moscova 16 decembrie 2019 14:25 12 декабря 2019 года в городе Подольске Московской области состоялось закрытие XVII Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники». В конференц-зале Подольского дома культуры «Октябрь» прошла итоговая конференция. В мероприятии приняли участие Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , министр образования Московской области И.А. Каклюгина, глава городского округа Подольск Н.И. Пестов, заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова, президент Ассоциации педагогов Московской области «Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры» Л.Л. Шевченко, епископ Илиан (Востряков) , епископ Видновский Тихон , епископ Серпуховской Роман и епископ Зарайский Константин , члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской областной епархией , руководители муниципальных органов управления образования Московской области и благочинные церковных округов. Н.И. Пестов обратился к участникам собрания с приветствием. Митрополит Ювеналий в начале своего выступления напомнил о том, что в Москве совершается отпевание Ю.М. Лужкова: «Я немного отвлекусь от темы и хочу напомнить, что в эти минуты в Храме Христа Спасителя Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Кирилл совершает отпевание бывшего мэра города Москвы Юрия Михайловича Лужкова, который был на этой должности восемнадцать лет. Памятником его трудов на благо Церкви является восстановленный на месте взорванного Храм Христа Спасителя. Я попрошу всех вас встать и пропеть " Вечную память " Юрию Михайловичу». Участники конференции пропели «Вечную память», после чего владыка Ювеналий продолжил свое выступление: «Уважаемые Ирина Александровна и Николай Игоревич! Возлюбленные братья архипастыри и пастыри, дорогие братья и сестры!

http://patriarchia.ru/md/db/text/5548554...

25 февраля, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, и день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. В богослужении также принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископы Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Верейский Евгений, епископы Красногорский Савва, Липецкий и Елецкий Никон, Видновский Тихон, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Гатчинский Амвросий, Троицкий Панкратий, Серпуховской Роман, Петергофский Маркелл, Бронницкий Феофилакт, Уссурийский Сергий, Орловский и Ливенский Иероним, а также находящиеся на покое епископы Илиан (Востриков), Серафим (Зализницкий), Никон (Миронов). За богослужением молились архиереи Поместных Православных Церквей, в частности, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь), настоятель Подворья Болгарской Церкви в Москве епископ Проватский Игнатий, епископ Диоклийский Иоанн (Сербская Православная Церковь), а также Президент Черногории Ф.Вуянович с супругой и губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко. По окончании литургии Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Христофор совершили литию перед гробницей приснопоминаемого Патриарха Алексия II. Затем духовенство совершило славление святителю Алексию Московскому перед ракой с его святыми мощами. Также в этот день по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была открыта в выставочном зале музея Храма Христа Спасителя подготовленная Управлением делами Московской Патриархии и Издательским советом Русской Православной Церкви совместно с Музейным объединением «Музеи Москвы» выставка «Патриарх Алексий II. К 80-летию со дня рождения».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В связи с этим 7 марта 1953 года и затем 12 марта 1957 года Московская Патриархия обращалась к греческому правительству и Святейшему Патриарху Афинагору с просьбой дать разрешение на приезд и вступление в братство монастыря св. вмч. Пантелеимона для десяти человек. Но ответа не последовало. Лишь когда 5 марта 1958 года Святейший Патриарх Алексий I вновь обратился с аналогичной просьбой, то 20 ноября 1958 года Святейший Патриарх Афинагор дал положительный ответ и сообщил, что желающие поселиться на Афоне должны представить следующие документы: Прошение о зачислении. Удостоверение в том, что проситель принадлежит от рождения к Восточной Православной Церкви. Официальную копию свидетельства о крещении. Собственноручное и подписанное заявление о том, что он знает правила и порядки Устава Святой Горы. Удостоверение о хорошем поведении и нравственной жизни, выданное властями по месту жительства. Выписка из уголовного метрического свидетельства для всеобщей проверки со стороны монастыря, протата Святой Горы и греческого Министерства иностранных дел. Однако положение русских монахов на Святой Горе оставалось тяжелым. «Ныне монастырь пришел в упадок, – писал в 1959 году архимандрит Илиан. – Основная причина этого бедственного положения – оскудение нашей братии из-за отсутствия поступления новых монахов». Из пятидесяти человек братии самому молодому было пятьдесят четыре года, а большинство – семидесяти- и восьмидесятилетние старички. «Мы умоляем Вас, Святейшего Патриарха Алексия, и всю Русскую Православную Церковь незамедлительно оказать нам помощь. Иначе наш монастырь обречен на погибель». В 1963 году Святейший Патриарх Алексий I вновь обратился к Константинопольскому Патриарху с призывом вернуть Святой Горе ее общеправославное значение. В связи с этим 24 июня 1963 года было проведено совещание в лавре св. Афанасия на Афоне. В совещании участвовали Святейший Патриарх Константинопольский Афинагор, Святейший Патриарх Сербский Герман, Блаженнейший Патриарх Румынский Юстиниан, Святейший Патриарх Болгарский Кирилл, представитель Патриарха Московского и всея Руси Алексия I архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим. Здесь были проявлены положительные стремления со стороны Константинопольского Патриарха. «Все Церкви могут посылать на Афон столько монахов, сколько сочтут нужным, – сказал в своем слове Святейший Патриарх Афинагор. – Я, как духовное лицо, сам поручусь за тех, которые будут посланы» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010