Один только наш митрополит Леонтий несколькими годами раньше Керулария писал об опресноках «к мужам римским», жившим в нашем русском царстве, и ему поэтому едва ли не первому принадлежит честь борьбы из-за этого вопроса. Но со времени собственно Керулария и с него первого начинается на греческом востоке полемика об опресноках. Греки теперь прозвали латинян азимитами, опресночниками, а латиняне греков – ферментатами, заквасниками, и одни у других не стали причащаться Евхаристии на том или другом хлебе, но греки во Флоренции же, в самый день торжественного объявления совершенной на соборе унии, не захотели причащаться латинских опресноков, а папа не позволил грекам совершить литургии на квасном хлебе. Спор продолжался долго и после флорентийского собора, хотя уже более в виде научного, беспристрастного исследования спорного вопроса. Другое отступление католиков от древне-церковного учения о видимой стороне таинства Евхаристии касается самого священнодействия, на котором совершается Евхаристия, т.е. литургии, – собственно того важнейшего ее места, когда происходит таинство преложения Даров, или пресуществления. По чинопоследованию литургии Иоанна Златоуста , действие это совершается таким образом. Когда лик поет серафимскую песнь, священнодействующий молится (тайно): «С сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят Ты и единородный твой Сын и Дух твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир твой тако возлюбил еси, якоже Сына твоего единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже пришед и все, еже о нас, смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя своя, и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым своим учеником и апостолом, рек (громко и указывая правою рукою на дискос): «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Тайно: подобне и чашу по вечери, глаголя (громко и указывая на чашу): «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов». Тайно: поминающе убо спасительскую сию заповедь и вся, яже о нас бывшая – Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие, (громко): Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся (тайно, когда поют: Тебе поем): Еще же приносим Ти словесную сию и бескровную жертву, и просим, и молим и мили ся деем, ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия (громко, когда диакон указывает на св. хлеб и говорит: благослови, владыко, святый хлеб), и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего (а когда диакон произносит: благослови, владыко, святую чашу), а еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего (и наконец, когда диакон, указывая на хлеб и чашу, говорит: благослови, владыко, обоя), преложив Духом Твоим Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Писание и св. Предание свидетельствуют, что всяк человек рождается с первородным грехом; из сего закона изъят был один только Иисус Христос чрез Свое сверхъестественное зачатие. – Этот праздник перешел с Востока на запад в XI или XII веке. b) Рождество Пресвятой Богородицы (Nativitas В. Mariae Virginis). В этот праздник в некоторых местах благословляются поля. c) Вход во храм Пресвятой Богородицы. (Praesentatio В. Mariae Virginis). Этот праздник перешел с Востока на запад в XIV веке, впрочем, западные христиане не обязываются праздновать этот день. d) Благовещение Пресвятой Богородицы (Annunmiamio В. Mariae Virginis) в Милане празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, а во всех прочих западных Церквах 25 марта, как и в Церквах Восточных. Если этот праздник случится в какой-нибудь из последних трех дней страстной седмицы или же на какой-нибудь день светлой седмицы, то по уставу Римской Церкви, переносится на Фомин понедельник. Во Франции по конкордату 1802 года верующие не обязаны праздновать в этот день. Облачения в этот праздник употребляются обыкновенно белые, а в некоторых Галликанских Церквах синие, или лазуревые. e) Успение Пресв. Богородицы (Assumptio В. Mariae Virginis). Сему празднику предшествует навечерие (vigilia), и притом в Галликанской Церкви с постом, а в самый праздник после вечерни бывает процессия. 26 Особенные праздники, установленные западною Церковью в честь Божьей Матери независимо от Восточной, суть: a) Посещение Пресв. Девы Марии (Visitatio Beatae Mariae Virginis). Этот праздник, установлен западною Церковью в XIII веке, в память посещения Елизаветы Богородицею. Он отправляется 2 июля, когда Восточная Церковь празднует положение честныя ризы Пресвят. Богородицы. b) Сострадание Пресвят. Девы (Compassion de la S. Vierge) или праздник семи скорбей Пресв. Богородицы (festum septem dolorum В. Mariae Virginis). Этот праздник учрежден на западе в XV веке. Предметом его служат те скорби, которые терпела Матерь Божия, 1) при пророчестве праведного Симеона, ( Лк.2:35 .) 2) во время бегства во Египет; 3) при разлуке с возлюбленным своим сыном; 4) при встрече со Спасителем, несшим крест на Голгофу; 5) во время стояния при кресте, 6) во время прободения ребра Спасителева и 7) при погребении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Служебник предписывает ему после этого снова взять рипиду и обмахивать ею св. сосуды, но, повторяем, на практике это редко производится. Слова молитвы «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...» напоминают нам мистические откровения пророкам Исайе, Иезекиилю и апостолу Иоанну Богослову ( Ис. 6:3 ; Иез. 1:10 ; Откр. 4:6–8 ), видевших страшный Престол Господней славы и внимавших ангельскому славословию Божию. Этим естественно, повторяем, заключить молитву, говорящую о творении Богом мipa и о Его совершенствах. Переходя к молитвенному прославлению и переживанию подвига Бога Слова, Церковь к этому возгласу присоединяет слова «осанна, благословен Грядый во имя Господне». Эти слова, обращенные некогда еврейскими детьми к идущему на вольную Страсть Господу, обращены теперь к идущему на евхаристическое заколение Агнцу. «Осанна» значит " Господи, спаси». Таким образом, мистическое созерцание славы Божией, предвечной Его силы, могущества, святости и красоты, и неизреченные вещания таинственных апокалиптических животных в литургическом сознании Церкви связаны с видением шестокрылатых и многоочитых Херувимов и Серафимов и с созерцанием Христовой «славы», т.е. Его искупительных Крестных Страданий. Молитва sanctus’a известна нам почти по всем древнейшим кодексам литургий. Следует, впрочем, вспомнить, что «Апостольское предание» св. Ипполита и литургия в «Testamentum Domini N. I. Christi» не имеют этой молитвы. Содержание этой молитвы таково: Литургия святого Иоанна Златоустог о: С сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый: Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя ( 2Пет.1:17 ), иже мip Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ): Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб ( 1Кор.11:23 ) во святыя Свои и пречистыя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 , Лк.22:19 ), даде святым Своим учеником и апостолом, рек: (Возглас): Прииимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. (Певцы): Аминь. (Священник тайно): Подобно и чашу по вечери, глаголя: (Возглас): Пийте от нея вси, сия есть кровь моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов. (Певцы): Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

и мириады ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще… СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ САВАОФ! ИСПОЛНЬ НЕБО И ЗЕМЛЯ СЛАВЫ ТВОЕЯ, ОСАННА В ВЫШНИХ, БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! ОСАННА В ВЫШНИХ! Гимн «Свят, Свят…», взятый из видения пророка Исаии (гл. 6), звучал уже в общих молитвах ветхозаветной Церкви. Внимая ему, мы, стоящие сегодня в храме, как бы включаемся в торжество Вселенной, слышим голоса нездешних сил, слышим биение сердца всей твари, которая нескончаемым потоком несется к подножию Безмерного и Неизреченного… Между тем священник продолжает славословие, вспоминая о спасении, пришедшем от Триединого Бога через Иисуса Христа. С сими блаженными силами и мы, Владыко Человеколюбче, восклицаем и говорим: Свят и пресвят еси Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят еси и пресвят, и величия исполнена слава Твоя., Ты так возлюбил Свой мир, что Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он пришел и, все устроение о нас исполнив, в ночь, когда был предан (вернее. Сам Себя предал ради жизни мира), взявши хлеб во святые Свои и пречистые и непорочные руки, возблагодарив, благословив, освятив, преломив, дав святым Своим ученикам и апостолам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. АМИНЬ. Также и чашу после вечери (взял), говоря: пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. АМИНЬ. и все, ради нас бывшее: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение и одесную пребывание, второе и славное Твое пришествие, Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Мы — на Тайной Вечери, и том доме, где под покровом ночи совершилось заключение Нового Завета. Сам Иисус стоит в этот миг перед престолом. Священник поднимает потир и дискос. Сверкает чаша над красным платом. «Твоя от Твоих…» Плоть мира, труд мира, радость мира. Тяжелые грозди винограда под бледным небом, золотистое море пшеницы. Тайна бытия, тайна жизни. И во всем этом Бог…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Кроме того, в 102 правиле утверждены 6-ть Вселен. Соборов, 85 правил Апостольских, 8 поместных соборов, и правила св. Отец и определено почти все, что касается до церковного благочиния и управления. VII) Никейский II (в 788 г.) утвердил почитание икон, и произнес осуждение на тех, которые отвергали св. иконы. 6) Девять помест. собор., созывавшихся в период с 314 по 860 год, собирались главным образом для устройства церковного благочиния, против неустройства в Иерархии церковной, для установления порядка в Богослужении и отчасти против раскола Евстафиан, презиравших брак, ереси Пелагиан и друг. 7) Св. Отцы соборов вводили правила не по произволу, а руководились существенными нуждами в Церкви, и притом они никогда не вводили правил, противных учению Слова Божия. 8) Если только на Соборе (6 всел.) дознана подлин. книг свящ. Пис. и определен их канон (85 апост. прав.), то сектанты, не признающие Свящ. Предания и не подчиняющиеся правилам Всел. Собор., подобны тем, кои, похитив чужие паспорта (Библию), выдают себя за собствен. их, не догадываясь при этом, что у действительных владельцев, кроме паспортов, есть еще формуляры или посемейные списки (т.е. свящ. Предание), на основании которых и определен канон Библ. книг. 9) Право благоустроят порядок в Церкви св. Апостолы дали и своим преемникам, которые по примеру апост. (Деян. гл. 15) и собирались на соборы для защиты истинной веры Христ. от еретиков. IX. О почитании Пресвятой Богородицы 1) Нужно ли и поднимать вопрос о почитании Той, Которая названа честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов? Да, если бы среди нас, православн. людей, не было еще и смущающих нас, то вместо всяких разговоров, мы должны только взывать непрестанно: Пресвят. Боюродице, спаси нас! 2) Но смущающие нас – сектанты говорят нам, что Спаситель один, Господь, и потому де ни к кому другому нельзя обращаться со словами: спаси нас. 3) Ответим на это: да, Спаситель Христос Бог , приходивший на землю спасти род человеческий, Един: Деян. 4:12 . 4) Но Пр. Дева Богородица – Мать этого Спасителя, ибо о Ней сказано: Се, Дева во чреве приимет... Мф. 1:23. К Ней мы прибегаем не как к спасителю рода человеч. от первород. греха и проклятия, а как к Ходатаице за нас грешных и обремен. многими скорбями и болезнями пред Сыном ее и Богом нашим. Своим ходатайством Она помогает нам спастись и здесь, на земле, от бед и скорбей и в будущей жизни от вечных мук. Вот почему мы и взываем к Ней: Пресвят. Богородице, спаси нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Первые христиане еще глубже осознали прямую связь между своим богослужением и ангельской мистерией на небесах – достаточно указать на явные параллели между песнопениями, которые воссылаются небесными существами в Книге Откровения Иоанна, и традиционными аккламациями христианской евхаристической литургии. Ключевым текстом в данном случае, как для иудеев, так и для первых христиан была так называемая кедуша – библейское Трисвятое «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полна земля славой Твоей» из Книги пророка Исаии (6. 3) с прибавлением к нему стиха «Благословенна слава Господа от места Его» ( Иез 3. 12 ) и того или иного стиха из псалмов (как правило, хвалитных) или Пятикнижия ( Втор 6. 4 или Исх 15 18). Провозглашение кедуши, особенно по субботам и праздникам, и должно было выразить прямую связь между служением ангелов (ведь оба стиха из Книг пророков Исаии и Иезекииля – это и есть ангельские песнопения) и молитвой земной общины. В христианских евхаристических молитвах это стало ничем иным, как Sanctus: пением «Свят, свят, свят…» в начальной части анафоры, часто дополняемым так называемым Benedictus: словами «Благословен грядый…» (что, вероятно, является ре-интерпретацией Иез 3. 12 в мессианском ключе – и одновременно отсылает к Пс 117 ) и «Осанна в вышних» (также из Пс 117 ). Sanctus обычно обрамляется и соответствующими вступлением и заключением – например, в анафоре свт. Иоанна Златоуста они выглядят так: Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими шестокрилатии, многоочитии, возвышащиися пернатии, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! 11 . С сими и мы блаженными Силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: «Свят еси и пресвят: Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя». Таким образом, неудивительно, что идея о причастности земного служения ангельской литургии на небесах привела и к мысли об обратной сопричастности ангелов в их невидимом сослужении священнику, которое в некоторых случаях удается лицезреть тому или иному тайнозрителю. Со временем этот мотив нашел свое отражение и в иконографии; особенно явно – в образе великого входа, совершаемого не людьми, а ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Иконостас стоит на невысокой солее – в две ступени. Форма иконостаса треугольная, верхушку его венчает икона Святой Троицы. Состав иконостаса классический: в местном ряду разместили иконы святых великомучеников Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона, как одних из самых почитаемых святых. Всего икон тридцать. На четвёртом ярусе расположены иконы Божией Матери «На престоле», а по левой и правой стороне её - иконы ветхозаветных пророков Исайи и Иезекеиля. Святые архангелы Михаил и Гавриил находятся в третьем ярусе иконостаса, рядом с иконами Пресвятой Богородицы и Крестителя Господня Иоанна. Окружают Царские врата иконы Спасителя и Божией Матери «Оранта». На южных и северных вратах иконы святых: первомученика диакона Стефана и мученика архидиакона Лаврентия. Иконостасу гармонирует запрестольная икона «Великий Архиерей», выполненная местным иконописцем в том же византийском стиле. Икона большого размера, примерно 2х1,5 м и её хорошо видно, когда открыты Царские врата на восхищение всех прихожан. Храмовой иконой является икона святого великомученика Георгия Победоносца, написанная палехскими мастерами. Стены храма на высоте двух метров от пола отделаны однотонным гранитом. Пол также облицован шлифованным гранитом и имеет красивый мозаичный геометрический рисунок, изображающий круг. Около центра этого круга стоит аналой с праздничной иконой. Это создаёт особую правильность и красоту всему интерьеру храма. Вход в храм предваряет возвышенная паперть, а далее идёт большой притвор, который прилегает к внутреннему пространству храма и увеличивает его объём. Святыни храма: ковчег с частицей мощей Святого Великомученика и Победоносца Георгия; икона с частицей мощей святителя Димитрия Ростовского; икона с частицей мощей святителя Иннокентия Московского; икона с частицей мощей святителя Луки архиепископа Симферопольского; икона с частицей мощей святых мучеников Вифлеемских младенцев; икона с частицей мощей преподобного Долмата Исетского; икона с частицей мощей св. благоверного князя Петра Муромского; икона с частицей гроба свв. преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары; икона с частицей гроба преподобного Амвросия Оптинского; икона с частицей мантии преподобного Серафима Саровского; икона с частицей покрова с мощей святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца; икона с частицей гроба преподобного Германа Соловецкого. Украшением храма стала икона Божией Матери «Скоропослушница», которая была подарена храму. Икона была написана на святой горе Афон в 1895 г. и освящена в Свято-Пантилеимоном русском монастыре. Изначально эта икона находилась в одном из храмов Татарстана, когда начались советские гонения на Церковь, икону спасли верующие храма, сохранили ее и затем передали в дар Свято-Георгиевскому храму.

http://sobory.ru/article/?object=13195

(об. 18) Да покровец, Агнец на тафте на алой шиты шолкы, а около обложен тафтою синею, а по углом четыре херувимы, шиты —194— шолкы и подпись шолком же. Да другой покровец распятье Христово, с сторону Пречистая да з другую Богослов, на тафте на богровой шит шолком, а обложен тафтою алыю, по углом 4 еваггелисты да подпись болшая шолком же шита. Да в сударе ж лежит (была пелена Феодо (л. 19) сьевскые иконы) камка куфтер червчета; крест на ней, дробниц 10 серебрены позолочены, а обсажены дробници кругом жемчюгом, а подпись жемчюгом же сажена, да кругом всее пелены в две верви жемчюгом сажено, да в две верви золотом шито. Да индитья на тафте на червчетой, три святых образы шиты: Наоум да Феодор Стратилат да Мина, да обложена тафтою черныю, а по тафте шиты 12 праздников, а венцы у всех золотом шиты. Покровы на старце Иосифе три: два новы, а третей ветчян (на поле: образ шит его); ве(об. 19)нци у них и подпись золотом шиты. Да верхних покровов с кресты: покров бархат черн, а крест на нем серебром шит, да покров отлас лазорев, обложен камка си (ня?), крест на нем тафтян; покров отлас богров, крест на нем тафта червчета; покров отлас дымчет без креста; да покров ветчян отлас черн; да покров отлас богров, крест на нем тафта зелена. Да в олтаре, в книгохранилници, два блюдца цининные да миска цининна ж да кружечка камена, а покрышка оловяная. Да шесть кандей болших, что о велице (л. 20) дни звонят на обедне перед евангелием, да кружечка оловяная Осифова. (л. 21) В Богоявлении, в теплой церкви, деисус стоячей, девять икон, на гладком золоте, письмо Володимерово, Денисьева сына, да ученика их Тучково. Да восемь пророков на четырех иконах тех же икон, что в болшей церкви четыре пророкы стоять в старом приделе. Да две иконы местные, локотници болшие: святое Богоявление Феодосиева письма, обложена серебром и золочена, манастырская, а окладывал Марко старец. Да у тое ж иконы пелена бархат ал, обложена камка куфтерь; крест на пелене камка бела з золотом. Да другая пелена у тое ж иконы отлас зелен, обложена тафтою тауси(об. 21)нныю; крест на пелене на пояске на тканом прошит золом. Да другая икона Пречистая Одигитриа Дионисьева письма, манастырская ж, обложена серебром, а окладывал Марко старец. Да у тое ж иконы пелена бархат богров на червчете земле, обложена узенко бархатом черным, да на пелене крест шит золотом. Да третья икона в трапезе стоит Пречистая Одигитриа письма Дионисьева, обложена серебром, а окладывал Иона Смолиньской. Да три иконы местные болшие, на гладком золоте, а на них писаны образы преподобных. (л. 22) На тябле икон пядниц, на гладком золоте: икона Троица святая, икона О Тебе радуется, икона въскресение Христово, икона распятье Христово, икона Спас седячей, икона Пречистая Одигитриа – те обе Денисьева письма. Икона архааггел Михаил, икона стара Благовещение святыя Богородици, икона Сава Освященный, икона мученик Еустратий, икона невеличька Матфей евангелист, икона Данил Столпник, икона Алеξей чюдотворец, икона Алеξандр игумен,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По правую сторону царских врат: икона Спасителя, икона св. Благоверного князя Владимира, икона преподобного Андрея Критского и св. пророка Осии. По левую сторону царских врат: икона Божией Матери, икона св. Архангела Гавриила, в алтарной двери икона преподобного Мардария Печерского. Иконы во втором ярусе, над царскими вратами: Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе во Емауссе. С правой стороны: Рождество Христово, Воздвижение Честного креста и сошествие св. Духа на апостолов; с левой: Благовещение Пресвятыя Богородицы, Вход Господень во Иерусалим и Воскресение Лазаря. Иконы в третьем ярусе, посредине: Господь Вседержитель, сидящий на престоле. По сторонам оной, с правой: св. апостол Иаков и св. апостол Иуда. С левой: св. апостол Матфей и св. апостол Фома. В клеймах над третьим ярусом, с правой стороны: св. пророк Даниил, с левой – св. пророк Исаия. Пред иконостасом, на солеи, железная решетка с дверцами, соложенная медным поручнем, с такими же шариками. Иконостасы и иконы в других местах храма На столбах четыре резных киота одинакового стиля и характера, украшенные резьбою и виноградными колонками по сторонам; в них иконы: на первом столбе от иконостаса, с правой стороны храма – икона святителя и чудотворца Николая, писанная масляными красками по золотому чеканному фону, работы художника С. Сутьбинского. В верху киота, в клейме – икона Казанской Божия Матери. На втором столбе, по той же стороне храма – икона Успения Божией Матери в апликовой ризе. Одежда на Божией Матери низана по бархату мелким жемчугом и украшена простыми каменьями. В верху киота, в клейме – икона Архангела Гавриила. На первом столбе от иконостаса, с левой стороны храма, икона Боголюбской Божия Матери. Риза на ней сребропозлащенная, весом – 1 пуд 38 золотников. В верху киота, в клейме – икона Спасителя. На втором столбе, по той же стороне храма, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», в апликовой ризе. Одежда на Богоматери, шитая по бархату и белому глазету серебром и золотом и украшена цветными каменьями. В верху киота икона Ангела, приносящего молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

престола в средине царских врат на стороне выходящей в церковь пишется икона Благовещения Пресвят. Богородицы, а по сторонам оной в верху и в низу иконы четырех евангелистов. Налево от царских врат «северные двери» одинарные, которые служат для входа к жертвеннику, направо – двери «южные» тоже одинарные. На северных и южных дверях пишутся иконы св. Ангел, иногда пророков или святителей, но большею частью св. диаконов. Пред царскими вратами изнутри алтаря привешивается «завеса» из хорошей всего лучше шелковой материи. Эта завеса в богослужебных книгах называется различно (см. Тип. гл. 7 вечерня и утреня и гл. 9). Над царскими же вратами внутри алтаря ставится образ Спасителя или Божией Матери или какого-либо святого. Царские двери называются так потому, что через них исходит Царь Славы в виде св. даров Тела и Крови Своей (Тип. гл. 9 и 21). В Типиконе они также называются «святыми и великими» (Тин. гл. 23 и литургия Пасхи). В царские врата никто из мирян не должен входить и священнослужители через оные входят и выходят только в облачении и то только в положенное по уставу Церкви время при совершении богослужений. Один только Благочестивейший наш всероссийский Государь Император, как Помазанник Божий и верховный покровитель всероссийской православной Церкви, входит в царские врата для причащения св. Таин. Примечание. Когда входит в алтарь и исходит из оного северными и южными дверьми. См. Типикон гл. 2, 9, 22, 14 сент., 1 авг., недел. крестоп. и чин литургии Св. Иоанна Златоустог о. 15 . В иконостасе обыкновенно по правую сторону царских врат ставится икона Спасителя, по правую же сторону южных дверей – икона храмовая так, что если храм посвящен памяти какого-либо события из истории веры, то икона ставится в воспоминание того события, например Воскресение Спасителя, Преображение, Успение Божией Матери и т.д. – если же храм посвящен памяти какого либо угодника Божия – то икона того св. угодника. По левую сторону царских врат ставится икона Божией Матери; за иконами храмовою и Божией Матери, если место позволяет, ставят разные иконы, по желанию и усердию строителей храма и прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010