Самые размеры и великолепие убранства Софии становились прямыми «натуралистическими» свидетельствами силы и могущества Русской Церкви, ее прав на самостоятельное существование. Отсюда ясно, какое важное политическое значение имело построение Киевской Софии – русской «митрополии», а вслед за ней и Софии Новгородской. Торжественное монументальное зодчество времени Ярослава, четкая делимость архитектурного целого, общая жизнерадостность внутреннего убранства, обилие света, продуманная система изобразительных композиций, тесно увязанных с общими архитектурными формами, – все это было живым, материальным воплощением идей эпохи, широких и дальновидных надежд лучших людей того времени на блестящее будущее русского народа. Отождествление Русской Церкви с храмом Софии Киевской вело к обязательному подчинению всей архитектуры вновь отстраивавшегося храма – патрональной святыни Русской земли – идее независимости русского народа, идее равноправности русского народа народу греческому. Вот почему, исходя в своем патриотическом «Слове» из самой системы росписей Софийского собора, изображавших всемирную историю в ее средневековом истолковании как историю Ветхого и Нового заветов, Иларион вооружал свою проповедь чрезвычайно сильными для средневекового сознания аргументами. Он начинает проповедь с темы росписей Софии не только для придания своей речи наглядности, иллюстрируя ее имеющимися тут же изображениями, а, прежде всего, для убеждения слушателей теми реальными, материальными, «каменными» аргументами, которые имели особенное значение для склонного не только к отвлеченности, но и к «натурализму» средневекового мышления. Кроме того, Иларион вводил тем самым традиционную тематику мозаичных и фресковых изображений Киевской Софии в общую идеологию своей эпохи, заставляя служить изобразительное искусство Софии на пользу Руси и русскому государству. Первая русская летопись и «Слово» Илариона явились блестящим выражением того народно-патриотического подъема, который охватил Киевское государство в связи с общими культурными успехами Руси.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Синод УПЦ: «Экзархи» Константинополя должны покинуть каноническую территорию Украинской Церкви 25 сентября, 2018. Новостная служба Епископату УПЦ утверждено приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата 25 сентября. ПРАВМИР. Синод УПЦ постановил, что «экзархи» Константинопольского Патриархата архиепископ Памфилийський Даниил и епископ Эдмонтонский Иларион должны покинуть каноническую территорию Украинской Православной Церкви. Участники Синода пришли к мнению, что «их деятельность является антиканонической и нарушает межконфессиональный мир в Украине», сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.   Назначение «экзархов» в УПЦ назвали «грубым вмешательством во внутренние дела Украинской Православной Церкви и нарушением ее канонической территории». Синод УПЦ призвал Патриарха Константинопольского Варфоломея «прекратить вмешательство во внутренние дела Украинской Православной Церкви и не нарушать ее канонической территории». ««Экзархи» Константинопольского Патриархата архиепископ Памфилийский Даниил и епископ Эдмонтонский Иларион должны покинуть каноническую территорию Украинской Православной Церкви», — говорится в решении Синода. Епископату Украинской Православной Церкви утверждено приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. Члены Священного Синода призвали клир, монашествующих и верующих Украинской Православной Церкви «усилить свои молитвы за сохранение единства Святого Православия». Константинопольский Патриархат высказался о намерении в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине.  7 сентября было опубликовано коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщалось о  назначении  двух иерархов Константинопольской Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. Священный Синод Русской Православной Церкви выразил  решительный протест  против данных действий Константинопольского Патриархата, заявив, что «данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви». Позже Священный Синод  РПЦ принял решение о  приостановлении сослужения  с иерархами Константинопольского Патриархата.

http://pravmir.ru/sinod-upts-ekzarhi-kon...

Доктрина этого апологета представляет собой интересный опыт адаптации достижений среднего платонизма к нуждам христианского богословия. Если Афинагор действительно был предшественником Пантена и Климента на посту ректора Александрийского училища, то именно ему, а не им может принадлежать основная роль в превращении этого училища в «христианский университет». 67 Свидетельство принадлежит Бархадбешаббе (VI-VII вв.). Цит. по: В. Пигулевская. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979. С. 64. 68 Цит. по: D. Miller. Epilogue tö Isaac the Syrian. Ascetical Homilies. Massachusetts, 1984. P. 503. 70 A.Vццbus. History of Asceticism in the Syrian Orient. T. II. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 197 (Subsidia, 17). Louvain, 1960. P. 412–413. 71 Отмечу, что в разные времена численность учащихся в Нисибийской академии достигала 800–1000 человек. 72 Вышеприведенные сведения заимствованы главным образом из книг: В. Пигулевская. Культура сирийцев. С. 57–89; A.Vццbus. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. 73 Правила I, предисловие. Здесь и далее обе серии Правил (Правила I и II) цитируются по переводу В. Пигулевской. См. В. Пигулевская. Культура сирийцев. С. 90–106. Текст правил опубликован в книге: The Statutes of the School of Nisibis, edited, translated and furnished with a commentary by Arthur Vццbus. – Papers of the Estonian Theological Society in Exile 12. Uppsala, 1961. P. 51–105. 94 Правила II, 19. Это Правило свидетельствует о том, что при школе существовало нечто вроде медицинского факультета. 99 Так например, латинский догмат о Filioque изучается в курсах догматического богословия, сравнительного богословия, истории западных исповеданий и т. д. 121 См. наш доклад «Проблемы и задачи русской православной духовной школы» в Вестнике РХД 177 (Париж – Нью-Йорк – Москва, 1998). С. 52–53.См. нашу статью «Православное богословие на рубеже столетий» в газете «НГ-Религии» 17 (40), 1999. 122 См. нашу статью «Православное богословие на рубеже столетий» в газете «НГ-Религии» 17 (40), 1999 149 «Я не знаю учебного заведения, где бы изучалась такая масса предметов! Нас заела многопредметность», – говорил профессор Киевской духовной академии протоиерей Ф. Титов в 1907 году. См.: Журналы и протоколы Высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия. Т. 4. СПб., 1907. С. 110. 152 П. Н. С. Духовная школа по воспоминаниям ее воспитателя и воспитанника с 1863 года. – Русская старина, 1911. Т. 147. С. 469. 180 См., например, воспоминания Н. Н. Глубоковского «За тридцать лет». Воспоминания проникнуты светлым духом, хотя и содержат немало критических замечаний в адрес Московской духовной академии и семинарии конца XIX века. Читать далее Источник: Православное богословие на рубеже столетий : Статьи, доклады/Иеромонах Иларион (Алфеев). - М. : Крутиц. Патриаршее Подворье, 1999. - 426 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как пишет о крещении Владимира в «Слове о законе и благодати» митрополит Киевский Иларион, первый митрополит из русских, «воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи»». Князь Владимир прозревает эту суетную ложь — и не только умом своим, но и сердцем, потому что одни лишь мысли не могли бы произвести столь глубокий переворот не только в его душе, но в жизни многих людей. Нужно было, чтобы все естество подчинилось этим мыслям, чтобы этими мыслями было проникнуто сердце. И в таинстве крещения Владимир обретает это единство мыслей и чувств. Он принимает и разумом, и сердцем веру христианскую и становится другим человеком. Преображение личности грозного князя заметили все. Он в корне изменил свою личную жизнь, у него изменилось отношение к окружающим, к народу, он стал милостивым, хотя и строгим правителем. Вокруг него стали объединяться люди, и народ, носитель подлинной мудрости, все это подметил и назвал князя Красным Солнышком. Это, наверное, единственный случай за всю нашу историю, чтобы не кто-то из придворных, не кто-то из элиты, желая угодить правителю, наградил его подобным эпитетом, — из самой глубины народной жизни вышло признание того, что крещение изменило Владимира. После кончины князя Владимира Отечество наше снова погружается в междоусобные брани. Много было пролито невинной крови, — казалось бы, пример князя Владимира не повлиял на людей так, чтобы во мгновение изменилась их жизнь. Действительно, во мгновение такие изменения не происходят, но у нас есть очень яркие исторические свидетельства того, что перемена, произошедшая в князе Владимире, произошла не только в нем, но и в очень многих людях. Примером этой перемены, этого слома старых ценностей и обретения новых, являются дети князя Владимира — Борис и Глеб. Казалось бы, они должны были силой отвоевывать Киевский престол у своего брата или же, зная, что тот способен на братоубийство, мечом защитить себя. Однако они становятся нашими первыми русскими святыми, отказавшись поднять меч на брата, и получают наименование «страстотерпцы». Даже столкнувшись лицом к лицу с посланной против них дружиной, они не обнажают меча, а склоняют в смирении главу перед волей Божией и погибают, свидетельствуя о жизненной силе того духовного и нравственного идеала, который вошел в них и во многих через крещение Владимира, через Крещение Руси.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

721 Антоний был уже стар и дряхл. Соперником его выступил издавна враждовавший против него львовский епископ Иосиф Шумлянский. С митрополитом Винницким были у него старые счеты. Иосиф вступил на кафедру против его воли, с утверждения покойного Тукальского. Добиваясь звания митрополита, он, под предлогом старости и дряхлости Винницкого, вмешивался в управление южно-русской церкви и в 1670 году разъезжал по Малороссии, возмущая казаков против Дорошенко, но был схвачен на ярмарке в Могилеве на Днестре и высидел несколько времени в Чигиринской тюрьме. Но митрополит Тукальский, может быть, из мести к Винницкому, исходатайствовал ему освобождение из заключения. Шумлянский продолжал свою настойчивость в поисках митрополии, и в 1673 г. 10 марта выпросил себе у короля Собиеского привиллегию на администрацию. По смерти ж Тукальского (1676 г.), добиваясь киевской митрополии, подал королю в 1677 году на гродненском сейме письменное обязательство о принятии унии, если сделают его митрополитом. Но так как назначение его открыто униатским митрополитом угрожало смутой между униатами, которые имели своего митрополита: то просьба его, в то время, несмотря на личную расположенность к нему короля, не имела успеха. Смерть Винницкого в 1679 году открыла простор его честолюбию и проектированной им темной интриге. Шумлянский, уже изъявивший готовность принять унию, назначен был администратором православной киевской митрополии в польской Украйне. Образ действий его мы изложили выше. M. Гедеон князь Святополк-Четвертинский В 1684 году гетман Самойлович вошел в сношение с Москвой. Русским посланцам поручено было, в виду враждебных православию действий Шумлянского, настоять на избрании киевского митрополита, с подчинением его московскому патриарху. Гетман согласился, но только просил государей (это было в правление царевны Софьи) послать грамоту к константинопольскому патриарху и выпросить его согласие. Затем приступлено было к избранию митрополита. Старший из епископов, местоблюститель митрополии, Лазарь Баранович был не в ладах с гетманом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Девяностые годы предыдущего века были непростым испытанием для духовного образования. В условиях нехватки ресурсов Московская академия стала источником кадров и идей, площадкой для обсуждения и апробации назревших образовательных реформ. Она оказала неоценимую помощь Учебному комитету, и сейчас, оглядываясь назад, можно сказать, что для той ситуации упомянутое решение Святейшего Владыки Алексия II было оправданным и верным. Нам удалось создать формы для межакадемического общения, все трудности в ходе реформ мы решали вместе с корпорациями Петербургской , Киевской и Минской академий , Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. А интеграция в Болонский процесс создала дополнительные связи между центральными церковными учебными заведениями и могу констатировать, что в настоящее время уровень межакадемических связей как никогда высок. Мы с оптимизмом смотрим в будущее. — Какой Вы хотели бы видеть академию, скажем, лет через десять? — Вперед трудно загадывать... Я бы хотел видеть академию, которая не потеряла свои традиции. Чтобы она находилась в авангарде образования в целом, а не только духовного образования. Чтобы государство смотрело на нашу академию и могло сказать: «Да, это действительно Академия с большой буквы». Беседовала Ольга Богданова за темою Робоча нарада Кирила з керуючим справами та головою Навчального робоча нарада Кирила з керуючим справами та головою Навчального Церкви Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Ihmepb " ю] Кирил доручив розробити для МДА духовною У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] з ключовими словами реформа – школи   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар В.Р. Легойда: Виживання " глобальне Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Помогая другим, обретаешь подлинную радость Митрополит Ставропольський Кирил: У особливе ставлення до " та Володимир Легойда: стали Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее Митрополит Будапештський Домагання Константинополя зростають В.Р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1293719...

Характерной особенностью духовных школ, созданных в петровскую и послепетровскую эпоху, было то, что преподавание в них велось на латыни, а учебная программа копировала программу западных иезуитских школ XVII века. Это было вызвано влиянием Киевской академии и ее выпускников, которые, приезжая в Московскую Русь, становились здесь архиереями, ректорами и преподавателями духовных школ. На латыни читались лекции, писались сочинения, принимались экзамены. В библиотеке Московской духовной академии до сих пор хранятся диссертации ее выпускников XVIII века, написанные на латыни. Надо отметить, что и архиереи того времени, в особенности выпускники Киевской академии, лучше изъяснялись на латыни, чем на русском. С судьбой духовных школ неразрывно связана судьба ученого монашества как особого класса внутри Русской Церкви. Концепция «чиновного ученого монашества» была закреплена высочайшим авторитетом еще в 1724 году, когда Петр I разделил монашеское сословие на два класса: тех, кто становится монахами «для удовольствования немощной совести», и тех, кто принимает монашество «для архиерейства и прочих учителей церковных». Сформулированная Петром I идея ученого монашества на два последующих столетия стала определяющей в жизни Русской Церкви. В отличие от монастырского монашества ученое монашество в XVIII веке не только не подвергалось гонениям, но, наоборот, выделилось в привилегированный класс, в руках которого сосредоточилось церковное управление. Как правило, выпускников духовных академий, изъявивших желание принять монашество, сразу же постригали, рукополагали в священный сан и назначали на преподавательскую должность в семинарию или академию. Наиболее одаренные становились затем инспекторами и ректорами академий, получая, кроме того, в управление монастыри; настоятелями монастырей они числились, как правило, номинально, заезжая туда на день-два или и вовсе их не видя. Последним звеном в карьерной цепи была епископская хиротония. Уже во второй половине XVIII века епископы не из числа ученых монахов стали большой редкостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Остановимся на некоторых произведениях древней русской литературы первого века ее существования. «Слово о Законе и Благодати» первого киевского митрополита из русских («русина») Илариона, поставленного по воле киевского князя Ярослава Мудрого, посвящено сложнейшей историософской проблеме. Оно говорит о месте Руси во всемирной истории, об исторической роли русского народа. Оно полно гордости успехами христианской культуры на Руси, и как удивительно, что при всем том оно лишено национальной ограниченности. Иларион не ставит русский народ выше других народов, но говорит о равноправности всех народов мира, приобщившихся к христианству. Это совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмичность организации речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают «Слово» Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства. И произведение это – не перепев византийских образцов, ибо это не просто богословская проповедь того типа, который был распространен в Византии, а богословско-политическое выступление, которых не знало византийское ораторство, и при этом на национально-русскую тему. Совсем другого характера «Повесть временных лет». Это произведение многих авторов-летописцев. Последний из них, Нестор, придал Начальной летописи художественную и идейную законченность и дал ей название, которое в полном виде звучит так: «Повсть временныхъ (прошлых) лт, откуду есть пошла Руская земля, хто в ней почалъ прве княжити, и откуду Руская земля стала есть». В произведении этом выдержано художественное единство, но единство особого, средневекового типа. Сейчас мы требуем от художественного произведения полного единообразия стиля, жесткого единства идей, полного отсутствия швов и различий в отдельных частях. Если различия есть, – они входят в некое объединяющее их строгое единство. Художественное единство в Древней Руси понималось гораздо шире. Это могло быть единство ансамбля, создававшегося в течение ряда десятилетий и сохранявшего авторские особенности в каждом из своих разновременных слоев. Переходя от темы к теме, произведение соблюдало и те особенности стиля, которые по литературному этикету средневековья приличествовали каждой из тем. В рассказах о самых древних событиях русской истории летописец отражал свойственные дошедшим до него легендам простодушие, краткость и то, что мы сейчас назвали бы фабульностью. В рассказе о крещении Руси и о первых христианах-мучениках летописец применяет всю церковную церемониальность изложения. С другой стороны, совершенно особый характер носит летописный рассказ об ослеплении князя Василька Теребовльского. Здесь летописцу нужно было поразить читателя ужасом совершенного преступления, и этот рассказ полон своеобразного средневекового натурализма, в котором детально описываются самые ужасные подробности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

423 О списках и изданиях см. также: Розов Н.Н. Рукописная традиция “Слова о законе и благодати”//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С.42–53; он же. Из истории лингвистических публикаций литературных памятников XI в. (Издание А.В. Горским “Слова о законе и благодати”)//Вопросы теории и истории языка. (Сб. в честь Б.А. Ларина). Л., 1963. С. 270–278; Danti А. Sulla tradizione dello “Slovo o zákone i blagodati”//RicSl. 1970/1972. T. 17/19. P. 109–117; Müller L. Neue Untersuchungen zum Text der Werke des Metropoliten Ilarion//RM. 1975. T.2. S.3–91; он же. Взаимоотношения между опубликованными списками “Слова о законе и благодати” митрополита Илариона//Культурное наследие (прим. 9). С.372–379 (сокращ. вариант предыдущей работы); Якобсон P.O. Гимн в Слове Илариона “О законе и благодати”//The religious world of Russian culture (To honor of G. Florovsky). The Hague, Paris, 1975. Vol. 2. P. 9–11; Мещерский H.A. К изучению языка “Слова о законе и благодати”//ТОДРЛ. 1976. Т.30. С.231–237; Молдован А.Μ. Лингвотекстологический анализ списков “Слова о законе и благодати” митрополита Илариона//Источниковедение (прим. 328). С.38–52 (Молдован А.Μ. К истории составления Троицкой минеи 678 (Значение ее для текстологического исследования произведений митрополита Илариона)//Зап. Отд. рукоп. ГБ Л. 1981. Вып.42. С.64–76; он же. Некоторые синтаксические данные “Слова о законе и благодати” в средневековых списках памятника//История русского языка: Памятники XI–XVIII вв. Μ., 1982. С.67–73.); Топоров В.И. “Слово о законе и благодати” и истоки древнерусской литературы//WSlJb. 1983. Bd.29. S. 91–104 [см. также: Молдован А.Μ. К вопросу о связи “Молитвы” Илариона со “Словом о законе и благодати”//История русского языка и лингвистическое источниковедение. Μ., 1987. С. 151–156. – Прим. изд. (К.А.)]. 424 Popov N.P. Les auteurs (прим. 351); Щепкина Μ.В. (там же); см. об этом также выше, прим. 362. 425 Об Иларионе-Никоне как авторе так называемой Никоновской редакции Повести временных лет (Вернее сказать, Никоновского свода, предшествовавшего якобы не только Повести, но и Начальному своду 1090-х гг.) см.: Приселков М.Д. (прим. 419) [см. также: Приселков М.Д. Очерки (прим. 73). С.97–111. – Прим. изд. (А.Н.)]; несколько иначе (Иларион как автор “Сказания о первоначальном распространении христианства”): Лихачев Д.С.//Повесть временных лет. 4.2 (прим. 48). С.64–95; Розов Н.Н. (прим. 419). Подлежат выяснению также взаимоотношения с Толковой Палеей. [См. также: Müller L. Ilarion und die Nestorchronik//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. P.324–345. – Прим. изд. (А.Н.)] [Ср. также: Sima Р. Ilarionov jazykový pejav vo svetle velkomoravských výrazových tradicií//Slavica Slovaca. 1988. T.23. S. 20–32 (сопоставление c рассказом о крещении Владимира в Лаврентьевской летописи). – Прим, изд. (К.А.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Временното разделение на Руската Църква през XV-XVII в. станало едно от печалните събития, свързани със сближението на Константинополската Патриаршия с католиците, безславната Флорентийска уния от 1439 г. и последвалото скоро след това падение на Константинопол. Под влияние на Константинополската Църква и при активното съдействие на Жеч Посполита православната йерархия на нейна територия също минала към уния с Рим. Оттогава положението на Православието на територията на Полско-Литовската държава започнало постоянно да се влошава, а след сключването на Брестската уния през 1596 г. против православните в западноруските земи се развихрили истински гонения. Преследването на йерарсите и духовенството, заграбването и закриването на храмовете, масовите случаи на насилия и мъчения, дискриминацията и терорът над православното население – всичко това в драматична, нагледна форма е описано в историческите извори. Въпреки че към момента на установяване на османско владичество Константинополските Патриарси се завърнали към Православието, те, потискани от своите поробители, отслабени и лишени от държавна подкрепа, вече не са имали възможността да попречат на гоненията или да окажат на своето страдащо паство в Малая и Белая Рус съществена подкрепа. Сега, на разстояние от 400 години, на нас ни е трудно да си представим цялата тежест на положението на православните в земите на Жеч Посполита в началото и средата на XVI в. Малко са най-лекомислените умове, които дръзват изобщо да го отричат: нали уж се е запазвала йерархията, храмовете били отворени, извършвали се Тайнствата, контактът с Константинополската Църква не прекъсвал. Но православните от Киевската митрополия през онези години смятали друго. В издадения от нас сборник влизат свидетелства от онези години, които не могат да не бъдат чути – свидетелства на йерарси, духовници, монаси, миряни. Това са живи гласове на очевидци, за които може да се каже с думите на Евангелието: Ако те замлъкнат, то камъните ще завикат (Лк. 19:40). През онези страшни години, за няколко десетилетия нетърпимост и открито насилие унията погълнала исторически православните земи на Десния бряг на Днепър. Твърде тежкото положение на Православието на Десния бряг накарало Киевската митрополия да търси възсъединение с Московската Патриаршия, възстановяване на пълнотата на Руската Църква. Това възсъединение, извършило се през 1686 г., не само спасило Православната Църква в западноруските земи от окончателно унищожение, но и съдействало за духовния, богословски и образователен разцвет на единната Руска Църква.

http://mospat.ru/bg/news/88050/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010