Председатель ОВЦС обратил внимание слушателей на то, что акт передачи Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году был закреплен Синодальным решением Константинопольской Церкви и получил немедленное признание всех Поместных Православных Церквей. «Разумеется, и в самой Константинопольской Церкви факт передачи Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Церкви не подвергался сомнениям. Об этом свидетельствуют многочисленные подтверждения официальных документов и изданий XVIII-XIX веков», — подчеркнул он. «Корпус изданных нами документов лишний раз доказывает, что ни в переговорах русских дипломатов с Константинопольским Патриархатом по вопросу о передаче Киевской митрополии, ни в переписке со Священноначалием и политическим руководством Левобережья, ни в самих документах Константинополя, подтверждающих эту передачу, не было и речи о ее якобы временном или ограниченном характере, — констатировал митрополит Иларион. — Лишь в 2018 году, накануне своего незаконного вторжения на Украину, Константинополь предпринял попытку пересмотреть акт 1686 года и объявить его якобы временно, ввиду крайней необходимости, предоставленным разрешением Московскому Патриарху на рукоположение митрополитов Киевских. При этом современные исторические аргументы Фанара вызывают, по меньшей мере, недоумение». Представляемое общественности издание документов сильно своей исследовательской частью, отметил владыка Иларион: «Публикуемые в нем глубокие самостоятельные исследования вносят весомый вклад в понимание контекста исторических событий и документов воссоединения Русской Церкви в 1686 году. Ведь недостаточно одной лишь публикации архивов, какой бы широкой она ни была. В бережном, внимательном и правдивом восстановлении их исторического контекста заключается работа настоящего ученого. В издании этой книги я вижу успех наших отечественных ученых, и рад их с этим успехом поздравить». Председатель ОВЦС уверен: сегодня все еще сохраняется возможность проведения свободной и объективной научно-исторической дискуссии, от которой в 2018 году Константинопольский Патриархат прямо и недвусмысленно отказался.

http://sedmitza.ru/text/10039762.html

Удивительную картину рисует митрополит Киевский Иларион в «Слове о законе и благодати». Он показывает, как семя христианства падало на русскую почву, которая оказалась столь плодородной, что это семя быстро дало всходы: начала меняться жизнь людей, вся культура, стали создаваться храмы, появились школы, образование — то есть, действительно, речь идет о вполне сознательном выборе не только самого князя, но и всего народа. Да, на первом этапе были необходимы радикальные меры. Надо было сокрушать языческих идолов. Но ведь это не было насилием над совестью народа. Это было прощание с тем, с чем надо было распрощаться, чтобы перейти в новое духовное состояние. И вся страна вместе с князем перешла в это новое духовное состояние. И выбор князя Владимира действительно стал судьбоносным, который он сначала сделал для себя, но потом его принял и весь народ или, скажем, его подавляющее большинство. Конечно, у нас существовало так называемое двоеверие. Вы как историк хорошо знаете, что в течение долгого времени существовали пережитки язычества, которые сохранились даже и до сегодняшнего времени. Конечно, история у нас была отнюдь не бесконфликтной, несмотря на то, что наши удельные князья были христианами, они враждовали между собой, они убивали — все это было в нашей истории. Но, тем не менее, мы можем говорить, что если бы не было этого выбора, который сделал сначала князь Владимир, а потом русский народ, то судьба нашей страны и народа, видимо, была бы очень печальной и трагической. Может быть, нашего народа и страны вообще бы не осталось на карте мира. С. Перевезенцев: Вполне возможно. Для начала хотел бы отметить два исторических факта. Всем прекрасно известно, что за несколько лет до принятия крещения князем Владимиром, его приближенные попытались создать некий единый языческий культ, собрав различных идолов, богов, создав капище в Киеве. При этом и сам князь тогда был антихристиански настроен. Вспомним трагическую историю с двумя варягами в 983 году в Киеве — первыми христианскими мучениками на русской земле — Федором и его сыном Иоанном, погибшими за свою веру от рук язычников. Это произошло всего лишь за пять лет до Крещения Руси. И за эти пять лет, прошедшие с той трагедии, в сознании князя Владимира произошел коренной перелом. Он понял несостоятельность своего предшествующего решения, почему и пошел на этот шаг.

http://patriarchia.ru/db/text/4054277.ht...

Таков придворный княжеский священник Иларион, который использовал тему смены «закона» — национально ограниченных и устаревших с возникновением христианства иудейского вероисповедания и морально-этической системы «благодатью» — христианским учением, которое уравнивает всех и тем самым позволяет людям, «новопознавшим» бога, занять высокое место, которое прежде им было недоступно. Он использовал эту тему для того, чтобы в новых условиях приобщения к христианству Руси противопоставить «ветхому закону» — церковно-политиче-ским концепциям Константинополя — «новый» — учение, требующее новых людей, к которым принадлежит и Русь. Таким образом, именно местным, русским религиозно-политическим идеологом могла быть выдвинута идея перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество. Также в местном историческом сочинении, не связанном с митрополией, в Повести временных лет, проводятся идеи не просто о связи истории Руси с историей мировой, но и о независимости и самостоятельности Руси в избрании своих политических симпатий, что ставит ее на один уровень с другими великими державами, прежде всего с Византией. Русское летописание возникло и существовало вне митрополичьего двора и сферы его интересов — в русских монастырях и при городских церквах. В сооружении соборов, произведений церковной архитектуры роль митрополичьих заказов незаметна — это большей частью княжеская инициатива, а митрополит исполняет свою служебную роль при освящении храма. Обращают на себя внимание различия в титулатуре применительно к древнерусским князьям, которая иногда употребляется местными и никогда приезжими деятелями. Возлагая на киевского великого князя, как на пастуха и виноградаря, обязанность по поддержанию в чистоте и на достаточной высоте христианства в его стране, митрополит Никифор в указанном выше послании называет его, однако, просто «княже мой» («благословенный и прославленный», «благоверный и кроткий», «благородный», «человеколюбивый») , т. е. в греческом оригинале « ????? ???». Под его пером не могло возникнуть именование киевского князя теми титулами, которые известны в местных сочинениях и надписях, — «каганом», как называет Ярослава Иларион, «царем», как назван умерший великий князь в граффити на стене Софийского собора, в похвалах XII в., адресованных сыну Владимира Мономаха Мстиславу и его внуку Ростиславу . Между тем титулатура, применявшаяся к главам феодальных монархий средневековой Европы, всегда была очень важна и служила признанию экономического и политического усиления государства при помощи получения его главой высокого титула. Присутствие в Киеве митрополита из Константинополя не могло способствовать такой форме признания .

http://sedmitza.ru/lib/text/438153/

Для современников святого князя Владимира его крещение действительно было необычайным и необъяснимым событием. Вот что говорит митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати»: «Как уверовал? Как воспламенился ты любовью ко Христу? Как вселилось и в тебя разумение превыше земной мудрости, чтобы возлюбить Невидимого и устремиться к Небесному? Как взыскал Христа, как предался Ему? Откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа? Откуда испить от сладостной чаши памятования о будущей жизни? Откуда вкусить и видеть, “как благ Господь”? Не видел ты Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его?» Митрополит Иларион справедливо удивляется обращению святого князя Владимира, который не слышал ни апостолов, ни даже выдающихся проповедников, ни чудотворцев: «Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий? Как приобщился ты любви Его? Не видел ты апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего к смирению сердце твое. Не видел ты, как именем Христовым бесы изгоняются, болящие исцеляются, немые говорят, жар в холод претворяется, мертвые восстают. Не видев всего этого, как же уверовал? О дивное чудо! Другие цари и властители, видев всё это, святыми мужами свершаемое, не веровали, но и предавали еще тех на мучения и страдания. Ты же, о блаженный, безо всего этого притек ко Христу, лишь благомыслием и острым умом постигнув, что есть единый Бог, Творец видимого и невидимого, небесного и земного, и что Он послал в мир, ради спасения , возлюбленного Сына Своего. И сие помыслив, вошел в святую купель». Откуда у вчерашнего язычника “ум Христов” и столь глубокое понимание Христовой веры? Разве это не чудо? С одной стороны, чудо это объясняется разумом святого князя. Однако, с другой стороны, откуда у вчерашнего язычника возьмется «ум Христов» и столь глубокое понимание Христовой веры? Разве это не чудо? Чудом явился и мирный характер крещения – то, что киевляне с радостью пошли ко Днепру, говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». Это были те же киевляне, которые за несколько лет до того с оружием разбивали двор варяга Феодора. К сожалению, некоторые современные публицисты, не разбирающиеся в реалиях русской истории, считают, что дружинники князя Владимира силой загоняли киевских мужей в Днепр. Подобное невежество весьма печально: понятие «муж» подразумевает свободного человека, имеющего меч и владеющего им. Небольшая дружина святого князя Владимира была не в силах заставить большинство населения Киева креститься. Крещение могло быть только добровольным актом.

http://pravoslavie.ru/80944.html

Неизвестно, какой был ответ на это ходатайство. Измена выбранного на место Выговского гетмана Юрия Хмельницкого снова произвела смуту в Малороссии, а по прекращении ее в 1661 г., вызван был в Москву вежинский протопоп Максим Филимонов, известный русскому правительству с 1654 г. и 5-го мая с именем Мефодия поставлен в епископа мстиславского и оршанского и отправлен в Малороссию, с назначением его блюстителем Киевской митрополии. 701 Пред отправлением в Малороссию, Мефодий щедро снабжен был материальными средствами на содержание его самого и на раздачу всяких чинов людям черкасских городов (А. Ю. и 3. Р. V, 48). Неизвестно, чем навлек на себя подозрение или гнев царский Лазарь Баранович. Но он послушно сдал митрополию новому блюстителю и выехал из Киева в Чернигов. Мефодий жил то в Киеве, то в Нежине и Гадяче, смотря по надобности. Митрополит Дионисий Балабан жаловался константинопольскому патриарху, что Мефодий выгнал его и силой похитил митрополичий престол посредством мирской власти. Патриарх выдал на Мефодия проклятие: но Мефодий просил Царя ходатайствовать пред патриархом о снятии проклятия. 702 Изменник Юрий Хмельницкий в 1662 г. сдал булаву Павлу Тетере, а сам постригся в монахи. Тетеря присягнул королю; но левая сторона Днепра, после долгих смут, на генеральной нежинской раде 18 июня 1663 г. избрала гетманомъ Ивана Брюховецкаго, которому благоприятствовал блюститель митрополии Мефодий. Последний привел его к присяге «по чиновной книге и по записи» (А. Ю. и 3. Р. V, 40). Мефодий поселился в Киеве и занялся церковными делами. Сановные монахи киевские, вообще отвосившиеся к нему враждебно, волей-неволей подчинились ему, а один из софийских старцев, Иларион Добродеяшек, в письме к Царю писал о нем, конечно, не с простоты: «впрям не умер Могила, смею я то говорить. Как его милость стал при престоле митрополитском, то стал продолжать, что начал покойный Могила. Поломали шеи Выговский и Хмельницкий (Юрий) и Татаровя за неправду свою: те изнемогоша и падоша, а Бог на их место Методиушка побудил на задержание государства вашей царской милости народу нашего. От единого разума веселится град, молвит Сирах. Дай Боже таких в Польше было. Не мое дело его милости заговаривать у вашего царского величества; а затем вашей царской милости ноги целуючи, бью челом, изволь его милости отцу епископу милостивым добродеем быть». 703 М. Иосиф Нелюбович-Тукальский

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

б) Перевод митрополита Илариона (Огиенко) Известный украинский ученый, церковный и общественный деятель профессор Иван Огиенко (впоследствии – митрополит Иларион, 1882–1972) начал работу над переводом Нового Завета в 1922 г. Однако, лишь во второй половине 1930-х гг. он стал заниматься этим делом последовательно и методично. 1 апреля 1936 г. Огиенко заключил договор с Британским и Иностранным библейским обществом, по которому он обязался за пять лет подготовить полный украинский перевод Библии. К этому времени, перевод Нового Завета был им уже фактически закончен. В 1937 г. началась его подготовка к печати, и в 1939 г. он вышел в Варшаве тиражом в 25 000 экземпляров. К 1940 г. была, в целом, окончена и работа над переводом Ветхого Завета. Однако, начавшаяся Вторая мировая война, не позволила тогда опубликовать этот текст 26 . 9 октября 1940 г. профессор Огиенко принял монашество с именем Иларион, а 19 октября был рукоположен во архиепископа Холмского (в юрисдикции Польской Православной Церкви, его хиротонию возглавил митрополит Дионисий). После войны он эмигрировал в Канаду, где возобновил работу над переводом. В результате, первое издание полного перевода Библии, выполненного митрополитом Иларионом, увидело свет лишь в 1962 г. С 1990-х гг. этот перевод неоднократно переиздавался Украинским библейским обществом. Сегодня он активно используется в Украине в протестантской среде. в) Перевод Ивана Хоменко Практически одновременно с митрополитом Иларионом (Огиенко), но независимо от него, над полным переводом Библии на украинский язык трудился греко-католический священник Иван Хоменко. Его перевод принято считать третьим полным переводом Священного Писания на украинский язык. В отличие от первого и второго переводов, украинская Библия Ивана Хоменко включает не только канонические, но и неканонические книги Ветхого Завета. Иван Хоменко 27 родился в 1892 г. на Виннитчине в греко-католической семье. Учился в Киевском университете. В 1918–1920 гг. работал в Министерстве иностранных дел Украинской Народной Республики, главным образом, в составе посольства в Вене. После установления на территории Украины советской власти, Иван Хоменко жил за рубежом. В 1940 г. он принял монашеский постриг, став членом Ордена василиан. После Второй мировой войны Хоменко поселился на о. Капри в Италии, где занялся активной работой по переводу Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Украинский церковный кризис: что происходит И чего еще можно ждать 27 сентября, 2018 И чего еще можно ждать Константинопольский Патриархат намерен в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви на Украине. О том, как развиваются события последних недель — в обзоре «Правмира». Встреча Патриархов и назначение экзархов 31 августа Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился в Стамбуле с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Официально повестка встречи и ее итоги не оглашались. По завершению беседы митрополит Иларион рассказал , что она была «очень братской и сердечной» и касалась тем, которые стоят на повестке двусторонних отношений и всеправославных отношений. «От начала до конца беседа носила очень искренний и очень братский характер. Мы уехали из Константинополя с очень светлыми чувствами и с очень хорошим настроением», — заключил митрополит Иларион. Этим же вечером греческие СМИ и представители «киевского патриархата» сообщили , что Константинопольский Патриарх намерен дать автокефалию УПЦ. Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ назвал эту информацию фейком . Меньше чем через неделю Глава Константинопольской Церкви заявил , что Константинопольский Патриархат имеет исключительные права на решение проблем православного мира и стремится «к единству и стабильности Православия, к общему церковному свидетельству». «Вселенский Патриархат, будучи ответственным за сохранение единства, а также координацию межправославных отношений и всеправославных инициатив, осуществляет это святое служение в православном мире, добросовестно придерживаясь незыблемых экклезиологических и канонических принципов традиции наших отцов», — отметил глава Константинопольской Церкви. Вслед за этим последовало заявление  о том, что Патриарх Варфоломей «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной Церкви на Украине»  назначил в качестве своих экзархов в Киеве: архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады. Эту информацию подтвердили в УПЦ.

http://pravmir.ru/hronika-avtokefalnogo-...

Скажем в заключение еще о трех аспектах темы сошествия во ад. Прежде всего, это событие имеет глубокий нравственный смысл. Христос сошел на самое дно человеческого бытия, чтобы «взыскать и спасти погибшее» 868 , и тем самым показал Своим последователям путь, по которому им надлежит идти. Подражание Христу, являющееся основой христианской жизни, должно простираться до той степени самоистощания, которая сродни сошествию во ад. По словам митрополита Сурожского Антония , Своим сошествием в глубины преисподней Иисус говорит верующим в Него: Сойдите, если нужно, в самые мрачные задворки ада, как Я сошел; с теми, которые были узниками смерти, Я сошел в долину смерти; так же идите и вы в этот человеческий ад... Для многих в наши дни ад – это старческие дома, психиатрические больницы, тюремные камеры, колючая проволока вокруг лагерей... Идите в самые глубины беспросветности, одиночества и отчаяния, страха и мучений совести, горечи и ненависти. Сойдите в этот ад и оставайтесь там, живые, как Я это сделал, живые той жизнью, которой никто не может у вас отнять. Дайте мертвым возможность приобщиться этой жизни, разделить ее. Раскройтесь, чтобы мир божественный излился на вас, потому что он – Божий. Светитесь радостью, которой не одолеть ни аду, ни мучению 869 . Сошествие Христа во ад, кроме того, свидетельствует о том, что граница между миром живых и миром усопших не столь непроходима, как это представляется многим. Перейдя ее, Господь показал, что спасение может стать уделом человека не только в настоящей жизни, но и после смерти, так как и для живых и для мертвых Он является единственным истинным Спасителем. Именно в этом смысл «двойного сошествия», о котором говорили византийские авторы, а вслед за ними и первый русский духовный писатель митрополит Киевский Иларион: ...К живущим на земле людям, облекшись в плоть, пришел Он, а к тем, кто в аду, сошел через распятие и пребывание во гробе, чтобы как живые, так и мертвые познали свое посещение и Божие пришествие, и чтобы уразумели, что как для живых, так и для мертвых

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

поиск:   разделы   рассылка В Московском патриархате опасаются кровопролития в случае легитимизации украинского раскола Легитимизация раскола на Украине может привести к кровопролитию, предупреждают в Русской православной церкви. " Филарет Денисенко (лидер самопровозглашенного " Киевского патриархата " – ИФ) на протяжении 25 лет разнообразными способами обманывает людей. Сейчас он внушает людям, что Константинопольский патриархат уже чуть ли не на днях предоставит автокефалию его структуре. (...) И он же говорит о том, что как только будет создана эта новая церковная структура, в нее должны будут перейти Киево-Печерская лавра и Почаевская лавра " , – сказал глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион в интервью греческому агентству церковных новостей " Ромфеа " . Реализация подобных планов, по его словам, может привести к трагическим последствиям, так как верующие просто не отдадут лавры. " Сейчас около 50 храмов канонической Украинской церкви незаконно захвачены раскольниками, уже совершается насилие над православными верующими. А представьте себе, что произойдет, если раскольники начнут захватывать лавры. Тысячи людей соберутся, будут защищать эти обители, прольется кровь " , – заявил митрополит, подчеркнув, что " ни в коем случае нельзя этого допустить " . По его мнению, очень важно, что в ходе недавней встрече в Стамбуле с иерархами УПЦ Константинопольский патриарх Варфоломей подчеркнул: раскол для него является расколом, а в Ф.Денисенко он видит инициатора раскола. Кроме того, добавил митрополит Иларион, патриарх Варфоломей сказал, что люди, которые распространяют сведения, будто уже написан томос об автокефалии, являются врагами Константинопольского патриархата. Источник:  Интерфакс Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_115863.html

Этот факт породил новую церковную смуту. Епископат и духовенство Украинской Автономной Православной Церкви во главе с митрополитом Алексием (Громадским) отказались признавать каноничными подобные действия и новую УАПЦ(П). Отказывались вступать с ней в общение и такие видные украинские православные иерархи-автокефалисты, как архиепископ Холмский Иларион (проф. И. Огиенко) и епископ Краковский и Подляшский Палладий (Видыбида-Руденко), которые по этой причине позже и в эмиграции, в Канаде, отказались объединяться с УАПЦ(П) и искали пути сближения с Константинопольским Патриархатом. В США УАПЦ(П) объединилась с эмигрантской УАПЦ(Л) липковского архиепископа Ивана Теодоровича, который хоть сам и принял каноническое перерукоположение, но над ранее поставленными им липковскими клириками перерукоположений так и не совершал. Также на эмиграции возникла еще одна формация – «УАПЦ-Соборноправная» (УАПЦ-С), которая откололась от УАПЦ(П) и объявила о полном возврате к липковским традициям и «киевским канонам» 1921 года. В 1994-м г. эта липковская неканоническая структура во главе с архиепископом Александром (Быковец) на правах автономии вошла в состав УПЦ-КП митр. Филарета (Денисенко), привнеся в нее наследие «липковства». Наследие «липковства» перекочевало в современное украинское Православие Таким образом, как видно, наследие «липковства» не исчезло в 1930-е гг. и в ходе неоднократных трансформаций перекочевало в современное украинское Православие как в диаспоре, так и в Украине. По сути, под внешне-обрядовым видом православной церкви в 1921-м г. была создана новая христианская деноминация, которая отчасти напоминала протестантскую. По этой причине она не была признана ни одной канонической Церковью в мире и считалась самосвятской и еретической, что и спровоцировало новые расколы в украинском Православии. «Липковство» как препятствие к объединению украинской церквей Уже упоминавшийся украинский митрополит Иларион (Огиенко) в редактируемом им в Канаде журнале «Слово Истины», размышляя над препятствиями к объединению и признанию Украинских Церквей, отмечал, что одной из серьезных проблем здесь является именно наследие «липковщины», порожденной в Украине в 1921-м г.

http://pravoslavie.ru/121776.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010