Беседы о Молитве Господней: Первое прошение    В прошлое воскресенье мы беседовали о той молитве, которой научил Сам Господь Иисус Христос, о молитве, начинающейся словами: «Отче наш, Иже еси на небесех»!    Говоря о начальных словах этой молитвы, мы видели, что в них открывается великая истина, лежащая в основе всего христианского мировоззрения и всей христианской жизни. В этих словах Молитвы Господней открывается, что Бог есть Отец всего создания, что вся Вселенная — и видимая н невидимая — является великой Божией семьей, что духовный мир — ангельские силы — являются нашими старшими братьями, а все мы вкупе являемся детьми Божиими.    Вот какая великая истина открывается в этой молитве.    Эта молитва проливает свет на наше отношение и к Богу, и к миру, и друг к другу; эта истина определяет основной закон жизни.    Начальными словами молитвы мы призываем Отца Небесного, обращаемся к Нему. А дальше следуют наши прошения — то, о чем мы просим Бога.    Всех прошений семь.    Первое прошение: «Да святится Имя Твое»; второе: «Да приидет Царствие Твое»; третье: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»; четвертое: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»; пятое: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»; шестое: «И не введи, нас во искушение»; седьмое: «Но избави нас от лукаваго».    А в конце содержатся заключительные слова молитвы.    Если мы будем иметь в виду, что молитва нам дана Самим Господом Иисусом Христом, то мы должны с величайшим вниманием отнестись к ней, со вниманием осознать содержание этих прошений, и не только содержание, но даже и порядок прошений, осознать, почему именно одно прошение предшествует другому.    Сегодня мы побеседуем о первом прошении Молитвы Господней: «Да святится Имя Твое».    Что это значит? О чем мы просим в этом прошении? Какая духовная нужда, какая потребность нашего существа раскрывается и выявляется этим прошением?    Вы знаете, что Бог свят и пресвят в Самом Себе. И даже если бы не было ни человеческого рода, ни ангельских сил, то Бог был бы всегда свят и пресвят. Бог не только свят, но Он является Источником святости для всего творения. Всякая святость, всякая святыня исходит от Него, всякая святыня освящается им. Бог — Начало святости, Бог — Источник святости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

145 изображений. Эта книжка без изображений икон неоднократно издавалась в Христианском Месяцеслове Московск. Синодальною типографиею и в Памятнике Веры. В 1848 и 1853 году она издана отдельно казначеем Сергиевой лавры иеромонахом Сергием с некоторыми исправлениями, с дополнением изображений икон. Григ. Свешников пользовался более подлинниками, составленными иконописцами, и гравюрами с этих подлинников, на которых, в малом виде изображались иконы в квадратиках по 40, 80, по 132 и т. п. иконы. Но в них годы явления икон нередко, а иногда и дни празднования и самые имена показаны в поврежденном виде. Хотя Свешников избирал казавшееся ему более верным, но не избег ошибок; некоторые из них доселе остаются неисправленными. В 1853 году в Москве же вышла объемистая книга под названием: Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В первой части говорится вообще о почитании Пр. Богородицы в христианской церкви, кончая временем иконоборства. Во второй части говорится о благодеяниях Божией Матери в церкви греческой, о ризе и поясе Богоматери, о живоносном источнике и чудесах от него, об иконе Иверской и некоторых других иконах афонских, об иконах кипрских и о других. В третьей части, разделенной на три отдела, содержится описание 144 чудотворных икон Богоматери в России. Здесь нет многих икон, находящихся в книжке: Изображения икон Пресвят. Богородицы (1853 г.), особенно мало известных, но есть описания не менее 50 икон, которые не находятся в означенной книжке и из них многие суть чудотворные списки с известных икон Владимирской, Смоленской, Казанской и других. Так как в книжке: Изображения икон Пресв. Богородицы 1853 г. нами насчитано около 160 икон, кроме повторенных и кроме всецерковных праздников, а в книге: Слава Пресвят. Владычицы имеется еще не менее 50 икон других, то в 1853 году известно было не менее 210 чудотворных икон, кроме греческих, описанных во второй части книги: Слава Пресвятой Владычицы. В одной из книжек «Русского Паломника» в 1889 г. напечатан список чудотворных икон Богородицы, взятый из книги: «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы,» изданной русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем. Список составлен С. И. Пономаревым. В этом списке содержится около 300 икон и списков с икон не только русских, но и греческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: – Мною клянусь, говорит Господь, что так, как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего (для Меня),  то Я благословляя благословлю тебя. Потрясающий урок веры, результатом которого стало откровение о том, что жертва и любовь лежат в основании мира. Эта не принятая жертва Авраама была также прообразом жертвы Бога Отца, отдавшего Сына за грехи мира: …С сими и мы божественными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати , да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный… (анафора) Таким образом, мы видим, что отдав маленькую девочку Марию в храм, ее родители не только уподобились праотцу Аврааму, но и сами послужили некой проекцией Троицы на род человеческий. Вряд ли Иоаким и Анна богословствовали. Простые старики из крохотного селения в далекой нищей стране, скорее всего, были вообще неграмотными. Однако все знают, как маленькие дети, еще не усвоившие грех, очень хорошо разбираются в людях. Не при помощи психологических техник, а напрямую проникают в суть человека. Они очень хорошо отличают злых людей от добрых и видят лукавство взрослых. Так Адам видел суть предметов внутренним духовным взором. Совершенно очевидно, что таким духовным видением обладали праведные супруги Иоаким и Анна. И этот мир они видели не так, как мы. Нам, мирским, кажется, что мир устроен для нас. А он устроен в результате взаимоотношений между лицами Святой Троицы несколько с иной целью, чем наше земное благополучие и здоровье. Мы после грехопадения Адама трагически ошибаемся, определяя свое место в мире. Нам кажется, что жизнь – это семьдесят лет. Аще в силах – восемьдесят, а далее труд и болезни. А мы на самом деле рождены к вечности.

http://pravmir.ru/prazdnik-absurda-torzh...

Возражение 2. Вечеря Господня это воспоминание о Христе, как сказал Сам Господь. Поэтому, совершая хлебопреломление, и нужно вспоминать о Христе и Его страданиях, а не придумывать странные идеи о пресуществлении. Во-первых, православные совершенно не спорят с тем, что Евхаристия совершается в воспоминание Спасителя и Его страданий. Так, проскомидия 575 , с которой начинается литургия, начинается со слов: « В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», повторяемых трижды, и дальше вся проскомидия словами и символическими действиями изображает страдания Христа. И потом, на евхаристическом каноне (главной части литургии), в молитвах священника вспоминаются различные моменты жизни и страдания Христа. Например: «Благообразный Иосиф (Аримафейский), с древа сняв пречистое тело Твое, плащаницею чистой с благовониями обвив, в гробнице новой положил. Во гробе – плотью, в аде – душою, как Бог, в раю же с разбойником, и на престоле Ты был, Христос, со Отцем и Духом, всё наполняющей, Неописуемый». Или: «С этими блаженными (ангельскими) Силами и мы, Владыка Человеколюбец, взываем и глаголем: Свят Ты и пресвят: Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят, и величественна Слава Твоя. Ты, Кто мир Твой так возлюбил, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он же, придя и весь замысел о нас исполнив, в ту ночь, в которую был предаваем, а вернее – Сам Себя предавал за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, и пречистые, и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов, аминь. Также и чашу после вечери, глаголя: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов, аминь. Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие вновь», и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Народ. Освяти, Господи, сердца наши и приими нашу жертву во славу и хвалу имени Твоего, ко благу нашему и всей святой Церкви Твоей. Священник. Аминь. – Прииди, Освящающий, всемогущий вечный Боже и благослови сии жертвенные дары, уготованные святому имени Твоему; нас же укрепи, дабы мы достойно славили божественные тайны Твои и прославляли пречистое и превознесенное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Народ. Аминь. Священник. Господь с вами! 2033 Народ. И со духом твоим. Священник. Горе сердца! Народ. Горе к Богу. Священник. Благодарим Господа Бога нашего. Народ. Достойно есть и праведно. Священник. Истинно достойно есть и праведно, достодолжно и благочестно всегда и всюду благодарить Тебя, святый Боже, всемогущий Отче, вечный Господи, чрез Спасителя нашего Иисуса Христа. Сей, вознесшись, 2034 послал нам обещанного Духа, Утешителя, Который свидетельствует духу нашему, что мы – чада Божии; – духа мудрости и разума, духа совета и силы, духа просвещения и благочестия, духа страха Божия. Сие славит с превеликою радостью мир земнородных, 2035 в котором мощно звучит хвалебная песнь небесных сил: свят, свят, свят! Господь – Бог сил; полны суть небеса и земля славы Твоея! Осанна в вышних; благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. —86— Канон 2036 Священник. С сими блаженными силами и мы, человеколюбче Господи, взываем и глаголом: Свят и пресвят Ты и единородный Твой Сын и Твой Дух Святый: свят еси и пресвят и превознесена слава Твоя, Который так возлюбил мир Свой, что Сына Своего единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную: Который, пришед и исполнив все домостроительство спасения нашего, в предвечерии Своих страданий приял хлеб в Свои святыя и пречестныя руки, воздвигл очи на небо к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, хвалу воздав Тебе, благословил, преломил и подал ученикам Своим говоря: Приимите и ядите от него вси: сие бо есть тело мое. Подобно по вечери приял и чашу в Свои святыя и пречестныя руки и, опять хвалу Тебе воздав, благословил и подал ученикам Своим говоря: приимите и пийте от нея вси, сия бо есть чаша моей крови, нового и вечного завета, которая за вас и за многих изливаема будет в оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть мою возвещаете 2037 и воскресение мое исповедуете. Посему мы, воспоминая сию спасительную заповедь и все, нас ради бывшее: крест, гроб, воскресение из мертвых в третий день, вознесение на небо, седение одесную, второе и славное пришествие, приносим Тебе Твоя от Твоих о всех и за всех, прося, молясь и умиленно взывая к Тебе:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возглас священника: «Торжественно поющие, громко произносящие, восклицающие и говорящие 103 песнь победы»: Хор: «Свят, Свят, Свят Господь всех небесных сил (войск)! Небо и земля полны славы Твоей 104 ! Спаси нас, Небесный Боже! Благословен Ты – Сын Божий, идущий в мир, чтобы примирить нас с Богом 105 ! Спаси нас, Небесный Боже!» При возгласе священника: «торжественно поющие» и т. д., диакон, взяв со святого дискоса святую звездицу, делает ею над дискосом знак, креста, целует ее и полагает на то место, где лежат покровцы. Затем он переходит с левой стороны св. Престола на правую, берет в руки опахало и тихо, внимательно и благоговейно веет». Им над св. Дарами, смотря за тем, чтобы на них не сели мухи, мошки, или другие насекомые. Если же в храме опахала, или рипиды нет, то тоже самое он делает одним из покровов, или воздухом. В то время, как хор поет: «Свят, Свят, Свят», священник продолжает читать «молитву благодарения»:  «С этими блаженными силами (горними духами) и мы громко зовем в Тебе, человеколюбивый Господи, и говорим: Свят и пресвят Ты и единородный Твой Сын, к Святой Твой Дух! Свят Ты и пресвят и величественна слава Твоя! Ты так возлюбил мир, что Сына Своего единородного отдал, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, он – Сын Твой, сойдя с небес на землю и сделав все, что необходимо было совершить для спасения нашего, в ту ночь, как предан был, вернее сказать: Самого себя отдал (на страдания и смерть) за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки и, прославив Бога, благословив хлеб, освятив, разломив, дал его святым Своим ученикам и апостолам, сказав»: Священник громко произносит: «Примите и съешьте, это – Мое Тело, за вас раздробляемое, для прощения ваших грехов» 106 . Хор: «Истинно так». При произношении священником этого возгласа, диакон указывает на святой дискос, держа орарь тремя пальцами правой руки. Подобным же образом указывает он и на св. чашу, когда священник, во время ответа хора: «истинно так», тихо говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

10. Таинство воспоминания ...и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезой Моею в царстве Моем. Лк. 22, 29—30. I С возглашением ангельского славословия «Свят, Свят, Свят» — молитва благодарения исполняет себя как восхождение Церкви на небо — к престолу Божьему, в славу Царства Небесного. Но вот, обняв собою все творение, весь мip видимый и невидимый, явив Церковь как небо на земле, молитва благодарения — на этой высоте, из этой полноты богообщения, знания и радости, как бы сама себя претворяет в воспоминание одного события: той Тайной Вечери, которую в ночь, когда отдавал Себя Христос на страдание и смерть, совершил Он с учениками Своими. В литургии Златоуста эта часть евхаристической молитвы, в литургической науке так и называемая воспоминание (αν αμνησις), звучит в русском переводе так: Вместе с этими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, И мы вопием и глаголем: Свят еси и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой, Свят еси и пресвят, И великолепна слава Твоя, Столь возлюбившего мip Твой, Что отдал Сына Твоего единородного, Дабы всякий верующий в Него Не погиб, но имел жизнь вечную. Он, придя, И исполнив все, ради нас совершившееся, В ночь, в которую Он был предан, Вернее же, Сам Себя отдал за жизнь мipa, Приняв хлеб в пречистые Свои и непорочные руки, Благодарив и благословив, освятив, преломив, Дал святым Своим ученикам и апостолам, говоря: Приимите, ядите, сие Тело Мое, За вас ломимое во оставление грехов. Также и Чашу, после вечери, говоря: Пиите от нее все, это Кровь Моя Нового Завета, Которая за вас и за многих изливается Во оставление грехов. Итак, вспоминая эту спасительную заповедь И все, ради нас совершенное: Крест, гроб, тридневное воскресение, На небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие, Мы все, что Твое, От всех, кто Твои, Тебе приносим О всех и за вся. В чем же смысл этого воспоминания, место его не только в молитве благодарения, но и во всей совокупности Божественной Литургии, которая, как говорил я выше, молитвой этой совершается и исполняется?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Помни этот звон церковный, христианин! Знай, что в храме совершается великая Жертва хваления, и каким способом можешь, хоть на один миг присоедини и твою молитву к этой согласной молитве Церкви земной и Небесной. Слыша эту соединенную песнь Серафимов и отроков еврейских, священник продолжает молиться: «С этими блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, и мы взываем, говоря: Свят и Пресвят Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Свят Ты и Пресвят, и великолепна слава Того, кто мир Свой так возлюбил, что Сына Своего Единороднаго отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную; Который придя и исполнив для нашего спасения все, что было предустановлено, в ночь, в которую был предан, или, лучше сказать, Сам Себя предал за жизнь мира, взявши хлеб в Святые Свои, пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, преломив и давши святым Своим ученикам и Апостолам, сказал...» И громко возглашает: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». И правою рукою показывает на святой хлеб, лежащий на дискосе. В трепете сердца внимают этим словам своего Господа верующие. И проникая оком веры в святилище, понимают, что это не голос священника, а глас их Учителя и Пастыря, глас вожделенный, который овцы знают, а священник – лишь земное орудие, посредством которого являет Себя верующим Христос. И возглашают верующие: «Аминь». «Подобным образом, – продолжает тайно священник (дал святым Своим ученикам и Апостолам) и чашу после вечери, говоря: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» – уже громко возглашает священник. Народ отвечает: «Аминь». «Вспоминая эту спасительную заповедь, – тайно продолжает священник, – и все, что для нас было совершено – Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, второе и славное Пришествие... (и громко восклицает), – Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся... (то есть дары, данные Тобою, хлеб и вино, принося от Твоих рабов за все благодеяния и за все человечество), – Тебе поем, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш», – заканчивает единую мысль и молитву священника народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Говоря о начальных словах этой молитвы, мы видели, что в них открывается великая истина, лежащая в основе всего христианского мировоззрения и всей христианской жизни. В этих словах Молитвы Господней открывается, что Бог есть Отец всего создания, что вся Вселенная — и видимая н невидимая — является великой Божией семьей, что духовный мир — ангельские силы — являются нашими старшими братьями, а все мы вкупе являемся детьми Божиими. Вот какая великая истина открывается в этой молитве. Эта молитва проливает свет на наше отношение и к Богу, и к миру, п друг к другу; эта истина определяет основной закон жизни. Начальными словами молитвы мы призываем Отца Небесного, обращаемся к Нему. А дальше следуют паши прошения — то, о чем мы просим Бога. Всех прошений семь. Первое прошение: Да святится Имя Твое ; второе: Да приидет Царствие Твое ; третье: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ; четвертое: Хлеб наш насущный даждь нам днесь ; пятое: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим ; шестое: И не введи, нас во искушение ; седьмое: Но избави нас от лукаваго . А в конце содержатся заключительные слова молитвы. Если мы будем иметь в виду, что молитва нам дана Самим Господом Иисусом Христом, то мы должны с величайшим вниманием отнестись к ней, со вниманием осознать содержание этих прошений, и не только содержание, но даже и порядок прошений, осознать, почему именно одно прошение предшествует другому. Сегодня мы побеседуем о первом прошении Молитвы Господней: Да святится Имя Твое . Что это значит? О чем мы просим в этом прошении? Какая духовная нужда, какая потребность нашего существа раскрывается и выявляется этим прошением? Вы знаете, что Бог свят и пресвят в Самом Себе. И даже если бы не было ни человеческого рода, ни ангельских сил, то Бог был бы всегда свят и пресвят. Бог не только свят, но Он является Источником святости для всего творения. Всякая святость, всякая святыня исходит от Него, всякая святыня освящается им. Бог — Начало святости, Бог — Источник святости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2805...

Эта молитва, вероятно, заимствована святым Василием у самих серафимов, которые сослужили этому дивному мужу. " С сими блаженными силами… Свят еси яко воистину и пресвят… " Обратите внимание, опять слово " воистину " , опять клятвенное заверение в истинности того, что исповедуется здесь: " Пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея… " , и далее объясняется это великолепие, то есть красота великая Божия, " яко правдою… создав бо человека " , и рассказывается о создании человека, о его блаженстве и грехопадении, об обещании спасения — " устрояя ему еже от пакибытия спасение в Самем Христе Твоем " . Обратите внимание: " спасение в Самом Христе Твоем " . Основной камень нашей веры. Долго перечисляются все виды милости Божией, явленные грешному роду человеческому. " Пророки послал еси " , и далее до слов " егда прииде исполнение времен " ; здесь говорится, как видите, о Христе, Который " истощи Себе, зрак раба прием… " ; и далее, посмотрите, какое исповедание подробное, глубокое смирение и снисхождение Богочеловека, цель Его пришествия в мир. " И пожив в мире сем… стяжав нас Себе люди избранны, царское священие, язык (то есть народ) свят " . Слышите, кто мы, благодаря Искупительной жертве Христа? — Царское священие, народ святой. " И очистив… про- дани под грехом " (диавол куплю совершил, купив нас грехом). И Христос, смотрите, " сошед крестом во ад… путь сотворив всякой плоти " . О том, как я говорил, слетал [Орел] во ад ради нас всех, " путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых " . Далее говорится о воскресении и грядущем суде. Так кратко, но ярко, точно и глубоко излагается вся история человечества от сотворения его и до последнего суда. Какое совершенство исповедания. И, наконец, словами заключительными " Остави нам " , переходим к третьему члену Евхаристического канона, к возношению Святых даров. В литургии Иоанна Златоустого этот переход совершается словами " Приимите " , [которые] священник произносит громко, и их нужно принимать как слова Самого Господа Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010