Греческие иконы в России. Ни одно государство не вмещает в себе столько памятников византийского иконописания, как Русская земля. В наших храмах доселе есть иконы Иерусалимские от времён апостольских, Антиохийские, Цареградские и Афонские. Одни из них сохранились во всей целости, другие поновлены. Укажем на некоторые. а) Иконы Спасителя. В Московском Успенском соборе особенно замечательны две греческие иконы Спасителя. Одна из них, представляющая на одной стороне Нерукотворенный лик Спасителя, на другой – Богоматерь стоит за престолом под именем Корсунской. Она была принесена, как свидетельствует предание, в. к. Владимиром из Корсуни, находилась долгое время в Новгородском Софийском соборе, а в Москву взята царём Иоанном Васильевичем. Икона сия поновлена. Другая икона, также из Новгорода, перенесённая в Москву при в. к. Иоанне Васильевиче (1476 г.), написана Мануилом, греческим императором (в пол. 12-го века). Спаситель изображён на ней сидящим на престоле с разгнутым Евангелием в левой руке, с десницею, указующею долу. По золотому окладу сия икона называется золотою рясою. В Спасо-Андроньевской обители есть икона Нерукотворного Спаса, принесённая из Царьграда в 1360 году св. Алексием митрополитом. В Суздальском Рождественском соборе есть икона Нерукотворного Спаса, писанная на полотне; принесена, по преданию, из Греции первым ростовским епископом Феодором. б) Иконы Богоматери. Икона Богоматери, с изображением на обратной стороне Спасителя благословляющего, запрестольная в Московском Усп. соборе, привезена при Иоанне IV из Новгорода, куда принесена была в. к. Владимиром из Корсуни. – В 1046 году получена из Греции Черниговским князем Всеволодом Ярославичем, потом по наследству досталась сыну его Владимиру Мономаху и им перенесена в Смоленск, икона Одигитрии, известная ныне под именем Смоленской Богоматери. Икона сия, по древнему преданию, считается писанною Ев. Лукою и доселе хранится в кафедральном Смоленском соборе. Около половины 12-го века привезена из Царьграда в Россию гостем Пирогощею ещё икона Богоматери, писанная также, по преданию, Ев. Лукою. Первоначально икона сия поставлена в Вышгороде, потом в 1155 году перенесена Андреем Боголюбским во Владимир и с тех пор известна у нас под именем Владимирской. Ныне она находится в Московском Усп. соборе, куда перенесена при в. к. Василии Дмитриевиче в 1395 году по случаю нашествия Тамерлана. Киево-Печерская икона Успения Богоматери принесена в Киев из Царьграда при князе Святославе Ярославиче (в 1073 году) каменоздателями, прибывшими в Киев для построения Успенской соборной церкви. В Нижегородском Благовещенском соборе находится икона Богоматери, слывущая под именем Корсунской, написанная, по свидетельству греческой надписи, в 993 году иеромонахом Симеоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Из вязниковского Казанского собора поднесена церковным старостою; 2) икона св. Александра Невского и св. Марии Магдалины, в серебряной, вызолоченной ризе, от 5000 старообрядцев Смоленской губернии, Сычевского уезда; 3) икона Божией Матери «Скоропослушницы», с следующею надписью: «икона сия писана и освящена на св. горе Афонской, в русском св. великомученика и целителя Пантелеймона монастыре», 4) икона Господа Вседержителя, Сергия Радонежского и Марии Магдалины, в серебряной, вызолоченной и эмалированной ризе. При этой иконе (литографированная) писанная от руки, на толстой бумаге, надпись: «русская здравица батюшке Царю», составленная, по образцу 17 века, любителем древней письменности А. Леонидом; 5) икона Господа Вседержителя, в сребропозлащенной, с эмалью, ризе, покрытая жемчугом, с эмалированным венцом, украшенным драгоценными каменьями и 8 звездами из драгоценных камней, с надписью: «от всех станиц и поселков Оренбургского казачьего войска. 15 мая 1883 г.»; 6) икона Божией Матери, в серебряной, вызолоченной, с эмалью, ризе, с эмалированным венцом, украшенным драгоценными камнями и жемчугом, «от верного Кубанского войска»; 7) икона Господа Вседержителя, с такими же украшениями, с надписью: «от Амурского казачьего войска в день священного коронования»; 8) икона Божией Матери, с такими же украшениями – от уральских казаков; 9) икона Господа Вседержителя, с широким сребропозлащенным и эмалированным ободком, замечательная по художественности рисунка, с надписью: «от Святейшего Синода в день коронации 1883 г. 15 мая»; 10) икона Божией Матери, в ризе, шитой золотом и частью серебром, украшенная жемчугом, бриллиантами и др. драгоценными камнями – от «народного врачевателя А. И. Иванова »; 11) икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, в сребропозлащенной и эмалированной ризе, в память двухсотлетия лейб-гвардии Семеновского полка, от «верноподданных прихожан церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Москве 1883 г.»; 12) икона Божией Матери, в сребропозлащенной, с драгоценными камнями, ризе от «Сибирского казачьего войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Гликофиллусса» ( «Сладкое лобзание») –  икона Божией Матери в монастыре святого Филофея, история которой напоминает историю иверской «Вратарницы». Называется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей Младенца-Христа. По преданию, принадлежит к одной из 70-ти икон, написанный евангелистом Лукой. «Григориатская»– см. «Божия Матерь». «Двенадцать апостолов» - икона в монастыре Каракал.  «Дискос» ( «Зеркало») – икона Божией Матери в монастыре св. Павла, написанная на обратной стороне женского зеркальца с ручкой. « Домостроительница» - см. «Экономисса». «Достойно есть» -  прославленная икона Божией Матери, установленная в 982-м году  Протатском храме  в Карее. «Дохиарисса» - см. «Елеовритисса» «Елееточивая»  - см. «Елеовритисса».  «Закланная»  - см.  «Эсфагмени». «Зеркакло»  - см. «Дискос». «Иверская» - см. «Портаитисса».  Иерусалимская икона Божией Матери -  икона над Царскими вратами Покровского храма в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, принесена в дар в 1850 году иеросхимонахом Нило-Сорской пустыни Нилом. «Ктиторская» - см. «Виматарисса». «Кукузелиса»  -  икона Божией Матери в Великой Лавре, названная так по причине явления Богоматери прп. Иоанну Кукузелю. По-другому икону еще называют «Экономиссой». «Млекопитальница» - 1.икона Божией Матери в Сербской келлии в окрестностях Кареи. Передана по завещанию прп. Саввы Освященного ( У1 в.) в благословение из основанной им Лавры вблизи Иерусалима; 2. Богородичная икона в скиту св. пророка Илии. «Молдавская» - икона  свм. Георгия Победоносца в монастыре Зограф, дар молдавского господаря Стефана Ш-го Великого. «Одигитрия» («Путеводительница»,«Костамонитская» и «Ксенофская») –  1.икона Божией Матери в монастыре Костамонит,  написанная, по преданию, св. евангелистом Лукой и принесенная в дар монастырю сербской княгиней Анной; 2. икона Божией Матери в монастыре Ксенофонт.  «Отрада» ( «Утешение») –  икона Божией Матери в Ватопеде, от которой был Ее глас игумену, чтобы не открывал дверей обители, ибо  разбойники приготовилась ограбить Ватопед: лики  Божией Матери и Младенца оживились резко  изменили свое положение в сравнении с прежним.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» (очерк из истории церковного искусства) Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений. Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»). После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии». В начале XV века икона «Одигитрии» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.

http://pravoslavie.ru/1533.html

Курская Коренная икона Божией Матери: история возникновения Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. 20 марта, 2011 Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. Содержание статьи Изображение обложки: Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская) – самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви. Подробнее в статье! Курская Коренная икона Божией Матери – одигитрия русского рассеяния 12 сентября делегация Русской Православной Церкви за границей впервые за почти 90 лет приносит в Россию Чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Введение Курская Коренная икона Божией Матери Курская Коренная икона Божией Матери, именуемая «Знамение,» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи,» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение,» появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная. О ней мы подробно расскажем в следующей главе. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

  Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.   Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2-го июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.   Казанская, находящаяся в московском Симоновом Монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

В правом приделе во имя Святителя Николая царские врата были деревянные, резной работы, под позолотой. «Над царскими вратами помещалось в кругообразном сиянии изображение Духа Святого» 911 . Справа от царских врат были икона Спасителя и южные двери с изображением первосвященника Аарона, слева – икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, северные двери с изображением первосвященника Мелхиседека и храмовая икона Святителя Николая Чудотворца с серебряным позлащенным венцом. Во втором ярусе иконостаса правого придела в центре была икона Святой Троицы, по сторонам – две иконы с изображением двунадесятых праздников. В третьем – в центре изображение Христа Спасителя, сидящего в славе с предстоящими: Божией Матерью и св. Иоанном Крестителем, а по сторонам – две иконы с изображением апостолов. В четвертом – в центре изображение Бога Отца с Архангелами и Ангелами, а по сторонам – св. первосвященников Мелхиседека и Аарона. В пятом ярусе – одна икона Положения Христа Спасителя во гроб. Вверху иконостаса – «Всевидящее Око», резное изображение под позолотой, с позлащенными лучами вокруг 912 . В правом приделе у южной стены находилась большая икона Святой Троицы 913 . В левом приделе над царскими вратами было изображение Духа Святого резной деревянной работы, под позолотой. Справа от царских врат находились: местная икона Спасителя, южные двери с изображением св. архидиакона Лаврентия, храмовая икона св. великомученицы Варвары с серебряным позолоченным венцом и короной (весом 72 золотника). Слева от царских врат – местная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, северные двери с изображением св. первомученика архидиакона Стефана. Во втором ярусе – две иконы с изображением двунадесятых праздников и одна икона Святой Троицы со св. патриархом Авраамом. В третьем – икона Божией Матери, окруженной Ангелами, и две иконы святых апостолов. В четвертом – Тайная Вечеря, а по сторонам – иконы святых пророков Илии и Даниила. В пятом – икона Положения во гроб Христа Спасителя. Вверху иконостаса – «Всевидящее Око» резной работы, под позолотой 914 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются: Влахернская икона Божией Матери, Грузинская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона «Троеручица», икона «Скоропослушница», Казанская икона Божией Матери, Козелыцанская икона Божией Матери, Смоленская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Ченстоховская икона Божией Матери. Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

19/1.VIII Бл. кн. Романа Рязанского (отличался особой любовью к св. вере и своему, тяжко страдавшему тогда от татар. Отечеству; в 1270 г. был замучен в Орде). 23/5.VIII Почаевская икона Божией Матери. Привезена в 1559 г. из Греции. Находилась у монахов-отшельников на Почаевской горе. В 1675 г. во время осады Почаевского монастыря турками после молитв иноков перед иконой произошло явление Богородицы с многочисленным небесным воинством. Турки стали стрелять в видение, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. В панике, убивая друг друга, они бежали. 28/10.VIII Смоленской иконы Божией Матери. Эта икона, называемая еще Одигитриею, т.е. «Путеводительницею», так как сопутствовала в походах еще греческим императорам и морякам, принесена из Византии в XI в.; с нею связано чудесное спасение Смоленска от Батыя Царицей Небесной в 1238 г. При оставлении нашими войсками Смоленска в 1812 г. эта и кона была взята ими и постоянно находилась в их рядах; перед нею молились русские воины накануне Бородинской битвы и после одержанной победы. 30/12.VII Муч. Иоанна Воина (благочестивый римский воевода при Юлиане Отступнике (IV в.), за особое покровительство гонимым христианам претерпевший долгое темничное заключение; на Руси св. угодника почитают как особого покровителя христолюбивого воинства, и вообще «защитника обидимых от всех напастей»). Август 1/14 Праздн. Всемилостивому Спасу и Пресвят. Богородице (установлено в XII в. в память той чудесной помощи от этих икон и св. Креста, которую в один и тот же день получили бл. кн. Андрей Боголюбский в походе против поволжских болгар и греческий император Мануил в битве с сарацинами). 4/17 Св. семи отроков Ефесских: Максимилиана, Намвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Екзакустодиана и А нтонина. Они были дети знатных граждан г. Ефеса, служили в военной службе и были связаны между собой тесною дружбою. В гонение Декия они за веру во Христа были замурованы в пещере, куда удалились для молитвы. А когда спустя сто с лишним лет вход в пещеру случайно был открыт, то блаж. юноши «как бы пробудились от сна» и только через несколько дней почили вечным сном смерти (этих угодников призывают в молитвенную помощь изнуренным от потери и лишения сна).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм этот по размерам весьма небольшой, но хорошо отделанный. Стены его украшены живописью в византийском стиле. В самом куполе храма находится изображение новозаветной Троицы, а на стенах - изображения некоторых из двунадесятых праздников и разных святых. Иконостас в храме свв. Хрисанфа и Дарии трехъярусный. Все иконы в нем нового письма, кроме иконы Живоначальной Троицы в алтаре, за престолом, из числа пожертвованных в Ипатьевский монастырь боярином Д.И. Годуновым. Икона эта имеет в вышину 2 арш. 11/2 вер. и в ширину 1 арш. 9 вер.; писана на кедровой доске. Из надписи, вычеканенной на серебряной дщице, видно, что эта икона писана, обложена серебром и золотом и украшена драгоценными камнями при державе царя Феодора Ивановича и поставлена в преименитую Лавру св. Троицы, в Ипатьевский монастырь, повелением боярина Д.И. Годунова в 1586 г. К этой церкви с северной стороны непосредственно примыкает малая крестовая церковь во имя свм. Ипатия и ап. Филиппа. Эта последняя церковь устроена в 1875 г. в одном из покоев епархиального архиерея. Она имеет плоский потолок и обставлена вообще весьма просто. Иконостас в церкви состоит из одного ряда местных икон новейшего письма, без риз и других каких либо украшений. С правой стороны царских врат находятся изображения Господа благословляющего, св. Троицы и свм. Ипатия, а с левой - образ Скорбящей Божией Матери, Похвалы Пресвят. Богородицы с ап. Филиппом и свм. Ипатием и образ святителя Николая Чудотворца. http://kostromka.ru/ipatievsky/53.php Архиерейский корпус с церковью Хрисанфа и Дарьи - крупнейшее жилое здание монастыря со сложной строительной историей, включившее в себя сооружения кон. 16 - 17 в. и сохранившее в своем облике черты позднейших перестроек 18 и 19 вв. в формах классицизма и русского стиля. Монументальный объем здания играет активную роль в формировании панорамы монастыря с реки. Основу Г-образного плана сооружения составляют примыкающие друг к другу под прямым углом разные по назначению корпуса кон. 16 - сер. 19 в., что объясняет разностилье фасадного декора, выявленного реставрацией.

http://sobory.ru/article/?object=14039

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010